Скучная повинность для детей, нервное и тягостное дело для родителей и это неправильно! Восемь практических советов о том, как уйти - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Способы снятия чрезмерного стресса. (сокращенный вариант) Педагог-психолог... 1 76.94kb.
На чествовании новорожденных и их родителей присутствовала заместитель... 1 13.67kb.
Несколько конкретных советов о том, как сформировать у ребенка хорошую... 1 153.98kb.
Часто устают не оттого, что много работают, а оттого, что неправильно... 1 29.02kb.
Внимание это важнейшее качество, которое характеризует процесс отбора... 1 251.74kb.
Консультация для родителей 1 21.87kb.
Прежде чем выполнить любое дело, четко сформулируй цель предстоящей... 1 79.91kb.
Мельник Б. Е., Кахана М. С. Медико-биологические формы стресса. 5 2165.23kb.
Краткое содержание занятий и домашние задания Выполнение домашних... 1 15kb.
Памятка для родителей 1 55.55kb.
Рациональное питание для школьников (Памятка для родителей) 1 52.59kb.
Программа летнего оздоровительного пришкольного лагеря «костёр» с... 1 150.17kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Скучная повинность для детей, нервное и тягостное дело для родителей и это неправильно! - страница №1/1

Делать уроки...

без стресса

 

     Скучная повинность для детей, нервное и тягостное дело для родителей... И это неправильно! Восемь практических советов о том, как уйти от стресса и получить от домашних заданий хоть немного удовольствия.



 1.  КАК ЭТО ОРГАНИЗОВАТЬ?

     Ежедневно дети возвращают­ся домой, нагруженные всем тем, что надо выучить, вы­полнить, написать... Первый вопрос - время, чтобы окон­чательно покинуть школьный мир и войти в домашний. Детям младше 13 лет для этого необ­ходимо от 45 минут до 2 ча­сов (на обед, игры, в том числе и подвижные). Пока отложите разговоры о школе: ребенку вряд ли удастся переключиться, если прямо с порога ему при­дется отвечать на расспросы о контрольной по математике. Золотое правило: превратить выполнение домашних заданий в ежедневный ритуал, проис­ходящий в определенный час, в одном и том же месте. Такие рамки помогают упорядочить процесс обучения. «Лучшее время для выполнения до­машних заданий - с 15 до 17-18 часов, - говорит доктор биологических наук, дирек­тор Института возрастной фи­зиологии РАО Марьяна Без­руких. - Что делать, если уже поздно, а ребенок еще чего-то не сделал? Сегодня - ниче­го: вы этого просто не успели. Можно попробовать вернуть­ся к недоделанному с утра, встав пораньше или повторив задание по дороге в школу». А вот длительность занятий может быть разной: у каждо­го ребенка свой ритм; раз­ным бывает и объем заданий. «Школьникам трудно сде­лать все в один присест, - про­должает Марьяна Безруких. - В 8-12 лет идеальное время для работы - полчаса без пере­рыва. Сверх этого времени де­тям трудно концентрировать­ся». Поэтому необходимы пе­рерывы - 5-10 минут, за кото­рые ребенок может расслабить­ся, изменить позу, снять на­пряжение зрения. Можно вы­пить стакан сока, съесть ябло­ко или дольку шоколада.

 

2. НУЖЕН ЛИ ВЗРОСЛЫЙ?

     Да, потому что без его присутствия детям еще трудно организовать свою работу. Им требуется несколько лет, чтоб: научиться самостоятельно работать и управлять своим расписанием. Оставаясь с заданиями один на один, ребенок рискует «застрять» на одном упражнении, полчаса перечитывать условие задачи, не двигаясь дальше. Кроме того, детям необходимо одобрение сделанного. Присутствие взрослого (не обязательно папы или мамы важно, чтобы это был человек, которому ребенок доверяет) успокаивает их и подпитывает веру в собственные силы. Если у вас нет возможности быть рядом каждый день, договоритесь о правилах выполнения домашних заданий. Например, ребенок самостоятельно делает чтение и простые упражнения, а вы, вернувшись с работы, проверите сделанное и будете рядом, пока он доделает остальное. «Не заставляйте ребенка переписывать все, если в работе обнаружились какие-то не принципиальные ошибки, предостерегает Марьяна Безруких. - Просто научите его аккуратно их исправлять в уже выполненном задании». В некоторых семьях принято делать всю работу на черновике: родители проверяют ее вечером и ближе к ночи полусонный ребенок переписывает задания набело. И, конечно же, делает новые ошибки.  На черновике можно потренироваться в написании отдельных букв и слов, посчитать в столбик или решить задачу. Но не нужно, например, выполнять начерно все упражнение по русскому языку, чтобы потом переписывать его в тетрадь.

 

З. СКОЛЬКО НУЖНО ПОМОГАТЬ?

       Научите ребёнка ставить правильные вопросы, чтобы самому продвигаться в рассуждениях.

     Когда родители рядом, ребен­ку может показаться, что они полностью в его распоряже­нии. «Ему необходимо знать, что взрослые присутствуют не для того, чтобы за него делать уроки, - объясняет Марьяна Безруких. - Вы можете вме­сте посмотреть, что задано, спланировать работу, помочь ее начать и... заняться свои­ми делами, уточнив, что будете рядом, если ему понадо­бится помощь. Позже вы смо­жете вместе проверить выпол­ненное задание». Не стоит си­деть с ребенком и следить за каждым движением его руки. «Контролируя любой его шаг, мы лишаем его возможности стать самостоятельнее, снима­ем с него ответственность, - продолжает Марьяна Безру­ких. - Именно поэтому так много 11-12-летних детей не умеют делать домашние за­дания без участия взрослых». Еще одно правило: не решайте за него, а учите ставить правильные вопросы, чтобы продвигаться в своих рассуж­дениях и решать задачи са­мому. Например: «Что нужно сделать, чтобы разделить это число на два?»; «Ты хочешь проспрягать этот глагол, а знаешь, к какому спряжению он относится?» В результате ре­бенок почувствует радость и подъем от того, что смог выполнить задание сам. Одно­временно он учится находить собственный метод работы, быть самостоятельным.

 

4. КАК ОБЩАТЬСЯ С УЧИТЕЛЕМ?

     Некоторые родители счита­ют домашние задания слиш­ком тяжелыми или даже бес­полезными. Другие требуют от учителя дополнительных упражнений. И в том, и в дру­гом случае, настаивая на сво­ем, они... мешают развитию ребенка! Первый подход от­рицает его способности и сни­жает желание прилагать уси­лия; второй излишне давит и может привести к тому, что ребенок вообще откажется вы­полнять домашние задания. Обе позиции возникают, когда у родителей не складывают­ся нормальные, доверитель­ные отношения с учителем и школой вообще. «Сотруд­ничайте с учителями, - при­зывает Марьяна Безруких. - Если у вас есть вопросы, свя­занные с выполнением до­машних заданий, обсуждайте их. Методики меняются очень быстро, и ваш ребенок наверняка учится уже не по тем программам, по которым учились вы. Учитель может дать точный совет, как ком­фортнее и продуктивнее за­ниматься дома». Стоит ли настаивать на том, чтобы ре­бенок сам выяснил в классе непонятные вопросы? «Дети часто не знают, как попро­сить учителя объяснить, не умеют сформулировать, что именно им не ясно, - объяс­няет Марьяна Безруких. - Ребенка нужно специально этому учить, и это задача ро­дителей».

 

5. НУЖНЫ ЛИ ДОПОЛНИ­ТЕЛЬНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ?

     Иногда после завершения обязательной работы может оказаться полезным предло­жить ребенку один - два до­полнительных вопроса, чтобы убедиться, что он действи­тельно хорошо усвоил тему. Чтобы эти вопросы не воспринимались как наказание, объясните ему: «Тебе было не­просто справиться с этой зада­чей; попробуй для проверки решить еще одну, чтобы в шко­ле чувствовать себя совсем уверенно и свободно». Еще эффективнее предложить сы­ну или дочери практическое и одновременно игровое при­менение полученных знаний. «Например, решив задачку по математике, можно про­читать кулинарный рецепт и рассчитать количество про­дуктов, а, написав диктант, поискать определения слов в словаре или Интернете».Но не стоит впадать и в другую крайность, превращая в уроки все интересное. Требовать от ребенка слишком многого - верный способ внушить ему отвращение к учебе.

 

6.  КАК СПРАВИТЬСЯ С КРИЗИСОМ?

     Если вы вдвоем сидите над тетрадью уже битый час, а ре­бенку все никак не удается не только усвоить, но и даже по­вторить простейшее правило; если вы раздражаетесь, не мо­жете сдержаться, выходите из себя и повышаете голос - зна­чит, в вашей совместной ра­боте над домашними задани­ями наступил кризис. В такой ситуации не стоит настаивать на своем - не кричите и не требуйте повторить все сно­ва и снова. Просто закройте учебник или тетрадь и займи­тесь чем-нибудь другим - вы сможете вернуться к заданиям чуть позже или следующим ут­ром. «Когда родители все вре­мя раздражаются и негодуют, домашние задания рискуют превратиться в источник все­общего напряжения. А дети в результате станут испыты­вать постоянное чувство ви­ны и могут вообще потерять желание работать, потому что будут бояться вновь нас разо­чаровать». Если, помогая ребенку с уроками, родители постоянно чувствуют нетер­пение и выходят из себя, сто­ит перепоручить эту ежеднев­ную обязанность другому взрослому, например студен­ту-репетитору или кому-то из родственников - им будет проще держать дистанцию, необходимую для рабочих от­ношений.

 

7.  СТОИТ ЛИ ВЗЯТЬ РЕПЕТИТОРА?



Школьные годы детей возвращают нас к собственным школьным воспоминаниям.

     Сегодня все больше родителей - перфекционистов стре­мятся предвосхитить учебные проблемы своих детей, а по­тому обращаются за помощью к специалистам по разным предметам. Естественно, речь не идет о подготовке к поступ­лению в институт. Другой вполне законный повод для звонка репетитору - дейст­вительно явное отставание. О дополнительных занятиях стоит подумать, если пробелы в знаниях были замечены учи­телем. В противном случае у ребенка может появиться чувство, что вы слишком бес­покоитесь («Значит, со мной не все в порядке?») и не доверяете ему. В такой ситуации он ощущает постоянную тре­вогу, замыкается в себе. Толь­ко реальные потребности оп­равдывают использование частных уроков. Важно об­судить с ребенком идею  дополнительных занятий, чтобы он не воспринял их как наказание: «Я надеюсь, что в школе, на обычных уроках, тебе станет легче».

 

8. КОГДА МОЖНО «ОТПУСТИТЬ ВОЖЖИ»?

Ребенок, который получает удовольствие от своей работы, видит смысл в том, что он делает.

     Рано или поздно в жизни ка­ждого родителя должен на­ступить долгожданный мо­мент, когда его ребенок нач­нет самостоятельно делать большую часть домашних заданий. Это означает, что он уже научился учиться, са­мостоятельно планировать работу и свое время. Но этот момент приходит у каждого в свой срок. Каким образом его определить? Единствен­ный способ - быть внима­тельными к индивидуальному ритму ребенка и ни в коем случае не сравнивать его с од­ноклассниками. Вы можете вспомнить, как он учился хо­дить: сначала вы помогали ему найти равновесие, под­держивая за обе руки, потом ему стало хватать одного ва­шего пальца, а вскоре он ре­шился отпустить и его. Так и с домашними заданиями: са­мостоятельность приобрета­ется постепенно. Сначала начните проверять домашние задания через день, за­тем - раз в три-четыре дня. «Если у ребенка получается самостоятельно работать, ес­ли он умеет ставить вопросы, позволяющие ему продви­гаться в своих рассуждениях, вам уже не нужно «сидеть над уроками» вместе с ним», - считает Марьяна Безруких. Но родительское присутствие и доброжелательный взгляд на законченную работу - пусть проверка и обсуждение заданий происходят хотя бы раз в неделю - еще будут оста­ваться необходимыми примерно до возраста 13 лет. К этому времени определенный этап можно считать завершен­ным: либо ваш ребенок осоз­нал цели обучения и стал самостоятельным, и тогда вы можете дать ему полную сво­боду, либо он бунтует против домашних заданий... и вам будет необходимо искать но­вые способы совместных за­нятий - в группе, вместе с кем-нибудь из его друзей, со стар­шим братом или же другими родственниками... Во всяком случае, лет через пять-шесть совместной работы над до­машними заданиями можно надеяться увидеть свет в конце туннеля... не забывая, впро­чем, о своей роли родителя, всегда внимательного к успе­хам своего ребенка.



По материалам журнала «Рsychologies», сентябрь 2006