Сборник Тренировочных тестовых заданий по русскому языку для подготовки к итоговой аттестации 9 класс - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Егэ (единый государственный экзамен) основан на тестовых технологиях. 1 127.62kb.
Приложение 6 Контрольные измерители по русскому языку за 3 класс... 1 125.55kb.
Программа по русскому языку для абитуриентов москва 2013г 1 97.38kb.
Учебники по русскому языку и чтению для коррекционной школы как Методическая... 4 1541.16kb.
В свете изменения формы итоговой аттестации актуальной стала предварительная... 4 549.98kb.
Календарно-тематическое планирование по русскому языку 2 класс 4 686.65kb.
Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе... 1 700.66kb.
Выполнение тестовых заданий, задание по выбору препарата, решение... 1 219.58kb.
Программа модуля «Русский язык» 4 1119.93kb.
Начальное общее образование (1-4 классы) 7 1006.86kb.
Диктанты по русскому языку 4 класс. Первое полугодие Время лесных... 5 337.77kb.
Кинологический Союз Украины (uku) Крымское Республиканское Отделение... 1 27.23kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Сборник Тренировочных тестовых заданий по русскому языку для подготовки к итоговой - страница №1/5


Служба по контролю и надзору в сфере образования

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

Бюджетное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

«Центр оценки качества образования»

Сборник

Тренировочных тестовых заданий по русскому языку

для подготовки к итоговой аттестации

9 класс
Методическое пособие

2009

Рекомендовано к изданию кафедрой русского языка и методики его преподавания Нижневартовского государственного гуманитарного университета /по заказу Службы по контролю и надзору в сфере образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры/


Автор-составитель:

преподаватель русского языка и литературы высшей квалификационной категории муниципального образовательного учреждения «Гимназия № 6» г.Лангепас, Почетный работник просвещения Р.И. Кынева


Рецензент:

Кандидат филологических наук, доцент кафедры русского языка и методики его преподавания Нижневартовского государственного гуманитарного университета С.А. Никишина

Дизайн:

Программист отдела организационно-технического обеспечения и обработки информации Бюджетного учреждения Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Центр оценки качества образования» А. С. Тякунов






Сборник тренировочных тестовых заданий по русскому языку для подготовки к итоговой аттестации. 9 класс : методическое пособие / авт.-сост. Р.И. Кынева

В сборник тренировочных тестовых заданий вошли материалы для учащихся 9-ых классов, составленные по образцу демоверсии 2009 г. ФИПИ. Задания соответствуют обязательному минимуму содержания образования по русскому языку. В пособие включены некоторые данные по итогам ЕГЭ-2008 (изложение и сочинение), а также анализ допущенных экзаменуемыми ошибок.

В сборнике имеется спецификация экзаменационной работы 2009 г., критерии оценивания изложений и сочинений

Спецификация экзаменационной работы для проведения государственной итоговой аттестации выпускников IX классов общеобразовательных учреждений 2009 года (в новой форме)

по РУССКОМУ ЯЗЫКУ

1. Назначение экзаменационной работы – оценить уровень общеобразовательной подготовки по русскому языку учащихся IX классов общеобразовательных учреждений с целью их государственной (итоговой) аттестации. Результаты экзамена могут быть использованы при приеме учащихся в профильные классы средней школы.
2. Документы, определяющие нормативно-правовую базу экзаменационной работы

1) Обязательный минимум содержания основного общего образования по русскому языку (приложение к Приказу Минобразования России «Об утверждении временных требований к обязательному минимуму содержания основного общего образования» от 19.05.1998 г. №1236).

2) Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Основное общее образование. Русский язык (Приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03.2004 г. № 1089).
3. Характеристика структуры и содержания экзаменационной работы

По полноте охвата курса экзаменационная работа соотносится с целями обучения русскому языку в основной школе. В контрольные измерительные материалы включены задания, проверяющие следующие виды компетенций:

лингвистическую компетенцию, то есть умение проводить элементарный лингвистический анализ языковых явлений;

языковую компетенцию, то есть практическое владение русским языком, его словарём и грамматическим строем, соблюдение языковых норм;

коммуникативную компетенцию, то есть владение разными видами речевой деятельности, умением воспринимать чужую речь как в устной, так и в письменной форме, а также умением обрабатывать воспринятую информацию и создавать собственные высказывания на её основе.

В работу по русскому языку включено 2 задания с развёрнутым ответом (сжатое изложение и сочинение-рассуждение), а также 14 заданий с кратким ответом и 7 заданий с выбором ответа из 4-х предложенных.

Экзаменационная работа по русскому языку состоит из трёх частей, которые последовательно выполняются учениками. Выполнение трёх частей обязательно для всех экзаменуемых.

Часть 1 выполняется на основе прослушанного текста и содержит задание с развернутым ответом (сжатое изложение), проверяющее в основном такие важнейшие коммуникативные умения, как умение обрабатывать информацию и создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

Часть 2 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 21 задание: 7 заданий с выбором ответа, связанных с содержательным анализом текста и проверяющих умение извлекать основную информацию из текста при чтении, аргументировать те или иные тезисы, квалифицировать средства речевой выразительности; 14 заданий с кратким ответом, проверяющих языковую и лингвистическую компетенции (умение анализировать прочитанный текст с использованием знания орфографии, пунктуации и синтаксиса; владение основным понятийным аппаратом русского языка в этих областях).

Часть 3 выполняется на основе прочитанного текста и содержит 2 альтернативных задания с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), каждое из которых проверяет такое необходимое коммуникативное умение, как умение создавать в письменной форме высказывание по заданным параметрам.

С помощью этого задания проверяется уровень сформированности ряда речевых умений и навыков, в том числе умение понимать читаемый текст и аргументировать свою точку зрения, используя прочитанное.

Значительная часть дидактических единиц содержания контрольных измерительных материалов представлена в экзаменационной работе в рамках коммуникативно-деятельностного подхода, то есть не только в заданиях, целью которых является определение уровня сформированности аналитических языковых умений, но и в заданиях, выявляющих умения в различных видах речевой деятельности (аудировании, чтении, письме).

Варианты экзаменационной работы равноценны по трудности, одинаковы по структуре, параллельны по расположению заданий: под одним и тем же порядковым номером во всех вариантах работы находится задание, проверяющее один и тот же элемент содержания.

Распределение заданий по частям экзаменационной работы представлено в таблице 1.



Таблица 1 Распределение заданий по частям экзаменационной работы

Таблица 1



Распределение заданий по частям экзаменационной работы



Части работы

Число

заданий


Макси-мальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данной части от максимального первичного балла за всю работу, равного 45 баллам

Тип заданий

1

Часть 1

1 (C1)

7

15, 5%

Задание с развёрнутым ответом

2

Часть 2

7

7

15, 5%

Задания с выбором ответа

14

14

31%

Задания с кратким ответом

3

Часть 3

1 (C2.1 или С2.2)

7

15, 5%

Задание с развёрнутым ответом




Части 1, 3 (соблюдение фактической точности, а также языковых и речевых норм в заданиях с развёрнутым ответом)

2

(С1, С2.1 или С2.2)



10

22, 5%

Задания с развёрнутым ответом

Итого

23

45

100%

4. Распределение заданий экзаменационной работы по содержанию, проверяемым умениям и видам деятельности

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык» представлено в таблице 2.


Таблица 2

Распределение заданий по основным содержательным разделам учебного предмета «Русский язык»


Содержательные разделы

Число заданий

Макси-мальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за задания данного блока содержания от максимального первичного балла за всю работу, равного 45 баллам

Речь. Адекватное понимание устной речи.

Речь. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста)



1

7

15, 5%

Речь. Адекватное понимание письменной речи.

5

5

11%

Речь. Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей, языка художественной литературы.

2

2

4, 5%

Лексика и фразеология

1

1

2%

Синтаксис

7

7

15, 5%

Речь. Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

1

7

15, 5%

Языковые нормы.

Лексические нормы.

Орфографические нормы.

Пунктуационные нормы.

Грамматические нормы.

Выразительность и точность русской речи



6 (81)

16

36%

Итого

23

45

100%

Максимальное количество баллов, включающее баллы за грамотность и фактическую точность речи.

Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала (см. таблицу 3). Экзаменуемый работает с языковыми явлениями, предъявленными в тексте; создаёт собственное письменное монологическое высказывание.

Таблица 3

Распределение заданий по видам работы с языковым материалом


Виды работы с языковым материалом

Число заданий

Максимальный первичный балл

Процент максимального первичного балла за выполнение заданий, предусматривающих различные виды работы с языковым материалом, от максимального первичного балла за всю работу, равного 45 баллам

Написание изложения и сочинения

2

242

53, 5%

Работа с текстом: работа с языковыми явлениями, предъявленными в тексте (языковой анализ текста)

14

14

31%

Работа с текстом: содержательный анализ прочитанного текста

7

7

15, 5%

Итого

23

45

100%

При разработке содержания экзаменационной работы учитывается необходимость проверки не только усвоения элементов знаний, но и, в равной мере, проверки овладения умениями, представленными в таблице 4.



Таблица 4

Перечень проверяемых умений


1.

Умение адекватно понимать информацию устного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

2.

Умение сжато излагать содержание прослушанных публицистических и научных текстов различных функционально-смысловых типов речи.

3.

Умение обрабатывать информацию звучащего текста.

4.

Умение адекватно понимать информацию письменного сообщения (цель, тему, главную мысль, основную и дополнительную, явную и скрытую информацию).

5.

Умение понимать отношение автора к поставленной в прочитанном тексте проблеме.

6.

Умение интерпретировать информацию прочитанного текста.

7.

Умение использовать информацию, содержащуюся в прочитанном тексте, в качестве аргумента.

8.

Умение различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы.

9.

Умение определять функционально-смысловой тип речи.

10.

Умение определять лексическое значение слова и фразеологического оборота.

11.

Умение проводить морфемный и словообразовательный анализ слова.

12.

Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.

13.

Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

14.

Умение находить грамматическую основу предложения.

15.

Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

16.

Умение создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

17.

Умение последовательно излагать собственные мысли.

18.

Умение осуществлять выбор и организацию языковых средств в соответствии с темой, целью, стилем и функционально-смысловым типом речи.

19.

Умение использовать в собственной речи разнообразные грамматические конструкции и лексическое богатство языка.

20.

Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка.


5. Время выполнения работы

На выполнение экзаменационной работы отводится 4 часа (240 минут).


6. Дополнительные материалы и оборудование

На экзамене учащимся разрешается пользоваться орфографическими словарями.


7. Условия проведения и проверки экзамена (требования к специалистам)

Организатором проведения экзамена должен быть педагог, не преподающий русский язык и литературу Учитель-словесник, не работавший с экзаменуемыми, приглашается только для двукратного прочтения текста для изложения. После второго прочтения он должен покинуть экзаменационную аудиторию.

Получив пакет с экзаменационными материалами, экзаменуемые подписывают все листы или бланки, на которых они будут выполнять задания. Подписанные листы или бланки складываются в нужном порядке на рабочем месте экзаменуемых и заполняются ими в ходе экзамена.

Сначала экзаменуемые прослушивают исходный текст. После второго прочтения текста экзаменуемые пересказывают его сжато в письменной форме. Затем знакомятся с текстом для чтения, который по мере необходимости предъявляется каждому из них в распечатанном виде. Экзаменуемым предлагается выполнить задания, связанные с содержательным и языковым анализом прочитанного текста. После этого экзаменуемые приступают к написанию небольшого сочинения-рассуждения на лингвистическую тему или морально-этическую.



Таблица 5

Рекомендуемый регламент проведения работы


п/п

Действия организатора

Действия экзаменуемого

Рекомендуемое время

1 часть работы

100 мин.

1.

Организация первого чтения текста.

Слушание текста.

10 мин.

Осмысление прочитанного текста.

5 мин.




2.

Присутствие при втором чтении текста.

Слушание текста.

10 мин.

Написание сжатого изложения прочитанного текста.

75 мин.




За 30 минут до завершения этого вида работы объявить учащимся о возможности пользоваться словарями.




За 10 минут до завершения этого вида работы напомнить учащимся о необходимости завершения написания изложения.




3.

Собрать отдельные подписанные листы с выполненным заданием С1.

Сдать отдельные подписанные листы с выполненным заданием С1.

2 часть работы

85 мин.

Чтение текста и решение тестовых заданий.

За 5 минут напомнить учащимся о необходимости завершить этот вид работы.

3 часть работы

55 мин.

Написание сочинения-рассуждения (С2.1 или С2.2).

55 мин.

За 10 минут напомнить учащимся о необходимости завершить этот вид работы.

4.

По истечении времени, отведённого на выполнение всей работы, собрать словари; собрать выполненные экзаменационные работы.



8. Рекомендации по подготовке к экзамену

При подготовке к экзамену рекомендуется использовать учебники, имеющие гриф Министерства образования и науки РФ:



  1. 1. Ладыженская Т.А., Баранов М.Т., Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебники для 5, 6, 7 кл. общеобразовательных учреждений; Научный ред. акад. РАО Н.М. Шанский. – М.: Просвещение.

  2. 2. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А.и др. Русский язык: учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение.

  3. 3. Разумовская М.М., Львова С.И., Капинос В.И. и др. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений / Под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта, – М.: Дрофа.

  4. 4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык: Учебники для 5, 6, 7, 8 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина.

  5. 5. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык. Теория. Учебник для 5-9 кл. общеобразовательных учреждений. – М.: Дрофа.

  6. 6. В.В. Бабайцева, А.П. Еремеева, А.Ю. Купалова, Г.К. Лидман–Орлова и др. Русский язык. Практика. Учебники для 5, 6, 7, 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений. – М., Дрофа; Никитина Е.И. Русская речь. 5-9 классы. – М.: Дрофа.

  7. 7. Бархударов С.Г., Крючков С.Е., Максимов Л.Ю. и др. Русский язык: Учебники для 8, 9 кл. общеобразовательных учреждений – М.: Просвещение.

К экзамену можно готовиться также по другим учебникам, включенным в «Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях». Перечень учебников размещён на Федеральном образовательном портале www.edu.ru в разделе «Федеральный перечень учебников для общего образования».


9. Изменения в контрольных измерительных материалах по русскому языку 2009 года по сравнению с 2008 годом

Все основные характеристики работы в целом сохраняются. Как и в 2008 году, в экзаменационном тесте 2009 года проверяются три из четырёх основных видов речевой деятельности: слушание, чтение, письмо.

Изменена форма предъявления задания А7 с выбором ответа.

Расширена тематика задания С2.1 с развёрнутым ответом.

Уточнены критерии оценивания выполнения задания С1 и С2.1 с развёрнутым ответом.

Изменено максимальное количество баллов за выполнение задания С1 части 1 и работы в целом.



10. План экзаменационной работы
Для формирования вариантов экзаменационной работы по русскому языку разработан план демонстрационного варианта, представленный в Приложении




Обоз

начение

задания в

работе

Проверяемые

элементы содержания

Коды проверяе

мых элементов содержания по кодифи-катору

Коды проверяе

мых

умений

(п. 4специ-фикации)

Максима

льный балл за выполне

ние задания

Пример-

ное время выполне

ния задания (мин.)

Часть 1

100

1

С1

Адекватное понимание устной речи. Письменное воспроизведение текста с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста).

Текст как продукт речевой деятельности.



8.5

8.9


8.10

8.11


9.2

9.3


9.4

1

2

3



16 – 20

7

Часть 2

85

2

А1

Адекватное понимание письменной речи в различных сферах и ситуациях общения

8.6

4

6

10



1

3

3

А2

Текст как продукт речевой деятельности. Смысловая и композиционная целостность текста

8.2

4

5

6



10

1

3

4

А3

Извлечение информации из различных источников

8.7

4

6

10



1

3

5

А4

Синонимы. Антонимы. Омонимы

2.2

4

6

10



1

4

6

А5

Лексическое значение слова

2.1

4

6

7



10

1

3

7

А6

Лексический анализ слова

2.4

4

6

10



1

3

8

А7

Выразительность русской речи

10.1 – 10.4

8

1

6

9

В1

Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения

8.11

8

1

4

10

В2

Правописание корней

6.1

20

1

4

11

В3

Правописание приставок

6.2

20

1

4

12

В4

Правописание суффиксов

6.3

20

1

4

13

В5

Знаки препинания в простом осложнённом предложении

7.3

20

1

4

14

В6

Знаки препинания в сложносочинённом предложении

7.5

20

1

4

15

В7

Знаки препинания в сложноподчинённом предложении

7.6

20

1

4

16

В8

Словосочетание

5.1

13

1

4

17

В9

Предложение. Грамматическая (предикативная) основа предложения

5.3

14

1

5

18

В10

Простое осложнённое предложение

5.8

13

1

4

19

В11

Простое осложнённое предложение

5.8

13

1

4

20

В12

Синтаксический анализ сложного предложения

5.15

13

1

5

21

В13

Сложные бессоюзные предложения

5.11

13

1

5

22

В14

Сложные предложения с разными видами связи

5.12

19

1

5

Часть 3

55

23

С2

Создание текста в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи.

8.6

8.7


8.10

8.11


9.2 – 9.4

7.1 – 7.8



7

7

Примечание: при оценке практической грамотности и фактической точности письменной речи экзаменуемого максимальный балл за сочинение и изложение в целом равен 10.

Всего заданий – 23.

Общее время выполнения работы – 240 мин.



Анализ выполнения выпускниками заданий

части С1 и С2 в школах ХМАО - Югры

Типичные ошибки в ответах выпускников

В работу по русскому языку было включено два задания открытого типа с развернутым ответом (изложение, сочинение)

Часть С1 содержала задание открытого типа с развёрнутым ответом (изложение), проверяющее умение создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам.

Часть С2 содержала задания открытого типа с развёрнутым ответом (сочинение-рассуждение), проверяющее умение создавать собственное речевое высказывание на заданную тему с привлечением информации, извлечённой из прочитанного текстов.

Проверялись языковые, коммуникативные и лингвистические компетенции, а именно:

- формирование прочных орфографических умений и навыков;

- формирование прочных пунктуационных умений и навыков;

- владение нормами русского литературного языка;

- владение знаниями о родном языке.

Среди типичных ошибок, допускаемых учащимися на этапе выполнения заданий в разделе «Изложение», можно выделить следующие:



  • Недостаточное владение приемами как содержательного, так и языкового сжатия текста. В изложениях присутствуют необязательные повторы, второстепенная информация, редко применяется свертывание исходной информации за счет обобщения.

  • Ошибки при выделении микротем, что влечет за собой нарушение абзацного членения.

  • При передаче первой микротемы «Не так давно считалось, что наш успех в жизни прямо зависит от наших интеллектуальных способностей » учащиеся путают прошедшие события с настоящими, заменяя эту фразу на «Учёные считают, что наш успех в жизни зависит от интеллектуальных способностей», а некоторые ученики вообще не отразили эту микротему;

  • При передаче второй микротемы девятиклассники часто заменяют стилистически нейтральное словосочетание «наполненная знаниями (голова)» просторечным словосочетанием «набитая знаниями» или вообще выпускают его. Таким образом, при подобной замене, предложение « Как утверждают учёные, наполненная знаниями голова ещё не спасает от серьёзных жизненных неудач и провалов», вообще, теряет смысл; неверный подбор синонимов, связанный с непониманием лексического значения слов:

Гармоничный – гормональный,

Личность – организм,

Личностные – личные,

Облагораживают – улучшают.



К положительным сторонам выполненных работ следует отнести тот факт, что большинство учащихся успешно справились с выполнением заданий С1 и показали умение создавать в письменной форме высказывания по заданным параметрам.

Среди типичных ошибок, допускаемых учащимися на этапе выполнения заданий С2.1. в разделе «Сочинение-рассуждение», можно выделить следующие:

  • Недостаточный уровень филологической подготовки, незнание основных функций знаков препинания, а вследствие того – неуклюжие попытки придумать свои аргументы.

  • Неумение подтвердить примерами собственные суждения, а зачастую отсутствие необходимых аргументов из исходного текста.

  • Приписывание знакам препинания несвойственных им функций:

      • смыслоразличительной («Знаки препинания помогают нам понять смысл слов»),

      • передачи эмоций автора («Без пунктуации русская поэзия не была бы такой душевной и трогательной»);

      • преувеличение значения пунктуации («Без знаков препинания мы не могли бы жить», «С пунктуацией люди живут счастливой и полной жизнью»);

      • незрелые аргументы, основанные на примерах из мультфильмов («В стране невыученных уроков») и сказках для дошкольников («Двенадцать месяцев»);

  • Смешение понятий «Устная речь» и «Письменная речь» («Знаки препинания больше всего нужны ораторам, дикторам и директорам школ»).
    учащиеся путают прошедшие события с настоящими, заменяя эту фразу на «Учёные считают, что наш успех в жизни зависит от интеллектуальных способностей», а некоторые ученики вообще не отразили эту микротему;

Среди типичных ошибок, допускаемых учащимися на этапе выполнения заданий С2.2. в разделе «Сочинение-рассуждение», можно выделить следующие:

  • Неумение определять главную мысль исходного текста, в результате чего отклонение от ответа на вопрос, неудачное приведение примеров из фрагмента, ошибочная аргументация личного мнения.

  • Ошибки в абзацном членении, у многих учащихся отсутствие абзацев, что мешает воплощению авторского замысла.

  • Отсутствие композиционной стройности и завершенности, неумение части учащихся создавать связное высказывание на заданную тему.

  • Поверхностное и несколько прямолинейное понимание фрагмента текста («Кинтелю не надо никаких других песен, потому что лучше Сани никто не поёт» (вариант №805), «Кинтель не решался оглянуться, так как был плохо одет» (вариант №806));

  • Для объяснения содержания фрагмента экзаменуемые приводят только 1 пример из текста;

  • Смешение понятий «автор» и «герой» произведения («Гришковец пришёл записываться в фотокружок», «Гришковец с достоинством прошел испытания»)

Следует отметить, что не все учащиеся правильно поняли формулировку задания С2.2 и, соответственно, недостаточно полно ответили на указанные в заданиях вопросы. Однако некоторые ученики проявили достаточные умения в аргументации личного мнения и успешно создали собственное речевое высказывание на заданную тему с привлечением информации, извлечённой из прочитанного текста.

Практическая грамотность учащихся

Практическая грамотность учащихся оценивалась на основании проверки изложения и сочинения, с учётом положения о грубых и негрубых, об однотипных ошибках. При оценке грамотности учитывался объём изложения и сочинения. Вместе с тем проверялись умения выпускников 9-х классов письменно воспроизводить текст с заданной степенью свёрнутости (сжатое изложение содержания прослушанного текста) и умения создавать текст в соответствии с заданной темой и функционально-смысловым типом речи, выражать своё отношение к прочитанному.



Типичные ошибки, допущенные учащимися в экзаменационных работах:

      • Орфографические ошибки:

      • -правописание иноязычных слов (интеллект, искусство, профессионализм);

      • - правописание Ь и Ъ (добьётся, лишь, помочь, неудач);

      • - Н и НН в причастиях и прилагательных (жизненных, определённых);

      • - слитное - раздельное написание НЕ с различными частями речи;

      • - неразличение НЕ и НИ.



      • Пунктуационные ошибки:

      • - знаки препинания в сложноподчинённом предложении;

      • - знаки препинания в предложении с прямой речью;

      • - знаки препинания в предложении с вводными словами;

      • - знаки препинания при обособленных членах предложения.



      • Грамматические ошибки:

      • - нарушение границ предложений;

      • - неправильное употребление падежных окончаний

      • - нарушения в построении предложений с деепричастным оборотом;

      • - ошибочное словообразование;

      • - нарушение соотнесенности однородных сказуемых;

      • - нарушение согласования.



      • Речевые ошибки:

      • - неверное или неточное словоупотребление;

      • - повтор слов;

      • - нарушение стилевого единства;

Тестовые задания

Варианты 1-10


следующая страница >>