Свет Ясной Поляны - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Свет Ясной Поляны - страница №1/1


Отдел образования и молодежной политики Вурнарского района

МОУ «Вурнарская средняя общеобразовательная школа №1»




Тема. Свет Ясной Поляны.

Учитель: Буславская Маргарита Викторовна


Открытый урок дан на методическом объединении

учителей русского языка и литературы

на базе ресурсного центра

Вурнары, 2007 г.



Тема. Свет Ясной Поляны.

И.Толстой.


Цель: подвести итог занятиям о жизненном пути Л.Н. Толстого, о нравственных поисках писателя, их значении для его современников и читателей наших дней.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проект.

При подготовке урока класс разбивается на группы, каждая из которых получает задание. Самостоятельные ответы на вопросы готовят и некоторые учащиеся.

Предлагается создать семь групп:


  1. группа исторического комментария (готовит и оформляет к уроку опорный конспект (ОК) — «Историческая эпоха. Развитие литературы, искусств и науки второй половины XIX века».) Одному из учащихся поручается сделать обоб­щенное сообщение по данному вопросу);

  2. искусствоведов (сбор иллюстративного материала и музы­кальное оформление урока. Индивидуальные задания—рассказать об одном из портретов Толстого);

  3. мемуаристов (подбор цитат из воспоминаний современ­ников);

  4. архивная группа (работа с дневниковыми записями Толстого, анализ сгруппированных по годам выдержек, позволяющих проследить формирование личности Толстого, его
    идеи нравственного самосовершенствования);

  5. любителей поэзии (подбор стихотворений о Толстом, рас­крывающих различные грани его жизни и творчества);

  6. экскурсоводов для организации заочной экскурсии в Ясную Поляну.

Слово учителя. Ребята, сегодня мы проведем урок, завершающий цикл бесед о жизненном пути великого русского писателя Л.Н.Толстого. Мы знаем, не будь в истории России этого человека, в духовном наследии нашего народа осталось бы что-то не изученным, не пройденным. Стихия толстовского гения созвучна без­брежному морю. Читаешь его и погружаешься в глубины челове­ческой души, воедино слитой с природой. Каких бы сторон жизни ни касался этот поразительный художник, живописал он широко, по-человечески мудро и просто.

Вся жизнь Толстого была борьбой, протестом против всякого зла и насилия, все его творчество служило утверждению высоких нравст­венных идеалов. Не изучив и не поняв его жизни, нельзя по-настоящему осмыслить и творчество великого писателя. Таков лейт­мотив нашего сегодняшнего урока о Л.Н. Толстом — «Свет Ясной По­ляны» (так называется книга правнука писателя И. Толстого).

Давайте же вместе попытаемся разобраться, чем близок и дорог нам этот замечательный человек.

Работать мы будем по группам. К работе приступает 1 группа. Она даст ответы на вопросы:



Свидетелем каких исторических событий был писатель ?

На какие годы падает расцвет его творчества?

С кем из выдающихся людей Л, Я. Толстой общался?

Используя хронологическую таблицу учебника по литературе, ученик называет целый ряд дат и событий, служащих ответом на первый вопрос. В их числе: годы смерти А.С. Пушкина (1837), М.Ю Лермонтова (1841), Н. В. Гоголя (1852), 1854 — Н. Г. Чер­нышевский, сотрудник «Современника», 1853-56 — Крымская вой­на, 1855 — смерть Николая I , 1861 — «Крестьянская реформа», 1866 — покушение Д. В. Каракозова на Александра II; 1871 — Парижская коммуна, 1876 — возникновение общества «Земля и во­ля», 1877^78 — русско-турецкая война; 1881 — смерть Александра II , 1887 — попытка покушения на Александра III; 1904-05 — рус­ско-японская война, 1905 — 9 января. Кровавое воскресенье.



После работы со справочным аппаратом второй ученик делает сообщение по опорному конспекту (ОК), созданному группой исторического комментария: «Историческая эпоха. Развитие литературы, искус­ства и науки второй половины XIX века». Опорный конспект пред­ставляет собой нарисованный на бумаге круг, разбитый на семь-девять секторов (разделов). В каждом из разделов записаны по пять-семь известных имен современников Л.Н. Толстого: писате­лей-классиков (как русских и представителей других народов Рос­сии, так и зарубежных), крупных поэтов, литературных критиков, ученых, художников, композиторов, режиссеров и актеров. В самом центре — портрет Л. Толстого, вокруг которого — на радиусах -приведены знаменательные даты в истории того времени.



Вывод - обобщение старшеклассники записывают в тетради: «Лев Толстой был участником и свидетелем многих важных исторических событий. Историческая обстановка была очень сложной и противо­речивой, что не могло не сказаться на взглядах и учении Толстого».

Расцвет творчества писателя приходится на 50-е годы — время создания романа-эпопеи «Война и мир». Ответить на третий вопрос учащимся помогает работа с ОК, позволяющим судить о круге знакомств Толстого с деятелями культуры и науки. В частности, можно рассказать о его встречах с Н. А. Некрасовым, И. С. Тургеневым, А.И. Герценом, А. Н. Островским, А. П. Чеховым, В. М. Гарцдьеным, Ф. М. Тютчевым и другими писателями. Толстой проявлял большой интерес к творчеству писателей народов России — Т. Г. Шевченко, А. Церетели, К. Хетагурова.

Имя Толстого было хорошо известно и за пределами России о чем свидетельствуют такие писатели, как Ги де Мопассан, П. Мериме, Ж. Санд, О. Бальзак, Р. Роллан. У Р. Роллана к Толстому было особенно теплое чувство. Вспоминая в одной из своих книг о Льве Николаевиче, приводит такой эпизод. В молодости он собирался стать педагогом-историком. Но любовь к литературе тоже была очень сильной. И вот, прежде чем сделать окончательный выбор, он решает обратиться за советом к Толстому в Ясную Поляну. И великий писатель ответил ему, тогда еще никому не известному юноше. Письмо это и решило судьбу Р. Роллана.

Слово учителя. Уже в середине 50годов Толстой стал известен как писатель. Были напечатаны его автобиографическая трилогия «Детство», «Отрочество», «Юность» и «Севастопольские рассказы». Писатель заявил о себе и как политический деятель, дав оценку происходящим в стране событиям. Много думал он об источнике зла на земле и роли каждого в его истреблении. Известны его высказывания на эту тему, высказывания других писателей о нем. Нам интересны их тематика и значение. (Цитаты высвечиваются на экране).

К работе приступает 2 группа. Ученики приводят цитаты и дают свой комментарий. Их работа над вопросами:

-Каким предстает Толстой в воспоминаниях современников?

- Какая грань личности писателя высвечивается в приведенных строчках?

-Чем он близок вам?

«Каждый человек— алмаз, который может очистить и не очистить себя. В той мере, в которой он очищен, через него светит вечный свет. Стало быть, дело человека не стараться светить, но стараться очищать себя». Л.Толстой.

Комментарий ученика. Всю жизнь Толстой пытался понять суть предназначения человека на земле. Нравственную силу человека он видел в совершенствовании, к которому сам стремился. Он посто­янно работал над собой, пополнял знания, закалял волю. Толстой дорог и близок мне своим стремлением к идеалу.

«Искусство и жизнь не отделимы. Ни у кого другого творчество так тесно не переплетено с жизнью... носит автобиографический ха­рактер. По творчеству Толстого мы можем, начиная с десятилетнего возраста, шаг за шагом, проследить противоречивые искания, кото­рыми так богата эта мятущаяся жизнь... Едина была трагедия его искусства и его жизни». Р. Роллан.

Комментарий ученика. Правда искусства у Толстого неотделима от правды жизни. Поиски правды — смысл его бытия, которое от­нюдь не было легким и простым. Именно своими проти­воречивыми исканиями мне особенно дорог писатель.

«Весь мир, вся земля смотрит на него...

отовсюду к нему протянуты живые, трепетные нити...»

М. Горький.

«Если бы можно было писать, как Толстой,

и заставить весь мир прислушаться!»

Т. Драйзер.

Комментарий ученика. Все цитаты помогают понять мировое значение Толстого как писателя и как личности. Но каждый автор выделяет особую грань его творчества. Кто-то ценит его как мыс­лителя и проповедника, во взглядах которого воплотились проти­воречия русской действительности. М. Горький отмечает масштаб влияния Толстого, его общечеловеческую привлекательность, Т.Драйзер восхищается им как величайшим художником, мастером слова, несущим людям свет добра и милосердия.

Слово учителя. Ясная Поляна при жизни писателя была центром культуры 2половины 19века. Здесь встречались поэты и писатели, художники и композиторы. Особенно любил Толстой поэзию Пушкина, Фета, Тютчева. В мотивах их стихотворений он находил созвучие своим душевным поискам. Послушаем его любимые стихотворения.

В работу включается группа любителей поэзии. Два ученика чи­тают стихи, перекликающиеся с общей темой разговора. Кроме них читаются наизусть стихотворения Тютчева «Silentium», Фета «Далекий друг, пойми мои рыданья», Пушкина «Воспоминание».

Я. Полонский. «Писатель, если только он...»

Писатель» если только он

Волна, а океан —Россия,

Не может быть не возмущен,

Когда возмущена стихия.

Писатель, если только он

Есть нерв великого народа,

Не может быть не поражен,

Когда поражена свобода,

А. Апухтин. «Графу Л.Н. Толстому» (отрывок)

О вечной красоте напоминая миру,

Твой мощный голос прозвучал.

Кто по земле ползет, шипя на все змеею,

Тот видит сор один...

И только для орла,

Парящего легко и вольно над землею,

Вся даль безбрежная светла!

Слово учителя. «Конечно же, словесный образ, литературный портрет — первооснова наших представлений о писателе. И все же ничто не может заменить ярких зрительных впечатлений, которые вызывают портреты Л. Толстого, созданные художниками — его современниками».

Сообщения учащихся из группы искусствоведов: И. Н. Крамской. «Портрет Л.Н. Толстого, 1873 г.» Среди почитателей таланта Толстого был основатель художест­венной галереи в Москве П. М. Третьяков. Он очень хотел заказать портрет, Толстого для своей галереи. В 1869 году Третьяков обра­тился к А. А. Фету, зная его дружбу с Толстым, с просьбой о содей­ствии. Однако посредничество Фета не помогло: Толстой наотрез отказался позировать. Только через несколько лет счастливый слу­чай позволил Третьякову осуществить свое желание.

История создания первого живописного портрета Толстого та­кова. Летом 1873 г. Крамской, живя на даче недалеко от Ясной По­ляны, решил заехать к Толстым, чтобы познакомиться со Львом Николаевичем и уговорить его позировать для портрета. Однако художнику не повезло: Толстой проводил лето на хуторе в самар­ских степях. Но Крамской не терял надежды встретиться с писате­лем, о чем писал и Третьякову.

5 сентября Крамской снова приехал в Ясную Поляну. Толстые уже вернулись. Льва Николаевича в доме не оказалось, и художник отправился на розыски. Во дворе на вопрос, не знает ли где граф, работник ответил: «Это я и есть». Так состоялось знакомство этих двух выдающихся людей.

Художник был принят в Ясной Поляне очень сердечно. Однако Толстой продолжал упорствовать в своем отказе позировать. Тогда Крамской предложил написать два портрета: один для семьи Тол­стого, другой — для галереи Третьякова. Писатель согласился, и на следующий день начались сеансы.

Толстой поразил и покорил Крамского. О своих впечатлениях он написал Репину: «...граф Толстой, которого я писал, — интересный человек, даже удивительный. Я провел с ним несколько дней и был все время в возбужденном состоянии... На гения смахивает». Про­зорливость художника способствовала успешной работе. И хотя Крамской писал два портрета одновременно, перед нами предстают два разных образа Толстого. В яснополянском (для семьи) варианте — углубленный в свой внутренний мир человек как бы прислушива­ется к тому, что зреет в глубине души; в третьяковском варианте по­ражает выражение глаз Толстого: в испытывающем, устремленном на зрителя взгляде удивительно передана сила его духа и проница­тельность. Последняя работа была по достоинству оценена совре­менниками и признана как лучший портрет Толстого.

И. Е. Репин. «Л. Н. Толстой, 1887 г.»

...Они познакомились 6 октября 1880 года в московской мас­терской Репина, куда зашел Л. Толстой. Вскоре писатель переехал в Москву, и встречи их стали частыми. Вечерами они совершали дальние прогулки по бульварам, размышляя о жизни и искусстве. Мысли Толстого заставляли художника о многом задуматься, иной раз даже изменить первоначальный замысел своих работ.

А написал Толстого впервые Репин только спустя семь лет после их знакомства. Те восемь летних дней 1887 года, проведенные в Яс­ной Поляне, очень помогли художнику: он видел Толстого и в рабо­те, и на прогулках, и в общении с домашними. Илья Ефимович пи­сал Третьякову: «Очень интересно и полезно провел это время... Какая мощь бессмертного духа сидит в нем!». Стасов, понимая ог­ромное значение этой работы для Репина, писал ему: «Ведь вы еще в первый раз на своем веку писали с гениального... человека».

Работа давалась Репину нелегко. Дело в том, что художник высоко ценил замечательный портрет, созданный Крамским, и ему невольно пришлось вступить в соперничество с признанным искусством своего недавно умершего учителя. Одним из первых репинский портрет Тол­стого увидел Стасов. Он был настолько поражен удачей художника, что посвятил этой работе специальную статью. Критик видел заслугу Репина в том, что он, глубоко понимая и любя Толстого, сумел про­стыми средствами передать суть личности писателя: «Весь портрет де­лает впечатление проповедника, сеятеля, мыслителя. Глаза... глядят вдаль и глубину, словно прямо в твое сердце и душу».

Тогда же в Ясной Поляне Репин зарисовал Толстого, занятого любимей им крестьянской работой, — на вспашке поля вдовы Ани­сьи Копыловой. Художника поразила выносливость и сноровка Льва Николаевича: он уставал, но тяжелая работа приносила ему настоящее удовольствие. Позже по эскизу и по памяти Репин напи­сал картину «Л. Н. Толстой на пашне». Цензура запретила это на­звание, боясь тенденциозности и «разговоров публики». С больши­ми трудностями удалось добиться разрешения на репро­дуцирование картины.

Летом 1891 года художник надолго приехал в Ясную Поляну. Он много рисовал Толстого и признавался: «...После его, на первый взгляд грубых простых черт, все другие покажутся скучны».

Репин писал Толстого больше чем кто-либо из русских худож­ников. Свыше 70 работ он посвятил писателю— выразительных и виртуозных, изображающих его за шахматами, за работой, за чте­нием. Вылепил и бюст Льва Николаевича. Репинские рисунки, ак­варели, скульптурные и живописные портреты, созданные на про­тяжении 23 лет, позволяют нам увидеть и представить Толстого в разные периоды жизни. И лучше, и глубже понять его.



Слово учителя. «В доме Толстых Репин не раз слушал прекрас­ную музыку Шопена, Гайдна, Моцарта, Бетховена. Лев Николаевич хорошо знал, понимал и любил музыку. «Случалось, что после ка­кой-нибудь впечатлительной сонаты Лев Николаевич рассказывал нам целую драму, которая рисовалась ему во время исполнения пьесы», — вспоминал Репин».

Отчет группы искусствоведов, в задание которой входил подбор фонозаписи и рассказ о музыке, любимой Л. Н. Толстым.

Ученик. «Наряду с музыкальной классикой Толстому нравились произведения, полные задушевности, искренности и мелодической красоты. Думаю, эти мелодии будут близки и нам».

Прослушиваются музыкальные отрывки: Ф. Шопен. Вальсы, Исполняет Бэлла Давидович (ф-но). 1) до диез минор, соч. 64, № 2, 2) ля бемоль мажор, соч. 64, № 3; Варя Панина. Старинные романсы. «Я пережил свои желанья».

Затем идет обзорное знакомство с разделом книжно-иллюстра­тивной выставки, посвященной музыке, которую любил Л. Толстой. На полке могут быть представлены грамзаписи: Ария Дон-Жуана и дуэт «Ручку дай, ангел мой» из оперы Моцарта «Дон Жу­ан»; Дуэт Глинки «Не искушай меня без нужды» в исп. Н. и М.Фигнер; Гопак в исп. Трояновского на балалайке; Цыганские романсы в исп. Вари Паниной; Шопен Ф. Вальсы в исп. Бэллы Давидович ; Л. Бетховен. Сонаты .

Звучит отрывок из «Лунной сонаты» Л. Бетховена.



Слово учителя. В огромном литературном наследии Толстого, есть книга, известность которой далеко не так велика, как «Война и мир» или «Анна Каренина». А между тем эта книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая ныне 13 томов в собрании тол­стовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей миро­вой литературе. Книга эта — дневники писателя.

Их не станешь читать безотрывно, как роман или повесть.. Но тот, кто решит с ними познакомиться, несомненно, будет возна­гражден: россыпь ярких мыслей, острых впечатлений, свежих кар­тин и наблюдений, запечатленных на страницах толстовского «Дневника», позволяют заглянуть в сокровенный мир Художника.

Личность Толстого неотделима от его искусства. Мы поражаемся разнообразию тем, щедрости образов, богатству мыслей в его книгах. Но ведь все это, в том числе и счастливый труд воображения, рожда­лось из опыта собственных чувств, будничной работы ума и сердца. Дневник — правдивое зеркало жизни великого писателя.

Толстой очень дорожил искренностью своих записей. Когда Софья Андреевна, от которой у него не было тайн, стала загляды­вать в его дневник, он потерял покой: знать, что пишешь в расчете еще на чьи-то глаза — значит писать не совсем откровенно. Следует учесть также, что вся жизнь писателя была на виду, а из дневника он часто делал выписки для близких и друзей. Чтобы сохранить чистоту и неприкосновенность этой своей исповедальни Толстой начинает вести «Тайный дневник» (1908) и «Дневник для одного себя» (1910). Последний он прятал от любопытных глаз под обшив­ку старого кресла или за голенище сапога...

Его дневник — и свидетельство очевидца, и календарь встреч, и творческая тетрадь. Но, пожалуй, больше всего — орудие самопо­знания и самовоспитания, изменения самого себя.

В работу включается архивная группа, подготовившая выдержки из дневниковых записей, сгруппированных по годам. Вопросы для анализа:


  • Проследите становление личности Толстого. Что можно сказать о чертах характера, о внутреннем мире писателя на разных этапах его жизни?

  • Как постепенно формировалась идея нравственного само­усовершенствования? К чему она привела Л. Толстого?

  • Ваше мнение о дневниковых записях Толстого. Чем они интересны для нас?

Сообщения учащихся о работе группы. Вот содержание их сообщений.

«По дневнику весьма удобно судить о самом себе», — напишет 22-летнйй Толстой. Весной 1847 года он ненадолго попал в больни­цу. Здесь сделаны и первые записи в дневнике, который писатель вел — с небольшими перерывами — до конца своих дней. Толстой записывал не только наблюдения и мысли, о чем уже говорилось, но и планы будущих произведений, и даже отдельные словечки, ус­лышанные в гуще людей. Последняя его дневниковая запись сделана за три дня до смерти...

Смолоду основополагающей чертой Толстого была самостоя­тельность суждений: желание до всего дойти своим умом, не брать взаймы готового. Он понимает, что дорога познания трудна. Но ему казалось, что стоит только расписать свою жизнь заранее — и все пойдет как по маслу. Он даже составил правила, в которые верил со всем жаром своей души.

(Правила и программа Л. Н. Толстого изображены на экране, школьники могут перенести их в свои тетради.)

Правила: «1) Что назначено непременно исполнить, то исполняй, несмотря ни на что. 2) Что исполняешь, исполняй хорошо. 3) Нико­гда не справляйся в книге, если что-нибудь забыл, а старайся сам припомнить. 4) Заставь постоянно ум твой действовать со всею ему возможною силой. 5) Читай и думай всегда громко. 6) Не стыдись) говорить людям, которые тебе мешают, что они мешают...» и т. д.

Как переделать свою природу? Как приблизить себя к идеалу? Прежде всего, решает молодой Толстой, необходимо стать образованным человеком.

Толстого-студента не удовлетворяют занятия в Казанском университете. Он решает далее учиться самостоятельно и разрабатывает в дневнике программу, которую намерен осуществить за два года. Замыслы по самообразованию поражают своей грандиозностью:

«1) Изучить весь курс юридических наук, нужных для оконча­тельного экзамена в университете. 2) Изучить практическую меди­цину и часть теоретической. 3) Изучить языки: французский, русский, немецкий, английский, итальянский и латинский. 4) Изучить сельское хозяйство как теоретическое, так и практическое. 5) Изучить историю, географию, статистику. 6) Изучить математику, гимназический курс. 7) Написать диссертацию. 8) Достигнуть средней степени совершенства в музыке и живописи».

Самое удивительное, что большую часть этой обширной программы Л. Н. Толстой выполнил. Первое, чему он научился (или от рождения умел), — это говорить себе правду без утайки. Из дневни­ка мы видим, как молодой человек, воспитанный в изнеживающей среде тетушек и мамушек и не отличавшийся от природы сильной волей, побеждает лень. Толстой был готов к преодолению человече­ских слабостей. Характерно, что с юношеских лет он желал, чтобы судьба ниспослала ему трудные испытания, которые потребовали бы напряжения всех сил его души.

Действием, деянием стало для Толстого и его писательское дело. С того дня, как в 1852 году в журнале Некрасова «Современник» под скромным псевдонимом Л. Н. появилась повесть «Детство», он сделал свой выбор. Но литературы, одной только литературы, все-таки ему было мало.

Во время реформы 1861 года, уничтожившей крепостное право, Толстой становится «мировым посредником. При разрешении спо­ров между помещиками и мужиками, он, как правило, на стороне последних. В Ясной Поляне Толстой открывает школу для кресть­янских ребятишек, сам преподает не только литературу, историю, но и физику, математику.... В старости, оглядываясь на прожитую жизнь. Толстой записывал в дневнике: «Счастливые периоды моей жизни были только те, когда я всю жизнь отдавал на служение лю­дям». Жизнь и литература для него неразделимы.



Заочная экскурсия в Ясную Поляну.

Слово учителя. И напоследок совершим экскурсию в Ясную Поляну. Один из членов нашей архивной группы имел счастливую возможность побывать в доме Толстого в Ясной Поля­не. Совершим же вместе с ним заочную экскурсию по памятным местам, связанным с именем писателя. ( На экране дом-усадьба в Ясной Поляне, фотографии, отражающие содержание дома).

Ученица: Наши первые впечатления о поездке в Ясную Поляну связаны с рассказом экскурсовода о том, как в годы Отечественной войны люди спасали дом Толстого от пожара, от грабежа фашистов. И вот мы идем по земле, припорошенной первым снегом, где ходил Лев Николаевич, где даже воздух кажется каким-то особенным — яснополянским...

Итак мы входим в дом. Очень тихо входим. Уже в передней— шкафы с книгами. Это — часть огромной библиотеки, принадле­жавшей трем поколениям Толстых: деду со стороны матери — кня­зю Волконскому, отцу Льва Николаевича и самому Толстому.

Самая большая и светлая комната в доме — зала. Поражает отсут­ствие каких-либо предметов роскоши. Из залы мы переходим в гос­тиную, где жила Т. А. Ергольская, вырастившая Толстого, его братьев и сестру, оставшихся малолетними сиротами. После смерти Ергольской здесь была комната Софьи Андреевны, которая одновременно служила и столовой. По соседству с гостиной — кабинет писателя, занимающий центральное место в музее. В эту его своеобразную крепость во время работы никто не входил. Софья Андреевна строго охраняла покой мужа и в неурочные часы никого к нему не допуска­ла (с десяти утра до двух-трех часов дня). Вся обстановка кабинета, как и многочисленные «мелочи», сохранились во всей полноте. Ка­жется, будто Толстой только-только покинул эту комнату...

В последние годы жизни писателя соседняя с кабинетом комна­та была его спальней. Простая железная кровать, тумбочка, фаян­совый умывальник, два кресла с решетчатыми спинками, бюро. На стенах портреты отца, жены, дочерей Маши и Тани. Живо пред­ставляешь себе, как в 12-м часу ночи Лев Николаевич входит в спальню, зажигает свечу, берет записную книжку, вечное перо и делает очередную запись. Клеенчатая тетрадь дневника, карандаши и самопишущая ручка — всегда у него под рукой: ведь Толстой не­редко вел записи и по ночам в часы бессонницы.

Наше внимание привлекли гантели, лежащие около умываль­ника на полу. О его любви к верховой езде напоминал висящий хлыстик: Здесь, в спальне, особенно остро ощущаешь требователь­ность Льва Николаевича к себе, его скромность и то уважение, с которым он относился к окружавшим его людям. Толстой никогда не позволял никому убирать за собой, сам наводил порядок в каби­нете и спальне. Писатель бережно относился к вещам, которые но­сил, был во всем строг к себе. На людях держался просто и искрен­не, умел создавать вокруг себя атмосферу доброжелательности.

За стеной кабинета, с северной стороны, расположены две смежные комнаты: ремингтонная (или «секретарская») и библио­течная. Их Толстой шутя называл канцелярией. Здесь переписыва­лись черновики рукописей, размножались запрещенные цензурой статьи, правилась корректура, писались ответы на письма. Над своими произведениями писатель работал очень тщательно, пере­делывал их по много раз. Черновики для удобства автора (из-за его плохого почерка) переписывались домашними: например, «Война и мир» была переписана четыре раза, «Анна Каренина» — семь раз, «Кавказский пленник» — 100 раз (!).

Покидая дом, мы спускаемся на первый этаж и проходим в ком­нату под сводами, хорошо известную по картине Репина. Именно здесь созрел план и написано начало великого романа «Война и мир», что, естественно, вызывает особый интерес посетителей.

И, наконец, последнее посещение — комната для приезжающих. Здесь гостили обычно друзья семьи Льва Николаевича, в том числе: И. С. Тургенев. А. А. Фет. А. П. Чехов. И. Е. Репин, В. Г. Короленко, В. В. Стасов, Н. Н. Ге, И. И. Мечников и многие-многие другие. До­машние еще называли эту комнату, обставленную, в основном, книжными шкафами, нижней библиотекой или комнатой с бюстом (в нише одной из стен установлен мраморный бюст брата Толстого, Николая Николаевича, которого он очень любил). В нижней биб­лиотеке Толстым написана «Анна Каренина», здесь же он работал над «Азбукой» и незавершенными историческими романами из эпо­хи Петра I и декабристов. В этой комнате писатель не раз пережил и творческое озарение, и мучительные поиски правды жизни. Здесь же был установлен и привезенный 9 ноября 1910 года гроб с его телом, когда Россия навсегда прощалась с Львом Толстым...

Мы уходим из Ясной Поляны, из дома Толстого в глубоком раз­думье и волнении. Ведь вопросы, всю жизнь волновавшие великого писателя, ничуть не утратили своей актуальности. Они как бы на­прямую обращены к нам: «как сохранить доброту и любовь?» Отве­тить на них сегодня не легче, не проще...

Ученик (из группы любителей поэзии) читает стихотворение Г.Горбовского «Над Ясной Поляной свинцовые тучи...»

Над Ясной Поляной свинцовые тучи.

Не будет уже ни дождливей, ни знобче.

Все смотрится ярче, а значит — и лучше,

Как эти снежинки, летящие с ночи.

Журчит в колее, обтекая колеса,

Вода перед тем, как застынуть до мая.

Не будет уже допотопных вопросов,

А будет дорога — стальная, прямая.

Колени укутаны клетчатым пледом.

Снежинка сверкнула в ресницах-тенетах.

Не будет уже ни зимы и ни лета,

А лишь — ощущенье любви и полета.

Швыряются липкою грязью копыта.

Возок исчезает в расхристанной роще.

Ничто не иссякло, ничто не забыто.

Ничто в этом мире не сделалось проще.

Домашнее задание учитель предлагает на вариативной основе:

1. Составить хронологическую таблицу жизни и творчества Л.Толстого на основании исторических событий, свидетелем участником которых он был.



  1. Подготовить мини-сочинение «Моя встреча с Л. Толстым».

Подведение итогов. Выставление отметок.