Создание команды, отвечающей за работу школьного сайта, ресурсы для создания и поддержки - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Создание команды, отвечающей за работу школьного сайта, ресурсы для создания и поддержки - страница №1/5


Методические рекомендации по созданию и развитию

школьного сайта
Школьный сайт является важнейшим элементом информационной политики современного образовательного учреждения и инструментом решения ряда образовательных задач, связанных с формированием информационной культуры участников образовательного процесса.

В настоящих рекомендациях сайт рассматривается с различных точек зрения:



  • как организационно-управленческая проблема (проектирование сайта,

создание команды, отвечающей за работу школьного сайта, ресурсы для создания и поддержки);

  • как информационно-технологическая проблема (определение круга потенциальных пользователей и их информационных запросов, информационная структура, сервисы, дизайн, техническое решение, хостинг);

  • как инструмент взаимодействия и самопозиционирования (размещаемые материалы, язык, представление уникальности, неповторимости школы, ее опыта в различных областях деятельности);

  • как педагогический инструмент (возможности организации творческой деятельности учеников, взаимодействие педагогов и учащихся, представление продуктов деятельности и достижений, создание летописи школы);

  • как инструмент формирования информационной культуры участников образовательного процесса (точка входа в мировое информационное пространство).


Прежде чем начать создавать сайт
Создание школьного сайта – коллективная деятельность, в которой должны принимать участие администрация, педагоги, ученики школы, важно учитывать мнение родителей. Один учитель информатики, даже самый квалифицированный, с этим не справится.

Школьный сайт – прекрасный повод объединить в одном проекте усилия администрации, педагогов, учеников, причем каждая группа будет отвечать за свой фронт работ.

Приведем перечень видов деятельности, которые необходимы как для создания, так и для поддержания постоянной информационной «жизнедеятельности» школьного сайта.

Направления деятельности/ Реализаторы

Администратор/ Учитель

Ученик /

Выпускник

Дизайн и программирование

-

+

Концепция, структура, развитие

+

-

Официальные материалы сайта (статический контент)

+

-

Написание текстов

(динамический контент)



+

+

Корректура

+

+

Работа с интерактивными

сервисами (модерация)



+

+

Проектирование официального сайта (концепция, структура, развитие) может

осуществляться в основном силами администрации и педагогов. Естественно, в рабочую группу могут и должны быть включены и старшеклассники, которые способны выдвигать предложения: в этом случае роль взрослых — оценка адекватности таких предложений.

Официальные материалы школьного сайта — тоже вопрос администрации. Под «официальными материалами» здесь имеется в виду комплекс сведений о школе (координаты ОУ, история, устав, правила приема, образовательная программа и программа развития и т. д.)

Взрослые должны отвечать за грамматическую и стилистическую корректуру текстов. Редактор и корректор в команде школьного сайта должны быть обязательно.

Привлечение школьников к работе над материалами сайта — грамотный управленческий и образовательный ход. Прежде всего, это реальная возможность организации серьезной проектной деятельности в школе. Ведь сайт — это проект, динамично развивающийся, творческий, долгосрочный, с разнообразными видами работы и, следовательно, возможностью распределения ролей. Если правильно сформировать группу, в которую войдут авторы, технические работники, фотографы, репортеры, художники, то может получиться замечательный, живой, интересный ресурс, создающийся в том числе и детской командой.

Работа по реализации сайта как проекта – вопрос социализации ученика. Интересная работа над школьным сайтом позволит творческим ученикам повысить свой статус в школьном коллективе, сформировать мотивацию и заинтересованность в участии в школьной жизни.

Главное же, что сайт создается в этом случае действительно усилиями школы, а не является только «взрослым рупором». Это вопрос доверия к самому сайту со стороны информационных адресатов и объективный показатель того, что в школе реализуется та самая педагогика сотрудничества, о которой мы много говорим, но зачастую просто не видим тех конкретных форм, в которых она может воплощаться.

Приведем примерную модель организации командной работы над сайтом.


Основные задачи редакции школьного сайта – определение круга наиболее важных информационных поводов, создание новостных материалов (текст, фото, видео, аудио), своевременное обновление страниц со «статичной информацией», поддержка сообщества сайта.

Сотрудниками редакции могут стать все заинтересованные в этой работе лица. Но, сколько бы сотрудников ни было, два или двадцать, им надо распределить между собой основные роли, которые им придется выполнять во время работы. Это необходимо для более правильного распределения нагрузки, ограничения зон ответственности, лучшей проработки знаний в каждой области. По желанию сотрудники могут время от времени «меняться ролями», приобретать новый опыт. Важно также помнить о необходимости вовлечения в работу редакции новых сотрудников, которые смогут в будущем занять места выпускников.



Руководитель редакции

Желательно, чтобы руководителем редакции был сотрудник школы, обладающий хорошим знанием специфики Интернета. В работе редакции могут возникать ситуации, когда необходимо будет принимать решение о поиске технического специалиста того или иного профиля, доработке или оптимизации деталей интерфейса, изменений в структуре сайта. Даже просто для консультаций с более опытными разработчиками необходимо будет использовать привычный для них понятийный аппарат, а для создания пусть даже чернового варианта технического задания на разработку чего-либо, связанного с сайтом, знание специфики и терминологии имеет большое значение (с использованием терминов можно более точно сформулировать требования и не мучиться, пытаясь объяснить свои пожелания «на пальцах»). Конечно, такой технический специалист может работать и в составе редакции, но было бы хорошо, чтобы руководитель редакции со временем постарался получить недостающие знания.



Основные задачи руководителя:

• распределение ролей между сотрудниками;

• разработка алгоритма редакционного процесса;

• организация взаимодействия сотрудников редакции между собой, с другими сотрудниками и с внешними организациями или привлеченными работниками;

• определение задач и контроль их выполнения;

• решение «политических» вопросов с руководством;

• формирование стратегии развития редакции.

Редактор сайта

Редактор должен хорошо ориентироваться в информационном потоке, уметь выделять наиболее значимые события. Он должен отлично представлять себе структуру сайта и точно знать, какая информация, для какого раздела сайта, и в каком виде должна быть представлена.

Редактор занимается вычиткой присланных материалов. Необходимо проверить фактическую информацию (имена, даты, названия), возможно, исправить ошибки. Одна из важнейших задач редактора – следить за формой подачи информации, давать корреспондентам рекомендации по оформлению материала. Текст должен быть интересен и легко читаться, а для этого нужна будет некоторая тренировка.

Редактор берет на себя ответственность за все материалы, опубликованные на сайте. Поэтому ему необходимо быть достаточно решительным, чтобы отклонить какой-то материал, или вернуть его автору на доработку.



Основные задачи редактора:

• определяет информационную повестку дня;

• работает с корреспондентами: распределяет задания, редактирует материалы;

• отслеживает реакцию читателей на материалы;

• отвечает на вопросы читателей, ведет переписку;

• поддерживает сообщество (всего сайта или определенного раздела);

• формирует план публикаций.

Корреспондент

Корреспонденты могут быть  постоянными или работающими на разовой основе. Корреспонденты не могут оставаться безразличными к событиям или мнениям. Им интересно все, что происходит вокруг, и они готовы рассказать об этом остальным. Корреспондент может получить тему для материала от редактора или найти ее сам, согласовав ее с редактором. Если речь идет о новостях, то важно, чтобы новости успевали попасть на сайт как можно быстрее. Информационные агентства передают информацию о событии в течение несколько часов после события.

Ежедневная газета может позволить себе «опоздать» с информацией на сутки. Вряд ли школьный сайт выберет себе скорость работы информационного агентства, но будет хорошим тоном, если новости не задержатся больше, чем на 24 часа. Ведь после этого они уже мало кому будут интересны...

Корреспондент может быть как универсальным, работающим с информацией всех направлений и видов, так и специализирующимся на какой-либо тематике. В условиях большой редакции целесообразно создать систему направлений, по которым работают корреспонденты. Например, учебная информация, административная информация, события школы, спортивная жизнь и т.п.



Основные задачи корреспондента:

• работа с источниками информации – преподавателями, учениками;

• посещение мероприятий и взаимодействие с их организаторами и участниками;

• своевременная подготовка материалов;

• поиск интересных тем для публикации.

Фотограф

Фотокорреспондент должен уметь обращаться с фотокамерой, знать возможности фотоаппарата, с которым он работает, уметь обрабатывать изображения с помощью специальных программ.

Корреспондент может использовать для съемки и собственную технику, но было бы хорошо для редакции иметь в своем распоряжении камеру для незапланированных съемок. Также на ней могут отрабатывать навыки в фотографии «пишущие» корреспонденты.

Работающие с фотоаппаратом сотрудники должны пройти обязательный инструктаж о правилах работы с фотоаппаратом и технике безопасности. В инструкции к фотоаппарату подробно описаны правила эксплуатации, при нарушении которых техника будет испорчена.



Основные задачи фотокорреспондента:

• съемка по заданию редакции;

• иллюстрация материалов сайта;

• творческая съемка;

• обработка фотографий;

• поддержка архива фотоматериалов.



Контент-менеджер

Контент – это все содержание сайта: тексты, фотографии, аудио- и видеофайлы. Контент-менеджер – это специалист, который знает, как правильно разместить материал на сайте, он занимается непосредственно техническим наполнением сайта информацией.

В размещении информации в Интернете есть свои тонкости, тут необходимо знание языка разметки, понимание того, как пользователю будет удобно читать текст и перемещаться по сайту. Контент-менеджер умеет работать с различными форматами файлов, готовя их для публикации. Он анализирует, какая информация на сайте пользуется наибольшим спросом, что еще стоит добавить, и что читателям неинтересно.

Основные задачи контент-менеджера:

• верстка текстов;

• подготовка фото-, аудио-, и видеоматериалов;

• загрузка файлов и текстов на сайт;

• проверка работоспособности опубликованных материалов;

• реклама сайта: регистрация в каталогах и поисковых системах;

• работа со статистикой сайта: отслеживание посещаемости.

Технический специалист

В редакции необходим сотрудник, который сможет взять на себя решение насущных технических проблем от установки на компьютеры необходимого программного обеспечения и до добавления в навигацию сайта нового раздела или изменения шаблона страницы. Это могут быть и два разных человека – один будет заниматься поддержкой компьютеров, другой – отвечать за работу сайта. В его ведении – поддержка работы редакции, обучение сотрудников работе с техническими средствами.



Основные задачи технических специалистов:

• установка программного обеспечения, необходимого для работы редакции;

• поддержка работоспособности компьютеров;

• участие в разработке сайта, формулировка технического задания;

• регистрация домена;

• работа с хостингом;

• загрузка файлов на сервер;

• техническое сопровождение сайта.

 Модератор

Модератор необходим для поддержки работы сообщества – конечно, здесь мы говорим не о сообществе читателей, а о сообществе посетителей сайта, которые могут участвовать в работе сайта – хотя бы оставлять записи в гостевой книге, а может быть, даже и переписываться на форуме, в чате или в социальной сети.

Модератором может быть не только сотрудник редакции, но и обычный (но ответственный) участник сообщества, готовый потратить время на эту работу.

Поведение пользователей в сообществах регулируется правилами, которые формулируют создатели ресурса в зависимости от того, что они считают наиболее важным.

Модераторы следят за соблюдением этих правил, предупреждая пользователей о нарушениях, исправляя ошибки, перемещая сообщения в более подходящий раздел, отвечая на вопросы пользователей. Действия модераторов могут регулироваться как здравым смыслом, так и отдельным сводом правил для модераторов.

Обязанности модератора:

• Удаление спама, удаление пользователей, размещающих спам;

• Помощь участникам;

• Предупреждение конфликтов среди пользователей;

• Перенос тем в соответствующие разделы;

• Чтение новых сообщений, отслеживание обсуждений.




Должность

Направления деятельности

Реализаторы

Менеджер проекта/ Руководитель редакции

организует деятельность и решает все текущие задачи

зам. директора по ИТ, зам. директора по ОЭР

Программист

создает необходимые модули для сайта, способные решать

поставленные задачи



учитель информатики, обучающиеся


Дизайнер

работает над созданием единственного и неповторимого дизайна сайта

учитель информатики, учитель ИЗО


Верстальщик/ технический специалист

занимается наполнением сайта информацией (печатные работы + размещение информации)

зам. директора по ИТ, обучающиеся 9-10

классов



Оптимизатор

выводит сайт на первые позиции во всех поисковых системах, чтобы он заработал в

полную силу



зам. директора по ИТ, обучающиеся

Поставщики информации

обеспечивают наличие необходимой информации по разделам

обучающиеся старших классов

Корреспонденты

формируют ленту новостей, отражающую

жизнь школы, пишут статьи



обучающиеся старших классов, педагоги-предметники, школьный психолог

Редактор и корректор

обеспечивают адекватность языка в

соответствии с разделами сайтов, обеспечивают грамотность текстов



учитель русского языка и литературы,

обучающиеся




Модератор форума

организует общение субъектов образовательного процесса

общения


зам. директора по ИТ, педагоги,

имеющие навык сетевого общения, обучающиеся


Сайт — это коллективный детско-взрослый проект. Разумеется, организация работы детской команды — дело много более трудное, нежели работа над сайтом усилиями взрослых людей — администраторов и учителей. Но и результат в случае удачи качественно другой: сайт становится не только отражением официальной жизни школы, но ее живым зеркалом, действительно отражающим жизнь всего коллектива взрослых и детей. Хорошо организованная работа над сайтом может стать своеобразным интегрирующим стержнем школьной жизни, вокруг которого объединятся те, кто живет в школьном доме.


Техническое обеспечение работы редакции школьного сайта

Для обеспечения работы редакции нужны:

1) Компьютер с доступом в Интернет. Операционная система не имеет особого значения, важно наличие следующих программ: браузера (например, Internet Explorer или FireFox, Opera), текстовый редактор (не важно, умеет ли он красиво форматировать текст или нет), программы для обработки изображений (подойдет любая программа, позволяющая уменьшать фотографии и оптимизировать их для публикации в Интернете), Skype для видеоконференций. Сотрудники редакции должны иметь возможность открывать и создавать файлы форматов .txt, .doc, .xls, .jpg, .gif, .html

2) Фотоаппарат. Для получения изображений высокого качества стоит использовать в работе цифровой фотоаппарат. Полученные снимки перед публикацией в Интернете надо будет обрабатывать (в частности, уменьшать, облегчая их загрузку пользователями), но при этом обязательно сохранять исходные фотографии. Впоследствии из этого материала можно будет создать школьный фото-архив и пользоваться им как базой иллюстраций.

3) Флеш-карты, аккумуляторы, диски для записи информации – расходные материалы.

Онлайн-средства работы редакции

         При наличии постоянного досупа в Интернет совершенно не обязательно делать основную часть редакционной работы «offline». Практически весь процесс подготовки материалов может проводиться непосредственно в Сети, с помощью доступных сетевых инструментов. И вам будут помогать не только e-mail или система мгновенных сообщений:

• внутренний сайт редакции, созданный на движке Wordpress или Drupal, позволит обсуждать различные вопросы в любое время суток, добавлять материалы, писать отзывы, предлагать идеи;

• сервис docs.google.com даст возможность совместно работать над документами;

         Арсенал средств регулярно пополняется и, чтобы успеет, не отстать от прогресса слишком сильно, стоит начать осваивать его уже сегодня.


1. Проектирование школьного сайта. Потенциальные пользователи и их

информационные запросы.

Работа над школьным сайтом должна начинаться с проектирования.

Школьный сайт, как и любой другой, — это сложная информационная система.

При его создании необходимо учесть и проанализировать целый комплекс факторов:

кто будет потребителем информации, что целесообразно размещать на сайте, какова будет его структура и т. д.

Важно понимать, что проектируется не школьный сайт вообще, а сайт конкретной школы со своей спецификой: целями и ценностями, направленностью и организацией образования, укладом жизни и т.д. Хорошо спроектированный сайт отражает особенности ОУ, имеет четкую, понятную для пользователя структуру, достаточно гибкую для того, чтобы в перспективе все изменения и дополнения в структуре сайта выглядели бы органично.



Первым этапом проектирования, осуществляемого командой администраторов (директор, заместитель по УВР (ВР), заместитель по информатизации (если есть), учитель информатики), является проведение сетевого мониторинга существующих школьных сайтов. В результате его проведения и последующего обмена мнениями у школы должен быть четкий ответ на следующий вопрос: «Зачем нашей школе нужен сайт?»

Вторым этапом является работа с информационными пользователями школьного сайта.

Успешно работающим будет лишь ресурс, удовлетворяющий информационные запросы тех, для кого он создан. Адекватное понимание специфики информационных запросов адресатов системы — это уже выход на структуру будущего сайта.

Структура информационных пользователей может быть представлена следующим образом:


следующая страница >>