Современная ситуация в стране требует от граждан проявления активной жизненной позиции, умения жить достойно. С одной стороны, сегод - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Современная ситуация в стране требует от граждан проявления активной жизненной позиции - страница №1/1


-

УПРАВЛЕНИЕ ПО ДЕЛАМ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА ЧЕЛЯБИНСКА

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №118 города Челябинска имени Героя Советского Союза Кузнецова Н.И.

«Утверждаю»

Директор МОУ СОШ №118

_______________В.В. Ходас



ПРОЕКТ
«ШКОЛА СОЦИАЛЬНОЙ ЗРЕЛОСТИ»


Введение

Современная ситуация в стране требует от граждан проявления активной жизненной позиции, умения жить достойно. С одной стороны, сегодня, как никогда ранее, открыто множество путей для самореализации. С другой стороны, на этом пути очень много «подводных камней», главные из которых связаны с возможной дезориентацией людей в духовно-нравственных ценностях. Это может привести молодого человека к неверному жизненному выбору, к личным разочарованиям, трагедиям, что в конечном итоге создает негативный моральный фон в семье, в учебном или рабочем коллективе.



Учащиеся МОУ СОШ № 118 - это будущие специалисты в разных областях социально-экономической жизни нашей страны. Это будущие матери и отцы, которые продолжат род чело­веческий. Достойное исполнение во взрослой жизни ролей гражданина, профессионала, семьянина является гарантией социального и экономического благополучия нашего общества. Поэтому старшему поколению очень важно умело передать молодым «эстафетную палочку», наши «корни и крылья». На это нацелен проект «Школа социальной зрелости», который состоит из нескольких подпроектов: «Мир семьи», «Гармония и здоровье», «Познай себя», «Экология души», «Я — гражданин Отечества», «Этикет», «Лидер».

Цель проекта — социализация молодежи, формирование у нее активной нравственной жизненной позиции через самопознание и самосовершенствование.

Подпроект «Мир семьи»

Контингент участников — девушки и юноши — учащиеся 10-11-х классов.

Цель — подготовка молодого поколения к будущей семейной жизни, к осознанному ответственному родительству.

Задачи:

  • повысить в сознании юношей и девушек статус семейной жизни, родительства как основы личного счастья, благополучия, достойного пути самоактуализации личности;

  • способствовать росту мотивации осознанной подготовки к будущей семейной жизни, к родительству; личной ответственности за принятие решения о своей готовности создать семью, за ее благополучие и сохранение;

  • помочь юношам и девушкам познать себя, свои особенности, способности и возможности;

  • пробудить школьников к самосовершенствованию;

  • способствовать признанию школьниками общечеловеческих ценностей;

  • способствовать становлению высших нравственных чувств: дружбы, любви, понимания, терпения, смирения и др.

  • обучить основам знаний о сущности семьи, ее планировании, путях сохранения семейного лада;

  • обозначить пути достойного исполнения социальных ролей: мужа, жены, отца, матери;

  • воспитывать почитание к старшему поколению в семье, укреплять семейные традиции;

  • обозначить значение ребенка в жизни взрослых как стимула для самосовершенствования родителей;

  • познакомить с законодательными актами, определяющими права и обязанности членов семьи, аспекты гоударственной помощи семье (Семейный кодекс, Декларация о правах ребенка и др.).


Ожидаемые результаты реализации проекта «Школа социальной зрелости»


  • Промежуточные:

  • Получение учащимися необходимых знаний по социологии , психологии, педагогике, планированию семьи, валеологии;

  • Достижение школьниками адекватной самооценки;

  • Осознание себя как самоценной, самопознающей, самосовершенствующейся личности;

  • Приобретение школьниками умений делать нравственный выбор, нести ответственность за него;

  • Становление у учащихся позитивного отношения к своему здоровью, ведению здорового образа жизни;

  • Повышение мотивации школьников к будущему осознанному ответственному родительству, к семейной жизни;

  • Усиление активной нравственной гражданской позиции.




  • Отдаленные:

  • Активная нравственная жизненная позиция выпускников МОУ СОШ № 118 в различных сферах самореализации: социальной и профессиональной деятельности, семейной жизни.


Формы и методы работы: комплексные занятия, лекции, беседы, консультации, видеопрограммы, ролевые игры, элементы тренинга, анкетирования, сочинения-размышления, раздача тематических буклетов и памяток.

Форма организации занятий:

  • факультатив (10-е классы);

  • кружок (11-е классы);

  • акции;

  • классный час (по заявке класса);

  • массовая, групповая, индивидуальная работа.




  • Темы занятий



  1. Семья вчера, сегодня, завтра. Ценности и цели семьи.

  2. Модели и формы современной семьи.

  3. Пути подготовки к созданию крепкой счастливой семьи, к осознанному родительству.

  4. «Мы выбираем, нас выбирают...» Есть ли законы совместимости?

  5. Психология предбрачного ухаживания. Нужен ли предбрачный эксперимент?

  6. Мотивация семейного союза. Проектирование семейной жизни.

  7. Брачный контракт. «Семейный договор» (по Н. Козлову).

  8. «Возлюби ближнего своего...» — аспекты влюбленности и любви. Любовь — основа семейных отношений.

  9. «Ах, эта свадьба, свадьба пела и плясала...» Особенности свадебного ритуала.

  10. «Весь мир — театр». Особенности психологии и ролевого поведения мужа и жены.

  11. Стадии семейной жизни. Критические периоды в жизни молодой семьи.

  12. «Создай пространство любви». «Секреты» сохранения семейного лада.

  13. Слагаемые осознанного родительства. Планирование семьи.

  14. В ожидании «чуда»: пренатальный период.

  15. «Здравствуй, мир! Встречай с любовью!» Понятие о традиционном и альтернативном родовспоможении.

  16. Особенности первого года жизни ребенка: новорожденность, грудной возраст.

  17. . Вырастают за ночь только в сказке...». Периоды дошкольного детства.

  18. Стратегия и тактика семейной педагогики.

  19. Педагогика любви и свободы — философия семейного воспитания.

  20. «Детский сад или семья?»

  21. Самоценность детства. Ребенок в жизни взрослых.

  22. Экология детства. Права ребенка.

  23. «Пусть он увидит солнце!» Аборт: вред, грех или необходимость?

  24. «Если бы молодость знала, если бы старость могла...» Роль старшего поколения в семье. Этика взаимоотношений «отцов и детей».

  25. Экологические проблемы семьи. «Три невежества», мешающие созданию крепкой, счастливой семьи.

  26. Семейный конфликт, измена, ревность.

  27. «Ребенок в карусели развода». Причины, культура и последствия развода.

  28. Неполная семья. Особенности воспитания ребен­ка в неполной семье.

  29. «Повторный брак родителей — испытание для ребенка».

  30. Семейная политика в РФ. Семейный кодекс РФ. День семьи.

Видеопрограммы

  • Чудо новой жизни

  • Конфликт в семье

  • Ах, эта свадьба...

  • Кто качает колыбель?

  • Маленькая мама

  • Гениями рождаются или становятся?

  • Беременные подростки

  • Безмолвный крик

  • Пусть он увидит солнце

  • Не убий!

  • Спасем детей, спасем Россию!

  • Маленькая страна

  • Пройти и не сорваться '

  • Подождать бы до свадьбы

  • Любить ребенка и др.

Акции:

  • «Дорогие мои старики» День пожилого человека;

  • «От чистого сердца, простыми словами...» — День матери;

  • «Отечества достойные сыны» День защитников Отечества;

  • «Восславим женщину!» — Международный женский день 8 Марта;

  • «Крепка семья - крепка держава» — День семьи;

  • «Пусть всегда буду Я!» — День защиты детей.


Подпроект «Гармония и здоровье»
Контингент участников — девушки и юноши — учащиеся 10-11-х классов.

Цель: формирование осознанного экологического отношения старшеклассников к духовному и физическому здоровью человека, потребности в здоровом образе жизни.

Задачи:

  • Помочь учащимся осознать себя частью природы, почувствовать необходимость жить в гармонии с ее законами;

  • Пробудить у старшеклассников желание совершенствовать физическое, психическое и духовное здоровье через познание особенностей и потребностей своего организма;

  • Обогатить учащихся знаниями о факторах, способствующих сохранению и укреплению здоровья, профилактике заболеваний;

  • Научить правильному применению доступных оздоровительных, профилактических методов;

  • Способствовать желанию применять и пропагандировать приобретенные знания и навыки;

  • Помочь школьникам в осознании причинно-следственных связей здоровья родителей и ребенка.

Формы и методы работы: комплексные занятия, беседы, консультации, видеопрограммы, анкетирования, элементы тренинга, сюжетно-ролевые игры, раздача тематических буклетов, памяток, работа волонтерской школьной группы (созданной на основе отряда «Здравостроитель»).

Форма организации:

  • факультатив (10-е классы);

  • кружок (11-е классы);

  • акции;

  • классный час (по заявке класса);

  • массовая, групповая, индивидуальная работа.

Темы занятий

  1. Жизнь и здоровье — величайшие ценности человека. Слагаемые здоровья.

  2. «Болезнь — признак невежества». Субъективные причины болезни.

  3. Анатомо-физиологические и психологические особенности подросткового и юношеского возраста.

  4. От девочки — к женщине. Циклические изменения. Гигиена девушки.

  5. Пути сохранения здоровья девушки. Ценность целомудрия.

  6. От мальчика — к мужчине. Этапы взросления. Гигиена юноши.

  7. Пути сохранения здоровья юноши. Ценность целомудрия.

  8. Проблемы и пути сохранения репродуктивного здоровья молодого поколения.

  9. Венерические болезни: причины, симптомы, профилактика.

  10. Слагаемые здорового образа жизни. Понятие о биоритмах, режиме дня.

  11. Умеем ли мы отдыхать? Виды отдыха. Условия здорового сна.

  12. «Мы есть то, что мы едим». Понятие о здоровом естественном питании.

  13. «Хочешь быть счастливым — будь им!». Влияние на здоровье человека позитивного эмоционального настроя на жизненные ситуации.

  14. «Внимание: стресс!». Как не навредить себе и окружающим?

  15. Влияние на здоровье вредных привычек: табачная, алкогольная, наркотическая зависимости. Профилактика, признаки, пути избавления от зависимости (3 занятия).

Видеопрограммы

  • Роковой шаг

  • Опасность

  • Путь в никуда

  • Не переступи черту

  • Голубая смерть

  • Никотин и потомство

  • Женское здоровье

  • Я больше сюда никогда не вернусь

  • От девочки — к женщине

  • От мальчика — к мужчине.

Акции:

  • «Молодежь — за здоровый образ жизни»;

  • «Жить или курить?»;

  • «СПИД не спит!»;

  • «Дорога в никуда»;

  • «Нам юмор строить и жить помогает».


Подпроект «Познай себя»

Контингент участников.— девушки и юноши — учащиеся 10-11-х классов.

Цель — способствовать самосовершенствованию юношей и девушек через самопознание.

Задачи:

  • Помочь учащимся познать себя как уникальную часть природы;

  • Пробудить у школьников желание к самосовершенствованию;

  • Познакомить учащихся с методами и приемами рефлексии и самовоспитания;

  • Способствовать духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения;

  • Развивать у школьников коммуникативные способности и культуру общения;

  • Повысить уровень работы по профессиональной ориентации школьников.

Формы и методы работы: комплексные занятия, бе­седы, консультации, тренинги, анкетирования, сюжет-но-ролевые игры, видеофильмы, раздача тематичес­ких буклетов и памяток.

Форма организации:

  • факультатив (10-е классы);

  • кружок (11-е классы);

  • акции;

  • классный час (по заявке класса);

  • массовая, групповая, индивидуальная работа.

Темы занятий

  1. «Познай себя». Человек — вселенская тайна. Понятие и методы рефлексии.

  2. «От личности — к индивидуальности». Условия развития личности, индивидуальности. Понятие о темпераменте.

  3. «Характер — стержень личности». Слагаемые характера. От самопознания — к самовоспитанию.

  4. «Сильнее всех — владеющий собой». Как стать волевым человеком? Самодисциплина,

  5. «От хочу — к могу». Потребности, мотивы и возмож­ности человека. Методика принятия решений.

  6. «Не только слушать и смотреть, но слышать и видеть». Как быть внимательным?

  7. «Память — основа личности». Процессы и виды памяти. Как улучшить память?

  8. «Роскошь человеческого общения». Суть и роль общения в жизни людей. Виды общения. Умею ли я слушать собеседника? Умею ли я говорить?

  9. «Осторожно: конфликт!» Объективные и субъективные причины конфликта. Фазы конфликта. Культура ведения спора.



  1. «Завтра экзамен!» (советы психолога).

  2. «Я среди других». Почему мне легко или трудно с другими людьми?

  3. «Путь самореализации». Развитие креативности.

  4. «Хочу, могу и надо». Понятие о профессии и специальности. Классификация профессий. Профессиограмма. Интересы и склонности. Способности и профессиональная пригодность.


Подпроект «Экология души»

Контингент участников — девушки и юноши — учащиеся 10-11-х классов.

Цель — способствовать духовно-нравственному совершенствованию школьников.

Задачи:

  • Помочь учащимся в осознании необходимости постоянной работы над повышением своей духовности;

  • На основе культурологического материала познакомить с разными взглядами на проблемы духовности, нравственности и религиозности;

  • Познакомить школьников с высшими законами природы, их проявлениями в жизни каждого человека, семьи, общества, последствиями их незнания и неисполнения;

  • Подвести учащихся к пониманию добродетели как действующего духовно-нравственного качества человека;

  • Способствовать рефлексии юношей и девушек в аспекте их духовно-нравственного развития: чистота мыслей, слов, поступков;

  • Развивать у школьников умение принимать решения по принципу: «семь раз отмерь, один раз — отрежь» и ответственность за последствия своего решения;

  • Обогащать чувственное восприятие учащихся на занятиях через решение ситуативных проблемных задач и «проживание» ситуации, самоанализ, общение с разными жанрами высокого искусства;

  • Пробудить у школьников желание к духовно-нравственному самосовершенствованию через ориентацию на вечные общечеловеческие ценности: мудрую любовь к себе, людям, миру, совесть, сердечность, доброту; на светлые образы народных героев, подвижников, бескорыстный подвиг матерей.

Формы и методы работы: комплексные занятия, беседы, консультации, тренинги, релаксация, видеопрограммы, раздача тематических буклетов и памяток.

Форма организации:

  • факультатив (10-е классы);

  • кружок (11-е классы);

  • акции;

  • классный час (по заявке класса);

  • массовая, групповая, индивидуальная работа.


Темы занятий

  1. Феномен человека. От индивида — к индивидуальности. Дуальность человека. От человека нравственного — к человеку духовному. Духовность как целостное сочетание ума, чувств и нравственных начал.

  2. «Что посеешь, то и пожнешь». Проявление причинно-следственных связей в жизни человека, семьи, общества.

  3. Лестница духовного восхождения. О смысле и образе жизни человека. Ценности истинные и мнимые.

  4. «Измени себя, и ты изменишь мир». Самосовершенствование - высший вид творчества. Методы самовоспитания духовно-нравственных основ характера.

  5. «Посеешь поступок — пожнешь судьбу». Умение делать нравственный выбор и нести ответственность за его последствия. Критерии нравственного поступка.

  6. «Мудрость сердца». Духовно-нравственные заповеди.

  7. «Значение любви — в самоотдаче». Критерии и стадии любви.

  8. «Семейный очаг». Духовно-нравственные основы любви, брака, семьи, родительства.

Видеоцикл «Уроки нравственности»: «Милосердие», «Искренность», «Сострадание», «Терпимость», «Поря­дочность», «Совестливость», «Пытливость», «Вдохновенность», «Упорство», «Патриотизм».

Подпроект «Я - гражданин Отечества»

Контингент участников — девушки и юноши — учащиеся 10-11-х классов.

Цель — способствовать формированию активной нравственной гражданской позиции, воспитанию чувств патриотизма, нравственного долга.

Формы и методы работы: комплексные занятия, видеопрограммы, встречи с интересными людьми, имеющими активную нравственную гражданскую позицию, раздача тематических буклетов, памяток.

Форма организации:

  • факультатив (10-е классы, посещение обязательное, работа — по плану факультатива)

  • акция

  • классный час (по заявке класса)

  • массовая, групповая, подгрупповая, индивидуаль­ная работа.

Темы занятий

  1. Отечества достойные сыны.

  2. День согласия и примирения.

  3. Защитник Отечества.

  4. О долге и чести.

  5. О мужестве, о доблести, о славе.

  6. Я — современник.

  7. Я — россиянин.

  8. С чего начинается Родина?

  9. Умом Россию не понять...

  10. Надо, трудно и прекрасно!

Акции:

  • «Любимый город» (День города)

  • «Отечества достойные сыны» (День защитника Отечества)

  • «И все-таки мы победили!» (День Победы).


Под проект «Этикет»

Контингент участников — девушки и юноши — учащиеся 10-11-х классов.

Цель — повысить уровень культуры поведенияшкольников.

Задачи:

  • Повысить уровень мотивации учащихся к изучению и применению норм поведения в различных жизненных ситуациях;

  • Помочь приобретению школьниками знаний и навыков этикета;

  • Способствовать формированию имиджа воспитанников на основе гармонии внутренней и внешней культуры.

Формы и методы работы: комплексные занятия, беседы, консультации, видеопрограммы, элементы тре­нинга, сюжетно-ролевые игры, практические занятия, раздача тематических буклетов и памяток.

Форма организации:

  • факультатив (10-е классы);

  • кружок (11-е классы);

  • акции;

  • классный час (по заявке класса);

  • массовая, групповая, индивидуальная работа.

Темы занятий:

    1. Правила знакомства и приветствия.

    2. Формы обращения и благодарности.

    3. Вежливость и тактичность.

    4. Правила и нормы поведения в общежитии.

    5. Достоинства воспитанного человека.

    6. Этикет повседневности.

    7. Этикет театра.

    8. Речевой этикет. Искусство беседы, спора, дискуссии.

    9. Наша внешность, Гигиена, аккуратность, косметика, прическа, осанка, походка, поза, мимика, жесты.



    1. Одежда к месту и случаю.

    2. Семейные праздники и события.

    3. Как выбрать, подарить и принять подарок.

    4. Телефонный этикет.

    5. Застольный этикет. Сервировка стола.

    6. Основы делового этикета; заповеди делового человека, деловое общение, деловые приемы, составление резюме, визитная карточка, презентация.

Видеопрограммы:



  • «Хорошие манеры»;

  • «Этикет»;

  • «Психология управления».


Подпроект «Лидер»

Контингент участников — девушки и юноши — учащиеся 10-11 -х классов.

Цель — способствовать развитию у учащихся лидерских качеств.

Задачи:

  • Расширить знания учащихся о лидерстве как пути самореализации личности, о роли лидеров в жизни общества, школы;

  • Способствовать раскрытию и формированию лидерских качеств ученика МОУ СОШ № 118, адекватной самооценки;

  • Способствовать формированию духовно-нравственной основы личности лидера;

  • Повышать мотивацию учащихся на развитие активной гражданской позиции, на творческое личное участие в жизни школы.

Формы и методы работы: комплексные занятия, беседы, консультации, видеопрограммы, тренинги, сюжетно-ролевые игры, решение ситуативных задач, встречи с лидерами (молодежных, общественных, го­сударственных структур, с творческими людьми), раздача тематических буклетов и памяток.

Форма организации:

  • факультатив (10-е классы);

  • кружок (11-е классы);

  • школа актива (члены ученического самоуправления, совет лидеров «Корабль»);

  • классный час (по заявке класса);

  • массовая, групповая, индивидуальная работа.

Темы занятий

  1. Роль вожака, или лидера, в истории человеческой цивилизации. Лидер в России.

  2. Лидером надо родиться? Теории лидерства.

  3. Личность лидера. Начни с себя.

  4. Психологические типы лидера.

  5. Коммуникативное искусство лидера.

  6. Ступени лидерства. Пять уровней лидерства.

  7. Ключ к успеху — умение вести за собой, умение работать с людьми.

  8. Ключ к лидерству: приоритеты.

  9. Ценность, имиджи цельность личности.



  1. Проблемы лидера.

  2. Пути решения конфликта.

  3. Эволюционный процесс перемен. Образ будущего.

  4. Путь лидера — путь решения проблем и достижения целей.

  5. Лидерство — это влияние. Позиция лидера, позитивные установки.

  6. «Золотая десятка» организованности.

  7. «Плата за величие — ответственность». Шаги к ответственности.

  8. Команда лидера: система подбора, взаимоотношений, совершенствования.

  9. Черты выдающегося лидера.