«Стимулирование экономической активности» на 2012 – 2016 гг. Общественный совет города Москвы отмечает исключительную значимость и а - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лекция Теоретические основы экономической информатики 3 645.64kb.
I. Принципы, цель разработки программы, её назначение 11 2239.97kb.
Методологические основы управления социальным развитием региона в... 20 4935.87kb.
Высшая школа экономики 1 363.74kb.
У детей этого возраста процесс роста характеризуется неравномерностью. 1 89.44kb.
Тесты и анкеты для ученика, родителей и учителей Результаты диагностики... 1 105.58kb.
Мотивационное письмо государственного бюджетного образовательного... 1 214.66kb.
Задачи курса: познакомить учащихся с экономической жизнью семьи,... 1 98.5kb.
Изменения в проектную декларацию зао «калининградстройинвест» 1 32.44kb.
Занятие по пропаганде здорового образа жизни 1 59.44kb.
2. Структура и объем дисциплины 1 664.78kb.
Рекламно-техническое описание 1 109.72kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

«Стимулирование экономической активности» на 2012 – 2016 гг. Общественный совет города - страница №1/1


Заключение

Общественного совета города Москвы

по результатам общественного обсуждения

проекта государственной программы города Москвы

«Стимулирование экономической активности» на 2012 – 2016 гг.
Общественный совет города Москвы отмечает исключительную значимость и актуальность государственной программы «Стимулирование экономической активности» (с входящими в нее подпрограммами). Эта значимость обусловлена подчеркнуто интеграционным, полифункциональным характером программы: ведь стимулирование экономической активности – это, по сути, базовая доминанта, во многом определяющая развитие всех важнейших отраслей городского хозяйства.

Проект государственной программы «Стимулирование экономической активности» (и входящих в нее подпрограмм) был предметом обсуждения на прошедших в Московской ТПП круглых столах с участием представителей отраслевых предпринимательских сообществ и научно-промышленных кругов города, а также на расширенном заседании Комиссии по вопросам экономического развития и предпринимательства Общественного совета города Москвы.

Наиболее активными участниками обсуждения были представители действующих при МТПП общественных структур – гильдии предприятий высоких технологий и инноваций, гильдии предприятий торговли и услуг, гильдии выставочных и конгрессных организаций, комитета по устойчивому развитию реального сектора экономики и инвестиционной деятельности, комитета по труду, занятости населения и социальным вопросам и др. В ходе обсуждения были высказаны замечания и предложения, большую часть которых считаем необходимым довести до сведения разработчиков программы.
Как известно, первоначально, в состав программы были включены лишь три подпрограммы: «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012-2016 гг.»; «Развитие оптовой и розничной торговли, общественного питания и бытовых услуг города Москвы на 2012-2016 гг.»; «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг.». Многие участники обсуждения подчеркивали, что перечень этих подпрограмм обязательно должен быть расширен. Отрадно, что позднее разработчики программы информировали общественность о дополнительно подготовленных подпрограммах «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на 2012-2016 гг.» и «Развитие Москвы как Международного финансового центра».

Однако подпрограмма «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на 2012-2016 гг.» не была размещена на официальном сервере Правительства Москвы. Между тем в реализации подходов, намеченных программой, концептуально она весьма значима.

В этой связи нам представляется необходимым особо отметить, что в ходе состоявшегося обсуждения многие предложения были связаны именно с тематикой подпрограммы «Реструктуризация и стимулирование развития промышленности в городе Москве на 2012-2016 гг.». Предлагаем в сжатом изложении основные из высказанных предложений.
1. Принципиально важно, чтобы содержание подпрограммы (а, следовательно, и ее название) было связано не только с развитием промышленности, но и науки, т.е. определяло бы развитие всего научно-промышленного комплекса Москвы.

2. Основная цель подпрограммы видится в создании условий для:

- повышения конкурентоспособности научно-промышленной сферы Москвы,

- ускоренного развития приоритетных и перспективных направлений науки и промышленности Москвы,

- обеспечения международного признания Москвы как глобального центра технологического лидерства и ее реальной и эффективной интеграции в современное мировое научно-техническое сообщество.



3. Основной парадигмой подпрограммы должны быть единство науки, промышленности и их инновационное развитие, а также непрерывность процессов разработки и внедрения инноваций (товаров, технологий и услуг), начиная от определения приоритетных для Москвы направлений, постановки задач научных исследований, системной работы по их реализации (включая оснащение современным оборудованием, выпуск и испытание опытных образцов и заканчивая серийным производством конкурентоспособной инновационной продукции, а также продвижением ее на российский и международные рынки).

4. Задачи программы, исходя из данной стратегической цели, должны основываться на знании и анализе:

- современного состояния научно-промышленного потенциала Москвы,

- факторов, влияющих на развитие инновационной научно-промышленной сферы Москвы,

- факторов, препятствующих развитию инновационной научно-промышленной сферы в Москве,

- основных перспективных направлений развития научно-промышленной сферы, исходя из результатов реализации городских целевых и комплексных программ Москвы на период до 2011 г. и задач развития городского хозяйства,

- индикативных целевых показателей.

Для решения поставленных задач очень важно организовать проведение анализа научно-технического задела и возможности его реализации в промышленном производстве конкурентоспособных товаров.

Необходимо проведение мероприятий по реализации существующего научно-технического задела (НИОКР и ОКР), формирование и развитие такого задела на будущие периоды. Это обязательное условие и путь к созданию высокотехнологичных производств и конкурентоспособных инновационных товаров.

Исходя из системной парадигмы подпрограммы, должны быть сформулированы задачи и мероприятия подпрограммы. Нами подготовлены предложения по содержанию мероприятий подпрограммы. Во многом содержание мероприятий совпадает, но необходима их системная структуризация и дополнение. Некоторые разделы необходимо уточнить. Это касается и вопросов поддержки и защиты интеллектуальной собственности, пропаганды научно-технических достижений и др. Предложения, которые могут быть использованы при доработке, представлены в материалах заключения (см. в т.ч. Дополнение 1)

5. Основными целевыми ориентирами подпрограммы развития науки и промышленности в Москве целесообразно выбрать:


  • опережающее развитие конкурентоспособных научно-промышленных проектов Москвы;

  • существенное (резкое) увеличение доли инновационных разработок и изобретений мирового уровня;

  • значительное повышение доли реализованных конкурентоспособных товаров, технологий и услуг малого и среднего предпринимательства в общем объеме по городу;

  • динамичная интеграция Москвы в международное инновационное сообщество;

  • повышение инвестиционной привлекательности Москвы для мирового бизнес - сообщества;

  • достижение сбалансированного и устойчивого экономического и социального развития науки и промышленности в Москве.

6. В ряду основных мероприятий, призванных обеспечить решение целей и задач подпрограммы, можно выделить:

6.1. Формирование благоприятной финансово-экономической среды для развития инновационной науки и промышленности:

- разработка критериев отбора высокорентабельных предприятий и прорывных, перспективных для рынка товаров и технологий с целью их поддержки;

- привлечение российских бизнес-ангелов к инвестициям в московские инновационные высокорентабельные проекты и предприятия;

- участие в программе Российского банка развития по поддержке малых инновационных предприятий;

- разработка системы налоговых преференций для предприятий и финансовых организаций, инвестирующих в инновационные НИОКР;

- поддержка финансовых институтов развития (венчурные и посевные фонды, институт микрокредитования, кредитные кооперативы);

- выделение грантов на НИОКР по приоритетным направлениям.

6.2. Совершенствование законодательной базы, системы государственного управления и государственного заказа:

- подготовка московских законов «Об инновациях», «О территориях инновационного развития», «О конкуренции».

- разработка налоговых преференций для инновационно-активных компаний и предпринимателей, участвующих в городских программах.

- создание постоянно действующей рабочей группы Правительства Москвы, Московской городской Думы и научно-производственной общественности по совершенствованию законодательства в целях поддержки инновационного развития городского хозяйства и, в первую очередь, научно-промышленной сферы Москвы,

- оперативный анализ и прогнозирование спроса на инновационную продукцию, формирование приоритетов и госзаказа на выполнение НИОКР для нужд городского хозяйства.

6.3. Создание условий для развития инновационной инфраструктуры и территорий:

- создание территорий инновационного развития;

- реформирование и развитие «первоочередных» промышленных зон Москвы;

- поддержка работающих и создание новых технопарков, бизнес-инкубаторов, кластеров, центров коллективного пользования и других аналогичных структур;

- поддержка и развитие ТВОЭЗ «Зеленоград»;

- создание института независимых экспертов при Правительстве Москвы с участием научно-промышленной общественности;

- создание банка данных законченных московских НИОКР с целью дальнейшего их продвижения на региональные и мировой рынки через систему взаимодействия с российскими региональными и мировыми банками и биржами идей;

- создание и внедрение системы привлечения в Москву для совместной деятельности международных центров исследований и разработок.



Очень важно реализовать скоординированное развитие и реструктуризацию промышленных зон, территорий инновационного развития, бизнес-инкубаторов и формирование кластеров МСП.

6.4. Создание условий для модернизации производства и инновационного развития научно-промышленного комплекса, малого и среднего предпринимательства:

- привлечение инвесторов и субсидирование серийного производства конкурентоспособных завершенных НИОКР;

- развитие системы взаимодействия и интеграции инновационного малого и среднего бизнеса с крупными научно-промышленными комплексами, в том числе через образование кластеров;

- субсидирование лизинга оборудования;

- субсидирование сертификации систем менеджмента и разработка технических регламентов;

- развитие программ «Московское качество», «Реестр надежных предприятий Москвы», поддержки и развития инновационно-активных предприятий;

- поддержка социально значимых организаций и предприятий, обеспечивающих первоочередные потребности города и населения, в повышении уровня их технологической оснащенности по выпуску конкурентоспособной продукции;

- стимулирование проведения ресурсосберегающих, энерго- и экологоэффективных мероприятий.



6.5. Содействие продвижению продукции промышленных предприятий на внутренний и внешние рынки, развитию межрегионального и международного инновационного партнерства:

- развитие системы продвижения московских инновационных разработок на мировой рынок на основе использования IТ-технологий и Интернет-ресурсов;

- расширение участия в выставочно-конгрессных, межрегиональных и международных мероприятиях,

- содействие деятельности Московского агентства поддержки эксперта и инвестиций (МАПЭИ);

- привлечение международного экспертного сообщества для оценки инновационных научно-промышленных проектов Москвы;

- создание системы мониторинга региональных и мировых запросов на инновационные технологии, товары и услуги;

- кооперация и интеграция с ведущими международными технологическими центрами и региональными высокотехнологичными компаниями при реализации масштабных совместных проектов при поддержке Правительства Москвы, в том числе, создание технологических платформ;

- создание и выпуск периодических информационных вестников о мировых достижениях науки, инновациях и их освоении в промышленном производстве;

- разработка системы (программы) по облегчению привлечения и перемещения иностранных высококвалифицированных специалистов.

6.6. Совершенствование системы поддержки и развития научно-технической интеллектуальной деятельности:

- субсидирование продвижения и охраны интеллектуальной собственности.

- субсидирование повышения квалификации в области изобретательства и патентоведения;

- пропаганда изобретательства;

- поддержка деятельности Московского Салона (выставки и конференции) изобретений и инновационных технологий «Архимед»;

- поддержка системы БРИЗ на предприятиях, в первую очередь – на инновационно-активных предприятиях;

- создание и поддержка московского телевизионного портала о научно-технической деятельности и изобретательстве в Москве.

6.7. Обеспечение инновационной пропаганды и популяризации научных знаний:

- создание информационного виртуального выставочного портала «Инновационная Москва»;

- создание телевизионного журнала «Инновационная Москва»;

- субсидирование периодических научно-популярных и научно-образовательных изданий;

- проведение ежегодного московского инновационного форума.

6.8. Содействие развитию интеграционных процессов между субъектами науки, промышленности и образования:

- содействие созданию и развитию кластеров;

- содействие созданию и развитию московских и межрегиональных технологических платформ;

- содействие созданию и развитию центров коллективного пользования, в т.ч. испытательных лабораторий и организаций по сертификации;

- вывод на фондовый рынок малых и средних предприятий путем развития сети биржевых агентств, позволяющих мобилизовать денежные ресурсы этих предприятий;

- разработка и внедрение системы преференций крупным предприятиям, которые:

а) представляют залоговые обязательства малым и средним инновационным предприятиям при получении кредитов для развития взаимозависимого производства,

б) продвигают на международный рынок продукцию малых и средних предприятий в качестве комплектующего,

в) представляют в аренду производственные площади для разработки и выпуска инновационной продукции по ценам ниже среднерыночной,

г) ставят на собственный баланс объекты интеллектуальной собственности, разработанные совместно с малым и средним инновационным бизнесом.


В рамках обсуждения программы «Стимулирование экономической активности» неоднократно поднимался вопрос об усилении внимания к такому важному экономическому инструменту, как государственно-частное партнерство. При этом речь шла как о необходимости скорейшего принятия закона о государственно-частном партнерстве, так и о разработке конкретных механизмов, позволяющих уже сейчас стимулировать бизнес к участию в совместных с государством проектах.

Еще одной важной темой, вызвавшей широкий отклик, стала тема продвижения продукции столичных товаропроизводителей. Эксперты ставят вопрос о формировании в городе полноценной инфраструктуры продвижения продукции на экспорт. Мировой опыт убеждает в необходимости ведения такой работы. На наш взгляд, она тоже должна найти отражение в разрабатываемой программе.

В этой связи особо следует выделить предложение о разработке подпрограммы развития в Москве выставочно-конгрессной деятельности. Как фактор повышения конкурентоспособности выставочная деятельность имеет огромный потенциал: это важнейший инструмент продвижения продукции (в т.ч. инновационной) отечественных предприятий и на внутренний, и на международный рынок.

Как отмечали выступавшие в ходе обсуждения эксперты, во многих странах развитие выставочно-конгрессной деятельности определяется активным взаимодействием государства, бизнеса и общественных институтов. И выставочная, и конгрессная деятельность многогранны: для решения задач по их развитию необходим комплекс правовых, организационных, научно-технических, производственно-технологических, проектных и финансовых мероприятий. Именно поэтому формат подпрограммы в рамках государственной программы экспертам представляется довольно обоснованным.

Структура этой подпрограммы может быть следующей:

1. Анализ существующего состояния выставочно-конгрессной деятельности в городе Москве.

2. Нормативно-правовое обеспечение выставочно-конгрессной деятельности в городе Москве.

3. Формы поддержки и стимулирования выставочно-конгрессной деятельности.

4. Мероприятия по развитию конгрессной деятельности.

5. Информационно-аналитическое обеспечение выставочно-конгрессной

деятельности.

6. Организационно-методическое обеспечение выставочно- конгрессной

деятельности.

7. Подготовка выставочно-конгрессных кадров.

Формат подпрограммы более точно соответствует и масштабу тех задач, которые призвана решать выставочно-конгрессная деятельность. Ведь этот сектор экономики по-своему уникален: его нельзя рассматривать как замкнутый, автономно развивающийся бизнес. Это во многом системообразующая, базовая отрасль. Выставки и конгрессы способствуют возрастанию экономической активности, стимулируют развитие и тех отраслей, с которыми они тематически связаны, и тех регионов, в которых они проводятся. С сожалением приходится говорить, что в Москве, как и в целом в России, такой мультипликативный эффект все еще ослаблен, и экономический потенциал выставочного дела в полной мере пока не востребован.

В программе (целесообразно в рамках подпрограммы «Развитие рынка труда и содействие занятости населения города Москвы на 2012-2016 гг.») необходимо более отчетливо определить меры, которые будут направлены на решение проблем обеспечения городского хозяйства квалифицированными инженерно-техническими и рабочими кадрами. Очевидно, что частный бизнес должен быть более активно вовлечен в процесс подготовки инженеров, технологов и высококвалифицированных рабочих. В этой подготовке нужно использовать принципы дуального образования, уже давно подтвердившие свою эффективность в ряде стран Евросоюза.

Уместно будет заметить, что в перечне поручений по итогам встречи Мэра Москвы с членами Президиума Общественного совета есть и поручение органам исполнительной власти совместно с Общественным советом и Московской ТПП разработать и внедрить систему профессионального образования и подготовки квалифицированных рабочих кадров для промышленности и сферы услуг.

Ряд замечаний были связаны с необходимостью детализации одного из важнейших факторов стимулирования экономической активности – развития конкурентной среды. В частности, требуют большей конкретизации (в том числе и в планируемых индикативных показателях) мероприятия по обеспечению равных условий доступа частных и государственных предприятий на рынок транспортных, медицинских и прочих услуг.

К сожалению, в проекте программы слабо освещена и тема привлечения иностранных инвестиций. А эти инвестиции – мощный фактор экономического развития города, позитивно влияющий на расширение рынка труда и повышение занятости населения.

Тема привлечения инвестиций побуждает вспомнить еще об одной проблеме, которая уже не раз была предметом обсуждения в органах исполнительной власти города. Речь идет о программе укрепления международного имиджа Москвы. Это особенно важно в свете постановки задачи развития Москвы как международного финансового центра. Целесообразно дополнить проект обсуждаемой программы (или подпрограммы «Развитие Москвы как Международного финансового центра») комплексом мероприятий, связанных с этой важной темой.


Большой интерес у общественности вызвала и подпрограмма «Развитие малого и среднего предпринимательства в городе Москве на 2012-2016 гг.». По мнению большинства из принявших участие в ее обсуждении, основные приоритеты, намеченные подпрограммой, сделают поддержку малого и среднего предпринимательства более результативной, помогут изменить экономическую структуру малого и среднего предпринимательства в городе, существенно увеличив сектор производства и услуг. На основании оценок представителей экспертного сообщества можно сделать вывод, что в ряду подпрограмм, входящих в программу «Стимулирование экономической активности», именно эта подпрограмма является наиболее проработанной.

Тем не менее, в последней редакции подпрограммы необходимо более четко выделить приоритетные для города сферы деятельности малых и средних предприятий. На наш взгляд это, в первую очередь, инновационные предприятия в секторе производства товаров, работ и услуг. В предыдущей версии был сделан такой акцент.



Соответственно, должны быть распределены и объемы финансирования мероприятий по поддержке таких предприятий. Ряд замечаний к последней редакции подпрограммы представлен в Дополнении 2.

Учитывая важность системной увязки подпрограмм, в подпрограмме «Развитие малого и среднего предпринимательства» при реализации мероприятий необходимо предусмотреть скоординированные действия:

- по развитию кластеров МСП при реструктуризации промышленных предприятий, промзон, ТИР;

- поддержке интеграционных проектов МСП и крупных промышленных предприятий в приоритетных направлениях.
В целом уместно сказать и о том, что на этапе принятия государственных программ города Москвы было бы логичным разработчикам иметь уже и проект мероприятий по их реализации на 2012 год.
Еще одно общее критическое замечание: прогнозная часть большинства подпрограмм во многом уязвима. Как мы сегодня видим, внешнеэкономическая ситуация имеет тенденцию к ухудшению, а это непременно скажется и на внутриэкономических процессах. Предполагаемое вступление России в ВТО также может привести к процессам, которые в краткосрочной перспективе могут неблагоприятно сказаться на развитии ряда секторов отечественной экономики. Однако в проекте программы отсутствуют механизмы ее возможной целевой и содержательной корректировки.
Есть немало замечаний и в отношении намеченных подпрограммами индикативных показателей. Практически во всех подпрограммах эти показатели должны быть конкретизированы (по срокам, объемам финансирования и др.). Обращаем внимание на то, что не все заявленные приоритетные цели достаточно полно и конкретно соотнесены с индикативными показателями, что, безусловно, будет затруднять объективную оценку результатов реализации программы. По нашему мнению, итоговая оценка результатов выполнения программы и ее подпрограмм должна предполагать и участие в этом общественности, столичного бизнеса. Механизмы такого участия могли бы в ближайшее время быть разработаны совместно с органами исполнительной власти.

Председатель Комиссии по вопросам

экономического развития и предпринимательства

Общественного совета города Москвы Л.В. Говоров