Тема: Приемы создания комического на примере рассказов М. Зощенко - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Тип Членистоногие. Класс Паукообразные. Особенности строения и жизнедеятельности... 1 75.6kb.
Исследовательская работа Тема работы: «Исследование особенностей... 1 41.75kb.
Блок 1 Модуль 4 1 69.77kb.
Тема: «Путешествие по Солнечной системе» 1 106.42kb.
Рассказывается о наиболее популярных сервисах для создания бесплатных... 1 15.07kb.
Конспект урока по биологии 6 класс Тема: Плод. Разнообразие и значение... 1 78.01kb.
Живы ли сегодня чеховские герои? (Мотивы произведений А. П. 1 47.93kb.
Учебника: учебник 3 класса (часть 2) М. И. Моро. • Тема: «Приёмы... 1 173.93kb.
А. А. Межсекторальное партнерство в решении экологических проблем... 1 35.32kb.
Теоретические основы создания информационного общества 4 642.08kb.
5 Основы создания web-страниц средствами языка разметки гипертекста... 1 161.59kb.
Консультация для родителей 1 36.13kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Тема: Приемы создания комического на примере рассказов М. Зощенко - страница №1/1


«Мир уцелел, потому что смеялся»
Урок русского языка (развитие речи) и литературы (6 класс)
Тема: Приемы создания комического на примере рассказов М. Зощенко
Цель: - в ходе совместной аналитической работы помочь обучающимся найти основные приемы создания комического эффекта, чтобы на их основе создать свое смешное произведение

Задачи: - совершенствовать навыки анализа художественного произведения;

- развивать артистические способности;

- способствовать развитию умения выделять главное;

- прививать интерес к чтению смешных произведений;

- воспитывать чувство неприятия таких отрицательных черт характера, как мелочность, лицемерие, невежество, грубость

Предварительная подготовка: - чтение учащимися рассказов М. Зощенко;

- инсценировка рассказов М. Зощенко «Стакан» и «Любовь»;

- оформление выставки иллюстраций к произведениям М. Зощенко

Оформление доски


Юмор –
Сатира –


Название урока
Эпиграф

«Солнышко»




Предложения из рассказа «Стакан» с нейтральными словами



Эпиграф - О, смех великое дело! Ничего более не боится человек так, как смеха… Боясь смеха, человек удержится от того, от чего бы не удержала его никакая сила. (Н. В. Гоголь)

Юмор – (англ.) изображение чего-то в смешном, комическом виде. В отличие от сатиры юмор не обличает, а весело вышучивает.

Сатира – (лат.) обличение людских пороков и недостатков жизни, отрицательных явлений действительности.

На «солнышке» - несоответствие

- несуразица

- нелепость

- неожиданность

- антитеза

- гипербола

- сочные эпитеты

- говорящие фамилии

- сниженная, неверная речь


Ход урока

I. Актуализация темы

Добрый день! Садитесь! Здрасьте…

Я приветствую всех вас.

Пусть кипят сегодня страсти,

Искры сыплются из глаз!

В этом классе каждый гений:

Есть актеры, есть чтецы.

Будут здесь десятки мнений…

Мне помогут храбрецы.

Дверь давно уже закрылась,

Перед этим был звонок,

Мышка в норочку забилась…

Вот теперь начнем урок!



(У учителя за спиной маленький рюкзачок, в котором виден свиток. Учитель достает его и, торжественно разворачивая, обращается с серьезным лицом ко всем)

- Позвольте мне объявить о цели своего визита и зачитать официальное обращение к вам, ученикам 6 класса. (Удивленно) Но что это? Весь вчерашний день писала, и на тебе! Ребята, может быть, кто-то из вас на перемене случайно прихватил кое-что с моего стола? Пропали … прилагательные. Да, я ищу имена прилагательные. Извините меня за подозрения, наверное, я так торопилась на урок, что все прилагательные растеряла по дороге. Как же выйти из этого положения? Может, вы мне поможете? (Ребята предлагают свои варианты прилагательных, из них учителю надо выбрать 12 самых неожиданных и нелепых)

Я, Мордань Наталья Юрьевна, … и … учительница … ГБОУ СОШ №879, пришла в ваш … и … класс, чтобы провести … урок русского языка литературы. Я рада приветствовать … гостей, счастлива видеть … лица мальчиков и … мордашки девочек. У меня … настроение, дрожат … руки, но пока еще поворачивается … язык. А потому я объявляю, что наш урок называется «Мир уцелел, потому что смеялся».

- А почему вы, ребята, смеялись? Что вызвало ваш смех? Какие существуют приемы, которые могут рассмешить человека?

Итак, наша цель:

Постараться рассмеяться

(Ведь смеяться не грешно).

Рассмеявшись, докопаться,

Почему нам так смешно.
II. Самоопределение к деятельности

Конечно, со смешным вы уже сталкивались в своей жизни - будь то забавный случай, произошедший лично с вами, чей-то смешной рассказ или литературное произведение. Юмор - не только плод авторского воображения, это и сердцевина народного творчества. Сколько забавного мы встречаем в сказках, небылицах, загадках.

- Почему же слово может вызвать смех? И в чем сила смеха? Обратите внимание на эпиграф к сегодняшнему уроку. Как вы понимаете его смысл? (Человек боится быть осмеянным. И он старается не совершать того, что может вызвать насмешку окружающих; смех удерживает людей от плохого, а, значит, делает лучше)

- Какие произведения вызывают ваш смех? (Юмористические и сатирические)

- Что такое юмор, сатира? (Открыть записи на доске)

- Вспомните известные вам юмористические и сатирические произведения?

- Какие же художественные средства используют авторы, чтобы вызвать смех? Попробуем их отыскать и оставить себе на память в нашем справочнике, чтобы активно их использовать, когда будем превращаться в писателей. (Учитель рисует у солнышка лучи и некоторые из них подписывает: «несуразица», «неожиданность», «несоответствие»…)
III. Работа по теме урока

На урок я так спешила,

Что забыла про журнал.

Я с собой рюкзак тащила,

А он взял вдруг и пропал.

Оборудовать урок

Он бы мне сейчас помог

Поищите его, детки!

Дам за это две конфетки!

(Ребята ищут заранее спрятанный рюкзак, находят его, учитель еле втаскивает его на стол, просит учеников помочь).

- А теперь почему вам смешно? (Неожиданность, несоответствие, преувеличение (гипербола)).

Вот для всех моя загадка:

В рюкзаке-то что? Палатка?

Ручки? Книжки? Кирпичи?

Иль еда для саранчи?



(Ребята фантазируют. Учитель достает предметы)

- Это не просто предметы, это герои рассказов М. Зощенко. А вот каких, попробуйте отгадать сами. (Учитель достает предметы, ребята отгадывают название рассказа, а заранее подготовленные ученики зачитывают небольшие отрывки из рассказов М. Зощенко)



Пирожное - «Аристократка»

Григорий Иванович шумно вздохнул, вытер подбородок рукавом и начал

рассказывать: - Я, братцы мои, не люблю баб, которые в шляпках. Ежели баба в шляпке, ежели чулочки на ней фильдекосовые, или мопсик у ней на руках, или зуб золотой, то такая аристократка мне и не баба вовсе, а гладкое место.

А в свое время я, конечно, увлекался одной аристократкой. Гулял с ней и

в театр водил. В театре-то все и вышло. В театре она и развернула свою

идеологию во всем объеме.



Три рубля – «Узел»

Воровство, милые мои, - это цельная и огромная наука.

В наше время, сами понимаете, ничего не сопрешь так вот, здорово

живешь. В наше время громадная фантазия требуется.

Главная причина - публика очень осторожная стала. Публика такая, что

завсегда стоит на страже своих интересов. Одним словом, вот как бережет свое имущество! Пуще глаза!



Галоша - «Галоша»

Конечно, потерять галошу в трамвае нетрудно. Особенно, если сбоку поднажмут да сзади какой-нибудь архаровец на задник наступит, - вот вам и нет галоши. Галошу потерять прямо пустяки. С меня галошу сняли в два счета. Можно сказать, ахнуть не успел. В трамвай вошел - обе галоши стояли на месте. А вышел из трамвая - гляжу, одна галоша здесь, на ноге, а другой нету. Сапог - здесь. И носок, гля­жу, здесь. И подштанники на месте. А галоши нету.



(Учитель вынимает из рюкзака стакан)

- Знаком ли вам этот предмет? Представьте, что вы пригласили в гости друга, а он во время чаепития случайно разбил стакан, даже собственно не разбил, а всего лишь на стакане появилась трещина. Как вы поступите? А как поступили бы на месте гостя? (Извиниться; это пустяк; разбился на счастье). Совершенно иначе поступают герои М. Зощенко. А как, это мы сейчас увидим. Чтобы вы не ломали голову над тем, кто такой деверь, поясняю: деверь - это брат мужа.

(Инсценировка рассказа М. Зощенко «Стакан»)

Вы так живо отзывались на рассказ, что и не надо спрашивать, понравился ли он вам. Смех - высшая оценка.

- К каким произведениям вы бы отнесли этот рассказ, к юмористическим или сатирическим?

- Что же высмеивает писатель? (Мелочность людей)

- Что стало причиной ссоры? (Пустяк)

- А как вы думаете, ребята, в жизни такое могло случиться? Зачем же писателю потребовались такие преувеличения? (Гипербола)

Чтобы высмеять человеческие пороки, художник выбрал такую ситуацию и так ее преподнес, чтобы мы рассмеялись, осуждая недостойное поведение людей. Чем больше мы смеемся над грубостью, невежеством героев, тем … продолжите мою фразу!

- … тем менее хотим на них походить!

- Смех вызвала и речь героев, их язык. Что можно о них сказать? (Слова грубые, их неправильное употребление) - Какие фразы запомнились?

- Да, у героев Зощенко речь часто неправильная, лексика грубая. Разве писатель не знал хороших слов? Знал! Но он использовал таким образом еще один литературный прием - сниженная, неверная речь. (Анаколуф)

- Теперь представьте, что вы «переводчики». Ваша задача - перевести слова нейтральной лексики на лексику разговорного стиля. При этом постараемся передать язык героев рассказа «Стакан».

а) Об эту сахарницу, об ручку я прибор и стукнул. Никак, батюшка, стакан разбили (тюкнул, глохнул, расколотил, кокнул …)

б) А народу пришло множество (привалило, приволоклись, приперлось)

в) А деверь больше других возмущается (орет, ругается, перечит, наезжает, в бутылку лезет, колбасится).

По утверждению Д. Свифта, о человеке можно судить по его языку. Вот мы и судим: то есть оцениваем человека и в данном случае осуждаем.

Герои Зощенко безобразны и потому смешны. А мы уже убедились: чем больше люди будут смеяться над грубым и глупым героем, тем менее захотят быть на него похожими.

Мы забыли еще об одном приеме создания комического эффекта. Маляр скончался, а вдова пикничок на 40-й день устроила. Это же несуразица: повод печальный, а устраивается пикничок. Вещи эти несовместимые. Одно отрицает другое. Какой это прием? Повод пустячный, а дошло до суда. Но герой грозит обидчикам ни больше, ни меньше - трибуналом. Противопоставление - антитеза.

Очень смешна антитеза: «…ничего я на это не ответил, только говорю…» (дооформить солнышко)


IV. Подведение итогов

Мы сегодня хорошо поработали, часто смеялись.

- Почему смех помог миру уцелеть?

Как утверждал латинский поэт Жан Батист де Сантель, «смех исправляет нравы». И люди становятся добрее, терпимее друг к другу.

Мы сегодня посмеялись

И немного разобрались

Как создать смешной рассказ,

Вам спасибо, шестой класс.

И сейчас вас всех артисты

Удивят. И очень быстро!



(Инсценировка рассказа М.Зощенко «Любовь»)
V. Рефлексия. Домашнее задание

- По моему сигналу попрошу тех, кому было сегодня скучно, лечь на парту, а тех, кому было весело – поаплодировать.



- А где могут вам пригодиться приемы создания комического, сверкающие на нашем солнышке? (Когда захотим кого-то рассмешить, для написания смешного рассказа)

Вот и попробуйте дома проявить фантазию и создать свой смешной рассказ.