Тема урока «Русский язык, как историческое явление» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Русский язык 3 класс Тема: Закрепление изученного о глаголах 1 42.01kb.
Программа модуля «Русский язык» 4 1119.93kb.
Программа Учебники Цифровые образовательные ресурсы Учебно- методические... 3 541.02kb.
Республики казахстан национальный центр тестирования единое национальное... 4 662.04kb.
К рабочей программе по русскому языку 5-9 класс Рабочая программа... 1 44.37kb.
Программа курса «Русский язык» 59 6873.32kb.
Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые... 1 173.91kb.
Справочно-информационный портал «Русский язык» 1 100.01kb.
Учебников «Школа 2100» 10 3457.31kb.
А. В. Валжи (испанский язык) 18 3452.59kb.
Программа элективного курса «Русский язык как средство общения» Высокая... 8 1069.71kb.
Географические информационные системы. Образовательные ресурсы сети... 1 56.97kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Тема урока «Русский язык, как историческое явление» - страница №1/1


Бинарный урок ( история, русский язык и литература)

Тема урока «Русский язык, как историческое явление».

Цели урока. Привлечь внимание учащихся к необходимости изучения, овладения и сохранения русского языка, прошедшего длительное историческое развитие, языка межнационального и международного общения. Языка, на котором написана признанная мировым сообществом литература.

Задачи урока.

Образовательная.

- Показать изменения, произошедшие в русском языке в период с 9 по 18 вв. под влиянием объективных причин в жизни населения; связи живого русского языка и сохранении его смысловых значений в русской литературе.

-Проследить взаимосвязь времен, прослеживающихся в русском языке.

- Прослеживать связь перемен, происходивших в русском языке, в произведениях русской литературы на примере творчества А.С.Пушкина.



Развивающая.

- Развивать навык анализа и синтеза учебного материала, умение выделять главное, делать выводы



Воспитательная.

- Воспитывать уважение и развивать интерес к истории живого русского языка.



Форма проведения урока: Научно-познавательный журнал « Хочу все знать».

Оборудование урока.

I.Презентация к уроку, содержащая тему урока, вопросы темы

1. Происхождение и развитие языка (Кирилл и Мефодий: начало славянской письменности.) Древнерусский язык.

2. Изменения в русском языке, произошедшие в XV-XVIII вв. Век Просвещения в России.

3. 210- летию со дня рождения А.С.Пушкина: фразеологизмы в произведениях поэта.

Изображения букв, древнерусских построек, древнерусская подпись, книжная страница, фразеологизмы.

II. Кинофрагмент об изменениях в языке в XVIII в.

III. Шутка XI в.- задание детям прочесть текст, расставив правильно буквы.



Ход урока.

Вступительное слово учителей о целях, особенностях данного урока. Обращение внимания на отношение к русскому языку , возможно прочтение слов И.С.Тургенева о русском языке.

Сценка из «Недоросля» Фонвизина о значимости учения.

? к учащимся: « Что хотел автор сказать о роли знаний человека?»

1. Вопрос темы урока. Происхождение и развитие языка (Кирилл и Мефодий: начало славянской письменности.) Древнерусский язык.

Задание к ученикам : «Будьте внимательны. Постарайтесь зафиксировать главное.»

Раскрытие вопроса сопровождается показом презентации.

Сообщения учащихся:

- Славянская азбука Кирилла и Мефодия.

- Написание и значение букв славянской азбуки.

- Палеография 9-15 вв.

- Значение слов ( сурож, гоить, брань, загашник и т.д.)

- Сообщение о устройстве жилищ , особенностях городов, знакомство с древним значением используемых сегодня слов.



Разделить класс на группы. Задание детям

1. Как можно больше слов по теме написать без ошибок.

2. Расшифровать шутку 11 века.

Подведение итогов работы в группах.

2 Вопрос. Изменения в русском языке, произошедшие в XV-XVIII вв. Век Просвещения в России.

Презентация сопровождает сообщения учащихся:

- О мировоззренческом понимании изменений в русском языке до 20 века.

- Палеография 17-18 вв.

- Изменения в написании букв в 18 веке.

Кинофрагмент передачи Л.Парфенова о грамматике при Петре I.



Задание детям

1.Напишите фразу, из предложенных слов. В первой используйте только русские слова, во второй фразе только иностранные слова.

Франт, хорошилище, гульбище, розорище, мокроступы, бульвар, цирк, театр, калоши, идет , по, из, в, шествует, из, на.

2. Переведите с общеславянского языка на русский.

« Устами младенца глаголет истина», « Тащить убогую житуху».

Подведение итогов работы в группах.

Учитель. Свою обеспокоенность состоянием русского языка в настоящее время выразил Е Весник в «Оде русскому языку»

О, бедный мой язык родной,

О, прелесть русской речи чистой!

Кто не глумился над тобой-

Шпана, чиновники, лингвисты…

Кто бедолагу не ломал,

Не выворачивал, не мучил:

«ОблЕгчить, нАчать, взад, подкЮчил».

Ну, ладноб жулик или вор,

Иль алкаши и наркоманы,

Но педагог, но прокурор,

Но дикторы с телеэкрана!..

Рабочий и интеллигент

Родную речь как шавку, лупят:

«ОсУжденный и инцидент,

БлагА, сочуЙствовать,оглУпят».

Ну, ладно б только бюрократ-

Кувшинное тупое рыло.

Но журналист, но депутат

Язык недавно исказили.

От сердца я хочу воззвать

Ко всем, кто сын России верный:

Пора не нАчать, а начать

Язык наш очищать от скверны.

Друзья, следите за собой,

Когда по-русски говорите.

Ведь это наш язык родной -

Его для внуков сохраните!

3. Вопрос. 210- летию со дня рождения А.С.Пушкина: фразеологизмы в произведениях поэта.

Для перехода слова И.С.Тургенева « Заслуги Пушкина перед Россией велики и достойны народной признательности. Он дал окончательную обработку нашему языку, который теперь по своему богатству, силе, логике и красоте формы признается даже иностранными филологами едва ли не первым после древнегреческого.»

Презентация фразеологизмы. Слова А.С.Пушкина и их трактовка.

Истина нагая, девятый вал, за пояс заткнуть, кануть в лету, не выше сапога судить, путы Гименея.



Задание детям

Белая ворона, ижицу прописать?

Подведение итогов урока.

Список использованной литературы

1. Леонтьева А.Г.Пособие для вузов: Палеография, хронология, археология. М.,Владос,2000

2. Семенова М.Быт и верования древних славян. - СПб: Азбука- классика, 2001

3.Эд. Вартанян. Из жизни слов. М, 1960.



4. Основы философии. Пособие для студентов