Тема : Урок развития речи - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Игры и упражнения для развития речи младших дошкольников 3 500.76kb.
Урок развития речи) (Подготовка к сочинению) 1 71.09kb.
7 класс Тема: Построение Звёздного неба. Тип урока: урок развития... 1 66.87kb.
Урок русского языка. 5 класс. Тема: «Употребление имен существительных... 1 59.4kb.
Урок в 5классе Тема: «Синонимы» (второй урок) Цель: закрепить понятие... 1 40.84kb.
Тема: Тема. Путешествие в страну Морфемику и Орфографию 1 58.6kb.
Урок. Тема: внутренние воды южной америки. Продолжительность: 1 урок... 1 95.9kb.
Урок в 6 классе на тему: «сами писанки расписываем» Тема урока рассчитана... 1 75.69kb.
Этапы развития речи 1 74.88kb.
Домашняя логопедия 1 24.69kb.
Урок игра Тема: Обобщающий урок по теме «Класс Рыбы, Земноводные... 1 66.68kb.
Сочинение описание «Прошлое и настоящее моей улицы» 1 18.96kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Тема : Урок развития речи - страница №1/1


5  класс   - русский  язык                              

Тема: Урок  развития  речи.

Описание предметов   на  картине  Ф.П.Толстого «Цветы, фрукты, птица»

Цель урока: Учить описанию картины (натюрморта); формировать умение строить текст в определённой композиционной форме, определять основную мысль сочинения,расширить словарный запас обучающихся, воспитывать творческую активность, эстетическое восприятие окружающей действительности и произведений живописи; развивать способность точного употребления слов в устной и письменной речи. 

 Оборудование: Мультимедийное оборудование, тетради по развитию речи, карточки с заданием.

                                            Ход  урока.


  1. Орг. момент.

- Подготовка к уроку.

- Доброе утро, дорогие ребята! Сегодня у нас урок развития речи. Мы будем учиться описывать картину.

- Запись в тетрадях:

Число.

Классная работа.

Подготовка к сочинению.


  1. Слово учителя: Рассматривая картину, нужно стремиться понять замысел художника, попробовать оценить, насколько ему удалось этот замысел реализовать. Вот почему наша задача – научиться рассказывать о том, что и как изображено на картине. А поговорим мы о картине известного русского художника Федора Петровича Толстого.

  2. Слайд: Портрет художника

Сообщение о художнике. Рассказывает ученик.

Фёдор Петрович  Толстой  - замечательный  русский художник  и  скульптор. Родился  в  семье  графа П.А.Толстого в 1823 году. Будущий   художник, как  было  принято в  то  время, с  рождения  был  записан  в  Преображенский  полк  в  чине  сержанта. После  окончания  Морского корпуса  в  1802 году  молодой  мичман  Фёдор  Толстой  поступил в  Академию  художеств, где  потом    долгие  годы  преподавал. Прожил долгую жизнь. В  последние  годы  жизни  художник  потерял  зрение. Скончался  великий  мастер  в  1873 году.

Федор Петрович Толстой, известный медальер (Медальер – художник, вырезывающий медали), скульптор, рисовальщик и акварелист, был человеком большой культуры, художником разносторонних профессиональных интересов.

Его способности к рисованию проявились очень рано. Прекрасно рисовала и старшая сестра Толстого, Вера Петровна, а мать, хотя и не обладала талантом художницы, искусно вышивала пейзажи и чудесные цветы.

Кроме живописи Ф.П. Толстой увлекался энтомологией (Энтомология – наука, изучающая жизнь насекомых) и был «образованным ботаником».

Наиболее самобытную область творчества Толстого составляет большая коллекция акварелей с блистательным изображением цветов и фруктов. Художник рисует стрекоз, бабочек с фантастическими крыльями, птичек с необычным оперением.

  1. Слайды: Картины художника

Словарная работа. Натюрморт.

- Что изображено на картинах? (Различные предметы: цветы, ягоды, вазы, птички).

Попробуйте закончить стихотворение.

Если видишь на картине


Чашку кофе на столе
Или морс в большом графине
Или розу в хрустале
Или бронзовую вазу
Или грушу или торт
Или все предметы сразу
Знай что это… «натюрморт».

- Правильно. Картина, на которой изображаются различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.) называется натюрморт.

Сегодня мы познакомимся с жанром живописи, который называется натюрмортом.

Слайд: Натюрморт. Запись определения в тетрадь.

Слово учителя: Натюрморт – слово французское, и значит оно буквально – «мертвая природа». Это картины, на которых изображены различные предметы, фрукты, цветы или снедь (рыба, дичь и т.д.).

Впервые натюрморт появился в Голландии в начале 17 века. В России этот жанр живописи стал известен сравнительно поздно – в 18 веке.

Натюрморты, написанные когда-то художниками, не только запечатлели вещи, они очень многое могут рассказать нам об их владельцах, о жизни и быте эпохи, о людях и их привычках.

Изображение прекрасного мира вещей и даров природы увлекало очень многих живописцев, и в каждом натюрморте – мир глазами художника.

Остановим свое внимание на картине «Цветы, фрукты, птица» Слайд

  В  этой  картине  заключена  удивительная  тайна. Её  могут  открыть  только  внимательные  зрители.

 

- О  чём   же  эта  картина? Ответы учащихся. О  красоте  живого  мира. О  растениях, цветах  и  живых  существах – птицах, бабочках, мушках, гусеницах, которые  все  вместе  и  составляют  этот  живой  мир.

5. Работа с таблицей. Учитель чертит на доске, ученики в тетрадях.

План

Рабочие материалы







Цветы




Фрукты




Птица













  1. Физ. минутка Психогимнастика Чистяковой «Цветок» (под музыку дети выполняют движения по указанию учителя: «На солнечной полянке проснулось семечко цветка, появился росток.  Встали, вышли из-за парт. Его обогревало солнышко, поливал дождик, росток рос и появился нежный бутон. Вытянулись, встали на цыпочки, подняли руки вверх. В один прекрасный момент бутон распустился круговые движения руками, и цветочек увидел яркое солнце, мягкую травку и своих соседей, таких же прекрасных и благоухающих цветов. Посмотрели на соседей. Цветочек обрадовался и кивком головы поприветствовал соседей. Кивнули им. Они стали вместе, дружно цвести и радовать друг друга. Протянули, пожали друг другу руки.»)

  2. Работа с таблицей.

Итак, перед нами натюрморт Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

- Какие главные предметы изображены на картине? Цветы, фрукты, птица

- Что поместил художник в центре своей картины?

( В центре картины - стеклянная ваза с красивыми белыми и нежно-розовыми цветами на длинных стеблях. Причудливо изогнуты узкие темно-зеленые листья. Оранжевая настурция дополняет этот изысканный букет.)

- Как художник показывает прозрачность воды в вазе?

(Отчетливо виден каждый стебель цветка, сквозь стекло просвечивает фон картины)

-Все предметы расположены на столе. Что мы видим на самом краешке стола, перед вазой?

( На самом краешке стола лежат веточки красной и белой смородины. Ягоды кажутся подсвеченными. Они свежие и прозрачные, внутри видны зернышки.)

- Что изобразил художник на картине слева?

(Два спелых краснобоких яблока. От третьего осталась половинка. На бело-розовой мякоти видно темно-коричневое семечко. )

- Что мы видим справа от вазы?

(Рядом с вазой лежит румяное яблоко. За ним – большая кисть спелого винограда. Крупные ягоды, темно-синие в тени и голубоватые на свету, кажется, брызнут сейчас сладким соком.

На верхней части виноградной кисти сидит изящная птичка с необычным оперением. Она наклонила свою голубую головку к яблоку, и что-то высматривает на его блестящей кожице. Может быть, увидела муху, которую привлек аромат спелого плода?)

- Что еще на картине привлекает ваше внимание?

(Слева и справа от букета Ф.П. Толстой изобразил красивых бабочек, которые порхают над цветами и фруктами.)

- Какой фон выбрал для своего натюрморта художник? Почему?

(Желтый фон создает впечатление, как будто все предметы освещены темным летним солнцем, согреты его яркими лучами.)

-Итак, мы увидели, что в картине очень важно, где и как расположил предметы художник, какие цвета подобрал для того, чтобы полнее и глубже выразить свое отношение к изображенному.

- Посмотрите, пожалуйста, на таблицу. Для чего мы оставили свободное место? (Вступление, заключение)

- Работа в парах по карточкам: составить предложения из данных слов для вступления:



  1. Фёдор Петрович  Толстой  - замечательный  русский художник  и  скульптор. Прокомментировать тире.

  2. Передо мной его натюрморт «Цветы, фрукты, птица».

  3. Картина рассказывает нам о красоте живого мира.

- О чем мы должны сказать в конце сочинения? (Свое мнение о картине)

Игра  «Подбери  слово»

  Я  буду  называть  2 слова, а вы  выберете  из  них  одно, наиболее  подходящее  к  этой  картине.

 Какая  это  картина?

Радостная, унылая? (красивая, нарядная)

Сказочная, скучная? (необыкновенно  красивое  сочетание  красок)

Тревожная, спокойная? (полная  гармония  цветов  и животных)



Загадочная, обычная?

- Если мы будем передавать содержание картины другим людям, то какой тип текса используем? (Описание)

- Какое – деловое или художественное? (Художественное. Картина - произведение искусства.)

- Что вы чувствуете, когда смотрите на эти картины? (Удовольствие, радость, наслаждение, теплоту, свежесть букетов и их запахи)

- Какова же будет главная мысль нашего описания? ( Мир, окружающий человека, прекрасен, только надо уметь видеть эту красоту.)                     

8. Орг. момент.

- Дом. зад.: упр.317

- Выставление оценок за урок.

Самоанализ урока.

Федор Петрович Толстой - один из интереснейших и своеобразнейших художников первой половины XIX века - родился в 1783 году в Петербурге в семье начальника Кригс-комиссариата и по обычаям того времени был сразу записан сержантом в Преображенский полк. Родители, мечтая видеть сына военным, отдали мальчика в полоцкое Иезуитское училище, а затем в Морской корпус. Художественные способности юноши обнаружились очень рано. Занимаясь в корпусе, Ф. П. Толстой в качестве вольнослушателя начал посещать Петербургскую Академию художеств. Постепенно зрело желание стать профессиональным художником, но для этого необходимо было подать в отставку, отказаться от военной карьеры, приготовиться к гневу родителей, семьи, разрыву с родственниками, знакомыми. Только беспредельная любовь к искусству, мужество позволили решиться на такой поступок. В 1804 году он подал в отставку. Для молодого художника началась жизнь, полная лишений и трудностей.

В Академии художеств Толстой обучался скульптуре у профессора И. П. Прокофьева, здесь же он подружился с Кипренским, советами которого руководствовался в рисовании гипсов.

Художник с увлечением копирует античные статуи, изучает древнюю историю, нравы и обычаи людей далекого прошлого. Искренняя и глубокая любовь к античному искусству, зародившаяся еще в юности, в дальнейшем пройдет через весь его творческий путь. Исключительным талантом и трудолюбием Толстой быстро добивается успехов. Первые работы художника - рисунки и барельефы на античные темы. Так, в 1806 году он исполнил рисунки "Доверие Александра Македонского врачу Филиппу", "Суд Париса", "Борьба Геракла" и другие (ГРМ). За восковой барельеф "Триумфальный въезд Александра Македонского в Вавилон" (1809, Гос. Эрмитаж) Ф. П. Толстой избирается почетным членом Академии художеств.

Медальерное дело, скульптура и графика, а позднее живопись и декорационное искусство - почти в каждой области художественного творчества проявил себя этот самобытный и яркий мастер. Его ранние работы, горельефы из розового воска - "Мальчик под покрывалом", "Купающиеся дети" (оба 1808-1809, Тверская областная картинная галерея), "Душенька" (1808-1809, Гос. Эрмитаж) - свидетельствуют о большом профессионализме. Красотой линий, плавностью очертаний, мягкостью и выразительностью лепки отличается фигура Душеньки. Знание натуры, великолепное владение секретами восковой техники отмечали современники в его горельефах.

Совершенно особое место в творчестве раннего периода занимают восковые портреты - небольшие по размерам профильные изображения, выполненные в невысоком рельефе из светлого, желтого и розового воска на черной доске или стекле. Если в ранних портретных барельефах скульптор стремится к выражению напряженной внутренней жизни своих персонажей (портрет А. Ф. Дудиной, портреты братьев), то в поздних он идет по линии обобщения и типизации образов, проявляя большую свободу в использовании художественных средств (портреты К. А. Леберехта, П. А. Толстого и др.).

Начало работы художника как медальера связано целиком с Петербургским Монетным двором, куда в 1810 году он получил назначение. Медаль, по его мнению, должна быть ясной и доходчивой, "чтобы каждый мог понять сразу, по какому поводу она выбита".

"Сочинение поручаемых мне медалей, - писал Ф. П. Толстой, - я полагал производить в античном греческом виде, как лучшем в изящных искусствах, строго соблюдая верность обычаев, костюмов, местности и страны того времени и тех лиц, при которых совершилось долженствующее быть изображенным на медали известное событие..."

В 1809 году появляется первая медаль "В память просветительной деятельности Чацкого", исполненная в лучших традициях классицизма, а в 1813-1817 годах - медали, среди которых и наградная медаль воспитанникам Академии художеств. Все они отличаются классической строгостью композиции, красотой контуров, плавностью ритмов и точностью рисунка. Долго и упорно работая в области медальерного искусства, Толстой создал учение о том, "чему и как должен учиться тот, кто желает быть художником-медальером, а не медальером-мастеровым".

Подлинную славу и известность художник снискал после создания серии медальонов на темы Отечественной войны 1812 года. "Я русский и горжусь сим именем, - писал Ф. П. Толстой в дни Отечественной войны, - желая участвовать в славе соотечественников, желая разделить ее... я дерзнул на предприятие, которое затруднило бы и величайшего художника. Но неслыханная доселе слава наших дней... может и посредственный талант так одушевить, что он вниидет во врата грядущих времен... я решился передать потомкам слабые оттенки чувств, меня исполнявших, пожелал сказать им, что в наше время каждый думал так, как я, и каждый был счастлив, нося имя русского".

Важно отметить, что эту работу, продолжавшуюся более двадцати лет, художник делал не по заказу или просьбе высокопоставленных лиц, а исключительно из искренних патриотических побуждений. Знаменитейшие военные действия он увековечил не портретами генералов, а фигурами, символически изображающими русское войско и народное ополчение. Он тщательно изучил подробности сражений, читал записи военных специалистов, беседовал с ветеранами войны. Сохранившиеся рисунки и эскизы дают возможность проследить творческий процесс работы над каждой композицией и убеждают в том, что лаконизм и выразительность художественного языка достигнуты художником ценой больших исканий, настойчивым и упорным трудом. Ему удалось добиться того, что "всякий, смотря на готовую медаль, мог узнать, не прибегая к подписи, на какой случай она выбита".

Медальоны Толстого очень разнообразны по сюжетам и решениям. Основное место в них занимают крупнейшие битвы и сражения Отечественной войны. Сама действительность определяла характер сюжетов и композиций медальонов, давала направление творческой мысли художника. Глубокая и тесная связь с реальной жизнью наполняла работы Толстого взволнованным и искренним чувством.

Медальоны Толстого приобрели широкую известность не только в России, но и за границей. Он был избран членом почти всех европейских академий художеств. Расцвет творчества художника совпал с периодом его наиболее интенсивной политической и гражданской деятельности. Подобно многим передовым людям своего времени, Толстой мечтал о широких преобразованиях, об изменении социальных порядков. В 1816 году он был вовлечен в движение масонов, позднее участвовал в организации так называемых "ланкастерских школ", целью которых было распространение грамотности среди населения.

Общественная деятельность подготовила Толстого к вступлению в 1818 году в тайное общество - Союз Благоденствия, где он был не рядовым участником, а одним из руководителей - председателем Коренного Совета. Толстой не пошел до конца за декабристами, однако сохранил свои убеждения, смелость и широту взглядов. Об этом свидетельствуют поданные Николаю I в 1826 году две записки Толстого, в которых он мужественно выступает в защиту достоинства человеческой личности, обрушивается с резкой критикой бессмысленной муштры и палочной дисциплины в армии, гневно осуждает крепостное право и бюрократический произвол. Художник принимал самое активное участие в освобождении Шевченко, добиваясь его амнистии.

Напряженная общественная деятельность не помешала художнику заниматься любимым искусством. В 1816 году он исполнил из воска четыре барельефа к "Одиссее" Гомера (ГТГ). Эти барельефы представляют наиболее ценную часть скульптурного наследия художника. Тонкое понимание и знание античности, глубокое проникновение в мир пленившей его древнегреческой жизни помогли художнику воскресить страницы далекой истории во всем поэтическом очаровании и жизненной убедительности.

Помимо медальонов и барельефов, Толстой создал несколько скульптур. В 1822 году мастером была выполнена "Голова Морфея" (терракота, ГРМ), в 1839 году "Бюст Николая I" (мрамор, ГРМ), в 1848 году "Голова Христа" (гипс, ГРМ; мрамор, ГТГ). В 1849 году за заслуги в области скульптуры Совет Академии художеств утвердил его в должности профессора.

Большое место в творческом наследии художника занимают и иллюстрации к поэме И. Ф. Богдановича "Душенька". Тринадцать лет продолжалась работа над рисунками (1820-1833, ГТГ), по которым впоследствии были созданы резцовые гравюры. В этих листах проявилось блестящее мастерство Толстого в использовании линии, характерное для всего творчества художника. Линия, контур явились для него основным средством художественной выразительности. В его руках линия упруга, точна, она то усиливается, то приближается и исчезает, создается полнейшее ощущение объемности, материальности фигур и предметов. Различный характер линий дает художнику возможность с предельным лаконизмом решать пластические и пространственные задачи.

Иллюстрации Ф. П. Толстого к "Душеньке" - венец графического мастерства художника. В них отразились лучшие стороны его рисовального искусства - виртуозность и точность рисунка, легкость линейных ритмов и их музыкальность, красота контуров.

Толстой известен также как сочинитель балетов и опер, как художник-декоратор. В 1838 году он выполнил декорации, эскизы театральных костюмов и большое количество рисунков, фиксирующих различные танцевальные па, к балету "Эолова арфа", а в 1848 году - к балету "Эхо".



Скульптуру, медальерное дело и графику Толстой считал самым важным своим занятием. Им он отдавал все творческие силы и время. В редкие свободные от основной работы часы художник вырезал из черной бумаги различные силуэты. Независимый от официальных господствующих вкусов, не связанный требованиями заказчиков и Академии, Толстой выполнял силуэты для себя и своих друзей. Здесь особенно ярко сказались его реалистические устремления, интерес к окружающей жизни. Написал Толстой и несколько картин: "Семейный портрет" (1830, ГРМ), "За шитьем. В комнатах" (ГТГ), "Варвик" (1853, не сохранилась) и "Вид дачи Марковиль в Финляндии" (1855, ГТГ).

Умер Федор Петрович Толстой 13 апреля 1873 года в возрасте девяноста лет. Большую, наполненную трудом жизнь прожил этот замечательный художник. Он оставил о себе яркую память. Его произведения, созданные более ста лет назад, живут и в наше время, радуя зрителей замечательным мастерством.