Страховка и другие средства и факторы обеспечения безопасности на переправе через горные реки вброд и вплавь по перилам - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
1 Рекомендации населению по готовности к чрезвычайным ситуациям 3 624.83kb.
Обеспечение безопасности asp. Net 0 2 458.15kb.
1: Актуальность проблемы обеспечение безопасности информационных... 21 2757.33kb.
- 1 393.97kb.
Исследование и разработка методов и средств обеспечения информационной... 1 248.25kb.
Информационно-методические материалы, рекомендованные к использованию... 1 400.39kb.
1. Ведущему специалисту администрации мо «Мегежекский наслег» Николаев Н. 3 396.37kb.
Нормативные правовые акты, положения, инструкции, другие руководящие... 1 23.95kb.
Инструкция по настройке браузера Internet Explorer для работы с системой... 1 40.44kb.
Медицинские средства защиты 1 81.57kb.
Средства телекоммуникаций и мировые компьютерные сети. Интернет. 1 182.58kb.
Кэрролл Ли, Тоубер Джен Дети Индиго Праздник цвета Индиго Перев с... 10 2446.52kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Страховка и другие средства и факторы обеспечения безопасности на переправе через - страница №1/3


Страховка и другие средства и факторы обеспечения безопасности

на переправе через горные реки вброд и вплавь по перилам
Ахметшин А.М., кафедра туризма УГАЭС

Страховка является важнейшим фактором обеспечения безопасности участников переправы через горную реку в процессе треккинговых маршрутов. Возможность организации страховки, её способы, требуемые человеческие и материальные ресурсы, тактика и техника определяются при исследовании места переправы. Общепринятыми на переправах являются следующие принципы страховки:



  • страховка должна быть реальной и адекватной (соответствующей ситуации), а не «психологической» или формальной;

  • страховка должна срабатывать быстро и надежно, в качестве страховки следует, прежде всего, использовать те способы, которыми группа владеет уверенно;

  • используемое снаряжение должно быть проверенным, надежным, соответствующим ожидаемым нагрузкам;

  • дублирование и комбинирование различных методов страховки повышают её надежность;

  • страховка не должна создавать угроз для жизни и здоровья страхуемых и страхующих;

  • страхуемым участникам нельзя начинать движение по переправе без получения сообщения о готовности страховки и разрешения на выход;

  • страхующим участникам переправы нельзя менять тактику и технику страховки, место расположения или покидать пункт страховки без согласования с руководителем переправы;

  • перед началом переправы необходимо прогнозирование возможных аварийных ситуаций и продумывание действий всех членов группы при аварийно-спасательных работах;

  • перед началом сложной переправы для проверки готовности группы к аварийно-спасательным работам целесообразно «спасти» бревно.

Желательно, чтобы страховочное снаряжение имело яркую раскраску – это облегчает спасательные работы и предотвращает потерю снаряжения. Все коренные концы веревок для страховки с берега должны быть фиксированы к надежным точкам опоры посредством узлов, легко развязывающихся под нагрузкой. Положение страхующих должно быть устойчивым и надежным; при наличии риска падения они сами должны быть пристрахованы к надежным опорам. На пунктах страховки, предполагающих активную выдачу – выбирание веревки, должно находиться два человека.

Страховка с берега

В спортивном туризме на переправах принято различать страховку с берега и самостраховку. Задача страховки с берега на переправе – доставить терпящих аварию туристов на берег наиболее быстрым и безопасным способом. Спасать людей следует независимо от их состояния – даже если человек перестал подавать признаки жизни, его необходимо доставить на берег, чтобы провести реанимационные мероприятия.

Страховку с берега можно разделить на пассивную и активную. Пассивная страховка направлена на выполнение значительной части спасательных операций силами самих страхуемых туристов. К способам пассивной страховки на переправе можно отнести перила и страховку «маятниковой» веревкой (включая страховку «морковкой» и «корабликом» на пункте перехвата, как разновидности страховки веревкой маятникового типа). Активная страховка направлена на выполнение значительной части работ силами страхующих, поэтому способами активной страховки можно спасать людей, потерявших сознание или дееспособность. К данным способам на переправе можно отнести страховку с берега веревкой сопровождения (веревкой подтягивания, челночной веревкой) и страховку «живцом» на пункте перехвата.

Перила.


Перила – архитектурный и строительный термин, означающий поручни (опору) или ограждение. На переправе «вброд по перилам» под перилами подразумевается веревка основного диаметра, закрепленная на опорах на обоих берегах реки, держась за которую (функция опоры) человек переходит реку вброд. Человек, упавший в процессе переправы вброд в воду, «повисает» на перилах на страховочном усе (функция страховки), после чего страхующие с берега вытягивают его на берег с помощью веревки сопровождения. Для перил принято использовать веревку основного диаметра (10 – 12 мм) статического типа (которая незначительно растягивается под нагрузкой).

Для обозначения положения перил в пространстве употребляются термины «наклон» и «скос». Термин «наклон» (наклонные перила) принято употреблять в ситуациях, когда точка закрепления перил на одном берегу расположена по вертикали выше, чем точка закрепления перил на другом берегу реки. Термин «скос» (косые перила) употребляется, когда точка закрепления перил на одном берегу расположена ниже по течению, чем точка закрепления на другом берегу.



О значении угла скоса перил по отношению к перпендикуляру между берегами.

По углу скоса перила (на переправе вброд и вплавь по перилам) можно разделить на перпендикулярные, слабоскошенные (угол скоса 10°±5°), средне скошенные или косые (угол 30°±5°), сильно скошенные (угол ≥ 45°). В чем заключается принципиальная разница между перпендикулярными и косыми перилами? На перпендикулярных перилах человек при срыве «зависает» в наиболее агрессивной части потока (на реке с ламинарным течением – в центре реки), по косым перилам поток после срыва выносит человека за пределы основной струи, то есть в безопасную зону (если место переправы по отношению к центральной струе было выбрано правильно). Чем больше угол скоса перил, тем дальше от центра реки в сторону целевого берега (то есть, в безопасную зону) человека выносит течением. Угол скоса перил 45° обеспечивает вынос человека за пределы основной струи, если степень натяжения перил слабая и перила наведены невысоко над водой. Угол 25-30° достаточен для выноса человека в безопасную зону при хорошо натянутых перилах.



О натяжении перил.

Чем сильнее натянуты перила, тем меньше (при прочих равных параметрах) человек, сбитый потоком воды во время переправы, погружается в воду. Перильную веревку до переправы следует заранее намочить в воде (10-15 минут), иначе после попадания в воду во время переправы она растянется и ослабнет. На случай, если перила ослабнут (это неизбежно при переправе большой группы) и их придется дотягивать, полиспаст на исходном берегу должен быть наготове, и убирается он только после переправы основного состава группы. При натяжении перил следует помнить о том, что нагрузки на точку опоры на целевом берегу и систему полиспаста на исходном берегу могут быть значительными, поэтому перила нельзя натягивать «как гитарную струну» - это опасно с точки зрения разрушения конструктивных элементов переправы (самих перил, опоры, отдельных составляющих полиспаста). В работах по теории полиспастов подчеркивается: «Особенно часто потенциально опасные перегрузки системы случаются при натяжении переправ»1. Наиболее опасно «Передвижение по сильно натянутой переправе одновременно двух человек (например, пострадавший и сопровождающий): за счет неизбежного раскачивания переправы пиковые нагрузки на крайние точки могут достигать 20 KN (2000кг) и выше! Такая нагрузка близка к пределу прочностных характеристик дюралюминиевых карабинов, оттяжек и веревок (с учетом потери прочности веревки в узлах)». 2. Одной из основных форм профилактики разрушения конструктивных элементов переправы при натяжении перил с помощью полиспаста является соблюдение принципа оптимального фактора тяги (см. раздел Полиспаст).



О высоте перил над уровнем воды.

Критерием оптимального уровня высоты перил над водой является степень погружения человека, находящегося на перилах, при падении в воду: его дыхательные пути при этом должны быть защищены от воздействия отбойного вала и других негативных воздействий потока.

Высота перил над уровнем воды при переправе через быстрый поток способом «Вброд по перилам» определяется глубиной реки в самом глубоком месте переправы, ростом участников переправы, степенью натяжения перил и шириной реки, а также свойствами веревки. Оптимальный уровень высоты хорошо натянутых перил при данном виде переправы на реке средней ширины – на уровне головы переправляющегося человека. Эта высота перил учитывает провис веревки под весом тела человека при его срыве и падении в воду. В случае, если перила расположены на уровне груди человека, как это рекомендуется в ряде литературных источников, при падении в реку (при глубине переправы «до пояса») человек погружается в воду слишком глубоко – в такой ситуации на реке с быстрым течением возникает риск утопления под воздействием отбойного вала. На широкой реке с быстрым течением должен учитываться эффект значительного провисания длинных перил под нагрузкой, и высота перил над водой должна быть увеличена (с учетом ширины реки, скорости течения, типа веревки и степени натяжения перил). Если провис длинных перил под нагрузкой таков, что тело очередного участника переправы при срыве оказывается слишком глубоко в воде, целесообразно отказаться от переправы вброд и перейти на переправу вплавь по перилам на рюкзаке или ином плавательном средстве.

Если скорость течения и глубина реки незначительны (отбойный вал отсутствует, при срыве можно встать на ноги), допускается наведение перил невысоко над водой.

Высота перил над уровнем воды при переправе способом «Вплавь по перилам» без применения плавательных средств (глиссирующая переправа по Устиновскому Н.Н.) определяется степенью провиса перил под весом самого тяжелого участника переправы и скоростью течения. Уровень высоты перил над водой при данном способе переправы через реку с быстрым течением должен быть таким, чтобы человек, вися на перилах на середине реки (веревки), погружался в воду «по грудь». Это дает возможность использовать силу давления потока на тело человека для его перемещения по косым перилам и одновременно позволяет (на реке с быстрым течением) предотвратить утопление человека под влиянием отбойного вала и других негативных факторов.

Высота перил над уровнем воды при переправе способом «Вплавь по перилам» с применением плавательных средств определяется уровнем плавучести плавательного средства – чем он ниже, тем выше должны быть наведены перила над уровнем воды.



О расстоянии точки закрепления перил на целевом берегу от берега.

Если точки закрепления перил расположены на одинаковом расстоянии от берегов реки, точка максимального провисания перил под нагрузкой будет располагаться посередине реки. Однако если мы (на прямом участке реки с ламинарным течением), например - на целевом берегу, сместим точку закрепления перил вглубь от кромки берега, точка максимального провисания перил также сместится от центра реки в сторону целевого берега, то есть в менее опасную зону.



О расчете места «зависания» человека после срыва на переправе

Перед сложной переправой вброд или вплавь по перилам необходимо (с помощью небольшого бревна или рюкзака) рассчитать место «зависания» человека после срыва на переправе – это самое опасное место переправы: здесь наибольшая скорость течения и сопутствующие ей негативные факторы (высокий отбойный вал и т.д.). Для этого достаточно отпустить бревно (рюкзак), прикрепленное к перилам, на участке быстрого течения «на волю волн». Бревно само остановится в месте «зависания» человека после срыва на переправе. Затем бревно с помощью веревки сопровождения вытягивается на целевой берег, в процессе чего определяется степень необходимого для этого усилия (это действие актуально главным образом на переправе по горизонтальным или слабо косым перилам: в такой ситуации сил одного страхующего может быть недостаточно для вытаскивания человека, сбитого течением, на берег).

Когда действия группы по поиску места перильной ловушки осуществляются с помощью бревна, его надо крепить к перилам со стороны торца двумя усами. При креплении бревна к перилам одним усом оно ведет себя как «кораблик», что может привести к существенным искажениям результатов эксперимента.

Подчеркнем – место «зависания» человека после срыва на переправе должно находиться в благоприятной для человека зоне. Здесь на человека не должны воздействовать высокий (захлестывающий дыхательные пути) отбойный вал и другие негативные факторы. Если основная струя проходит близко у целевого берега – данное место опасно для переправы.



Уловитель страховочного (скользящего) карабина

Уловитель (ограничитель соскальзывания) страховочного карабина используется на переправе через горные реки с быстрым течением по низко и слабо натянутым перпендикулярным перилам при отсутствии веревки сопровождения (то есть при «аварийных» переправах). В данной ситуации велик риск «зависания» человека, сбитого течением, в потоке (что имело место, например, в НС на реке Карагем, Алтай, и в НС на реке С.Тутек, Памиро-Алай), при этом помощь с берега оказать сложно или невозможно.

Уловитель страховочного карабина представляет собой палку (сверток, ботинок и т.д., карабин не достаточен!) длиной 20-30 см, вставленную в узел Стремя, который выполнен «на теле» перильной веревки перед узлом крепления перил к опоре. Жумар можно рассматривать как самостоятельный стопорный элемент только в том случае, если страховочный карабин по своим размерам меньше размере жумара (со стороны «наезда» карабина).

Если ограничитель соскальзывания формируется после наведения перил, в качестве стопорного элемента можно использовать жумар (с учетом размера скользящего карабина) или страховочный ус, который крепится к перилам посредством предварительно сильно затянутого схватывающего узла. На свободном конце страховочного уса должен находиться крупный предмет (палка, сверток и т.д.). фото

При срыве и зависании очередного участника переправы в потоке, из которого его не удается вытащить, перила с одного берега отвязываются от опоры (перила при этом становятся маятниковой веревкой), после чего человек соскальзывает по перилам на страховочном карабине до ограничителя соскальзывания карабина и в этой точке останавливается. Далее осуществляется подтягивание аварийного туриста к берегу. видео

Узлы крепления перил к опорам.

Как показывает практика, в случае возникновения аварийной ситуации во время переправы вброд или вплавь по перилам, сопровождающейся зависанием переправляющегося человека в струе на перилах, может возникнуть необходимость экстренно отвязать перильную веревку от опоры. Сделать это позволяют не все узлы, например узлы Карабинная удавка и Булинь под нагрузкой быстро развязать невозможно, поэтому данные узлы применяются избирательно. Так, если дотягивание перил в процессе переправы не планируется (переправа осуществляется через неширокую реку, группа по численности небольшая) со стороны исходного берега можно использовать узел Карабинная удавка - для снятия перил со стороны исходного берега после завершения переправы. Перила на целевом берегу при этом должны быть фиксированы к опоре узлом, легко развязывающимся под нагрузкой. Например, узлом Обезьянья цепочка (в четыре петли плюс контрольная «заглушка») или упрощенным узлом Радиум3 (узел УИАА в сочетании с Рифовым узлом и контрольной «заглушкой»). Если в процессе переправы изначально планируется дотягивание перил с помощью полиспаста, перила крепятся к опорам на обоих берегах узлами, легко запотющевающим под нагрузкой.



Дерево как опора для крепления перил.

Идеальной опорой для перил на переправе считается дерево. Однако иногда дерево, которое используется в качестве опоры для перил, при натяжении перил с помощью полиспаста выворачивается вместе с корневищем и падает в воду. Данное явление не является случайным, так как в горах корневая система деревьев формируется на горизонтальном уровне и повалить дерево с использованием полиспаста может команда из пяти - шести человек. О ненадежности одиночного дерева как единственной точки опоры свидетельствует, в частности, следующий пример из практики пешеходного туризма.



«Навели навесную переправу. Переправили первого участника обратно. Участник прошёл с касанием воды. Решили увеличить натяжение верёвки, чтобы снизить вероятность касания воды участниками. Длина навесной переправы 45 метров. Величина провиса перил под весом человека в 67 кг около 3,0 м. С помощью полиспаста уменьшить провис не удалось, но вывернули дерево на той стороне реки».4

Чтобы подобного не произошло, при натяжении перил с помощью полиспаста следует использовать несколько деревьев. Первое дерево со стороны реки целесообразно использовать как «подставку» для перильной веревки. То есть, перильная веревка должна быть переброшена через сук первого дерева или карабин, расположенный на локальной петле, закрепленной на стволе данного дерева. Сама же перильная веревка должна крепиться как можно ниже к земле за прикорневую часть следующего дерева или двух-трёх деревьев, сблокированных в единую станцию.



Полиспаст.

В работе над данным разделом использовались, главным образом, материалы Ф. Фарберова, расположенные на сайте www.risk.ru.5

Полиспа́ст (от греческого polýspastos) —грузоподъёмное устройство (таль), состоящее из собранных в подвижную или неподвижную обойму блоков, последовательно огибаемых канатом, и предназначенное для выигрыша в силе (силовой полиспаст) или в скорости (скоростной полиспаст). В силовом полиспасте груз подвешивают к подвижной обойме, а тяговое усилие прикладывают к последней ветви каната. Сила полиспаста определяется как частное от деления массы груза (усилия) на кратность полиспаста (под кратностью полиспаста понимают число ветвей каната, на которые распределяется груз).6 По числу ветвей полиспасты делятся на четные (2:1, 4:1 и т.д.), и нечетные (3:1, 5:1 и т.д.). Функционирование полиспастов определяется следующими принципами.


  1. Выигрыш в силе достигается за счет проигрыша в расстоянии. Чем «сильнее» полиспаст – тем медленнее поднимается груз.

  2. Выигрыш в усилии дают только движущиеся ролики. Стационарные ролики, закрепленные на опоре, служат лишь для изменения направления движения веревки и выигрыша в усилии не дают (но вызывают потери усилия на трении). Каждый подвижный ролик дает 2х кратный теоретический выигрыш в силе (без учета потерь на трение).

  3. Когда при использовании полиспаста (вместо роликов) применяются карабины, значительная часть усилий теряется на трение, и фактический выигрыш в силе при этом существенно снижается.

Критериями эффективности полиспастов являются теоретический и фактический выигрыш. Теоретический выигрыш (ТВ) – показатель, отражающий теоретически возможное (без учета потерь на трение) превышение тягового усилия над весом груза. Фактический выигрыш (ФВ) - показатель, отражающий реальное превышение тягового усилия над весом груза. Степень расхождения между ТВ и ФВ зависит главным образом от коэффициента трения в роликах (карабинах), которые используются в полиспасте.

По структуре полиспасты делятся на три типа:



  • Простые полиспасты, в которых тяговое усилие передается с подвижного ролика (или с блока из нескольких подвижных и неподвижных роликов) на груз.

  • Сложные полиспасты, в которых тяговое усилие передается с одного простого полиспаста на другой простой полиспаст, и далее на груз. Для расчета ТВ сложного полиспаста значения простых полиспастов, из которых он состоит, умножаются между собой. Например, если полиспаст 2:1 тянет полиспаст 3:1, ТВ=(2:1) × (3:1) = 6:1.

  • Комплексные полиспасты, в которых тяговое усилие передается с одного подвижного ролика на другой подвижный ролик и далее на груз.

На выбор типа полиспаста в значительной степени влияют физические возможности группы по натяжению перил: чем они меньше, тем эффективнее (сильнее) должен быть полиспаст. В больших группах при наведении перил, как правило, используются простые полиспасты, которые обеспечивают быструю работу с минимумом перестановок системы. В малых группах важно умение пользоваться сложными и комплексными полиспастами. Ниже приведена таблица, в которой отражены данные о потерях усилий на трение в различных типах полиспастов.

Таблица


Фактический выигрыш в усилии (ФВ) в полиспастах различного типа при использовании роликов с различными показателями трения и карабинов (цитируется Ф. Фарберовым по данным сайта http://oberon.ses.nsw.gov.au/resources/Vertical%20Rescue%20Friction%20Testing.pdf)

Характеристики полиспаста

Потери роликов и карабинов на трение

тип П.

ТВ полиспаста

ролик 10%

ролик 20%

ролик 30%

карабин 50%

Простой

2:1

1,9:1

1,8:1

1,7:1

1,5:1

Простой

3:1

2,7:1

2,44:1

2,2:1

1,75:1

Простой

4:1

3,44:1

2,95:1

2,53:1

1,87:1

Сложный

4:1

3,6:1

3,24:1

2,9:1

2,25:1

Простой

5:1

4,1:1

3,36:1

2,77:1

1,94:1

Сложный

6:1

5,15:1

4,4:1

3,7:1

2,6:1

Выводы, которые можно сделать из анализа данной таблицы.

  • При использовании карабинов нет смысла увеличивать число ветвей в простых полиспастах более 3:1; если нужна большая сила, рациональнее использовать сложные или комплексные полиспасты.

  • Для повышения эффективности полиспастов (если ожидаются сложные переправы) следует брать в поход ролики - 3 шт. для полиспаста типа 6:1.

Если сравнивать между собой простые и сложные (комплексные) полиспасты с одинаковым потенциалом (по уровню ТВ), минусы простых полиспастов заключаются в большем (по сравнению со сложными и комплексными полиспастами) количестве роликов. Следовательно, возникают большие потери на трение в роликах и сравнительный реальный выигрыш в усилии снижается.

При использовании полиспастов важными параметрами (помимо ТВ и ФВ) являются рабочая длина и рабочий ход полиспаста, количество переустановок при работе. Данные факторы определяют скорость работы с применением полиспаста.

При работе с полиспастами следует помнить о том, что чем больше угол перегиба веревки через карабин, тем больше потери в полиспасте на трение (поэтому рекомендуется вместо ролика, при его отсутствии, ставить два карабина).7 В составе полиспаста принято использовать стальные карабины, так как карабины из дюралюминия быстро стираются при трении о веревку.

При организации перил нельзя использовать слишком большой фактор тяги, то есть натягивать перила слишком сильно, поэтому правила работы с полиспастами ограничивают количество человек, работающих на одном полиспасте. Фактор тяги - число, полученное от умножения ТВ полиспаста на количество тянущих людей (мужчин со средними физическими возможностями). При натягивании перил на коротких и средних переправах (при использовании в составе полиспаста роликов) рекомендуется использовать фактор тяги 12, на длинных переправах (через широкие реки) – 18. Это значит, что полиспаст 3:1 при факторе тяги 18 должны тянуть 6 человек.

В зависимости от рельефа местности и степени удаления опоры от берега полиспасты тянут либо «от реки», либо «в сторону реки». Иногда значение имеет - какой веревкой (перильной или вспомогательной) натягивается полиспаст. При работах на ограниченной площадке большую роль играют рабочая длина и рабочий ход полиспаста. Если при натяжении перил размер ближайшей рабочей площадки слишком мал для эффективной работы, это создает определенные сложности. Одним из способов решения возникающих при этом проблем является перенос рабочей зоны полиспаста «вдоль берега»: посредством перегиба перильной веревки через дополнительную точку опоры - под углом не более 90°.

Для работы с полиспастами, как правило, требуется два схватывающих узла или зажима. Первый узел (зажим) – тянущий. С его помощью участники переправы тянут перильную веревку. Второй узел (зажим) – фиксирующий. С его помощью перильная веревка фиксируется после того, как будет выбран рабочий ход полиспаста - для того, чтобы вывести полиспаст на новую рабочую длину.



В настоящее время при организации переправ вброд или вплавь по перилам наиболее часто используется простой полиспаст типа ТВ = 3:1, фактический выигрыш в силе ≈1,5. Данный полиспаст имеет большой рабочий ход, работает быстро. Тяга осуществляется «от реки». Однако когда «длинную» переправу наводит малая группа, полиспаст типа 3:1 недостаточен, с его помощью можно осуществить только первичное натяжение перил. Дотягивать перила приходится с помощью более сильного полиспаста. В подобной ситуации хорошо зарекомендовали себя обратный полиспаст Мунтера (6:1),8 который тянется в направлении «от реки», и комплексный полиспаст уровня 7:19

Заметим, что при наведении перил через широкую реку нагрузка на ключевые точки организуемой переправы может достигать 1000 кгС (кГ) и более. Между тем, паспортная прочность одинарного репшнура российского производства, активно используемого в спортивном туризме РФ, как правило, составляет не более 600 кГ. С учетом снижения прочности веревки на узлах, прочность сдвоенного репшнура составляет 900-950 кГ, что заведомо меньше 1000 кГ – это одна из причин разрушения полиспаста за счет разрыва сдвоенного репшнура. Известны случаи, когда при наведении навесной переправы полиспаст разрушался, и вылетевший из полиспаста карабин наносил травму человеку, стоявшему в опасной зоне.

Какие еще причины определяют разрушение полиспаста? В том случае, если для организации полиспаста используются карабин трапециевидной формы и сдвоенный репшнур с узлом Двойной проводник на конце, возникает следующая ситуация. При первом использовании под большими нагрузками петли в составе узла Двойной Проводник распределяются на наклонной дужке карабина таким образом, что одна петля становится длиннее другой, после чего узел затягивается. Если при следующем использовании данного репшнура (в составе полиспаста) карабин трапециевидной формы вставляется в узел Двойной Проводник с другой стороны, вся нагрузка падает только на короткую петлю, которая разрывается под высокой нагрузкой. Затем разрывается вторая петля. Если петли Двойного Проводника соответствуют конфигурации карабина, репшнур рвется на уровне «выхода» из схватывающего узла при сравнительно больших нагрузках.

Следующей причиной разрушения полиспаста является оплавление оплетки репшнура, когда схватывающий узел под большой нагрузкой начинает смещаться (едет, ползет) по перильной веревке, после чего следует разрыв репшнура или перильной веревки.

В случае, когда для организации полиспаста используется схватывающий узел и репшнур с узлом Двойной проводник на противоположном конце, важно помнить о следующих деталях. Если узел формируется перпендикулярно к перилам, то при переводе репшнура в рабочее состояние (вдоль перильной веревки) одна ветвь репшнура становится короче другой. В результате вся нагрузка падает только на одну короткую ветвь, которая при превышении прочности одинарного репшнура рвется. Затем рвется вторая ветвь.

Для профилактики разрушения полиспаста или сопутствующих данному процессу НС можно использовать следующие способы.



  • Карабин в составе уса из сдвоенного репшнура можно подстраховать отдельным усом.

  • Репшнур можно сформировать из 4-х ветвей (при этом следует тщательно подровнять ветви репшнура в рабочем положении под небольшой нагрузкой).

  • Вместо схватывающих узлов Прусик, Бахмана, Маршара и т.д. можно использовать схватывающие узлы, которые формируются из веревки основного диаметра (Спасатель10 и т.д.).

  • Вместо схватывающего узла можно использовать механические зажимы (типа Гиббс, Шант и т.д.), что позволяет формировать страховочный ус из веревки основного диаметра. Не рекомендуется использовать при натяжении перил устройства типа Жумар и Кроль, которые (по паспорту) выдерживают нагрузки до 400 кГ и, к тому же, могут сильно травмировать перильную веревку. Нельзя также использовать Ти – блок, который может сильно травмировать перильную веревку.

Веревка сопровождения


Веревка сопровождения (челночная веревка, веревка подтягивания) используется для подтягивания человека к берегу после срыва на переправе с последующим зависанием на «маятнике» или на перилах. Диаметр веревки обычно составляет 6 мм.

При переправе по перилам длина веревки сопровождения должна в 2,5 раза превышать ширину реки – с учетом расхода веревки на узлы и удаленность страховщиков от берега. Оба конца веревки должны быть закреплены за опоры на исходном и целевом берегу узлами, легко развязывающимися под нагрузкой. Страхующие должны стоять ниже перил по течению. Если скорость течения высокая и угол скоса перил незначительный, веревка сопровождения должна выдаваться через карабин, закрепленный на опоре, и страхующий должен иметь возможность упереться в опору ногой (при вытягивании страхуемого). При работе на перпендикулярных перилах страхующих должно быть два-три человека.

На «длинных» переправах челночная веревка крепится к перилам в нескольких местах посредством карабинов, расположенных на узлах Проводник. Данные узлы располагаются на челночной веревке равномерно, через определенные промежутки. Однако если при переправе (по перпендикулярным перилам) может возникнуть необходимость экстренного перевода перил в «маятник», нельзя крепить челночную веревку к перилам подобным способом, так как в этом случае при переводе перил в «маятник» челночная веревка становится функционально бесполезной второй маятниковой веревкой, не способной выполнить функцию подтягивания к берегу. Без веревки подтягивания быстрый поток способен «закусить» (то есть «зафиксировать» в струе и затем подтопить) тело человека, находящегося на конце маятниковой веревки. Приведем примеры соответствующих НС из практики туризма.


  • Кажется иронией судьбы, что такой опытный человек, как М. расстался с жизнью, когда, казалось, ничто ему не угрожало. Мы почти завершили переход и собирались форсировать речку Абайа. Она была каких-то десять метров шириной, но очень глубокой и быстрой. Ее бурые воды стрелой пролетали мимо нас в отвесных скалистых берегах. М. переправлялся вторым, предварительно привязавшись к страховочному концу. Прежде чем М. добрался до середины потока, мы поняли, что у него не все ладно. Веревка, которой он обвязался, затягивала его под воду. Вскоре все, что он смог делать, это лишь держать голову над водой. По мере того как М. сносило вниз по течению, с берега выдавали веревку, но очень скоро от нее остался только кончик. Если бы люди на берегу продолжали удерживать веревку, течением его затянуло бы под воду. При попытке вытащить его обратно произошло бы то же самое. Кто-то закричал: Отпустите веревку! Ее выпустили из рук, и в то же мгновение Роджер Ч., проявив героизм, бросился в воду, чтобы помочь М. Ему удалось схватить его и даже подтянуть к противоположному берегу, избежав порога. Однако веревка, обвязанная вокруг пояса М., действовала как якорь - его оторвало от Роджера и затянуло под воду. Мы никогда не видели М. больше, его тело так и не было найдено."11

Подчеркнем, в описанной истории страховка осуществлялась одной веревкой маятникового типа, веревки подтягивания не было.

  • НС произошел 08.08.2007 при сплаве по р. Томпуда (Северное Прибайкалье). Пострадавший оказался в потоке на «морковке», без ножа – стропореза. Его снесло вниз течением, и на сливе (где он «завис») стало подтапливать. Страхующие с берега вынуждены были отрезать веревку, после чего пострадавший вместе с остатком страховочной веревки «ушел» к следующему сливу12 и в итоге погиб.

В описанной истории страховка с берега осуществлялась также одной веревкой маятникового типа, веревки подтягивания не было.

Аналогичные процессы происходят, если человек находится без веревки подтягивания в перильной ловушке на слабо натянутых перпендикулярных перилах, о чем наглядно свидетельствует НС на р. Карагем, а также следующие примеры.



«Как самый высокий, вторым вызвался идти я, без рюкзака и на карабине по перилам (имеется в виду – перпендикулярным перилам). И тут мы, почти все мастера спорта, допустили роковую ошибку: не прицепив к моей грудной обвязке репшнур сопровождения для того, чтобы меня можно было бы подтянуть к берегу, если собьет течением. Я надеялся, что в этом случае подтянусь по перилам на руках. Все произошло иначе, и чуть было не закончилось трагедией. Когда я дошел до середины реки, меня сбило течением, и я повис на веревке, оказавшись у самого дна, а перила образовали в плане значительный угол, и мне оказалось не под силу подтягиваться по веревке на руках против течения. Все мои друзья растерялись и, выждав минуты полторы-две, когда я уже был в полубессознательном состоянии, выпустили свой конец веревки. Я, нахлебавшись воды, уже не смог удержаться за веревку, и меня с нее сорвало и понесло ревущей рекой в каньон. Все ребята бросились по берегам за мной в погоню. Когда я с огромным трудом, из последних сил добрался до берега, то зацепиться за камни у меня сил уже не было, и меня несколько раз отрывало от них и несло дальше. Наконец, с помощью В. мне удалось выползти на берег. Я лег на теплый песок и все еще не мог поверить, что вырвался из страшных объятий "костлявой старухи". Меня река протащила всего метров 60-70, но каких метров! Из многочисленных ран и ссадин текла кровь, все тело болело от синяков и ушибов. От стресса и переохлаждения я весь дрожал.

Здесь, по-видимому, будет уместно рассказать о жуткой трагедии, которая разыгралась в Приэльбрусье по схожему сценарию. Во время занятий отряда новичков в а/л "Баксан" по отработке различных способов переправы через горные реки, произошло следующее. Под руководством командира отряда была натянута веревка через р. Юсеньги. Когда, держась за веревку, на карабине вброд переходила реку девушка, ее водой сбило, и она оказалась под водой. К ней на помощь, также на карабине и без репшнура сопровождения, бросился инструктор. Когда он стал тащить девушку, его тоже сбило течением, и он оказался в бурлящей реке, и только следующий инструктор догадался привязаться к страховочному репшнуру, за который его с берега и вытащили сначала с утонувшим инструктором, а затем (после следующего захода) и с девушкой. К сожалению, после пребывания под водой всего 6-8 мин. их вернуть к жизни не удалось».13

Приведем пример удачно сработавшей полноценной страховки с берега (двумя веревками, одна из которых была маятниковой, другая подтягивающей) после срыва «первого» во время переправы вброд из практики пешеходного туризма.



Во время переправы … шел на «усах», упал. Попав в струю, ушел под воду с головой. Но с берега меня тянули с такой силой, что поднимали на ноги.14

Маятниковая веревка.


В том случае, когда «первый» переходит реку с двумя страховочными веревками, одна из них является маятниковой, другая подтягивающей. Диаметр маятниковой веревки обычно составляет 10 мм. Отметим, что в водном туризме, где наиболее полно отработаны спасательные работы на воде, в качестве маятниковой веревки («морковки») принято использовать веревку диаметром 6 мм, которой допускается, в том числе, страховать суда с общим весом (включая вес судна и груза) до 200 кг в случае, если «судно чалится на ровном киле вдоль потока».15

Маятниковая веревка может использоваться в качестве таковой изначально (переправа способом «маятник»), либо предполагается, что «первый» перейдет на «маятник» в случае неудачной переправы вброд или вплавь. В первом случае нагрузка на маятниковую веревку определяется силой давления потока на тело человека, находящегося на конце «маятника». Во втором случае нагрузка на маятниковую веревку и всю цепь страховки определяется силой рывка.



Давление потока на тело человека. Данная нагрузка является статической, зависит от коэффициента гидравлического сопротивления, скорости течения и площади сопротивления потоку: F= k×P×S = k×(r×v²)×S, где k - коэффициент гидравлического сопротивления, v - скорость течения, P – давление потока, S - площадь сопротивления потоку, r – плотность потока, v - скорость потока. Нагрузка на человека, зависшего на «маятнике», при высокой скорости течения может достигать 80 -100 кгС (кГ) и более. В то же время человек со средними физическими возможностями (страхуемый или страхующий) способен длительное время удерживать в руках веревку при нагрузке не более 50-60 кГ. Это значит, что переправа «маятником» с удержанием страхуемым человеком маятниковой веревки в руках недопустима, что «лишний раз» подтверждает следующий пример.

Когда я дошел до середины реки, меня сбило течением, и я повис на веревке, оказавшись у самого дна... Я, нахлебавшись воды, не смог удержаться за веревку, меня с нее сорвало и понесло ревущей рекой в каньон. 16

Рывок маятниковой веревки. Наибольшая угроза для разрушения страховочной цепи возникает, когда при срыве на переправе через широкую реку с быстрым течением «первый», плывя по реке, выходит в точку «глухого» рывка. Уровень нагрузок на цепь страховки в момент рывка при «жесткой» (без стравливания) страховке рассчитывается, исходя из формулы Eк=m×v²/2, где m – вес человека, v - скорость движения человека, равная скорости потока. Основная нагрузка в такой ситуации падает на верхнюю точку страховки (человека, страхующего «через плечо», спусковое устройство, локальную петлю и т.д.) – это самое слабое звено страховочной цепи. Нагрузка при рывке является кинетической и распределяется на всю длину страховочной веревки, в результате чего на каждый метр веревки падает значительно меньшая нагрузка, чем на верхнюю точку страховки. Нагрузка на верхнюю точку страховки при скорости течения ≥ 2 м/сек и весе страхуемого человека 70-80 кг составляет более 100 кгС (кГ), при этом следует учесть, что человек весом 70-80 кГ (страхующий), стоя на гладком берегу, способен удержать рывок не более 60-65 кГ. При скорости течения ≥3 м/сек нагрузка на верхнюю точку страховки может достичь 250-300кГ и более. Подобные нагрузки делают страховку «через плечо» весьма ненадежной и даже опасной при переправе через горную реку – как для «первого» участника переправы, так и для лиц, страхующих его. Это, в частности, доказывает следующий пример.

«Уровень Китоя поднялся до 1,5 метров, а вода в нем была как непроглядная мгла. Бурлящие потоки давали понять, что справиться с рекой будет не просто. Решено было организовать навесную переправу, сложность чего заключалась в двух аспектах: первый аспект - кто первый поплывет со страховкой для закрепления основной веревки на другой берег, второй аспект - ширина опасного участка составляла более 50 метров (более узкого места поблизости не было).

Первым поначалу был выбран руководитель, как обладатель наибольшей массы (около 100кг), но, зайдя в воду по бедра, он тут- же был сбит течением. Второй раз поплыл умеющий плавать лучше всех в группе. После организации ему страховки из 60 метрового репа и пристегнутой основы тоже 60 метров, "смертник", надев каску, отправился в "долгое плавание". Не доплыл, т.е. почти доплыл, но стоячая волна у другого берега отшвырнула его назад. По требованиям (Правил соревнований по пешеходному и лыжному туризму, автор Теплоухов В.В., г. Екатеринбург) к переправам концы веревок должны быть не закреплены, именно это чуть и не лишило нас товарища. Нашего "смертника" подхватило течение и понесло по реке. Страховало его в две руки пять человек, но страховочная веревка, из-за того, что намокла, проскальзывала. Первый из них самоотверженно намотал веревку на руку, в последствие рука в области кисти оказалась сломана, и потихоньку начал сползать в реку. Ситуацию надо было спасать. Я ухватился за конец веревки и намотал ее за какой-то куст, что дало эффект маятника и "смертника" прибило к берегу. Вот и думай теперь - крепить веревки (к опоре на берегу) или нет. У пловца из одежды Китой не пощадил ничего, оставив только каску (чем он и прикрывался) и верхнюю обвязку». 17

Как следует из вышеописанной истории, на переправах через широкие реки с быстрым течением недопустимо оставлять свободный конец маятниковой веревки незакрепленным и страховать «первого» «через поясницу или плечо», или другими аналогичными способами. Заметим: когда страховку «через поясницу» обеспечивает несколько человек, только один человек (последний в цепи страхующих) на самом деле удерживает веревку «через поясницу», остальные держат веревку в руках. Поэтому в походных условиях страховать человека на переправах через горные реки (при высокой скорости течения) следует через тормозное устройство, дерево или карабин (в зависимости от силы ожидаемого рывка). Человек, осуществляющий страховку, не должен подвергаться риску травмирования и риску быть стащенным веревкой сопровождения в воду, поэтому (при больших нагрузках на цепь страховки или при страховке на сложном рельефе местности) он сам должен быть пристрахован к отдельной опоре.

Страховка «через поясницу» при высокой скорости течения опасна на переправах даже через узкие реки. Так, во время проведения очередного учебно-тренировочного занятия по организации переправ через горные реки, одной из задач которого была демонстрация ненадежности страховки «через плечо» и «через поясницу», произошла следующая история. Два человека, стоя на «гладком» берегу, страховали «первого» «через поясницу» во время его переправы через водный поток шириной менее 10 м при скорости течения 3-3,5 м/сек. Так как глубина потока в месте кульминации переправы не позволяла «первому» преодолеть реку вброд, часть реки он должен был переплыть. Когда попытка «первого» достичь целевого берега вплавь окончилась неудачей, его снесло вниз по течению, после чего он начал «маятником» возвращаться на исходный берег. Когда «маятник» вошел в точку «глухого» рывка, произошло «сдергивание» страхующих, причем первого страхующего стащило в воду.

О стравливании маятниковой веревки при рывке.

Фактор стравливания является важнейшим средством профилактики разрушения пункта страховки в момент рывка.18 Стравливать веревку следует через тормозное устройство (дерево). При небольших нагрузках допускается стравливание веревки (страховка) через карабин. Считается, что для гашения рывка силой ≈1000 кГ необходимо стравить 2,5 м веревки при усилии протравливания 400 кГ. Если усилие протравливания составляет 200 кГ, стравить необходимо уже 5 м веревки.19

Исследования надежности принудительной чалки многоместного судна (катамарана и плота) посредством «диагонали» показали, что при жестком креплении страховочной веревки к опоре на берегу при рывке рвется веревка диаметром даже 10 мм. Автор этих исследований подчеркивает, что для увеличения надежности вышеописанного способа страховки следует применять тормозные устройства.20

О расстоянии точки крепления маятниковой веревки от берега.

Считается, что чем дальше точка крепления (опора) маятниковой веревки удалена от берега, тем больше снос страхуемого к берегу (за счет распределения векторов сил, воздействующих на тело человека при нахождении его в равномерном потоке).21


Пункт перехвата


Пункт перехвата выставляется в случае, когда есть риск «ухода» участников переправы в «свободное плаванье». Например, когда «стенка» или «круг» переправляются вброд без веревки сопровождения. На переправе различают несколько видов страховки с берега на пункте перехвата, основными из которых являются:

  • Страховка спасательной бросательной веревкой («морковкой»).

  • Страховка «живцом».

  • Страховка «корабликом».

С подробным описанием данных способов страховки можно ознакомиться в литературе по водному туризму, а также на «водных» сайтах в Интернете.

следующая страница >>