Скоро в школу Пособие для родителей будущих первоклассников - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Первый раз в первый класс 1 111.1kb.
Готовность к поступлению в школу 1 31.12kb.
Рекомендации нейропсихофизиологов для родителей будущих первоклассников... 1 232.37kb.
Рекомендации для родителей, у которых ребенок стал первоклассником 1 17.4kb.
Рекомендации родителям будущих первоклассников 1 29.36kb.
Игра предназначена для учащихся 11 классов 1 49.44kb.
По профилактике и коррекции дезадаптации у первоклассников содержание... 2 278.41kb.
Безопасный путь в школу Опасности которые могут Вам встретиться по... 1 63.63kb.
Почему ребёнок не хочет в школу? В первую очередь виноваты в этом... 1 19.37kb.
Методическое пособие г. Семей 2010 Нестандартные физические задачи... 7 1258.47kb.
Учебное пособие по английскому языку часть I для I курса 26 1715.53kb.
Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе... 1 700.66kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Скоро в школу Пособие для родителей будущих первоклассников - страница №1/1






Скоро в школу

Пособие для родителей будущих первоклассников





[Информация для родителей по предупреждению и преодолению трудностей адаптационного периода у будущих первоклассников.]


Содержание

Подготовка к школе……..………………………………………………………………………3

Не за горами — первый класс…………………………………………………………………..3

Первое впечатление — самое важное……………………………………… ……………..…4

Это счастье — путъ домой………………………………..…………………………………..4

Большинство людей на свете — добрые. Но все же................................................................5

Дорожные проблемы………………………………………………..………………………...5

Школьная форма — сегодня есть выбор……………………………..……………………….6

Об учительнице — особо……………………………………………………..……………….9

Часы, часы, часики……………………………………….……………………………………9

Как знакомиться с ровесниками?.............................................................................................10

Как вести себя - за столом…………………………………………….……………………….11

Хорошее отношение к вещам…………………………………………………………………12

10 советов родителям будущего первоклассника…………………………………………...14

Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям, моим родителям!........................15

Гигиенические правила зрительной работы для детей дошкольного возраста……………17

Рекомендации родителям (если есть признаки невроза перед школой)…...………………18

Рекомендации по организации графической деятельности детей и подготовки руки к письму…………………………………………………………..………………………………19

Литература……………………………………………………………………………………...21

Подготовка к школе

Психологи сравнивают поступление ребенка в школу с революцией в сознании. Все меняется для малыша: его окружение, режим дня, поведение. Словом, достаточно сильно ломается привычный образ жизни. Он становится школьником, у него появляются новые серьезные обязанности, а в своем поведении он должен соответствовать общепринятым школьным правилам, уметь находить контакты со сверстниками, проявлять и развивать навыки самостоятельности. Понятно, что ребенок, который пришел в школу с выработанными умениями вежливого поведения и необходимым уровнем физического развития, гораздо легче перенесет нагрузки адаптационного периода первых дней учебы.

Как правильно подготовить малыша к поступлению в школу, чтобы этот сложный и важный момент не превратился для него в моральную травму?

Позаботиться об этом следует заранее.

С помощью приведенных ниже несложных рекомендаций каждому из родителей вполне по силам будет самостоятельно создать для малыша необходимый "предшкольный" настрой.

Прочитав советы, вы, уважаемые родители, убедитесь, что заниматься развитием необходимых качеств ребенка можно буквально каждую минуту, не отрываясь от привычных домашних дел или используя для этого время, которое лучше уделить малышу, чем телевизору. Конечно, от вас это потребует немалых усилий, но зато и результат этих благородных усилий окажется ненапрасным.

Опытные педагоги советуют: если есть возможность, то, отправляя ребенка в первый класс, родителям лучше взять отпуск. И это справедливо. Ведь видоизмененный требованиями школы режим дня, необходимость провожать ребенка к месту учебы и встречать его, посильная помощь, которую придется оказывать ему в выполнении даже самых наипростейших домашних заданий, диктуют буквально поминутную заботу о новом школьнике.

А помимо этого на долю родителей выпадают заботы о его рациональном питании, тревога на тему "а как он там?" и т. д. Наконец, когда первоклассник приходит из школы, надо попросить его просто пересказать, что было в этот день запоминающегося — и хорошего, и не очень. За хорошее похвалить, из того, что оказалось "не очень", — сделать нужные выводы.

Но еще в преддверии учебных дней необходимо провести с ребенком целый ряд своеобразных маленьких "тренингов", которые позволят ему не чувствовать себя совсем-совсем одиноким в новом загадочном мире, где ему суждено провести в среднем десять ближайших лет.

Не за горами — первый класс

Информационная подготовка ребенка к школе, как правило, начинается задолго до поступления в первый класс.

Прислушиваясь к разговорам взрослых, он слышит нередко мелькающее в них слово "школа", при желании ему тут же могут объяснить, что это за заведение.

Разумные родители обычно связывают такую ассоциацию с важной перспективой — пойдешь в школу, научишься читать и писать, станешь умным-преумным и т. д. Важно только, чтобы такие напоминания не стали чересчур назойливыми, заранее незаметно превратившись в нечто надоевшее, а потому — отталкивающее. И уж конечно недопустимо использовать школьное будущее в качестве предстоящей меры дисциплинарного давления. Высказывания типа "вот пойдешь в школу, там тебя научат, как старших уважать" или "начнешь в школу ходить, там с тобой так нянчиться не станут" вообще противопоказаны. Одного такого замечания бывает достаточно, чтобы напрочь отбить уважение к предстоящему акту вступления ребенка в новую жизнь: цепкая автоматическая память малыша иногда вносит свою трактовку даже в невинные взрослые высказывания. Вот лишь один красноречивый пример, описанный в свое время в знаменитой книге К. И. Чуковского "От двух до пяти".

— Я не пойду в школу, — ультимативно заявил один дошкольник своей матери, — там на экзаменах ребят режут.

Переносный смысл глагола "режут" пока остался недоступным для юного создания, однако сработало главное — тревога за собственную безопасность.



Первое впечатление — самое важное

Если ребенок не посещал детский сад, где переход к школьному обучению стараются облечь педагогически логично, то родителям придется взять на себя заботу за осуществление "плавности" этого перехода.



Хорошо, если летом для "домашних" детей в школе устраивают одно-двухнедельные знакомства с рядом дисциплинарных моментов. Ребенок приходит в школу на полтора-два часа, где узнает, как выглядит класс, что между уроками бывают перемены и что помимо учебы для школьников устраивают веселые праздники. Если же такой возможности нет, не поленитесь вместе с ребенком самостоятельно навестить школу, в которую ему предстоит пойти.

Обсудите внешний вид школы, посчитайте, сколько в ней этажей. Попробуйте пофантазировать — за каким окном будет располагаться класс, в котором предстоит учиться вашему сыну или дочке. Понаблюдайте, какие цветы стоят на этом окне — возможно, ребенок попадет учиться именно в эту аудиторию, тогда он встретится с ними, как со старыми знакомыми. Посмотрите, где в школе главный вход, через который в нее попадают ученики, а где — служебный. Напомните, что в школе обязательно имеется столовая, в которой малыш сможет завтракать, большой актовый зал, где будут проводиться праздники, раздевалка, где можно оставить пальто. Возможно, ваш малыш будет увлечен рассказом о школьной библиотеке — научившись хорошо читать, он сможет там брать книги для чтения дома. А если вдруг в школе у ребенка что-то заболит, ему окажет помощь школьный доктор.

Осмотрите территорию вокруг школы. Возможно, ее окружает сад или рядом с ней расположена спортплощадка. Ребенок с интересом выслушает от вас информацию о том, какую цель преследует местонахождение сада или спортплощадки возле школы (в саду ребята изучают, как выглядят разные деревья, учатся ухаживать за ними и наблюдать, как они меняются в зависимости от времен года; на спортплощадке проводятся уроки физкультуры, чтобы стать сильным и ловким, в яму с песком прыгают, в кольцо на столбе учатся забрасывать мяч, на турнике подтягиваются и т. д.). Если на школьную территорию не запрещено заходить, ваш ребенок сможет попробовать свои силы на имеющейся там спортплощадке — покажите ему, как следует делать разбег, чтобы прыгнуть в длину, пусть он самостоятельно сделает несколько таких прыжков и увидит, что это вовсе несложно. В следующий раз к школе можно прийти, захватив с собой мяч — покажите, как его можно забрасывать в баскетбольное кольцо. Осмотритесь, какие еще гимнастические снаряды доступны вашему ребенку для освоения, тогда на занятиях в школе он встретится с ними "запросто". Плюс к тому малыш испытает некоторую долю гордости за то, что его мама и папа достаточно компетентны в ряде школьно-воспитательных вопросов.

Нужно обратить внимание будущего первоклассника на то, с какой любовью оформлена школьная территория, и какую радость приносит ее опрятный вид для тех, кто приходит сюда.



Это счастье — путъ домой

Найдите возможность несколько раз пройти с ребенком маршрут от дома до школы и обратно. Посмотрите, мимо каких зданий этот маршрут пройдет. Двигаясь до школы, вместе с ребенком называйте эти здания, а на обратном пути пусть их названия ребенок повторит самостоятельно. Поощрите хорошую память малыша: "Видишь, ты уже запомнил, какой дорогой надо идти, чтобы прийти к школе". Неважно, что первые месяцы, а то и годы, вы твердо намерены сами провожать и встречать его. Ведь бывают и экстренные обстоятельства, когда детей отпускают не в заранее установленное время (заболел учитель, сократили уроки, наконец, в школе произошла авария, лопнула труба, и поэтому всех неожиданно отпустили по домам). Самостоятельный путь вашего ребенка до дома не должен явиться экстремальным испытанием, сопровождаемым психологической неуверенностью.

Кроме того, собирая своего первоклашку в школу, не забудьте еще об одном важном обстоятельстве: каждому новоиспеченному школьнику необходимо назубок знать свой собственный адрес, а если возможно — то и телефон.

Еще одна деталь. С тех пор, как ребенок начал ходить в школу, в его сумке или кармане костюма должно найтись место для ключей от квартиры. Кроме того, ребенка следует обучить умению самостоятельно открывать замок квартиры. Чтобы облегчить этот нелегкий процесс, смажьте замок машинным маслом.



Большинство людей на свете — добрые. Но все же...

Поступив в школу, ваш ребенок поневоле начнет сталкиваться с рядом ситуаций, выход из которых вынужден будет находить самостоятельно. У ребенка следует воспитать твердую установку — не вступать в контакты с незнакомыми ему людьми, будь то взрослые или старшеклассники. Каждый раз, прощаясь с дочкой или сыном в школьной раздевалке, напоминайте им о том, что по дороге домой им не надо обращать внимание на взрослых дядей или теть, которые вдруг попытаются позвать их подойти поближе.

Запомните и вы. Надо внушить ребенку:


  1. что нельзя уходить или уезжать с незнакомыми людьми, даже если они пообещали купить что-то вкусное или диковинную куклу;

  1. не надо верить незнакомым людям, если они называют себя друзьями твоих мамы, папы, бабушки и т. д. и поэтому предлагают проводить тебя домой;

  2. если ты вдруг захотел угоститься сладким "Баунти", который предлагали тебе незнакомцы, скорее беги домой — расскажи об этом событии родителям и сам вместе с ними сходи в магазин, чтобы купить любимое лакомство;

  3. ни в коем случае не обращай внимания на то, что незнакомые дядя или тетя начнут тебя уговаривать сесть к ним в машину или воскликнут: "Да ты меня знаешь — ведь мы уже виделись вчера!";

  4. не входи в лифт вместе с незнакомым тебе взрослым человеком, лучше пропусти его — пусть сначала он уедет, куда ему нужно, а потом уж садись и поезжай сам, а перед этим не называй ему номер этажа, на котором живешь.

Разные бывают на свете люди, дорогие родители, и в замкнутой среде, оторванной от общества, ребенка не воспитаешь, но посильные меры предосторожности принять можно и нужно.

Дорожные проблемы

Их в полной мере суждено испытать жителям крупных городов. Бывает, что до спецшколы, где учится ваш ребенок, его легче всего доставить на собственной автомашине, иначе он просто запутается — остановка на троллейбусе, две остановки на метро и еще две на трамвае. Но и тем, кто ходит в школу, расположенную на соседней улице, тоже надо быть осмотрительным.

Если маршрут пути до школы не пролегает через оживленные магистрали и перекрестки, можно считать,


что вашему первокласснику повезло. Но и в этом случае ребенок должен знать, как и где надо правильно переходить улицу.

Правила перехода не такие уж сложные. Первую половину дороги надо переходить, предварительно посмотрев налево — не едет ли оттуда машина. Прошли полдороги — посмотрели направо: не мчится ли и оттуда автомобиль? Нет машины — все в порядке, можно идти, если едет — надо постоять и подождать, пусть проедет. Заранее познакомьте ребенка с символикой светофора. Красный свет — самый строгий, на красный свет проезда нет, желтый — готовься к пути. Зеленый свет — самый добрый, он позволяет переходить или переезжать улицу тем, к кому обращается. Загорелся зеленый свет на большом светофоре — могут ехать машины. А если зеленым высветился указатель с нарисованным человечком, значит, можно перейти дорогу и пешеходам. Дорогу следует переходить там, где она разлинована поперечными белыми полосками, которые носят смешное название — "зебра".

Возможно, детям легче запомнить цветовые указания светофора,


если они оформлены в стихотворном виде. Тогда предлагаем родителям следующие несложные инструкции.

Вот горит свет красный —

Это знак опасный.

На дорогу не ходи,

Там машина впереди.

Желтый свет тебя зовет —

Рано нам идти вперед.

Свет зеленый нужно ждать

И на месте постоять.

Глаз зеленый подмигнул —

на дорогу ты шагнул.

Не боясь, ты проходи —

Путь свободен впереди.

Пусть ребенок после ваших инструктажей нарисует на листе бумаги светофор с тремя его разноцветными "глазами", а потом еще раз объяснит вам назначение каждого.

Остается добавить, что все вышесказанное относится и к тому, если ваш ребенок посещает не только общеобразовательную школу, но и школу искусств, спортивные кружки и секции и т. д. Правильный переход улиц надо закрепить неоднократным тренингом.

Тренинг необходим, если ребенок вынужден добираться до нужного пункта автобусом или другим видом общественного транспорта — объясните, как надо правильно обходить машину (трамвай — как лошадь, то есть спереди, а троллейбус и автобус — как быка, то есть сзади), с какой площадки заходить в салон, как оплачивать проезд или предъявлять проездной билет. Вместе с полезными знаниями ребенок будет приобретать навыки аккуратности.

Бывает, что маршрут пути до школы таит в себе еще более сложную опасность — ребенок вынужден переходить через железную дорогу. И в этом случае первые навыки ее перехода он должен приобрести, в буквальном смысле слова, "держась за руку родителей". Пусть старшие укажут место наиболее удобного преодоления этого препятствия — железнодорожный мост, специально сделанный настил, объяснят, какая железнодорожная ветка куда ведет и откуда по ней выезжает поезд.


Как правило, неподалеку от подобных переходов имеются семафоры, чьи знаки движения соответствуют светофорным: красный — остановка, желтый — ожидание, зеленый — путь открыт. Только сигналы семафора обращены не к людям, а к поездам. Поэтому следует быть особенно внимательным, если глазок семафора горит зеленым цветом — это значит, что открыт проезд для транспорта и в скором времени должен пройти поезд.

Школьная форма — сегодня есть выбор

В настоящее время единая школьная форма отменена.

Школа — далеко не идеальное в плане чистоты местопребывание. Когда ребенок приходит домой из школы, он первым делом должен вымыть руки с мылом, а желательно — и с помощью мягкой щетки. Обратите его внимание на то, что стекающая с рук мыльная пена будет иметь серый оттенок — так много грязи скапливается на руках за день. Представьте теперь, сколько микробов переносит ребенок каждый день на школьной форме. Так что перемена учеником одежды со школьной на домашнюю и наоборот несла не только рабоче-оптимизирующий настрой в нужное время, но была связана и с чисто утилитарными запросами.

Выделите ребенку отдельный костюм для того, чтобы он мог его использовать именно для школьных занятий. Пусть ребенок вместе с вами отберет то, что ему кажется наиболее удобным и практичным. Для этого костюма следует завести отдельную деревянную или пластмассовую вешалку, можно приобрести специальную вешалку-плечики, выполненную в виде забавной мордочки животного — уж ее ваш ребенок не спутает ни с какой другой. Пусть она служит только для школьной формы. Пришел маленький школьник со своей службы, снял рабочую одежду, и она аккуратно дожидается следующего дня на своей вешалке. А для дома и игр надо завести другие платья и костюмчики.

Некоторые школы, видимо, осознав неправильную поспешность отмены школьной формы, стали к ней возвращаться, вместе с родительскими комитетами принимая решения о пошиве единых для данного учебного заведения костюмов. Авторам данной книги это решение кажется крайне неправильным по ряду причин. Во-первых, часто для такой вновь вводимой формы избирается материя, качество которой далеко от требований, предъявляемых школьными условиями. Например, в одном из классов родители приняли решение обрядить своих чад в джинсовые костюмчики. "Модно, современно!" — восторгались мамы, довольные своим нововведением. Однако радость их оказалась преждевременной. Школа, где это решение было принято, находилась далеко не в комфортных климатических условиях. Шикарная внешне джинсовая ткань не оказывала на организм детей нужного согревающего воздействия, каким славилась школьная форма, сшитая из шерсти. Пришлось с наступлением холодов под фирменную джинсовку надевать немало свитерков и кофточек, чтобы дети могли преодолеть тяготы суровой матушки-зимы. Это стесняло двигательную активность детей, делало их достаточно неуклюжими. Да еще, видимо, не все мамы знали, что существует такое понятие, как "джинсовая аллергия" — не каждому ребенку суждено безразлично относиться к краске, которой достигается знаменитый синий цвет, бывает, что малыша вдруг одолевает непонятно откуда взявшийся зуд, а то и насморк замучает. Мама беспокоится, не знает, в чем причина, а это — реакция на специальный трущийся джинсовый краситель. Так что с джинсовкой надо быть поосторожнее — в начальных классах школы ей явно не место, да и на должность ткани для учебной одежды она не тянет.

Кроме того, в школах стала практиковаться еще одна манера "стричь всех под одну гребенку": деньги на костюмы с родителей стали собирать весной, в преддверии лета, тогда же снимали и мерки с детей, якобы с той целью, чтобы к сентябрю успеть вовремя обрядить школьников. Догадываетесь, что происходило впоследствии? Швейники, с которыми заключались договора и которым были заплачены авансы, старательно выполняли свою работу, а в сентябре... бедные дети с трудом впихивали свои выросшие за каникулы руки и ноги в костюмы, которые еще новехонькими приходилось перешивать — отпускать подолы, рукава, делать вставки в боковые швы.

Собирая сына или дочку в первый класс, узнайте предварительно, определена ли в вашей школе для всех учащихся единая форма. Неплохо позаботиться о костюмчике для учебы заранее.

При выборе одежды для школы надо помнить о том, что для ребенка понадобятся несколько ее вариантов. Давайте подсчитаем примерное число таких вариантов. Итак, самый ходовой вариант — форма рабочая повседневная. Далее — утепленная на зимний период, и та, которую можно будет носить в теплые месяцы весны. Необходимой является также форма для уроков физкультуры — для спортзалов и для занятий на открытом воздухе, а в тех краях, где бывает снег, понадобится костюмчик для лыжных пробегов. И, наконец, форма праздничная, торжественная — возможно, в школе есть ее "общеутвержденная" модель. Выбирая фасон и цвет формы, обязательно принимайте во внимание пожелания ребенка, ведь каждый знает, что одежда, купленная или сшитая по жесткому "диктату со стороны", обычно носится крайне неохотно, как говорится — без души. Не старайтесь также слепо ориентироваться на костюмы, которые уже носят одноклассники вашего ребенка: сначала, как профессиональный модельер-конструктор, мысленно представьте, как будет выглядеть в подобном платье именно ваш сын или дочка. Ведь не всегда одежда "с чужого плеча" может идеально подойти другому.

Одно условие — в одежде первоклассника непременно должны присутствовать карманы, лучше, если их будет несколько. Знакомя дошкольника с новой формой, сделайте своеобразное путешествие по карманам одежды. Объясните, где что может храниться, а один карман лучше сделать особенным — пусть в нем лежит маленький, сшитый из тонкого батиста или другой мягкой ткани, носовой платок, предназначенный специально для важных случаев. Назначения носового платка ребенку понятны: помимо основной цели использования, им можно обсушить руки после мытья, обтереть яблоко, если, находясь в одном пакете с бутербродами, оно выпачкалось в хлебных крошках, остановить носовое кровотечение. Но что делать, если вдруг в глаз попала соринка? Несвежим носовым платком операцию по ее извлечению не проведешь. Поэтому пусть ваш ребенок возьмет за правило иметь два носовых платочка. Один, стандартных размеров, — для повседневных бытовых нужд, а второй, маленький и мягкий, — на всякий пожарный случай. Лучше, если этот второй платочек будет еще и упакован в целлофановый пакетик — так он дольше сохранит свою чистоту и стерильность.

Когда носовые платочки теряются, обычно малыши тяжело переживают это неприятное событие. Сделайте на платочках именные метки — вышейте простым стебельчатым швом имя и фамилию вашего ребенка, а также наименование класса, в котором он будет учиться. Если все же случилась неприятность, и платок оказался потерянным, не следует долго и нудно отчитывать за это малыша и тем более повторять свой укор изо дня в день, приклеивая ему прозвище типа "растеряхи". Подобная рассеянность характерна для очень многих детей, самый типичный в этом отношении пример — маленький Александр Сергеевич Пушкин. Повседневные потери маленьким Сашей Пушкиным носовых платков приводили в яростное раздражение его мать, она даже приказала пришивать платки к его одежде. Давайте изберем другой путь в воспитании — просто надо терпеливо советовать ребенку быть внимательнее при обращении с носовым платком и помнить, что после пользования им непременно надо положить его обратно в карман.

Наличие большого числа карманов — большой соблазн для ребенка, так удобно класть туда разные полезные предметы, от ластика до пончика. Поэтому договоритесь с вашим учеником почаще делать ревизию в карманах, ведь наряду с полезными мелочами там может найти пристанище и ставший ненужным мусор вроде отслуживших свой срок стержней от авторучек или оберток от жвачек.

Отдельный вопрос — школьная обувь. Заранее узнайте, понадобится ли ребенку обувь для переобувания в школе, так называемая "сменка". Помимо нескольких пар обуви на разные сезоны понадобится еще обувь для занятий спортом (тоже разная, в зависимости от того, где и когда им ребенок станет заниматься) и обувь нарядная.

Обувь, как и одежду, надо предварительно разносить, привыкнуть к ней, узнать ее достоинства или недостатки, которые, конечно, следует назамедлительно ликвидировать. Так, проверьте, нет ли в пяточках под стельками выступающих шляпок от гвоздей, не сбиваются ли сами стельки при ходьбе и т. д. Детская обувь имеет высокую степень износа, поэтому сразу надо выработать у детей привычку хорошего обращения с ней.


На каблуках сразу сделайте подковки, причем их интересно прибить самим, на глазах у ребенка. Покажите, как надо чистить обувь и наводить на нее глянец мокрой тряпочкой.

Пусть ребенок не приучается бросать промокшую после дождя обувь где-то под вешалкой, забыв про нее. Ведь тогда на другой день придется надевать ее такую же мокрую и холодную. Набейте обувь старыми газетами, сполосните от грязи и поставьте к теплу. А поутру почистите ее и вместе с ребенком полюбуйтесь на красоту, сделанную вашими собственньми руками.



Об учительнице — особо

Главная цель прихода ребенка в школу — получение знаний. Поэтому важнейшее требование, которое предъявляет школа к педагогу — умение передавать эти знания своим подопечным. Но помимо этого у каждого из учащихся и родителей свои представления о качествах, которые должны быть присущи учителю, особенно учителю начальных классов — ведь именно он встречает детей на пороге школы, а затем в течение трех-четырех лет ребята почти ежедневно вынуждены будут общаться именно с этим человеком.

В зависимости от того, каков ребенок, у взрослого выстраивается мнение о личности будущего учителя. Как считают одни родители, чей малыш чуток к малейшему проявлению грубости и несправедливости, учительница начальных классов непременно должна обладать добротой и тактичностью. Другие, чей будущий школьник не в меру резок и нетерпелив, надеются встретить в лице учителя союзника по воспитанию в ребенке усидчивости и дисциплинарных моментов. Третьи, чей сын обладает слабым здоровьем, убеждены, что учитель с пониманием отнесется к этой щепетильной проблеме.

А вот многие дети на вопрос о том, в класс к какой учительнице они хотят попасть, отвечали: "К красивой".

Сколько людей, столько и мнений. Но в преддверии поступления ребенка в первый класс неплохо провести своего рода "разведку" — поинтересоваться у родителей, чьи дети посещают данную школу, каковы их мнения об учителях. Ведь так важно, чтобы после первого дня учебы ребенок не заявил протест: "Не пойду больше учиться — училка плохая". Не надо стесняться, что вы наводите справки, какой учитель лучше и почему — может быть, эта ваша разведка окажет неоценимую услугу в налаживании будущих контактов школьника с его педагогом.

Маленький совет — не ориентируйтесь только на формальные признаки педагогического качества. Порой бывает так, что молодая учительница, недавно пришедшая в школу, проявляет к своим подопечным больше трогательного внимания, чем ветеран, несколько пятилеток тому назад удостоенный почетного звания "лучшего по труду". Или оказывается, что преподавательница с внешностью кинозвезды (в обыденной жизненной практике это почему-то считается признаком легкомыслия) в педагогической деятельности достигает более высоких результатов, чем ее коллега из параллельного класса — личное обаяние помогает. Словом, собранные воедино крохотные детали помогут составить портреты-характеристики, на которые следует обратить внимание при выборе вашему малышу "спутника жизни" для учебы в начальных классах.



Часы, часы, часики

С приходом ребенка в школу для него начинают особую роль играть временные указатели. Мама будит его поутру словами "пора вставать", торопит с завтраком — "а то опоздаешь", волнуется, ожидая из школы, а дома встречает вопросом "почему вас задержали?" Часы учебы ребенка подчинены школьному звонку. Во время урока он ни за что не подаст голос раньше, чем хотелось бы, зато и не удлинит веселую перемену.

Знаете, какая народная загадка существует про часы: "Ног нет, а хожу, рта нет, а скажу — когда обедать, когда спать, когда учебу начинать". Очень точная загадка, все детали в ней подмечены. Пошел ребенок в школу — должен научиться сам, без посторонней помощи, определять, который настал час. Пора уроки делать или время ложиться спать. Задача родителей — показать дошкольнику, как ориентироваться по циферблату, ведь такое познавательное приобретение станет насущно необходимым в течение всей жизни.

Обучить этому несложно — типовые циферблаты есть в каждом доме.

Пусть обучение определять время займет несколько занятий. Сначала проверьте, умеет ли ребенок считать до двенадцати и знает ли он цифровые обозначения каждого из чисел. Закрепите эти знания, указав на циферблате каждое число. Пусть ребенок вместе с вами вслух посчитает до двенадцати, переставляя палец от числа к числу. Посмотрите, сколько часов имеется в вашем доме, каковы их внешние различия и предназначение — ручные, настенные, будильник и т. д.

Затем расскажите о назначении стрелок. Маленькая стрелка показывает, как движутся часы, эта стрелка чуть потолще своей подружки. А большая стрелка — минутная. У каждых часов есть свои звуки — они тикают, звенят, попискивают, наконец, бьют. Пусть ребенок попытается передать голосом механические звуки часов.

Объясните, что на циферблате расположены указатели двенадцати часов. А каждый час отдельными черточками разделен на 60 минут.


Часы и минуты показываются разными стрелками — большой и маленькой. То, что часовая стрелка — маленькая, а минутная — большая, принято на любых часах во всем мире — и на главных часах нашей страны, кремлевских, и на крошечных наручных. Кроме того, все часы в мире ходят в одном направлении. Есть даже такое выражение — двигаться по часовой стрелке, то есть ходить по кругу так, как действительно ходят стрелки — указатели времени. Понаблюдайте за часами, пусть ребенок убедится, что маленькая стрелка двигается медленно, а минутная ее обгоняет. Пока часовая проходит расстояние от одной цифры к другой, большая успевает обежать целый круг.

Начать обучение восприятию часового циферблата лучше с наблюдения за движением часовой стрелки. К примеру, если маленькая часовая стрелка находится на цифре восемь, это означает восемь часов утра — пора идти в школу. Если на цифре двенадцать — то пора возвращаться из школы домой и так далее. А если стрелка расположена на переходе от одной цифры к другой, значит, и время находится на переходе от одного часа к другому. Поиграйте с ребенком в своеобразную игру — в течение дня несколько раз спросите его: "Который час?" Если ребенок не знает пока чисел до шестидесяти, пусть он не называет вам, сколько минут показывает минутная стрелка, а говорит лишь, сколько часов показывает часовая. А про минутную стрелку он может говорить, сообщив ее местонахождение — на какой цифре она расположена. Постепенно с практикой придет навык определения времени по циферблату.

Изображение часов можно нарисовать, причем стрелки на них хорошо сделать движущимися, прикрепив в центре кнопку, кусок проволоки или винтик с гаечкой.

С умом играем — знаний набираем.



А вот с приобретением настоящих наручных часов для первоклассника лучше не торопиться — они будут отвлекать его внимание от других, более прозаических моментов урока.

Как знакомиться с ровесниками?

Поступая в школу, ребенок становится членом нового коллектива — класса. Естественно, что у него появятся новые знакомые. Кто знает, может, кому-то из них суждено будет стать его спутниками в течение всей дальнейшей жизни.

В школах разных типов существует и разная степень предварительного знакомства одноклассников. В сельских, особенно — малокомплектных, дети, как правило, еще до поступления в школу лично знают каждого из учащихся. В школах-гигантах в один класс могут попасть несколько ребят, живущих в одном большом доме. А как быть, если ребенок пришел в класс, в котором он не видит ни одного заранее знакомого лица?



Принцип узнавания одноклассников по именам и фамилиям довольно традиционен. Учитель по несколько раз в день называет каждого из детей по имени и фамилии — когда отмечает, кто сегодня отсутствует, когда раздает тетради, вызывает к доске и т. д. Благодаря цепкой автоматической памяти, которой обладают шести-семилетние дети, первоклассники довольно скоро запоминают, как зовут их новых друзей.

Отдельный вопрос — как поступить, если ребенок хочет познакомиться с понравившимся ему сверстником в школьном зале, в столовой или в коридоре во время переменки? Вспоминается старая смешная притча о том, как маленький мальчик хотел познакомиться с девочкой и попросил совета у мамы — что нужно сделать, чтобы ей понравиться?

— Подари ей самое дорогое, что у тебя есть, — посоветовала мама, вероятно, не просчитав заранее вариантов — что же может быть самым дорогим, с точки зрения ее сына?


Последовав ее совету, мальчик попытался преподнести девочке в подарок свою любимицу — ручную крысу, чем вызвал страшный испуг у обеих. Доверчивая девочка подняла страшный визг и убежала, а бедная крыса съежилась, как будто ее побили. Поэтому советы такого типа давать не стоит.

Не надо жертвовать ради первого знакомства самым дорогим, что у тебя есть. Подарки в начальной школе могут быть более скромными. Скажем, если у ребенка есть два одинаковых ластика или карандаша, он может один из данных предметов подарить приятелю или подружке. Еще интереснее — поменяться, к примеру, открытками. Но начинать знакомство лучше всего с моментов бескорыстных. Например, подойти и спокойно спросить, как зовут нужную девочку или мальчика. А получив нормальный, незлой ответ, диалог можно продолжить. Спросить, где живет новый знакомый, какие книжки или мультики он знает и любит, какой у него любимый цвет или цветок.

Когда ребенок рассказывает родителям о своих новых знакомствах, не следует пропускать эту информацию мимо ушей, как эпизодическую. Новые знакомые вашего ребенка должны заинтересовать и каждого из взрослых членов его семьи. Расспросите ребенка подробнее об его новом приятеле, не упускайте из поля зрения даже детали. Пусть ребенок расскажет, как его знакомый одет, кем работают его папа и мама. Возможно, что некоторые детали насторожат вас, покажутся неприемлемыми для образа жизни именно вашей семьи. Тогда, может быть, целесообразнее будет отговорить ребенка от продолжения знакомства. И наоборот, если новый знакомый — человек воспитанный и не подающий дурных примеров, следует закрепить общение с ним, сделать его более регулярным даже вне школы.


'

Как вести себя - за столом

Кушать подано! Эти слова применительно к цели данной книги могут вызвать у родителей дошкольников улыбку: зачем, мол, малышу знания столового этикета?

Однако не спешите иронизировать по данному поводу — ведь существует заметная разница между тем, как принято кормить ребенка дома, и тем, как он должен вести себя в школьной столовой, когда завтракает вместе со всем классом. Дома можно и покапризничать, и кусочек получше тебе непременно положат. Дома ребенок привыкает к своей постоянной посуде, и в правилах поведения за столом допустима некоторая вольность. Можно, скажем, остатки вкусного супа допить прямо из тарелки, а хлебной корочкой протереть донышко блюдца, добирая самые поджаренные кусочки мяса или картошки. И ни у кого из домашних это не вызовет строгого замечания — в лучшем случае взрослые улыбнутся, а то и похвалят: вон, мол, какой сегодня у нашего Юрика аппетит хороший!

Но в школе — дело другое, здесь за подобные выходки сверстники могут и на смех поднять.



Чтобы этого не произошло, давайте проведем с ребенком воображаемую экскурсию в школьную столовую. Ведь одним из первых предложений, которые слышат родители от учителя начальных классов, является сбор денег на школьные завтраки. И поначалу мало кто из родителей отказывается от этого предложения, каждому хочется надеяться, что в перерывах между уроками ребенок будет иметь возможность еще раз перекусить, сохранив тем самым рабочий настрой и здоровый желудок.

В столовую первоклассники отправляются вместе с учителем, выстроившись в колонну или парами. Напомните ребенку, что даже в течение этого мини-похода надо быть внимательным — не отставать от остальных ребят и не теряться, иначе можно пройти нужный этаж или поворот, ведущие к столовой, и заблудиться. Теперь вспомним, что обычно дети получают в школе на завтрак — бутерброды, кашу, сваренные вкрутую яйца, котлету, винегрет.

При встрече с учителем, к примеру, на первом же родительском собрании, неплохо полюбопытствовать — а какие блюда входят в школьное меню? Вопрос полезен тем, что заостряет и внимание учителя на этом важном предмете.

Но если вернуться к меню традиционному, обратите внимание на то, чтобы ваш ребенок умел самостоятельно быстро очистить яйцо, не обрезав при этом палец. Сообщите, что после поедания бутерброда, даже очень вкусного, не следует облизывать пальцы или собирать со стола крошки. Если ребенок подвержен ангине, то прежде, чем глотнуть аппетитного сока, он должен отпить маленький глоток "на пробу" — не холодный ли? Если сок покажется холодным, лучше не рисковать, а оставить его нетронутым. Мама может дать следующее объяснение такому поступку: потом, когда придешь домой, если хочешь, мы с тобой сходим в магазин и купим точно такой же. Мы его погреем, и ты его потом выпьешь.



И наоборот, если подали чай или кофе, которые, по мнению ребенка, являются слишком горячими, не стоит пить их такими раскаленными — можно обжечь губы и язык. Не торопись, всего через несколько минут чай остынет. А чтобы этому помочь, попроси у буфетчицы ложечку — все равно, большую или маленькую, — для помешивания чая. Кстати, если вашему ребенку отказали в этой маленькой просьбе или, пусть по другому поводу, работник буфетагрубо ответила на его вопрос, не следует оставлять сей факт без внимания — замечание в его адрес, высказанное учительнице, или письменное заявление, оставленное у директора, быстро помогают сотрудникам общепита понять, что, работая с детским контингентом, надо и манеры общения иметь соответственные.

Какие еще трудности подстерегают ребенка в школьном буфете? Главная — отсутствие аппетита при виде школьной еды. И цвет у нее непривлекательный, и на вкус она не такая, как дома, жалуется частенько ребенок. Известное дело — домашняя кашка гуще кипит. Но попробуйте обратить внимание малыша на то, что даже обычную кашку можно есть интересно, скажем, предварительно разрисовав ее по поверхности квадратиками. И поедать затем эту кашу, как шахматную доску — через квадрат. А можно — по спирали, начиная с краев и добираясь до середины.

Слишком ответственного ребенка медленно остывающий чай может заставить понервничать — напиток еще горячий, а звонок вот-вот прозвенит. Предупредите эту сложность заранее, объяснив, что отказываться от стакана теплого чая не следует, а зато чуть-чуть задержаться в столовой в перемену для завтрака вполне позволительно. Эту перемену и делают всегда несколько длиннее остальных. Так что не надо волноваться — допей чай и иди спокойно.


Как должен питаться ребенок, поступивший в первый класс, в этой главе мы рассказывать не будем. Этому важному вопросу посвящен отдельный раздел во второй части книги.

Хорошее отношение к вещам

Покупкам для школы надо отвести торжественный поход по магазинам. Причем важно, чтобы в этом походе непременно участвовал и ребенок. Пусть он сам выберет, какой пенал ему больше нравится — пластмассовый или деревянный. Какая папочка для тетрадей — в горошек или в полоску. Какие ластик, точилка, авторучки, тетради, ну и все остальное.

Как правило, возвращаясь домой после такого похода, ребенок чувствует себя царем, обладателем несметных богатств. Что же, пусть малыш вдоволь поиграет в них — поближе рассмотрит, повертит в руках, даже понюхает. Пусть даже вынесет во двор и похвастается новой вещью перед друзьями. Только предварительно покажите, как правильно пользоваться той или иной вещью. Пусть ребенок научится непринужденно запирать рюкзак, открывать и закрывать пенал и папку, пользоваться авторучкой и карандашами, вдевать тетради в обложки. Не сердитесь, если маленькие ручки дошкольника еще не очень ловкие, постоянный повтор одних и тех же действий приучит их к уверенности. А вот к бережливости малыша приучать надо уже сейчас.

— Посмотри, — объясняет взрослый, — тетрадку кладут в папочку, чтобы она не мялась. А карандаш всегда должен быть хорошо отточен — так он проводит красивую узкую полосочку. А книжки и тетрадки пусть будут в обложках, так они останутся чистыми. В книжках нельзя загибать углы, для того чтобы отметить нужную страничку, на помощь придет закладка.



В течение всего учебного года родителям приходится помогать ребенку наводить порядок в его маленьком рюкзачке. А что делать? Ведь для ребенка рюкзачок — целая планета, которая помогает ему идти дорогой знаний. Поэтому, как сказал Маленький принц в известной сказке, нужно приводить ее в опрятный вид каждое утро: "Умылся сам — приведи в порядок и свою планету"

10 советов родителям будущего первоклассника.
Совет 1. Помните, что вы выбираете школу не для себя, а для ребенка. Попробуйте учесть все факторы, которые будут влиять на процесс обучения.
Совет 2. Заранее познакомьтесь со школой, педагогическим коллективом, условиями обучения.
Совет 3. Выясните, по какой программе будет учиться ваш ребенок, какая у него будет нагрузка (сколько уроков в день, есть ли обязательные дополнительные занятия).
Совет 4. Узнайте, когда начинаются занятия, и рассчитайте, сколько времени уйдет на дорогу в школу. Добавьте еще час на утренние процедуры и завтрак.
Совет 5. Постарайтесь познакомиться и побеседовать с учительницей вашего ребенка.

Подумайте, насколько она сможет учесть его особенности.


Совет 6. Уточните, в какое время будут заканчиваться все занятия ребенка в школе. Это необходимо, если вы планируете какие-либо дополнительные занятия (музыкальная школа, кружки, секции).
Совет 7. Подготовьте место для занятий ребенка дома.
Совет 8. Не настраивайте ребенка только на успех, но и не запугивайте неудачами.
Совет 9. Не относитесь к первым неудачам ребенка как к краху всех ваших надежд. Помните: ему очень нужны ваша вера в него, умная помощь и поддержка.
Совет 10. Помните, что адаптация к школе - непростой процесс, и происходит он совсем не быстро. Первые месяцы могут быть очень сложными. Хорошо, если в этот период привыкания к школе кто-то из взрослых будет рядом с ребенком.


Письмо-обращение к самым близким и дорогим людям, моим родителям!

Не портите меня. Я прекрасно знаю, что я не должен получать всего, о чем прошу. Я просто проверяю вас.

Не бойтесь проявлять твердость по отношению ко мне. Я предпочитаю это. Это позволяет мне знать меру и место.

Не применяйте силу по отношению ко мне. Иначе это научит меня думать, что сила — это все, что имеет значение. С большей готовностью я восприму ваше руководство мной.

Не будьте непоследовательными. Это сбивает меня с толку и заставляет пытаться «выйти сухим из воды» во всех возможных случаях.

Не давайте пустых обещаний. Это подорвет мое доверие к вам.

Не поддавайтесь на мои провокации, когда я говорю и делаю вещи, которые огорчают вас. В противном случае я снова буду пытаться добиться такой «победы».

Не огорчайтесь, если я говорю, что ненавижу вас. Просто я хочу, чтобы вы пожалели о том, что вы сделали по отношению ко мне.

Не заставляйте меня чувствовать себя малышом. Я компенсирую это тем, что буду себя вести так, как будто я — «центр Вселенной».

Не делайте для меня и за меня то, что я могу сделать для себя и за себя сам. Если это произойдет, я буду требовать, чтобы вы обслуживали меня всегда.

Не обращайте внимания на мои глупые выходки. Ваше повышенное внимание поможет их закрепить.

Не делайте мне замечания в присутствии других людей. На замечания я буду реагировать лишь наедине, без посторонних.

Не пытайтесь меня поучать в конфликтной ситуации. Я все равно ничего не услышу, а если услышу, то не стану реагировать. Поговорите со мной тогда, когда ваш гнев уступит место здравому смыслу.

Не пытайтесь меня все время поучать. Вы удивились бы, узнав, как хорошо я знаю, что такое «хорошо» и что такое «плохо».

Не заставляйте меня считать, что ошибки, сделанные мною, это -преступление. Я должен научиться делать ошибки, не думая при этом, что я ни на что не годен.

Не придирайтесь ко мне и не ворчите. Иначе мне придется притвориться глухим, чтобы как-то защититься.



Не требуйте от меня объяснений по поводу моего плохого поведения. Я, действительно, сразу не смогу его объяснить. Я попытаюсь сам себе и вам объяснить свое поведение, но на это надо время.

Не испытывайте слишком сильно мою честность. Меня легко испугать, при этом я начинаю врать.

Не забудьте, что я развиваюсь, а значит, экспериментирую. Таким образом я учусь. Примиритесь, пожалуйста, с этим.

Не оберегайте меня от последствий моей деятельности. Мне необходимо учиться на собственном опыте.

Не обращайте внимания на мои маленькие недомогания. Я могу научиться получать удовольствие от своего плохого здоровья, если благодаря этому я буду в центре вашего внимания.

Не отмахивайтесь от меня, если я задаю вам честные и прямые вопросы. В противном случае вы обнаружите, что я перестал вас спрашивать и ищу интересующую меня информацию там, где мне ее предлагают.

Не отвечайте на мои глупые и бессмысленные вопросы. Я просто хочу обратить на себя ваше внимание.

Никогда не считайте, что извиниться передо мной — ниже Вашего достоинства. Ваше честное извинение и признание своих ошибок вызывает у меня по отношению к вам удивительно теплые чувства.

Никогда не утверждайте, что вы совершенны и непогрешимы. Иначе мне придется быть достойным слишком многого, а так не хочется утверждаться в обратном.

Не беспокойтесь о том, что мы проводим слишком мало времени вместе. Стоит побеспокоиться о том, как мы с вами его проводим.

Не позволяйте моим страхам возбуждать в вас тревогу. В противном случае я действительно испугаюсь. Демонстрируйте мне ваше мужество и собственную храбрость.

Не забывайте, что мне нужны ваши понимание и поддержка. Я думаю, что вы и без меня это знаете.

Относитесь ко мне так, как вы относитесь к своим друзьям. Я тоже хочу быть вашим лучшим другом.

Не забывайте, ваши добрые мысли и теплые пожелания, которые вы дарите мне щедро каждый день, если не сейчас, то через годы, вернутся вам сторицей.

Помните, что у вас есть самое великое чудо на свете. Это чудо...

Я - ВАШ РЕБЕНОК




Гигиенические правила зрительной работы для детей дошкольного возраста

Правило 1: правильное и достаточное освещение рабочего и игрового места. Дома нужно выбрать хорошо освещенное место для занятий, лучше всего у окна. В вечернее время нужно пользоваться настольной лампой 60 Вт с непрозрачным колпаком. Расположить ее надо так, чтобы свет падал с левой (для детей, пишущих правой рукой) или с правой стороны (для леворуких детей) только на рабочую поверхность, а глаза оставались в тени. Свет должен быть мягким и равномерно освещать место занятий.

Правило 2: не рекомендуется читать и играть лежа, особенно на боку, так как в этом положении нарушается правильная освещенность, а при лежании на боку, кроме того, глаза располагаются на разном расстоянии от рассматриваемого предмета, что приводит к зрительной утомляемости и головной боли.

Правило 3: необходимо следить за осанкой и позой за столом. Книга или тетрадь должны находиться на расстоянии не менее чем 30-35 см от глаз. Это примерно длина руки ребенка от локтя до кончиков пальцев. Такое расстояние не требует сильного напряжения зрения и позволяет сидеть не наклоняясь. Плохое освещение, нарушение осанки, неправильная посадка за столом вызывают утомление мышц шеи и спины, которые поддерживают голову, и ребенок старается низко наклониться над столом, что приводит к увеличению зрительной нагрузки.

Правило 4: смотреть телевизор и играть в компьютерные игры можно не более полутора часов в день. Экран телевизора при этом должен быть расположен на расстоянии не менее 2,5 метров. Комната в это время должна быть освещена.



Что нужно делать, если есть признаки невроза и все основания полагать, что он разовьется с поступлением ребенка в школу?
Прежде всего не надо спешить давать ребенку «успокаивающие» таблетки. Это всегда успеется. Если причина невроза лежит в микросоциальных условиях, то сначала надо изменить характер общения с ребенком и отношение к нему в семье.

Рекомендации родителям.

Первое. Постарайтесь быть более внимательными к своему ребенку, проявляйте больше любви, тепла и ласки, чаще говорите ему, что вы его любите и скучаете без него.

Второе. Помните о том, что у вашего ребенка тоже есть свои проблемы. Дайте ему возможность выговориться, обсудить вместе с вами то, что его тревожит и огорчает. Каждый день выделяйте время для беседы с ребенком, чтобы он мог рассказать вам о том, что произошло за день. Спокойно обсудите с ним сложные конфликтные ситуации, объясните, как надо поступать в том или ином случае, помогите понять причины поступков других людей. Например: «Сережа, вероятно, сломал твой карандаш не нарочно, он случайно уронил его на пол. Не надо было драться из-за этого с Сережей. Он не хотел этого, да и карандаш можно было отточить». «Галина Петровна не спросила тебя на уроке не потому, что она тебя не любит. Она видела, что ты поднял руку, значит, ты знаешь, как решать задачу. Учитель должен научить всех детей в классе решать задачи, поэтому она спросила Таню, которая не подняла руку, чтобы научить и ее». Важно помнить, что с ребенком 6-7 лет уже можно рассуждать, он в состоянии понять ваши доводы, анализировать вместе с вами ситуацию. Главное при этом — с пониманием и уважением относиться к проблемам ребенка, не считать их чем-то несерьезным, вести разговор спокойно и доверительно, а не на повышенных тонах в форме назиданий.

Третье. Заведите традицию беседовать с ребенком перед сном. Когда малыш уже в постели, присядьте рядом, погладьте его по голове, возьмите его ладошки в свои руки и спокойно поговорите о чем-то приятном. Вспомните, например, летний отдых в деревне: теплое летнее солнышко, смешного поросенка и т.д. Избегайте при этом бурных проявлений эмоций, не нужно, чтобы ребенок перевозбуждался перед сном. Поговорите о будущей поездке в выходные дни или летом. Пусть ваш ребенок засыпает с приятными мыслями и переживаниями. Если ему трудно заснуть, помогает теплая грелка, положенная к ногам, можно разрешить взять в постель любимого мишку или зайчика. Если на ребенка успокаивающе действует вода, полезны перед сном душ или ванна.

Четвертое. Никогда не высказывайте в присутствии ребенка-дошкольника своих опасений относительно начала его обучения в школе, не пугайте школой. Ваша тревога и опасения обязательно передадутся ребенку, послужат причиной формирования «школьной тревожности» — устойчивого состояния тревоги и страха в отношении всего, что связано со школой и учением.

Пятое. Не срывайтесь и не кричите на ребенка. Даже если он совершил что-то, на ваш взгляд, ужасное, держите себя в руках, старайтесь говорить ровным, спокойным голосом. Дети, чьи родители постоянно кричат и ругаются, перестают их слышать. Для начала введите один «разгрузочный» день в неделю. В этот день дайте себе слово, что не будете кричать на ребенка и ругать его, даже если он перевернет все вверх дном. Будьте с ним спокойны и выдержаны в этот день. Если получится, можно устраивать такие дни чаще, с тем чтобы постепенно отвыкнуть разговаривать с ребенком на повышенных тонах. Вы заметите, что он начинает вас «слышать», легче понимает и выполняет ваши требования.

Шестое. Пересмотрите свои требования к ребенку, всегда ли они обоснованы, не слишком ли многого вы хотите от него? Полезно вспомнить себя в этом возрасте и «пропустить» требования к своему ребенку через собственные детские переживания. Только при этом постарайтесь быть объективными. Взрослым свойственно идеализировать свое прошлое!

Седьмое. Большое значение для лечения и профилактики неврозов имеет правильный режим дня ребенка.

Здесь необходимо запомнить и выполнять три важных правила.

Правило 1. У ребенка должен быть полноценный сон. Несмотря ни на что, в 9 часов вечера его необходимо укладывать в кровать. Длительность ночного сна должна составлять 9-10 часов. Для детей с неустойчивой нервной системой полезен дневной сон в течение 1-1,5 часов. Шумные игры, излишне эмоциональные развлечения перед сном следует исключить.

Правило 2. Ребенку необходимы продолжительные ежедневные прогулки на свежем воздухе, подвижные игры и упражнения. Хорошо, если вы найдете возможность гулять вместе с ним: общение с вами ему также необходимо.

Правило 3. Не позволяйте ребенку подолгу сидеть перед телевизором, часами играть в видеоигры. Кровавые боевики и фильмы ужасов — не для вашего ребенка, их нужно полностью исключить. Если вы купили видеокассету с новым фильмом, сначала просмотрите ее сами и решите, стоит ли показывать это ребенку.

Список рекомендаций можно было бы продолжить. Вероятно, главной рекомендацией в этом случае может быть следующее: больше любви и доброты в общении с ребенком, больше веры в его силы, больше терпения и выдержки, и тогда все получится. Родителям следует помнить, что здоровая нервная система— залог успешного обучения в школе. При поступлении в школу определенные трудности у ребенка будут — они есть у всех первоклассников, но это другие трудности, они вполне преодолимы, если у ребенка не будет проблем с точки зрения здоровья.




Рекомендации по организации графической деятельности детей и подготовки руки

к письму

Подготовка руки ребенка к письму начинается задолго до начала систематического школьного обучения. Уже на первом году жизни необходимо заниматься с ребенком, развивая мелкую мускулатуру рук и стимулируя разнообразные движения кистей и пальцев рук.

Основным содержанием занятий по подготовке руки к письму с детьми ранних возрастов (до 3-4 лет) должно быть развитие мелкой мускулатуры и дифференцированности движений кистей и пальцев рук, т.е. формирование функциональной (физиологической) готовности к графической деятельности письма.

В этих возрастах обучение приемам графической деятельности малоэффективно, потому что, во-первых, у ребенка еще слабо развита способность принимать учебную задачу и действовать по образцу, заданному взрослым, и, во-вторых, детская рука физиологически не готова к выполнению сложных графических движений.

Начиная с 4-4,5 лет можно постепенно вводить несложные задания на формирование графических движений, прежде всего это штриховка контурных изображений в любимых многими детьми книжках-раскрасках. Покупая детям этого возраста книги для раскрашивания, необходимо подбирать картинки с небольшим количеством отдельных изображений — силуэтов, с крупными деталями, четко очерченными, «жирными» контурами, доступными для понимания ребенка сюжетами. Перед ребенком ставятся задачи: штриховать аккуратно и обязательно заканчивать начатое. Штрихи должны быть ровные, прямые, без просветов, с одинаковым нажимом, при этом нужно постараться не заезжать за контур. Для штриховки лучше использовать цветные карандаши, фломастеры больше подходят для рисования и обведения контуров. Можно предложить ребенку этого возраста рисование по точкам (обведение контура, выполненного точками или штрихами) крупных рисунков, сделанных прямыми или с небольшими изгибами линиями (домики, кораблики и т.д.). Детям очень нравится копировать рисунки с помощью копировальной бумаги. Эффективно в этом возрасте и любимо детьми рисование по крупным трафаретам.

На шестом году жизни дети рисуют много и с удовольствием. Картинки для раскрашивания могут быть уже более сложными, с большим количеством силуэтов и с более мелкими деталями. По-прежнему ставятся задачи: аккуратность штриховки и доведение начатого дела до конца. Ребенка обучают новым способам штриховки: прямыми вертикальными штрихами (сверху — вниз), горизонтальными (слева — направо), наклонными (сверху — вниз), клубочками (круговыми движениями руки, имитирующими наматывание и разматывание нити), полукругами (чешуя у рыбы, черепица крыши и т.д.), крупными петельками. При этом нужно следить, чтобы штрихи выполнялись одним движением руки в заданном направлении (сверху вниз, слева направо и т.д.); линия должна быть ровной с одинаковым нажимом, просветы одинаковой ширины. Используются игровые упражнения, в которых требуется проводить линии заданной формы, такие, как «Попади в цель».



Детям этого возраста можно предложить: рисование по точкам, дорисовывание незаконченного рисунка, рисование по клеточкам и копирование рисунков по клеточкам. Помимо формирования графических навыков, эти задания очень полезны для развития зрительного анализа, произвольности деятельности, способности принимать задачу. Особое внимание нужно уделить выполнению линий сложной формы одним движением кисти руки (овалы, окружности, волнистые и ломаные линии). Вначале они должны быть крупными и постепенно от занятия к занятию уменьшаться в размерах. При этом соответственно будет постепенно уменьшаться амплитуда движений кисти руки. Начиная с 5,5 лет можно обучать ребенка штриховке с использованием элементов букв. Главная задача при рисовании элементов букв для детей этого возраста — освоение их формы, при этом размер должен быть больше, чем это определяется нормативными требованиями при обучении детей письму в школе. В этом возрасте дети с удовольствием рисуют по трафаретам.

5. У семилетних детей графические упражнения по возможности должны быть приближены к условиям обучения письму в школе: размеры штрихов и их форма соответствуют размеру и форме элементов букв. При этом обучать письму самих букв не рекомендуется. Полезны упражнения в ученических тетрадях в клетку и линейку. Рисуя и штрихуя в школьной тетради, ребенок седьмого года учится видеть строчку, ориентироваться на странице, отсчитывать клеточки, соотносить уже приобретенные навыки выполнения графических элементов с размером строки и клеточки.

6. Степень трудности, содержание и длительность графических упражнений необходимо соотносить с возрастом и индивидуальными особенностями ребенка. Начинать нужно с простых заданий и постепенно увеличивать их сложность, длительность занятия для детей до 5,5 лет - 5 мин, от 5,5 до 6,5 — 10 мин, старше 6,5 лет— 10-15 мин, затем нужно сделать перерыв, выполнить упражнения для снятия напряжения и усталости с опорно-двигательного аппарата кистевого и плечевого отделов и спины. Если у ребенка нет желания заниматься рисованием и штриховкой, его нельзя заставлять. Это может привести к писчему спазму и стойкому нежеланию выполнять письменные работы в школе. В этом случае нужно постараться заинтересовать его вначале красивой тетрадкой, новыми карандашами и т.п., постепенно переключая интерес на результат графических действий. Для того чтобы у ребенка появилось желание заниматься графическими упражнениями, нужно, чтобы он испытал удовольствие от результата своих действий.

7. Во время занятий рисованием и штриховкой нужно следить за тем, чтобы ребенок правильно сидел за столом и правильно держал карандаш.



Литература
1.Бабаева Т.И. У школьного порога. – М.:Просвещение, 1993. – 128с.

2.Будницкая И.И., Катаева А.А. Ребенок идет в школу. – М.:Педагогика, 1985.- 160 с.



3.Дереклеева Н.И. Новые родительские собрания: 1-4 классы.- М.: ВАКО, 2007.- 336 с.

4.Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе:Пособие для практических психологов, педагогов и родителей. –М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2001.- 256 с.