Современные проблемы развития нашего общества заставили по иному взглянуть на преподавание общественных наук в школе. Российская пед - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
И. И. Котляр права человека и высшая школа концептуальные основы... 14 3019.58kb.
«Современные педагогические технологии обучения литературному чтению... 2 304.34kb.
Психология и педагогика богданов Игорь Васильевич кандидат психологических... 65 8583.32kb.
Электронная почта и преподавание иностранных языков: есть ли какая-то... 1 120.65kb.
Этот вопрос часто задают шести-семилетним малышам родственники и... 1 56.75kb.
Цели обучения математике в общеобразовательной школе определяются... 1 237.11kb.
Как помочь ребенку адаптироваться к школе 1 57.7kb.
Серия: «Преподавание экономики на профильном уровне» 2 463.09kb.
Столовая предназначена для приготовления и реализации блюд и кулинарных... 1 83.41kb.
«Актуальные проблемы развития и истории технических, естественных... 13 1271.6kb.
Программа развития на период 2009 2012 гг 14 2832.17kb.
Уроки игры на гитаре. Акустика и электро, разные стили, гибкий индивидуальный... 1 25.85kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Современные проблемы развития нашего общества заставили по иному взглянуть на преподавание - страница №1/4


Учебное пособие по историческому краеведению города Мещовска

и Мещовского края






Составитель: Д.В. Зорюков, заслуженный учитель РФ

Что до меня, то я живу в небольшом городке и чтобы не сделать его меньше, собираюсь в нем жить и дальше.



Плутарх.
Дорогие ребята!
Современные проблемы развития нашего общества заставили по иному взглянуть на преподавание общественных наук в школе. Российская педагогика утверждает, что в школе необходимо возродить преподавания КРАЕВЕДЕНИЯ.

Этот курс преподавался в учебных заведениях со второй половины 19 века и в начале 20 века. Назывался он «РОДИНОВЕДЕНИЕ» и «ОТЧИЗНОВЕДЕНИЕ». Курс был популярен и в Калужском крае. Наиболее известными именами этого периода, много сделавших для изучения истории края, были Булычов Николай Иванович (1852 – 1919), Семен Сергеевич Чернышев (1866 – 1920), Дмитрий Иванович Малинин (1879 – 1933), Четыркин Иван Данилович (1846 – 1904). Большую работу по изучению края сделали В.И. Дёмин, редактор районной газеты «Восход», и учитель физики Мещовской средней школы К.А. Новиков. В середине 20 века были отдельные попытки возродить краеведение в школе. В 1974 и 1976 годах были изданы два пособия по истории Калужского края – «Изучай родной край». Они пользуются и сейчас популярностью в школах. Но только с начала 90-х годов краеведение твердо входит в школьную программу.

В октябре 1994 года в Калуге прошла первая Всероссийская научно-практическая конференция по проблемам школьного краеведения.

В
Малинин Д.И.



Дёмин В.И.
Мещовском крае разработана и действует районная программа «Малая Родина России».

Обращение к истории родного края позволяет осмыслить великие свершения и трагедии прежних времен, использовать положительное, что было в прошлом.

Строя день сегодняшний, подготавливая день завтрашний, наше общество идет по нелегкому пути. Чтобы обрести новые силы для улучшения жизни, необходимо вглядеться в прошлое и настоящее родного края.

В
Четыркин И.Д.



Новиков К.А.
ы будете изучать материал о быте, нравах наших предков. Это Вам поможет ярче представить картину жизни тех людей, которые ходили по той самой земле много веков назад, по которой ходите Вы сейчас.

Вы будете изучать события в хронологической последовательности. Это Вам поможет лучше познать и историю всей центральной России, т.к. история Мещовского края неразрывна, связана с судьбой нашего Отечества.

Край уникален своими историческими местами и памятниками. На археологической карте Мещовского района отмечено 35 исторических мест, таких как городище – древнее укрепление поселения; курганный могильник – захоронение, имеющее насыпь; грунтовые могильники – погребения, часто не выделяющиеся на поверхности или же отмеченные камнями и надгробными плитами; селище - неукрепленное поселение раннего железного века и средневековья.

Край связан с династией Романовых. Он является родиной многих исторических деятелей, таких как Р.А. Глинков, А.П. Степанов, Н.К. Михайловский, В.К. Плеве, П.А. Кропоткин, Н.А. Кубяк, В.Д. Берестов, В.Д. Берестов, Н.В. Тимофеев-Рессовский и других.

С 2001 года предполагается восстановление Мещовского Георгиевского монастыря. Архитектурный ансамбль его был очень красив. Интересна его история. В монастыре погребен и почитаемый святой Андрей Юродивый Мещовский.

О


Мещовское городище. Исторический культурный слой, XII – XII, XIV – XVI века. Центральная часть города (улица Володарского), холм-останец левого берега р. Турея (правый приток р. Большая Нигва, левого притока р. Жиздра) при впадении безымянного ручья. Площадка овальная 10075 м, высота над рекой 10-13 м. На восточной, северной и южной сторонам площадки – остатки вала (высота до 2 м), бывшего в древности кольцевым. Культурный слой 1,0-1,6 м, сильно нарушен при постройке церкви, ныне не существующей. Керамика гончарная древнерусская (XII – XIII века) и позднеесредневековая (XIV – XVI века). Последняя преобладает. Места городских посадов не выявлено.
Археологическая карта России.

Под ред. Ю.А. Краснова Калужская область

М., 1992, стр.61.
бо всём об этом и многом другом вы узнаете на уроках краеведения.

Уроки предполагают и работу по составлению истории своей семьи. Эта работа поможет раскрыть вашу душу, познакомиться ближе с родословной, создать при желании семейный архив.

Мы надеемся, что это пособие будет способствовать лучшему усвоению замечательной истории этого края, в котором вы родились, живете сейчас, оценить все то лучшее, что создано трудом, талантом и умом людей, живших в этом крае.







Вопросы:

1. Как вы понимаете слово «краеведение»?

2. Что вы узнали об истории краеведения?

3. Чем уникален Мещовский край?

4. Что такое городище, курганный могильник, селище?

5. Почему необходимо изучать историю края, в котором ты живёшь?


УРОК 1
Географическое положение, население района.
За время своего существования современный Мещовский район имел разную территорию.

В 1708 году Мещовск был приписан к Смоленской губернии.

В 1719 году по указу Петра 1 была образована Калужская провинция, в которую вошло 9 уездов, в том числе и Мещовский. Население в Мещовске в это время было 2812 человек.1

По описанию городов Калужской провинции 1727 г. Мещовск отмечен как город деревянный; в нем 2 башни проезжих, 4 глухих. Имелась одна соборная церковь, З приходских и в уезде 71. Имелся девичий монастырь, каменный.2 В уезде были монастыри Георгиевский, Дорогошенский, Ефтной.

После посещения Екатериной Второй Калуги и пышного приема её, по указу императрицы от 24 августа 1776 года об учреждении Калужского наместничества Мещовск остается уездным городом.3

В 1785 году в Санкт-Петербурге было издано «Топографическое описание Калужского наместничества», где отмечено расположение Мещовска с его землями «Мещовск лежит под 54° 25’15” широты и под 4°41’15” восточной долготы от Санкт-Петербурга. Расстояние от Калуги в 64, от Серпейска в 19, от Мосальска в 30, от Жиздры в 85, от Козельска в 37 верстах. Он расположен по обеим сторонам речки Туреи и разделяется по обеим сторонам речками Серебрянкою, Фитивишкою и двумя ручьями. Строений в нем: З каменных церкви, 6 в том числе и собор, и 1 деревянная; З казенных дома и 318 частных, из которых 4 каменные, а прочие все деревянные, 41 лавка».

Жителей в городе на этот период отмечено 1596 человек.

Уезд имел расстояние с севера на юг 55, а с востока на запад, около 35 верст. Население уезда составляло чуть более 70 тысяч человек.4


Источники:
В конце 19 века в Мещовске жителей было 5139 человек. Домов было 508, из которых 40 каменных, 74 лавки. 13 трактиров, 12 постоялых дворов.

М
Краеведы в походе по реке Турее.


ещовский уезд в это время занимал самую большую территорию за время своего существования. Расстояние с севера-востока на юго-запад составляло 75 верст, а с запада на восток — 63 версты. Жителей в уезде на 1 января 1896 года (без городов Мещовска и Серпейска) насчитывали 120436 человек.5

В конце 19 века в России шло бурное строительство железных дорог. Мещовск они миновали стороной, а, следовательно, город и уезд стали терять значение как крупного торгового центра Калужской губернии. Это явилось в дальнейшем одной из причин сокращения населения.

В 20 веке уезд претерпел территориальные изменения. С 1929 года он стал называться Мещовским районом в составе Смоленской области. Значительные части бывшего Мещовского уезда вошли в образованные Бабынинский и Сухиничский районы.

5 июля 1944 года, вскоре после освобождения территории Калужского края от немецко-фашистских оккупантов, Президиум Верховного совета СССР издал указ об образовании Калужской области примерно в границах бывшей губернии, и с этого времени Мещовский район находится в данной области.

С декабря 1962 по март 1964 гг. Мещовский район входил в состав Сухиничского. После этих событий, и по сей день, он находится в пределах существующих границ.

Сейчас он имеет самую продолжительную границу в южной части с Сухиничским, самую короткую в западной части с Барятинским районом. На западе граничит и с Мосальским районом, в северной части – с Юхновским, в восточной части с Бабынинским и Козельским.

Общая территория – 123,8 тысяч гектаров, 27,7 тысяч из них – это леса. Основной лесной массив находится на северо-западе района. Это пятая часть всей территории.

Мещовский край входит в Мещовско-Козельское ополье. (Ополье – небольшие сухие возвышенности на Русской равнине с плодородной землёй).

Район представляет равномерную плоскую возвышенность. Самая высокая часть района сосредоточена на севере и западе окрестностей Серпейска.

На основании постановления Правительства Калужской области от 21 августа 1996 года было создано муниципальное образование «Мещовский район». В нём на тот период числились: город Мещовск, 17 сельсоветов, в которые входило 167 населённых пунктов.6

На 1 января 2001 года насчитывается 174 населённых пункта. Население района составляет менее 14 тысяч. Сельское население 8443 человека. На этот период проживало: на станции Кудринская – 859, в Серпейске – 726, в Алешине – 422, в Лесном – 345, в Торкотино – 308.

Вот каково количество населения по сельсоветам района на 1 января 2001 года.



  • Кудринская 2003

  • Серпейский 928

  • Лаптевский 705

  • Алешинский 612

  • Гавриковский 503

  • Покровский 453

  • Домашовский 411

  • Рязанцевский 382

  • Шаловский 355

  • Карцевский 331

  • Мошонский 327

  • Терпиловский 325

  • Слаутинский 316

  • Мармыжовский 285

  • Клетинский 210

  • Казаковский 157

  • Растворовский 140

Всего по сельсоветам 84437
Таково демографическое состояние района в начале 21 века. В городе в 2001 году имеется 34 улицы, две площади и два переулка. Общая протяжённость улиц 25,5 км.

На 1 января 2000 года население составило 4920 человек (мужчин 2110, женщин 2819 – на 700 человек женщин больше чем мужчин). Пенсионеров на этот период в городе 1019 человек, из них мужчин 325, а женщин 794.8

По переписи 2002 года в районе проживало 13044 человека, из них 5977 мужчин и 7067 женщин. В городе проживало 4 540 человек: 1983 мужчин и 2557 женщин. Средний возраст населения по району 42 года, а горожан 40 лет. На первое июля 2004 года население в районе составило 12538 человек.


Пойменные луга реки Туреи.




Вопросы и задания:

  1. Расскажите о Мещовском уезде 18 – 19 вв.

  2. В какой период Мещовский уезд имел наибольшую территорию?

  3. Какие территориальные изменения происходили с Мещовским районом в 20 веке?

  4. Какова демографическая обстановка района в конце 20 века?

  5. Постарайтесь записать как можно больше населённых пунктов Мещовского района. С помощью родителей узнайте, какие населённые пункты к концу 20 века перестали существовать.


Источники:

УРОК 2
Наши далёкие предки. Кто они? Индоевропейская группа народов.


Исторические источники отмечают, что Калужский край был обитаем людьми несколько тысячелетий назад. В области было открыто два местонахождения, которые, как полагают исследователи, можно отнести к палеолиту (древний каменный век, 3 млн. лет – 10 тыс. лет до н.э.). Первое расположено на левом берегу Оки у с. Спас в пригородной зоне г. Калуги.9

Н


Каменные орудия труда,

найденные на территории района.

(Экспонаты краеведческого музея

Мещовской средней школы)


аши далёкие предки входили в индоевропейскую группу народов. Кто же был нашими предалёкими родственниками? Схематично это можно представить так:

Индоевропейская группа народов.
Славяне Их родственники

до 2 т.л. до н.э.

языковое, территориальное единство
Западноевропейская

Вост. группа

русские англичане

украинцы германцы

белорусы французы

Зап. итальянцы

поляки греки

чехи Восточная группа

Южн. индийцы

болгары иранцы

хорваты после 2 т.л. до н.э. армяне

сербы таджики

Четыре – пять тысяч лет назад индоевропейцы занимали ещё не всю Европу и не заселили ещё Индостан. Приблизительным центром первоначальных индоевропейцев считают северо-восточную часть Балканского полуострова и Малую Азию. Те племена, из которых путём постепенного содружества образовались «праславяне» - (племена жившие в период бронзового века, 2 т.л. до н.э. по берегам рек Одер, Висла, Днепр, Дунай), обитали почти на краю индоевропейских пространств, севернее горного барьера, который отделяет южную Европу от северной и тянется от Альп на восток до Карпат.10




Позвонок и ребро мамонта.

(Экспонаты краеведческого музея

Мещовской средней школы)

Н


Автор пособия у бивня мамонта, найденного на территории Мещовского района.

Фото 1975 года.


о постепенно, начиная с бронзового века, племена далеко разошлись, смешались с иными народами и создалось их многообразие, когда трудно поверить в родство перечисленных выше народов.

В истории происхождения славян много неизвестно. Рассматривая эту проблему, обратимся к трудам историка В.О. Ключевского (1841-1911 г.г.). Вот что он пишет о дославянском заселении южной России. «До нашей эры разные кочевые народы, приходившие из Азии, господствовали здесь один за другим, некогда киммериане, потом при Геродоте (484-430 г.г. до н.э.) скифы, позднее во времена римского владычества сарматы. Около нашей эры смена пришельцев учащается… Сарматов сменили или из них выделись четы, язычи, роксаланы, аланы, бастарны, даки. Эти народы толпятся к нижнему Дунаю, к северным пределам империи, иногда вторгаются в ее области, скучиваются в разноплеменные громады, образуют между Днепром и Дунаем обширные, но скоропреходящие владения, каковы были перед Рождеством Христовым царства четов, потом даков и роксалан, которым римляне даже принуждены были платить дань или откуп. Видно, что подготовлялось великое переселение народов. Южная Россия служила для этих азиатских проходцев временной стоянкой, на которой они готовились сыграть ту или другую европейскую роль, пробравшись к нижнему Дунаю или перевались за Карпаты».11

Опираясь на «Повесть временных лет» Нестора, инока монастыря Киево-Печерского, прозванного отцом Российской истории, В.О. Ключевский отмечает следующее. После нападения на славян дунайских волхов или волохов, (это по мнению исследователей были римляне), одни славяне ушли на Вислу, назвавшись ляхами другие на Днепр, прозвались поляками. Это произошло в начале 2 в. н.э., одно из самых ранних исторических воспоминаний славянства.

Но В.О. Ключевский отмечает, что это нельзя принять за начало нашей истории, так как это касается не одних восточных славян и притом говорит о разброде славянства, а не о сформировании среди него какого-либо союза. В 3 в. н.э. наша страна подверглась нападению с Балтийского моря отважных мореходов — готов. В 6 в. истории готов Иорнанд описывает правление вождя готов Германариха, который покорил венетов, как называли западные латинские писатели славян с начало нашей эры. Он указывает на расположение славян у Карпат. Поэтому прежде чем славяне попали на Днепр, они долго оставались на карпатских склонах.

«Повесть временных лет» «размещая» восточнославянские племена по Днепру и его притока рассказывает о том, что были в ляхах два брата, Радим и Вятко, которые пришли со своими родами и сели Радим на Соже, а Вятко на Оке; от них пошли радимичи и вятичи.

Но почему эти племена летописец выводит «от ляхов»? Есть основания думать, что новые пришельцы с Карпат не нашли себе места на правой стороне Днепра и должны были продвигаться далее на Восток. С этой стороны вятичи очутились самым крайним племенем русских славян.

Таким образом, появились древнейшие предки этого края.
Вопросы и задания:


  1. Что вы запомнили о индоевропейской группе народов?

  2. С каким событием связано одно из самых ранних исторических воспоминаний славянства? Почему историк В.О. Ключевский не считает его за начало истории славянства?

  3. Что говорится «В повести временных лет» о появлении в этих краях вятичей?

  4. Постарайтесь дополнительно прочитать о жизни вятичей.

Источники:

УРОК 3
Вятичи. Их занятия. Жилище, одежда.




В 7-8 в. н. э. начинает складываться племенной союз вятичей. Городища вятичей обычно располагалось на мысах. Одной стороной они выходили к реке, с двух других ограничивались низинами, оврагами или ручьями, четвертая сторона пересекалась валом или рвом.

В Мещовске специальных археологических исследований не проводилось. Но на возвышенном месте, у слияния двух рек Туреи и Фитивишки при строительных работах найдены два вятичских предмета: женское украшение вятическое височное кольцо (семилистник) и клык медведя с просверленным отверстием в его основании, который служил амулетом у вятичей. По описанию историков, археологов это место подходит для стоянки вятичей. На что указывают и находки.

П
Вятическое

височное кольцо


ровести археологические исследования в этом месте вряд ли когда-нибудь удастся, так как в 19 веке здесь выстроено несколько зданий под дачу купца Санова (имел свои лавки в Каретном ряду), а сейчас в них расположена ветлечебница. Позже здесь построены другие жилые здания.

Находясь на этом месте, можно утверждать, что здесь была стоянка вятичей, хотя в «Археологической карте России» Калужской области это место не отмечено.

В
Предполагаемое место

поселения вятичей в Мещовске.

Фото А. Макарова
ятичи жили родовой общиной, во главе которой стоял старейшина рода. Главным занятием было земледелие, сначала подсечное, позже - пашенное. Чтобы подготовить участок для посева в лесной местности, земледельцы должны были вырубить лес, дать ему высохнуть, а затем сжечь. Орудиями подсечного земледелия были железный топор, большой нож — «косарь» и мотыга. Для заделывания семян употреблялась борона «суковатка». Работа проводилась вручную, без помощи рабочего скота. Убирали урожай железным серпом (некоторые предметы хранятся в историко-краеведческом музее Мещовской средней школы). Из зерновых особенно высокие урожаи давало просо, а из корнеплодов - репа.

В
Славянский посёлок.

Художник И.И. Пчёлко
о второй половине первого тысячелетия н.э. на смену подсечному земледелию постепенно пришло пашенное. Главным орудием стала соха, сначала сплошь деревянная, затем с железным сошником. Скотоводство хотя и играло в хозяйстве вятичей важную роль, но было подчинено земледелию. Охота, рыбная ловля, бортничество (сбор меда у диких пчел) играло подсобную роль.12 О занятиях этим промыслом напоминают названия рек и селений. В районе есть названия Боровицы, Бортники.

Ж


Славянское жилище VIII – X веков.

Реконструкция Б.А. Рыбаков



Одежда князя Одежда княгини

Жилище боярина, крестьянина

с наддворными постройками


или славяне в небольших поселках. Свои жилища вятичи строили сначала округлыми, а во второй половине первого тысячелетия н.э. – в форме прямоугольных полуземлянок. В них были печки-каменки. Стены землянок обкладывали деревом.13 Поселения устраивали в местах уединенных, трудно проходимых. Иностранцы не могли путешествовать в их землях без вожатого. Постоянно ожидая врага, славяне делали в жилище разные выходы.

Недалеко от жилищ скрывали в глубоких ямах не только все драгоценные вещи, но и хлеб.14

Славяне питались просом, гречихою и молоком. После выучились готовить разные вкусные яства, не жалея ничего для угощения друзей и доказывая в таком случае свое радушие изобильною трапезою. Мед был их любимым напитком.

Женщины носили длинные платья, украшенные вышивкой, бисером и металлами, добытыми на войне или выменными у иностранных купцов.

М
Одежда русских крестьян

Русская одежда: два сарафана и душегрея
ужчины носили широкие порты (штаны), длинные рубахи, подпоясанные кушаком (плетённым поясом).

Обувались в лапти (плетённая обувь из лыка, липы или бересты). Зимой одевались в одежду из шкур животных.15

Таким был быт наших далеких предков.
Вопросы:

1. Где и как устраивали поселения вятичи?

2. Что вы знаете о предположительном поселении вятичей в Мещовске?

3. Какое занятие было главным у вятичей и как изменялась его организация?

4. Расскажите о подсобных занятиях вятичей.

5. Охарактеризуйте жилище, пищу, одежду вятичей.

6. Что из старинной одежды есть в вашем доме?
Литература:

УРОК 4
Нравы древних славян: храбрость и хищность, добродушие и жестокость, гостеприимство.


В.О. Ключевский отмечал: «достойный человек не тот, у кого нет недостатков, а тот, у кого есть достоинства». Проанализировав следующий материал, постарайтесь сделать выводы для себя, для своего поведения. Много хорошего в правах наших древних предков можно взять и сейчас с собою в жизненный путь. В то же время были и обычаи, которые с трудом вмещаются в наше сегодняшнее понимание.

Историк Н.М. Карамзин (1766 – 1826гг.) дал обширную картину наших предков. «Климат умеренный, не жаркий, даже холодный, способствует долголетию. Как замечают медики, благоприятствует и крепости состава и действию сил телесных. Обитатель южного пояса, томимый зноем, отдыхает более, нежили трудится, слабеет в неге (блаженство, приятное состояние) и праздности. Но житель полуношных земель любит движение, согревая им кровь свою, любит деятельность, привыкает сносить частые перемены воздуха и терпением укрепляется.

Призирая непогоды, свойственные климату северному, они сносили голод и всякую нужду, питались самою грубою, сырою пищею, удивляли греков своею быстротою...... есть крепость в теле, сила в руках и легкость в движениях. Славяне мало пеклись о своей наружности: в грязи, в пыли, без всякой опрятности в одежде, являлись во многочисленном собрании людей. Греки, осуждал сию нечистоту, хвалят их стройность, высокий рост и мужественную приятность лица. Загорая от жарких лучей солнца, они казались смуглыми и все без исключения были русые ……».16

Х
Русский воин 10 века

и его вооружение

Конный русский воин 10 века

и оружие того времени


РАБРОСТЬ. Храбрость была их природным свойством. В начале славяне избегали сражений в открытых полях и боялись крепостей, но, узнав, как римские легионы разрываются быстрым и смелым нападением, уже нигде не отказывались от битвы, и скоро научились брать места укрепленные.

Имели вождей только на время сражений. Сражались не по воле вождя, а по своей личной смелости и мужеству. В битве не знали строя, а сражались толпами рассеянными, не зная осторожности. Чрезвычайная отважность славян была столь известна, что хан Аварский всегда ставил их впереди своего многочисленного войска, и, видя иногда измену хитрых аваров, гибли с отчаянием, но не отступали.

Историки пишут, что славяне имели искусство биться в ущельях, скрываться в траве, изумлять неприятеля мгновенным нападением и брать их в плен, Они умели еще долгое время таиться в реках и дышать свободно посредством сквозных тростей, выставляя конец их на поверхность воды.

Древнее оружие славянское состояло в мечах, дротиках (короткое метательное копьё), стрелах, намазанных ядом и в больших, весьма тяжелых щитах.

ХИЩНОСТЬ. Историки отмечают это качество славян, т.е. стремление завладеть добычей, было одинаково, как и у других племен. Жители римских поселений, слыша о переходе войск их за Дунай, оставляли дома свои и спасались бегством в Константинополь. Иногда славяне, преследуемые противниками не имея надежды спасти добычу, бросали её в пламя, и врагам своим на пути оставляли кучи пепла. Многие из них, не боясь поиска римлян, жили в пустых замках или пещерах Дуная, грабили селения и путешественников.

ДОБРОДУШИЕ. Сии люди, на войне жестокие, возвращались домой с природным добродушием. Историки говорят, они не знали не лукавства, ни злости по отношению даже к военнопленным, неизвестную тогдашним грекам. Обходились с пленными дружелюбно и назначали срок для их рабства, (что не было распространенно у других народов), а также пленным предлагали себя выкупить или жить с ними в свободе и братстве.

ЖЕСТОКОСТЬ. Исследуя данное качество славян, Н.М. Карамзин писал следующее: «Летописи 6 века изображают самыми черными красками жестокость славян в рассуждении греков, но сия жестокость, свойственная, впрочем, народу необразованному и воинственному была также действием мести. Греки, озлобленные их частыми нападениями, безжалостно терзали славян, которые попадали им в руки, и которые сносили всякое истязание с удивительной твердостью, без вопля и стона, умирали в муках, но не отвечала на вопросы врага о числе и замыслах их войска.

Таким образом, славяне свирепствовали в империи и не щадили собственной крови для приобретения драгоценностей, им ненужных: ибо они вместо того чтобы пользоваться ими – обыкновенно зарывали их в землю».17

ГОСТЕПРИИМСТВО. Летописцы хвалят гостеприимство славян редкое в других землях и до ныне весьма обыкновенно у всех славянских народов. Так следы древних обычаев сохраняются в течение многих веков. Всякий путешественник был для них как бы священным: встречали его с ласкою, угощали с радостью, провожали с благословением и сдавали друг другу на руки. Хозяин отвечал народу за безопасность чужеземца, и кто не умел сберечь гостя от беды или неприятности, тому мстили соседи как за собственное оскорбление.

Славянин, выходя из дому, оставлял дверь, отворённую и пищу готовую для странника на столе.

Купцы, ремесленники охотно посещали славян, между которыми для них не было ни воров, ни разбойников.

Бедному человеку, не имевшему способа хорошо угостить иностранца, позволялось украсть все нужное для того у соседа богатого. Важный долг гостеприимства оправдывал и самое преступление.

Гостеприимство доказывали изобильною трапезою, не жалея ничего для угощения друзей.

Вопросы:

1. Как вы понимаете В.О. Ключевского о достоинствах человека?

2. Докажите, что славяне были храбрыми людьми.

3. В чем проявлялось добродушие славян?

4. Расскажите о гостеприимстве славян. Сохранилось ли это качество у славянских народов до наших дней?

5. Какие нравы славян вам понравилась, а какие нет? Почему?


Источники:

УРОК 5
Семейные отношения, искусство, верования древних славян.


С
Славяне. Летний вечер.

Художник В.Г. Калиниченко


емейные отношения
. Древние писатели хвалят целомудрие жен и мужей славянских. У славян было многоженство, так как мужчины выполняла более тяжелую работу, ходили в военные походы, где и погибали. По этому женского населения было больше чем мужского. Умершего мужа хоронили вместе со старшей женой, умерщвленной и сожженной на костре. Установленная такая варварская традиция скорее всего возникла для отвращения тайных мужеубийств. Они считали жен совершенными рабами, во всяком случае, безответственными; не дозволяли им ни противоречить себе, на жаловаться. Обременяли жен хозяйственными заботами и воображали, что супруга, умирая вместе с мужем, должна служить ему и на том свете.

Подобное положение жен происходило, скорее всего от того, что мужья покупали жен.

Славянки ходили иногда на войну с отцами и супругами, не боясь смерти. При осаде Константинополя в 626 году греки нашли между убитыми славянами и женские трупы.

Мать, воспитывая детей, готовила их быть воинами и непримиримыми врагами тех людей, которые наносили оскорбление роду. Страх мести отвращал иногда злодеяния.

Говоря о жестоких обычаях славян языческих можно отметить и то, что всякая мать имела у них право умертвить новорожденную дочь, когда семейство было слишком многочисленно, но обязывалась хранить жизнь сына, рожденного служить отечеству. Не уступало в жестокости другое: право детей умерщвлять родителей, обременённых старостью и болезнями, тягостных для семейства. Подобное не считалось жестокостью по закону древнему, а напротив того считалось почтением к родителям.18

Искусство. Славяне имели представления об искусстве. Они вырезали на дереве образы человека, птиц, зверей и красили их разными цветами, которые не изменялись от солнца и не смывались дождем. Памятником каменносечного искусства древних славян остались большие, гладко обделанные плиты, на которых выдолблены изображения рук, пят, копыт и прочее.

Любя воинскую деятельность, предки наши мало успевали в зодчестве, требующем времени и не хотели строить себе прочных домов. Обитали в шалашах и после шестого века нашей эры.

Г
Золотые колты.

XI – XII век.


орода славянские представляли не что иное, как собрание хижин, окруженных забором или земляным валом. Там возвышались деревянные храмы идолов, но не такие великолепные, как в Греции и Риме.

Любили славяне музыку, как главное услаждение их жизни. В дорогу брали гусли, волынки, гудки, дудки. Песни по содержанию были бытовые, героические, шутливые, а некоторые просто для услащения слуха. Песни представляли живые картины битв, сохраняли память великодушных дел, и были в некотором смысле древнейшей славянской историей.

Удовольствие, получаемое от музыки, сопровождали пляской. Она состояла во взмахах руками, поворотов, приседаний, топанья ногами, в сильном напряжении мышц, и это соответствует характеру людей крепких, деятельных, неутомимых.

Образ войны и силы славяне проявляли в играх: кулачный бой, борьба, бег в запуски (до определенного места и обратно), прятки.



Верования. В истории не находим народа совершенно лишённого понятия о божестве. Люди, чувствуя зависимость или слабость свою от природы, укреплялись

мыслями о Всевышней Силе, которая может спасти их от неприятностей, хранить добрых и наказывать тайные злодейства.

Боги у славян были главные и второстепенные, могучие, всесильные и слабые, шаловливые, злые и добрые.

Во главе славянских божеств стоял великий Сварог – бог вселенной, напоминающий древнегреческого Зевса.

Его сыновья – Сварожичи солнце и огонь, были носителями света и тепла. Весьма почитался славянами бог солнца Даждь Бог.




Славянские защитники идолов.

Художник В.Г. Калиниченко


Бог Велес почитался у славян в качестве покровителя скотоводства. Крупным женским божеством у славян была Макошь, которая олицетворяла рождение всего живого, была покровительницей женской части хозяйства. Бог веселья, любви согласия именовался Ладо.

Суды славяне проводили во мраке густых дубрав, воображая, что бог суда Праве, живет в этих лесах. Эти леса были священны и никто не дерзал войти в них с оружием.19

Со временем у славян все больше выдвигается бог молнии и грома Перун, который становится главным небесным божеством, сливается со Сварогом.20



Кроме главных богов, у славян было много второстепенных: лешие, русалки, водяные и домовые. Богов своих они чествовали праздниками, состоявшими из жертвоприношений, в молитвах, гаданиях и заканчивавшимися пиром и играми. Главные праздники были в честь бога солнца: коляда или рождение солнца около нашего Рождества. Проводам зимы и встрече весны посвящен праздник масленицы. На этой праздник пекли блины символ солнца. Этот обычай дошел до наших дней. Самый большой праздник отметали летом, когда солнце жарко греет. Он проходил в ночь с 23 на 24 июня. Праздник получил название Ивана Купалы или Иванов день. Парни и девушки собирались у реки, плели венки, водили хороводы, пели песни в честь Солнца. Ночью разжигали костры и прыгали через них. Славяне верили, что огонь очищает.

Храмов и жрецов (как у греков) у славян не было. Каждый родоначальник был в то же время жрецом. Члены семьи молились у себя дома преимущественно покровителю семьи — домовому. Среди славян отмечаются волхвы и кудесники, которые знали языческие молитвы и заговоры, занимались гаданием и пользовались за то уважением.

Веря в загробную жизнь, славяне представляли ее продолжением земной. Мертвых сжигали или хоронили в могилках и совершали по ним тризну, то есть пир в соединении с разными играми.

Памятником этой языческой жизни славян остается народная поэзия – заговоры, наговоры, приметы, пословицы, загадки, песни, сказания, былины, которые переходили с древних времен из уст в уста и до сих пор сохраняются в народе.21
Вопросы:

1. Расскажите о семейных отношениях славян. Что нравится, а что нет в этих отношениях?

2. Что особенно любили славяне из искусства?

З. Попросите рассказать родителей или найдите в литературе содержания русских народных игр?

4. Расскажите о главных и второстепенных божествах славян. Чему они были посвящены?

5. Перечислите славянские праздники. Спросите родителей о народных гаданиях в наше время.


Источники:

УРОК 6
Правление, календарь, язык и грамота древних славян.


Правление. В начале славянё не знали выгоды от правления. Они не терпели ни властителей, ни рабов в своей земле. Хозяин господствовал в доме: отец над детьми, муж над женой, брат над сестрами. Каждое семейство жило маленькой, независимой республикой, Но в случае важных дел сходились вместе советоваться, уважая при этом мнение старцев. Вместе совершали и воинские походы, избирали вождей. Совершив общее дело, и возвратясь домой, все опять становились равными.

Народное правление славян через несколько веков изменилось. Вожди, избираемые общим доверием, отличимые мужеством, были первыми властелинами в своем отечестве. Так сложилось, что у одних было право начальствовать, а у других обязанность повиноваться. Если сын правителя, славного и богатого, имел великие свойства отца, то он еще более утверждал власть своего рода.

И так, первая власть, которая родилась в отечестве наших независимых предков, была воинская.

В теснейших связях повседневной жизни славянам потребовалась другая власть, которая примиряла бы конфликты. Для этого назначали судей. Но первыми судьями были вожди и старейшины.

Иногда вожди страдали от произвола граждан, которые нередко, единодушно избрав начальника, вдруг лишали его доверенности. Это проходило без всякой вины, единственно, по легкомыслию, клевете или в несчастиях: ибо народ всегда склонен отвратить бедствия от народа.

Славяне не любили наследственной власти. Но постепенно сложилась система передачи власти по наследству детям. Были случаи перехода власти и к женам правителя.

Власть осуществлялась на основе законов отцов, древних обычаях и преданиях, которые имели силу законов.

Так славяне в разные века управлялись гражданской властью.22



Календарь. Наблюдая течения года, славяне, подобно римлянам, делили его на 12 месяцев, и каждому из них дали название согласно временным явлениям или действиям природы.

Вот какие старинные названия и объяснение месяцев приводит историк Н.М. Карамзин:




Январь

Просинец – вероятно от синеты на небе, появляющийся в это время после пасмурных дней.

Февраль

Сечень.

Март

Сухий – появление проталин, т.к. ранее земля называлась сушью.

Апрель

Березозол – от золы березовой в период подсечного земледелия.

Май

Травный

Июнь

Изок – возможно так называлась у славян какая-то певчая птица.

Июль

Червен – возможно от красных плодов и ягод, т.к. червонный означало красный, алый.

Август

Зарев – от частых зарниц в месяце.

Сентябрь

Ревун – от рёва зверей.

Октябрь

Листопад – опадают последние листья.

Ноябрь

Груден – от груд снега или мерзлой грязи.

Декабрь

Студеный.

Столетие называлось веком, то есть жизнью человеческой, во свидетельство, сколь предки наши, одарённые крепким телосложением и постоянной физической деятельность жили долго.



Язык и грамота. Язык славянский древние греки считали весьма грубым. Это возможно, т.к. выражая первые мысли и потребности людей необразованных, рожденных в суровом климате, он должен был казаться диким в сравнении с языком греческим. Не имея никаких источников древнего славянского языка, мы не можем подтвердить или опровергнуть утверждения греков.

О
Летописец.

Художник В.Г. Калиниченко
языке славянском мы можем судить, только начиная с 9 века, когда Кирилл и Меф
Памятник братьям Кириллу Мефодий в Москве. Скульптор В. Клыков
одий перевели Библию и другие церковные книги. Но славяне, приняв христианскую веру, заимствовали с нею новые мысли, изобрели новые слова, выражения, и язык их в это время без сомнения так же отличался от древнего, как наш современный язык отличается от прошлого.23

Основой любой древней культуры является письменность. Долгое время существовало мнение, что письмо на Русь пришло вместе с христианством. Но есть свидетельства о существовании славянской письменности за долго до христианизации Руси. В 1949 году во время раскопок под Смоленском нашли глиняный сосуд, относящийся к началу 10 века, на котором было написано «горушна» (пряность). Это означает, что до принятия христианства на Руси существовало письмо и алфавит. В «Житие» славянского просветителя Кирилла говорится о знакомстве с Евангелием, написанным славянскими буквами. В дальнейшем Кирилл и его брат Мефодий стали основоположником славянской азбуки, которая, видимо, в какой-то части основывалась на принципах славянского письма.24



Создавая славянский особенный алфавит, основанный на греческом, Кирилл и Мефодий добавили новые буквы: Б, Ж, Ц, Ш, Щ, Ъ, Ы, Ю, Я и другие.

Г
Страница из тетради мальчика Онфима

Школа Московской Руси.

Художник Б. Кустодиев


ражданская азбука русского алфавита введена в Росси после реформы печатного кирилловского полуустава, проведенного Петром I в 1708 году. Она легла в основу современной азбуки. Современный алфавит существует с 1918 года.

Вопросы:

1. Чем правление славян в начальные века отличалось от правления в последующее время?

2. Почему кроме воинской власти необходима была гражданская власть?

3. Запомните старинные названия месяцев и проследите за явлением природы, отображаемые в названиях месяцев.

4. Как складывалась русская письменность?

5. Прочитайте дополнительный материал о Кирилле и Мефодий.



Источники:

УРОК 7
Контрольные вопросы по первому разделу курса «Краеведение»



«Мещовский край в древности»
Задание № 1

1. Как вы понимаете слово «краеведение»?

2. Чем уникален Мещовский край?
Задание № 2

1. Почему необходимо изучать историю края, в котором ты живёшь?

2. Что такое городище, курганный могильник, селище?
Задание № 3

1. Расскажите о географическом расположении Мещовского района.

2. Что вы знаете о населении Мещовского края в наши дни?
Задание № 4

1. Что вы запомнили о индоевропейской группе народов?

2. Назовите не менее 15 наименований улиц города Мещовска.
Задание № 5

1. Что говорится в «Повести временных лет» о появлении вятичей в этом крае?

2. Назовите не менее 15 названий населённых пунктов Мещовского района.
Задание № 6

1. Где и как устраивали свои поселения вятичи?

2. Расскажите об основных и подсобных занятиях вятичей.
Задание № 7

1. Что вы знаете о предположительном поселении вятичей в Мещовске?

2. Охарактеризуйте пищу, одежду вятичей.
Задание № 8

1. Расскажите о семейных: отношения славян. Что нравится, а что нет в этих отношениях?

2. Что особенно любили славяне из искусства?
Задание № 9

1. Расскажите о главных; и второстепенных божествах славян. Чему они были посвящены?

2. Какие славянские праздники вы знаете и чему они были посвящены?
Задание № 10

1. Чем правление у славян отличалось в начальные века от правления в последующее время?

2. Докажите что славяне были храбрыми людьми.
Задание № 11

1. В чём проявлялось добродушие славян?

2. Расскажите о гостеприимстве славян. Сохранилось ли это качество у славянских народов до наших дней?
Задание № 12

1. Какой след в истории вятичей оставил православный Кукша?

2. Расскажите о географическом расположении Мещовского района.
Задание №13

1. Какие нравы древних славян вам понравились, а какие нет? Почему?

2. Как складывалась русская письменность?
Задание № 14

1. Назовите старинные названия месяцев с января по июнь. Какие явления природы отображены в названиях месяцев?

2. Почему кроме воинской власти необходима была гражданская власть?
Задание № 15

1. Назовите старинные названия месяцев с июля по декабрь. Какие явления природы отображены в названиях месяцев?

2. Почему необходимо изучать историю родного края?

УРОК 8


следующая страница >>