Сравнительный анализ удовлетворённости родителей школьной жизнью Метод: анкетирование «Школьные трудности моего ребенка» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Сравнительный анализ удовлетворённости родителей школьной жизнью Метод: анкетирование - страница №1/1

Сравнительный анализ удовлетворённости родителей школьной жизнью


Метод: анкетирование «Школьные трудности моего ребенка»

С целью изучения уровня учебной нагрузки ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

  1. Часто ли, придя из школы, Ваш ребенок жалуется на сильное утомление?

Были получены ответы:

Часто 2 человека

Иногда 11 человек

Редко 3 человека

Не жалуется 11 человек


  1. Сколько времени в среднем тратит ребенок на приготовление домашнего задания?

Были получены ответы:

Не более 1,5 часов - 5 человек

От 1,5 до 2-х часов - 11 человек

Более 2-х часов - 11 человек




  1. По каким предметам, на Ваш взгляд, домашние задания неоправданно объемные?

Были получены ответы:

Таких нет - 22 человека

По окружающему миру - 3 человека

По русскому языку - 1 человек

По всем предметам - 1 человек


  1. По каким предметам Ваш ребенок не может справиться с заданием без помощи взрослых?

Были получены ответы:

Таких предметов нет - 2 человека

По окружающему миру - 15 человек

По русскому языку - 11 человек

По математике - 5 человек

По чувашскому слову - 4 человека

По английскому языку - 3 человека

По информатике - 2 человека




  1. Кто из старших помогает Вашему ребенку в приготовлении домашних заданий?

Были получены ответы:

Никто 1 человек

Мама 8 человек

Папа 1 человек

Родители 15 человек

Бабушка 1 человек

Братья, сестры 1 человек


  1. Что Вы можете посоветовать, предложить по предупреждению перегрузки Вашего ребенка, если такая имеется?

Были получены ответы:

Перегрузки нет - 24 человека



Выводы:

1. Нормы времени на приготовление домашних заданий несколько превышены.

2. Провести беседы с учителями, работающими в 3 классе Б с целью координации

объема домашних заданий.

3. Более тщательно разбирать домашние задания по окружающему миру и

русскому языку.

4. Подготовить к родительскому собранию сообщение «Как помочь ребенку при

подготовке домашнего задания».


Диагностика для определения уровня самостоятельности детей
Заполните в таблице второй и третий столбик, поставив одну “*” напротив действия:


Перечень действий ребёнка

Ваш ребёнок делает

Самостоятельно

По требованию, с помощью, с разрешения

– собирается в школу

 

 

– выбирает себе одежду для школы, для праздников

 

 

– делает уроки

 

 

– определяет с кем ему дружить

 

 

– готовит еду, если это необходимо

 

 

– убирает квартиру по собственной инициативе

 

 

– ходит в магазин за покупками

 

 

– помогает по дому и на даче

 

 

– приглашает друзей к себе домой

 

 

– определяет время прихода домой с прогулки

 

 

– принимает решение в различных ситуациях

 

 

– распоряжается данными ему деньгами

 

 

– оценивает объективно себя и свои поступки

 

 

– помогает в воспитании младших

 

 


Самостоятельность ребёнка в семье


Диагностика для определения методов наказания

Заполните в таблице 2-й, 3-й, 4-й столбики, поставив “*” напротив используемых методов:



 

Методы наказания

Как вас наказывали ваши родители

Как вы наказываете ваших детей

Отметьте из них действенные

1.

Ставили в угол

 

 

 

2.

Прекращали общаться на длительное время

 

 

 

3.

Применяли телесные наказания

 

 

 

4.

Ограничивали свободу

 

 

 

5.

Лишали любимого занятия

 

 

 

6.

Читали бесконечные нотации

 

 

 

7.

Стыдили при посторонних

 

 

 

8.

Оскорбляли и ругались

 

 

 

9.

Лишали любимых лакомств

 

 

 

10.

Ограничивали в покупках

 

 

 

11.

Выгоняли из дому

 

 

 



Наказания в семье



Анкетирование и диагностика родителей.

Анкета для родителей 1.



  1. Какие положительные качества характерны для Вашего ребёнка?

  2. Какие отрицательные качества характерны для Вашего ребёнка?

  3. Какие качества Вы стараетесь воспитать у Вашего ребёнка, насколько вам это удаётся?

  4. Имеет ли ваш ребёнок постоянные обязанности по дому и как он их выполняет?

  5. Как он относится к другим членам семьи, оказывает ли он им помощь, сочувствует, защищает?

  6. Принимает ли активное участие в делах семьи, в семейных праздниках, какую инициативу он проявляет при этом?

Анкета для родителей 2.



  1. Достаточно ли вы осведомлены о школьной жизни Вашего ребёнка?

  2. Сколько времени уделяете ежедневно ребёнку?

  3. Сколько времени вы уделяете ему в выходные, праздничные дни?

  4. Обращаетесь ли Вы к классному руководителю или учителю-предметнику за советом в проблемных ситуациях, связанных с воспитанием ребёнка?

  5. На всех ли родительских собраниях Вы бываете? Устраивает ли вас характер разговора на них? По каким вопросам воспитания детей Вы могли бы поделиться опытом?

  6. Устраивают ли Вас взаимоотношения Вашего ребёнка с одноклассниками? Ваши предложения.

  7. Устраивает ли вас организация питания детей в школе? Ваши предложения.

Анкета для родителей 3.

Цель: выявить уровень педагогической культуры родителей и формы взаимодействия семьи и школы (нужное подчеркнуть).


  1. Ваше мнение о степени педагогической подготовленности к воспитанию детей в семье?

а) вполне достаточное;

б) не совсем достаточное;

в) недостаточное;

г) затрудняюсь ответить.

2. Наиболее важные для Вас источники пополнения педагогических знаний:

а) индивидуальные консультации;

б) посещение занятий для родителей в школе по вопросам воспитания детей;

в) передачи по радио, телевидению, интернет;

г) материалы газет и журналов;

д) специальная педагогическая литература;

е) другие источники.

3. В каких случаях вы посещаете школу?

а) приходите на собрания, лекции, практические занятия;

б) приходите по вызову учителя;

в) сами обращаетесь к учителю по ситуации;

г) участвуете в воспитательных делах класса;

д) другие причины.

4. Наиболее рациональными в работе школы с родителями Вы считаете проведение:

а) классных собраний;

б) лекций, бесед;

в) индивидуальных консультаций;

г) практических занятий.







Результаты анкетирования

Осведомлены о школьной жизни ребёнка

94%

Обращаются за помощью к классному руководителю

87%

Посещают родительские собрания

96%

Считают родительские собрания и индивидуальные консультации эффективными

94%

Уделяют воспитанию ребёнка более 3 часов в день

59%

Устраивает организация питания детей

78%



Экспресс – диагностика при работе с родителями

ТЕСТ «СКАЗКА» (автор Луиза Дюсс)
Первая сказка: «Птенец»

Цель: выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе.
«В гнездышке на дереве спят птички: папа, мама и маленький птенец. Вдруг налетел силь­ный ветер, ветка ломается, и гнездышко пада­ет вниз: все оказываются на земле. Папа летит и садится на одну ветку, мама садится на другую. Что делать птенцу?
Правильные ответы: «Он тоже полетит и ся­дет на какую-нибудь ветку), «Полетит к маме, потому что испугался», «Полетит к папе, потому что он сильней», «Останется на земле, будет звать на помощь, и папа(мама) прилетит и заберет его» и т. д.

Проблемные ответы: «Умрет во время паде­ния», «Умрет от голода (холода, дождя...)., «О нем все забудут, и кто-нибудь на него наступит» и т. д.

Вторая сказка: «Годовщина свадьбы родителей»

Цель: понять, ревнует ли ребенок своих роди­телей, чувствует ли себя обделенным из-за любви родителей друг к другу.
«Празднуется годовщина свадьбы родителей. Мама и папа очень любят друг друга и хотят весело отметить праздник, пригласив друзей и своих родителей. Во время праздника ребенок встает и один идет на улицу. Что произошло, почему он ушел? »
Правильные ответы: «Пошел за цветами для. мамы», «Пошел немного поиграть», «С взрос­лыми стало скучно, он решил поиграть один (или с друзьями)» и др.

Проблемные ответы: «Ушел потому, что ра­зозлился», «Хотел остаться один», «Никто не обращал на него внимания, и он решил уйти».
Третья сказка: «Ягненок»

Цель: анализ детских переживаний, связан­ных с отнятием ребенка от груди. Второй вариант сказки дает возможность проанали­зировать наличие (или отсутствие) чувства ревности к младшему брату (сестре).
Первый вариант: «Жила-была овца со сво­им ягненком. Ягненок был большой и даже ел травку. Вечером мама давала ему немного мо­лока, которое он очень любил. Но однажды мама осталась без молока и не смогла покор­мить его. Что делать ягненку?»
Правильные ответы: «Будет есть больше трав­ки», «Заплачет, а потом станет есть больше травки », «Пойдет к другой овечке и попро­сит у нее молока».

Проблемные ответы: «Умрет от голода», «Пой­дет к другой овце и больше не вернется к своей маме», «Будет так сильно плакать, что мама достанет где-нибудь молока и принесет ему».
Второй вариант: рассказывается та же ис­тория, но после фразы «... он очень любил» следует: «Однажды маме принесли другого, совсем маленького ягненка, который пьет толь­ко молоко, потому что он еще не умеет есть травку. Тогда мама говорит старшему ягненку, что ему придется обойтись без молока, потому что у нее не хватит молока на обоих ягнят, и с этого дня он должен будет есть только трав­ку. Как поступит ягненок?»

Правильные ответы: те же, что в варианте 1 и «Постарается есть меньше молока и боль­ше травки, «Немного покапризничает, но полюбит маленького ягненка» и т. д.

Проблемные ответы: те же, что и в 1 варианте и «Постарается прогнать маленького ягнен­ка», «Найдет другую маму для маленького ягненка», «Будет бить маленького ягненка».
Четвертая сказка: «Похороны».

Цель: выявление отношения ребенка к смерти, а также к агрессивности и стремлению к разрешению конфликтов смертью.
«По улице идет похоронная процессия, и все спрашивают, кто yмep. Кто-то показывает на один из домов и говорит: «Умер человек, который жил в этом доме». Кто же умер?»
Правильные ответы: «Незнакомый человек», «Дедушка (бабушка) какого-то ребенка.», «Человек, который был очень болен»; «Ста­рик (старушка)» и т. д.

Проблемные ответы: «Мальчик (девочка)» ,«Папа (мама) одного ребенка», «Младший (старший) брат (сестра) одного ребенка» и т. д.
Пятая сказка: «Страх».

Цель: выявить характер, содержание и направ­ленность детских страхов.
«Один мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!» Чего он боится?»
Правильные ответы: «Вел себя плохо и те­перь боится наказания», «Боится темноты», «Боится какого-то животного», «Он не бо­ится, а просто пошутил».

Проблемные ответы: «Боится, что придет вор и ударит его ножом», «Чудовище хочет eгo съесть, потому что он плохой мальчик», «Боится дьявола». Эти и аналогичные ответы надо обсудить с ребенком, уточнить, что он имел ввиду, когда говорил о чудовищах, дьяволах. Голос взрослого должен быть спо­койным, вселяющим в ребенка уверенность.
Шестая сказка: «Слоненок»

Цель: выявить трудности, возникающие в психо­эмоциональном развитии мальчика.
«У одного мальчика есть слоненок, очень приятный, с хорошеньким хоботком. Однаж­ды, войдя в свою комнату, мальчик видит, что в слоненке что-то изменилось. Что у него из­менилось и почему?»
Правильные ответы: «Слоненок в шутку пере­красился в другой цвет», «Он не изменился, он просто вырос», «Он ушел, потому что ему надоело сидеть в закрытой комнате» и др.

Проблемные ответы: «Слоненок вел себя плохо, поэтому у него отвалился хобот», «Хобот ему мешает, и он не знает, что делать», «Слоненок умер» и др.

Седьмая сказка: «Песочный домик»

Цель: анализ характера отношения ребенка к вещам, которые он воспринимает как свою собственность.
«Один мальчик построил из песка краси­вый домик, довольно просторный, чтобы мож­но было играть там одному. Он построил его сам и очень гордился этим. Мама просила подарить ей домик, потому что он ей понравил­ся. Как поступит мальчик, оставит домик себе или подарит маме?».
Правильные ответы: «Немножко поиграет, а потом подарит маме», « Поделит с мамой», «Отдаст маме, но иногда будет просить об­ратно, чтобы поиграть».

Проблемные ответы: «Захочет оставить себе, потому что домик очень красивый», «Поиг­рает, а потом разрушит», «Будет жить в домике всю жизнь».
Восьмая сказка «Прогулка».

Цель: анализ характера отношений ребенка с ро­дителем противоположного пола («эдиповы» отношения) и соперничества с родителем сво­его пола.

Лучше, если эту сказку зачитает для ре­бенка родитель противоположного пола.


«Один мальчик ушел с мамой погулять в лес, они очень довольны. Возвращаясь домой, они видят, что у папы изменилось выражение лица. Какое выражение лица у него и поче­му?» (Девочке рассказывается, что одна девоч­ка пошла погулять с отцом...)
Правильные ответы: «У него довольное лицо, потому что они вернулись домой», «У него

было сердитое лицо, потому что они, долго отсутствовали, и он беспокоился за них» и др.



Проблемные ответы: «Он заболел, пока они отсутствовали.», «Он плакал, потому что боялся, что они больше не вернутся», «Он рассержен, потому что тоже хотел пойти на прогулку, но мальчик был против» и т. д.
Девятая сказка: «Новость»

Цель: выявление скрытых желаний ребенка, неосознанных страхов и тревожности.
«Один мальчик возвращается с прогулки (со двора, от друзей или родственников, выбирает­ся ситуация, наиболее подходящая для конк­ретного ребенка), и мама ему говорит: «Haконец-то ты пришел. Я должна сообщить тебе одну новость». Какую новость хочет сообщить ему мама?».
Правильные ответы: «Вечером придут гости», « Мама узнала что-то важное по радио и телевидению», «Кто-то позвонил и сообщил приятную новость (пригласили в гости, на день рождения, кто-то выздоровел и т. д.), и др.

Проблемные ответы: «Кто-то в семье умер», «Мама хочет что-то запретить мальчику», « Мама сердится, потому что мальчик опоздал» и др.


Десятая сказка: «Плохой сон»

Цель: обнаружить связь с ответами в других сказках.
«Однажды утром один мальчик резко про­сыпается и говорит: «Я видел очень, плохой сон». Какой сон увидел мальчик?»
Правильные ответы: «Я не знаю», «Ему при­снилось, что он заблудился», «Ему присни­лась Баба Яга (Кощей Бессмертный), « Ему приснился страшный фильм » И т. д.

Проблемные ответы: «Ему приснилось, что папа (мама) умерла», «Ему приснилось, что он умер», «Ему приснилось, что его хотели бросить под машину» и т. п.
ОПРОСНИК «МЕРА ЗАБОТЫ»
Инструкция: известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет вам разобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция.

Перед вами 15 утверждений. На первый взгляд, может показаться, что не все они имеют отноше­ние к воспитанию. Тем не менее против каждой фразы отметьте число баллов, соответствующие вашему суждению по данному вопросу.

«Категорически не согласен» - 1 балл.

«Я не спешил бы с этим согласиться» - 2 балла.

«Это, пожалуй, верно» - 3 балла.

«Совершенно верно, я считаю именно так» - 4 балла.


1. Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.

2. Для хорошей матери достаточно общения толь­ко с собственной семьей.

3. Маленького ребенка следует всегда крепко дер­жать во время мытья, чтобы он не упал и но

ушибся.


4. Когда ребенок делает то, что обязан, он нахо­дится на правильном пути и благодаря этому

будет счастлив.

5. Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но спортивными единоборствами ему заниматься не следует, так как это чревато физическими увечьями и нарушениями психики.

6.Воспитание - это тяжелый труд.

7. У ребенка не должно быть тайн от родителей.­

8. Если мать не справляется со своими обязанно­стями по отношению к детям, это, скорее все­го, означает, что отец плохо выполняет свои обязанности по содержанию семьи.

9. Материнская любовь не может быть чрезмер­ной: любовью ребенка не испортишь.

10. Родители должны ограждать ребенка от нега­тивных сторон жизни.

11. Не следует приучать ребенка к рутинной до­машней работе, чтобы он не потерял охоту к

любой работе.

12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, все происходило бы менее организованно.

13. В рационе семьи все самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребенку.

14. Лучшая защита от инфекционных заболева­ний - ограничение контактов с окружающими.

15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников выбирает ребенок себе в дру­зья.


Обработка результатов

Если вы набрали свыше 40 баллов, то вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцент­ристской. То есть интересы ребенка – главный мотив вашего поведения. Такая позиция достойна одобрения. Однако у вас она несколько заострена. Психологи называют это чрезмерной опекой. В по­добных семьях взрослые все выполняют за ребенка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребенка формируется пассивная зависимость от родителей, ко­торая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять своему ребенку, верить в него, прислушиваться к его собственным интересам, ведь вер­но замечено: «Воспитывать детей - значит учить их обходиться без нас».



От 25 до 40 баллов. Вашему ребенку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Если Вы набрали менее 25 баллов, то вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают ваше внимание от ребенка. А он вправе ожидать от вас большого участия и заботы!



ОПРОСНИК

«ЛИКИ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮВВИ»
Данный опросник поможет и отцу и матери оценить, на каких основаниях строятся ваши от­ношения к ребенку. Если вы согласны с приведен­ным утверждением, поставьте себе один балл. Если не согласны - баллов не ставьте. Ответив на все вопросы, подсчитайте общую сумму баллов.
1. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями, поэтому долг родите­лей - до поры его от них ограждать.

2. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым: ведь он так мил в свои дет­ские годы.

3. Если малыш говорит неправду, то он, скорее всего не лжет, а просто фантазирует вслух.

4. Современные школьные программы чересчур сложны.

5. Мать должна служить своего рода эмоциональ­ным буфером между ребенком и отцом, потому что отцам вообще свойственна излишняя стро­гость.

6. Если ребенок занялся чем-то полезным, но никакого успеха не достиг, его все равно надо похвалить за усилия.

7. Наивная непосредственность - это скорее до­стоинство детского возраста, чем недостаток.

8. Ваш ребенок мог бы добиться большего успеха в учебе, если бы учителя относились к нему

более благожелательно.

9. У каждого ребенка есть свои достоинства, ко­торые намного важнее недостатков.

10. Когда отец и мать расходятся в оценке поведе­ния ребенка, правильнее прислушиваться к мнению матери, поскольку женщины - при­рожденные воспитатели.

11. В детстве занятия спортом нужны не столько ради высоких достижений, сколько ради обще­го физического развития.

12. 3а семейным столом лучшие куски должны доставаться детям.

13. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требуют от ребенка слишком много.

14. Если ребенок не любит засыпать в темноте, надо поставить у его кровати лампу - ночник.

15. Многие детские шалости объяснимы дурным влиянием сверстников.


Обработка результатов
12-15 баллов. Если эту сумму набрал отец: в своем отношении к ребенку вы в значительной мере разделяете материнскую позицию. Это, с одной стороны, неплохо, так как способствует единству вашей родительской стратегии. Однако вы недооцениваете традиционную мужскую роль в воспитании. Ваша требовательность к ребенку чаще бывает продиктована вашим настроением, чем его поведением. 3адумайтесь: в полной ли мере вы стимулируете умственное, эмоциональное и физи­ческое развитие ребенка. Вероятно, чуть больше доброжелательной требовательности с вашей сто­роны пойдет ему только на пользу.

Если эту сумму набрала мать: вы исповедуете типично женский подход к воспитанию, исполнен­ный любви и заботы. Не забывайте только, что заострение такого подхода впоследствии чревато недостаточной самостоятельностью ребенка. А ведь ему предстоит в своей жизни не только радовать вас, но и многие проблемы решать самому.


Менее 8 баллов. Отец: вы придерживаетесь традиционно мужских ценностей в воспитании, хо­тите видеть своего ребенка состоявшейся: и преус­певшей личностью. Ваши требования и оценки служат мощным стимулом его достижений. Поста­райтесь только не завышать этих требований, не будьте слишком строгим судьей.

Мать: вы предпочитаете скорее мужской стиль воспитания, ваша любовь к ребенку сочетается с довольно высокими требованиями к нему. Ваши цели вполне оправданны, но достичь их мы могли бы более успешно за счет мягкости и поощрения.

Если отец и мать набрали 9-12 баллов, то такую позицию можно назвать промежуточной, лишенной крайностей. Этот подход хорош тем, что страхует от всяких излишеств. Однако заду­майтесь: не имеет ли тут место эмоциональная отстраненность? Внимательнее присмотритесь к своему ребенку, к его проблемам, не ждет ли он от вас большего участия?

ТЕСТ «ТИП РОДИТЕЛЬСКОЙ ПОЗИЦИИ»
Предлагаемый тест адресован отцам.

Вам предлагаются утверждения, к которым вы должны выразить свое отношение.


«Согласен» - оценивается 2 баллами.

«Не совсем согласен» - 1 балл.

«Не согласен» - 0 баллов.
1. Отец лучше справляется со взрослыми детьми, чем с маленькими.

2.В случае развода дети должны оставаться с матерью.

3. Хороший муж обычно и хороший отец.

4. Мужчине не подобает открыто проявлять свои чувства.

5. В вопросах воспитания мнение отца - реша­ющее.

6. Обычно после рождения ребенка жена уделяет мужу меньше внимания.

7 . Детям лучше жить без отца, чем терпеть плохого.

8. Так как считается, что женщина – лучший воспитатель, чем мужчина, пусть она воспиты­вает детей.

9. Если ребенок не может с чем-то справиться, он должен; всегда обращаться к матери.

10. Чем сильнее любовь к ребенку, тем легче его воспитывать.

11. Отец должен вмешиваться в воспитание ребенка только тогда, когда его об этом просит жена.

12. Ребенок, оставшийся с матерью после развода родителей, не страдает от отсутствия отца.

13. Матери обычно слишком балуют детей.

14. Отпуск желательно проводить вместе с семьей.

15. Мальчик с самого раннего возраста должен воспитываться и иначе, чем девочка.

16. Некоторые дети предпочитают проводить время скорее с отцом, чем с матерью.

17. У вас часто возникает чувство, что для вашей жены ребенок важнее, чем вы.

18. Во всех вопросах воспитания вы можете ус­пешно заменить жену.

19. Ре6енок должен больше уважать отца, чем мать.

20. Ваша жена всегда вмешивается, когда вы на­чинаете заниматься с детьми.

21. При желании муж может справиться с ново­рожденным не хуже жены.

22. Влияние отца более важно для сына, чем для дочери.

23. Ваша жена не воспринимает вас как серьезного воспитателя.

24. Когда в семье есть бабушка, воспитать ребенка намного легче.


Обработка результатов

Подсчитайте баллы, набранные в каждой из групп вопросов.



В первую группу входят вопросы: 1, 4, 5, 12,13, 15, 19, 22.

Во вторую: 3, 7, 10, 14, 16,. 18, 21, 24.

В третью: 2, 6, 8'; 9, 11, 17, 20, 23.
Каждая группа соответствует одному из типов.

В какой группе вы набрали больше всего баллов, к такому. типу вы и принадлежите.


1 - традиционный тип. Отец - глава семьи, которому принадлежит последнее слово при реше­нии любых вопросов, в том числе и вопросов воспитания. Он довольно строг, придает большое значение дисциплине, требует от детей выполне­ния целого ряда обязанностей. Но между ним и детьми нет душевных отношений. Дети относятся к отцу сдержанно, так как чувствуют, что он недостаточно понимает их желания и интересы.

2 - современный отец. Для него общение с детьми, забота о них - вещи самые нормальные и естественные. Хотя у него и нет столько свобод­ного времени, сколько хотелось бы, он много вре­мени уделяет детям. Такой отец не стесняется показать детям свои чувства. Он умеет не только найти взаимопонимание со старшими детьми, но и ухаживает за маленькими. Дети его обожают.

3 - отец, озабоченный семейным благополу­чием. Такой мужчина предоставляет полную сво­боду жене в вопросах воспитания. Считает, что он все равно не может заменить жену в этом деле. Тем более, что он постоянно загружен работой. Не удивительно, что спустя некоторое время дети начинают относиться к нему отчужденно. Вероят­но, более гармоничных отношений можно добить­ся, если жена продемонстрирует свое доверие к нему как к воспитателю.
ОПРОСНИК «ВАШ СТИЛЬ ВОСПИТАНИЯ»
С помощью этого теста попытаемся разобрать­ся, какой стиль отношений преобладает в вашей семье. Выберите тот вариант реакции, который вы предпочли бы в подобном случае.
1. Вы сосредоточенно обдумываете важную про­блему, а ребенок пристает к вам с. каверзным вопросом. Вы:

а) отошлете его заниматься другим делом, чтобы не мешал;

б) ответите кратко и просто, пусть и непра­вильно;

в) постараетесь удовлетворить его любопыт­ство, хотя для этого придется отвлечься от

своих размышлений.
2. Ребенок стащил какую-то вашу вещь и отказы­вается в этом признаться. Вы наказываете зло­умышленника, а потом вдруг обнаруживаете, что он не виноват: вы сами положили вещь в непривычное место. Вы:

а) промолчите, чтобы не уронить своего авто­ритета;

б) главное, что вещь нашлась, больше и об­суждать нечего;

в) извинитесь перед ребенком, объяснив, что и взрослые не всегда бывают правы.


3. Ребенок заявляет, что новогоднюю ночь хотел бы провести вместе с вами за праздничным столом. Ваша реакция:

а) это абсолютно исключено: маленькие дети должны ночью спать;

б) конечно, он для этого еще слишком мал, но ради праздника можно отступить от правил;

в) вы постараетесь переубедить малыша, со­славшись, например, на то, что в новогоднюю ночь Дед Мороз приносит подарки только тем детям, которые спят.


4. Ребенок взялся помочь вам в уборке квартиры, однако он не столько помогает, сколько меша­ет. В конце концов, он неловким движением разбил дорогую вазу, слегка порезался оскол­ками и расплакался. Вы:

а) в сердцах дадите ему подзатыльника. И не­чего плакать - сам виноват;

б) в следующий раз обойдетесь без его помощи; пускай каждый занимается своим делом;

в) обрабатываете ранку, успокаиваете ребенка и вместе убираете осколки, хотя вазу, конечно, жалко и вы даете понять помощнику, что следует быть аккуратнее.


5. Ребенок произнес ругательное слово. Выяснилось, что он услышал его во дворе. Ваша ре­акция:

а) сквернословие надо пресекать в зародыше. Наказание тут необходимо, а от общения с

грубиянами ребенка впредь надо оградить;

б) подумаешь: все мы знаем: эти слова. Не надо придавать этому значения, ведь ниче­го страшного не случилось;

в) не станете наказывать ребенка, но без лиш­них эмоций объясните, что услышанное вам неприятно. Никто в вашей семье так не говорит, ведь правда?
6. В детских играх ваш ребенок часто проигры­вает сверстникам. Вы решаете:

а) необходимы интенсивные развивающие за­нятия. Иначе ребенок рискует отстать от товарищей и ни в чем не преуспеть;

б) Все равно он – самый хороший! А других еще обгонит, всему свое время;

в) у вашего ребенка есть свои преимущества. Надо постараться их развить.


7. Соседи пожаловались, что шумные игры ваше­го ребенка доставляют им беспокойство. Вы:

а) чувствуете себя крайне неловко и спешите извиниться. Виновник будет наказан;

б) разве можно ожидать от малыша полной ти­шины? Эти соседи слишком требовательны;

в) обещаете соседям соблюдать тишину. А в разгар очередной бурной игры останавливаете ребенка, напомнив, что не всем нра­вится его активность.


8. Малыш готов часами сидеть перед телеэкра­ном. Ваша реакция:

а) ознакомившись с телепрограммой, вы сами выбираете передачи, которые позволено бу­дет смотреть;

б) когда малыш сидит перед экраном, то, по крайней мере, его поведение не вызывает беспокойства. Конечно, если вы заметите, что показывают что-то неподходящее ­выключите телевизор;

в) бывают хорошие познавательные и развлекательные передачи. Надо только соблю­дать меру. Если малыш склонен ее превы­шать, надо увлечь его другим, не менее

интересным занятием.
9. Сын ваших знакомых по неосторожности по­пал под машину. Ваша реакция:

а) очень поучительный пример! За детьми надо следить, сами вы ни на секунду не ослабите внимания и не допустите несчастия;

б) мальчишку, конечно жалко. Но, слава богу, это не ваш ребенок;

в) вы не упустите случая лишний раз объяс­нить ребенку, как надо вести себя на ули­це.


10.Малыш заявляет, что хотел бы, когда вырас­тет, стать воспитателем в детском саду. Вы:

а) стараетесь объяснить ему, что работа вос­питателя оплачивается очень скромно и

лучше выбрать другую профессию;

б) никак не реагируете: ведь эти детские же­лания так переменчивы;

в) затеваете игру в детский сад, причем ма­лыш может взять на себя роль воспитате­ля, вы же согласны и на роль ребенка.
11. Ваш знакомый с гордостью рассказывает об успехах своего ребенка. Вы:

а) тут же начинаете раздумывать, что нужно предпринять, чтобы его превзойти;

б) зато вы своему купили модную обновку;

в) интересуетесь, как удалось добиться таких успехов: на положительных примерах полезно поучиться.


12. Телесные наказания недопустимы. Вы считае­те:

а) шлепок или подзатыльник – это не теле­сные наказания; иногда такая мера даже

полезна;

б) если сильно рассердитесь, то можете дать волю рукам; но чаще ограничиваетесь ины­ми методами;

в) ударить слабого - это унижение для силь­ного. Вы никогда не станете так унижать­ся.
Обработка результатов

Если среди ваших ответов преобладают те, что отмечены буквой а, то ваш стиль воспитания можно назвать скорее авторитарным. Вы всему знаете цену, любите порядок и ждете этого от ребенка. Вам хотелось бы, чтобы в своей жизни он преумножил ваши достижения и избежал ва­ших ошибок. Вероятно, на первых порах такой стиль воспитания оправдан, ведь малыш действи­тельно нуждается в постоянном руководстве. Только не переусердствуйте по части строгости. Прояв­ляйте гибкость по мере взросления ребенка. Сегод­ня он, скорее всего, послушен и демонстрирует кое-какие успехи, хотя это и стоит вам немалых сил и нервной энергии. Но если постепенно не смягчать воспитательных воздействий, то ваш ав­торитет со временем будет утрачен, хотя ребенок и не обретет полной самостоятельности и иници­ативы. А ведь ему предстоит прожить собствен­ную жизнь, а не улучшенный вариант вашей.

Если преобладают ответы б, то такой стиль воспитания можно назвать либерально-попуститель­ским. Вы любите своего ребенка, но у вас слиш­ком много своих проблем, чтобы всерьез прини­мать еще и его проблемы. 3адумайтесь: достаточ­но ли внимания вы уделяете воспитанию? Ведь далеко не со всеми своими заботами ребенок мо­жет справиться сам.

Преобладание ответов в свидетельствует о том, что в вашей семье принят демократический стиль воспитания. Вы не просто любите своего ребенка, но и уважаете его формирующуюся личность. Правда, о личности в подлинном смысле говорить пока преждевременно. Ребенку предстоит еще многое узнать и освоить под вашим руководством. Так что не переоценивайте его возможностей, иначе есть риск скатиться к попустительскому стилю.

Если среди ваших ответов не преобладает ка­кая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсут­ствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарай­тесь понять, каким вы все-таки хотите видеть своего ребенка, и добивайтесь этого последователь­но. Иначе никакая самая благая цель не будет достигнута.
ОПРОСНИК ДЛЯ ДЕТЕЙ «НАЕДИНЕ С СОБОЙ»
1. Считаешь ли ты, что у тебя есть взаимопони­мание с родителями?

2. Говоришь ли ты со старшими по душам, сове­туешься ли по личным делам?

3. Интересуешься ли ты работой своих родите­лей?

4. Знают ли родители твоих друзей?

5. Бывают ли они у вас дома?

6. Участвуешь ли ты вместе с родителями в хо­зяйственных заботах?

7. Скучно ли тебе дома, предпочитаешь ли ты проводить свободное время вне дома?

8. Есть ли у тебя общие со старшими занятия и увлечения?

9. Участвуешь ли в подготовке семейных празд­ников?

10. Предпочитаешь ли ты, чтобы родители были вместе с тобой во время детских праздников?

11. Обсуждаешь ли ты с родителями прочитанные книги?

12. А телевизионные передачи, фильмы?

13. Бываете ли вы вместе в театрах, музеях, на выставках и концертах?

14. Участвуете ли вместе в прогулках, туристических походах? ­

15. Предпочитаешь ли ты проводить вместе с ро­дителями выходные дни?
Положительные ответы оцениваются 2 баллами.

Ответы «отчасти», «иногда»- 1 баллом.

Отрицательные ответы - 0 баллов.

Более 20 баллов - отношения с родителями мож­но считать благополучными.

От 10 до 20 - отношения удовлетворительные.

Менее 10 – контакты с родителями носят очень ограниченный характер.


Литература: Н.В.Клюева

Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг.



Ярославль, Академия развития, 2002г.