Тема урока: «Географические карты» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Географические информационные системы. Образовательные ресурсы сети... 1 56.97kb.
Урока Тема урока часы Тип урока Элементы содержания 3 316.08kb.
Конспект урока по информатике учителя информатики моу «сош №4» г. 1 117.5kb.
Тема раздела. Работа с тканью. Тема урока. Натуральные волокна животного... 1 58kb.
Тема: Тема. Путешествие в страну Морфемику и Орфографию 1 58.6kb.
Урока по технологии для девочек, учащихся 8-х классов. Раздел: Рукоделие. 1 147.66kb.
Во всех магазинах и банкоматах в любой точке мира, где принимаются... 1 64.83kb.
Oh cards (карты 2 996.23kb.
Памятка "о мерах безопасного использования банковских карт" 1 69.04kb.
План урока Группа №292 Специальность 230103 «Автоматизированные системы... 1 46.72kb.
2014 год Конспект урока письма в послебукварный период. Тема урока... 1 168.32kb.
«Помогите Айболиту!» по сказке К. И. Чуковского 1 62.63kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Тема урока: «Географические карты» - страница №1/1


Урок географии в 6 классе

Учитель: Резчикова Т.Н.

Тема урока: «Географические карты».
Цели урока:
1. Сформировать понятие «географическая карта».

2. Дать общее представление учащимся об условных знаках географических карт.

3. Научить определять масштаб географических карт.

4. Определить причину искажений на карте полушарий.

5. Выработать у учащихся навыки измерения расстояний на карте с помощью масштаба.

Оборудование.
- набор глобусов трех масштабов:

1:83 000 000, 1: 50 000 000, 1: 30 000 000

- настенная карта полушарий,

- физическая карта РФ,

- карта Ярославской области,

- атласы для 6 класса,

- измерительные принадлежности,

- набор контурных карт для 6 класса,

- разрезанный резиновый мяч.
Девиз урока:
«… карта несравненно более определенная и точная вещь, чем человеческая речь устная или письменная.»

Н.Н.Баранский

(Тема урока, девиз написаны на доске.)



Ход урока.
I. Организационный момент.
Ребята, тема сегодняшнего урока: «Географические карты».

Вы познакомитесь с географической картой, начнете учиться читать географические карты, определять масштаб, сможете измерить расстояние на карте и определить расстояние на местности.


II. Повторение пройденного материала.
1. Индивидуальные задания на карточках по определению расстояний на глобусе с помощью масштабной линейки.




Измерьте расстояние от Москвы до Владивостока

М: 1: 83 000 000





Измерьте расстояние между Северным и Южным тропиками

М: 1: 30 000 000



2. Рассказать, что вы знаете о форме Земли, ее размерах.

Ответ учащегося.
3. Расскажите об изображении Земли на глобусе. Ответ учащегося.

- Какие масштабы глобусов вы знаете?


4. Решить задачу:

Ракета поднялась над Землей на высоту 600 км. Покажите в масштабе большого глобуса на какой высоте будет лететь ракета.

(Ответ: 2 см).


III. Изучение нового материала.
1. Рассказ учителя.
Вы уже знаете, что Земля имеет форму шара, а модель Земного шара называется глобусом. На нём нанесены части света, океаны, моря, реки, горы и другие географические объекты. Глобус имеет один недостаток: его трудно носить с собой, он объемный, занимает много места. Уже давно люди стали думать, как поверхность Земного шара можно изобразить на плоскости, на бумаге. Карты, на которых изображена земная поверхность, имеются. Такая карта называется картой полушарий. Составлялась карта полушарий следующим образом. Глобус нужно разрезать по одному из меридианов и полученные полушария разложить на плоскости.
2. Демонстрация.

(Выполняется примерно та же процедура, как при наложении на плоскость резинового мяча.) Посмотрите.

Учитель демонстрирует накладывание резинового мяча, разрезанного пополам, на плоскость, обращая внимание учащихся на пустоты, которые необходимо заполнять несуществующей земной поверхностью.

Вывод. Следовательно, на картах бывают искажения, которые возрастают от экватора к полюсам.
3. Закрепление.
- Чтобы убедиться в правильности вывода посмотрим, как выглядит изображение площади о.Гренландия и материка Австралия на карте и глобусе.

- Что можно сказать о размерах о.Гренландия и материка Австралия на карте?

- Что можно сказать о размерах о.Гренландия и материка Австралия на глобусе?

Вывод. Если на карте мира о.Гренландия занимает примерно такую же площадь, что и материк Австралия, то на глобусе о.Гренландия примерно в четыре раза меньше Австралии.


4. Сравнение карты и плана.
- На географических картах, как и на плане местности, земная поверхность и объекты на ней изображены условными знаками. На картах есть знаки, одинаковые со знаками планов местности: обозначение берегов рек, морей, озер, болот. Некоторые условные знаки на географических картах и планах, хотя и одинаковы, но обозначают разные объекты. Например, на планах зеленым цветом обозначены леса, а на картах таким цветом окрашены низменности.
Задание на закрепление.
- Рассмотрите, какие условные знаки физической карты полушарий одинаковы со знакомыми вам условными знаками планов местности, какие – неодинаковы.
(Приводятся примеры условных знаков.)

5. Обобщение изученного с помощью учебника.


- Что же такое «географическая карта»?

(Учащиеся находят в §10 определение, один из учеников читает вслух.)

Откройте тетради и запишите определение в тетрадь. Подчеркните отличительные черты этого понятия.
6. Работа в тетрадях.

Географической картой называют плоское сильно уменьшенное изображение земной поверхности, все объекты которой изображены условными знаками.

7. Введение нового материала учителем.


А) Разновидности карт.

- Послушайте и посмотрите, какие бывают карты.(Показ и рассказ учителя)


РАЗНОВИДНОСТИ КАРТ





ФИЗИЧЕСКАЯ

КАРТА

ПОЛУШАРИЙ

ФИЗИЧЕСКАЯ

КАРТА

РОССИИ



ФИЗИЧЕСКАЯ

КАРТА

Ярославской области

Физическая

карта

материков

Контурные

карты

Политические

карты


Б) Масштаб карты.

- Каждая географическая карта, как план и глобус имеет свой масштаб.

Что такое масштаб?

(Масштаб – это число, которое показывает, во сколько раз уменьшено или увеличено расстояние на бумаге, чем на местности)
- Давайте определим, какие масштабы у карт атласа на стр. 12, 14, 16

Сравните территории данных карт и их масштаб.


Вывод. Чем больше изображаемая территория на карте, тем мельче её масштаб.

IV. Практические работы по отработке навыков определения расстояний с помощью масштаба по географической карте.


Задание1. На доске зашифровано слово. Это название областного центра.

_ _ _ _ _ _ _ _ _


(Ярославль)
Найдите этот город на карте России.

- Какой город является столицей нашей Родины?

Отыщите его на карте России.
Задание 2.

Пользуясь масштабом карты, определить расстояние от Ярославля до Москвы.


Работа в тетради.

250 км Х 1 = 250 км - расстояние от Ярославля до Москвы.

Задание 3.
Необычайное явление наблюдали жители государства Коста-Рика в конце декабря 1997 года. Над их страной кружились «тарелки» - НЛО. Неопознанные летающие объекты одновременно наблюдали сотни человек. Уфологи до сих пор не могут объяснить это явление. Найдите это государство на карте мира и определите расстояние от него до Москвы.
Работа в тетради.

900 км Х 13 = 11700 км - расстояние от государства Коста-Рика до Москвы.
V. Закрепление материала. (Фронтально, ответы на вопросы)
1. Что называют «географической картой»?

2. Почему на географической карте неизбежны искажения?

3. Какие карты представлены в нашем классе?

4. Что вы знаете о масштабах карт?

5. Как планы местности отличаются от карт по размеру изображаемой территории?

6. Как планы местности отличаются от карт по масштабу?

7. Как планы местности отличаются от карт по подробности изображения местности?

8. Что общего и чем отличаются карта полушарий и карта нашей Родины?


VI. Задание на дом.

Подготовить §10, устно ответить на вопросы стр.36


VII. Итоги урока.

Сегодня на уроке мы познакомились с новым наглядным пособием – географической картой, узнали некоторые разновидности карт по охвату территории, по содержанию, по масштабу, узнали, по какой причине на картах бывают искажения, а также потренировались в определении расстояний между объектами на различных картах с помощью масштаба.



Выставление оценок за урок.