С. П. Ермишин "26" октября 2012 г - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
С. П. Ермишин "26" октября 2012 г 11 2592.44kb.
С. П. Ермишин "26" октября 2012 г 5 1359.74kb.
Г. Москва «11» октября 2012 года с декабря 2008 года нами издается... 1 57.05kb.
Отраслевая физико-математическая олимпиада школьников «Росатом» вошла... 1 27.26kb.
Аналитическая справка о результатах инновационной деятельности за... 1 206.84kb.
Пф вавілон підготовка до євро – 2012 курс з англійської мови для... 4 284.53kb.
Одобрен Советом Федерации 9 ноября 2011 года (В редакции федеральных... 5 1965.34kb.
Обращаем ваше внимание на статью Кирилловой Л. и Сухорукова К. 1 17.81kb.
Семинар-совещание должностных лиц организационно- инспекторских подразделений... 1 248.95kb.
Открытые соревнования по велорогейну и классическому рогейну, 24... 1 152.52kb.
Отчет о деятельности Санкт-Петербургского союза ученых (апрель 2011... 3 680.84kb.
Решение задач по темам: Безработица 1 186.72kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

С. П. Ермишин "26" октября 2012 г - страница №1/6





Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ПОВОЛЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СЕРВИСА (ПВГУС)»

Кафедра «Менеджмент»









"Утверждаю"

Проректор по УМО




С.П. Ермишин


"26" октября 2012 г.

Учебно-методический комплекс

по дисциплине «Экономика организации»

для всех специальностей среднего профессионального образования

Составитель: к.э.н., доц. Маркова О.В.

Тольятти 2012 г

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика организации» разработан на основании федерального государственного образовательного стандарта ФГОС специальностей среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ


УТВЕРЖДЕНО

на заседании кафедры «Менеджмент»

Протокол № 3 от «26» октября 2012 г.
Зав. кафедрой д.э.н., проф. Кулапина Г.М.

Рецензент:

к.э.н., доцент Т.А. Журавлева
Аннотация

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Экономика организации» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта специальностей среднего профессионального образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ и содержит комплексное представление об особенностях экономической деятельности современного предприятии и оптимизации данного процесса.


СОДЕРЖАНИЕ

1. Рабочая учебная программа дисциплины

1.1. Цели освоения дисциплины

Основная цель освоения дисциплины «Экономика организации» - получение теоретических знаний о действии экономических законов на предприятии, в учреждении и организации, прикладных знаний в области развития форм и методов экономического управления предприятием в условиях рыночной экономики, творческое использование полученных знаний в соответствии с учебными планами подготовки специалистов.

Цель изучения дисциплины определяет ее задачи.

Задачами дисциплины «Экономика организации» являются:



  • изучение основ экономической деятельности предприятия;

  • определение основных экономических результатов деятельности и сравнение их с затраченными ресурсами;

  • овладение основными методами анализа эффективности экономической деятельности предприятия;

  • выявление факторов и резервов повышения экономической эффективности деятельности предприятия в современных условиях и другие.


1.2 Место дисциплины в структуре ООП направления
Дисциплина «Экономика организации» является дисциплиной профессионального цикла базовой части.

Дисциплина «Экономика организации» основывается на принципах и закономерностях логического мышления. Базовые знания, которыми должен обладать студент после изучения дисциплины «Экономика организации» призваны способствовать освоению дисциплин, направленных на формирование профессиональных знаний и умений.



Взаимосвязь с другими дисциплинами: изучение дисциплины «Экономика организации» базируется на знаниях по экономике, математике, менеджменту и др.

Требования к знаниям: дисциплина «Экономика организации» требует знаний и практических навыков в решении экономических задач.



1.3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины (модуля)

Выпускники среднего профессионального образования должны обладать следующими общекультурными компетенциями:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать:


  • категориальный аппарат дисциплины;

  • законодательные и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия;

  • отечественный и зарубежный опыт в области экономики предприятия;

  • вопросы теории и практики обоснования принимаемых решений экономическими методами;

  • основные проблемы экономики предприятия как академической науки на современном этапе

Уметь:

  • навыки расчета производственной мощности и производственной программы предприятия;

  • навыки определения плановой и фактической себестоимости продукции, работ и услуг;

  • навыки моделирования и оптимизации принимаемых решений;

- навыки оценки экономических и социальных последствий изменения конструкторских и технологических характеристик проектируемых изделий;

- самостоятельно и творчески использовать теоретические знания в процессе последующего обучения в соответствии с учебными планами подготовки специалистов;



Владеть:

  • специальной экономической терминологией и лексикой данной дисциплины;

  • навыками самостоятельного овладения новыми знаниями по теории экономики предприятия и практики ее развития.


1.4. Структура и объем дисциплины

1.4.1 Структура дисциплины. Распределение фонда времени по семестрам, неделям и видам занятий
Общая трудоемкость составляет 82 часа


№ семестра

Число недель в семестре

Количество часов по плану

Количество часов в неделю

Самостоятельная работа

всего

лекций

практик

всего

лекций

практик

всего

в неделю

Дневное отделение

3

17

40

20

20

2

1

1

20

1


1.4.2. Распределение фонда времени по темам и видам занятий



Наименование разделов по темам

Семестр

 


Неделя семестра


Виды учебной работы

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра). Форма промежуточной аттестации (по семестрам

Аудиторные занятия

СРС

Лекции

Практические

занятия


1

Предприятие – основное звено экономики

3

1-2

2

-

2


Устный опрос

2

Экономические основы производства и ресурсы предприятия

3

3-4

2

-

2


Письменный опрос

3

Основные фонды предприятия

3

5-7

2

4

2

Устный опрос

4

Оборотные средства предприятия

3

8-10

2

4

2

Письменный опрос

5

Персонал и оплата его труда на предприятии

3

11-13

4

4

4

Промежуточное тестирование

6

Оценка, планирование и контроль затрат

3

14-16

4

4

4

Письменный опрос

7

Финансовые результаты деятельности организации

3

17

4

4

4

Устный опрос




Итоговый контроль

3




20

20

20

Экзамен

2.Конспект лекций


Тема 1. Предприятие – основное звено экономики
Цель занятия:

Определить особенности предприятия как экономического субъекта на рынке



Содержание:

Предприятие и предпринимательство. Формы предпринимательства. Основные черты предприятия. Организационно-правовые формы предприятия, их особенности.

Производственная и организационная структура предприятия. Типы организационных структур и их особенности. Выбор оптимальной организационной структуры предприятия.

Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом. Субъектами предпринимательства могут быть граждане РФ; граждане иностранных государств и лица без гражданства; объединения граждан.

Статус предпринимателя приобретается после государственной регистрации. Предпринимательская деятельность может осуществляться с образованием или без образования юридического лица. Предпринимательская деятельность без образования

юридического лица осуществляется гражданином – индивидуальным предпринимателем, не использующим наемный труд.

Важнейшими чертами предпринимательства являются:


  • экономическая самостоятельность и независимость хозяйствующих субъектов;

  • экономическая заинтересованность;

  • хозяйственный (предпринимательский) риск;

  • личная ответственность за результаты своей деятельности;

  • мобильность и динамичность предпринимательской деятельности.

Главная задача предпринимательства в сфере производства – это удовлетворение спроса на товары и услуги путем изготовления и продажи данных продуктов с целью получения прибыли. Предприниматель может сам организовывать производство либо выступать в качестве посредника, он может быть собственником предприятия либо наемным менеджером. Но в любом случае предприниматель выступает активным агентом рынка, который развивает производство и устанавливает рыночные связи.

Современная экономическая теория определяет предпринимательство как инициативную, самостоятельную хозяйственную деятельность людей, направленную на получение прибыли посредством организации и использования ресурсов в целях производства и реализации товара. Если предположить, что организация какого-то дела потребовала от предпринимателя затрат М, то эта деятельность имеет смысл тогда, когда полученный результат М1 будет больше М. Превышение полученного дохода над затратами и составляет прибыль предпринимателя:

М1 - М=∆ М=Р, (1)

где ∆M, Р — прибыль.

Предприятие — это обособленная экономическая структура занимающаяся производством и реализацией определенных товаров и услуг. Предприятие может быть создано, учреждено как частными предпринимателями, так и государством. В развитых странах мира инициатива создания предприятия в большинстве случаев принадлежит частным лицам. Частные предприниматели создают предприятия, как правило с целью получения денежных доходов в форме прибыли. Государство, создавая предприятия, преследует обычно более разнообразные цели: Это может быть стремление повысить уровень национальной безопасности или решить какие-то экологические проблемы, необходимость создания новых рабочих мест в трудоизбыточных регионах, потребность организовать производство некоторых товаров и услуг, которые не являются достаточно экономически выгодными для бизнеса, и т. д.

К характерным особенностям предприятия можно отнести следующее:

Экономическая обособленность. Она проявляется, во-первых в имущественной обособленности. Предприятие располагает собственным имуществом владельцев, а также может арендовать или на иных договорных началах использовать различные ресурсные элементы — землю, капитал и другие. Во-вторых, предприятие имеет завершенный воспроизводственный цикл: оно мобилизует ресурсы преобразует их и получает готовый продукт, реализует его и полученную выручку использует вновь для приобретения ресурсов. Предприятие в большинстве случаев является самовоспроизводящимся институтом. В-третьих, предприятие имеет самостоятельные экономические интересы. Конечно же, интересы наемных работников и предпринимателей не могут во всем совпадать. Но, вместе с тем, всех действующих лиц предприятия обычно объединяет наличие весомого общего интереса — произвести продукцию, продать ее и получить денежный доход.

Технологическая обособленность. Предприятие имеет завершенный технологический цикл производства. Это означает, что его техническая или технологическая «начинка» рассчитана на осуществление технологически завершенного производственного процесса Его результатом может быть конечный товар или промежуточный продукт предназначенный для производственного потребления. Швейная фабрика, например, имеет всю необходимую технологическую комплектацию для производства мужских сорочек, не обращаясь к другому предприятию, например, за помощью по пришиванию пуговиц к этим сорочкам. Молокозавод также располагает полной технологической системой, ему нет необходимости поручать другому предприятию, например, разлив молока в пакеты.

Юридическое оформление обособленности. Оно находит свое выражение в наличии устава предприятия (для отдельных видов предприятий — только учредительного' договора), счета в коммерческом, ведении бухгалтерского баланса, наличии права договорных отношений и найма работников, определенной имущественной ответственности во взаимоотношениях с другими предприятиями и отдельными гражданами. Многие предприятия также стремятся разработать и зарегистрировать свой товарный знак.

Участие в общественном разделении труда. Положение предприятия характеризуется наличием тесных хозяйственных связей с другими экономическими структурами. Предприятие выступает как специализированный товаропроизводитель и поэтому в своей деятельности испытывает большую зависимость от действий экономических субъектов. Сбыт продукции и ресурсное обеспечение - это те области деятельности предприятия, в которых оно ощущает свою наибольшую экономическую зависимость от других.

Условия деятельности предприятий

Предприятия могут иметь разные режимы или условия деятельности разница в основном относится к условиям функционирования частных и государственных предприятий. Типичными условиями деятельности частного предприятия в рыночной среде можно считать:

а) самостоятельное осуществление воспроизводственного процесса. Иными словами; предприятие должно собственными силами своими средствами обеспечивать свое воспроизводство свою жизнеспособность.

б) полную экономическую ответственность за результаты своей деятельности. Эта ответственность ложится главным образом на плечи владельцев предприятия. Распределение между ними этой ответственности определяется формой организационно-правового устройства предприятия;

в) прибыль, которая выступает основным источником средств для развития предприятия. Стремление к развитию является естественным для предприятия. Расширение предприятия приносит, как правило, большие денежные доходы его владельцам. Решающим источником денежного обеспечения такого развития для большинства предприятий выступает прибыль;

г) предприятие, как правило, конкурирует с другими, предприятиями. Конкуренция существенно влияет на поведение предприятия, его внутреннюю организацию;

д) экономическая помощь государства носит локальный, исключительно, выборочный характер. Эта помощь, направленная на поддержку воспроизводства предприятия, должна исходить прежде всего из интересов национальной экономики в целом. Государство не может и не должно быть щедрым спонсором. Оно должно быть в этих вопросах достаточно «скупым», но, в то же время, расчетливым и дальновидным в определении возможных макроэкономических последствий при «сбоях» в деятельности конкретных частных предприятий.

В приблизительно таких же условиях могут действовать и некоторые государственные предприятия. Дифференциация режимов деятельности государственных предприятий, естественно, является прерогативой самого государства. В результате, все же большая часть государственных. предприятий получает иной — некоммерческий или не совсем коммерческий режим функционирования. Его основной отличительной особенностью является менее строгая экономическая ответственность в первую очередь управленцев, за результаты деятельности: предприятия, менее жесткие финансовые условия, большое количество ограничений, устанавливаемых правительственными структурами Многие государственные предприятия, например, коммунального хозяйства, электро- и газоснабжения, связи, транспорта работают при отсутствии конкуренции, выступают чистыми монополиями.

Заданием всех производственных, научно-исследовательских, коммерческих предприятий является удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества предприятия.

Переход к рыночным отношениям хозяйствования обостряет проблему поиска путей стабильной работы предприятий. Наиболее важным стабилизирующим и одновременно с этим мало изученным фактором является создание внутрихозяйственной (относительно предприятия) инфраструктуры, отвечающей современным требованиям, которые выдвигаются к условиям и характеру труда, взаимосвязи интересов отдельных работников и коллективов, социально- психологической обстановке. Недостаточное уделение внимания этим требованиям как при создании новых, так и в процессе организации функционирования действующих предприятий приводит к тому, что обеспечение предприятий высокопроизводительным оборудованием часто характеризуется низкой экономической эффективностью.

Каждое предприятие - это сложная производственно-экономическая система с многогранной деятельностью. Наиболее четко выделяются направления, которые следует отнести к главным:

1) комплексное изучение рынка (маркетинговая деятельность);

2) инновационная деятельность (научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, внедрение технологических, организационных, управленческих и других новшеств в производство);

3) производственная деятельность (изготовление продукции, выполнение работ и оказание услуг, разработка номенклатуры и ассортимента адекватных спросу на рынке);

4) коммерческая деятельность предприятия на рынке (организация и стимулирование сбыта произведенной продукции, услуг, действенная реклама);

5) материально-техническое обеспечение производства (поставка сырья, материалов, комплектующих изделий, обеспечение всеми видами энергии, техникой, оборудованием, тарой, и т.д.);

6) экономическая деятельность предприятия (все виды планирования, ценообразования, учет и отчетность, организация и оплата труда, анализ хозяйственной деятельности и т.п.);

7) послепродажный сервис продукции производственно-технического и потребительского назначения (пусконаладочные работы, гарантийное обслуживание, обеспечение запасными частями для ремонта и т.д.);

8) социальная деятельность (поддержание на надлежащем уровне условий труда и жизни трудового коллектива, создание социальной инфраструктуры предприятия, включающей собственные жилые дома, столовые, лечебно-оздоровительные и детские дошкольные учреждения, ПТУ и т.д.).

Процесс общественного воспроизводства включает четыре стадии: производство, распределение, обмен и потребление. В соответствии с этим любая предпринимательская деятельность в той или иной мере связана с основными фазами воспроизводственного цикла. Поэтому принято различать следующие виды предпринимательства : производственное, коммерческое и финансовое. В последние десятилетия в странах с развитой рыночной экономикой выделяется еще один вид предпринимательства – консультативный.

Производственное предпринимательство – это деятельность, направленная на производство продукции, выполнение работ, оказание услуг, подлежащих последующей реализации потребителям. Выбор области деятельности производственного предпринимательства определяется финансовыми ресурсами и личными склонностями предпринимателя. Предварительно проводится маркетинговое исследование, изучается рынок, выясняется, насколько потребителю необходим предлагаемый товар, какие уровень и динамика спроса, каковы факторы, влияющие на уровень спроса, каковы предполагаемые издержки и объемы продаж. Производственное предпринимательство обеспечивает, как правило, 10–12 % рентабельности предприятия. Разновидностями производственного предпринимательства являются производство товаров, оказание услуг, инновационное, научно-техническое и информационное предпринимательство.

Коммерческое предпринимательство – деятельность, основу которой составляют товарно-денежные отношения и торгово-обменные операции, т. е. перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет высокой потребности в производственных ресурсах, в структуре капитала преобладает оборотный. Перед осуществлением предпринимательской деятельности проводится анализ рыночной ситуации с тем, чтобы впоследствии обеспечить превышение цены реализации товара над его закупочной ценой. Коммерческое предпринимательство считается эффективным, если чистая прибыль от сделки составляет 20–30 % затрат.

Разновидностями коммерческого предпринимательства являются торговое, торгово-закупочное, торгово-посредническое предпринимательство и деятельность товарных бирж.

Финансовое предпринимательство – это разновидность коммерческого предпринимательства, поскольку объектом его купли-продажи выступает специфический товар: деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя). Финансовая деятельность связана и с производственной, и с коммерческой, однако она может быть и самостоятельной: банковское, страховое дело и др. Технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки. Финансовая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет 5 % для краткосрочных сделок и 10–15 % для долгосрочных. Разновидностями финансового предпринимательства являются банковское, страховое, аудиторское, лизинговое предпринимательство и деятельность фондовых бирж.

Консультационное предпринимательство – деятельность по оказанию платных консультаций по вопросам управления. Технология консультационного предпринимательства включает диагностику проблемы, разработку решений (проекта), осуществление решений (проекта).

Форма предпринимательства – это система норм, определяющая внутренние отношения между партнерами по предприятию, а также отношения данного предприятия с другими предприятиями и государственными органами. Конкретная форма предпринимательства определяется состоянием рынка и наличием капитала у предпринимателя.

К лицензируемым видам деятельности относятся виды деятельности, осуществление которых может повлечь за собой нанесение ущерба правам, законным интересам, здоровью граждан, обороне и безопасности государства, культурному наследию народов Российской Федерации и регулирование которых не может осуществляться иными методами, кроме как лицензированием. Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом предприятию или индивидуальному предпринимателю. Отдельными видами деятельности, перечень которых определяется Федеральным законом "О ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОТДЕЛЬНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ" от 08.08.2001 N 128-ФЗ предприятие может заниматься только на основании лицензии. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении лицензирования, при регулировании и защите прав граждан, защите их законных интересов, нравственности и здоровья, обеспечении обороны страны и безопасности государства, а также на установление правовых основ единого рынка.

Риск [греч. risikon — утес] — возможная опасность какого-либо неблагоприятного исхода.

Риск — характеристика ситуации, имеющей неопределенность исхода, при обязательном наличии неблагоприятных последствий. Риск предполагает неуверенность, либо невозможность получения достоверного знания о благоприятном исходе в заданных внешних обстоятельствах;

Риск в узком смысле — количественная оценка опасностей , определяется как частота одного события при наступлении другого.

Законодательно установлено, что предпринимательская деятельность является рисковой, то есть действия участников предпринимательства в условиях сложившихся рыночных отношений, конкуренции, функционирования всей системы экономических законов не могут быть с полной определенностью рассчитаны и осуществлены. Многие решения в предпринимательской деятельности приходится принимать в условиях неопределенности, когда необходимо выбирать направление действий из нескольких возможных вариантов, осуществление которых сложно предсказать (рассчитать, как говорится, на все сто процентов). С риском предприниматель сталкивается на разных этапах своей деятельности, и, естественно, причин возникновения конкретной рисковой ситуации может быть очень много. Обычно под причиной возникновения подразумевается какое-то условие, вызывающее неопределенность исхода ситуации. Для риска такими источниками являются: непосредственно хозяйственная деятельность, деятельность самого предпринимателя, недостаток информации о состоянии внешней среды, оказывающей влияние на результат предпринимательской деятельности. Исходя из этого, следует различать: риск, связанный с хозяйственной деятельностью; риск, связанный с личностью предпринимателя; риск, связанный с недостатком информации о состоянии внешней среды.

Вероятность возникновения риска определяется по формуле



где Р — обобщенная оценка риска, Аj — вес риска в баллах, Рj — показатель вида риска

Высокая степень риска проекта приводит к необходимости поиска путей ее искусственного снижения. В практике управления проектами применяют следующие способы снижения риска: диверсификацию ( под диверсификацией понимается инвестирование финансовых средств в более чем один вид активов, т.е. это процесс распределения инвестируемых средств между различными объектами вложения, которые непосредственно не связаны между собой. Фирма в своей хозяйственной деятельности, предвидя падение спроса или заказов на основной вид работ, готовит запасные фронты работ или переориентирует производство на выпуск другой продукции.); распределение риска между участниками проекта (передача части риска соисполнителям); страховании.(страхование риска есть по существу передача определенных рисков страховой компании) ; хеджирование (это процесс страхования риска от возможных потерь путем переноса риска изменения цены с одного лица на другое) ; резервирование средств (создание резерва средств на покрытие непредвиденных расходов представляет собой один из способов управления рисками, предусматривающий установление соотношения между потенциальными рисками, влияющими на стоимость проекта, и размером расходов, необходимых для преодоления сбоев в выполнении проекта.); покрытие непредвиденных расходов(при определении суммы резерва на покрытие непредвиденных расходов необходимо учитывать точность первоначальной оценки стоимости проекта и его элементов в зависимости от этапа проекта, на котором проводилась эта оценка).
Рекомендуемая для изучения литература: 2, 4, 8, 9, 12.


следующая страница >>