Специальность 12. 00. 03 гражданское право; предпринимательское право - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Специальность 12. 00. 03 гражданское право; предпринимательское право - страница №1/1



На правах рукописи

Шнигер Дмитрий Олегович

ДРАГОЦЕННЫЕ КАМНИ И ДРАГОЦЕННЫЕ МЕТАЛЛЫ

КАК ОБЪЕКТЫ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

Специальность 12.00.03 – гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата юридических наук

Москва – 2013

Диссертация выполнена в Федеральном государственном научно-исследовательском учреждении «Институт законодательства и сравнительного правоведения

при Правительстве Российской Федерации».



Научный руководитель:

доктор юридических наук, профессор,

заслуженный деятель науки Российской Федерации Масевич Маргарита Генриховна





Официальные оппоненты:

доктор юридических наук, профессор,

и.о. начальника кафедры гражданского права

Московского университета МВД России,

заслуженный юрист Российской Федерации



Гандилов Тофик Миртагиевич





кандидат юридических наук, доцент

кафедры гражданского и семейного права

Московского государственного юридического

университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)



Сойфер Татьяна Владимировна



Ведущая организация:

Российский университет дружбы народов







Защита диссертации состоится 9 декабря 2013 г. в 11:00 на заседании диссертационного совета Д 503.001.01 при Федеральном государственном научно-исследовательском учреждении «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации» по адресу: ул. Б. Черемушкинская, д. 34, Москва, 117218.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Федерального государственного научно-исследовательского учреждения «Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации».


Автореферат разослан ________________________.


Ученый секретарь диссертационного совета

кандидат юридических наук



М.А. Цирина

I. Общая характеристика работы

Актуальность темы исследования. В 2011 году в Российской Федерации было добыто более 200 тонн золота, что составляет около 8% мировой добычи данного металла и выводит Россию на четвертое место в рейтинге золотодобывающих государств1. Также в России было добыто 17,8 млн каратов алмазов ювелирного качества – это 25% мировой добычи и второе место по добыче алмазов в мире2.

Потребность в специальной регламентации оборота драгоценных камней, металлов и изделий из них обусловливается интенсивностью этого оборота, а также характером данных объектов прав – их редкостью в природе, высокой стоимостью, легкостью подделки, что требует принятия нормотворческих мер, направленных на обеспечение хозяйственного использования ценностей, защиту потребителей драгоценных изделий от обмана, предотвращение использования ценностей в легализации нажитых преступным путем денежных средств.

Спецификой российского рынка драгоценных камней и металлов являются властные преимущества, которые сохранило за собой государство с целью создания гарантированного источника дохода бюджета от продажи ценностей государственных фондов драгоценных металлов и камней. Привилегированное положение государства должно иметь четкие правовые границы, не допускающие необоснованного ущемления законных интересов других участников рынка.

У российского законодательства о драгоценных камнях и металлах сложная история развития, которая на протяжении последнего века имела разнонаправленные тенденции: от установления и укрепления абсолютной государственной валютной монополии на драгоценные камни и металлы до либерализации сферы обращения драгоценностей и построения ее на основе конкурентного, полисубъектного, инвестиционно привлекательного рынка.

Однако Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ «О драгоценных металлах и драгоценных камнях»3 (далее – Закон о драгоценных металлах и камнях), который был призван стать основой новых рыночных отношений в сфере оборота драгоценностей, не решил поставленную задачу. Разработанный исходя из советской системы отнесения драгоценных камней и металлов к валютным ценностям, по мнению участников рынка, данный закон устарел еще до его принятия1.

В частности, установлено множество спорных с точки зрения обоснованности ограничений прав частных лиц; закон нельзя назвать актом прямого действия, поскольку он предполагает принятие более 40 подзаконных нормативных правовых актов. Предусмотренные Законом о драгоценных металлах и камнях механизмы, в частности, механизм пополнения государственных фондов драгоценных металлов и камней, противоречивы, неполны и на практике не реализуются.

Иными словами, драгоценные камни и металлы являются ограниченными в обороте объектами гражданских прав, при этом природа данных ограничений, их обоснованность, а также форма, в которой эти ограничения предусмотрены законодательством, не выступали предметом комплексного изучения.

Изложенное свидетельствует об актуальности исследования, посвященного драгоценным камням и металлам как объектам гражданских прав, и о необходимости выявления направлений совершенствования законодательства, регулирующего оборот указанных видов ценностей.



Степень разработанности темы. В юридической литературе проблемам оборота драгоценных камней и металлов уделяется недостаточно внимания. Большинство специальных исследований посвящено уголовно-правовым и криминалистическим аспектам незаконного оборота драгоценностей. В исследованиях гражданско-правового характера акцент делался на драгоценные металлы, регулирование оборота которых рассмотрено четырьмя диссертантами:  С.И. Поповой2, А.Ю. Федоровым3, М.А. Зинковским4 и  С.А. Ребровским5. Некоторые вопросы правового регулирования оборота драгоценных камней рассматриваются лишь в диссертации Р.М. Олимовой6. Издано два практических пособия по законодательству о драгоценных камнях7; имеются и иные работы, где затрагиваются отдельные вопросы регулирования оборота драгоценностей. Таким образом, комплексное гражданско-правовое исследование, посвященное как драгоценным камням, так и драгоценным металлам, включая их банковский и внебанковский оборот, до настоящего времени не проводилось.

Целью настоящей работы является определение направлений совершенствования законодательства о драгоценных камнях и металлах исходя из необходимости установления баланса публичных и частных интересов, защиты частных лиц от злоупотреблений со стороны органов государственной власти и уполномоченных ими учреждений, устранения пробелов и противоречий в правовом регулировании, повышения его прозрачности, усиления законности в сфере оборота драгоценных камней и металлов.

Названная цель достигается путем решения следующих основных задач:

1. Анализ, оценка и выявление необходимости совершенствования правовых понятий, образующих институт драгоценных камней и металлов.

2. Изучение истории правового регулирования отношений, связанных с добычей драгоценных камней и металлов, владением, пользованием и распоряжением ими.

3. Определение правового режима драгоценных камней и металлов до, в процессе и после добычи их из недр, в частности выявление ограничений и обременений права собственности на данные виды ценностей.

4. Характеристика оснований возникновения и прекращения права собственности на драгоценные камни и драгоценные металлы.



5. Анализ российских и зарубежных нормативных правовых актов, регулирующих оборот различных состояний и видов драгоценных камней и металлов, а также соответствующей правоприменительной практики.

Научная новизна исследования. Настоящая работа является первым гражданско-правовым исследованием, посвященным характеристике драгоценных камней и металлов как объектов гражданских прав на всех стадиях внутреннего оборота: в качестве ресурсов недр, минерального сырья до и в процессе переработки, при изготовлении изделий, при совершении сделок на потребительском рынке, в качестве вторичного сырья. Ряд вопросов, освещенных в настоящей работе, в юридической литературе не исследовался: в частности, о понятии драгоценных камней, о порядке формирования государственных фондов драгоценных металлов и камней и др.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Содержащиеся в настоящей работе положения и выводы могут быть использованы для корректировки нормативных правовых актов, посвященных драгоценным камням и драгоценным металлам, а также в правоприменительной деятельности – для толкования соответствующих норм права, разработки внутренних документов участниками рынка драгоценных камней и металлов, в частности банками. Содержащиеся в диссертации положения могут стать основой для концепции развития законодательства о драгоценных камнях и металлах, в разработке которой ощущается насущная потребность.

Методология и методы исследования. Среди общелогических методов, примененных при написании настоящей работы, следует отметить системный метод. Гражданско-правовая характеристика драгоценных камней и металлов как объектов имущественных прав приводится с учетом установленных административным правом ограничений, обременений и процедур, а также уголовно-правовой охраны оборота драгоценностей. Имея в виду предупреждение Е.В. Васьковского о том, что в цивилистическом исследовании «вторжение в область полицейского права» может быть проявлением «неспособности даже к поверхностному юридическому анализу»1, следует признать, что именно административно-правовые по своей природе предписания формируют основу режима драгоценных камней и металлов как объектов гражданских прав. Из частно-правовых методов исследования особое значение для настоящей работы имеет сравнительно-правовой, в частности историко-правовой метод: значение многих норм может быть верно истолковано только исходя из истории развития правового института драгоценных камней и металлов.

Теоретическую основу исследования составляют труды дореволюционных, советских и современных авторов, в том числе: М.М. Агаркова, С.С. Алексеева, Г.С. Башмакова, С.Н. Братуся, М.И. Брагинского, В.В. Витрянского, С.Б. Варламовой, Д.М. Генкина, Л.Г. Ефимовой, О.С. Иоффе, А.В. Карасса, Л.А. Кассо, И.Б. Новицкого, А.И. Перчика, Е.А. Суханова, О.И. Терентьевой, В. Удинцева, П.М. Ходырева, Б.Б. Черепахина, Г.Ф. Шершеневича, А. Штофа и др.

Положения, выносимые на защиту:

1. Закон о драгоценных металлах и камнях определяет драгоценные камни простейшим способом – через перечисление наименований: природные алмазы, рубины, сапфиры, изумруды, александриты, жемчуг; к драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования.

Подобное определение не содержит существенных признаков определяемого понятия: в силу своей красоты, долговечности и редкости в природе драгоценные камни обладают высокой стоимостью и используются для изготовления предметов роскоши – ювелирных украшений.

Существующее определение приводит к тому, что в перечень драгоценных камней и, соответственно, сферу специального регулирования, осуществляемого нормами Закона о драгоценных металлах и камнях, включаются камни производственно-технического назначения, которые в силу своего низкого качества действительной ценностью не обладают, а также коллекционные минералы, которые являются объектом отношений, не отличающихся юридически значимой спецификой.

В свою очередь, камни, которые при высоком качестве в мировом торговом обороте считаются драгоценными и стоимость которых в отдельных случаях может превышать стоимость рубинов, сапфиров и изумрудов (турмалины, топазы, танзаниты и др.1), в России в сферу специального правового регулирования не включены, поскольку в качестве драгоценных в законе не поименованы.

В связи с этим предлагается изложить определение драгоценных камней в следующей редакции: «Драгоценные камни – это природные алмазы (кроме алмазов производственно-технического назначения), а также другие минералы, которые добываются, обрабатываются и используются в целях изготовления ювелирных изделий. Перечень наименований указанных минералов определяется Правительством Российской Федерации. К драгоценным камням приравниваются природный жемчуг и уникальные янтарные образования». При этом названный перечень должен быть приближен к одной из международных коммерческих классификаций.

Правовой режим драгоценных камней следует дифференцировать в зависимости от их наименования2, страны происхождения3, а не только состояния (обработанное и необработанное) и вида (уникальные и обыкновенные камни), как это предусмотрено действующим законодательством.

Что касается драгоценных металлов, то их определение в Законе о драгоценных металлах и камнях как золота, серебра, платины, палладия, родия, иридия, рутения и осмия не вызывает замечаний. При этом драгоценные металлы могут рассматриваться как объекты гражданских прав только в контексте определенного состояния (минеральное сырье, аффинированный металл) и вида (самородок, слиток, прокат, монета и т.п.), причем каждое состояние и вид характеризуются специфичным правовым режимом.

2. Характеризуя отношения собственности на драгоценные камни и металлы, следует принимать во внимание, что согласно Закону Российской Федерации от 21 февраля 1995 г. № 2395-1 «О недрах»4 (далее – Закон о недрах) и недра, и содержащиеся в них ресурсы, в том числе драгоценные камни и металлы, являются исключительной государственной собственностью.

Представляется, что норма об исключительной государственной собственности является выражением закрепленной в законодательстве о недрах концепции народного достояния и служит цели обоснования права государства распоряжаться ресурсами недр, в том числе посредством лицензионно-разрешительной системы. Право собственности на залегающие в недрах драгоценные камни и металлы не является правом собственности в классическом цивилистическом понимании.

Вместе с тем отношения собственности на недра и их ресурсы могут быть рассмотрены и с позиций гражданского права, если признать драгоценные камни и металлы (как и другие георесурсы) составными частями сложной вещи (недр), а также на законодательном уровне провести разграничение государственной собственности, предусмотрев, что недра и их ресурсы принадлежат Российской Федерации, за исключением участков недр местного значения и их ресурсов, которые принадлежат субъектам Российской Федерации.

3. Добычу драгоценных камней и металлов следует признать первоначальным по критерию преемства основанием возникновения права собственности на них у недропользователей, предусмотренным Законом о драгоценных металлах и камнях.

Несмотря на то, что Закон о недрах не ограничивает право физических лиц осуществлять недропользование, Закон о драгоценных металлах и камнях запрещает индивидуальную старательскую добычу. Следовательно, право собственности на драгоценные камни и металлы вследствие их добычи может возникнуть только у юридического лица или публично-правового образования. Подобное регулирование выводит драгоценные камни и металлы, добытые индивидуальными старателями, в теневой оборот, что не соответствует интересам государства.

Вследствие этого в Законе о драгоценных металлах и драгоценных камнях представляется необходимым предусмотреть право физических лиц, зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей, добывать россыпное золото, а также драгоценные камни (за исключением алмазов) на участках недр, в количественном и качественном отношении не являющихся объектом промышленной разработки.

4. Основным ограничением оборота драгоценных камней и металлов является преимущественное право покупки (в терминологии Закона о драгоценных металлах и камнях) государством указанных ценностей.

Однако рассматриваемое право не может рассматриваться как преимущественное право покупки в гражданско-правовом смысле. В гражданском праве преимущественное право не ограничивает собственника в выборе способа реализации права собственности, в то время как собственник драгоценных камней и металлов не может распорядиться ими каким-либо образом, в том числе не вправе использовать эти ценности в собственном производстве, не предложив их сначала государству для приобретения в соответствующий государственный фонд.

Следует также отметить, что подобное регулирование никак не соотносится с институтом закупок для государственных нужд (контрактной системой).

Исходя из изложенного необходимыми видятся следующие меры:

– исключить из Закона о драгоценных металлах и камнях нормы о преимущественном праве покупки драгоценных камней и металлов;

– регламентировать процедуру пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, предусмотрев, что: объектами закупки являются алмазы, золото, платина, палладий, уникальные драгоценные камни и уникальные самородки драгоценных металлов; закупка осуществляется путем проведения торгов на право заключения долгосрочного рамочного государственного контракта с субъектом, предложившим наибольший дисконт к рыночной цене на дату конкретной поставки; в исключительных случаях на субъектов добычи и производства может быть возложена обязанность заключить государственный контракт на поставку ценностей в государственный фонд.

5. Оборот драгоценных камней и драгоценных металлов ограничен множеством предписаний и запретов, содержащихся зачастую в подзаконных актах и характерных для периода отнесения данных объектов к валютным ценностям, а потому неактуальных1.

Нормативные правовые акты, регулирующие оборот драгоценных камней и драгоценных металлов, должны быть приведены в соответствие с общегражданским законодательством, допускающим ограничение гражданских прав только законом и только в той мере, в которой это необходимо для защиты конституционно значимых целей.

6. В отличие от зарубежных стран, во многих из которых специальное регулирование оборота драгоценных камней и металлов исчерпывается нормами о защите прав потребителей ювелирных и иных подобных изделий, в России права потребителя не обеспечены достаточной защитой. В частности, торговля ювелирными изделиями осуществляется в условиях сокрытия от потребителя сведений об облагораживании драгоценных камней.

Для устранения названной проблемы в законодательстве должны быть предусмотрены гарантии того, что приобретаемый гражданином камень действительно является драгоценным и соответствует той цене, по которой он предлагается к продаже: каждое ювелирное изделие со вставкой из драгоценного камня должно сопровождаться сертификатом на этот камень, в котором также должны раскрываться сведения об облагораживании, то есть о видах воздействия, которым подвергнут камень с целью улучшения его внешнего вида.

7. В связи с расширением практики заключения договоров обезличенного металлического счета (далее – ОМС) самостоятельным объектом гражданских прав зачастую считается драгоценный металл в обезличенной форме. Такой подход представляется неверным; объектом договора обезличенного металлического счета следует считать драгоценный металл в физической форме слитков или монет, а также денежные средства.

В целях корректного регулирования отношений, связанных с заключением и исполнением договора ОМС, последний следует считать самостоятельным видом договоров, не предусмотренным законом или иным правовым актом. Договор ОМС в зависимости от вида может быть определен следующим образом:

– по депозитному договору ОМС и договору ОМС «до востребования» клиент передает банку в собственность драгоценные металлы в определенном количестве либо уплачивает банку денежные средства в размере стоимости этих металлов, а банк обязуется учитывать на специальном счете количество переданных или оплаченных драгоценных металлов, в любое время передать клиенту драгоценные металлы в количестве, не превышающем остаток на счете, либо по выбору клиента уплатить последнему стоимость этих металлов или перевести их на другой ОМС, если меньший объем прав клиента не предусмотрен договором;

– по договору ОМС учета займа, выдаваемого в драгоценном металле, банк обязуется в любое время передать клиенту в собственность драгоценные металлы в количестве, не превышающем остаток на открытом клиенту специальном счете, а клиент обязуется в обусловленный договором срок вернуть банку драгоценные металлы в бóльшем обусловленном договором количестве либо уплатить банку денежные средства в размере стоимости этих металлов.

В законе необходимо предусмотреть гарантии прав владельцев ОМС, защищающие их от злоупотреблений со стороны банков путем ограничения срока совершения операций по ОМС и установления ответственности банков за их нарушение.

Степень достоверности результатов исследования и их апробация. Выводы, изложенные в настоящей работе, апробированы путем публикации ряда статей в ведущих научных изданиях, участия в научно-практических конференциях и других научных мероприятиях1, а также в ходе профессионального общения с участниками и регуляторами рынка драгоценных камней и металлов.

Структура диссертации включает в себя введение, три главы, разделенные на 12 параграфов, заключение и список литературы.



II. Основное содержание работы

Во Введении обосновывается актуальность темы исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, определяются степень научной разработанности темы, цели и задачи, раскрываются методология и теоретическая база исследования, формулируются выносимые на защиту положения, характеризуется степень их достоверности и приводятся данные об апробации результатов исследования.



Первая глава «Понятие, история возникновения и развития правового института драгоценных камней и драгоценных металлов» включает в себя три параграфа.

В первом параграфе «Драгоценные камни как правовое понятие» анализируется легальное определение понятия драгоценных камней, освещается зарубежный опыт конструирования аналогичных понятий, рассматриваются проблемы применения и даются предложения по совершенствованию определения понятия драгоценных камней.

Отмечается, что содержащееся в законе определение драгоценных камней как природных алмазов, изумрудов, рубинов, сапфиров и александритов, жемчуга в сыром и обработанном виде, к которым приравниваются также уникальные янтарные образования, неудовлетворительно в двух основных аспектах: способ формулирования и неадекватность определения.

Способ формулирования дефиниции – лимитативное перечисление наименований драгоценных камней в самом законе – не обеспечивает гибкость содержания рассматриваемого понятия, которое может меняться в связи с новыми геологическими открытиями, веяниями моды, достижениями в ограночной технике и иными конкретно-историческими условиями.

Неадекватность определения драгоценных камней выражается в геммологической неточности, в том числе в чрезмерно узком перечне наименований камней, которые могут признаваться драгоценными. Существует множество минералов, не поименованных в Законе о драгоценных металлах и камнях, ценность которых в денежном выражении в ряде случаев превышает ценность изумрудов, рубинов, сапфиров, александритов, жемчуга и янтаря. Об этом свидетельствуют геммологические и коммерческие классификации драгоценных камней (некоторые из которых кратко описываются в рассматриваемом параграфе).

Недостатки определения драгоценных камней приводят к следующим основным проблемам: сложность квалификации камня как драгоценного; существование камней, драгоценных по сущности, но не драгоценных по наименованию; существование камней, драгоценных по наименованию, но не драгоценных по сущности.

Сложность в отнесении конкретного камня к числу драгоценных объясняется отсутствием системы стандартов на драгоценные камни. В частности, не приняты технические регламенты на драгоценные камни, отсутствуют какие-либо документы, определяющие требования в отношении необработанных изумрудов и александритов, а также обработанных рубинов и сапфиров, не относящихся к вставкам в ювелирные изделия.

Неурегулированность оборота камней, драгоценных по сущности, но не драгоценных по наименованию, объясняется недостаточной полнотой перечня наименований драгоценных камней в законе. Противоположная проблема – наличие камней, драгоценных по наименованию, но не являющихся таковыми по сущности, обусловлена тем, что Закон о драгоценных металлах и камнях предполагает квалификацию камня как драгоценного исключительно в силу его наименования, в то время как любой камень, за исключением алмаза, является драгоценным только при наличии соответствующего качества.

На основе изученных подходов к определению понятия драгоценных камней формулируется вывод: из легального определения должно следовать, что драгоценным является минерал не только определенного наименования, но и определенного качества, которое позволяет использовать минерал для изготовления ювелирных изделий. Предлагается новое определение понятия драгоценных камней, которое предполагает следующее:

1. Перечень наименований драгоценных камней утверждается Правительством Российской Федерации, что позволяет сделать его более полным и создает условия для поддержания актуальности перечня.

2. В легальном определении учитывается, что драгоценным без оговорок является только алмаз, другие камни признаются драгоценными, если они обладают определенным качеством. Качество как критерий драгоценности камня отражается посредством указания на использование минерала в целях изготовления ювелирных изделий.

3. Исключается существование «драгоценных» камней неювелирного качества.

4. Правовое регулирование концентрируется в области массового оборота драгоценных камней: алмазов и ювелирных камней. Это позволит обеспечить предусмотренные действующим законодательством интересы государства в пополнении государственных фондов и одновременно – исключить из предмета правового регулирования ту сферу оборота драгоценных камней, которая, как представляется, и не должна интересовать государство, в том числе оборот камней, предназначенных для технического использования.

Во втором параграфе «Драгоценные металлы как правовое понятие» анализируется определение понятия драгоценных металлов по Закону о драгоценных металлах и камнях, а также исследуются проблемы аффинажа драгоценных металлов.

Констатируется, что определение драгоценных металлов в российском законодательстве как золота, серебра, платины, палладия, иридия, родия, рутения и осмия в любом состоянии и виде является приемлемым и соответствует научным российским и зарубежным подходам. При этом отмечается, что драгоценный металл сам по себе – вещество, которое как таковое не может быть объектом гражданских прав. Объектами гражданских прав могут быть только драгоценные металлы, имеющие определенную физическую форму, выражающуюся в состояниях и видах драгоценных металлов: слиток, самородок, руда и т.п. 

Характеризуется специфика определения драгоценных металлов в российском законодательстве, которая состоит в том, что к драгоценным относятся металлы, находящиеся в любом состоянии и виде. В то же время в ряде стран специальное регулирование охватывает только драгоценные металлы до и в процессе аффинажа. С учетом того, что процедура аффинажа может определять границы предмета специального регулирования, далее в параграфе рассматриваются вопросы правового регулирования аффинажа драгоценных металлов.

В результате изучения нормативных правовых актов, регулирующих деятельность аффинажных заводов, формулируется вывод о том, что аффинаж в России – не просто технологический процесс очистки металла, но средство постоянного государственного контроля за процессом производства драгоценных металлов.

Полнота государственного контроля за производством драгоценных металлов достигается с помощью установленной Законом о драгоценных металлах и камнях обязанности, адресованной владельцам минерального сырья, сдавать его на аффинаж. За нарушение данной обязанности установлена уголовная ответственность. Вместе с тем обязанность аффинажного завода принять металл для аффинажа не установлена. При немногочисленности аффинажных заводов в случае отказа завода, расположенного в регионе деятельности владельца сырья, произвести аффинаж этого сырья у владельца могут возникнуть убытки, связанные с транспортировкой сырья на другой аффинажный завод. Исходя из этого даются предложения по совершенствованию регламентации деятельности аффинажных заводов.

В третьем параграфе «Возникновение и развитие института драгоценных камней и драгоценных металлов в отечественном праве» приводится историческое описание трех направлений правового регулирования: правовое понятие драгоценных камней и металлов; правовой режим драгоценных камней и металлов, еще не добытых из недр; регламентация сферы обращения драгоценных камней и металлов.

По результатам изучения дореволюционной литературы утверждается, что понятие драгоценных металлов сформировалось к середине XIX в. и отражено в нормах Горного устава, регламентировавших добычу и оборот золота, серебра и платины. Понятие драгоценных камней было сформулировано к концу XIX в. и включало в себя более широкий перечень наименований камней, чем в настоящее время (в том числе благородные опалы, аметисты, гранаты, топазы). При этом министру земледелия и государственных имуществ было предоставлено право вносить изменения в перечень драгоценных камней в случае открытия их новых наименований. В первые годы советской власти сформулированы понятия драгоценных камней и металлов в нынешнем виде.

При рассмотрении вопроса об истории правового режима драгоценных камней и металлов до их добычи из недр отмечается, что данный режим начал складываться с Берг-привилегии Петра I, изданной в 1719 г. Данным документом устанавливался принцип горной свободы, а также принцип горной регалии, в силу которого государство провозглашалось «верховным распоряжителем недр». С Манифеста Екатерины II от 28 июня 1782 г. право на недра было неразрывно увязано с земельной собственностью. Данное правило с небольшими видоизменениями просуществовало до конца Российской империи. Недра и все в них находящееся считались принадлежностью земли, что справедливо критиковалось правоведами. Добытые и обработанные металлы и минералы признавались плодами земли.

В период с 1917 по 1922 г. недра и их ресурсы были социализированы, а с 1922 г. стали объектом исключительной государственной собственности. Законодательно поощрялась добыча драгоценных металлов физическими лицами в форме непромышленного старательства.

Установлено, что сфера обращения драгоценных камней и металлов в досоветскую эпоху была регламентирована недостаточно, однако корни отдельных современных правовых институтов уходят еще в Петровскую эпоху. Например, еще при Петре I была установлена обязанность золотопромышленников предлагать добытое золото и серебро государству. С Устава горного и Устава о промышленности был введен специальный учет в пробирных инспекциях предпринимателей, осуществляющих торговлю золотыми и серебряными изделиями.

С 1918 года драгоценные камни, металлы и изделия из них были изъяты из оборота. Исключение составляли ювелирные украшения в пределах утвержденных норм на одного гражданина. Исключительное право совершать сделки с драгоценными металлами и камнями было предоставлено Наркомфину и Госбанку. После короткого периода НЭПа в 1930–1937 гг. формируется абсолютная государственная монополия на оборот драгоценных камней и металлов в составе государственной валютной монополии.

Диссертантом описываются основные этапы либерализации регулирования оборота драгоценных камней и металлов в новейший период: допуск на рынок драгоценных камней и металлов коммерческих банков в 1993 г.; предоставление физическим лицам права совершать сделки с сертифицированными ограненными драгоценными камнями и слитками металлов в 1995 г.; выведение драгоценных камней и металлов из перечня валютных ценностей в 2004 г.

При этом отмечается, что многие нормативные акты периода отнесения драгоценных камней и металлов к валютным ценностям продолжают действовать, что приводит к выводу об отсутствии радикального изменения характера оборота драгоценностей с начала 1990-х гг.



Вторая глава «Право собственности на драгоценные камни и драгоценные металлы» содержит три параграфа.

Первый параграф «Право собственности на драгоценные камни и драгоценные металлы как ресурсы недр» посвящен вопросу о вещном праве на драгоценные ископаемые до их извлечения из недр земли.

Изучение нормативных правовых актов и специальной литературы позволило сделать вывод о том, что драгоценные камни и металлы являются ресурсами недр, а не природными ресурсами, к которым относятся сами недра. Исходя из этого утверждается неправомерность обоснования ограничения оборотоспособности драгоценных камней и металлов ссылкой на нормы ст. 129 и 209 ГК РФ о презумпции ограниченной оборотоспособности природных ресурсов. Как ресурсы недр драгоценные камни и драгоценные металлы являются согласно российскому законодательству самостоятельными объектами права собственности. В качестве объектов права собственности они являются индивидуализированными, поскольку речь идет обо всех объектах данного рода, то есть обо всех драгоценных камнях и драгоценных металлах, залегающих в недрах на всей территории России. При этом ресурсы недр предлагается рассматривать как элементы, составляющие сложную (совокупную) вещь – недра.

В диссертации поднимается проблема субъекта права собственности на драгоценные камни, драгоценные металлы и другие полезные ископаемые. Несмотря на то что закон закрепляет исключительную государственную собственность на ресурсы недр, конкретный субъект права собственности не предусмотрен. Ввиду этого формулируется вывод о том, что государственная собственность на недра подлежит разграничению и в результате такого разграничения собственником не добытых из недр драгоценных камней и металлов должна стать Российская Федерация.

Цитируется мнение исследователей, полагающих, что конструкция права государственной собственности на недра и их ресурсы является удобной и традиционной формой управления данными ценностями. Однако рассмотрение права собственности на ресурсы недр в контексте концепции общенародного достояния, закрепленной в Конституции Российской Федерации, приводит к выводу о том, что данная концепция не предполагает, а наоборот – отрицает установление чьих-либо абсолютных гражданских прав на природные ресурсы.



Второй параграф «Основания возникновения и прекращения права собственности на драгоценные камни и драгоценные металлы» содержит характеристику специфичных первоначальных и производных оснований возникновения права собственности на драгоценные камни и драгоценные металлы, последние из которых одновременно являются основаниями прекращения права собственности предыдущих владельцев драгоценных камней и металлов.

Среди первоначальных оснований особое внимание уделяется добыче, поскольку данный институт редко рассматривается в гражданско-правовом аспекте. Добычу предлагается квалифицировать как самостоятельное первоначальное (по критерию правопреемства) специальное основание возникновения права собственности на драгоценные камни и драгоценные металлы. Отмечается, что добыча близка к приобретению в собственность плодов.

Специальный характер данного основания возникновения права собственности подвергается в рассматриваемом параграфе критике: предусмотренное Законом о драгоценных металлах и камнях ограничение субъектов добычи только юридическими лицами не соответствует интересам населения и государства, а также не учитывает положительный опыт непромышленного старательства в восточных регионах России, имевший место в первой половине XX в. В связи с этим в закон предлагается внести соответствующие изменения.

Среди производных оснований возникновения права собственности на драгоценные камни и драгоценные металлы рассматриваются национализация, реквизиция и конфискация, которые сыграли особую роль в формировании характера российского рынка драгоценных камней и металлов и обеспечили формирование государственного фонда драгоценностей и золотого запаса России. Отмечается, что понятия национализации, реквизиции и конфискации по современному законодательству отличаются от тех, что предусматривались первыми декретами советской власти.



Третий параграф «Право собственности на драгоценные камни и драгоценные металлы после их добычи из недр» содержит общую характеристику правового режима драгоценных камней и металлов как объектов права собственности, а также описание отдельных ограничений и обременений гражданских прав на данные объекты.

Обосновывается правомерность подхода, в соответствии с которым драгоценные камни и драгоценные металлы признаются ограниченно оборотоспособными вещами. При этом констатируется, что основания для многих ограничений и обременений отпали в связи с тем, что с 2004 г. драгоценные камни и металлы более не относятся к валютным ценностям, между тем многие нормативные акты, принятые в развитие прежнего валютного законодательства, сохраняют силу.

Наиболее существенным обременением права собственности называется преимущественное право покупки аффинированных и самородных металлов, добытых и рекуперированных драгоценных камней, закрепленное за государством. В работе формулируется вывод о том, что институт, сформулированный в законе как «преимущественное право» государства, на самом деле таковым не является, поскольку такому праву противостоит не просто связанность продавца в выборе покупателя, а обязанность субъекта добычи и производства драгоценных камней и металлов предложить их для приобретения государству. Приводятся примеры аналогичных преимуществ государства из зарубежного законодательства.

Поскольку «преимущественное право» реализуется в целях пополнения государственных фондов, далее в параграфе рассматриваются вопросы их системы, состава, образования, использования и отпуска ценностей из них. Констатируется безрезультативность попытки создать двухуровневую систему государственных фондов и предлагается отказаться от предоставления субъектам Российской Федерации преимуществ, направленных на формирование региональных фондов драгоценных камней и металлов.

При анализе порядка управления Госфондом России и золотым запасом Банка России формулируется предложение об уточнении вещно-правового статуса данных фондов, а именно прямое нормативное закрепление ограниченных вещных прав на них соответственно за Гохраном России и Банком России.

Среди иных обременений права собственности на драгоценные камни и драгоценные металлы рассматриваются особые требования к хранению, охране и транспортировке драгоценных камней и металлов, а также вопросы опробования изделий из металлов. Со ссылками на зарубежное законодательство, документы Европейского Союза опровергаются доводы отдельных авторов о том, что за рубежом пробирное клеймо считается браком изделия. Утверждается, что институт обязательного клеймения изделий инспекциями пробирного надзора целесообразно сохранить.



Третья глава «Сделки с драгоценными камнями и драгоценными металлами» объединяет шесть параграфов.

В первом параграфе «Общие условия оборота драгоценных камней и драгоценных металлов» освещаются требования, которые предприниматели обязаны выполнить для обеспечения полноценного и правомерного оборота драгоценных камней и металлов.

Речь идет о специальном учете предпринимателей в инспекциях пробирного надзора, лицинзировании, утверждении правил внутреннего контроля, причем в каждой из обозначенных сфер выявлены направления для совершенствования правового регулирования.

Значительное внимание уделяется таким технологическим операциям с драгоценными камнями, как их сортировка, первичная классификация и оценка, поскольку до выполнения названных процедур драгоценные камни являются изъятыми из гражданского оборота.

Выявлен недостаток действующего законодательства, связанный с тем, что сортировка, первичные классификация и оценка отнесены законом к понятию добычи драгоценных камней. Этим создается пробел в правовом регулировании, поскольку драгоценный камень, извлеченный из недр, но не прошедший первичную оценку, формально является не добытым и за его неправомерное отчуждение не может наступить предусмотренная уголовным законодательством ответственность.

Указывается на необходимость создания нормативно-методической базы выполнения рассматриваемых технологических процедур путем утверждения технических регламентов на драгоценные камни, содержащих правила о порядке формирования коллекций типовых образцов, а также классификационные параметры для камней.

Действующие нормативные акты критикуются за создаваемую ими монополию Гохрана на возмездное оказание услуг по сортировке, первичной классификации и первичной оценке драгоценных камней. Утверждается необходимость создания конкурентного рынка услуг в данной сфере.

Во втором параграфе «Особенности совершения сделок с драгоценными камнями» рассматриваются специальные требования к сделкам с драгоценных камней на всех этапах их оборота. Предлагается разделение драгоценных камней на две категории: пригодные для изготовления ювелирных изделий и не пригодные для указанных целей. Далее камни классифицируются по состоянию (необработанные, обработанные, рекуперированные, камни в ювелирных и иных изделиях, отходы из драгоценных камней) и видам (уникальные, обыкновенные, алмазы массой от 10,8 карата и др.).

Анализ подзаконных актов позволяет установить, что сделки с необработанными драгоценными камнями разрешены только добывающим организациям, перерабатывающим организациям и Гохрану России. При этом разрешены только сделки купли-продажи. Данное ограничение представляется необоснованным и подлежит отмене. Сделки с необработанными камнями предлагается разрешить любым лицам, в том числе и физическим (огранщики, зарегистрировавшиеся в качестве индивидуальных предпринимателей и т.п.).

Также отмечается избыточое количество дублирующих друг друга документов, которые предписывается составлять при совершении сделок с необработанными камнями, и предлагаются корректировки в нормативные правовые акты, направленные на упрощение оформления таких сделок.

В результате исследования правил, регулирующих оборот обработанных драгоценных камней, выявлено необоснованное разделение рынка таких камней на рынок потребительский (с участием физических лиц), на котором на каждый камень должен быть оформлен сертификат соответствия, и предпринимательский (с участием юридических лиц), где наличие сертификата необязательно. Предлагается установить требование об обязательном наличии сертификата на любой обработанный драгоценный камень независимо от личности покупателя. Процедура сертификации при этом должна предусматриваться в технических регламентах на драгоценные камни. Также целесообразно предусматривать техническими регламентами возможность применения сертификатов, выдаваемых крупнейшими международными центрами геммологической экспертизы.

В части регулирования оборота ювелирных изделий формулируется предложение о раскрытии информации об облагораживании вставок из драгоценных камней в ювелирных изделиях в соответствующем сертификате.

В третьем парграфе «Особенности совершения сделок с драгоценными металлами» рассматриваются нормативные предписания относительно сделок с металлами различных видов в различных состояниях. Предлагается выделять следующие состояния драгоценных металлов: минеральное сырье до аффинажа, аффинированные металлы, вторичное сырье драгоценных металлов. Особым видом минерального сырья до аффинажа являются самородки. Аффинированные металлы включают в себя такие виды, как слитки, прокат, гранулы, порошки, монеты, медали, ювелирные изделия. Спорным является выделение такого состояния драгоценных металлов, как металл в обезличенной форме.

Самородки драгоценных металлов квалифицируются как вещи с неограниченной оборотоспособностью, за исключением самородков, обладающих признаками уникальности: до завершения их аттестации в специальной комиссии Минфина России они из оборота изъяты. Не относящееся к самородкам сырье должно поступать на аффинаж, однако и до этого может быть объектом сделок. Единственное ограничение в данной сфере – субъектами сделок могут быть только юридические лица – будет нивелировано в случае предоставления права добычи драгоценных металлов физическим лицам.

Аффинированные драгоценные металлы обращаются свободно. В этой части наиболее интересен оборот монет из драгоценных металлов, которые могут обращаться и как валюта, и как вещи иного рода (обладающие более высокой стомостью, чем номинальная).

Четвертый параграф «Банковские сделки с драгоценными металлами» посвящен договору ОМС и договору металлического счета ответственного хранения.

Утверждается, что договор ОМС порождает альтернативное обязательство с правом выбора предмета исполнения на стороне владельца счета и имеет два объекта (предмета исполнения): деньги и драгоценный металл в физической форме (слитки и монеты). Безналичные драгоценные металлы, выделяемые многими авторами как новый вид объектов гражданских прав, не имеют экономического смысла и потому объектом гражданских прав признаваться не должны.

В параграфе предлагается новое определение договора ОМС и формулируется вывод о принципиальной разнице между договором ОМС и договором обычного денежного счета, которая выражается, прежде всего, в различных объектах данных договоров и не позволяет применять аналогию закона при регулировании соответствующих отношений.

Далее дается характеристика договора ОМС с точки зрения его взаимного, возмездного, консенсуального характера, предмета, сторон, содержания и ответственности. Формулируются предложения по совершенствованию законодательства в части содержания договора ОМС и ответственности банка по договору ОМС, а также выявляются и анализируются типичные ошибки в локальном регулировании российскими банками вопросов открытия и ведения ОМС.

Договор металлического счета ответственного хранения описывается как разновидность обычного договора хранения.

Пятый параграф «Закупка и реализация ценностей Гохраном» посвящен вопросам формирования Госфонда России и отпуска ценностей из него.

Анализируется практика применения Гохраном норм законодательства о закупках товаров для государственных нужд. В контексте правил Закона о драгоценных металлах и камнях о «преимущественном праве» покупки государством драгоценных камней и металлов, а также особенностей ценообразования на рынке драгоценностей названная практика получает негативную оценку как не имеющая перспектив и не создающая внятной основы для формирования Госфонда.

Формулируются предложения по организации системы закупок ценностей для пополнения Госфонда России на базе долгосрочных рамочных государственных контрактов. Контракт предлагается заключать по результатам торгов, на которых победителем должна признаваться добывающая организация, предложившая наибольший дисконт (скидку) к среднерыночной цене на момент поставки (для драгоценных металлов – фиксинговая цена, для алмазов – прейскурантная). С целью снижения риска невозможности заключить государственный контракт ввиду отсутствия участников торгов предлагается предусмотреть право Гохрана при повторной организации торгов с согласия Минфина проводить их в закрытой форме, при которой субъекты добычи и производства, получившие предложение об участии в торгах, не могут отклонить его. На исключительные случаи, когда государственный контракт не заключен или прекратил свое действие либо не исполняется, предлагается предусмотреть право Правительства Российской Федерации на определенный срок (например, до 6 месяцев) ввести обязанность всех добывающих организаций продавать определенную долю своей продукции государству по рыночной цене путем обязательного акцепта оферты, направленной Гохраном России.

В шестом параграфе «Нормативное регулирование цен на драгоценные камни и драгоценные металлы» критикуется предусмотренная Законом о драгоценных металлах и камнях прейскурантная система ценообразования на рынке драгоценных камней, предусматривающая формирование цены каждой сделки на базе официальных прейскурантов (с применением скидок и надбавок). Рассматривается фиксинговая система ценообразования на драгоценные металлы, отмечается возможность постепенного отказа от использования лондонского фиксинга и самостоятельного определения фиксинговой цены на российской бирже драгоценных металлов. Характеризуются гражданско-правовые последствия нарушения банками лимита открытой позиции – норматива, рассчитываемого исходя из фиксинговой цены драгоценных металлов.

В Заключении излагаются итоги исследования, рекомендации и перспективы дальнейшей разработки темы.

III. Заключение

Проведенное исследование показало, что основными направлениями совершенствования законодательства о драгоценных камнях и драгоценных металлах являются:

– либерализация оборота драгоценных камней и металлов, формирование их правового режима, максимально близкого к режиму вещей с неограниченной оборотоспособностью;

– детализация норм, устанавливающих ограничения и обременения гражданских прав на драгоценные камни и драгоценные металлы;

– устранение множественных коллизий и пробелов в правовом регулировании, а также нарушений иерархии нормативных правовых актов.

В отличие от многих других отраслей законодательства, в рассматриваемой сфере практически не требуется принятие новых нормативных правовых актов или введение новых норм в действующие акты. Вместе с тем количество нормативных положений, подлежащих корректировке или отмене, весьма значительно.

Перспективными направлениями дальнейшей разработки темы являются, в частности, такие вопросы, как техническое регулирование в области драгоценных камней и металлов, внешнеторговые операции с ними, а также торговля драгоценными камнями и драгоценными металлами на организованном (биржевом) рынке.

Список работ, опубликованных по теме диссертации

Статьи в ведущих рецензируемых научных изданиях, указанных в перечне ВАК:

1. Шнигер Д. Характеристика договора обезличенного металлического счета / Д. Шнигер // Хозяйство и право. – 2012. – № 11. – С. 21–27. – 0,5 п.л.

2. Шнигер Д. Понятие, объект и правовая природа договора обезличенного металлического счета / Д. Шнигер // Хозяйство и право. – 2012. – № 10. – С. 107–113. – 0,5 п.л.

3. Шнигер Д.О. Критика определения понятия драгоценных камней по российскому законодательству / Д.О. Шнигер // Журнал российского права. – 2011. – № 12. – С. 112–121. – 0,8 п.л.

4. Шнигер Д. Драгоценные камни как объекты гражданских прав / Д. Шнигер // Lex Russica. – 2009. – № 5. – С. 1276–1271. – 0,3 п.л.
Статьи в других изданиях:

5. Шнигер Д.О. О проблеме соотношения законности и целесообразности на рынке драгоценных металлов и камней / Д.О. Шнигер // Законность в экономической сфере как необходимый фактор благоприятного инвестиционного климата: материалы VI Ежегодных научных чтений памяти профессона С.Н. Братуся (Москва, 26 октября 2011 г.) / отв. ред. Н.Г. Доронина, А.В. Габов. – М.: ИД «Юриспруденция, 2012. – С. 219–227. – 0,4 п.л.

6. Шнигер Д.О. Объект договора обезличенного металлического счета / Д.О. Шнигер // Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права». – М.: МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2012. – С. 349–351. – 0,1 п.л.

7. Шнигер Д.О. Гражданско-правовое регулирование аффинажа драгоценных металлов в Российской Федерации / Д.О. Шнигер // Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права». – М.: МГЮА имени О.Е. Кутафина, 2011. – С. 263–265. – 0,1 п.л.

8. Шнигер Д.О. Некоторые проблемы регулирования добычи драгоценных металлов и драгоценных камней с точки зрения гражданского права / Д.О. Шнигер // Проблемы горного, земельного и экологического права в нефтегазовом комплексе. Труды кафедры горного права: выпуск 9. – М.: МАКС Пресс, 2011. – С. 116–127. – 0,5 п.л.

9. Шнигер Д.О. Понятие драгоценных камней по российскому законодательству / Д.О. Шнигер // Право и процесс в XXI веке: континентальный опыт и перспективы: сборник научных статей. – Красноярск: СФУ, 2011. – С. 229–237. – 0,5 п.л.

10. Шнигер Д.О. Проблемы гражданско-правового регулирования оборота золотосодержащего сырья и слитков золота / Д.О. Шнигер // Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права». – М.: МГЮА, 2010. – С. 261–263. – 0,1 п.л.

11. Шнигер Д.О. Нормативное регулирование цен на драгоценные металлы и драгоценные камни и его гражданско-правовое значение / Д.О. Шнигер // Актуальные проблемы реформирования современного законодательства Российской Федерации: сборник тезисов докладов (по материалам Всероссийской ежегодной научной студенческой конференции, Саратов, 16 апреля 2010 г.). – Саратов: Изд-во ГОУ ВПО «Саратовская государственная академия права», 2010. – С. 103–104. – 0,1 п.л.



12. Шнигер Д.О. Драгоценные камни как объекты гражданских прав / Д.О. Шнигер // Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Традиции и новации в системе современного российского права». – М.: МГЮА, 2009. – С. 271–274. – 0,1 п.л.



1 После Китая, Австралии и США. Запасы золота России составляют около 5000 тонн (10% мировых запасов, третье место после Австралии и ЮАР).

2 После Ботсваны. Источник статистических данных: Commodity statistics and information [Электронный ресурс] / http://minerals.usgs.gov/minerals/pubs/commodity

3 СЗ РФ. 1998. №13. Ст. 1463.

1 См.: Рекомендации парламентских слушаний «Состояние законодательства и перспективы развития добычи и производства драгоценных камней, ювелирной промышленности и в целом алмазно-бриллиантового комплекса России» // Драгоценные металлы. Драгоценные камни. 2001. № 6. С. 56; Пискунов В. Возвращение на мировой рынок: проблемы и решения // От оргкомитета РДМК-2000: сборник статей. М., 2000. С. 82.

2 См.: Попова С.И. Гражданско-правовое регулирование сделок с драгоценными металлами: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2002.

3 См.: Федоров А.Ю. Драгоценные металлы как объекты гражданских правоотношений по законодательству Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2005.

4 См.: Зинковский М.А. Гражданско-правовое регулирование договорных отношений в сфере оборота драгоценных металлов в обезличенной форме: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. Краснодар, 2010.

5 См.: Ребровский С.А. Гражданско-правовое регулирование обезличенного металлического банковского счета: автореф. дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.03. М., 2011.

6 См.: Олимова Р.М. Гражданско-правовое регулирование оборота драгоценных металлов и драгоценных камней в Российской Федерации: дис. … канд. юрид. наук: 12.00.03. Казань, 2005.

7 См.: Гадиятов В.Г. Коммерческая геммология / В.Г. Гадиятов, М.В. Гадиятова, И.И. Гончарова. М., 2009; Алмазы и право. Современная алмазно-бриллиантовая индустрия в правовом контексте / под ред. С.С. Юрьева. М., 2009.

1 Васьковский Е.В. [Рец.] В. Курдиновский. К учению о легальных ограничениях права собственности на недвижимость в России. Одесса, 1899. С. 384 // Вестник права: журнал Юридического общества при Императорском Санкт-Петербургском университете. 1900. № 2. С. 57.

1 Существует несколько десятков наименований таких камней.

2 Например, алмазы имеют значение для пополнения Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, кроме того, в отношении их оборота существуют международно-правовые обязательства России в рамках Кимберлийского процесса, что обусловливает особенности правового режима алмазов по сравнению с другими наименованиями минералов. необходимости, поскольку особого интереса для государства они не представляют (за исключением уникальных экземпляров).

3 В частности, алмазы и изумруды добываются на территории России, что делает необходимым регулирование их сортировки; в отношении иных камней в таком регулировании нет необходимости.

4 СЗ РФ. 1995. № 10. Ст. 823.

1 Необоснованными представляются, в частности, следующие правила: обязанность субъектов добычи передать минеральное сырье, содержащее драгоценные металлы, на аффинаж без гарантий принятия данного сырья на переработку аффинажным заводом; запрет на участие физических лиц в сделках с минеральным сырьем до аффинажа; обязанность субъектов добычи проводить сортировку, первичные классификацию и оценку драгоценных камней самостоятельно либо по договорам с Гохраном; постоянный государственный контроль за качеством сортировки драгоценных камней; ограничение перечня субъектов сделок с необработанными камнями только субъектами добычи, перерабатывающими организациями и Гохраном; дифференциация рынка обработанных драгоценных камней на рынок с участием физических лиц, где наличие сертификата на драгоценный камень обязательно, и рынок с участием юридических лиц, где такой сертификат не нужен; прейскурантная система ценообразования на драгоценные камни.

1 Международные научно-практические конференции молодых ученых «Традиции и новации в системе российского права» (МГЮА им. О.Е. Кутафина, 2010, 2011, 2012 гг.); Всероссийская научная конференция «Актуальные проблемы реформирования современного законодательства Российской Федерации (СГАП, 2010 г.); межвузовская конференция «Правовые проблемы природопользования: пути совершенствования законодательства» (РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина, 2011 г.); Международная научно-практическая конференция молодых ученых «Право и процесс в XXI веке: континентальный опыт и перспективы» (ЮИ СФУ, 2011 г.); VI Ежегодные научные чтения памяти профессора С.Н. Братуся (ИЗиСП, 2011 г.).