Соперничая с Пасхой своей торжественностью, праздник Рождества Христова заставляет думать, что он появился в самые первые времена Хр - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Лента времени 1 103.67kb.
Внеклассное мероприятие для учащихся 4-го класса: «Праздник праздников... 1 49.97kb.
Что во все времена ценилось в женщине? Ну, конечно же, красота лица... 1 88.81kb.
«Вход Господень в Иерусалим» используется церковью для того, чтобы... 1 12.75kb.
Праздник профессии 1 64.48kb.
1. Ваш малыш ни в чем не виноват перед Вами. Ни в том, что появился... 1 31.39kb.
Книга в жизни детей и подростков Анферова Юлия ученица 8 «А» класса... 3 408.53kb.
Занятие по душе! Вот почти полный список тех занятий, из которых... 1 62.57kb.
Еще на заре человеческой жизни, когда люди были больше похожи на... 1 24.88kb.
«Вы должны научиться думать только положительно. Утверждение это... 1 40.79kb.
Ведущий: Что такое боди-пирсинг? Прокалывание тела для ношения украшений. 1 66.2kb.
Сборник деловые игры 5 722.82kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Соперничая с Пасхой своей торжественностью, праздник Рождества Христова заставляет - страница №1/1


История праздника Рождества Христова

История Рождества

Соперничая с Пасхой своей торжественностью, праздник Рождества Христова заставляет думать, что он появился в самые первые времена Христианства, в век еще апостольский.

Даже как то трудно себе представить, чтобы христиане когда-либо могли не праздновать дня рождения своего Спасителя, чтобы не "помнили" "и не святили" этого дня. На самом же деле было далеко не так и было по очень простой причине.

То не случайность, что христиане обыкновенно не празднуют дня рождения своего, а празднуют именины, т. е. день крещения своего. Этим христианин показывает, что не великая была бы радость для мира, да и для него самого, что родился на земле лишний грешник, если б грешник этот в свое время не переродился в праведника (праведника по крайней мере в возможности) через Таинство Крещения.

Не будь этого духовного рождения, христианин о дне своего рождения мог бы только сказать с многострадальным Иовом: "погибни день, в который я родился, и ночь в которую сказано: зачался человек".

Древние христиане называли днем рождения день смерти человека и называли самым серьезным образом. Для дня кончины мучеников самое принятое название было "родины".

При таком взгляде на день рождения вообще, могло ли прийти на мысль христианам праздновать и день рождения Спасителя?

Правда, его рождение было настолько необычно, было таким счастьем для мира, что и сравнивать его нельзя с каким бы то ни было человеческим рождением.

Христос для христиан был до того небесным человеком, вторым Адамом, Господом с небес, что мысль их не могла достаточно любовно останавливаться на его плотском рождении. Скорее хотелось праздновать Его воскресение, вознесение на небо, ниспослание Духа Святого, чем "еже по плоти" рождество Его. И действительно, все эти праздники древнее Рождества, несравненно древнее его празднование простого воскресения. Древнее его и праздники в честь мучеников.

Древняя церковь была принуждена внешними влияниями установить праздник вчесть этого события. И раньше, чем Рождество Спасителя, она стала праздновать Его крещение. Но и последнее она стала праздновать не вполне по своей доброй воле. Ранее православной церкви этот праздник ввели у себя еретики - гностики и ввели потому, что они придавали самое большое значение в жизни Спасителя Его крещению.

Ничто так не завлекало христиан в ересь, особенно в гностицизм, как богослужение гностиков, полное гармонических и красивых песен. Нужно было гностическому празднику противопоставить свой такой же, и вот тогдашняя православная церковь установила и у себя торжественный праздник в честь крещения Господня и назвала его Богоявлением, внушая этим названием мысль, что в этот день Христос не стал впервые Богом, а только явил себя Богом, предстал как Бог, как Единый от Троицы.

Мало того: чтобы еще более подорвать лжеумствование гностиков относительно крещения Христова, тогдашняя православная церковь стала присоединять к воспоминанию крещения воспоминание и рождения Христова; к последнему еазвание "Богоявления" шло еще более, чем крещению. То и другое, Крещение и Рождество, таким образом праздновалось в один день под общим названием "Богоявления", и именно в день, посвященный ранее одному крещению - 6 января. Так по крайней мере было в IV, V и даже отчасти в VI веках в Палестине, Египте и других местах Востока. Армянская церковь, отделившаяся от католической в эту эпоху, сохранила эту практику доселе: она празднует Рождество Христово 6 января и не имеет праздника Крещения.

Впервые отделен был праздник Рождества Христова от Крещения в Римской церкви в первой половине IV века, по преданию при папе Юлии. Можно догадываться, чем было вызвано это отделение и почему именно оно произошло в Риме. Языческий римский культ с особенной торжественностью чествовал зимний солнцеповорот, но не в тот день, когда он происходил (8-9 декабря), а в те дни, когда он становился для всех ощутимым, именно в конце декабря. Праздник в честь этого солнцеповорота назывался днем "Непобедимого" , т.е. днем непобедимого солнца, солнца, которого не смогла одолеть зима и которое с этого времени идет к весне.

В одном римском календаре IV века именно 25 декабря показан этот языческий праздник. Приурочен он к этому именно дню, может быть, потому, что 18-23 декабря в римском культе посвящено было чевствованию бога Сатурна, пожиравшему своих детей, чевствованию потому носившему мрачный характер.

*Цели классного часа: *

1. Познакомить учащихся с историей празднования Рождества Христова в России.

2. Воспитывать чувство любви к Родине.

3. Развивать речь, мышление, память.

*Использованная литература:*

1. З.В.Левицкая “История Отечества для детей”.

2. А. Аничев “ Православные праздники”.

3. Б. Арапович В. Маттелмяки “Детская Библия. Библейские рассказы в картинках”.

4. И.Панкеев “Полная энциклопедия быта русского народа”.

Рождество Христово – великий христианский праздник в воспоминание рождения Иисуса Христа в Вифлееме, празднуется 25 декабря по старому стилю, а по новому стилю 7 января. Некоторые ставят Рождество Христово в связь с иудейской ханукой или римскими сатурналиями. Более достоверно то, что 25 декабря исполняется девять месяцев с Благовещения. Праздник Рождества Христова считается вторым после Пасхи на Востоке, на Западе же первым.

Канун или день навечерия праздника проводился в строгом посте и назывался сочельником, так как в этот вечер, по церковному уставу,употреблялось в пищу сочиво, сушёные хлебные зёрна, размоченные водой. Пост этот хранился до вечерней звезды. Вечером, в канун Рождества Христова, неизменно придерживающиеся старых благочестивых обычаев люди русские не нарушали поста: по уставу церковному разрешалось вкушать в это время только “сочиво” (взвар рисовый или ячменный – с мёдом, или ягодный и плодовой) с хлебом пшеничным, “оладьи” медовые да пироги постные. Есть сочиво, как считалось, принято в подражании посту Даниила и трёх отроков, воспоминаемых перед самим праздником Рождеством Христова, которые питались от семян земных, чтобы не оскверняться от языческой трапезы, и согласно со словами Евангелия: “Царство Небесное подобно зерну горчичному, которое человек взял и посеял на поле своём, которое, хотя меньше всех семян но, когда вырастет, бывает больше злаков и становится деревом, так что прилетают птицы небесные и укрываются в ветвях его” По законам православной церкви в Рождественский и крещенский сочельники трапеза предписана всего один раз – после Божественной литургии. На трапезе правилами церкви постановлено вкушать пищу “с елеем”. Сыра же и подобных ему, и рыб, и никакоже дерзнем ясти”, то

есть, можно есть постную пищу с маслом, но не сыр и рыбу. Главными блюдами на столе в сочельники бывают сочиво и кутья. В навечерии Рождества Христова совершались царские часы, на которых возглашалось многолетие царю и всему царствующему дому и всем православным христианам. Во время часов церковь вспоминала различные события и ветхозаветные пророчества, относящиеся к Рождеству Христа. После полудня, кроме субботы и воскресенья, совершалась литургия Василия Великого. Всенощное бдение начиналось великим повечерием, на котором церковь выражала свою духовную радость пением пророчественной песни: “Яко с нами Бог”. В пределах предпразднества и попразднества Рождества Христова заключается 12 дней.

Январь вообще и рождественский праздник на Руси в частности невозможно представить без колядования и святок. Святками называют двенадцать дней после Рождества Христова, считая их святыми днями между Рождеством и Богоявлением. Но, как это нередко бывает, к христианскому празднику народ добавил немало языческого. Церковь с давних времён осуждает и искореняет гадания, ряжения и подобные развлечения, но, тем не менее, они продолжают бывать. Хотя исследователь и отмечает, что “Никогда русская семейная жизнь не живёт в таком раздолье, как на Святках”, в народе не случайно святочные вечера называют “страшными” именно из – за гаданий и попыток узнать своё будущее.

“ Коляда” - слово загадочное, неоднократно ставившее в тупик исследователей нашего народного быта. На севере называют колядою рождественский сочельник, колядованием - обряд хождения по домам на Рождество с поздравлениями и песнями, со звездою. В Новгородской губернии за коляду слывут подарки, получаемые при этом хождении. В южных и юго-западных полосах зовут этим именем самый праздник Рождества, и даже все Святки. “Колядовать” на белорусском наречии означает – Христа славить. В старину колядовали накануне Рождества по всей Руси. Теперь же этот обычай сохранился во всей полноте только в Малороссии да среди белорусов. Он состоит в то, что молодёжь деревенская, парни и девушки, - отстояв всенощную или заутреню, идут весёлой гурьбою по подоконью, останавливаясь особенно долго там, где горит огонь. Тороватые хозяева оделяют колядующих “кольцами” колбасы, оладьями, орехами или деньгами. В Киевской и Волынской губерниях половина собранных денег отдавалась на церковь; в других же местах деньги уходили на устраиваемую, на Святках пирушку.

Из всех древнейших славянских обрядов известнейшие – гадания. Ими прославились преимущественно ретрские и рюгенские женщины, за ними киевские, кои, через свою наклонность к чудесным предсказаниям, прослыли в народе киевскими ведьмами. Девушки приступают к сему с душевным волнением, и только в святочные дни они имеют право сидеть подле суженых и гадать при них. Матушки весело тарабарят про старину, грустят о девичьем житье, припоминают прежние счастливые годы, и шепотом просят красных девиц загадать их судьбу.

Приведу один из знаменитых видов гадания: “Церковное пение”

*Гадание “Церковное пение”*

Люди ходят ночью к церковным дверям и слушают. Если представится, что поют печальное – умереть в том году красавице; а когда пение благодарственное – радостную жизнь. Если почудится, что поют брачное пение, - непременно замуж, и в скором времени.

*Ёлка.*


В Европе существовал с давних времён обычай дарить детей подарками, пред Рождеством Христовым и на новый год.

Ёлку, от коей детское празднество получило наименование, обвешивали детскими игрушками, которые раздавали им после забавы. Богатые праздновали с изысканной прихотью. Один из петербургских богачей заказал искусственную ёлку, которая была обвита дорогой материей и лентами; верхушка елки была испещрена ленточками разных цветов; верхние ветви её были увешаны дорогими игрушками и украшеньями: серьгами, перстнями и кольцами; нижние ветви цветами, конфетами и разнообразными плодами. В десять часов вечера съезжались дети; их привозили маменьки и взрослые сестрицы.

Комната, где находилась ёлка, была освещена большими огнями; повсюду блистала пышность и роскошь. После угощенья детей играла музыка. Танцы начинались детьми, а кончались сестричками. По окончании вечера пускали детей срывать с ёлки, все то, что висело на ней.

Детям позволялось влезать на дерево; кто проворнее и ловчее, тот пользовался правом брать себе всё, что достанет; но так как эта ёлка была высокая и не многие отваживались влезать, то им помогали их миленькие сестрички: они подставляли стулья и указывали на вещи преимущественно заманчивы.

Нет семейного дома в России, где бы не праздновали ёлки. Есть ещё обычай, что дети в этот день и новый год говорят поздравительные стихи своим родителям, в коих выражают непритворную к ним свою любовь, желают им наслаждаться здоровьем, долго жить.

В Германии ставят дерево, обвешанное плодами, конфетами и игрушками, которые представляют историю Рождения Спасителя.

Ёлка доставляет детям весёлое препровождение времени. Она первоначально сделалась известною в Москве с половины XVII века; оттуда перешла в Петербург в царствование Петра I.

Рождество Христово!

Рождество Христово называют «матерью всех праздников», и это справедливо: ведь с рождением Иисуса Христа — сына Божьего, Спасителя мира — начинается его земная жизнь, ведущая через страдания и смерть к чудесному Воскресению. Значение этой святой ночи трудно переоценить. От нее берет начало весь ход новой истории и само наше летосчисление.

Уже более двух тысяч лет прошло с тех пор, как в небольшом городке Вифлееме появился на свет Сын Божий. Иисус Христос родился сверхъестественным образом от Девы Марии, которую мы с тех пор называем Богородицей. Придя на землю, Он не был встречен почетом/. /У Него не было ни колыбели, ни даже пристанища — Он родился в пещере и был положен в ясли, куда кладут корм для животных.

Первыми гостями Богомладенца стали простые пастухи, которым Ангел возвестил о Рождестве Христовом, и волхвы (древние мудрецы), шедшие с дарами Царю Мира с востока. Вифлеемская звезда указала им путь в Иерусалим.

Праздник Рождества был установлен в IV веке римским императором Константином, который принял христианство и специальным указом его узаконил. С тех пор христиане благоговейно относятся к святой ночи Рождества Христова. Дома и храмы заранее украшают еловыми ветками, вечная зелень которых издавна считается символом древа жизни. Во всех храмах, в больших и малых церквах, в рождественскую ночь повсеместно

совершаются торжественные богослужения, прославляющие Христа, а главные торжества в России проходят в храме Христа Спасителя в Москве. Праздничная служба начинается в 22.00: звонят колокола, горят все подсвечники и паникадила, читаются главы из Евангелия, повествующие о рождении Младенца Христа. Хор радостно поет славословия, и особенно трогательно звучат в нем детские голоса. Церковные песни, объясняющие смысл праздника, поют и в ночь Рождества, и в последующие дни на протяжении недели.

Из всех православных праздников день Рождества — самый «детский», ведь он связан с памятью о пребывании Спасителя нашего во младенческом возрасте. В это время детям уделяется особенное внимание. В день Рождества они находят под елкой подарки, а в период Святок в храмах проводятся детские утренники.

Рождество Христово празднуется соответственно раз и навсегда заведенному порядку, так же как и другие православные праздники: ему предшествует сорокадневный пост, во время которого христиане больше молятся, читают Закон Божий и воздерживаются от «скоромной» пищи. Канун Рождества —рождественский сочельник. Такое название объясняется тем, что в этот день едят сочиво — постную кашу с овощами. С утра принято убирать в доме, ставить тесто, мыться, а садиться за стол можно только тогда, когда на небе появится первая вечерняя звезда.

Под окнами колядовала молодежь. Вот как об этой веселой забаве сказано у Н.В.Гоголя:

«Последний день перед Рождеством прошел. Зимняя ясная ночь наступила;

глянули звезды; месяц величаво поднялся на небо посветить добрым людям и

всему миру, чтобы всем было весело колядовать и славить Христа.

Колядовать у нас называется петь подокнами накануне Рождества песни, которые называются колядками. Тому, кто колядует, всегда кинет в мешок хозяин, или хозяйка, или кто останется дома колбасу, или хлеб, или медный грош, чем кто богат...

...Толпы парубков и девушек показались с мешками; песни зазвенели, и под редкою хатою не толпились колядующие. Чудно блестит месяц! Трудно рассказать, как хорошо потолкаться в такую ночь между кучею хохочущих и поющих девушек и между парубками, готовыми на все шутки и выдумки, какие только может внушать смеющаяся ночь. Под плотным кожухом тепло; от мороза еще живее горят щеки, а на шалости сам лукавый подталкивает сзади. Шумнее раздавались на улице крики и песни. Толпы толкавшегося народа были увеличены еще пришедшими из соседних деревень. Парубки шалили и бесились вволю.

Часто между колядками слышалась какая-нибудь веселая песня, которую тут же умел сложить кто-нибудь из молодых казаков. То вдруг один из толпы, вместо колядки, отпускал щедровку и ревел во все горло:

Щедрик, ведрик!

Дайте вареник!

Грудочку кашки!

Кильце ковбаски!

Хохот награждал затейника. Маленькие окна поднимались, и сухощавая рука старухи высовывалась из окошка с колбасою или с куском пирога. Парубки и девушки наперерыв подставляли мешки и ловили свою добычу. В одном месте парубки, зашедши со всех сторон, окружали толпу девушек: шум, крик; один бросал комом снега, другой вырывал мешок со всякой всячиной. В другом месте девушки ловили парубка, подставляли ему ногу, и он летел вместе с мешком стремглав на землю. Казалось, всю ночь напролет готовы были провеселиться. И ночь, как нарочно, так роскошно теплилась, и еще белее казался свет месяца от блеска снега!»

Колядовщики своими песнопениями желали хозяевам доброго здоровья, богатства, хорошего урожая, хозяйственного благополучия, а те одаривали их в ответ угощением и мелкими деньгами.

Вот какие колядки можно было услышать под окнами домов в этот вечер.

Обойдя множество домов и набрав мешок угощении, молодежь собиралась в чьей-либо избе на посиделки: расшалившиеся и нагулявшие аппетит парни и девчата высыпали на стол все, что наколядовали, и устраивали веселую пирушку. Подкрепившись, пели, плясали, вели разговоры. Тут наступало самое время появляться ряженым. Рядиться любили в зверей (традиционно центральной фигурой святочного маскарада являлся медведь) или в нечистую силу, которая врывалась в избу с криками и воплями, а вскоре выпроваживалась на мороз, посрамленная. Эта игра имела символическое значение: перед великим праздником Рождества необходимо очистить жилище от злых духов.

Под Рождество девушки гадали на свою судьбу. Бывало, гадали и юноши. Это время «перезимья» было для молодежи веселым и беззаботным: осенние полевые работы оставались позади, а пора прясть и ткать еще не наступала. Из глубины веков дошло до нас множество способов гадания. Гадать было принято под Рождество, но ни в коем случае — в день Рождества. Вообще для гадания больше всего подходят три зимних вечера: под Новый год, под Рождество и под Крещение.

Собравшись за праздничным столом, христиане встречают Рождество Христово. Принято обмениваться подарками (эта традиция пошла от волхвов, которые преподнесли дары Младенцу Иисусу), поздравлять друг друга и загадывать заветные желания. Считается, что в эту священную минуту небо раскрывается навстречу земле и сами силы небесные внемлют просьбам людей: ни одно их желание не останется неисполненным. Разумеется, это касается только добрых желаний.

С благословенным днем Рождества связано множество примет и обычаев. Как

и в другие большие православные праздники, в Рождество нельзя заниматься

домашними делами. С Рождества до самого Крещения грех охотиться в лесу.

В деревнях пастухи с утра «обсевали» избы — разбрасывали горстями овес,

приговаривая: «По полу теляток, под лавкою ягняток, на лавке —

ребяток!», или: «Ягнята за лавочкой, телятки у лавочки, а поросятки по

всей избе!» Это действие способствовало тому, чтобы в Доме всегда был

достаток. Следовало обильно посыпать зерном всех членов семьи, а хозяйке

нужно было успеть наварить к завтраку большой горшок каши. На Рождество

принято принимать гостей. В старину посиделки, игры, песни, обходы домов

продолжались весь период, называемый Святками, который начинается в день

Рождества, 7 января (25 декабря по старому стилю), и заканчивается 18

января (5 января по старому стилю). Святки — значит «святые вечера».

Молодежь собиралась на посиделки, чтобы только веселиться — девушки даже

не брали с собой рукоделия, — и развлекалась песнями, гаданиями и играми.

Настали святки. То-то радость!

Гадает ветреная младость,

Которой ничего не жаль,

Перед которой жизни даль

Лежит светла, необозрима;

Гадает старость сквозь очки

У гробовой своей доски,

Все потеряв невозвратимо;

И все равно: надежда им

Лжет детским лепетом своим.

/(А. С. Пушкин. «Евгений Онегин»)/

Ряженые разыгрывали целые представления. Одно из самых популярных

называлось «игрой в кузнеца». В дом входил «кузнец» — парень с

перемазанным сажей лицом и с большим деревянным молотом в руках, а с ним

— «старики» с приклеенными бородами. Сначала «кузнец» предлагал девушкам

постарше «перековать» их на молодых, а когда те отказывались —

принимался «перековывать» пришедших с ним «стариков». Один из них

залезал под накрытую покрывалом лавку, а «кузнец» бил по ней молотом, и

в результате вместо «старика» из-под лавки появлялся молодой парень.

После того как все «старики» становились молодыми, «кузнец» принимался

«ковать» девушкам подарки, а те должны были выкупать их поцелуями,

перемазываясь при этом сажей на потеху всей компании. Играли также в

«молчанку», в «фанты» и другие игры. Как правило, все они способствовали

психологическому раскрепощению стеснительных молодых людей, которые в

процессе игры могли познакомиться с девушками как бы «невзначай».

На протяжении Святок отменяются однодневные посты в среду и пятницу.

Рождество Христово — всенародно любимый праздник. Сейчас, когда к нам

вернулись подзабытые на время обычаи предков, мы снова посещаем

Рождественские богослужения, отправляем детей колядовать, устраиваем

дружеские посиделки за праздничным столом и с неподдельным интересом

гадаем на свою судьбу... В этот праздничный день рассказывайте детям о

том, как появился на свет Младенец Христос, полистайте вместе с ними

Библию в картинках...

Ярко звездными лучами

Блещет неба синева...

«Отчего, скажи мне, мама,

Ярче в небе звезд сиянье

В ночь святую Рождества?

Словно елка в горном мире

В эту полночь зажжена,

И алмазными огнями,

И сияньем звезд лучистых

Вся украшена она...»

«Правда, сын мой.

В Божьем небе

Ночью нынешней святой

Зажжена для мира елка

И полна даров чудесных

Для семьи она людской.

Посмотри, как ярко звезды

Светят миру там вдали:

Светят в них дары святые —

Для людей благоволенье,

Мир и правда для земли...»

/Г Гейне/

Стояла зима.

Дул ветер из степи.

И холодно было

Младенцу в вертепе

На склоне холма.

Его согревало дыханье вола.

Домашние звери

Стояли в пещере.

Над яслями теплая дымка плыла.

Доху отряхнув от постельной трухи

И зернышек проса,

Смотрели с утеса

Спросонья в полночную даль пастухи

А рядом, неведомая перед тем,

Застенчивей плошки

В оконце сторожки

Мерцала звезда по пути в Вифлеем.

Растущее зарево рдело над ней

И значило что-то.

И три звездочета

Спешили на зов небывалых огней.

За ними везли на верблюдах дары.

И ослики в сбруе,

Один малорослей

Другого, шажками спускались с горы.

Светало. Рассвет, как пылинки золы,

Последние звезды сметал с небосвода,

И только волхвов из несметного сброда

Впустила Мария в отверстье скалы.

Он спал, весь сияющий, в яслях из дуба,

Как месяца луч в углубленье дупла.

Ему заменяли овчинную шубу

Ослиные губы и ноздри вола.

Стояли в тени, словно в сумраке хлева,

Шептались, едва подбирая слова.

Вдруг кто-то в потемках немного налево

От яслей рукой отодвинул волхва,

И тот оглянулся: с порога на Деву,

Как гостья, смотрела звезда Рождества.

/Б. Пастернак/

Подарки к Рождеству

Подарки бывают разные — подарки к дате, к празднику, подарки без повода,

просто чтобы порадовать хорошего человека. Кто-то больше любит дарить,

кто-то получать подарки, кто-то и то другое и в больших количествах.

Вообще, подарок — это высший знак внимания и особого расположения к

человеку. Ко дню рождения уместно дарить любые подарки, к свадьбе и

новоселью — какие-либо хозяйственные вещи, на 8 Марта традиционны цветы

и флакончики духов... Нас в данном случае интересуют подарки к

Рождеству. Сразу вспоминаются детство и Новый год (Рождество в нашем

детстве, к сожалению не праздновали.) Помните, как вы писали письмо Деду

Морозу с просьбой о каком-то конкретном подарке? А мама проверяла ошибки

в письме. Нехорошо ведь, если Деду Морозу придется paзбираться в

грамматических ошибках. А потом под елкой с трепетом искали: «Ай, да

Дедушка Мороз, вот спасибо!».

В западных странах не теряли своих традиций празднования: под Рождество.

Где-нибудь в Америке или Англии детишки писали раньше и пишут сейчас

письма Санта-Клаусу. И в результате Санта-Клаус с помощью мам и пап

(ведь деток много, а он один) одаривает их драгоценных чад, раскладывая

подарки в длинные полосатые мешочки-чулочки (ведь Санта-Клаус привык

складывать подарки не под елку, как наш Дед Мороз, а в носки и чулки,

лежащие около кровати).

В сущности, Дед Мороз и Санта-Клаус это один и тот же христианский

святой — святой Николай, попавший ненароком в разные страны и с разным

энтузиазмом народом воспринятый. В России он почти полностью растворился

в образе духа Зимы, Морозко. Практически это языческий персонаж в

традиционной русской одежде. Санта-Клаус, наоборот, демонстрирует

случай, когда христианский святой в большей степени «подчинил» себе

местное божество и занял его место в сознании народа. Это же относится и

к спутникам почтенных старцев: Дед Мороз приходит в сопровождении

внучки, что подчеркивает связь поколений, ведь он во многом

символизирует связь с духами предков. Уже само имя указывает на родство

— Дед! Санта-Клаус приходит с эльфом или ангелом. Тут подчеркивается

родство не столько физическое, сколько духовное, религиозное. Новый год

и Рождество — это те праздники, которые возвращают нас в детство. А

ожидание праздника порой дарит нам счастья больше, чем даже само

торжество. Не последнюю роль здесь играет тщательный подбор подарков

родным и любимым. Ведь дарить — это счастье! А какие же должны быть

подарки на Рождество? Такими же, как сам праздник: добрыми, подобранными

с любовью. И чем больше любви вложили вы в свой подарок, тем больше

радости вы увидите в глазах близких. Это ли не счастье?

Традиция одаривать друг друга подарками неотъемлема от Рождества и идет

с рождения нашего Спасителя. Первыми дарителями были те самые волхвы,

которые пришли поклониться младенцу Иисусу. Ведомые звездой, которая

явила им благую весть, они нашли в Вифлееме дом, где остановились

приехавшие на перепись населения Иосиф и Мария с младенцем. Поклонившись

до земли, они поднесли младенцу Иисусу подарки: золото (символ Солнца,

знаменующее божественную сущность Христа), ладан — как богу (так как

он использовался при богослужениях) и смирну — как человеку, который

должен умереть (умерших натирали благовонными маслами), т. е. все дары

волхвов несли в себе глубокий смысл. Традиционными подарками — символами

Рождества являются всевозможные ангелочки, звездочки, рождественские

венки со свечами, в католических странах — сантоны (от фр. santon,

«petit saint» — маленький святой) и, наконец, просто рождественские

открытки. Рождественские открытки используются всеми во всех странах

мира, но все-таки рекордсменами по поздравительным открыткам являются

американцы. В 1987 г. американская почта доставила 1200 млн открыток!

Ранее люди, посылая поздравления, часто в письмах от руки рисовали

картинки на тему Рождества. Кстати, какая чудесная традиция. Мы не

призываем вас рисовать открытки, пренебрегая красочными магазинными

«штамповками», на это способен не каждый (хотя, если есть желание, то

почему бы и нет, рисовали ведь раньше?), но подписать открытку добрыми и

теплыми пожеланиями, небанальными фразами может любой! Тем более что в

век компьютеров, принтеров, сканеров, верстающих программ и прочего

сделать милый коллажик не так уж и сложно. А то покупаем открытку с

готовой «поздравлялкой» и сухо подписываемся в конце: от такого-то. Взял

такую открытку человек в руки, поглядел, повертел, да через какое-то

время без сожаления выкинул. А вписывая своей рукой пожелания,

поздравления, в прозе ли, в стихах ли, своими словами или

заимствованными, неважно (лишь бы они соответствовали вашему душевному

настрою), вы вкладываете в бумагу частичку своей души. Такую открытку

хранят долго и бережно, перечитывают, чувствуя ее искренность и

откровенность.

«Изобрел» первую открытку сэр Генри Коул в 1848 г., заказав к Рождеству

у своего друга-художника портрет своего семейства на картоне размером

12x7 см. Это был необычный портрет. Помимо общего изображения семейства,

на котором красовалась надпись: «Веселого Рождества и счастливого Нового

года!», там были крошечные картинки, расположенные по бокам от главного

изображения. На них Коулы были изображены делящимися одеждой и едой с

бедняками. Трогательно, не правда ли? Через каких-то три года открытка

(а портрет благочестивого семейства на картонке был не чем иным, как

первой открыткой) быстро разошлась тиражом в 1000 экземпляров! Прошло

еще десяток лет, и вот выпуск открыток уже рассчитан на потребности

массового покупателя.

Одним из самых приятных подарков к Рождеству являются свечи. Они бывают

самые разнообразные: большие и маленькие, гелевые и восковые, в виде

новогодних и рождественских фигурок. В общем, на любой вкус и цвет. На

Рождество свечи устанавливают в центре венка, памятуя о венце,

возложенном на голову Иисуса. Их зажигают каждый; святочный вечер. А

вообще «орождествить», сделать рождественским можно любой подарок при

соответствующем оформлении. Украсьте упаковку или сам подарок

рождественскими ангелами, звездами, елочными украшениями, особенно в

красных, золотистых, зеленых рождественских тонах. Такие украшения можно

сделать самим, к примеру вырезав по трафарету и оклеив фольгой. Можно

поработать Санта-Клаусом и преподнести подарок в полосатом бело-красном

чулке с очаровательной заплаткой на пятке. Чулок можно очень просто

сшить самим из полосатого лоскутка или связать. А вы никогда не

задумывались о том, почему Санта-Клаус любит именно бело-красные чулки?

Дело в том, что красный цвет в христианстве — это цвет Святого Духа. Он

символизирует Страсти Господни, кровь Иисуса Христа, пролитую во имя

спасения человечества. А белый цвет — это чистота, невинность, белизна

рождественского снега.

А еще, если хотите, можете преподнести своим близким рождественский

пирог в виде звезды или елочки. Сделать его можно, обрезая испеченные

коржи по трафарету. Пирог-елочку и украсить можно не хуже настоящей

всякими шоколадками и мармеладками. Или пусть на вашем столе загорится

Вифлеемская звезда: вы только представьте — на столе праздничный пирог в

виде рождественской звезды, а рядом на елочке или просто развешанные по

всему жилищу такие же звездочки!

Праздничный интерьер

Итак, Рождество уже наступает, а вы еще не подготовили свой дом к

встрече этого светлого праздника? Поспешите сделать свой интерьер

праздничным. Ведь именно окружающая обстановка в первую очередь влияет

на наше настроение и, следовательно, на атмосферу праздника. К слову

сказать, сделать это совсем несложно, особенно учитывая то

обстоятельство, что новогодняя и рождественская атрибутики идентичны.

Давайте поговорим о том, как обогатить, разнообразить интерьер,

превратив в рождественский. Давайте не будем забывать о том, что

Рождество все-таки праздник глубоко религиозный, так что по большому

счету — сверкающая чистота в доме, хрустальная чистота в вашем сердце,

серьезный внутренний настрой на праздник, свечка перед иконкой — и

достаточно. Но если душа и ваши домашние просят большего, тогда давайте

хорошенько постараемся, чтобы перенести всю светлость и святость этого

праздника в наш маленький уютный домик.

За печальным праздником "бога времени" следовал светлый праздник

"бога солнца", как и у нас пост предшествует великим праздникам. И после

победы язычества над христианством

праздник этот с особенным блеском совершался в Риме по крайней мере так

совершен он был при императоре Юлиане Богоотступнике (по его свидетельству).

Чтобы отвлечь христиан от этого языческого праздника

и перенесли в Риме с 6 января на этот день воспоминание Рождества

Христова, рождения духовного незаходимого солнца.

Кирилл или

Ювеналий, епископ Иерусалимский, письмом к папе Юлию жаловался на

неудобство праздновать Рождество Христово и Крещение в один день:

"Нельзя идти в одно время в Вифлеем и на Иордан" и просил исследовать и

определить день Рождества Христова; папа рекомендовал практику своей

церкви - празднование Рождества 25 декабря.

Василий Великий поручил Григорию Богослову установить на

Константинопольском соборе это празднование. Златоуст на это тоже дал

согласие. Из Кипра призван был Епифаний, что бы, в качестве урожденного

еврея, на основании Писаний утвердить день.

Древней церкви точно неизвестен был не только день, но и месяц рождения

Христова. Одни полагали

это событие в мае - 20, другие в январе - 10 или 6; по другим

свидетельствам III - II веков Рождество Христово приурочивается к 25 или

28 марта. Но уже в IV веке церковь пришла к единодушному решению этого

вопроса именно в пользу 25 декабря, и на основании приблизительно

следующих соображений.

Месяц и день смерти Христовой точно известен из евангелий; а в церкви

издавна распространено было убеждение, что Христос должен был находиться

на земле полное число лет, как число совершенное. Отсюда следовало, что

Христос зачат был в тот же день, в который пострадал, т.е. в еврейскую

пасху, которая в тот год приходилась на 25 марта.

Отсчитывая отсюда 9 месяцев, получали для Рождества Христова дату 25

декабря. Эту дату принимает уже святой Ипполит (III в.); ее защищают

святой Златоуст и блаженный Августин.

Таким образом, весьма вероятно, что и само событие Рождества Христова

падало на время, когда оно и празднуется. Если должно быть соответствие

между течением природной жизни в мире и благодатной жизни, то как не

было более весны подходящего времени для зачатия и воскресения Христова,

так уместнее всего было Рождество Его в пору года, являющуюся лучшей

после весны.

24 декабря 2008 года в канун католического Рождества в школе № 1353

прошёл праздник, подготовленный учителями английского языка и учениками

4а класса при участии учителей немецкого, французского и японского

языка. Ребята готовились к этому мероприятию в течение месяца: под

руководством педагогов они создали компьютерные презентации для рассказа

о традициях празднования Нового года и Рождества в России, Англии,

Германии, Франции и Японии, разучили рождественские песни на немецком и

французском языке, поучаствовали в конкурсе приглашений, сделали

миниатюрный Рождественский вертеп.

На праздник пришли родители учеников, преподаватели, учащиеся других

классов. Ребята представляли свои проекты, читали стихи и исполняли

рождественские гимны. Затем появился сам дед мороз (Father Frost). Он

пообщался со всеми на английском языке, поздравил с наступающими Новым

годом и Рождеством и устроил ребятам шуточный экзамен на знание традиций

празднования зимних праздников в разных странах. Ребята ответили на все

вопросы. Завершился праздник вручением подарков победителям викторины и



учащимся, представившим презентации своих проектов.