Содержание: Введени - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Содержание: Введени - страница №1/1

МОУ Воронинская Основная Общеобразовательная школа

Районная краеведческая конференция.

«Культурное и духовное наследие родного края».

Тема:

Празднование Троицы.

Автор:

Калинаева Кристина,

Ученица 8 класса.

Руководитель:

Учитель географии

Кузнецова Т. В.

Апрель 2009 года

Содержание:

  1. Введение. 2



  1. История празднования Святой Троицы. 2 - 3



  1. Берёза – символ праздника. 3 - 6



  1. Воспоминания жителей сельского поселения

«Воронино». 6 - 7

  1. Празднования Троицы в июне 2008 года

в Свято-Троицкой церкви. 7

  1. Заключение. 7



  1. Использованная литература. 8



  1. Приложение. 9 - 14

- 1 -

Троица является одним из главных народных праздников на Руси.

Великий русский поэт Иван Алексеевич Бунин написал стихотворение, которое так и

называется.

Троица

Гудящий благовест к молитве призывает,

На солнечных лучах над нивами звенит;

Даль заливных лугов в лазури утопает,

И речка на лугах сверкает и горит.

А на селе с утра идет обедня в храме:

Зеленою травой усыпан весь амвон,

Алтарь, сияющий и убранный цветами,

Янтарным блеском свеч и солнца озарен

И звонко хор поет, веселый и нестройный,

И в окна ветерок приносит аромат...

Твой нынче день настал, усталый, кроткий брат

Весенний праздник твой, и светлый, и спокойный!

Ты нынче с трудовых засеянных полей

Принес сюда простые приношения:

Гирлянды молодых березовых ветвей,

Печали тихий вздох, молитву - и смиренье.

1893
История празднования Святой Троицы.

Один из двунадесятых праздников Русской Православной Церкви отмечается в ознаменование сошествия Духа Святого на апостолов (вестников веры православной, учеников и последователей Иисуса Христа), на 50-й день после Светлого Воскресения Христова. При этом апостолы начали разговаривать на неведомых им языках других народов, что позволило им нести свет христианского учения всем народам мира. Троим (Пятидесятница) отмечается с IV века после утверждения II Константинопольским собором основополагающего догмата о Троице, существовании единого Бога в трех лицах: Бога-отца, Бога-сына, Бога-Духа Святого.

Праздник в честь Троицы, узаконенный церковью в 4 веке, долгое время не был широко распространен в древней Руси. В 14-16 веках культ Троицы становится чрезвычайно популярным в русских землях, и связано это с деятельностью Сергия Радонежского наиболее почитаемого в народе святого. Он избрал своим жизненным служением Троицу, чтобы созерцанием ее "побеждался страх ненавистной розни мира

- 2 -

сего". В честь Святой Троицы преподобный Сергий в 1345 году освятил обитель, основанную им для монахов-схимников, живших обычно в уединении. В основе

объединения отшельников лежала богословская формула "Единство во образ Святой Троицы" - нераздельной и не слившейся, ставшая вскоре очень популярной среди светской и духовной власти, а также в народе. Как нераздельная. Троица олицетворяла необходимость объединения русских земель, она требовала освобождения от иноземного ига, от всего духовно чуждого. Начавшись с обители Сергия Радонежского,

почитание Святой Троицы быстро распространилось по всей Руси. С середины 14 в. праздник Пятидесятницы чаще стали именовать Троичным днём.

Празднование Святой Троицы совпадает и очень тесно переплетается с очень древним, еще языческим, праздником начала лета, прихода на землю света и тепла, называемым Семиком. Поэтому предшествующая Троице неделя называется троицко-семицкая. По народным поверьям, на этой неделе на сушу из воды выходят русалки, обитатели рек и озер, и странствуют по берегам вблизи лесов. Изначально русалки символизировали собой плодородие Матери-сырой земли. После весенних посевных работ необходимо было увлажнить землю, чем представители водной стихии и должны были заниматься. По ночам на семицкой неделе у русалок празднуются свадьбы, В этот момент русалки представляют собой особую опасность для мужчин, которых они могли околдовать и обольстить, чтобы увести в подводное царство и сделать своими мужьями, при этом покинуть водные глубины новобрачному не представлялось никакой возможности. Существует легенда о юноше Василии, влюбившемся в прекрасную русалку и погибшем в ее объятиях. Душа юноши переселилась в синий цвета глубокой воды цветок, получивший название "василек". На семицкой неделе девушки заплетали березки в лесу, плели березовые венки и, разбросав их по лесу, подобно русалкам, выбирали суженых. Накануне Троицы в субботу, называемой "клепальной", принято украшать храмы, дома изнутри и снаружи березовыми ветками, цветами, травой, поэтому Троица - зеленый праздник.

Берёза – символ праздника.

Использование именно березы на празднике не случайно. Во все времена береза для восточных славян была любимым, почитаемым "хорошим" деревом, наполняющим человека силой и здоровьем, в отличие, например, от осины, забирающей жизненную силу. Также считали, что береза, посаженная рядом с домом, оберегает от нечисти и молнии, а в березовые ветви на Троицу вселяются души умерших. В православии береза — благословенное дерево.

В воскресенье, в день праздника, с утра все православные отправлялись в храм, выстаивали обедни с букетами луговых цветов или ветками берёзы. Полевые цветы, побывавшие в церкви, засушивали и хранили за иконами для разных надобностей: их клали под свежее сено и в житницу, чтобы не водились мыши, в норы на грядках от землероек и на чердак, чтобы устранить пожар.

Деревья возили на деревенские улицы целыми возами и украшали ими не только двери, но и косяки окон, а особенно церковь, пол которой усыпали свежей травой (всякий, выходя из церкви, старался захватить её из – под ног, чтобы примешать к сену, вскипятить с водой и пить как целебную). Из листьев деревьев, стоявших в церкви, некоторые вили венки и клали их в горшки при выращивании рассады капусты.

В ряде мест в Троицкий день запрещалось рубить и ломать деревья и ветви; разрешалось срубать только обрядовое деревце – выбранную заранее берёзку. Поэтому крестьяне часто говорили, что в Троицу лес – именинник. Существовало также представление о том, что растения на Троицу обладают особой магической силой, оно нашло отражение в локальном обычае собирать в ночь на Троицу лекарственные травы, например, в Калужской губернии.

В древности ходили в священные рощи снимать кору с берёзы, липы и дуба и

- 3 -

прикладывали её к ранам. Добывая огонь из священных деревьев с помощью трения,
хранили его дома. Другие брали кусочек тлеющего дерева или щепотку золы и
берегли у себя, надеясь предохраниться от заразы. Боль в спине излечивали
топтанием ногами по позвоночнику в священной роще.


В Троицкое воскресенье березу унич­тожали — «хоронили», топили в воде или выносили в хлебное поле, стараясь тем самым вымолить у высших сил плодородие земли.

Завить березку — обряд из далекой древности. Девушки верили, что свяжут крепко-накрепко думы свои с полюбившимся парнем.

Или, завивая ветки березы, желали своей матушке скорого выздо­ровления.

Березовые ветки именно в эти дни наливались целительной силой. Целительным считался и настой из листьев березы. Ветки березы исполь­зовали наши предки и в качестве оберега от всяких нечистых духов. До сих пор в пазы углов дома в Вологодской области крестьяне втыкают ветки березы, чтобы чистота и целительный дух передались стенам.

При завивании венков в Калужской губернии занимает главное место при угощении драчона и пироги. Последний делается наподобие колпака; начинка его почти вся видна, потому что прикрыта плетёнкой из теста. Под спод привешивают два окрашенных пустых яйца. Пирог этот хранится до развития венков, и во время забав поётся хороводная песня: «А мы просо сеяли, сеяли».

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы землю наняли, наняли,

Ой, дид ладо! Наняли, наняли.

А мы землю парили, парили.*

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо валили, валили.

А мы просо вытравим, вытравим.

А чем-то вам вытравить, вытравить?

А мы коней запустим, запустим.

А мы коней выловим, выловим.

А мы коней выкупим, выкупим.

А чем-то вам выкупить, выкупить?

А мы дадим сто рублей, сто рублей.

Не надо нам сто рублей, сто рублей.

А мы дадим тысячу, тысячу.

Не надо нам тысячи, тысячи.

А мы дадим девицу, девицу...
*После каждой строки исполняется припев: возглас «Ой, дид ладо» и два последних слова строки.

- 4 -

После развития венков отправляются с песнями к мосту или речке и, сняв с головы венки, бросают их в воду, замечая, что, если чей венок не тонет, того мать или другой кто из родных умрёт в тот самый год. Хотя эта примета почти никогда не сбывается, однако загадывающие всё равно в неё верят.

В Калужской губернии существовало обыкновение, которое местами сохраняется поныне, что парень, задумавший жениться, должен вытащить из воды венок той девушки, которую просит за себя. Вытащив венок, он может свататься.

Троица считалась в народе праздником исключительно женским, а точнее девичьим; "наш праздник, девичий! Барышни гуляют", - говорили в с Никольском Можайского у. Московской губ. Реже Троицу или часть ритуальных действий этого дня называли "бабьим" праздником.

В этот день девушки надевали самые лучшие наряды, нередко сшитые специально для Троицких гуляний. Повсеместно головы украшали венками из свежей зелени.

Нарядно одетые девушки прогуливались при всеобщем собрании народа вдоль своей или центральной деревни, а также собирались около приходского храма. В Можайском у. Московской губ. в церковную службу Троицкого дня входил специальный девичий молебен. К этому дню были приурочены ритуальные действия, совершаемые образуемыми в весенне-летний период временными объединениями девушек и молодок': начальный или финальный этап кумления, крещения и похорон кукушки, ряд обрядов с березой, коллективный сбор лекарственных трав. Среди ритуальных предметов, сопровождавших эти обряды, преобладали элементы девичьего, женского костюма: ленты, косынки, нередко выплетаемые прямо из кос, снятые с головы платки, головные уборы и венки, украшения - бусы, серьги, кольца. Женский облик имели, в большинстве случаев, центральные персонажи Троицких обрядов и игр - кукушка, березка и т.д. Предполагается, что некогда в Троицу совершали поминовение исключительно душ умерших младенцев, девушек и молодых женщин.

Девичьи ритуалы сопровождала непременная трапеза, которая предполагала коллективный сбор продуктов: в складчину или по домам односельчан. Главными блюдами были яйца и яичница, а также изделия из теста; приготавливали их нередко старшие женщины. В Орловской губ, пекли каравай; относили его в рощу и, украсив венками, клали на скатерть, вокруг которой водили хороводы. Затем делили каравай на части и раздавали их по семьям, где были девушки на выданье. Эти кусочки засушивали и использовали при изготовлении свадебного каравая, считая, что это принесет новой семье счастье и любовь. Скатерть из-под Троицкого каравая также хранили, на смотринах - одном из важных этапов свадебного обряда, ее тайно клали на стол под верхнюю скатерть, считая, что таким образом можно крепче привязать парня к девушке. В других местах Орловской губ. бытовал обычай "молить каравай": пекли два каравая, один из которых девушки съедали сами а с другим ходили завивать березы и гулять.

Для Троицы характерны девичьи гадания на будущее с пусканием на воду Троицких венков, завиванием берез, киданием обрядового деревца в реку. Дерево (в основном, береза) использовалось в гаданиях и иначе: девушки бросали в него ложки: чья ложка упадет на землю, а не застрянет в ветвях, та девушка раньше других выйдет замуж. В некоторых местах существовал обычай спрашивать у кукушки, в то время, когда она кукует, долго ли еще девушке оставаться в доме отца; сколько раз прокукует кукушка, столько лет ждать ей замужества. Гадая, девушки старались узнать направление, откуда может появиться жених. Для этого девушка кружилась

- 5 -

вокруг'своей оси и падала; или, получив свою часть при разламывании старого плуга,

бросала ее, не глядя - в какую сторону упадет девушка или часть плуга, в той стороне жених будет. В ночь на Троицу девушки обязательно сжигали старые мужские штаны для того, чтобы невест в поселении было больше.

Представление о девичьем характере праздника сохранилось в обрядовых песнях, играх, хороводах: для них характерен мотив величания девушек, девичьего праздника, девичьих занятий.

"Йо-йо, березонька!

Йо, йо, кудрявая!

Семик честной да Троица –

Только, только у нас, у девушек,

И праздничек!"

Кроме того, в Троицком фольклоре часто встречается мотив негативного отношения участниц

обряда к мужчинам: мужьям и парням, который отчасти отражает запрет на присутствие мужчин во время свершения девичьих ритуалов. Так, в некоторых обращениях к берёзке звучит просьба: «Сгуби и ты мужа, сломи ему голову»

Со временем, когда выполнению девичьих ритуалов уже не придавалось такого значения как прежде, Троица стала осмысляться как праздник молодежи. Его характерной чертой были всеобщие молодежные гулянья, на которые сходилось представители нескольких деревень. Гулянья нередко продолжались всю ночь, при этом обычно жгли костры. В Жиздринском у. Калужской губ. существовал обычай, согласно которому совместные группы парней и девушек с утра обязательно посещали церковь. В Орловской губ. для молодежи в Троицу впервые ставили качели - рели, около которых также разворачивались гуляния. Собравшись вместе, сельская молодежь проводила время в веселье, устраивая на полянках различные игры и хороводы, некоторые из них были характерны только для этого праздник. Обычно играли в горелки, столбики, "воротца".

Воспоминания жителей сельского поселения «д. Воронино»

В Мосальском районе Калужской области до середины 20 века сохранились некоторые обряды празднования Троицы. « В воскресенье все жители д. Воронино собирались на поляне, которая до сих пор называется Наводонки, приносили с собой продукты, организовывали общий «стол» и обязательно жарили яичницу на нескольких больших сковородках. Затем начиналось гулянье: пели частушки, песни, танцевали под гармошку». ( Из воспоминаний Кузнецовой Екатерины Ивановны.) А

- 6 -

жительница д. Берно, уроженка д. Кириловка Зюлина (Капустина) Зинаида Петровна вспоминает: « На Троицу после войны молодёжь д. Кириловки ходила в д. Амшарово на гулянье. Сюда же приходили парни и девушки из Степановки, Ряполова, Терпилова и других деревень. Собирались все в молодом берёзовом лесу недалеко от деревни. В березняке стояли палатки, где продавали конфеты, печенье, мороженое, сок. Основным развлечением праздника было катание на качелях. И хотя качели были платные, но желающих было немало. Качели были высокие, с четырьмя люльками. В люльки садились по два – три человека. Третьим был гармонист. На празднике молодёжь веселилась, танцевала. Лучшие плясуньи выходили в круг. Танцевали «Цыганочку», «Семёновну», «Елецкого». Пели страдания. Веселились весь день, лишь под вечер возвращались домой. Но и вечером в деревне играли в «лапту», в «выбивалы».

Празднование Троицы в июне 2008 года в Свято – Троицкой церкви.

В июне 2008 года с утра нарядившись и повязав красивые платки, собрался Мосальский люд в церкви. Внутреннее убранство отличал устланный травой пол, украшение берёзками, цветами. Аромат зелени, смешиваясь с запахом ладана, таинственное мерцание свечей, негромкое песнопение с клироса, тихая коленопреклоненная молитва – всё это волновало.

Для прихожан Свято – Троицкой церкви только службой праздник не окончился. Ближе к вечеру всех желающих настоятель отец Александр пригласил на концерт и чаепитие.

На горке, прямо возле храма, расставили скамейки, в отдалении в самоварах готовился чай. На столах горками высилось различное угощение – печенье, конфеты, выпечка. Пришло довольно много людей. Видимо, соскучились вот по такому непринуждённому отдыху на свежем воздухе.

Выступали певчие и хор «Черновцы» из Людиновского храма. Поначалу пелись духовные песни, затем – русские народные. Песни, в основном, были незнакомые, из деревни Чёрный поток Людиновского района.

Подобное мероприятие при храме Святой Троицы проходило впервые, но хочется, чтобы стало доброй традицией. Хочется, чтобы молодёжь больше узнала о том, как весело проводили время наши предки и возобновили старинные обряды.

- 7 -

Литература:

  1. Андреева А. Статья «Как справляли Троицу», Мосальская газета, 1 июля 2008 года.



  1. Земцовский И. И. Поэзия крестьянских праздников; Ленинградское отделение, 1970. 636 с.



  1. Терещенко А. В. История культуры русского народа. – М.: Эксмо, 2007. – 736.: ил.



  1. Филатов. Ю. Н. Поэзия русских деревень. – М.: Сов. Россия, 1990. 128 с.



  1. Школьная энциклопедия «Руссика». История России. 9 – 17 вв. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Образование, 2003. – 784 с., ил.



  1. Энциклопедия русских обычаев. Автор – Сост. Юдина Н. А. – М.: Вече, 2001. - 512 с.

- 8 -

Приложение:

Праздничный стол.

« Троицкие коржи»

Тесто: Приготовление:

3,5 стакана муки, Варёные желтки растереть с сырыми,

3 варёных желтка, добавить творог, размягчённый маргарин,

2 сырых желтка, сметану, вино, всё взбить в однородную

1,5 стакана орехов, массу, всыпать муку, орехи, раскатать

0,5 стакана сметаны, большой пласт, вырезать стаканом

200 г маргарина, коржики, смазать их желтками, посыпать

300 г творога, орехами, уложить на смазанный маслом

2 ст. ложки белого сухого вина. противень и выпечь в духовке.

«Пирог крем-брюле»
Тесто: Приготовление:

300 г муки, Растереть масло с сахаром, добавить

100 г сливочного масла, яйца, сметану, измельчённую цедру

4 ст. ложки сахара, лимона, муку, смешать с содой, замесить

2 яйца, тесто. Разделить его на 5 частей,

½ стакана сметаны, каждую из которых в форму и испечь.

цедра лимона, Для крема растереть масло и понемногу

¼ чайной ложки соды. добавлять в него варёную сгущёнку,

Затем какао. Коржи сложить один на

Крем: другой, промазав их кремом, и сверху

1 банка сгущенного молока, украсить крошкой от коржей.

150 г сливочного масла,

3 ст. ложки какао.

- 9 -

«Слоёные язычки».

Тесто: Приготовление:

500 г муки, Растереть размягчённое сливочное

1 сырое яйцо, масло (заранее выложенное из

360 г сливочного масла, холодильника) с мукой. К смеси добавить

1 стакан кефира, муку, яйцо, кефир и соль. Тесто раскатать

1/3 чайной ложки соли. в виде квадрата, завернуть.

Противоположные края и опять

раскатать в виде квадрата, свернуть

вдвое и подержать на холоде 30 минут.

Раскатать пласт толщиной 1 см.

Разделить на маленькие части и посыпать

их сахарным песком, положить на лист,

смоченный водой, и выпекать при

температуре 240 – 260 ⁰С.

«Пряники со жженым сахаром».
Тесто: Приготовление:
3 стакана муки, Выложить ½ стакана сахара на сковороду и

50 г масла, мешая, довести до светло-коричневого

1 стакан сахара для сиропа, цвета. Затем, при постоянном

¾ стакана воды, помешивании, добавить воду, 1 стакан

½ стакана сахара для жжёнки, сахара, масло, пряности. Смесь оставить,

½ ложки соды, охладить при помешивании до комнатной

2 чайные ложки пряностей температуры, добавить муку и соль. Тесто

(корица, тмин – по вкусу). Нарезать фигурными пряниками и выпекать

в хорошо разогретой духовке. Готовые

изделия посыпать сахарной пудрой.


- 10 -

На празднование Дня Святой Троицы



  1. Вси Тя хоры, небес дворы, Троице, славят.

Припев:

Свят, Свят, Свят Господь Бог, Свят, Свят,

Свят Христос Бог, Свят, Свят, Свят Дух

Святый: слава Тебе.

  1. Херувимы, Серафимы восклицают:

Припев.

  1. Тя Престолы чтут глаголы велегласно:

Припев.

  1. Господствия гласят сия непрестанно:

Припев.

  1. Вся Тя Силы возносили и возносят:

Припев.

  1. Тебе Власти велегласно возглашают:

Припев.

  1. Архангелы и Ангелы величают:

Припев.

  1. Вся Тя гласы на вся часы воспевают:

Припев.

- 11 -

В день Святого Духа



  1. Источник Духовный,

Радости виновный.

Страны света воскликните

Со апостолы примите

Росу благодати (2).

  1. Бог и просветитель

Есть Дух Утешитель,

Отец бо безначален,

Сын ни в чем не умален,

И Дух сопрестолен (2).

  1. Истинно Дух данный,

От Отца посланный,

Днесь всех верных просвети.

Благодатью посети,

Утешитель Небесный (2).

  1. Небо пресветлейшее

Даде глас яснейший

Языки огненными,

Лучами виденными:

«Приимите Дух Святый» (2).


- 12 -


  1. Умныя вся Силы

В небесах воспели Богу в Троице:

«Свят, Свят, Свят».

Апостольская сердца зрят

Славима в Триех Лицах (2).

  1. Тую и мы славу,

Приклонивше главу,

Богу в Троице дадем,

На колена припадем,

Поюще глас Трисвятый (2).

  1. «Святый Боже Сущий,

Святый Всемогущий,

Святый Безсмертный Царю,

Приими от нас песнь сию.

Чтущих Тя во веки» (2).
А мы просо сеяли, сеяли…



А мы землю наняли, наняли,

Ой, дид ладо! Наняли, наняли.

А мы землю парили, парили*

А мы просо сеяли, сеяли.

А мы просо пололи, пололи.

А мы просо валили, валили.

А мы просо вытравим, вытравим.

А чем-то вам вытравить, вытравить?

А мы коней запустим, запустим.

- 13 -

А мы коней выловим, выловим.

А мы коней выкупим, выкупим.

А чем-то вам выкупить, выкупить?

А мы дадим сто рублей, сто рублей.

Не надо нам сто рублей, сто рублей.

А мы дадим тысячу, тысячу.

Не надо нам тысячи, тысячи.

А мы дадим девицу, девицу...

*После каждой строки исполняется припев: возглас «Ой, дид ладо» и два последних слова строки.

- 14 -