Секция: живопись и графика, отражающие самобытность чувашского народа. Национальные традиции чувашского народа в жанре натюрморта - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Секция: живопись и графика, отражающие самобытность чувашского народа. Национальные - страница №1/1


«EXCELSIOR - 2012»

Секция: ЖИВОПИСЬ И ГРАФИКА, ОТРАЖАЮЩИЕ САМОБЫТНОСТЬ ЧУВАШСКОГО НАРОДА.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ ТРАДИЦИИ ЧУВАШСКОГО НАРОДА В ЖАНРЕ НАТЮРМОРТА

(НАТЮРМОРТ «ХĚР-СĂРИ (ДЕВИЧЬЕ ПИВО)»)

Автор: Анисимова Дарья Юрьевна, МБОУ «Карачуринская ООШ» Чебоксарского района, 9 класс

Научный руководитель: Чернов Дмитрий Александрович, учитель изобразительного искусства МБОУ «Карачуринская ООШ» Чебоксарского района

Введение.

Чувашский народ на протяжении многих веков создавал прекрасную, уникальную культуру. Ее богатства – огромны. Не зря нашу Чувашию называю краем ста тысяч песен, краем ста тысяч вышивок. Десятки национальных празднеств и обрядов дошли до наших времен. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни чуваш. Они являются могучим средством национального воспитания и сплочения народа в единое целое.

Многие мастера слова, музыки, живописи республики отображали в своих произведениях самобытность чувашского народа. Так были созданы поэмы К. Иванова «Нарспи», одноименная опера Г. Хирбю и множество других. В изобразительном искусстве большая часть произведений была создана в жанровой картине.1

Интересуясь и изучая произведения чувашских живописцев, я обратила внимание, что большая часть картин, отражающих быт и культуру чувашского народа, написаны именно в бытовом жанре. Это и естественно – такова специфика жанровой картины [Приложение 1]. Однако, мое внимание привлекло то, что некоторые художники попытались показать все богатство культуры чувашского народа и в таком жанре, как натюрморт2. Это меня очень заинтересовало. Рассматривая их работы, поражаешься насколько точно и верно передано средствами натюрморта культурное наследие народа.

И я решила изучить этот вопрос более углубленно. Мне было интересно понять, как в натюрморте художники раскрывают перед зрителями свой замысел картины, а именно отображение самобытности и культуры чувашского народа. Я также хотела расширить свой кругозор, узнать больше о чувашских живописцах, их жизни, творчестве, разобраться в технике создания полотен, изображающих натюрморт, чтобы в дальнейшем рассуждать об искусстве с точки зрения знающего человека.

Цель работы:

- создание творческого произведения в жанре натюрморта на тему традиций и обрядов чувашского народа.

Из цели следуют задачи:

- исследовать творческое наследие чувашских художников-живописцев в жанре натюрморта;

- исследовать комплекс чувашских обрядов и обычаев;

- изучить специфику создания национального натюрморта и его выразительные средства;

- создать живописную работу в жанре натюрморта.

Считаю выбранную тему моей работы актуальной, так как она побуждает проявить интеллектуальные способности, продемонстрировать уровень владения знаниями и общеучебными умениями, способность к самообразованию и творческой самореализации. Кроме этого, анализ существующих статей, исследовательских работ в различных источниках, выявил, что в аспекте традиций чувашского народа, натюрморт, как жанр живописи, не повергался серьезным исследованиям. И данная работа, надеюсь, будет первым шагом в этом направлении.



Национальный натюрморт в творчестве чувашских живописцев.

Натюрморт, как жанр живописи, традиционно используют в своем творчестве большинство чувашских художников. Через натюрморт выражали свои взгляды на течение жизни, окружающую действительность, как корифеи чувашской живописной школы, так и современные художники. И конечно, через натюрморт, изображая предметы обихода древних чуваш, наших предков, художники пытались показать зрителю всё богатство культуры чувашского народа, его самобытность, традиции и обряды. Глядя на эти живописные работы, у зрителя сразу предстают образы древних чувашских праздников, житие и быт чуваш. Изучая экспозицию и картины, хранящиеся в фондах Чувашского государственного художественного музея, я обнаружила немало подобных работ [Приложение 2]. Свое трепетное отношение к традициям чувашского народа отобразили в своих натюрмортах Немцев Виктор, Ведерников Николай, Карачарсков Николай, Терюкалова Раиса, Горелов Лев, Ефейкина Адель, Спиридонова Августа, Алатов Станислав и др.

Особое внимание привлекло меня творчество современного живописца, народного художника Чувашии Миши Григоряна. Уроженец Армении, он уже более 30 лет творит на чувашской земле, и огромное количество своих работ посвятил Чувашии, ставшей для него второй родиной, ее традициям, обрядам, культуре. Рассматривая его натюрморты, восхищаешься, с какой любовью он выписывает чувашский национальный костюм, деревянный ковш, туесок или веточку хмеля. В каждой картине он оставляет частицу своей любви к чувашской земле. Замечательный поэт красок создал огромную галерею картин, воспевающих чувашскую землю, за что получил почетные звания заслуженного и народного художника Чувашии [Приложение 3].

Анализируя работы данных авторов, я поняла, что главное, в создании национального натюрморта - это изображение таких вещей быта и обихода, которые ярко и неповторимо характеризуют ту или иную народность. У чуваш это женский головной убор – тухья и хушпу, вышитое национальными узорами полотенце – сурпан. Эти вещи присутствуют в той или иной мере во всех работах художников. Подлинной песнью самой чувашской земли, обращенной к солнцу, небу, человеку, является главное ее достояние, "зеленое золото" - хмель. И, конечно же, тема хмелеводства присутствует на многих натюрмортах – веточка хмеля, ковш или бочонок с пивом, являются обязательными атрибутами некоторых натюрмортов.



Хĕр-сăри (девичье пиво).

Обряд, обычай, традиция являются отличительной чертой отдельно взятого народа. В них перекрещиваются и отражаются все основные стороны жизни. Изучая на уроках КРК обряды чуваш, меня заинтересовал обычай Хĕр-сăри (девичье пиво).

В настоящее время этот народный обычай находится уже в стадии вымирания. Это не что иное, как пир, танцы, веселье, устраиваемые деревенскими девушками, на которые приглашаются и парни. В разных краях проводятся они в разное время. То до рождества, то после рождества, бывают даже и на масленицу. Все, что необходимо для проведения пира (пиво, еда), девушки собирают по домам, но, как правило, только в тех домах, где есть девушки-невесты. Когда уже все необходимое собрано, все это приносят в один дом, нанятый для проведения веселья. Варят пиво, выпекают лепешки. К тому времени, когда уже все приготовлено, собирается молодежь и начинается веселье, питье пива, песни и пляски. Отцы и матери молодых тоже приходят в этот дом посмотреть, как веселится, пляшет молодежь. Девушки каждого гостя угощают ковшом пива, но взамен просят пару копеек, которые потом отдают музыкантам.

И я решила создать натюрморт, воспевающий этот интересный обряд предков.



Творческая работа.

Работа над творческим заданием проходила в несколько этапов.



Этап первый – составление натюрморта. Тема будущей работы определена - Хĕр-сăри (девичье пиво). Необходимо на данном этапе составить композицию натюрморта из тех предметов обихода, которые бы ярко характеризовали этот обычай. Мной были добыты и сурпан, и тухья, друзья предоставили деревянный ковш и бочонок. С неимоверным трудом, но была найдена засохшая веточка хмеля. Я расставила эти предметы в единую гармоничную композицию.

Этап второй – живописная работа. На данном этапе я последовательно, в соответствии с теми знаниями, которые я получила на уроках ИЗО, начала практическую работу над натюрмортом. Это компоновка натюрморта, построение и утонение формы предметов в карандаше. После детальной проработки, начала работу в цвете. Соблюдая цветотональные отношения, стараясь показать фактуру и материал предметов, в несколько сеансов была выполнена основная часть работы. На заключительном этапе я провела мысленный анализ своей работы, обобщение рисунка для его полной художественной выразительности и цельности [Приложение 4]. Работа была выполнена в смешанной технике: акварелью, гуашью, пастелью, т.к. это позволяет исправить недочеты и ошибки, появившиеся в процессе рисования.

Этап третий - оформление картины. Ни одна картина не будет смотреться завершенной, если она не заключена в соответствующую раму или паспарту3. С помощью своего руководителя я оформила свою работу в деревянную рамку.

Заключение.

Народные обычаи и обряды, праздники были и остаются неотъемлемой составной частью духовной культуры народа. Именно они, наряду с национальным искусством, выражают душу народа, украшают его жизнь, придают ей неповторимость, укрепляют связь поколений. И особенно ярко это показывают в своих натюрмортах живописцы. Что я и попыталась проследить в своей исследовательско-творческой работе. Каждое из созданных произведений сотнями незримых нитей связано с другими, питается из богатого источника чувашской культуры, порождает массу новых образов, которые, сливаясь воедино, и образуют то, что мы называем Чувашский Край.

Моя работа имеет практическую значимость, потому что материалы исследовательской работы могут быть использованы для подготовки к докладам и устным выступлениям по изобразительному искусству, КРК, МХК. А сама творческая работа может быть использована в качестве наглядного пособия на уроках и просто для украшения интерьера комнаты или музея тематической направленности.

Литература.


  1. Изобразительное искусство Советской Чувашии: Альбом / Сост. Н. В. Воронов, А. А. Трофимов; М. : Советский художник, 1980

  2. Максимов О. «Как рисовать натюрморт. Серия «Начинающему художнику». - М.: АСТ , 2004

  3. Сокольникова Н.М. "Основы рисунка", – М.: Титул,1998

  4. Сокольникова Н.М. "Основы живописи", – М.: Титул,1998

  5. Сайт Чувашского государственного художественного музея (ЧГХМ)- http://artmus.culture21.ru

Приложение 1



Никита Сверчков

«Свадьба в чувашской деревне»






Зайцев Юрий Антонович

«Киреметь»





Овчинников Николай Васильевич

«Беление холста»



Приложение 2



Немцев Виктор Леонтьевич

«Чувашская старина»





Карачарсков Николай Прокофьевич

Натюрморт "Праздничный"





Горелов Лев Александрович

Деревенский натюрморт





Ефейкина Адель Акимовна

Серия "Чувашский хмель", Осень





Ефейкина Адель Акимовна

Серия "Чувашский хмель", Ковш





Алатов Станислав Иосифович

Чувашское пиво и раки





Спиридонова Августа Моисеевна

Хмель и пиво





Спиридонова Августа Моисеевна

Натюрморт с тухьей.





Ведерников Николай Сергеевич

Натюрморт с хушпу





Ведерников Николай Сергеевич

Чаваш сари.





Терюкалова Раиса Фоминична

Чувашия





Терюкалова Раиса Фоминична

Сурпаны



Приложение 3

Григорян Миша Гришович

Натюрморт с хмелем. Хмель и кошелек.



Праздничный натюрморт. Тухья.



Приложение 4.

Этапы работы на натюрмортом «Хĕр-сăри (девичье пиво)».







1 Жанровая живопись (от фр. genre) — художественное изображение сцен повседневной жизни как отображение форм жизни народа и окружающей его действительности.

2 Натюрморт (фр. nature morte — «мёртвая природа») — изображение неодушевлённых предметов в изобразительном искусстве, в отличие от портретной, жанровой, исторической и пейзажной тематики.

3 Паспарту́ (фр. Passe-partout) — кусок картона или бумаги с вырезанным в его середине четырёхугольным, овальным или круглым отверстием, под рамки, в которую вставляют рисунок.