Серия: «Преподавание экономики на профильном уровне» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
- 3 932.52kb.
Реализация компетентностного подхода в обучении истории 1 458.8kb.
Тема: «Развитие экономики края в XIX веке» 1 97.48kb.
А. Г. Каспржаком эоо элективные курсы в профильном обучении: Образователь... 4 1645.57kb.
Программа по предмету: «Физическая культура» Тема: «Прикладная физическая... 1 216.72kb.
Семинаров и образовательных программ Нижний Тагил 2012 Серия «Теория... 23 2339.54kb.
Правила оформления текста статей в научном журнале Сибирского федерального... 1 132.8kb.
«Внедрение блочно – модульной технологии в преподавание биологии» 1 65.7kb.
Курс лекций по разделу «История экономических учений» для студентов... 25 4779.01kb.
Вестник рудн, серия Медицина, 1998 №1 33 4251.8kb.
Омская и Таврическая Епархия 1 157.9kb.
Обычный Мёд и его совершенно необычные возможности для обновления... 5 2136.12kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Серия: «Преподавание экономики на профильном уровне» - страница №1/2


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

Гимназия № 23 г. Челябинска
454084, г. Челябинск, ул. Кирова, 44; Телефон: (351) 791-55-03; Факс: (351) 791-15-07;
E-mail: chsch23@rambler.ru
Серия: «Преподавание экономики на профильном уровне»
Контрольные работы по курсу

«Основы экономической теории»

(10 – 11 классы)

Автор-составитель: Сонина М. Н.

учитель обществознания и экономики

высшей категории,

Почетный работник общего образования РФ

Челябинск, 2009 г.
Пояснительная записка

к контрольным работам по курсу

«Основы экономической теории».
Согласно стандарту среднего (полного) общего образования по экономике, изучение экономики в старшей школе на профильном уровне направлено на достижение, в частности, следующих целей:

  • освоение системы знаний об экономической деятельности человека, организации/фирмы и государства, об экономике России, необходимых для дальнейшего изучения экономических дисциплин в системе среднего и высшего профессионального образования или самообразования;

  • формирование готовности использовать полученные знания и умения для решения типичных экономических задач.

Учебно-методический комплекс «Основы экономической теории» (автор - С. И. Иванов) наиболее эффективно позволяет достигать целей, определенных стандартом, т. к., помимо учебника и пособия для учителя, включает в себя практикум по курсу, строго синхронизированный с программой и учебником и включающий задания на закрепление понятий и терминов, тестовые задания, задания-задачи, проблемы для обсуждения. Работа с Практикумом формирует у учащихся опыт познавательной и практической деятельности, прежде всего, в части решения задач, раскрывающих типичные экономические ситуации, а также в части экономического анализа общественных явлений и событий. Практикум позволяет проводить текущий контроль учебных достижений обучающихся. Но, к сожалению, в данном УМК не предусмотрен инструментарий для итогового контроля по каждой из изученных тем (как это, к примеру, сделано у Е. Савицкой в рабочих тетрадях к учебникам И. Липсица «Экономика»). Существующие сборники задач и тестов, при всем кажущемся многообразии, не могут являться прямым дополнением при работе с данным УМК. Поэтому учителю приходится компилировать имеющиеся материалы при составлении контрольных работ.

Представленные мною контрольные работы по некоторым темам курса «Основы экономической теории» прошли апробацию в 10-х классах социально-правового профиля МОУ гимназии №23 г. Челябинска (на изучение экономики отводится 2 часа в неделю, при этом класс делится на подгруппы - этим и объясняется отсутствие необходимости в разработке нескольких вариантов). Все тестовые задания и задачи в контрольных работах составлены на основе заданий, представленных в следующих источниках:



  • Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. Тесты: учебное пособие. – М.: Дело и Сервис, 2005

  • Акимов Д.В., Дичева О.В., Щукина Л.Б. Задания по экономике: от простых до олимпиадных: Пособие для 10 – 11 классов. – М.: ВИТА-Пресс, 2008

  • Волков С., Корнейчук Б., Любарский А. Экономика: сборник задач. – М.: Рольф, 2002

  • Казаков А. П., Минаева Н. В. Экономика: Курс лекций. Упражнения. Тесты и тренинги. – М.: Издательство ЦИПКК АП, 1996

  • Ким И.А. Сборник заданий по макроэкономике. – М.: ВИТА-Пресс, 2008

  • Мицкевич А. Экономика в задачах и тестах: Пособие для учителя. – М.: ВИТА-Прес, 1995

  • Настольная книга учителя экономики. / Составитель Б. И. Мишин. – М.: ООО «Издательство Аст»: ООО «Издательство Астрель», 2003

  • Равичев С. А., Григорьев С. Н., Протасевич Т. А., Свахин Т. А. Сборник тестовых заданий по экономике. 8 – 11 кл. - М.: ВИТА-пресс, 2001.

  • Равичев С. А., Григорьев С. Н., Протасевич Т. А., Свахин Т. А. Сборник задач по экономике с решениями. 8 – 11 кл. - М.: ВИТА-пресс, 2001.

  • Селищев А. С. Практикум по микроэкономике: Ситуации. Задачи. Тесты. – СПб.: Питер, 2005

Структура каждой контрольной работы, за редким исключением, традиционна: тестовые задания двух типов (бинарные тесты и тесты с выбором единственно верного ответа из предложенных); типовые экономические задачи. Выполнение каждого задания оценивается определенным количеством баллов, которые впоследствии переводятся в оценку по принципу: 80% от максимально возможного балла и выше – оценка «5»; 60- 80% от максимума – оценка «4»; 40 – 60 % - оценка «3», менее 40% выполнения оцениваются неудовлетворительно.

Кроме того, в большинстве контрольных работ предусмотрены так называемые задачи повышенной сложности, выполнение которых оценивается учителем отдельно от остальной работы. Сложность этих задач – в их нетипичности (подобный тип заданий на уроках не отрабатывается на образцах, предложенных в Практикуме), то есть учащиеся должны применить свои знания в измененной ситуации. По опыту, к этим задачам обычно приступают 15 – 20% учащихся, желая заработать хорошую оценку в дополнение к основной работе. Справляются с заданиями из этого блока, обычно, не менее 10% старшеклассников.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ПРЕДМЕТ И МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ».

I. «Да» – «Нет».

1. Следующее утверждение относится к микроэкономике, а не к макроэкономике: «За 1995 год уровень цен на потребительские товары в нашей стране вырос в 2,3 раза».

2. Услуги врача в муниципальной поликлинике являются свободным благом.

3. Фирма использует в производстве труд и капитал, но не использует землю и предпринимательскую способность.

4. Учебники, выдаваемые ученикам школой, не являются свободным благом.

5. Утверждение «Структурная перестройка экономики должна осуществляться постепенно» относится к нормативной экономике.
II. Выберите ОДИН ответ – правильный или наиболее достоверный.

1. Какие из приведенных ниже благ являются редкими или ограниченными в экономическом значении этих слов: 1) свободное время; 2) талант футболиста; 3) школьное образование.

а) все;


б) только 3;

в) никакие;

г) только 2 и 3;

д) только 1 и 2.



2. Почасовая оплата труда работника составляет 15 долл. Кроме того, он получает пенсию в размере 300 долл. в месяц. В расчете на час рабочего времени пенсия составляет 5 долл. Основываясь на этих данных, экономисты оценивают максимальную альтернативную стоимость одного дополнительного часа его досуга в:

а) 15 долл.;

б) 5 долл.;

в) 20 долл.;

г) 10 долл.;

д) 25 долл.



3. Какая из приведенных ниже комбинаций включает только факторы производства:

а) счет в банке, официант, уголь;

б) банкир, нефть, трактор;

в) геолог, станок, деньги;

г) все вышеперечисленные;

д) нет верного ответа.



4. У человека, который имеет возможность получить работу клерка в банке с оплатой 70 руб. в час или работу почтальона с оплатой 50 руб. в час, альтернативные издержки одного часа досуга составляют:

а) 0 руб.;

б) 50 руб.;

в) 70 руб.;

г) 20 руб.;

д) нет верного ответа.5. После окончания школы вы поступили в университет, где обучаетесь бесплатно. Что из перечисленного ниже могло являться альтернативной стоимостью вашего решения:

а) деньги, которые вы могли бы заработать, вместо учебы поступив на работу;

б) знания, которые вы получите, обучаясь в университете;

в) деньги, которые вам пришлось бы заплатить, если бы обучение в университете было платным;

г) деньги, которые вы сможете заработать по окончании учебы;

д) нет верного ответа.6. Максимально возможный объем производства в стране в каждый момент времени определяется:

а) объемом спроса на товары и услуги;

б) количеством выпущенных в обращение денег;

в) количеством и качеством труда, капитала и природных ресурсов при условии их полного эффективного использования;

г) государственным планом;

д) нет верного ответа.



7. Кривая производственных возможностей показывает:

а) точное количество двух товаров, которое хозяйство намерено производить;

б) лучшую из возможных комбинаций двух товаров;

в) альтернативную комбинацию товаров при наличии данного количества ресурсов;

г) верно все перечисленное;

д) нет верного ответа.



8. Что из перечисленного изучает макроэкономика:

а) расходы всех фирм в нефтедобывающей промышленности в текущем году;

б) снижение уровня безработицы среди нефтяников после финансового кризиса 1998 г.;

в) общий объем экспорта нефти в текущем году;

г) все перечисленное;

д) ничего из перечисленного.



9. Какое из нижеприведенных утверждений относится к нормативной экономике:

а) за последнее время в экономике России наблюдается спад производства и высокие темпы инфляции;

б) необходимо разработать комплекс мер по замедлению или прекращению спада производства и снижению темпов инфляции;

в) осуществление структурной перестройки экономики неизбежно ведет к резкому росту безработицы, что потенциально влечет за собой социальную дестабилизацию;

г) все перечисленное;

д) ничего из перечисленного.



10. У фермера три поля площадью 300, 100 и 500 га соответственно, на которых можно сажать кукурузу и гречиху. Урожайность кукурузы и гречихи на этих полях равны 4 т/га и 3 т/га, 5 т/га и 3 т/га, 3 т/га и 3 т/га соответственно. Какова альтернативная стоимость выращивания одной единственной тонны кукурузы:

а) 5 т гречихи;

б) 1 т гречихи;

в) 0,75 т. гречихи;

г) 0,6 т. гречихи;

д) нет верного ответа.


III. Задача.

В стране Эколандии выпускаются два вида товаров: автомобили и кухонные комбайны. Варианты производства можно представить таблицей:



Варианты

Кухонные комбайны


(тыс. шт.)

Автомобили

(тыс. шт.)

A

100

0

B

90

10

C

70

20

D

40

30

E

0

40

1) Постройте кривую производственных возможностей, откладывая по вертикальной оси кухонные комбайны, а по горизонтальной – компьютеры. Какую форму имеет кривая производственных возможностей? Почему?

2) Отметьте, как изменится положение кривой производственных возможностей, если:

а) в обществе увеличится количество используемого труда и капитала;

б) крупный иностранный производитель автомобилей построит в Эколандии свой завод с привлечением своих ресурсов;

в) в производстве кухонных комбайнов произойдет технологическое переоснащение модернизированным оборудованием.


3) Чему равна альтернативная стоимость увеличения производства кухонных комбайнов с 40 тыс. до 70 тыс. штук; и альтернативная стоимость увеличения производства автомобилей с 10 тыс. до 40 тыс. штук.
IV. Задачи повышенной сложности.

1) На одном поле фермер может произвести 1000 т картофеля или 400 т пшеницы, а на другом альтернативная стоимость выращивания 2 т пшеницы равна 6 т картофеля при максимальном производстве картофеля равном 1500 т. Фермеру необходимо произвести ровно 200 т пшеницы. Каково при этом максимально возможное производство картофеля (в тоннах)?

а) 2100;


б) 2000;

в) 2500;


г) 1900.
2) Изобразите кривую производственных возможностей предприятия, на котором производятся товар А и товар Б, при условии, что альтернативная стоимость увеличения производства товара А равна 0. Возможна ли такая ситуация на практике?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «РЫНОЧНАЯ СИСТЕМА ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ. СМЕШАННАЯ ЭКОНОМИКА».
I. «Да» – «Нет».

1. В рыночной экономике проблемы «Что производить», «Как производить» и «Для кого производить» решаются с помощью ценового механизма.

2. Назначение боле высоких цен на товары со знаком качества в бывшем СССР – это пример одного из механизмов смешанной экономической системы.

3. Цены в рыночной экономике выше, чем при государственном регулировании.

Побочными (внешними) эффектами строительства второй очереди целлюлозно-бумажного комбината на Байкале могут быть:

4. Увеличение производства целлюлозы и бумаги в России.

5. Увеличение спроса на услуги учителей в Иркутской области.

II. Выберите ОДИН ответ – правильный или наиболее достоверный.

1. Чего нет в командной экономике:

а) назначаемых чиновниками цен;

б) планирования от достигнутого;

в) ориентации производителей в основном на платежеспособный спрос;

г) несправедливого распределения благ;

д) нет верного ответа.



2. Какое из перечисленных ниже экономических явлений в большей степени является элементом командной экономической системы:

а) в начале 80-х годов на Львовском заводе «Электрон» была введена система стимулирования качества;

б) во время Великой депрессии президент Рузвельт в разгар биржевого краха для предотвращения паники закрыл в приказном порядке все банки на неделю – это и были знаменитые впоследствии «банковские каникулы»;

в) введение северных надбавок в СССР регулировалось правительством;

г) система пожизненного найма, с успехом применяемая в Японии, не нашла широкого применения у конкурентов – в Западной Европе и США;

д) нет верного ответа.



3. Вопрос «Для кого производить?»:

а) не возникает в административно-командной экономике, где потребители лишены свободы выбора;

б) не возникает в традиционной экономике, где все определяют традиции и обычаи;

в) решается в рыночной экономике, в основном, самими предпринимателями;

г) невозможно решить в смешанной экономике, где присутствуют и государственные, и частные предприятия;

д) верно все перечисленное.



4. Какая из названных характеристик НЕ относится к рыночной экономике:

а) конкуренция;

б) централизованное планирование;

в) частная собственность;

г) свобода предпринимательского выбора; д) нет верного ответа.

5. Производители в рыночной экономике выпускают именно то, в чем нуждаются люди, потому что:

а) производители договорились и поделили между собой рынки товаров и услуг;

б) взаимодействие производителей координируется правительством;

в) действует механизм конкуренции;

г) эти товары и услуги традиционно производятся;

д) нет верного ответа.



6. Рыночный механизм принятия экономических решений предполагает, что:

а) все субъекты экономической деятельности принимают решения исходя из собственных интересов;

б) в экономике отсутствуют внешние (побочные) эффекты;

в) общественные товары и услуги производятся исключительно частными фирмами;

г) имеет место все вышеперечисленное;

д) нет верного ответа.



7. Что, как правило, не входит в функции государства в смешанной экономике рыночного типа:

а) установление барьеров во внешней торговле;

б) корректировка случаев несостоятельности рынка;

в) регулирование деятельности монополий;

г) все перечисленное входит в функции государства в смешанной экономике рыночного типа;

д) ничего из перечисленного не входит в функции государства в смешанной экономике рыночного типа.



8. Располагаемый доход домохозяйств включает в себя:

а) трансфертные платежи государства населению и индивидуальные налоги, выплачиваемые государству;

б) заработную плату за вычетом взносов на социальное страхование и индивидуальных налогов;

в) сумму процентных платежей, полученных от бизнеса, за вычетом процентных платежей, полученных от государства;

г) арендную плату за вычетом условно начисленной арендной платы;

д) все ответы верны.



9. К трансфертным платежам НЕ относятся:

а) стипендии, выплачиваемые за счет государства;

б) субсидии и дотации из государственного бюджета различным предприятиям;

в) заработная плата государственных служащих;

г) пособия по безработице, выплачиваемые из бюджета;

д) все перечисленное относится к трансфертным платежам.



10. Общественные блага – это блага:

а) обладающие свойством неконкурентности;

б) обладающие свойством неисключаемости;

в) вызывающие проблему «безбилетника»;

г) все вышеперечисленное верно;

д) нет верного ответа.



11. Общественные блага – это блага:

а) использование которых одним потребителем не уменьшает количества блага, доступного для использования другими лицами;

б) в отношении которых потребление может быть ограничено только теми, кто платит за благо;

в) предоставлять которые может только государство;

г) потребление которых обязательно приносит отрицательный внешний эффект;

д) примерами которых могут быть любые услуги в сфере образования и здравоохранения.



12. Светофор является примером общественного товара, потому что:

а) частным фирмам невыгодно его изготовлять и обслуживать;

б) это товар общего пользования и невозможно заставить платить за светофор тех и только тех, кто им будет пользоваться;

в) только местные власти могут определить, в каком месте, и в каком режиме им пользоваться;

г) частные фирмы не стремятся финансировать общественные нужды;

д) нет верного ответа.



13. Маяк, находящийся под управлением государственного органа, неизбежно является общественным товаром потому, что:

а) частным компаниям невыгодно его строить;

б) он является товаром общего пользования и принадлежит государству;

в) свет маяка может использоваться кораблями, владельцы которых не платят за его услуги, и такое поведение нельзя, и даже нерационально, запрещать;

г) владельцы судов не будут платить за маяк, так как они страхуют свои суда и грузы для возмещения возможных убытков;

д) нет верного ответа.



14. Внешние эффекты:

а) это издержки и выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах;

б) могут возникать как при производстве, так и в потреблении;

в) приводят к снижению экономической эффективности;

г) верно все вышеперечисленное;

д) нет правильного ответа.



15. Внешним эффектом широкомасштабного внедрения роботов на ВАЗе может быть:

а) увеличение производительности труда в автомобильной промышленности;

б) снижение себестоимости продукции ВАЗа;

в) улучшение качества автомобилей;

г) сокращение спроса на места в детских садах г. Тольятти;

д) все перечисленное.



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ».

I. «Да» – «Нет». (1 балл).

  1. Сдвиг кривой спроса вправо означает, что производители предлагают большее количество продукта при каждом возможном уровне цен.

  2. Рост потребительских доходов вызовет увеличение спроса на все товары и услуги.

  3. Увеличение спроса означает движение вниз по стандартно изображенной кривой спроса.

  4. Падение цены на «Пепси-колу», скорее всего, уменьшит цену на «Кока-колу».

  5. Увеличение доходов приводит к сдвигу кривой спроса вправо, а действие рекламы равносильно движению вдоль кривой спроса в сторону увеличения цены.

  6. Рост доходов потребителя ведет к сокращению его спроса на «некачественные» товары (товары низшего порядка).

  7. Рыночная цена сахара установилась на уровне 19 руб. за килограмм. Правительство ограничило цену сахара на уровне не выше 20 руб. за килограмм. В результате это приведет к дефициту сахара.

  8. Снижение цены некоторого блага ведет к росту спроса на товары, дополняющие его в потреблении.

  9. Закон спроса утверждает, что когда цена товара растет, спрос на этот товар уменьшается.

  10. Может ли одновременный рост потребительских доходов и увеличение предложения товара привести к снижению цен на него?


II. Выберите ОДИН ответ – правильный или наиболее достоверный (1 балл).

1. Как измениться равновесие на рынке картофеля при одновременном повсеместном снижении затрат на его производство и увеличении доходов населения, если полагать, что для всех потребителей картофель является низшим товаром:

а) равновесный объем продаж увеличится, а равновесная цена может измениться в любом направлении;

б) равновесная цена снизится, а равновесный объем продаж может измениться в любом направлении;

в) равновесные цена и объем продаж снизятся;

г) равновесный объем продаж уменьшится, а равновесная цена может измениться в любом направлении;

д) равновесная цена снизится, а равновесный объем продаж увеличится.



2. Какое из перечисленных событий скажется на цене газет не так, как остальные три:

а) повышение производительности труда в бумажной промышленности;

б) введение высокой абонентской платы за пользование телевидением;

в) повышение интереса избирателей к предвыборной кампании кандидатов в президенты;

г) закрытие ряда крупных целлюлозно-бумажных комбинатов в ответ на требования защитников окружающей среды;

д) все перечисленные события одинаково скажутся на цене газет.



3. Величина предложения велосипедов – это:

а) количество велосипедов на складах всех предприятий и во всех магазинах при данном уровне цен;

б) сумма денег, которую хотят получить за велосипеды производители;

в) количество велосипедов, которое производители готовы продать по данной цене;

г) количество велосипедов, которое покупатели хотят купить по данной цене;

д) сумма денег, которую готовы заплатить за велосипеды покупатели.



4. Увеличение спроса на коттеджи при неизменных реальных доходах приведет, вероятно, к тому, что цены на жилье в многоквартирных домах:

а) снизятся;

б) повысятся;

в) повысятся либо понизятся;

г) не изменятся, поскольку спрос на коттеджи не может быть связан с изменениями цен на жилье в многоквартирных домах;

д) для ответа на вопрос недостаточно информации.



5. Если на рынке печенья равновесное количество увеличилось, а равновесная цена не изменилась, то это могло произойти в результате:

а) одновременного снижения предложения печенья и спроса на печенье;

б) снижения предложения печенья одновременно с ростом спроса на печенье;

в) роста предложения печенья одновременно со снижением спроса на печенье;

г) одновременного роста предложения печенья и роста спроса на печенье;

д) нет верного ответа.



6. Введение государством фиксированной цены на товар:

а) всегда приводит к изменению выигрыша продавца и выигрыша покупателя;

б) может привести как к возникновению нехватки, так и к возникновению излишка на рынке;

в) приводит к установлению равновесия на рынке;

г) всегда вызывает увеличение чистого экспорта этого товара;

д) нет верного ответа.



7. Снижение спроса на долгоиграющие пластинки, скорее всего:

а) понизит цены на проигрыватели;

б) увеличит цены на проигрыватели;

в) увеличит объем продаж проигрывателей;

г) может увеличить, а может и уменьшить цены на проигрыватели;

д) никак не повлияет на цену проигрывателей.



8. Рекордный урожай пшеницы в России в конце XX в., скорее всего, при прочих равных условиях способствует:

а) уменьшению спроса на пшеницу в России;

б) увеличению занятости в международных грузоперевозках;

в) увеличению спроса на комбикорм;

г) снижению спроса на американскую и канадскую пшеницу;

д) нет верного ответа.



9. Если величина предложения сахара в стране с рыночной экономикой больше величины спроса, то наиболее вероятно, что:

а) спрос на сахар возрастет;

б) цена сахара понизится;

в) производство сахара увеличится;

г) цена сахара понизится;

д) нет верного ответа.



10. Кривая предложения сдвинулась вправо. Это могло произойти при:

а) увеличении цены товара;

б) уменьшении цены товара;

в) увеличении затрат;

г) уменьшении цены на товар-заменитель;

д) увеличении производительности труда.


III. Задача (5 баллов).

Функция спроса равна Qd=100-P, а функция предложения Qs=2P-50, где Р – цена в рублях, а Qd и Qs – величины соответственно спроса и предложения в тыс. шт.



  1. Найдите равновесную цену и равновесное количество (2 балла).

  2. Если правительство решит снизить цену до 40 руб., стремясь стимулировать потребление, к чему это приведет (2 балла)? Каким будет объем потребления по этой цене (1 балл)?

IV. Задачи повышенной сложности (оцениваются отдельно).

  1. Функции спроса и предложения говядины составляют Qd=200-P и Qs=2P-90. К чему приведет введение налога на добавленную стоимость в размере 20% от величины добавленной стоимости, если доля добавленной стоимости в цене до введения налога составляет 30%?

  2. На рынке условного товара два производителя имеют две разные шкалы предложения:

Qs (1)

0

10

20

30

40

50

Qs (2)

10

40

55

65

70

70

Р, долл.

1

1,2

1,4

1,6

1,8

2

Определите равновесную цену при функции спроса Qd=103-20P. Можно ли сказать, сколько будет при этом продано товара всего и сколько продаст каждый продавец?

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ».
I. Выберите ОДИН ответ – правильный или наиболее достоверный (1 балл).

  1. Перекрестная эластичность спроса на товар Х по цене товара Y равна

(-3). Если цена товара Y вырастет на 2%, то:

а) цена товара Х увеличится на 6%;

б) величина спроса на товар Х увеличится на 6%;

в) цена товара Х сократится на 6%;

г) величина спроса на товар Х снизится на 6%;

д) среди приведенных вариантов нет правильного ответа.



2. Если снижение цены товара ведет к росту общей выручки, это означает, что спрос на товар был:

а) эластичным по цене;

б) неэластичным по цене;

в) с единичной эластичностью по цене;

г) нельзя ответить, так как нельзя посчитать процентные изменения цены и величины спроса;

д) нельзя ответить, так как нельзя посчитать процентные изменения цены и общей выручки.



3. Владелец кафе, испытывающий сильную конкуренцию, опасается повысить цены даже на 2%, утверждая, что потеряет при этом половину своих постоянных клиентов. Если это так, то спрос в данном случае:

а) имеет высокую эластичность;

б) имеет единичную эластичность;

в) имеет низкую эластичность;

г) абсолютно неэластичен;

д) нет верного ответа.



4. Какое из приведенных утверждений НЕ является верным:

а) при параллельном сдвиге кривой спроса влево величина коэффициента эластичности спроса по цене вырастает для каждой цены (по абсолютному значению);

б) при параллельном сдвиге кривой предложения влево величина коэффициента эластичности предложения по цене вырастает для каждой цены;

в) появление у товара заменителей всегда способствует снижению эластичности спроса на этот товар;

г) появление на рынке новых покупателей скажется на эластичности спроса на этот товар;

д) все приведенные варианты ответов являются верными.



5. Цена на хлеб возросла с 3 до 3,6 руб. При этом величина спроса снизилась на 20%. Можно сказать, что в среднем в данном интервале цен спрос:

а) эластичен по цене;

б) неэластичен по цене;

в) имеет эластичность, равную единице;

г) эластичен по доходу;

д) данных недостаточно, чтобы сделать какие-то выводы об эластичности спроса.



6. Эластичность спроса по цене представляет собой:

а) численное значение, постоянное для всей кривой спроса;

б) характеристику зависимости величины спроса на товар от цены этого товара;

в) величину спроса в точке равновесия, деленную на величину предложения в этой же точке;

г) характеристику устойчивости равновесной цены на рынке;

д) нет верного ответа.



7. Спрос на товар может быть назван эластичным, только если при изменении цены товара на 1% величина спроса изменится:

а) более чем на 1%;

б) менее чем на 1%;

в) более чем на 2%;

г) ровно на 1%;

д) нет верного ответа.



8. Что может означать линия АВ на графике:

а) кривую совершенно эластичного спроса;

б) кривую предложения с единичной эластичностью;

в) кривую спроса с единичной эластичностью;

г) кривую неэластичного предложения; д) нет верного ответа.

Р А


В Q
9. В ответ на 10%-ное повышение цены товара выручка от продажи этого товара снизилась ровно на 1%. Спрос на товар в указанном диапазоне, таким образом, оказался:

а) эластичным;

б) единичной эластичности;

в) неэластичным;

г) абсолютно неэластичным;

д) для ответа не хватает данных о процентном изменении количества проданного товара.



10. На рисунке изображена кривая предложения. Какое из приведенных ниже утверждений верно в отношении этой кривой.

Р

Q

а) при движении вдоль кривой в направлении, указанном стрелкой, происходит рост эластичности предложения по цене;



б) при движении вдоль кривой в направлении, указанном стрелкой, происходит снижение эластичности предложения по цене;

в) эластичность предложения по цене больше единицы вдоль всей кривой;

г) эластичность предложения по цене равна единице вдоль всей кривой;

д) эластичность предложения вдоль всей кривой равна нулю.



11. Введение для производителя субсидии за каждую произведенную единицу товара не вызовет изменения равновесной цены и равновесного количества в том случае, если:

а) предложение товара характеризуется единичной эластичностью вдоль всей кривой;

б) спрос на этот товар абсолютно неэластичен;

в) предложение товара абсолютно неэластично;

г) спрос на этот товар абсолютно эластичен;

д) нет верного ответа.



12. На рисунке представлены кривые предложения и спроса на товар А.

Р

Q

Можно ожидать, что:



а) большая часть бремени налога на прибыль фирм, производящих товар А, придется на покупателей товара А, а не на производителей этого товара;б) большая часть бремени налога на прибыль фирм, производящих товар А, придется на производителей товара А, а не на покупателей этого товара;

в) бремя налога на прибыль фирм, производящих товар А, будет поровну разделено между покупателями и производителями товара А;

г) бремя налога на прибыль фирм, производящих товар А, придется исключительно на производителей товара А, поскольку по закону именно они обязаны уплачивать этот налог в бюджет;

д) бремя налога на прибыль фирм, производящих товар А, придется исключительно на покупателей товара А, поскольку размер налога полностью будет включен в цену товара А.



13. При снижении спроса на некоторый товар объем продаж не сократится, предложение на данном ценовом интервале:

а) абсолютно эластично;

б) абсолютно неэластично;

в) имеет единичную эластичность;

г) возможен любой из вариантов;

д) все ответы неверны.



14. Кривая спроса на продукцию отдельно взятой конкурентной фирмы характеризуется абсолютной ценовой эластичностью.

а) да; б) нет.



15. Чем меньше у данного товара заменителей в потреблении, тем менее эластичен спрос на него.

а) да; б) нет.



II. Задача (5 баллов).

Рассчитать ценовую эластичность и изменение дохода производителя данного товара в каждом из ценовых интервалов ($10 - $8, $8 - $6 и т. д.).



Цена, $

10

8

6

4

2

0

Количество

0

4

8

12

16

20

III. Задача повышенной сложности (оценивается отдельно).

Студентка факультета политологии Комарова Ася получает стипендию Х руб. в месяц. Функция, выражающая зависимость спроса на бананы от дохода, имеет для Аси вид: , где Х – доход (в руб.), Q – количество бананов (в кг).

Определить, при каком доходе бананы для Аси будут предметом первой необходимости, низшим товаром, предметом роскоши.


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ:

«ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ».
Тесты (1 балл).

1. Какой из следующих перечней значений общей полезности иллюстрирует закон убывающей предельной полезности:

а) 200, 300, 400, 500;

б) 200, 450, 750, 1100;

в) 200, 400, 1600, 9600;

г) 200, 250, 270, 280;

д) 200, 350, 450, 600.



2. Закон убывающей предельной полезности означает, что:

а) отношение предельных полезностей к ценам на предметы роскоши меньше, чем на товары первой необходимости;

б) полезность, приносимая каждой последующей единицей товара, по мере увеличения количества приобретаемых товаров убывает;

в) отношение предельных полезностей к ценам одинаково для всех товаров;

г) полезность приобретаемых товаров по мере увеличения дохода потребителя убывает;

д) нет верного ответа.



3. Кривая предельной полезности, описывающая изменение предельной полезности для одного покупателя при изменении числа приобретаемых товаров:

а) согласно закону убывающей предельной полезности одна и та же для всех покупателей;

б) описывает уменьшение общей полезности с ростом числа товаров;

в) отражает субъективную точку зрения данного покупателя;

г) показывает увеличение предельной полезности с ростом числа товаров;

д) нет верного ответа.



4. Найдите график, описывающий изменение предельной полезности в зависимости от количества приобретаемых товаров:



а) б) в)

5. Четвертое съеденное пирожное принесет меньше удовольствия, чем второе. Это пример:

а) действия закона спроса;

б) избыточного предложения;

в) действия закона убывающей предельной полезности;

г) роста доходов;

д) нет верного ответа.



6. Какое экономическое понятие точнее всего характеризует мысль Шекспира: «…сами по себе вещи не бывают ни хорошими, ни плохими, а только в нашей оценке» («Гамлет, принц датский»):

а) альтернативная стоимость;

б) убывающая предельная полезность;

в) выгода;

г) полезность;

д) спрос.



7. Определите предельную полезность четвертого съеденного банана.

Количество бананов

Общая полезность

1

10

2

18

3

23

4

26

5

28

а) 26;

б) 2;


в) 3;

г) 16.


8. Зависит ли кривая спроса от изменений предельной полезности потребляемого количества блага:

а) да; б) нет.



9. Если бы все пахотные земли были одинаково плодородны, то в сельском хозяйстве не действовал бы закон убывающей предельной полезности:

а) да; б) нет.



10. Равновесное состояние потребителя показывает одна из точек пересечения бюджетной линии кривой безразличия:

а) да; б) нет.



Задачи.

Задача1 (3 балла). Полезность семи конфет равно 20, а полезность восьми конфет – 24. Оцените предельную полезность седьмой, восьмой и девятой конфеты.

Задача 2 (7 баллов).

В таблице приведены значения полезности от потребления двух товаров А и В. Цена товара А равна 1,5 тыс. руб. Обычно покупают 10 единиц товара А. Цена товара В – 7,5 тыс. руб. Его покупают 2 единицы.



Q

TUA

MUA

MU/PA

TUB

MUB

MU/PB

1

60







360







2

11







630







3

156







810







4

196







945







5

232







1050







6

265







1140







7

295







1215







8

322







1275







9

347







1320







10

371







1350







а) Какую полезность можно получить от потребления такой комбинации товаров (1 балл)?

б) Рассчитайте предельную полезность, которую получают от потребления этих двух товаров (1 балл).

в) Рассчитайте, сколько денег тратится на покупку 10 товаров А и 2-х товаров В (1 балл)?

г) Какую полезность получит покупатель, если весь свой бюджет будет тратить на покупку только товара А (1 балл)?

д) Рассчитайте отношение предельной полезности к цене (1 балл).

е) При какой комбинации двух товаров полезность окажется максимальной? Почему (2 балла)?



Задача повышенной сложности (оценивается отдельно).

Сластена Катя все свои карманные деньги тратит либо на мороженое, либо на пирожные. Порция мороженого стоит 8 руб., пирожное – 5 руб. Осуществляя рациональный выбор, Катя ежемесячно покупает 10 порций мороженого. При этом кривая безразличия для Кати представляет собой участок графика функции y=0,1+bx+29, где y – количество купленных пирожных; х – количество купленных порций мороженого, b – параметр. Сколько карманных денег в месяц получает Катя?



КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ТЕМЕ: «ФИРМА. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ»
I. Тест: «да» – «нет» (1 балл).

  1. В закрытом акционерном обществе акционеры имеют преимущественное право приобретать акции, продаваемые другими акционерами данного ЗАО.

  2. Экономическая прибыль меньше бухгалтерской прибыли на величину неявных затрат на производство товара.

  3. Бухгалтерские затраты на производство не могут быть больше экономических затрат.

  4. Фиксированные издержки – это затраты на ресурсы по ценам, действовавшим в базовом периоде.

  5. В долгосрочном периоде все затраты являются переменными.

За каждый правильный ответ в тестах начисляется 1 балл. Максимальное количество баллов – 5.


следующая страница >>