Сборник «Добрые советы мамам и папам, а также бабушкам и дедушкам юных участников дорожного движения» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Сборник «Добрые советы мамам и папам, а также бабушкам и дедушкам юных участников - страница №1/1


Сборник
«Добрые советы мамам и папам, а также бабушкам и дедушкам
юных участников дорожного движения»

ОБРАЩЕНИЕ К РОДИТЕЛЯМ
Дорогие папы и мамы!

Вы в ответе за своих детей, их жизнь, безопасность, будущее.

Вы первыми учите своих детей безопасному поведению на дорогах.

Собственным примером обеспечьте им здоровье и счастливое будущее!


На проезжей части не спешите

И внимательно по сторонам смотрите

Детям и родителям известно:

Разговоры на дороге не уместны

Вы друг другу помогите –

Жизнь, здоровье берегите.
Дорогие папы и мамы!

  • Помните, что жизнь и безопасность детей на дорогах зависит прежде всего от вас.

  • Учите детей безопасному поведению на дороге своим примером!

  • Важно научить их наблюдать, ориентироваться в обстановке на дороге, оценивать и предвидеть опасность. Находясь на дороге со своими детьми, применяйте некоторые методы, которые помогут вам и вашему ребёнку сформировать навыки безопасного поведения.

  • Никогда не спешите на проезжей части.

  • Не переходите дорогу на красный или жёлтый сигнал светофора.

  • При выходе из автобуса, трамвая, такси, помните, что вы должны сделать это первыми.

  • Выйдя из общественного транспорта, подождите, когда он отъедет от остановки, и только после этого переходите проезжую часть дороги.

  • Не разговаривайте при переходе дороги.

  • Никогда не переходите дорогу наискосок.

  • Постоянно обсуждайте с ребёнком возникающие ситуации на дорогах, указывая на скрытую опасность.

  • Особое внимание необходимо уделить детям, имеющим проблемы со зрением. Боковое зрение играет огромную роль при переходе улицы.

  • Приучитесь сами и приучите детей переходить дорогу не там, где вам надо, а там, где есть переходы.

  • Научите всматриваться в даль и оценивать скорость приближающегося транспорта для того, чтобы суметь вычислить время, за которое машина сможет доехать до вас.

  • Обращайте внимание на обманчивость пустых дорог. Они не менее опасны, чем оживлённые.


«Дорожный язык»
Разработайте вместе с ребёнком самый безопасный маршрут от дома до детского сада.

Купите «Правила дорожного движения» и обсудите с ним наиболее важные из них.

Когда вы идёте куда-то с ребёнком, обращайте его внимание на дорожные знаки и разметку. Одна прогулка — один знак. Предложите ему игру: кто насчитает больше знаков, разрешающих переход. Обратите внимание малыша на те части тротуара, где есть выезды с дороги, и другие опасные места.

Не трудно разработать правила и выработать нормальные навыки. Важнее научить ребёнка учитывать непредвиденные опасности. Он должен убедиться, что машины действительно останавливаются у перехода, что ему хватит времени завершить переход.

Нерегулируемый переход — самая важная часть дорожной грамоты. Знаете ли вы, что водитель не в состоянии одновременно охватить взглядом больше восьми объектов? Ваш ребёнок должен быть готов к тому, что его могут не заметить. Научите малыша при переходе дороги не отвлекаться и не болтать, а если он идёт с другом, то лучше не держаться за руки: в случае опасности один может запаниковать и потянуть под колёса другого.

Расскажите ребёнку, как опасно оказаться между двумя потоками встречного транспорта. Водитель может не заметить дошкольника из-за его маленького роста.

Научите ребёнка осмотрительному движению по загородной дороге: если нет подходящей обочины или пешеходной дорожки, нужно идти друг за другом цепочкой.

Запретите ребёнку выезжать на проезжую часть. Расскажите о серьёзных травмах, которые можно получить, пренебрегая безопасной ездой на велосипеде, роликовых коньках. В зимнее время не меньшую опасность представляет катание на санках вблизи дорог.

И последний совет. Научите ребёнка организовывать свое время так, чтобы не надо было никуда спешить. Именно тот, кто спешит, чаще рискует.

Скоро 1 сентября! Снова школа!
Для безопасности вашего ребёнка, даже если вы ему рассказывали раньше об этом, объясните и покажите, как безопасно перейти проезжую часть дороги.

Самый безопасный переход — подземный или надземный. Если нет подземного перехода, можно перейти по «зебре», лучше на регулируемом перекрёстке, то есть оснащённом светофором.

Ребёнок должен знать, что красный сигнал светофора запрещает движение: «Стой! Выходить на дорогу опасно!» Жёлтый сигнал предупреждает о смене сигнала: «Стой! Жёлтый сигнал тоже запрещает переход». Только зелёный сигнал разрешает движение. Но и он не означает, что дорогу можно переходить без оглядки. Он лишь разрешает переход дороги. Безопасность пешеход должен обеспечить себе сам. Напомните ребёнку: «Посмотри, все ли машины остановились и пропускают пешеходов, не поворачивает ли какой-либо автомобиль направо, и только тогда — иди.

Иди быстро, но не беги. Когда человек бежит, он по сторонам не смотрит. Повернуть голову на бегу для осмотра и трудно, и просто опасно, можно упасть. При движении шагом, имея опору на обе ноги, человек может без труда повернуть голову и вправо, и влево.

Если при подходе к середине проезжей части загорается красный сигнал, остановись. Не делай лишних шагов ни вперёд, ни назад. Следи за проезжающим транспортом справа и слева.

Заканчивай переход, только убедившись, что снова горит зелёный сигнал и транспортные средства стоят».

Если вы подошли к перекрёстку при мигающем зелёном сигнале светофора, переходить не следует, хотя переход и разрешен — можно не успеть перейти всю проезжую часть, а это уже опасно. Никогда не переходите дорогу в такой ситуации сами и объясните это вашему сыну или дочке.

Помните!

Для ваших детей ваш авторитет — непререкаем. И ваш пример, в том числе в вопросах безопасности, — главный!

Улица в зимний период
Как известно, осеннее-зимний период — далеко не самое лучшее время для водителей и пешеходов. Грязь, слякоть, наледь и сугробы на проезжей части и тротуарах, короткий световой день — все эти факторы «работают» не на безопасность участников движения.

Зимняя дорога таит в себе много опасностей. Судите сами: на скользкой, раскатанной и покрытой ледяной коркой проезжей части остановочный путь легкового автомобиля, движущегося со скоростью 80 км/час, увеличивается с 55 до 270 метров!

Поэтому, проезжая мимо школ и других детских учреждений, а также подъезжая к пешеходным переходам, водители должны заранее снизить скорость, быть особенно внимательны!

Несколько советов для водителей, которые вместе с ребёнком едут в общественном транспорте. Из автобуса, троллейбуса или трамвая старшие должны выходить первыми и помочь малышу выйти из салона.

Выйдя из автобуса, никогда не пытайтесь сразу же перейти проезжую часть — это опасно. Помните, что рядом с остановкой всегда есть обозначенный пешеходный переход.

Конечно же, малышей всегда крепко-накрепко держите за руку при переходе дороги.

Если вы везёте малыша в саночках в детский сад или просто гуляете, будьте особенно осторожны рядом с проезжей частью. Резко санки крутанули — и ребёнок выпал из них прямо под колёса машин. Когда переходите дорогу — даже по «зебре», даже на зелёный свет — обязательно поднимите малыша из санок и возьмите за руку.

Ребенок на дороге
Картинки из жизни: маленький мальчик с мамой подходят к перекрёстку. Проезжая часть дороги пуста. Горит жёлтый глаз светофора. Проходит 10 секунд, мама решительно берёт ребёнка за руку и шагает с тротуара на дорогу. «Ты что! — возмущенно кричит ребёнок. — Не видишь: «жёлтый свет — спокойно жди, никуда не проходи!» Мама сконфуженно глянула на сына и сделала шаг назад, на тротуар. «Ты прав, — сказала она. — Я забыла посмотреть на светофор».

В этой ситуации хороший урок получили оба. И мама, которая сумела исправить собственную ошибку. И сын, в глазах которого укрепился непреложный закон дороги.

В связи с этим хотелось бы напомнить: не только красный сигнал светофора запрещает пешеходу движение через проезжую часть дороги, но и жёлтый — такой же запретный сигнал.

Так что, дорогие взрослые, проявите мудрое терпение, берегите ваши жизни.

Ещё одно наблюдение. На сравнительно узкой улице — и трамвайные рельсы, и две полосы движения для автомобилей. Метров за 20 до регулируемого пешеходного перехода мальчишечка лет двенадцати с ранцем за плечами пытается проскочить на противоположную сторону улицы. Это ему никак не удаётся: то машины идут потоком, то тренькает подошедший трамвай. Школьник то выскакивает на середину полосы, то чуть не под колёсами автомобилей возвращается назад, к тротуару. На тротуаре на остановке ожидает трамвая толпа взрослых пассажиров. И ни один из них не остановил ребёнка, не направил его к переходу.

Мы уже затёрли слова «чужих детей не бывает». Но вот слова — и вот дела. Когда дети на наших глазах нарушают элементарные правила поведения на дороге, мы, взрослые, слишком часто остаёмся равнодушными зрителями.

Ребёнок на дороге!

И даже если это не ваши сын или дочь и вы знать не знаете этого дорожного нарушителя, остановите его! Чужих детей не должно быть.

Как не должно быть равнодушных взрослых.

Сам себе регулировщик
Если светофора нет, и переход через проезжую часть дороги никто не регулирует, регулировщиком своего поведения и поведения своего ребёнка становитесь вы, уважаемые взрослые.

Вы помните о том, что самый безопасный переход — подземный или надземный?

Если нет подземного перехода, можно перейти по «зебре».

Если нет ни того, ни другого, можно перейти на перекрёстках по линии тротуаров или обочин.

Если нет подземного перехода, «зебры» или перекрёстка, разрешается переходить дорогу под прямым углом к тротуару на участках без разделительной полосы и ограждений там, где дорога хорошо просматривается в обе стороны. Но вначале надо найти безопасное место для перехода. Именно найти. Это место должно быть как можно дальше от стоящих машин и других помех обзору.

Подходя с ребёнком к дороге, всегда напоминайте ему главное правило безопасности: «Мы подошли к дороге. Нам необходимо остановиться, посмотреть налево, так как именно оттуда может двигаться автомобиль, затем направо и снова налево и прислушаться. Помни, что машину может быть пока не видно. Но — слышно». Научите ребёнка различать шумы автобуса, грузового автомобиля, иномарки на большой скорости... «Если видна приближающаяся машина — дадим ей проехать. Снова посмотрим по сторонам, поворачивая голову и вправо, и влево, чтобы расширить поле зрения и верно оценить дорожную обстановку. Сейчас машин нет, можно переходить, продолжая внимательно смотреть и прислушиваться, пока не перейдём дорогу. Дойдя до середины дороги, ещё раз посмотрим направо. При переходе разговаривать не будем, чтобы не отвлекаться». Расскажите ребёнку, что если он идёт с другом, то лучше не держаться за руки. В случае опасности один может запаниковать и потянуть под колёса другого. Объясните ему, что он ещё не такой большой, как взрослые, водителям иногда просто трудно его заметить. Поэтому ребёнок должен обязательно убедиться, что его заметили.

И каждый раз, выходя с ребёнком на улицу, повторяйте ему простые истины дорожной безопасности.

РОДИТЕЛИ И ДЕТИ КАК УЧАСТНИКИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ
Советы психолога

Жизнь родителей опасна и трудна. А жизнь детей — особенно.

В жизни каждой семьи наступает тот счастливый момент, когда появляется малыш. Но вместе с радостью приходят и новые заботы, и одна из них — это обезопасить жизнь ребёнка. Наши дома переполнены острыми, тупыми, тяжёлыми, электрическими и прочими опасными для них предметами, а улицы наших городов — многими другими опасными вещами. В этой статье мы поговорим о том, что родители могут сделать, чтобы обезопасить своего ребёнка на дороге.
Ребёнок и транспорт – до рождения и после
Прежде всего родителям следует понимать, что эта задача — обезопасить своего ребёнка на дороге — принципиально нерешима.

Во-первых, любое перемещение на транспорте (да и на своих ногах) сопряжено с опасностью, и вероятность случиться непредвиденному всегда отличается от нуля. Это сказано вовсе не затем, чтобы испугать родителей, а как раз наоборот, привлечь их внимание к тому, что заботиться о детской безопасности (да и своей собственной) нужно всегда. Особенно в хорошо знакомых местах, ситуациях и т.д. Все мы хорошо знаем, что в дни школьных каникул повышается детский травматизм на дорогах. Но ведь дети в большинстве своём попадают в ДТП как раз в знакомой им и родителям обстановке: на знакомой улице, на знакомом перекрёстке и т.д. Есть такая иллюзия: раз знакомо — значит, безопасно. Ею хорошо пользуются мошенники, которые сначала знакомятся с жертвой, а уж потом втягивают её в свои махинации. Поэтому «наш район», «наша улица», «наш маршрут» и т.д. — скорее антонимы слова «безопасность». Мы утрачиваем бдительность, пропускаем сигналы опасности, которые сразу же бросились бы нам в глаза в незнакомом месте.

Во-вторых, задача обезопасить ребёнка раз и навсегда не решается, потому что ребёнок растёт, и растут возможные опасности, подстерегающие его на дороге. И начинаются они вовсе не с того момента, как ребёнок пойдёт в школу (секцию, кружок и т.д.), которая находится в паре-тройке (пяти-десяти) остановок от дома.

Далеко не у каждой беременной женщины есть возможность брать бюллетени, а значит, малыш знакомится с транспортом уже в животике у мамы. Шум, вибрация, загазованность, духота, давка в часы пик — вот неполный перечень особенностей общественного транспорта, знакомых малышу до рождения. Первые три — это и про личный авто, а к нему ещё нужно добавить стрессы, утомление и эмоциональное напряжение, если будущая мама сама водит машину. Лучшим выходом может стать пешее передвижение будущей мамы (одна моя студентка ходила от метро до вуза сорок минут, три раза в неделю, все семь месяцев до декрета). Но это не всегда возможно для самой мамы, если есть какие-то осложнения при беременности. Другой выход — выбирать наиболее щадящие маршруты, пусть они и дольше и дороже. Если у вас две пересадки в метро, может, стоит поехать на автобусе или маршрутке, особенно если вы едете от конечной остановки и можете гарантированно сесть? Если сесть не удалось, просите окружающих уступить вам место, а не дуйтесь на них за невнимательность! На последних месяцах мне часто приходилось ловить машины, чтобы подъехать к женской консультации, и ни один мужчина (разного возраста, семейного статуса и жизненного опыта) не заметил, что я беременна! Они и правда не видят. Да что там, мы, женщины, тоже не всегда внимательны. Поэтому позаботьтесь о малыше сами: попросите уступить вам место.

Ребёнок родился, и продолжение следует, как только вы выезжаете с коляской на прогулку. Даже самые современные коляски могут обеспечить комфорт малышу и маме, но никак не безопасность. Многим хорошо знакомы ситуации: высокий бордюр, узкий и/или плохой тротуар, куча снега (для коляски — непроходимая), внезапно отлетающее колесо. Их все объединяет то, что вы с коляской резко замедлили ход, и часто — на проезжей части. Для водителя, едущего за вами, вы только что совершили непредвиденный манёвр (ведь огни на вас не загораются, предупреждая о торможении). Добавим плохую видимость, например, в тёмное время суток, которое длится на большей части России почти полгода. Плюс ваша усталость, хорошо знакомая всем родителям маленьких детей, плюс, возможно, мобильник в руке или, увы, бутылка пива — всё это снижает вашу способность быстро реагировать на визг тормозов. А коляска ведь очень неманевренный вид транспорта. Жаль, что большинство водителей об этом не задумывается. Не гулять — нельзя, но не доводите дело до абсурда — если вы буквально валитесь с ног, пропустите прогулку. Постарайтесь не гулять с коляской там, где вы не знаете особенностей местности (высота бордюра и качество тротуара хотя бы); разговаривая по мобильнику, обязательно останавливайтесь в безопасном месте. И купите светоотражатели и себе на одежду, и на коляску.

О том, что ездить в нашем общественном транспорте с коляской ох как непросто, мы уже рассказывали. Но и у поездки ребёнка в «кенгуру» есть свои опасности. Мы, как правило, не смотрим на ручки и ножки ребёнка, когда садимся в транспорт, едем по эскалатору. А зря — сколько поцарапанных и прищемлённых пальчиков, зажатых ручек и ножек движущимися частями! И это в лучшем случае. Лучший выход — держать в своих руках «движущиеся части» ребёнка, хотя бы его ручки. И не забудьте про любимую игрушку ребёнка — дети суют свои пальчики между двумя стеклами в автобусе, откуда их бывает очень сложно достать, не для того, чтобы досадить вам, а потому что им скучно! Это актуально и для детей в личном автомобиле, когда они едут в детских автокреслах. Думаю, многие родители-автомобилисты удивились бы или ужаснулись, увидев, чем занимаются их дети в салоне автомобиля от скуки.

Но есть родители, а особенно бабушки, которые хорошо представляют эти и многие другие опасности и отказываются возить маленького ребёнка в общественном транспорте. Хорошо понимаешь, что это не самое удачное решение, когда видишь, как уже взрослый (лет 8–9, а то и 10–12) ребёнок буквально заталкивается взрослым на эскалатор в метро (боится, не притворяется, а именно боится, иногда до обоюдной истерики). Когда он не держится за поручни в транспорте, потому что знает головой, а не телом, что такое центробежная сила или резкое торможение. Мы виним их — учили вас, учили, но это как раз тот случай, когда учит его только собственный опыт, а не наши нравоучения.

Когда малыш пойдёт, начнутся новые заботы. Именно здесь впервые у родителей возникает сознательная цель — воспитать безопасного пешехода. А чуть позже — безопасного роллера, «бордиста», «самокатщика» и велосипедиста. И здесь часто родители делают упор на осведомительно-запретительную часть с бесконечными «нельзя» и «почему ты не». А почему же они «не»: невнимательные, непредусмотрительные, непредвидящие, непредсказуемые и т.д.? Ответ прост — они дети. Их лобные доли головного мозга (именно они отвечают за произвольность, качество, которое лежит в основе отсутствия этих «не») окончательно созреют у большинства годам к 20-ти. А ведь покупая ребёнку велосипед (самокат, ролики и пр.), родители покупают... игрушку, за игры с которой должен отвечать ребёнок. У нас разработаны сотни тестов для определения готовности к школе (как будто что со школой случится, если туда придут неготовые дети), а вот хоть пары тестиков для определения готовности ребёнка к передвижению на его первом транспортном средстве, увы, нет. Поэтому прежде чем идти в магазин, честно ответьте себе: может ли ваш ребёнок подавить сиюминутные желания и порывы? И как быстро? Достаточно ли быстро может принять решение в незнакомой ситуации (особенно той, которая вызывает у него волнение)? Всегда ли правильно устанавливает причинно-следственные связи между своим поведением и его последствиями? Внимательный ли он? Хороший ли у него глазомер? Насколько детально он может описать вам опасности на дороге и как их избежать? Если на большинство вопросов ответы «нет», может быть, следует повременить с покупкой велосипеда, самоката и пр.?

Если же ваш ребёнок «влился» в транспортный поток на своём велосипеде, самокате, роликах, «доске», немаловажным в обучении его безопасному поведению на дороге станет объяснение, внушение, убеждение, и лучше — на личном примере, положительных образцах безопасного поведения, а также внимательное ознакомление с дорожной средой и её законами (Правилами дорожного движения, дорожными знаками). А также и правила, которые никто не отменял для «колёсных» пешеходов детского возраста: предупреждать сигналом о своём передвижении впереди идущим пешеходам, сигналами рукой — для водителей транспорта, недопустимости «подрезать», совершать непродуманные манёвры и т.д.
Не вместо, а вместе
Как бы ни было нам просто решать задачу безопасности ребёнка на дороге, контролируя его, более надёжный, хоть и трудоёмкий способ — доверить управление собой самому ребёнку. Отпускайте почаще руку ребёнка (если маленький, то только в безопасных местах), просите его отвести вас в магазин, садик, школу... Нарушайте правила (в разумных для своей безопасности пределах) и смиренно принимайте его упрёки в вашей неосторожности. Советуйтесь, какой маршрут лучше выбрать. Расширяйте жизненный опыт ребёнка: ездите с ним в разном транспорте, на разные расстояния. Уважительно относитесь к запретам, например красному сигналу светофора или жезлу инспектора ДПС. Чему мы их научим (не только тому, что мы сознательно им «долдоним», но и бессознательно демонстрируем), то и получим через 10-15 лет на наших дорогах.
Главное на дороге — верные решения
Развитие автомобилестроения принесло человечеству неоспоримую пользу, но при этом увеличило число опасностей, подстерегающих нас буквально повсюду. Ядовитые выхлопы машин практически ежесекундно отравляют наш организм, но если от этого мы не имеем возможности защититься, то от опасности, подстерегающей нас на дороге, мы можем спастись, соблюдая Правила дорожного движения.
Что главное на дороге? Видеть самому и быть видимым.
В этой краткой формуле заключён важнейший принцип безопасности движения.

Специалисты говорят, что за последние годы техническое совершенствование автомобилей намного опередило возможности человека по управлению ими. В результате на городской улице с интенсивным движением у водителей случается информационная перегрузка, и человек за рулём может принять неверные решения. А слово «неверные» на дороге значит «опасные». И нужно всегда быть готовым не допустить страшных последствий такого решения.

Несмотря на огромный технический прогресс нашей цивилизации, зрение и способности визуального восприятия человека практически не изменились и остались такими же, как и в древние времена. А нагрузка на наши глаза возросла многократно. На дороге человек, водитель или же пешеход должен научиться использовать зрение как можно эффективнее.

Что же мы имеем в виду, когда говорим о правильном использовании зрения? Во-первых, вовремя заметить опасность и избежать её. Во-вторых, не пропускать важных элементов дорожной обстановки: знаков, светофоров, разметки; учитывать дорожные условия, поведение и состояние других участников движения. Глаз человека устроен так, что позволяет нам видеть сразу всю панораму. Надо научиться концентрировать своё внимание на наиболее важных с точки зрения безопасности движения элементах.

Порой мы пренебрегаем незначительными и лишними, на наш взгляд, правилами, подвергая свою жизнь ненужной опасности. Каждый человек с детства усвоил правило: «Прежде чем перейти дорогу, посмотри налево, затем направо...», но некоторые, запомнив это, почему-то забывают другое: «Посмотри на светофор», и в результате, переходя дорогу на красный свет, нарушают одно из основных правил ПДД.

Каждый человек в современном мире прежде всего должен беспокоиться за безопасность свою и своих близких. Подождать лишние две минуты, пока светофор сменит свет, или пройти лишние пятьдесят метров до ближайшего пешеходного перехода. Пожалуй, всё это — небольшая плата за собственное здоровье и благополучие.


Опасный пешеходный переход
Обращение к водителям

Уважаемые водители! Обращаюсь к вам не только как официальное лицо — сотрудник Госавтоинспекции. Обращаюсь как мама, дочь, водитель, потому что дорожная ситуация с детьми не просто аварийная — она кричащая.

Получается, что вы, сидящие за рулём, заставляете нас, сотрудников ГИБДД, преподавателей школ, воспитателей детских садов, «обманывать» детей каждый раз, когда мы учим их строго соблюдать Правила дорожного движения, чтобы быть живыми и здоровыми. К сожалению, из-за наглых и грубых водителей становится всё труднее объяснять детям, по каким правилам безопасно ходить по проезжей части дороги. Мне уже кажется, что на мои слова в ответ они вправе упрекнуть меня: «Я соблюдал ПДД и попал под колёса, а моя сестра оказалась в больнице».

И это окажется правдой. С начала года 8 детей попали под колёса автомобилей по вине водителей транспортных средств. Дети здесь ни при чём, спасибо школам и многим из родителей, которые добились наконец-то плодотворных результатов: дети стали переходить проезжую часть по пешеходному переходу, на разрешающий сигнал светофора.

Дети как законопослушные маленькие участники дорожного движения уверенно шагают по дороге и считают, что всё будет хорошо, потому что они поступают правильно, так, как их научили. Они пытаются гордо перейти улицу, доказав нам, взрослым, что несмотря на свой возраст, они умеют ориентироваться на пешеходном переходе.

Однако водители всё перечёркивают.

Так, 20 февраля водитель автомобиля ГАЗ совершил наезд на 8-летнюю девочку, переходившую проезжую часть в установленном для перехода месте. Девочка была госпитализирована в тяжелейшем состоянии: закрытая черепно-мозговая травма, ушибленная рана лба, закрытый перелом левой ключицы со смещением. Девочка возвращалась после занятий в школе домой, родители её не дождались.

29 февраля в 8 часов утра водитель автомобиля ВАЗ совершил наезд на 10-летнего мальчика, который направлялся в школу и переходил проезжую часть в зоне нерегулируемого пешеходного перехода. В школу он так и не попал: с места ДТП мальчика доставили в больницу с диагнозом: ушиб мягких тканей передней грудной клетки.

12 марта днём 9-летняя девочка возвращалась домой и, переходя проезжую часть по пешеходному переходу, попала под колёса «Газели». Пострадавшая госпитализирована с переломом правой стопы.

26 марта водителем автомобиля ВАЗ был совершён наезд на девочку 13 лет, которая переходила проезжую часть в установленном для перехода месте. Вместо обычного дежурного звонка маме: «Я уже дома», родителям позвонили из дежурной части Госавтоинспекции и сообщили о случившемся.

31 марта водитель ГАЗа совершил наезд на 9-летнию девочку, переходившую проезжую часть по регулируемому пешеходному переходу на разрешающий зелёный сигнал светофора. Девочка госпитализирована.

Последний случай превзошёл все ожидания Госавтоинспекции.

14 апреля в 10 часов утра автомобилем «Форд Фокус» чёрного цвета под управлением молодой женщины был совершён наезд на ребёнка 13 лет, опять же переходившего проезжую часть в установленном для перехода месте. Виновница происшествия посадила ребёнка в автомобиль и увезла в больницу. По прибытии в медицинское учреждение убедила врачей в том, что у неё высокие нравственные ценности в жизни, и она, проезжая по улице, увидела, как мальчик упал. Не смогла проехать мимо, гражданский долг не позволил, и естественно, оказала помощь ребёнку и доставила его в больницу. Как выяснилось позже, женщина по дороге в травмпункт вручила мальчику 1 тысячу рублей в обмен на молчание о дорожном происшествии и строго-настрого велела говорить ему, что он упал, машина его не сбивала. Оставив жертву своего происшествия в больнице, решила, что с этим всё. В ГИБДД для оформления дорожно-транспортного происшествия не прибыла.

Она обязательно будет привлечена к ответственности, просто это дело принципа найти, и ее найдут, по-другому быть не может. Кто она, кто её родители, учителя, которые выдали ей путевку в жизнь, мучает ли её совесть, есть ли у неё дети? И почему она так поступила? На все эти вопросы пока ответов нет.

Как теперь после случившегося говорить детям обыденную фразу: «Переходите проезжую часть по пешеходному переходу»? Страшно и жутко на душе: что ждёт наших детей на дороге, с каким водителем сведёт их судьба. Как нам теперь убедить детей, попавших под колёса из-за водителей-нарушителей, соблюдать Правила дорожного движения. Какими они в дальнейшем станут людьми, видя, что, сбивая человека, можно заплатить тысячу рублей и дальше продолжать движение. Какое будущее готовите вы себе, если позволяете себе наехать на ребёнка. Пострадавшие и, к счастью, живые дети подрастут и сядут за руль автомобиля в то время, когда вы наверняка уже будете передвигаться пешком. Не боитесь, что они ответят вам тем же?

Уважаемые водители! Может, вы объясните, научите, как и где детям переходить проезжую часть? Неужели у вас нет собственных детей, которые так же, соблюдая правила, завтра могут попасть под колёса такого же водителя. Вы уверены в том, что бумеранг не сработает?



БЕЗОПАСНЫЙ ПЕШЕХОД НАЧИНАЕТСЯ С ДЕТСТВА
По плану или «как получится»?
Мы любим своих детей и хотим им только добра. Мы говорим им: «Стой, дальше дорога! Нельзя играть на проезжей части! Возьми меня за руку, переходим улицу!» Любой родитель, бабушка или дедушка подтвердят, что именно так (или почти так) они делают. Это план воспитания безопасного поведения на дороге у наших детей.

Хорошо, когда такой план нами осознаётся, систематично и планомерно реализуется в жизни, результаты его выполнения нами контролируются: мы не забываем сделать замечание или даже отругать, когда ребёнок игнорирует наши наставления. Но часто нам не хватает как раз планомерности и систематичности, настойчивости и непротиворечивости в его реализации.

Всегда ли вы держите ребёнка за руку, когда находитесь на проезжей части дороги? Большинство родителей — да. Но многие держат не сами, а доверяют ребёнку держаться за себя: за ручку сумки, подол платья, за коляску... Особенно когда у родителя много сумок или коляска с другим ребёнком. А бывает, и просто банка пива мешает взять своего ребёнка за руку в ситуации потенциальной опасности.

Но «держать за руку» означает не только контролировать ребёнка, а при необходимости контролировать ситуацию.

Резко вырулил автомобиль; «газель», скрипя тормозами, с неубедительной быстротой снижает скорость; упала игрушка; под ногами оказался интересный ребёнку предмет; яркий рекламный щит, на который вы и не смотрите, заворожил ребёнка — это всё повод для него резко остановиться и отпустить вашу руку или то, за что он держится. По разным причинам: испуг, интерес, неожиданность, но результат один — в случае резкого изменения дорожной обстановки вы не успеете его остановить, отдёрнуть, оттолкнуть, отбросить и т.д., потому что ребёнок для вас недостижим.

Уже меньше родителей держат ребёнка за руку, когда идут по проезжей части дороги в жилой зоне рядом с домом, в знакомом им районе. Это не тротуар, но нам, взрослым, он привычен именно как средство пешего передвижения. И детям мы часто говорим: «Иди рядом». Но для одних рядом — это 15-30 сантиметров (достижимо для нашей руки), а для других — 30-50 и дальше (далеко не у каждого родителя это длина руки). Научите ребёнка идти именно рядом с вами, не дальше вытянутой руки желательно по тротуару, а в жилой зоне, где нет тротуаров, по краю дороги, а не по её середине, перед вами, а не сзади.

Мало кто держит ребёнка за руку на остановках общественного транспорта, пока ждут транспорт. А ведь детям скучно ждать, они развлекают себя, как умеют: крутятся вокруг столбов рядом с проезжей частью, выглядывают за пределы тротуара на приглянувшуюся им машину и т.д. Далеко не всегда, особенно пожилые люди, которым трудно выйти из маршрутки, автобуса и т.д., держат за руку ребёнка при выходе из транспортного средства. Но выход из стоящего транспорта или из-за препятствия, которое ограничивает обзор проезжей части дороги, — одна из частых причин ДТП с детьми.

Границы несвободы
До какого возраста держать ребёнка за руку при переходе проезжей части дороги? Большинство родителей крепко держат 2-летнего ребёнка (причём, надеюсь, не за ладошку, а за запястье, иначе детскую руку не удержать), а вот трёхлетку — уже далеко не все. Это связано с известным кризисом трёх лет, когда ребёнок становится несговорчивым, обесценивающим взрослого и его правила, и многим родителям, что называется, не хватает пороху противостоять напору самостоятельности маленького человечка.

Но именно в этом возрасте для ребёнка возрастает опасность попасть в ДТП, что связано с его возросшей активностью, любознательностью, но вместе с тем и импульсивностью, недостаточной координацией движений и устойчивостью походки. Пройти по узенькому тротуару, часто с выбоинами, крупным мусором и не упасть, не споткнуться или не спрыгнуть за интересным для него камешком, палочкой, упавшей игрушкой и т.д. далеко не всегда получается. Поэтому задача родителей 3-летнего ребёнка и других взрослых — проявить твёрдость в соблюдении безопасного передвижения по и рядом с дорогой. Важно не просто настоять («Я взрослый, я знаю, что правильно!»), а объяснить ребёнку, что вы заботитесь о нём, боитесь за него, и поставить четкие границы свободы (например, «до этого забора я тебя держу за руку, а после него ты идёшь сам, там широкий тротуар»).

Вообще важно как можно больше именно разговаривать с ребёнком, комментируя, что вы делаете и почему («Я смотрю налево, потому что оттуда могут появиться машины» и т.д.). Не стоит надеяться на немедленный результат. Чтобы самому, без вашей подсказки смотреть налево-направо, обернуться на шум двигателя, останавливаться и отходить в сторону, пропуская транспортное средство, и делать другие привычные нам действия, обеспечивающие нашу безопасность на дороге, ребёнку предстоит пройти долгий путь развития его познавательных процессов, отвечающих за умение прогнозировать и планировать, развития его личности, связанной с контролем над своими сиюминутными желаниями, и т.д. Согласно современным психологическим данным произойдёт это годам к 10-12-ти.

Держать ребёнка за руку до этого возраста вряд ли получится, да и не нужно, ведь самое главное в любом воспитании — это когда ребёнок сам делает то, что вчера мог сделать только с вашей помощью. Но момент, когда вы доверяете ребёнку идти рядом с вами по проезжей части, должен определяться не только его возрастом, но и его характером.


Учитываем характер
Пугливые, тревожные дети и сами не отпустят вашу руку ещё долго. И это правильно: в ситуации резкого изменения дорожной обстановки, внезапного появления опасности они, скорее всего, растеряются, начнут хаотично перемещаться в пространстве и подвергнут себя и окружающих даже большей опасности, чем она была. Но дети подвижные, непоседливые, активные вряд ли дадут вам руку добровольно, а контролировать их нужно едва ли не больше, чем детей первого типа. Ведь из-за своей неуёмной энергии они чаще попадают в опасные ситуации, и не только на дороге или в транспорте. Чаще всего это мальчики, и здесь нужна особая деликатность, чтобы уберечь их как от физической опасности на дороге, так и от психологической опасности прослыть «маменькиным сыночком», «слюнтяем», которого, как маленького, держат за руку.

Важно также учитывать психофизическое состояние вашего ребёнка. Сотрудники ГИБДД хорошо понимают состояние эйфории в дни школьных каникул, из-за которого снижается внимание, утрачиваются осторожность и бдительность как у детей, так и у взрослых, и проводят регулярные операции «Внимание — дети!». Это нужно иметь в виду и самим родителям, не ослабляя контроля за безопасным поведением ребёнка в каникулярное время. Но в начале учебного года, учебной четверти, после болезни или когда уже заболевают, дети также менее внимательны, у них ослаблен самоконтроль, они часто возбуждены, более импульсивны, чем обычно, на фоне усталости, усилившегося эмоционального напряжения. Это особенно важно для первоклассников, для детей, только начавших посещать детский сад, то есть в период адаптации к новой для них сфере жизни, которая не для всех детей бывает лёгкой. В этот момент родителям нужно тактично, но твёрдо взять ребёнка за руку, объясняя, что когда это состояние пройдёт, ребёнок сможет снова идти самостоятельно.


Эмоции действуют сильнее
Есть и другой «план воспитания», который реализуется нами в спонтанном поведении, непосредственных поступках, эмоциональных высказываниях и оценках. Этот воспитательный план нами, как правило, не осознаётся, мало контролируется со стороны наших воспитательных установок, но часто именно он оказывается более действенным. Например.

Торопимся, до перехода далековато. Говорим ребёнку: «Давай руку, здесь перейдём». Или совсем без «давай руку»: «Побежали быстрее, сейчас красный загорится». Едем в автомобиле: «Ксюша, пригнись, проезжаем ДПС, а ты без кресла. Зачем его покупать, вся Европа без кресел ездит». По телефону: «Представляешь, в Белоруссии всех детей заставляют ходить со светоотражателями, нас тоже заставили купить, хотя мы и возмущались, что мы не их граждане. За что только деньги берут!»

Вы читаете это и думаете: не про меня? Вы никогда-никогда не переходите улицу с ребёнком в неположенном месте? И никогда не начинаете переходить улицу, когда зелёный сигнал уже мигает, предупреждая о смене цвета на красный? Управляя автомобилем, никогда не водите на «грани» нарушения ПДД? Особенно — если в салоне ребёнок, уже способный понимать ситуацию на дороге и соотносить её с вашим поведением и высказываниями в адрес других участников дорожного движения? И вы не позволяете себе эмоциональной оценки действий инспекторов ДПС в присутствии ребёнка? Если вас оштрафовали, объясняете ребёнку, что вы сделали неправильно?

Честно ответьте: вы сразу же купили ребёнку новое автокресло, едва он вырос из первого? У них ведь есть ресурс, связанный с анатомией растущего детского тела. Выросший из автокресла ребёнок может получить серьёзную травму, так как нагрузка придётся на те места, которые автокресло «по возрасту» защищает. А катафоты, фликеры или скотч-лайты вы купили, не дожидаясь введения штрафов, как в Белоруссии?

Если вы были честными с собой, то хотя бы на некоторые вопросы вы ответили «нет».

А это и есть тот самый «другой» план обучения наших детей, как вести себя на дороге. И он чётко включает, что можно и что нельзя (мне можно, а другим нельзя), что хорошо и что плохо (что я делаю, всё хорошо, а другие — всё плохо), кто хороший, а кто — плохой (я сам лихач — хороший, а «деревня, лох», — плохой).

Именно этот воспитательный план сильнее запечатлевается у наших детей, так как подключает наши эмоции, к которым любое живое существо восприимчивее, ведь это более древний, проверенный в ходе эволюции способ обучения. Психологи выяснили, что младенцы распознают эмоции матери начиная уже с 3-месячного возраста, а вот запомнить наши «нельзя» и выучить ПДД они смогут очень и очень нескоро.

НАУЧИСЬ САМ И НАУЧИ РЕБЁНКА
Правила поведения пешехода на дороге
В повседневной жизни мы стараемся быть вежливыми по отношению друг к другу, а вот ступая на дорогу, садясь за руль автомобиля, становимся другими, как бы перерождаемся. «Не трамвай — объедет», — убеждает себя пешеход, переходя дорогу перед близко идущим транспортом. У водителя мнение насчёт пешехода совсем другое: «Не столб — отойдёт», а в результате статистика собирает урожай дорожных происшествий, связанных с наездом на пешеходов. Пешеходы наравне с водителями обязаны соблюдать Правила дорожного движения. Об этом должны знать и взрослые, и дети.

Переходить дорогу следует по пешеходному переходу. Это всем хорошо известно. Но везде переходов не сделать. Правила разрешают переходить проезжую часть в произвольном месте, если рядом нет обозначенного пешеходного перехода или перекрестка. Собираясь выйти на проезжую часть, сделайте на секунду остановку и осмотритесь. Переходить надо спокойным шагом. Не рекомендуется бегать, так как за дорогой лучше всего наблюдать в спокойной обстановке. В Ленинском районе Екатеринбурга, на улице Московской, водитель автомашины ВАЗ-2109 не смог избежать наезда на третьеклассника Диму, перебегавшего дорогу перед близко идущим транспортом. С сотрясением головного мозга мальчик был доставлен в больницу.

Выйдя на проезжую часть, нужно прекратить всякие разговоры с ребёнком — это отвлекает внимание, да и ребёнок должен привыкнуть к тому, что при переходе следует молчать и наблюдать за дорогой.

Если на противоположной стороне дороги к остановке подошел автобус или троллейбус, подавите в себе желание броситься с ребёнком к нему через проезжую часть. Осмотритесь, и только тогда быстрым шагом дойдите до транспортного средства. В такой ситуации лучше всего обратить на себя внимание жестом или возгласом. Водитель всегда подождёт вас с ребёнком. Наиболее распространённая ошибка, которая ведёт к беде на дороге, — это переход проезжей части в условиях ограниченной видимости, то есть из-за предмета, закрывающего обзор. Этим роковым предметом может быть стоящий у обочины трамвай, кустарник и просто забор. Самый типичный пример ошибочного поведения в такой ситуации — обход автобуса на остановке общественного транспорта. До сих пор бытует мнение, что обходить трамвай нужно спереди, а автобус сзади. Однако это правило давно устарело и не спасет, а наоборот, создаст аварийную ситуацию. Обходя автобус сзади или спереди, вы можете попасть под встречный или обходящий автобус транспорт. Так, в один из апрельских дней под колёса автомашины ВАЗ-2106 попала 11-летняя Света, которая вышла из-за передней части троллейбуса, не предвидя подстерегающей её опасности. С травмой черепа и переломом бёдер девочку доставили в больницу.

Никогда не стоит суетиться. Собираясь ступать на проезжую часть, но видя приближающийся автомобиль, человек инстинктивно уходит от опасности, воздерживается от перехода и делает шаг назад, но потом, оценив расстояние и скорость, решает, что вполне успеет перейти дорогу раньше. И часто ошибается в оценке своих и чужих возможностей. В то же время водитель, увидев, что пешеход посмотрел в его сторону, успокаивается и, не снижая скорости, продолжает движение. Но пешеход вдруг срывается с места и бежит ему наперерез. Опасность ситуации увеличивается, так как водителю нужно какое-то время, чтобы принять решение: затормозить или объехать его.

Когда безопасно переходить дорогу? Расчёты показывают, что переходить всего одну полосу можно, если автомобиль, двигаясь со скоростью 60 км/ч, находится на расстоянии не менее 60 м. Безопасным считается переход, когда человек пересекает дорогу за 8-9 секунд до транспортного средства.

На дороге, увидев, что действие зелёного сигнала заканчивается, не бегите сломя голову — иногда лучше двигаться медленнее. Могут быть ситуации, особенно в левых рядах, когда водители подъезжают к светофору на разрешающий сигнал, не снижая скорости, и пути автомобиля и пешехода пересекаются.

Итак, вы решили перейти дорогу. Крепко возьмите ребёнка за руку. Осмотритесь. Постарайтесь выработать у себя и у ребёнка такую привычку: посмотрите налево, потом направо и затем, еще раз повернув голову налево, начинайте переходить дорогу. Находясь на проезжей части в потоке транспорта, важно не совершать резких, необдуманных и самое главное — неожиданных для водителя действий. Дойдя до середины проезжей части, вновь посмотрите направо, и если есть опасность не успеть, не спешите сразу заканчивать переход. Ни в коем случае нельзя пятиться назад. Двигаться по проезжей части нужно по кратчайшему пути и максимально сократить время вашего пребывания с ребёнком на опасной дороге.



РОДИТЕЛЯМ ПЕРВОКЛАССНИКА
Как привить ребёнку навыки безопасного поведения на улице
ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Выходить из дома следует заблаговременно — так, чтобы остался резерв времени. Ребёнок должен привыкнуть ходить по дороге не спеша.

Увидев автобус на остановке на противоположной стороне улицы,не спешите, не бегите к нему через дорогу. Объясните ребёнку, что это опасно. Можно попасть под колёса движущегося автомобиля.

Покажите ребёнку, где переход. Следите за тем, как переходите проезжую часть: не наискосок, а строго перпендикулярно. Ребёнок должен осознать, что это делается для лучшего наблюдения за дорогой.

Выходя на проезжую часть дороги, прекращайте посторонние разговоры с ребёнком. Он должен привыкнуть, что при переходе дороги надо сосредоточить внимание на наблюдении за дорожной ситуацией.

Там, где есть светофор, переходите улицу строго по зелёному сигналу.

Переходите улицу строго по пешеходным переходам, а у перекрёстков — по линии тротуара.
ВЫХОД ИЗ ПОДЪЕЗДА ДОМА

Если у подъезда дома возможно движение транспорта, сразу обратите на это внимание ребёнка и посмотрите вместе — нет ли машин. Если у подъезда стоит машина или растёт дерево, закрывающее обзор, приостановитесь и «выгляните»: нет ли за препятствием скрытой опасности.


ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ПРОЕЗЖУЮ ЧАСТЬ

Во время движения по дороге в школу и обратно приучайте ребёнка останавливаться, приближаясь к проезжей части дороги. Остановка позволит ему переключиться и оценить ситуацию. Это главное правило пешехода.

На перекрёстке научите детей замечать транспорт, готовящийся к повороту направо (прежде всего) и налево. Как правило, транспорт, поворачивающий направо, занимает крайнее правое положение и включает правый указатель поворота, а поворачивающий налево — крайнее левое положение и включает левый указатель поворота.

Наблюдая за проезжающим через переход крупным транспортом, обращайте внимание ребёнка на то, что, пока этот автомобиль не отъехал далеко, он может скрывать другой, который едет за ним. Поэтому лучше подождать, когда крупный автомобиль отъедет подальше.



ДВИЖЕНИЕ ПО ТРОТУАРУ

Периодически обращайте внимание ребёнка на появляющиеся вдали и проезжающие мимо автомобили, особенно на те из них, которые едут с большой скоростью. Научите ребёнка замечать транспорт издали, провожать его глазами и оценивать скорость.

Остановитесь у стоящего транспорта и обратите внимание ребёнка на то, как он закрывает обзор улицы. Можно подумать, что опасности нет, и выйти на проезжую часть дороги, а в это время из-за стоящего автомобиля выедет другая машина.

Такое наблюдение во время прогулки полезно проделывать с различными предметами, закрывающими обзор улицы, — кустами, деревьями, заборами.

В результате такого наблюдения у детей вырабатывается важнейший для безопасности на улице рефлекс предвидения скрытой опасности.
ПОСАДКА В АВТОБУС, ПОЕЗДКА И ВЫХОД ИЗ НЕГО

Подходите к двери только при полной остановке автобуса.

Приучите ребёнка держаться в автобусе за поручни и уступать место пожилым людям.

К выходу надо готовиться заранее. Объясните ребёнку, как водитель с помощью зеркала видит пассажиров на остановке и в салоне автобуса. Научите, что иногда, когда народу очень много, водитель может не заметить пассажира и пешехода.

Выходите из автобуса, взяв ребёнка на руки или впереди него. Если ребёнок будет выходить первым, он может выбежать на проезжую часть дороги. Или он может упасть, потому что ступеньки в автобусе довольно высокие.

Особенно полезно показывать с тротуара ребёнку моменты выезда попутного и встречного транспорта. При этом у ребёнка развивается рефлекс предвидения скрытой опасности.

Выйдя из автобуса, на другую сторону улицы переходите по пешеходному переходу.
ЗАПОМИНАНИЕ ДОРОГИ В ШКОЛУ

Во время движения по улице показывайте ребёнку дорожные знаки, объясняйте их название и назначение. Покажите все виды пешеходных переходов. Обратите внимание ребёнка на сигналы светофора, посмотрите вместе, через какое время идёт смена одного сигнала (например, красного) на другой.

Нарисуйте вместе с ребёнком маршрут движения в школу. Покажите на нём самые опасные участки. Прорисуйте самый безопасный путь по этому маршруту. Затем несколько раз пройдите по нарисованному маршруту — как по схеме, так и по улице.

Многократное наблюдение ситуаций и тренировка движения помогут привить детям необходимые навыки безопасного поведения на улице.



УЧИМ ДЕТЕЙ «ЧИТАТЬ УЛИЦУ»
Наши дети ничуть не меньше, чем немецкие, английские или японские, хотят не попасть под машину, не получить сотрясение мозга, перелом и тем более — не хотят погибнуть. И наши водители ничуть не больше, чем водители других стран, готовы пережить страшный шок, когда автомобиль сбивает ребёнка.

Но тогда почему в России детей погибает больше, чем во многих автомобилизированных странах?

Потому, что в отличие от России в Англии, Японии и Финляндии, как и в других странах развитой автомобилизации, детей транспортному поведению на 90% учат сами родители, и не только словами, но и наблюдением, движением совместно по улице.

В России же действует устаревший и неэффективный принцип: всему учит ШКОЛА. Но школа, классный руководитель вряд ли рискнёт вывести класс к проезжей части дороги, чтобы с тротуара учить детей «читать улицу», наблюдать дорожное движение. Им руководит вполне понятное опасение: а если кто выбежит на дорогу? Затеет возню у края проезжей части?.. Значит, учитель будет учить в школе словами, на уроке, а это всё равно, что учить физкультуре за партой.

Так что, дорогие родители, экскурсию с ребенком, наглядные уроки на улице необходимо проводить вам. И вам надо будет многое предвидеть, многое учесть. Самое главное, что проезжая часть улицы — хотя она такая же асфальтово-серая, как и тротуар, — это волк в овечьей шкуре, «троянский конь», кто помнит историю. Почему?

Прежде всего потому, что это мир обманчивых ситуаций, «ловушек», когда на первый взгляд кажется: безопасно, а через секунду окажется — нет, опасно. Да поздно.



Вот одна из 27 дорожных «ловушек». Мальчик спешит. Он подходит к краю тротуара.Слева медленно приближается грузовик. Мальчик видит, что он пять раз успеет перейти на другую часть дороги — и начинает переходить. В этот момент из-за грузовика вылетает обгоняющая его «Тойота», которую мальчик не мог видеть раньше. И водитель «Тойоты» не мог видеть мальчика, скрытого грузовиком. «Ловушка»! Немало несчастных случаев с детьми на дороге происходят именно так.

Значит, надо знать, уметь распознавать эти 27 дорожных «ловушек»!

Большое количество детей попадают под машину в зоне остановки. Они выбегают на проезжую часть дороги из-за стоящего автобуса, не видя скрытой за ним проезжающей машины. Или выбегают впереди стоящего на остановке автобуса. В первом случае скрыта машина слева, во втором случае — машина справа. И тем не менее вы и сегодня можете услышать складную, но преступно неверную присказку: «обходи трамвай спереди, а автобус и троллейбус — сзади». Это — приглашение под машину! Трамвай спереди — да. Но автобус сзади?! Вы тут же спросите: «А как же обходить стоящий автобус на остановке?» Лучше подождать, пока автобус отъедет. Или самому отойти от этого места туда, где обзору ничто не мешает.

Вы, может быть, заметили, что ловушка 1, с которой мы начали нашу беседу, и ловушки 2 и 3 возле автобуса — все с помехами обзору.

А вот «ловушка» у светофора. Представьте себе, что горел «зеленый» для пешеходов, и подбегавший к переходу мальчик уже настроился бежать дальше. И тут вдруг «красный». Мальчик знает, что секунду — две стоявшие машины простоят, и решает так: «Они (водители) меня видят, и когда будут трогаться, — пропустят». И бежит уже на свой «красный». Стоявшие у светофора водители действительно «видели» и «пропускали». Но не все машины стояли у светофора. Одна машина в левом, дальнем от мальчику ряду, только приблизилась к переходу и, не останавливаясь, сразу поехала на «зеленый» для водителей. ЭТОТ ВОДИТЕЛЬ мальчика не видел. Он выедет из-за трогающихся машин, и тут на него и набежит наш мальчик.

Казалось бы, у ребенка должна быть естественная осторожность перед закрытым обзором — не видно, мало ли что!

Но в большинстве случаев все обстоит как раз наоборот! В раннем детстве, когда у детей возникали первые привычки при движении, а родители гуляли с ними в парке или во дворе, отгороженном от машин, у них закрепилась привычка смело выбегать из-за угла дома, из дверей подъезда, из-за кустов, из-за деревьев. Она «сидит» в каждом ребёнке, и он, не думая, применяет ее там, где она смертельно опасна, — на улице.

Почти все ошибки детей на дороге вызваны тем, что в них «сидят» привычки раннего детства, которые они незаметно для себя переносят на проезжую часть дороги.

Поэтому наша с вами задача — чтобы у наших детей было два комплекта привычек — для дома и двора (и то во дворах сейчас ситуация очень изменилась в смысле безопасности) и для дороги, проезжей части.

И этот, второй комплект, и надо формировать родителям, гуляя за руку с ребёнком по улице, начиная с двух лет. А поскольку вы этого не делали, у ребенка уже возникли свои привычки при переходе улицы. Надо переучивать. Но вы знаете: нет ничего сложнее, чем переучивать.

Все, что дети приобрели в раннем детстве, я бы назвал привычками неответственного или небрежного наблюдения. Вот некоторые из них.

Бегом через дорогу — крайне опасно, потому что бегущий уже лишний раз голову по сторонам не повернёт. А на дороге ежесекундно может возникнуть новая опасность.

Начинать движение, куда глаза глядят, — не менее опасно! А делать шаг на дорогу, не поглядев вначале направо — налево — направо, — последнее дело на дороге, так же как и попятиться. Представьте, что ребёнок оказался на «осевой», сделал переход наполовину и ждёт момента, чтобы проехали машины, и тогда закончить переход. Один лихой водитель из тех, кого ребёнок вынужден пропускать, окажется слишком близко к стоящему пешеходу, тот сделает шаг назад — а сзади, может быть, в этот момент как раз проезжает машина. Выходит, шаг назад ей под колеса?

Мы создали своими руками новый мир — мир машин. И поведение в нем надо создавать своими руками, годами учить ребёнка «читать дорогу», замечать малозаметное, опасаться слишком устремить взгляд через дорогу — на приятеля или маму. Угол бокового зрения при этом сужается, и можно не заметить машины справа или слева. Конечно, думающий водитель заранее обратит на себя внимание. НО НЕ ВСЕ ВОДИТЕЛИ — ДУМАЮЩИЕ. Неопытных и не умеющих предвидеть среди водителей еще хватает.

Спросите ребёнка своего: «Чем может быть опасна стоящая у дороги машина, когда ты рядом с ней собрался переходить на другую сторону?» И что он ответит? «Может тронуться», хотя трогающаяся машина только толкнет. Правильный ответ такой: МАШИНА, КОТОРАЯ СТОИТ, ОПАСНА, ПОТОМУ ЧТО ИЗ-ЗА НЕЁ МОЖЕТ БЫТЬ НЕ ВИДНА ДРУГАЯ МАШИНА.

Задайте ему другой вопрос: «Какое место на дороге опаснее — перекресток без светофора или остановка автобуса? Есть те, кто ответит правильно, но девять из десяти ответят неправильно: «Перекресток без светофора». Понятен ответ: такой перекресток пугает — машины с разных сторон, да еще поворачивают. Но от этого он правильным не станет. Остановка опаснее — из-за того, что стоящий автобус то и дело закрывает обзор.

Теперь вы сами увидели, насколько готов к самостоятельному движению в транспортном мире ваш ребенок.

Школа умеет давать знания. А здесь нужны навыки наблюдения. Здесь с тротуара надо видеть своими глазами, как сзади стоящего автобуса вдруг вылетает ранее скрытая за ним машина. Вот тебе и «обходи трамвай спереди, а автобус — сзади»!

Все зависит от нас, от нашей активности, отказа от надежды «на авось». Никуда не деться — школа может только подсказать. Центр транспортного обучения детей — СЕМЬЯ.

Желаю вам и вашим детям здоровья и безопасности на дороге.

Мы уже в ХХI столетии. И дальше машин будет всё больше.

МЫ ЕДЕМ, ЕДЕМ, ЕДЕМ...
Если вы собираетесь в дальнюю дорогу на автомобиле всей семьёй, советуем серьёзно подготовиться. Особо следует позаботиться о детях. Маленькие непоседы с трудом переносят длительное пребывание в одном положении, поэтому во время продолжительных поездок постарайтесь их чем-нибудь развлечь. Возьмите с собой книжки, игрушки, аудиокассеты с записями детских песенок и сказок. Обязательно объясните ребёнку, что у каждого пассажира есть своё постоянное место, а шум и возня в салоне очень опасны в пути. Водитель не должен отвлекаться от управления, взять на себя заботу о детях должны взрослые пассажиры. Своевременно делайте остановки для отдыха, для того чтобы ребёнок подвигался. Ребёнок должен быть приучен к тому, что при выходе из автомобиля первыми из салона выходят родители, а затем уж помогают выйти детям.

Напоминаем также, что перевозка детей до 12 лет должна осуществляться в транспортных средствах с использованием специальных детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребёнка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребёнка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией автомобиля.

Предлагаем вашему вниманию несколько игровых моментов, которые помогут развлечь ребёнка в дороге.
Загадки-шутки

Какое колесо у автомобиля не вращается во время движения? (Запасное.)

В море плавали 9 теплоходов. Два – пристали к пристани. Сколько теплоходов осталось в море? (9)

Сидят 3 белки на ветках. Против каждой — 2 белки. Сколько их всего? (3)

У бабушки Даши есть внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько у бабушки внуков? (Одна внучка.)
Игры

Назови слово

Называем город, следующий участник игры должен назвать город, начинающийся с последней буквы предыдущего. Например: Челябинск — Курган — Новосибирск и т.д.

Точно так же можно называть животных, растения, страны, марки автомобилей... Например: лиса – аист – тюлень...
Загадки

Голубой платок, красный колобок:

По платку катается, людям улыбается.

(Солнце и небо)
Пушистая вата плывёт куда-то,

Чем вата ниже – тем дождик ближе.



(Облака)

Поднялись ворота,

Всему миру красота.

Через поля, через луга

Встала нарядная дуга.

(Радуга)
Динамическая пауза

Дети стоят свободно и повторяют движения за взрослыми.


«Спешат машины»

На улице нашей машины, машины,

Машины-малютки, машины большие.

(Участники двигаются по кругу, держа в руках воображаемый руль)
Спешат грузовые, фырчат легковые,

Торопятся, мчатся, как будто живые.



(Двигаются в другую сторону)
Эй, машины, сигнал «стоп».

Я — примерный пешеход.

Торопиться не люблю,

Вам дорогу уступлю!



(Выполняют приседания)
«Пешком шагали мышки»

(Дети и взрослые изображают мышей.)

Пешком шагали мышки по узенькой дорожке,

От деревушки Пешки до деревушки Ложки.

А в деревушке Ложки у них устали ножки.

Обратно в Пешки мышки приехали на кошке.

Играли на гармошке и щёлкали орешки —

От деревушки Ложки до деревушки Пешки.

Пешком идти не близко, когда идёшь обратно,

А на пушистой киске и мягко, и приятно.

Если кошке по пути – отчего ж не подвезти?



ИГРАЕМ С ПОЛЬЗОЙ
Перечень игровых пособий, рекомендованных в ОУ

Игра - один из важнейших видов деятельности ребенка, его самовыражения, способ его совершенствования. В процессе игры развивается внимание, память, воображение, вырабатываются навыки и привычки, усваивается общественный опыт.

Предлагаем перечень игровых пособий, рекомендованных для использования в ОУ.



Название игры

Рекомендуемый возраст

Производитель

"Транспорт"

от 4 лет

ООО "Новое поколение"

"Улица"

5-7 лет

ОАО "Московский комбинат игрушек"

"Азбука пешехода"

6-8 лет

Издательство "Просвещение"

"Умный шнурок"

от 5 лет

ОАО "Московский комбинат игрушек"

"Светофор"

от 3 лет

ООО "Десятое королевство"

"Лото пешехода"

от 5 лет

"МЦ Развитие"

Демонстрационный комплект

"Знаки дорожного движения"



от 5 лет

"МЦ Развитие"

Книжка-наклейка "Правила поведения на дороге"

от 3 лет

"Стрекоза-Пресс"


Почему мы их рекомендуем
«Транспорт». Цель игры — ознакомление детей с автомобильным (грузовой, легковой, пассажирский), железнодорожным, водным видами транспорта и велосипедом. Доступна в понимании и удобна в применении.

«Улица». Авторы при разработке исходили из двух принципов: ребёнок в данном возрасте должен передвигаться по дорогам в сопровождении взрослых, в возрасте до 6 лет не следует загромождать память детей большим количеством знаков. В связи с чем в игре в доступной форме описываются 5 основных правил перехода дороги и поведения на остановке общественного транспорта. Игра проиллюстрирована соответствующими знаками.

«Азбука пешехода». Обучающая настольная игра-путешествие включает два маршрута — движение пешком и на транспорте. В игровой форме ребёнок осваивает основные правила поведения на дороге, знакомится с дорожными знаками и сигналами светофора. В комплект входят рекомендации по проведению игры и основные правила поведения на дороге.

«Умный шнурок». Игра состоит из вопросов и ответов. Находя правильный ответ, ребёнок прокладывает себе путь к финишу с помощью шнурка. Интересна в исполнении и доступна в понимании.

«Светофор». Включает в себя пять различных по сложности игр (лото «Дорожные знаки»; домино «Дорога»; игры: «Пешеходы»; «Водители»; «Водители и пешеходы»). Укомплектована методическим пособием по Правилам дорожного движения для маленьких пешеходов. Игра способствует обучению правильному переходу дороги, знакомит с дорожными знаками, встречающимися на пути пешехода, учит правильному поведению на дороге. В рекомендациях по проведению игры дано изображение различных знаков с полными комментариями.

«Лото пешехода» знакомит с изображением и применением самых необходимых ребёнку знаков дорожного движения, учит ориентироваться в разных дорожных ситуациях. Состоит из карточек с изображением различных вариантов поведения — правильных и неправильных, что способствует развитию логического мышления и внимательности.

Демонстрационный комплект «Знаки дорожного движения» состоит из 14 наиболее необходимых знаков при изучении с дошкольниками правил поведения на дороге. Удобен в эксплуатации.

Книжка-наклейка «Правила поведения на дороге» — доступна пониманию, красочна. С помощью наклеек дети принимают участие в процессе изучения, запоминают основные правила, написанные на каждой странице. В ходе игры у детей развиваются сообразительность и мышление.
К сожалению, существует достаточное количество игр, содержащих неточности, а некоторые - грубейшие ошибки, недопустимые в обучении правильному поведению на дороге.

Эти игры мы не рекомендуем для проведения занятий по правилам безопасного поведения на дороге.



Название игры

Рекомендуемый возраст

Производитель

Позновательная игра
"Дорожные знаки"

Для детей 5-10 лет

ОАО "Радуга"

Развивающая игра
"Правила дорожного движения"

От 3 лет

ООО "Новое поколение"

"Учим дорожные знаки"

Для дошкольников

ЧП С.В.Бурдина, г. Киров

Игра "Правила
дорожного движения"

Для дошкольников

ООО "Московская мозаика"

Развивающая книжка с наклейками
"Правила дорожного движения"

Для дошкольников

ООО "Теремок"

Развивающая игра
"Дорожные знаки"

Для дошкольников

ЗАО "Степ Пазл"

Замечания
К пособию для детей младшего дошкольного возраста — развивающая игра «Правила дорожного движения», изготовитель ООО «Новое поколение».

В игре допущены следующие ошибки и неточности:



  • в методическом пособии даются советы неправильного поведения на дороге: в разделе «Запомни» — посмотри сначала налево, потом направо, если ты не успел перейти улицу на зелёный сигнал светофора... остановись на островке безопасности. Следовать такому совету категорически нельзя; необходимо переходить проезжую часть, только если ты уверен, что сумеешь перейти её за один заход. Понятия «островок безопасности» в Правилах дорожного движения не существует;

  • в разделе «Как вести себя при выходе из транспорта» даётся недопустимый совет: выйдя из автобуса, троллейбуса или автомобиля, обходи их сзади; выйдя из трамвая — только спереди. Эти советы недопустимы и крайне опасны! Переходить проезжую часть можно только после того, как транспорт отъедет от остановки на достаточное расстояние и только по пешеходному переходу;

  • в разделе «Дорожные знаки» знаки названы неправильно: знаки особых предписаний названы указательными, информационные знаки также названы указательными. Вместо знака «Дорога для автомобилей» представлен несуществующий знак;

  • в самой игре также допущены ошибки с расстановкой и использованием дорожных знаков: непосредственно у школы изображён дорожный знак «Дети» вместо знака «Пешеходный переход». Знак «Дети» устанавливается для водителей на определённом расстоянии от учебного заведения;

  • информационный знак «Тупик» расположен рядом со знаком «Подземный пешеходный переход», что означает, по-видимому, тупик в пешеходном переходе;

  • игра предназначена для детей с 3-летнего возраста, что подразумевает более упрощённый вариант. В данном возрасте восприятие такого количества знаков нецелесообразно.

К развивающей игре «Дорожные знаки» для детей дошкольного возраста, выпущенной ЗАО «Степ Пазл» под редакцией М.Ю. Евсеева, Е.Л. Евсеевой

Игра предназначена для ознакомления детей (возраст необходимо уточнять) с дорожными знаками, средствами регулирования движения и опознавательными знаками транспортных средств. К таким играм необходимы методические рекомендации для взрослых, описывающие не только правила игры, но и правильность названия и установки дорожных знаков. В игре допущены следующие ошибки и неточности:



  • на карточке изображён пешеходный светофор, состоящий из двух секций, а на ответной половинке — светофор, не содержащий таких секций;

  • знак «Пешеходный переход» 1.22, предназначенный для водителей, объединен с карточкой, на которой дети переходят дорогу по пешеходному переходу. В данном случае должен стоять знак 5.19.1. или 5.19.2.;

  • знак «Дети» устанавливается для водителей, предупреждая их о возможности появления на данном участке детей, а на карточке он указывает играющим на пешеходный переход, что является грубейшей ошибкой.

К познавательной игре для детей 5-10 лет «Дорожные знаки», выпущенной ОАО «Радуга»

Игра предназначена для ознакомления детей с основными Правилами дорожного движения, развития произвольного внимания и зрительной памяти. В игре допущены следующие ошибки и неточности:



  • при изображении светофора и пешеходного перехода необходимо уточнить подпись «Движение запрещено». Должна быть подпись «Движение запрещено автомобилям» либо «Разрешено движение пешеходам». Так будет более понятно;

  • знак «Дети» в данном контексте подразумевает разрешение перехода, хотя сам по себе он предупреждает водителей;

  • дано большое количество знаков трудноусвояемых и ненужных. Например, ограничение скорости, подача звукового сигнала запрещена, учебное транспортное средство и т.д.

К игре «Правила дорожного движения», выпущенной ООО «Московская мозаика»

Игра предназначена для закрепления знаний детей (возраст не указывается) о правилах поведения на дороге. В игре допущены следующие ошибки и неточности:



  • на карточке изображена ситуация с обходом автобуса и трамвая, даются рекомендации обходить автобус сзади, а трамвай спереди. Это неправильно — необходимо дождаться, пока транспорт отъедет от остановки, и перейти дорогу по пешеходному переходу;

  • в теме «Что говорят сигналы светофора» в неправильной ситуации, когда мальчик переходит на красный свет, должна быть изображена «зебра» пешеходного перехода. В противном случае происходит неверное ориентирование ребенка — это место не может быть пешеходным переходом.

К развивающей книжке с наклейками «Правила дорожного движения» ООО «Теремок»

Книжка не имеет рекомендаций по возрастному использованию, в ней нет комментариев для взрослых, занимающихся с детьми такого возраста, на который рассчитывают авторы. В книжке присутствуют серьезные смысловые ошибки:



  • обходи автобус и троллейбус сзади, а трамвай спереди. Не сзади или спереди, а жди, когда транспорт отъедет!

  • правило 7 сформулировано неверно: «...для маленьких пешеходов: на велосипедах следует передвигаться во дворах...» Когда ребенок катается на велосипеде, он не пешеход, а водитель.

К развивающей игре «Учим дорожные знаки», выпущенной ЧП С.В. Бурдина

Игра для детей дошкольного возраста (возраст не конкретизирован) знакомит с дорожными знаками, со светофором, но к сожалению, не имеет методических рекомендаций по разбору дорожных ситуаций. В игре допущены ошибки:



  • на картинке с бегущими детьми авторы предлагают знак, которого не существует в природе;

  • на картинке с изображением автомобиля не всякий взрослый догадается, что подразумевался знак «Стоянка»;

  • рядом со школой авторы предполагают знак «Дети», который устанавливается для водителей, и ни в каких случаях не на пешеходном переходе;

  • картинка, изображающая заправочную станцию, для детей дошкольного возраста не несет поучительной информации и является лишней.