Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Основная образовательная программа основного общего образования муниципального... 9 2906.15kb.
1 Анализ итогов выполнения образовательной программы 2012-2013 учебного... 28 6028.38kb.
Д. Д. Данилов I. Введение: что меняет в школе новая система оценки... 6 763.1kb.
Д. Д. Данилов I. Введение: что меняет в школе новая система оценки... 4 763.03kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 17 7398.58kb.
Основная образовательная программа начального общего образования 15 3947.66kb.
Образовательная программа начального общего образования 7 3001.11kb.
Основная общеобразовательная программа начального общего образования... 43 5909.31kb.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной... 7 2952.77kb.
Основная образовательная программа н ачального общего образования 12 4333.17kb.
1 Организация режима пребывания детей в детском саду 6 2251.86kb.
Классный час, посвященный битве под Москвой в 6 кл б 29. 11 1 135.95kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной - страница №1/11



СОДЕРЖАНИЕ.


  1. Пояснительная записка.



  1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.



  1. Учебный план начального общего образования.



  1. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.



  1. Программы отдельных учебных предметов.



  1. Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования.



  1. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.




  1. Программа коррекционной работы.



  1. Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.



1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Основная образовательная программа начального общего образования МОУ «Ахлебининская средняя общеобразовательная школа», работающей по УМК «Перспектива» (Научный руководитель д.п.н., директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПК и ППРО, лауреат Премии Президента РФ в области образования Л.Г. Петерсон), разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы (утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. № 373); на основе анализа деятельности образовательного учреждения с учетом возможностей Учебно-методического комплекса «Перспектива».


Образовательная программа «Перспектива» представляет собой систему взаимосвязанных программ, каждая из которых является самостоятельным звеном, обеспечивающая определенное направление деятельности образовательного учреждения. Единство этих программ образует завершенную систему обеспечения жизнедеятельности, функционирования и развития конкретного образовательного учреждения.
Образовательная программа «Перспектива» в соответствии с требованиями ФГОС содержит следующие разделы:

-пояснительная записка;

-планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»;

-учебный план начального общего образования с учетом УМК «Перспектива»;

-программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»;

-программы отдельных учебных предметов, курсов, включенных в УМК «Перспектива»;

-программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»;

-программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на основе ФГОС и с учетом УМК «Перспектива»;

-программа коррекционной работы на основе принципов деятельности в УМК «Перспектива»;

-система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.


Программа соответствует основным принципам государственной политики РФ в области образования, изложенным в Законе Российской Федерации “Об образовании”. Это:

  • гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся и воспитанников;

  • обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.


Целью реализации образовательной программы «Перспектива» является:

создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе УМК «Перспектива».
Задачи реализации образовательной программы «Перспектива»:


  • Достижение личностных результатов учащихся:

  • готовность и способность обучающихся к саморазвитию;

  • сформированность мотивации к обучению и познанию;

  • осмысление и принятие основных базовых ценностей.

  • Достижение метапредметных результатов обучающихся:

  • Освоение универсальных учебных действий (регулятивных, познавательных, коммуникативных).

  • Достижение предметных результатов:

  • Освоение опыта предметной деятельности по получению нового знания, его преобразования и применения на основе элементов научного знания, современной научной картины мира.

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ахлебининская средняя общеобразовательная школа» было создано в 1973 году, зарегистрировано как юридическое лицо 21.10.1998 года; срок прохождения лицензирования и аттестации – 27.04.2010 (лицензия серия А, № 345959, регистрационный № 9(642)). Свидетельство о государственной аккредитации – регистрационный номер 27(9) – от 07.06.2010.

В МОУ «Ахлебининская средняя общеобразовательная школа» 11 классов. Основными задачами школы являются:

а. создание условий, гарантирующих охрану и укрепление здоровья обучающихся;

б. создание условий для развития личности, ее самореализации и самоопределения;

в. Формирования у обучающихся современного уровня знаний;

г. Воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, к окружающей природе, родине, семье;

д. подготовка обучающихся к осознанному выбору профессии.

В школе 15 педагогов. Из них 11 имеют первую квалификационную категорию, 1 – высшую, 2 – вторую, 1 – молодой специалист. Средний возраст преподавателей – 46 лет. Учащиеся и учителя школы являются постоянными участниками районных конкурсов, олимпиад, спортивных соревнований. В общеобразовательном учреждении за много лет работы сложились определенные традиции: вахта памяти, посвященная участникам Великой Отечественной войны, вечер школьных друзей, конкурс «А ну-ка, парни», посвященный Дню защитника Отечества, спортивный праздник «Папа, мама, я – спортивная семья» и т.д.

УМК «Перспектива» представляет собой целостную информационно-образовательную среду для начальной школы, сконструированную на основе единых идеологических, дидактических и методических принципов, адекватных требованиям ФГОС к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования. Такой подход позволяет реализовать на практике ключевое положение ФГОС: «Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой, системой информационно-образовательных ресурсов и инструментов, обеспечивающих условия для реализации основной образовательной программы образовательного учреждения».


Идеологической основой УМК «Перспектива» является «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России», направленная на формирование у подрастающего поколения системы ценностей гуманизма, созидания, саморазвития, нравственности как основы успешной самореализации школьника в жизни и труде и как условия безопасности и процветания страны.

Методической основой является совокупность современных методов и приемов обучения и воспитания, реализуемых в УМК «Перспектива» (проектная деятельность, работа с информацией, мир деятельности и пр.). Учебники эффективно дополняют рабочие и творческие тетради, словари, книги для чтения, методические рекомендации для учителей, дидактические материалы, мультимедийные приложения (DVD-видео; DVD-диски со сценариями уроков, реализующих деятельностный метод обучения; CD-ROM диски; презентационные материалы для мультимедийных проекторов; программное обеспечение для интерактивной доски и др.), Интернет-поддержка и другие ресурсы по всем предметным областям учебного плана ФГОС (ФГОС, раздел III, п.19.3.).



ПРОГРАММА АДРЕСОВАНА:

  1. учащимся и родителям для информирования о целях, содержании, организации и предполагаемых результатах деятельности общеобразовательного учреждения по достижению обучающимся образовательных результатов; для определения сферы ответственности за достижение результатов образовательной деятельности школы, родителей и обучающихся и возможности их взаимодействия.

  2. учителям для углубления понимания смыслов образования и качестве ориентиров в практической деятельности;

  3. администрации для координации деятельности педагогического коллектива по выполнению требований к результатам и условиям освоения учащимися общеобразовательной программы;

  4. учредителю для повышения объективности оценивания образовательных результатов учреждения; для принятия управленческих решений на основе мониторинга эффективности процесса, качества, условий и результатов образовательной деятельности школы.

В основу разработки программы положена идея общественного договора. Она реализуется через работу Управляющего Совета. Особое внимание в программе уделяется овладению русским языком как языком, обеспечивающим межличностное общение и учебно-познавательную деятельность.

В программе учтены личностный и профессиональный потенциал родителей, школьные традиции воспитательной и внеклассной работы, запросы учащихся и родителей, профессиональный уровень педагогов, материально-техническая база школы.

Одним из приоритетов реализации общеобразовательной программы является развитие информационных технологий. Программа отвечает возрастным особенностям учащихся, соответствует характеристикам современного образования: доступности, открытости, носит личностно-ориентированный характер.




  1. Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования.

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной программы начального общего образования.

В тексте ФГОС начального общего образования отражены основные положения планируемых результатов начального общего образования.

К числу планируемых результатов освоения основной образовательной программы отнесены:


• личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к учению и познанию, ценностно-смысловые установки выпускников начальной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетентности, личностные качества; сформированность основ российской, гражданской идентичности;
• метапредметные результаты — освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
• предметные результаты — освоенный обучающимися в ходе изучения учебных предметов опыт специфической для каждой предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира.

Личностные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;



10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования должны отражать:

  1. овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

  3. формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

  4. формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

  5. освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

  6. использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

  7. активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

  8. использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

  9. овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

  10. овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

  11. готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

  12. определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

  13. готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

  14. овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

  15. овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

  16. умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы, должны отражать:


1. Филология.

Русский язык:



  1. формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

  2. понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

  3. сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

  4. овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

  5. овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

Литературное чтение:

  1. понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;

  2. осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении;

  3. понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в их обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев;

  4. достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, т.е. овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий;

  5. умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.

Иностранный язык (английский):

  1. приобретение начальных навыков общения в устной и письменной форме с носителями иностранного языка на основе своих речевых возможностей и потребностей; освоение правил речевого и неречевого поведения;

  2. освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для овладения на элементарном уровне устной и письменной речью на иностранном языке, расширение лингвистического кругозора;

  3. сформированность дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы.

2. Математика:

  1. использование начальных математических знаний для описания и объяснения окружающих предметов, процессов, явлений, а также оценки их количественных и пространственных отношений;

  2. овладение основами логического и алгоритмического мышления, пространственного воображения и математической речи, измерения, пересчета, прикидки и оценки, наглядного представления данных и процессов, записи и выполнения алгоритмов;

  3. приобретение начального опыта применения математических знаний для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач;

  4. умение выполнять устно и письменно арифметические действия с числами и числовыми выражениями, решать текстовые задачи, умение действовать в соответствии с алгоритмом и строить простейшие алгоритмы, исследовать, распознавать и изображать геометрические фигуры, работать с таблицами, схемами, графиками и диаграммами, цепочками, совокупностями, представлять, анализировать и интерпретировать данные;

  5. приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности.

3. Окружающий мир:

  1. понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

  2. сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

  3. осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

  4. освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др., с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

  5. развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

4. Основы духовно-нравственной культуры народов России:

  1. готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

  2. знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе;

  3. понимание значения нравственности, веры и религии в жизни человека и общества;

  4. формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России;

  5. первоначальные представления об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

  6. становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;

  7. осознание ценности человеческой жизни.

5. Искусство



Изобразительное искусство:

  1. сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

  2. сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

  3. овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

  4. овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).

Музыка:

  1. сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

  2. сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

  3. умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

  4. использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.

6. Технология:

  1. получение первоначальных представлений о созидательном и нравственном значении труда в жизни человека и общества; о мире профессий и важности правильного выбора профессии;

  2. усвоение первоначальных представлений о материальной культуре как продукте предметно-преобразующей деятельности человека;

  3. приобретение навыков самообслуживания; овладение технологическими приемами ручной обработки материалов; усвоение правил техники безопасности;

  4. использование приобретенных знаний и умений для творческого решения несложных конструкторских, художественно-конструкторских (дизайнерских), технологических и организационных задач;

  5. приобретение первоначальных навыков совместной продуктивной деятельности, сотрудничества, взаимопомощи, планирования и организации;

  6. приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач.

7. Физическая культура:

  1. формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психологического), о ее позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учебы и социализации;

  2. овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т. д.);

  3. формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данных мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателей развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).

УМК «Перспектива» в полной мере реализует Требования ФГОС по реализации вышеперечисленных результатов.

3.УЧЕБНЫЙ ПЛАН.


РАССМОТРЕН

педагогическим советом

протокол

от "___"______2011 г. № ____



СОГЛАСОВАНО

Председатель Управляющего Совета школы

____________/

"____"__________2011 г.



УТВЕРЖДАЮ

Директор МОУ ………..

/С.А.Латыпов/

"___"__________2011 г.





Учебный план

I ступени обучения (1 класс)

на 2011-2012 учебный год

МОУ «Ахлебининская средняя общеобразовательная школа»

(составлен на основе следующих документов для 1 класса:

нормативно-правовых документов федерального уровня:

Закон «Об образовании» (ст. 9, 13, 14, 15, 32);

Типовые положения об общеобразовательном учреждении разных типов и видов (Постановления Правительства РФ);

СанПиН, 2.4.2.1178-02 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса» (Приказ Минздрава от 28.11.2002); раздел 2.9.;

Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189 г. Москва "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях""

Федеральный государственный стандарт начального общего образования (Приказ МОиН № 363 от 06 октября 2009 зарегистрирован Минюст № 17785 от 22 .12. 2009);

Приказ МОиН РФ № 822 от 23.12.2009 «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2010-2011 год»

нормативных документов Министерства образования и науки:

Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы

(Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе (Письмо МО РФ № 1561/14-15 от19.11.1998);

Система оценивания учебных достижений школьников в условиях безотметочного обучения (Письмо МО РФ № 13-51-120/13 от 03.06.2003);

Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);


Пояснительная записка

Учебный план МОУ «Ахлебининская средняя общеобразовательная школа», реализующий основную образовательную программу начального общего образования, фиксирует максимальный объём учебной нагрузки обучающихся, состав учебных предметов, распределяет учебное время, отводимое на освоение содержания образования по классам и учебным предметам.

Для учащихся 1 классов максимальная продолжительность учебной недели составляет 5 дней.

Продолжительность учебного года в первом классе —33 недели. Продолжительность каникул в течение учебного года составляет не менее 30 календарных дней, летом — не менее 8 недель. Для обучающихся в 1 классе устанавливаются в течение года дополнительные недельные каникулы. Продолжительность урока составляет:

в 1 классе — 35 минут, реализуется «ступенчатый» метод постепенного наращивания учебной нагрузки: в сентябре, октябре проводится ежедневно 3 урока по 35 минут каждый, со 2 четверти проводятся 4 урока по 35 минут каждый. В 3 четверти согласно Уставу предусмотрены дополнительные каникулы

Учебный план для 1 класса разработан в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Учебный план 1 класса отражает:

·состав учебных предметов;

·недельное распределение учебного времени, отводимого на освоение содержания образования по классам, учебным предметам;

·максимально допустимая недельная нагрузка обучающихся.




Учебный план

начального общего образования

(годовой)

(образовательная программа начального общего образования утверждена директором МОУ «Ахлебининская средняя общеобразовательная школа»)





Предметные области

учебные предметы
классы




I




Обязательная часть




Филология

Русский язык

165

Литературное чтение

132

Иностранный язык



Математика и информатика

Математика

132

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

66

Искусство

Музыка

33

Изобразительное искусство

33

Технология

Технология

33

Физическая культура

Физическая культура

99

Итого:

693

Часть, формируемая участниками образовательного процесса



Максимально допустимая годовая нагрузка

693

Всего


693


Учебный план

начального общего образования

(недельный)

(образовательная программа начального общего образования утверждена директором МОУ «Ахлебининская средняя общеобразовательная школа»)


Предметные области

учебные предметы

классы




I




Обязательная часть




Филология

Русский язык

5

Литературное чтение

4

Иностранный язык



Математика и информатика

Математика

4

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

Искусство

Музыка

1

Изобразительное искусство

1

Технология

Технология

1

Физическая культура

Физич

ская культура

3


Итого

21

Часть, формируемая участниками образовательного процесса



Максимально допустимая недельная нагрузка

21

Всего к финансированию



21


Учебный план

I ступени обучения (2-4 класс)

на 2011-2012 учебный год

МОУ «Ахлебининская средняя общеобразовательная школа»

(составлен на основе ФБУП 2004г.)

Пояснительная записка.

Учебный план 2,3,4 классов разработан в соответствии с Федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, утвержденными приказом Минобразования России от 09.03.2004 № 1312; приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2010 № 889 "О внесении изменений в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 9 марта 2004 года № 1312 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования", региональным учебным планом для общеобразовательных учреждений Калужской области области, разработанным в соответствии с Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденным приказом Минобрнауки Российской Федерации от 09.02.1998 № 322, а также инструктивно-методическими письмами Министерства образования и науки Калужской области

Задачи обучения на I ступени:


  1. Обеспечить усвоение обучающимися федерального компонента государственного стандарта начального общего образования

  2. Развивать личность школьника, его творческие способности, интерес к учению, формирование желания и умения учиться

  3. Воспитывать нравственные и эстетические чувства, эмоционально-ценностное позитивное отношение к себе и окружающему миру

  4. Обеспечить освоение системы знаний, умений и навыков, опыта осуществления разнообразных видов деятельности

  5. Формировать общеучебные умения и навыки

  6. Охранять и укреплять физическое и психическое здоровье детей

  7. Сохранять и поддерживать индивидуальность ребёнка

Сроки освоения учебных программ – 4 года.

Продолжительность учебного года во 2- 4 классах – 34 учебные недели.

Продолжительность учебной недели для обучающихся 2-4 классов- 5 дней.

Во 2-4 классах продолжительность урока составляет 40 минут.

Учебные планы всех классов соответствуют действующим Санитарно-эпидемиологическим правилам СанПин «Гигиенические требования к условиям обучения в ОУ» (п.8. «Требования к режиму образовательного процесса»).

Начальное общее образование реализуется по модели четырёхлетней начальной школы по программам УМК «Перспектива» в 1 классе, «Школа России» во 2-4 классах.



Учебный план

начального общего образования

(годовой)

(образовательная программа начального общего образования утверждена директором МОУ «Ахлебининская средняя общеобразовательная школа»)



Предметные области

учебные предметы

классы

Количество часов в неделю

II

III

IV

Всего




Обязательная часть




Филология

Русский язык

170

170

170

510

Литературное чтение

136

102

102

340

Иностранный язык

68

68

68

204

Математика и информатика

Математика

136

136

136

408

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

68

68

68

204

Искусство

Музыка

34

34

34

102

Изобразительное искусство

34

34

34

102

Технология

Технология

34

68

68

170

Физическая культура

Физическая культура

102

102

102

306

Итого:

782

782

782

2346

Предельно допустимая учебная нагрузка

782

782

782

2346


Учебный план

начального общего образования

(недельный)

(образовательная программа начального общего образования утверждена директором МОУ «Ахлебининская средняя общеобразовательная школа»)


Предметные области

учебные предметы

классы

Количество часов в неделю

II

III

IV

Всего




Обязательная часть




Филология

Русский язык

5

5

5

15

Литературное чтение

4

3

3

10

Иностранный язык

2

2

2

6

Математика и информатика

Математика

4

4

4

12

Обществознание и естествознание

Окружающий мир

2

2

2

6

Искусство

Музыка

1

1

1

3

Изобразительное искусство

1

1

1

3

Технология

Технология

1

2

2

5

Физическая культура

Физическая культура

3

3

3

9

Итого

23

23

23

69


4. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования.

.

Цель: формировать УУД как систему действий учащегося.

Формируемые на уроках УУД закрепляются ребёнком во внеучебной и внешкольной деятельности, становятся личным достижением ребёнка. Родители и школа применяют совместные усилия для овладевания ребёнком УУД.



Ожидаемые результаты: сформированные УУД, соответствующие данной ступени образования.

Универсальные учебные действия (УУД): личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные.

Самоопределение (жизненное, личностное, профессиональное) – определение человеком своего места в обществе и жизни в целом, определения своего места в обществе, своего «способа» жизни.

Задачи самоопределения:

- построение индивидуальных жизненных смыслов;

- построение жизненных планов во временной перспективе (жизненного проектирования)



Смыслообразование – установление связи между целью учебной деятельности (результатом учения, побуждающим деятельность) и ее мотивом (тем, ради чего она осуществляется).

Нравственно-этическая ориентация (ориентация на выполнение моральных норм, способность и решение моральных проблем на основе децентрации, оценки своих поступков).
Регулятивные.

Действия, обеспечивающие организацию учащимися своей учебной деятельности:



управление своей деятельностью;

- целеполагание (постановка учебной задачи),

- планирование (определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата),

- составление плана и последовательности действий,

- прогнозирование,

контроль и коррекция;

- контроль,

- коррекция,

- оценка,



инициативность и самостоятельность

- элементы волевой саморегуляции как способности к мобилизации сил и энергии, способность к волевому усилию, к преодолению препятстви



Познавательные.
Общеучебные действия

- выделение и формулирование познавательной цели,

- поиск и выделение необходимой информации

- применение методов информационного поиска (работа с информацией,

работа с учебными моделями, с помощью компьютерных средств, знаково-символические действия, включая моделирование).

-умение структурировать знания.

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывании в устной и письменной форме,

- выбор эффективных способов решения задач,

- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения

в зависимости от цели,

-извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров,

- свободная ориентация и восприятие текстов художественного,

научного, публицистического и официально-делового стилей,

- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации,

- умение адекватно, подробно, сжато, выборочно передавать содержание текста,

- составлять тексты различных жанров, соблюдая нормы построения текста (тема, жанр, стиль, речь и т.д.)
Логические.

- анализ объектов с целью выделения признаков,

- синтез как составление целого из частей,

- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов,

- подведение под понятия, выведение следствий,

- установление причинно-следственных связей,

- построение логической цепи рассуждений, доказательство,

- выдвижение гипотез и их обоснование.


Действия постановки и действия решения проблем.

- формулирование проблемы,

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого

и поискового характера.


Коммуникативные.

Коммуникативные действия ( речевая деятельность и навыки сотрудничества), обеспечивают социальную компетентность и учет позиций других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем.

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы,

поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий,

- умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли

в соответствии с задачами и условиями коммуникации,

- владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормам родного языка.

Развитие системы универсальных учебных действий в составе личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных действий осуществляется в рамках нормативно- возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка. Процесс обучения задает содержание и характеристики учебной деятельности ребенка и тем самым определяет зону ближайшего развития УУД.

Программа формирования регулятивных действий.

Направ-

ление

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Целеполага-

ние


Понимание и принятие

учащимися учебной цели, поставленной учителем, преобразование ее в практическую задачу с помощью учителя



Принятие и сохранение учебной цели при

выполнении учебных

действий, отчет о своих действий после принятого решения.


Самостоятельная фор-

мулировка познавательной цели при столкновении с новой практической задачей, четкое осознание своей цели и структуры найденно-

го способа решения


Самостоятельная постановка учебных целей, выдвижение самостоятель-

ных гипотез, использование в учебе форм активного исследования.


Контроль

и

коррекция



Контроль на уровне не-

произвольного внимания. Обнаружение ошибки с помощью учителя, формирование критического отношения к исправленным ошибкам, адекватного

восприятия оценки своей деятельности.


Актуальный контроль

на уровне произвольного внимания.

Самостоятельное исправление ошибки,

контроль за процессом выполнения задачи другими ученика-

ми.


Формирование потенциального рефлексивного контроля.

Внесение корректив в способ действий при его неадекватности в новых условиях с помощью учителя.



Самостоятельный контроль, соотнесение выполняемых действий способу выполнения, внесение коррективов в способ действия до начала решения практической задачи при изменении условий

Оценка


Формирование умения воспринимать оценку учителя и адекватно ее

аргументировать.



Формирование адекватной ретроспективной оценки, умения самостоятельно оценить свои действия и содержательно обосновать правильность или ошибочность результата, соотнося его со схемой действия.

Формирование умения

оценить свои возможности для решения новой задачи с помощью

учителя.


Формирование умения адекватно и самостоятельно оценить свои возможности в решении задачи, учитывая изменения известных способов деятельности.

Критериями сформированности у учащихся произвольной регуляции своего поведения и деятельности выступают следующие умения:

1. Выбирать средства для организации своего поведения.

2. Помнить и удерживать правило, инструкцию во времени.

3. Планировать, контролировать и выполнять действия по заданному образцу и правилу.

4. Предвосхищать результаты своих действий и возможные ошибки.



Направление

Критерии сформированности

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Самоопределение

Внутренняя позиция

школьника.



Формирование положительного отношения к школе;

чувства необходимости учения.



Формирование адекватного представления о школе, предпочтение

классных коллективных занятий

индивидуальным

занятиям дома.



Проявление интереса к новому;

предпочтение социального способа

оценки знаний (отметка) дошкольному способу (подарки, сладости…)


Формирование положительного отношения к школьной дисциплине, направленной на поддержание общепринятых норм поведения в школе.

Сформированность

познавательных мотивов.

Гражданская

идентичность


Знание основных моральных норм и правил.

Формирование охранно-бережно-

го отношения к природе, к своему здоровью.


Знание основных правил и обязанностей гражданина;

знание основных исторических событий развития государственности и общества



Формирование историко- географического образа

России.


Знание основных прав и обязанностей гражданина.

Формирование представлений об общекультурном наследии России;

формирование представлений о со-циально-политическом устройстве России, ее государственной организации.



Самооценка.



Формирование представления о качествах «хоро-

шего» ученика.



Формирование осознания своих возможностей в учении на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик».

Формирование осознания необходимости самосовершенствования

на основе сравнения «Я» и «хороший» ученик».

.


Формирование способности адекватно судить о причинах своего успеха (неудач) в учении

Смыслообразование

Мотивация

учения.


Формирование положительного отношения к школе;

Осознание концепции

«Я – ученик»


Формирование познавательных мотивов, развитие

интереса к новому.



Формирование старания к самоизменению;

формирование социальных мотивов учения



Установление связи между учением и будущей профессиональной деятельностью.





Нравственно-этическая ориентация

.


Формирование знаний, об основных моральных нормах (справедливое распределение,

взаимопомощь, правдивость, честность, ответственность)




Формирование ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступках, так и поступках окружающих, развитие

этических чувств

(стыда, вины, со-

вести как регуляторов морально-

го поведения)


Выделение нравственного содержания поступков на основе различения

конвенциональных и моральных норм.



Формирование моральной само-

оценки;


формирование единого целостного образа мира при разнообразии культур, развитие толерантности.
5. Начинать выполнение действия и заканчивать его в требуемый временной момент.

6. Тормозить реакции, не имеющие отношения к цели.



Программа развития коммуникативных

универсальных учебных действий.


Направление

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Коммуникация

как

взаимодействие




Преодоление эгоцентрической позиции в межличностных и пространственных отношениях.

Формирование пони-

мания возможности

различных позиций и

точек зрения на какой-либо предмет или вопрос, а также ориентация на позицию других людей, отличную от его собственной, уважение к иной точке зрения.



Формирование умения предвидеть различные возможности мнения других людей.

Умение обосновывать и доказывать собственное мнение.



Формирование понимания возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета.

Коммуникация

как

кооперация



Формирование умения договариваться, ориентироваться на партнера по действию.

Формирование умения находить общее решение практической задачи, способность сохранять доброжелательные отношения в

спорных ситуациях.



Формирование умения не просто высказывать, но и убеждать и уступать.


Формирование способности брать на себя инициативу в организации совместного действия, осуществление взаимного контроля и взаимопомощи по ходу выполнения..

Коммуникация

как

интериоризация




Формирование умения строить свои высказывания, задавать вопросы отражать в речи существенные ориентиры действия, передавать их картину.

Развитие рефлексии предметного содержания и условий для деятельности.



Программа развития личностных

универсальных учебных действий.

Направл.

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс


Обще-

учебные

универ-

сальные

действия


Формирование умения

работать с текстом, понимать прочитанное, делать элементарный анализ с помощью учи-

теля; развитие связной речи. Формирование умения понимать и принимать поставленную задачу.


Смысловое чтение. выделение необходимой информации с помощью учителя.

Нахождение информации разными способами, в том числе с помощью компьютерных средств.



Постановка и формирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового и творческого характера

Смысловое чтение.

Извлечение необходимой информации из прочитанного без помощи учителя.


Самостоятельное выделение и формирование цели.

Умение осознано и произвольно строить речевое высказывание.

Рефлексия способов и условий действий.

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности.




Универ-

сальные

логические

умения


Анализ объектов с це-

лью выделения признаков (существенных

и несущественных).

Синтез, как составление

целого из частей.


Синтез с самостоя-

тельным достраива-

нием, выполнением

недостающих компо-

нентов.

Подведение под поня



тие, выведение след-

ствий.


Формирование уме-

ния устанавливать причинно-следствен-

ные связи.

Построение логичес-

кой цепочки построе-

ния.


Формирование умения доказывать свою точку зрения.

Выдвижение гипотез и их

обоснование.



Постановка и решение проблемы.

Формирование умения воспринимать мини -проблему, сформулиро-

ванную учителем.



Формулирование умения видеть и формулировать проблему, поиск решения с помощью алгоритма.

Самостоятельная постановка проблемы учащимися и нахождение путей ее решения.

Самостоятельная поста-

новка проблемы учащи-

мися и нахождение путей ее решения творческого и поискового характера.

Формирование умения замещения (использование знаков и символов как ус-

ловных заместителей реальных объектов и предметов.

Формирование умения декодирования –считыва-

ние информации.

Программа формирования познавательных действий.
Результаты развития универсальных учебных действий.

- Адекватная школьная мотивация. Мотивация достижений.

- Формирование рефлексивной адекватной самооценки.

- Развитие основ гражданской идентичности.

- Функционально структурная сформированность учебной деятельности.

- Развитие произвольности восприятия, внимания, памяти, воображения.

- Формирование внутреннего плана действия

- Развитие рефлексии – осознание учащимися содержания, последовательности и основания действий..





  1. Программы отдельных учебных предметов.

Утверждаю

Директор /___________/

Латыпов С.А.

Приказ № _________________

От «___»_____________20___г.

Согласовано на педагогическом совете школы

Протокол № _______ от «___»_____________20___г.

Рассмотрено на методическом объединении учителей

Протокол № _______ от «___»_____________20___г.

Руководитель МО /______________/

Аверьянова А.Д.


1 класс.

Азбука.

Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:

  • Федеральный компонент государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2009/2010 учебный год: Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 379 от 09.12.2008 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2011/2012 учебный год»

  • Примерные программы начального общего образования: Письмо МОиН Российской Федерации № 03-1263 от 07.07.2005 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана»

  • Учебный план образовательного учреждения на 2011/2012 учебный год

  • Локальный акт образовательного учреждения (об утверждении структуры рабочей программы)

  • Программа и материал УМК расчитан на 94 часа в год, 4 часа в неделю,что сответствуе ОБУП в 1 классе (1-4)

Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманистической школы, интересам и потребностям ребёнка, он призван сформировать высокую культуру речевого общения, развить творческие способности учащихся, приобщить их к духовно-нравственным ценностям.

Содержание нового курса и методика обучения ориентированы на решение следующих задач:

— сформировать умения писать и читать, слушать и говорить, свободно пользоваться родным языком в различных ситуациях общения;

— обеспечить осознанное усвоение языка как важнейшего средства общения и взаимного понимания людей;

— обеспечить взаимосвязь системы обучения грамоте с развитием коммуникативно-речевых умений, литературно-творческих способностей учащихся, с формированием у них духовно-нравственных ценностей;

— развить образное и логическое мышление у каждого ребёнка, привить навыки речевой культуры общения как неотъемлемой части общей культуры человека.

В новой системе обучения грамоте усвоение письменной речи впервые начинается с её предыстории (жесты, рисунки, различные типы письменных знаков и др.), знакомства детей с культурно-историческим аспектом письменной речи, представленной в рисунках и играх, даётся возможность обучать чтению и письму как настоящей письменной речи, а не только как техническим навыкам, о чём писал ещё Л. С. Выготский.

Обучение грамоте в новой системе строится на различных ситуациях общения (условных и реальных), которые помогают осознать язык как важнейшее средство общения, как важнейший инструмент мыслительной и духовной деятельности людей. Наглядно-образные модели общения, представленные в азбуке, дают детям элементарные представления о ситуации общения, партнерах (собеседниках) речевого общения, о целях общения и его результатах.

Изучение языка как средства общения в период обучения грамоте начинается со слова, с номинативной (назывной) функции языка, наиболее доступной детскому восприятию. При этом обеспечивается постепенный переход от слова в естественных ситуациях общения к предложению и тексту.

Работа со словом в новой системе обучения отличается от общепринятых подходов. Слово рассматривается как двусторонняя единица языка, как сложный языковой знак, имеющий план содержания (значение) и план выражения (фонетическую и буквенную форму). Осознать «устройство» слова помогают простейшие структурно-семантические модели слов, которые показывают взаимосвязь значения слова и его звучания. Переход от звучащего

слова к его графической форме обеспечивается через звукобуквенный анализ. При освоении звукобуквенного письма используется современный вариант звукового аналитико-синтетического метода.

Новая система обучения грамоте базируется на трех основных принципах: коммуникативном, познавательном и семиотическом (знаковом).
1. Коммуникативная направленность курса позволяет:

— сформировать процессы чтения и письма как виды письменной речи, а не только как простейшие навыки;

— дать представление о тексте как продукте речевой деятельности;

— осознать язык как средство общения;



  • сформировать умение ориентироваться в ситуации общения: адекватно воспринимать речь собеседника, правильно строить своё высказывание, контролировать и корректировать его в зависимости от ситуации общения.



2. Познавательная ориентация курса позволяет:

— изучать язык как культурно-исторический процесс — от устных форм общения к письменным, т. е. от игры, жеста, рисунков, пиктографии к алфавитному звукобуквенному письму и т. д.;

— освоить язык как средство взаимопонимания, средство познания;

— формировать языковое мышление учащихся, развивая образное и абстрактное логическое мышление, интуицию;

— обеспечить поэтапное усвоение основных языковых и речевых понятий на иллюстративно-образной основе с учётом особенностей познавательной деятельности ребёнка через развитие всех видов мышления (наглядно-практического, образно-символического и абстрактно-логического);


  • развить языковое мышление, которое базируется на умении ребёнка осознавать и гармонически сочетать форму и содержание речи, умении воспроизводить её смысл и значение в различных формах, умении увидеть общий смысл за различными формами её выражения.



3. Семиотический принцип даёт возможность:

— раскрыть язык как знаковую систему, в которой к языковым знакам можно отнести только двусторонние единицы языка, такие, как слово, морфема и т. д. (а не букву, как часто полагают);

— осознать специфику слова как языкового знака, как «заместителя» действительности;

— выделить исходные понятия и отношения, которые помогли бы ребёнку проникнуть в смысл языкового знака: знак — значение, значение — звучание (содержание — форма);

— познакомить детей с различными знаковыми системами и средствами общения: мимикой и жестом (как одними из древнейших видов общения, которые продолжают функционировать и сейчас, сопровождая устную речь), знаками-сигналами, знаками-символами, языком искусства и т. д.

Период обучения грамоте включает три этапа:

1) подготовительный;

2) основной;

3) послебукварный.

На заключительном этапе обучения в 1 классе вводятся курсы русского языка и литературного чтения для закрепления знаний о языке и речи, формирования коммуникативно-речевых умений и накопления опыта литературного чтения.

Уроки чтения строятся на материале литературно-художественных текстов пособия «Читалочка». Это способствует повышению речевой культуры учащихся, развитию их мышления и воображения, воспитанию художественно-эстетического вкуса детей.

Художественные произведения для чтения, слушания и рассказывания помогут учителю проводить уроки «общения» писателя с читателем, читателя с книгой и ее героями и др. На таких уроках дети не только получат первоначальные представления о различных типах текстов (художественном и научно-познавательном), но и понаблюдают, как язык «действует», проявляет себя в различных сферах общения, когда он выполняет ту или иную функцию: функцию общения (разговорный стиль), сообщения (научный и деловой стиль), воздействия (литературно-художественный стиль).



Чтобы первоклассники лучше ощутили, что мир в различных видах искусства воспринимается неодинаково, им предоставляется возможность рассмотреть один и тот же предмет (явление) глазами художника, музыканта, поэта, учёного (видят в одном и том же предмете разные стороны и по-разному их отображают). Подобные упражнения, проводимые совместно с учителем, развивают интерес учеников к языку, искусству и окружающему миру. Внимание детей привлекается и к особенностям поэтической речи, к форме стиха, его мелодике, ритму, а также к образности и выразительности поэтического слова. Система заданий и подбор материала обеспечивают развитие литературно-художественных способностей школьников.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам
Обучающиеся должны знать:


  • все звуки и буквы русского языка, осознавать их основные различия (звуки слышим и произносим, буквы видим и пишем).


Обучающиеся должны уметь:

  • вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;

  • различать гласные и согласные звуки и буквы, их обозначающие;

  • правильно называть мягкие и твёрдые звуки в слове и вне слова;

  • знать способы их буквенного обозначения;

  • обозначать на письме мягкость согласных звуков гласными буквами (е, ё, ю, я, и) и мягким знаком;

  • определять место ударения в слове;

  • вычленять слова из предложений;

  • чётко, без искажений писать строчные и заглавные буквы, их соединения в слогах и словах;

  • правильно списывать слова и предложения, написанные печатным и рукописным шрифтом;

  • грамотно (без пропусков, искажений букв) писать под диктовку слова, предложения из 3-5слов, написание которых не расходится с произношением;

  • употреблять большую букву в начале, точку в конце предложения;

  • устно составлять 3-5 предложений на определённую тему;

  • знать гигиенические правила письма;

  • правильно писать формы букв и соединения между ними;

  • уметь прочитать слово орфографически и орфоэпически и на этой основе установить, так ли данное слово пишется, как оно произносится, в какой части слова находится буква или буквы, обозначающие несовпадение.


Упражнения по каллиграфии и связной речи проводятся на уроках русского языка в процессе всего программного материала.

Навык чтения.


  • I полугодие. Плавное слоговое чтение слов, предложений, коротких текстов с изученными звуками и обозначающими их буквами.



  • II полугодие. Правильное, плавное слоговое чтение с элементами чтения целыми словами небольших текстов со всеми буквами алфавита. Соблюдение пауз, отделяющих одно предложение от другого. Продолжение работы над звуковой культурой речи, над словом, предложением и связной речью, начатой в букварный период.


Обучение грамоте. Чтение. Л.Ф.Климанова,С.Г. Макеева 1 класс

УМК «Перспектива»




урока

Раздел

Тема урока чтения

Стр.

Дата





Часть I.




1

«Давайте знакомиться!» «Мы —  хорошие друзья».

4-5

6-7 (д)





2

«Мои любимые книжки». «Первый школьный звонок».

Вн.чт. «Произведения К.Чуковского».

8-9

10-11 (д)






3




«Общение без слов». «Жест и его значение».

12-13






4

«Страшный зверь». «В мире природы». «Понимаем ли мы язык животных?».

14-15 16-19 (д)
















5

«Мы пришли в театр». «Кто разговаривает в сказках?».
Вн.чт. «Авторские сказки».

20-23




6

«О чем рассказал Гулливер?». «Слова или предметы?».

24-25




7

«Как найти дорогу».

26-27




8

«Удивительная встреча».

28-29
















9

«Знаки на дорогах».

30-31




10

«Условные знаки в городе и дома».

32-33




11

«Путешествие по цветочному городу».

Вн.чт. «Произведения Н.Носова».

34-35




12

«Не быть равнодушным». «Знаки в лесу и в парке».

36-39
















13

«Загадочное письмо». «Письмо в рисунках».

40-41




14

«Мир полный звуков». Подготовка к усвоению звукобуквенного письма.

42-43




15

«Слушаем звуки речи». «Различение звуков речи». Звуки гласные и согласные. .

44-47




16

Твердые и мягкие согласные. З
Вн.чт. «Книги Б.Заходера».

48-51
















17

«Звучание слова и его значение».

52-53




18

«Слог. Деление слов на слоги».

54-55




19

«Ударение в слове».

56-57




20

«Слово, предложение». «Речь». «Записываем слова и предложения».

58-61

62-64 (д)



























21-22

«Страна АБВГДейка». Звуки [а], [о]; буквы Аа, Оо. Работа с.

Вн.чт. К.Чуковский. «Айболит».

68-69




23

Звук [у], буква Уу.

70-71




24

Звуки [и], [ы]. Буквы Ии, ы.

72-74
















25

Повторение: гласные и, ы. Звук [э], буква Э.

75




26

«Узелки на память».

76-77




27

Звуки [м] — [м`]. Буква М.

Вн.чт. «Стихи А.Барто».

78




28

Звуки [с] — [с`], буква Сс.

79
















29

Звуки [н] — [н`], буква Н.

80




30

Звуки [л] — [л`], буква Л.

81




31

Повторение..

82-83




32

Звуки [т] — [т`], буква Тт.

Вн.чт. «Произведения о животных».

84-85
















33

Звуки [к] — [к`], буква Кк.

86-89




34

Узелки на память.

90-91




35-36

Звуки [р] — [р`], буква Рр. Звуки [в], [в`], буква Вв.

92-94
















37

Звуки [п] — [п`], буква Пп.

95




38

Звуки [г] — [г`], буква Г.

Вн.чт. «Скороговорки».

96-98




39

Повторение. Звуковой анализ. Сравнение звуков [г] и [к].

99-101




40

Буквы Е, Ё в начале слова и после гласных.

102-104




41

Буквы Е, Ё после согласных.

105-107




42

Узелки на память.

108-110







Часть II.




43

Звуки [б] — [б`], буква Бб.
Вн.чт. А.Толстой. «Буратино».

4-5




44

Звуки [з] — [з`], буква Зз

6-7
















45

Закрепление. Буквы Бб, Зз.

8-9




46

Повторение изученного. Деление слов на слоги. Ударение.

10-11




47

Звуки [д] — [д`], буква Дд.

Вн.чт. «Русские народные сказки».

12-13




48

Звук [ж], буква Ж. предложений.

14-15
















49

Мои первые книжки.

16-19




50

Узелки на память.

20-23




51

Буква Я в начале слова и после гласных.

24-25




52

Буква Я после согласных. Буква Я, как показатель мягкости предшествующего согласного.
Вн.чт. «Произведения Л.Толстого».

26-27
















53

Игра в слова. Повторение изученных букв.

28-29




54

Звуки [х] — [х`], буква Хх.

30-31




55-56

Мягкий знак — показатель мягкости согласных.

32-33
















57

Звук[й], буква Йй.
Вн.чт. К.Чуковский «Мойдодыр».

34-35




58

Повторение изученных букв.

36-37




59

Буква Ю в начале слова и после гласных.

38-39




60

Буква Ю после согласных.

40-41
















61

«Приговорки, игры, песенки». Повторение изученных букв.

42-43




62

Узелки на память.

Вн.чт. «Устное народное творчество».

44-45




63

Детям на потеху. Выразительное чтение диалогов.

46-49




64

Звук [ш], буква Шш. Сравнение звуков [ш] — [ж]. Чтение слов и предложений.

50-51
















65

Звук [ч`], буква Чч.

52-53




66-67

Звук [щ`]. Буква Щщ.

Вн.чт. «Стихи С.Михалкова».

54-55

56-57





68

Звук [ц], буква Цц.

58
















69-70

Звук [ф], [ф`], буква Фф.

59-61




71-72

Разделительные ь и ъ.
Вн.чт. «Моя первая энциклопедия».

62-67




73

Узелки на память. Классификация букв. Чтение текстов «На что клад, когда в семье лад».

68-72
















74

Алфавит. Чтение загадок о буквах. Завершение «Веселого путешествия от А до Я».

73




75

Повторенье — мать ученья. Знаки городов России.

74-75




76

Слово, его значение.

76-79
















77

По страницам старинных азбук. Чтение по выбору. «Читалочка».
Вн.чт. «Произведения из старинных азбук».

80-83




78

Семейное чтение. Из старинных азбук и книг для чтения.

84-85




79

Произведения Л.Толстого и К.Ушинского.

86-88




80

Про всё на свете. Б.Заходер. «Почему?»

90-93
















81

Об одном и том же по-разному. Писатели и музыканты.

94-97




82

Книга природы. Произведения Н.Сладкова, В.Бианки, Н.Матвеевой.
Вн.чт. «Произведения о природе».

98-99




83

Удивительное рядом. Научно-познавательные рассказы.

100-101




84

Сравни и подумай. Научно-познавательные рассказы.

102-103




85

Сочиняй, придумывай, рассказывай. Загадки.

104-105




86

Час потехи. Произведения Д.Хармса и Б.Заходера.

106-107




87

Большие и маленькие секреты. Д.Чиарди. «Об удивительных птицах».

Вн.чт. «Произведения Д.Хармса».

108-109




88

А.Майков. «Колыбельная песня». С.Чёрный. «Колыбельная (для куклы)».

110-111




89

Считалки. Сказки. Присказки.

112-115




90

Как общаются люди. Б.Заходер. «Приятная встреча». А.Барто. «Вовка – добрая душа».

116-117




91

В.Лунин. «Вежливый слон». Б. Заходер. «Моя Вообразилия».

118-121




92

Умеет ли разговаривать природа? Произведения И.Токмаковой, В.Берестова и Н.Матвеевой.
Вн.чт. «Произведения В.Бианки».

122-125




93

Волшебство. А.Фет. «Уж верба вся пушистая…». А.К.Толстой. «Колокольчики мои…».

126-127




94

Самое удивительное чудо на свете. Сказки.

130-131

138-142





следующая страница >>