Спп, их строение. Главные и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Обобщающие слова при однородных членах предложения 1 136.73kb.
Задание 1: Прочитайте стихотворение С. Маршака и выучите наизусть 1 29kb.
«Кто такой настоящий патриот» 1 37.67kb.
Наша достаточность во христе 1 66.49kb.
Exercise 1 Дополните следующие предложения 7 226.75kb.
Тема: Знаки препинания в конце предложения. Цель 1 51.17kb.
Занятие №6 растения. Строение, жизнедеятельность, размножение цветковых... 1 118.25kb.
Модуль Информационно-компьютерных технологии как механизм профессионального... 1 166.13kb.
Урок русского языка в 8 классе «Синтаксические синонимы главных членов... 1 68.2kb.
Занятие началось с отгадыванием загадки: «Два братца через дорогу... 1 27.82kb.
В ред. Инструкции, утв. Главным управлением ветеринарии Госагропрома... 4 1219.78kb.
Организация Объединенных Наций E/C. 12/Aze/3 13 2741.13kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Спп, их строение. Главные и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство - страница №1/1


Тема: СПП, их строение. Главные и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Цель: закрепление знаний о СПП, его строении, средствах связи.

Задачи:

Образовательная: закрепить знания о СПП, дать представления о строении, научить различать союзы и союзные слова в СПП, совершенствовать пунктуационные навыки;

Коррекционно-развивающая: коррекция и развитие связной письменной речи при конструировании предложений, зрительного восприятия через составление схем предложений, мыслительной деятельности установление логических и причинно-следственных связей;

Воспитательная: воспитание мотивации к обучению, самостоятельности.


  1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности к уроку, сообщение цели урока).

  2. Лексическая работа: комментарий, комментатор, популярный

Определите значение данных слов по толковому словарю. Подберите синоним к слову популярный. Составьте с ним предложение.

Комментарий – разъяснение, пояснение по поводу чего-либо.

Комментатор – тот, кто комментирует.

Популярный – 1. общедоступный, ясный по изложению; 2. пользующийся широкой известностью.

Синонимы: известный, знаменитый, модный.


  1. Объяснение нового материала.

А) Анализ предложений. Ребята, на доске записаны предложения, определите признаки, по которым они отличаются.

«Слово о полку Игореве» - уникальное «Слово о полку Игореве» -

художественное произведение, уникальное художественное

повествующее о воинских подвигах произведение, которое

русичей в защиту родной земли. повествует о воинских

подвигах русичей в защиту

родной земли.
Над Русью нависла грозная опасность Автор «Слова…» призывает

новых разрушительных вторжений к сплочению всех русских

и автор «Слова…» призывает к князей, потому что над

сплочению всех русских князей. Русью нависла грозная

опасность новых

разрушительных вторжений.

Сравните оба предложения. Что между ними общего и чем они отличаются?

Выводы.


  1. СПП состоит из главного и придаточного.

  2. Придаточное прикрепляется к главному при помощи союзов или союзных слов.

  3. Место придаточного предложения может постоянным, неизменным, свободным.

Составьте схемы предложений.

[ ], ( с.с. которое ).

[ ], с. потому что ( ). Выводы.


  1. Части СПП не равноправны по смыслу и грамматически. Главное подчиняет себе придаточное.

Б) Чтение параграфа 9. Выводы.

  1. В главном предложении могут находиться указательные слова, которые заключают в себе содержание придаточного предложения.

  2. Указательные слова могут сливаться с подчинительными союзами, образуя составные союзы.

  3. В СПП может одно или несколько придаточных предложений.

Обратим внимание на схемы предложений. Как придаточное предложение прикрепляется к главному? Да, при помощи союзов или союзных слов.

В) Составление таблицы «Как отличить союз от союзного слова».



СОЮЗ

СОЮЗНОЕ СЛОВО

  1. Всегда в предложении являются союзами: пока, пока не, с тех пор как, чтобы, с тем чтобы, если, если бы, хотя, несмотря на то, что; так как, потому что, будто, словно, как будто, так что.

  2. Союз не является членом предложения, в предложении его можно опустить, к нему нельзя поставить вопрос. Таня говорит, что трава по ночам растёт. Таня говорит: «Трава по ночам растет».

  3. Союз нельзя заменить значимым словом, а только союзом.

  4. В предложении произносится бегло, смазано.

  1. Всегда являются союзными словами: относительные местоимения и наречия – кто, какой, который, чей, где, куда, откуда, почему, зачем, сколько, насколько.

  2. Союзное слово является членом предложения, его нельзя опустить, к нему можно задать вопрос.

Мы знаем, что ныне лежит на весах и что совершается ныне. ( Подлежащее – что, отвечает на вопрос что?)

  1. Можем заменить значимым словом. (Что – судьба, трагедия).

  2. Логически и интонационно выделяется, падает смысловое ударение.

Таблицу заносим в тетрадь. Обобщаем сведения о СПП в форме игры «Коллективный рассказ о СПП».

4.Закрепление нового материала.

А) Учащимся выдаются карточки. Сконструируйте СПП и запишите их. Ребята выполняют задание самостоятельно. Вывод.

Главные предложения: он пригласил в гости друга; старик от неожиданности выронил корзинку; река была бурной; стояла тишина; Маруся вдруг ожила; вновь я посетил тот уголок земли; дно кратера было настолько раскалено; решили ехать ночью.

Придаточные предложения: что камни растрескались от жары; так как буран задержал нас надолго; где я провел два года незаметных; который жил недалеко от него; которую держал в руках; среди которой вдруг раздался плач ребенка; которая увядала, как цветок осенью; по которой мы плыли.

Б) Составьте схемы полученных предложений. Вывод.

1. Он пригласил в гости друга, который жил недалеко от него. [ ], (с.с. который). СПП

2. Старик от неожиданности выронил корзинку, которую держал в руках.

[ ], ( с.с. которую). СПП.

3. Река, по которой мы плыли, была бурной. [ ,(с. с. которой ), ]. СПП.

4. Стояла тишина, среди которой вдруг раздался плач ребенка.[ ], (с.с. которой). СПП.

5. Маруся, которая увядала, как цветок осенью, вдруг ожила. [ , ( с. с. которая), ]. СПП.

6. Вновь я посетил тот уголок земли, где провел два года незаметных. [ ук. сл. тот], ( с. где). СПП.

7. Дно кратера было настолько раскалено, что камни растрескались от жары. [ ], (с. что). СПП.

8. Решили ехать ночью, так как буран задержал нас надолго. [ ], ( с. так как). СПП.

5. Физминутка.

В) Занимательная лингвистика.

Найдите предложения, в которых что является союзом; определите роль остальных что.

О, нищая моя страна, что ты для сердца значишь? (А. Блок).

Знаю я, что в той стране не будет этих нив, златящихся во мгле.

Оттого и дороги мне люди, что живут со мною на земле. (С. Есенин).

Вывод. В 1-ом предложении что является относительным местоимением, дополнение; во 2-ом – союз; в 3-ем – относительное местоимение, подлежащее.



6 .Итог урока.

7. Информация о домашнем задании (параграф 9, упр. 78) и выставление оценок.

МС(К)ОУ С(К)ОШ VII вида №7




СПП, их строение. Главные и придаточные предложения. Союзы и союзные слова как средство связи придаточного с главным

Урок русского языка 9 класс



Учитель Григорьева С.И.


Мыски 2012