Российский Фонд развития высоких технологий ассоциация технических университетов - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Радиоэлектроника, электротехника и энергетика 1 130.67kb.
Радиоэлектроника, электротехника и энергетика 1 130.65kb.
Программа курса по информатике и икт (региональный компонент) 4 520.5kb.
Фонд «Центр стратегических разработок – регион» 23 3648.45kb.
Книга в жизни детей и подростков Анферова Юлия ученица 8 «А» класса... 3 408.53kb.
«Актуальные проблемы развития и истории технических, естественных... 13 1271.6kb.
"Эволюция мировой банковской системы в условиях развития информационных... 5 588.45kb.
Адрес: Челябинская область, г. Златоуст, ул 1 22.71kb.
Ii конгресс политологов казахстана 11 3214.97kb.
International vocal Union Международная Ассоциация развития Культуры... 1 146.34kb.
Методический материал для педагогов дополнительного образования Применение... 1 42.59kb.
Овощное рагу Ингредиенты 1 24.45kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Российский Фонд развития высоких технологий ассоциация технических университетов - страница №1/6




Российский Фонд развития высоких технологий

. . .

Ассоциация технических университетов

. . .

Московский государственный технический университет
имени Н.Э. Баумана


Перспективы развития

единого научно-технологического

и образовательного пространства Содружества Независимых Государств

Материалы секционного заседания

Международной конференции Десятого юбилейного международного форума «Высокие технологии XXI века»
23 апреля 2009 года
Часть I

Москва

МГТУ им. Н.Э. Баумана

2009

УДК [001.007:378]:62

ББК 74

П-278


П-278

Перспективы развития единого научно-технологического и образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Материалы секционного заседания Международной конференции Десятого юбилейного международного форума «Высокие технологии XXI века»,
23 апреля 2009 года. Часть I/ Под ред. И.Б.Федорова и А.Н. Тихонова – М.: МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009. – 172 с.



ISBN 978–5–7038 – 3291–2

Сборник включает доклады, тезисы и дополнительные материалы, поступившие в адрес Форума и Ассоциации технических университетов. Содержание сборника отражает проблемы развития международного сотрудничества технических университетов, их роли в формировании общего научно-технологического и образовательного пространства в рамках Содружества Независимых Государств, общие вопросы кадровой политики и частные аспекты, относящиеся к различным отраслям промышленности. В представленных материалах отражена практическая реализация таких принципов развития высшего профессионального образования, как «обучение через науку», «синтез теории и практики», «интеграция образования, науки и производства», «межвузовское сотрудничество».

Издание рассчитано на широкий круг работников органов управления образованием, промышленностью, труда и занятости, руководителей промышленных предприятий и организаций, научных учреждений и учебных заведений всех уровней профессионального и общего образования. Оно может быть полезно при решении проблем развития национальных образовательных систем, совершенствования подготовки специалистов и деятельности высших учебных заведений, решения вопросов кадрового обеспечения в различных сферах общественного производства и, прежде всего, для предприятий высокотехнологического комплекса на межгосударственном уровне в рамках СНГ.
Авторы-составители – В.К.Балтян

Под редакцией: И.Б.Федорова и А.Н.Тихонова
ISBN 978–5–7038 – 3291–2 ã МГТУ им. Н.Э. Баумана, 2009

ПРЕДИСЛОВИЕ
По инициативе Правительства Москвы (распоряжение от 23.09.2008 № 2186-РП) и при поддержке Правительства Российской Федерации (распоряжение от 02.04.2008 № 425-р) в период с 21 по 24 апреля 2009 года в Москве в Центральном выставочном комплексе «Экспоцентр» проводится Десятый юбилейный международный форум «Высокие технологии ХХI века» – крупнейшее мероприятие инновационной направленности в России, получившее за девять лет проведения широкое признание среди отечественных и зарубежных специалистов. Ежегодно в Форуме участвуют около 500 научно-производственных организаций из 40 регионов России и 20 стран ближнего и дальнего зарубежья, посещают более 10 тысяч специалистов.

Форум проводится при активном участии федеральных и региональных органов исполнительной власти, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Департамента науки и промышленной политики Москвы, ведущих научных и промышленных организаций высокотехнологического комплекса России, организаций Министерства обороны Российской Федерации, Российской академии наук, государственных научных центров, ведущих вузов страны, представителей малого и среднего бизнеса.

Возможности многопрофильной широкомасштабной выставки и конференции позволяют использовать Форум в качестве инструмента трансферта высоких технологий, в том числе двойного применения, в реальные сектора экономики и социальную сферу, продвижения на рынки научно-технических и инновационных разработок, обеспечивающих поиск перспективных деловых партнеров не только в России, но и в странах Содружества Независимых Государств и дальнего зарубежья.

Международная конференция «Высокие технологии – стратегия XXI века», проводимая в рамках Х Форума, организатором которой выступает Российский Фонд развития высоких технологий, посвящена вопросам мобилизации интеллектуальных, технологических и инвестиционных ресурсов на ключевых направлениях инновационного развития, межрегионального и межотраслевого взаимодействия в сфере высоких технологий, создания единого информационно-технологического пространства. На конференции будут обсуждаться вопросы, связанные с продвижением и практической реализацией наиболее перспективных инновационных проектов, расширением межрегиональных связей, формированием государственной научно-технической политики.

Программой Конференции предусмотрено проведение секционных заседаний и круглых столов по обширной проблематике, связанной с приоритетными направлениями развития высокотехнологичных отраслей промышленности и, в частности, с развитием единого научно-технологического и образовательного пространства СНГ.

Из практики работы

Ассоциации технических университетов
И.Б. Федоров, В.К. Балтян, В.А. Молотилов

Ассоциация технических университетов, г. Москва
Логическим результатом развала единого экономического пространства бывшего СССР явилось разрушение научно-технологических, образовательных связей, формировавшихся и существовавших десятилетия, тяжелое материально-финансовое положение науки и образования, снижение эффективности научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, утечка «мозгов», технологий и научно-технической информации за рубеж. Это нанесло значительный ущерб научно-образовательной среде всех без исключения государств – в прошлом союзных республик.

В настоящее время ни одна национальная научно-технологическая, образовательная система не может изолированно существовать и самостоятельно развиваться. Образование и совершенствование профессиональных навыков, генерация новых идей и технологий является основной движущей силой экономического роста, а также сплоченности государств.

Ведущая роль в формировании общего научно-технологического и образовательного пространства, разработке стратегии, политики и планов по обеспечению инновационной экономики, создании благоприятной среды для переноса знаний и технологий на всем пространстве бывшего СССР принадлежит техническим университетам и ассоциациям, объединяющим их усилия и деятельность.

В основе решения проблем – международное сотрудничество, развитие интеграционных процессов, прямых научно-технических связей высших учебных заведений на двусторонней и многосторонней системной основе, сотрудничество в области подготовки и переподготовки инженерных, научных кадров, конкретные совместные практические шаги, направленные на развитие национальных систем высшего профессионального образования.

24 апреля 2008 года в Московском государственном техническом университете имени Н.Э. Баумана состоялось расширенное заседание Совета Ассоциации технических университетов с участием членов Координационного совета в области техники и технологии Минобрнауки России, проводимое совместно с руководителями и представителями национальных технических университетов государств – участников Содружества Независимых Государств (СНГ), представителей академических и общественных структур.

Ассоциация технических университетов играет важную роль в развитии университетского технического образования, совершенствовании деятельности университетов по всем направлениям и поэтому использование Ассоциации, ее потенциала как инструмента эффективного поиска оптимальных решений, объединения интеллектуальных ресурсов вузов весьма актуально.

Впервые было организовано проведение столь представительного форума, участники которого, подчеркнув большое значение данного мероприятия, высказались в поддержку деятельности Ассоциации по организации взаимодействия и координации взаимодействия высших учебных заведений государств – участников СНГ.

На заседании были обсуждены актуальные проблемы развития национальных систем высшего профессионального образования, деятельности технических университетов, их роль в формировании единого научно-технологического и образовательного пространства, вопросы развития сотрудничества национальных технических университетов государств – участников СНГ с вузами-членами Ассоциации технических университетов.

Подчеркнута огромная роль, которую играет российская высшая школа в формировании единого научно-технологического и образовательного пространства. Россия имеет славные традиции инженерного образования. «Русский метод обучения» был и остается одной из основополагающих форм подготовки инженерных кадров.

Инновационное развитие экономики требует превращения профессионального образования в гибкую саморазвивающуюся систему, адекватно отвечающую на вызовы времени и меняющиеся запросы общества.

Следует отметить, что в Российской Федерации за последнее время принят ряд важных государственных решений и реализуются мероприятия, предопределившие системные изменения в образовательной сфере. Сформирована концепция модернизации образования, утвержден ряд федеральных целевых программ, в рамках Национального проекта «Образование» передовыми вузами активно ведутся работы по инновационному развитию, внедрению новых образовательных технологий; законодательно закреплены уровни подготовки профессионального образования, организация приема в вузы на основе единого государственного экзамена.

Вместе с тем состояние высшего профессионального образования не в полной мере отвечает требованиям времени.

Реализация стратегии экономического развития России требует профессиональных специалистов качественно нового уровня, ориентированных на разработку новых, наукоемких технологий, инновационную деятельность. Масштабы, структура, содержание подготовки кадров не соответствуют текущим и перспективным потребностям, запросам предприятий и научных организаций, требованиям рынка труда. Актуальны вопросы формирования стандартов профессионального образования нового поколения, внедрения информационных технологий в обучение, современных методов оценки качества подготовки, создания условий для развития интеграции и эффективного взаимодействия образовательных учреждений с организациями науки, производства. Решение многих проблем не обеспечивается соответствующими мерами, финансовой поддержкой, законодательным закреплением, зачастую силы и средства сосредоточены на вопросах организационного характера, на поспешном внедрении нововведений, без тщательной проработки возможных последствий и одобрения научно-педагогической общественности.

Подчеркивая особую значимость развития международного сотрудничества на современном этапе, высшим учебным заведениям следует сосредоточить внимание на учебно-научных составляющих общего образовательного пространства, формировании согласованных подходов и критериев в сфере образования, подготовки инженерных и научных кадров, разработки межгосударственных стандартов, устанавливающих общие требования к качеству подготовки специалистов как базис разработки национальных стандартов, согласованных с международными требованиями и уровнями договоренностей, содействия развитию широких связей между учеными и специалистами.

Изучение имеющихся проблем и выработка путей восстановления интеграционных связей в научно-технологической сфере, возможно, потребует создания нескольких постоянно действующих комиссий или комитетов по наиболее актуальным направлениям (Болонский процесс, качество подготовки, интеграция).

На данном заседании была принята Декларация по проблемам сотрудничества технических университетов государств – участников Содружества Независимых Государств, основные положения которой включены в направления деятельности Ассоциации технических университетов, перед которой ставятся задачи:

- направить усилия технических университетов на повышение эффективности использования потенциалов, их опыта и достижений в приоритетных направлениях модернизации систем образования, современной науки и техники, технологий с тем, чтобы в полной мере содействовать инновационному развитию национальных экономик;

- активно сотрудничать в интересах совершенствования систем университетского технического образования, обмениваться лучшими практиками, содействовать эффективному распространению знаний и новейших образовательных технологий, формированию и внедрению новых стандартов, согласованных подходов и критериев устанавливающих общие требования к качеству подготовки специалистов. Восстановить действенное сотрудничество с Координационным советом в области техники и технологии Минобрнауки России, принимать участие в работе учебно-методических объединений вузов по различным направлениям подготовки специалистов;

- обмениваться информацией в целях достижения понимания различных квалификационных систем, учебных методик, особенностей деятельности технических университетов, управления образованием;

- содействовать поддержке русского языка как средства межнационального общения, отмечая также, что культурное многообразие и знание иностранных языков, поддержка талантливых ученых и специалистов являются неотъемлемыми элементами интегрирующих инновационных обществ;

- более эффективно использовать современные информационно-коммуникационные технологии в образовании, обеспечивающие все возможности создания единой среды, на основе которой возможна интеграция образовательного ресурса значительного потенциала;

- постоянно развивать и наращивать практику и новые формы сотрудничества, постоянного системного взаимодействия, обмена опытом и знаниями между техническими университетами в целях восстановления интеграционных связей в образовательной, научно-технологической сфере.

По просьбе ряда зарубежных вузов Совет Ассоциации принял решение, предусматривающее активное вовлечение в работу Ассоциации технических университетов стран СНГ, при этом организационная форма их участия определяется по усмотрению высшего учебного заведения (член Ассоциации, ассоциированный участник, наблюдатель и т.д.). Уже в 2008 году в состав Ассоциации технических университетов были приняты Севастопольский национальный технический университет, Приднестровский государственный университет имени Т.Г. Шевченко.

Нашло поддержку предложение о формировании на базе ряда технических университетов координирующих центров по отдельным направлениям сотрудничества, в т.ч. по концептуальным проблемам университетского технического образования (МГТУ им. Н.Э. Баумана).

18 июня 2008 года на базе Государственного технологического университета «Московский институт стали и сплавов» состоялось совещание руководителей высших учебных заведений, а также представителей посольств государств – участников СНГ. В работе совещания принял участие Министр образования и науки Российской Федерации А.А.Фурсенко. Итогом совещания стало подписание Учредительного договора о создании Межгосударственного объединения высших учебных заведений государств – участников СНГ, деятельность которого должна быть направлена на организационное, методологическое и финансовое обеспечение профессиональной интеграции и сотрудничества высших учебных заведений технологического профиля в целях подготовки специалистов высшей квалификации для национальных отраслей металлургии, материаловедения и других сфер общественного производства. В качестве учредителей Объединения выступили такие вузы, как: Московский государственный технический университет имени Н.Э.Баумана (головной вуз Ассоциации технических университетов), Государственный технологический университет «Московский институт стали и сплавов» (головной вуз секции по сотрудничеству с техническими университетами государств – участников СНГ Ассоциации технических университетов), Азербайджанский технический университет, Казахский национальный технический университет имени К.И.Сатпаева, Кыргызский национальный технический университет имени И.Раззакова, Таджикский технический университет имени академика М.С.Осими, Ташкентский государственный технический университет имени Абу Райхана Беруни.

В настоящее время кризисная ситуация заставляет всех искать дополнительные ресурсы для предупреждения различных его проявлений: спада производства, роста безработицы, банкротства важнейших национальных предприятий и т.д. Следует обратить внимание на высокий антикризисный потенциал расширения межгосударственного, межвузовского сотрудничества в реализации мер по социальной поддержке молодежи и студентов, организации опережающего обучения и масштабного повышения квалификации и переподготовки кадров по новым перспективным направлениям, востребованным на рынке труда, включая сокращаемых работников. Это усилит процессы интеграции в рамках СНГ, привлечет к сотрудничеству новые высшие учебные заведения. Значительную часть организационной работы может взять на себя Ассоциация технических университетов.




Межвузовское сотрудничество как ключевой фактор развития общего образовательного пространства: евразийское измерение1
Б.Ж. Абдраимов

Евразийский национальный университет

имени JI.Н. Гумилева, г. Астана
I. Формирование общего образовательного пространства как аспект интеграции: международный опыт

Рост взаимозависимости национальных государств и углубление межгосударственного сотрудничества, которые охватывают практиче­ски все сферы жизнедеятельности государства, являются характерны­ми признаками международных отношений XXI века. Образователь­ный аспект сотрудничества не является исключением. Будучи динамично развивающимся и необратимым, процесс интернационали­зации и международного сотрудничества в сфере высшего образова­ния рассматривается в качестве самого эффективного пути повышения конкурентоспособности национальных систем высшего образования, их интеграции в мировую образовательную систему.

Поскольку самостоятельное и перспективное направления развития сотрудничества межгосударственного уровня связаны сегодня со сфе­рой образования, они изолированы от политических разногласий и спо­собствуют созданию таких условий, которые сгладят политические и экономические противоречия между странами и выведут их на новые рубежи сотрудничества.

Высшее образование уже воспринимается не как «общедоступный товар или услуга», а считается важнейшим «экономическим ресурсом» государства. Это является своего рода ответом на трансформацию мировой системы под влиянием глобализации в так называемое «общест­во, основанное на знаниях». Вездесущие процессы глобализации под­толкнули государства к необходимости сотрудничать и взаимодейство­вать в различных областях. Некоторые государства пошли дальше, максимально синхронизировали образовательные системы, разработали общий курс развития в области высшего образования, и сделали со­трудничество в образовательной сфере составной частью межгосудар­ственной интеграционной политики.

Образовательная интеграция, зародившаяся по историческим меркам, совсем недавно, происходит из понимания, что экономическая интеграция автоматически предполагает интеграцию кадрового обеспечения этого процесса.

Именно данная идея лежит в основе успеха Европейского Союза, «пионера в области интеграции». Интеграционный проект в области образования, известный под названием Болонский процесс, включает ряд стран, входящих в Европейский Союз и составляющих мощный экономический и политический блок международного сообщества, а также развивает сотрудничество с государствами из прилегающих регионов [1, с. 10-13]. Но создание общего образовательного пространства, как аспект интеграции, является актуальным вопросом не только для европейского континента.

Аналогичные попытки интеграции предпринимаются и в других регионах мира, таких как Латинской Америке, Западной Африке и странах Арабского Востока, где с целью интегрироваться в общее образовательное пространство:


  • проводятся региональные конференции по проблемам высшего образования,

  • устанавливаются контакты с международными и региональными организациями,

  • разрабатываются и внедряются образовательные и научно-исследовательские программы [2, с. 111-120].

Как показывает опыт, все аспекты интеграции взаимосвязаны. Примечательно, что ЕС приступил к интеграции в области высшего образования, только после успешно реализованных экономических программ (Таможенный союз, единая валюта, торговля и финансовая сфера). В то же время, одна только эффективная экономическая составная интеграции не является абсолютным залогом успеха в других направлениях.

К примеру, будучи одним из ярких образцов региональной экономической интеграции, Ассоциация государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) пока не достигла желаемых результатов в реализации интеграционных инициатив в сфере высшего образования. Хотя сам факт готовности региональных стран совместно работать является важным шагом в интеграционных процессах в сфере высшего образования.

Различие моделей систем образования (сформировавшиеся по большей части под влиянием различных европейских школ: английской, датской, французской), демографическая ситуация в региональных государствах, кардинально отличающееся качество педагогических и образовательных ресурсов, и соответственно выпускающихся кадров, недостаток региональной инфраструктуры, все эти факторы негативно влияют на попытки формирования общего образовательного пространства в данном регионе. Тем не менее, попытки и усилия в этом направлении продолжаются, в частности:


  • предложена и разработана широкая сеть инициатив и программ в сфере продвижения идеи гармонизации национальных систем образования, и как следствие формирования общего образовательного пространства,

  • подписан ряд официальных деклараций государствами-участницами АСЕАН,

  • учрежден Совет министров образования государств Юго-Восточной Азии [3, с. 12].

По результатам анализа интеграционных инициатив и их реализации в разных регионах мира можно выделить несколько наиболее ярких характеристик процесса интеграции. Во-первых, становится очевидным тесное взаимодействие всех направлений интеграционных процессов. Во-вторых, осознается значимость и масштабность каждого отдельно взятого аспекта интеграции. И, в-третьих, несмотря на наличие параллелей, четко прослеживается индивидуальность процессов интеграции в каждом регионе.

Так, в отличие от процессов формирования и развития общего образовательного пространства в других регионах мира, интеграционные процессы на евразийском пространстве имеют свои особенности и присущую им логику.



II. Евразийское измерение общего образовательного пространства (в контексте Евразийского проекта Н.А. Назарбаева)

Сегодня широко признана необходимость интеграционных процессов на всем постсоветском пространстве. Это подтверждается частотой публикаций на данную тему в периодических изданиях, возрастающим количеством научных трудов, посвященных интеграции стран Содружества Независимых Государств.

Но в 1994 году мало кто верил в перспективность и реализацию более глубокой интеграции на постсоветском пространстве. Именно в том году, Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев впервые выдвинул идею создания Евразийского союза государств. В том же году, во время своего визита в Великобританию Глава Казахстана подчеркнул решимость Казахстана отстаивать идею экономической интеграции стран СНГ [4, с. 116].

Обзор интеграционных инициатив в СНГ за период с 1995 по 2005 гг. выявляет, что они исходили именно от Казахстана, в частности от его Президента. Это подтверждается также словами Владимира Путина, который отмечал, что в вопросах интеграции на постсоветском пространстве движущей силой являются Президент и руководство Казахстана [5, с. 26]. Сегодня эти инициативы больше известны под общим названием «Евразийский проект Нурсултана Назарбаева».

Проект Президента, который первым выработал общую концепцию «евразийства» для всех стран постсоветского пространства, можно определить не только как идею экономической интеграции, но и как вектор практической политики, проводимой во многих сферах: политической, информационной, правовой, гуманитарной, культурной, образовательной и других [6, с. 1].

Многозначительно то, что Евразийский проект возник не случайно, и тем более, не развивался спонтанно, а осуществлялся логическими этапами. Это доказывает, что Н.А. Назарбаев уже в то время имел четкое видение и стратегическое понимание процессов развития Евразии XXI века. В этой связи сам Президент Н.А. Назарбаев подчеркивает: «Три кита Евразийской идеи, практически реализованные по инициативе Казахстана – это ЕврАзЭс, СВМДА и ШОС. И это – три разных практических выражения одного невыразимого Центра, Единой Евразийской Идеи» [7].

Самой важной составной Евразийского проекта стала инициатива создания Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс). Фундаментом послужил Таможенный союз, основу которого, в свою очередь, составляют Россия, Казахстан и Беларусь. Но спектр вопросов входящих в рамки работы ЕврАзЭс не были ограничены лишь проблемами в таможенной сфере. И хотя создание Сообщества и его деятельность оцениваются в основном как успех в области экономического сотрудничества, работа Сообщества охватывает и другие направления интеграционных процессов. В частности поиски сближения и интеграции в рамках ЕврАзЭс (Таможенного союза) привели к заключению ряда соглашений в области образования. Так, 24 ноября 1998 г. правительства Белоруссии, Казахстана, Киргизии и России подписали Соглашение о взаимном признании и эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и званиях. Позднее к данному соглашению присоединился и Таджикистан.

Договор об углублении интеграции в экономической и гуманитарной области был заключен в апреле 1996 г. между Республиками Казахстан, Кыргызстан, Беларусь и Российской Федерацией, и стал важным этапом в процессе формирования общего образовательного пространства.

Хотя на сегодняшний день, решение такой актуальной задачи как формирование общего образовательного пространства, остается достаточно сложным процессом, в долгосрочной перспективе оно осуществимо. Более того, этот процесс неизбежен, а сотрудничество взаимовыгодно для всех его участников.

Данное утверждение подходит и для другого важного компонента Евразийского проекта Н.А. Назарбаева, которым, несомненно, является Шанхайская организация сотрудничества. Созданная на основе Соглашения 1999 года об укреплении доверия в военной области между Казахстаном, Россией, Кыргызстаном, Таджикистаном и Китаем, Шанхайская организация сотрудничества сегодня приобрела репутацию эффективной платформы для взаимодействия и интеграционных связей не только в сфере безопасности и трансграничных связей, но и в области образовательных, социальных и культурных проектов. Деятельность Шанхайской организации в сфере образования нацелена на решение вопросов синхронизации и стандартизации национальных систем стран-участниц, что также является важным аспектом интеграции на евразийском пространстве. Сотрудничество в области подготовки квалифицированных специалистов приобретает все большую актуальность в связи с увеличением межгосударственных контактов в разных областях. Поэтому, находясь на начальном этапе становления и развития сотрудничества в образовательной сфере, ШОС будет продолжать привлекать внимание сторонников интеграции в образовательной сфере, благодаря своему потенциалу и перспективности.

В целом, формирование общего образовательного пространства рассматривается как условие расширения и углубления всех форм отношений между постсоветскими государствами, и сегодня развивается, ориентируясь на приоритеты разных объединений, таких как ЕврАзЭс, ШОС, СНГ и Европейского Союза, среди которых Содружество Независимых Государств является самым масштабным, поскольку охватывает наибольшее количество государств евразийского пространства.

На данный момент, для создания общего образовательного пространства стран СНГ разработана вся необходимая нормативно-правовая база – документы, которые создают научную и организационную основу для развития интеграции в области высшего образования.

Так, 15 мая 1992 г. в рамках СНГ было заключено Соглашение о сотрудничестве в области образования в целях реализации согласованной политики в области образования, разработки путей и механизмов практического осуществления совместных программ и проектов на многосторонней основе.

А 17 января 1997 г. были подписаны Концепция и Соглашение о сотрудничестве по формированию единого образовательного пространства Содружества Независимых Государств. Для реализации Концепции был создан Совет по сотрудничеству в области образования государств-участников СНГ, в рамках которого стороны обязались осуществлять взаимодействие в разработке и применении образовательных стандартов.

Также, государствам содружества в качестве международного нормативного документа по вопросам интеграции образования были рекомендованы модельный закон «Об образовании», «Модельный образовательный кодекс для стран СНГ», в разработке которых активное участие принял и Казахстан.

31 мая 2001 г. на заседании Совета министров иностранных дел Содружества были одобрены проекты двух соглашений: о координации усилий в области лицензирования образовательной деятельности, аттестации и аккредитации учебных заведений; о порядке создания и функционирования филиалов высших учебных заведений на территории государств-участников СНГ.

Конференция министров образования государств-участников СНГ приняла решение о выработке общих подходов к развитию системы дистанционного образования в СНГ, к сотрудничеству с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании. Министрами образования Армении, Беларуси, Казахстана, Таджикистана, России подписан Протокол о признании и эквивалентности документов государственного образца об образовании, ученых степенях и ученых званиях стран Содружества и утверждена Концепция информационного обмена в сфере образования.

Помимо нормативно-правовой базы не меньшую роль в развитии общего образовательного пространства играют реформы высшего образования в странах СНГ, так как именно процессы, осуществляемые национальными министерствами образования, создают основу для достижения этой цели.

После обретения независимости все бывшие советские республики, которые имели единую систему образования и единые образовательные стандарты, осуществили трансформацию советской системы на разных уровнях. Реформы образовательных систем государств-участниц СНГ являются естественным явлением в связи с неоспоримым влиянием качества и уровня образования на качество и уровень жизни всего населения. Поэтому, явным достижением была бы выработка общих подходов и путей взаимодействия в реализации образовательных программ и решения актуальных проблем высшей школы с учетом национальных особенностей и стратегий развития.

В то же время, выявление общих особенностей образовательных систем стран Содружества поможет определить необходимую основу для дальнейшего развития интеграционных проектов в сфере образования. Самым явным характерным признаком, присущим всем постсоветским государствам являются высокая скорость реформ и модернизации систем образования. Также можно выделить такие общие характеристики, как



  • общее прошлое,

  • использование русского языка для международного общения,

  • появление негосударственных коммерческих вузов,

  • похожие проблемы, связанные с переходом на трехуровневую систему (бакалавр-магистр-доктор),

  • законодательное обеспечение дифференциации образования,

  • проблемы гармонизации старой системы (кандидатской и докторской) с новой системой (магистерской и докторской PhD),

  • актуальность развития и совершенствования форм международного и межвузовского сотрудничества и т.д.

Но, несмотря на разнородность образовательных программ и различия в продолжительности обучения на всех уровнях, на наш взгляд, вне зависимости от различий, общая цель данных реформ должна заключатся в ориентированности на достижение одинакового качества конечного продукта, т.е. уровня подготовки выпускников вузов. Это, в свою очередь, облегчит еще один важнейший аспект интеграции, академическую мобильность, и более того способствует выработке решений по проблемам признания и эквивалентности дипломов.

Исходя из вышеизложенного, можно констатировать, что интеграция в образовательной сфере является наиболее актуальным и многообещающим процессом именно в рамках содружества государств постсоветского пространства.

В данном контексте особо выделяется языковый и культурный аспекты интеграции в сфере образования, так как широкое применение русского языка государствами содружества и сохранение информационного пространства являются важными активами в процессе развития общего образовательного пространства. Так как, к примеру, именно языковые, ресурсные и информационные барьеры представляют трудность для участников Болонского процесса [8, с. 163-164]. Хотя практически все страны СНГ проявили заинтересованность в участии в Болонском процессе, видя в этом возможность приближения своих систем высшего образования к мировым стандартам. И определенные сомнения некоторых представителей научно-педагогического сообщества не помешали ориентации на европейскую образовательную систему превратиться в достаточно устойчивую тенденцию на всем постсоветском пространстве.

Несмотря на опасения некоторых экспертов, участие в Болонском процессе также имеет свои плюсы, и при правильном подходе может сыграть положительную роль в развитии общего образовательного пространства на территории СНГ. Это видно на примере МГИМО. По словам ректора МГИМО Анатолия Торкунова, «опыт показывает, что введение двухуровневой системы высшего образования ведет к «серьезной интеграции образования» и усилению сотрудничества с иностранными вузами», и «необходимо использовать Болонский процесс для более тесного сотрудничества со странами СНГ в образовательной сфере» [9].

При этом важно воздержаться от искусственного форсирования процесса интеграции, взаимопонимания и сотрудничества государств, народов и научной общественности. К примеру, сам факт того что, осуществление Болонского процесса не регулируется государствен­ными структурами, а по большей части является межвузовским, где преподавателям и студентам принадлежит ведущая роль, достаточно показателен.

Сегодня образование является только одним из аспектов интеграции, и при становлении регионального образовательного пространства неизменно приобретает актуальность проблема интеграции отдельных составных частей системы образования: школ, вузов, исследователь­ских центров, лабораторий.

В данном контексте и принимая во внимание роль университетов в современном обществе, на наш взгляд, именно межвузовское сотрудничество может стать ключевым фактором в развитии общего образовательного пространства.

III. Межвузовское сотрудничество как ключевой фактор в развитии общего образовательного пространства

Исторически основная роль университетов и вузов – получение, накопление и передача обществу знаний в условиях независимости от рыночной конъюнктуры при выборе направлений и тематики исследований. Однако экономическая ситуация в мире, реальная конкуренция между вузами ставит перед ними задачу более активного поиска и использования дополнительных внутренних резервов. Перед университетами поставлена качественно новая задача – стать локомотивом эконо­мического прогресса государства посредством обеспечения экономики новой эпохи интеллектуальными высококвалифицированными кадрами и наращиванием технологического инновационного потенциала.

Университеты, желающие повысить качество предоставляемых услуг и высшего образования в целом, начали искать новые пути эффективного управления и взаимодействия с внешними партнерами. Но, так как в результате интегрирующейся мировой системы, взаимовлияние и взаимозависимость между вузами и его партнерами, т.е. государством, бизнесом, другими вузами, неимоверно возросло, ни один университет не может развиваться и прогрессировать в одиночку [10, с. 83-97]. Вузам стало целесообразнее входить в различные объединения и ассоциации, в рамках которых можно взаимодействовать с другими вузами в деле усовершенствования качества образовательных программ и повышения конкурентоспособности.

Будучи составной частью определенного пространства, вузы имеют такие преимущества как возможность расширения и увеличения контингента своих студентов, что означает увеличение финансовых ресурсов не только университета, но и города, где он находится; осуществле­ние более открытой, равноправной и активной политики в отношениях с зарубежными партнерами, что в свою очередь позволяет им стать более узнаваемыми, а их дипломы признаваемыми на более обширной территории. Поэтому, как видно из европейского опыта, на сегодняшний день европейские вузы расширили поле своей ответственности за развитие общего образовательного пространства. И межвузовское сотрудничество, в частности, программы совместных дипломов и двойных дипломов стали основным инструментом формирования общеев­ропейского пространства высшего образования и научных исследований. Очень эффективной и широко развитой формой сотруд­ничества являются программы академических и научных обменов и стажировок, как студентов, так и преподавателей [11, с. 6].

Возрастает роль вузов в качестве «лабораторий», где разрабатываются, апробируются и внедряются новые идеи и технологии в различ­ных сферах экономики, и где будущие кадры в ходе обучения должны приобретать такие навыки, как умение внедрять перспективные научно-исследовательские разработки, совершенствовать технические и техно­логические особенности современного производства, обеспечить инно­вационный аспект деятельности. Но не все вузы имеют необходимую техническую базу и педагогические кадры. Ни один университет ввиду дифференцированного развития науки в отдельных дисциплинах и вви­ду расходов на науку, в особенности в экспериментальных дисципли­нах, не имеет возможности обеспечить обучение в абсолютно всех на­правлениях. Каждый вуз склонен развивать, поддерживать и продвигать приоритетные для него направления исследований и образовательных программ в потенциальных областях науки, где он сможет занять веду­щие позиции.

И вот тут, межвузовское сотрудничество может сыграть важную роль, обеспечив необходимую платформу для взаимообмена и предоставления своих материальных активов, в виде лабораторий, технопар­ков, производственных цехов для реализации совместных программ и проектов, внедрения совместных разработок в реальном секторе экономики, определения потенциальных направлений для эффективного взаимодействия по проведению фундаментальных и прикладных иссле­дований вузов и научно-исследовательских институтов, разработки механизмов вовлечения молодых исследователей в тематические исследования, проводимые кафедрами, факультетами и исследовательскими центрами вузов, что в свою очередь обеспечит нужную базу для получения практических знаний, и соответственно конкурентоспособность выпускников и дипломов вузов. Очевидно, что репутация вуза зависит от академического и педагогического качества его учебных и образовательных программ. Более того, вполне реально можно ожидать, что ученые, преподаватели и студенты, вовлеченные в совместные и скоординированные проекты, также внесут свой вклад в укрепление межличностных и профессиональных отношений, что послужит сближению научно-педагогических сообществ государств.

Другим важным фактором в укреплении межвузовского сотрудничества в частности, и развитии образовательного пространства в целом, является информационный аспект интеграции. Перспективными мерами видятся создание периодически обновляемой единой информационной базы данных с указанием приоритетных направлений исследований во всех сферах науки, технических патентов, разработок, новых программ, создание совместных электронных библиотек, базы данных экспертов и специалистов с указанием их научных интересов и специализации и др.

Первостепенными приоритетами и принципами для вузов в укреп-лении сотрудничества видятся создание обширной межуниверситетской сети, которая является непосредственным инструментом в развитии сотрудничества; совместная разработка правил и принципов межвузов­ского сотрудничества; усовершенствование финансового аспекта взаимодействия с другими вузами; разработка общей системы оценки качества, и др.

Несомненно, данные мероприятия потребуют максимальных усилий, скоординированной деятельности, толерантности, консолидации потенциалов ученых и экспертов, но они вполне осуществимы.

В настоящее время межвузовское сотрудничество является обязательным компонентом стратегии развития вузов. Пути и формы сотрудничества на межвузовском уровне разнообразны. Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева, несмотря на свою молодость, накопил достаточный опыт в реализации межвузовского сотрудничества.



IV. Роль Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева в развитии евразийского образовательного пространства

Актуальность международной интеграции образования также получила отражение в Евразийском проекте Н.А. Назарбаева, который всегда считал образование ключевым фактором в развитии государства. Это нашло подтверждение в словах Лауреата Нобелевской премии Жореса Алферова, который после посещения Евразийского национального университета и встречи с Президентом Казахстана отметил: «Я рад встрече с Нурсултаном Абишевичем, думаю, среди всех президентов новых независимых государств на постсоветском пространстве он луч­ше понимает и принимает все меры для развития высоких технологий и научно-образовательной деятельности» [12].

В частности, говоря о развитии Республики Казахстан в XXI веке, наш Президент возлагает большие надежды на Евразийский нацио­нальный университет имени Л.Н. Гумилева, называя его «одним из флагманов высшего образования» Казахстана.

Евразийский университет, основанный в 1996 году, является логическим продолжением идеи евразийской интеграции, суть которой заключена в самом названии университета. Символично, что университету по инициативе Президента Н. Назарбаева было дано имя выдающегося ученого – евразийца Льва Николаевича Гумилева.

В лекции «К экономике знаний через инновации и образование», которую Президент прочитал перед многотысячной студенческой аудиторией в Евразийском национальном университете имени Л.Н. Гумиле­ва 26 мая 2006 г., в год десятилетия университета, говорится: «Можно сказать, что новая столица началась со строительства здания вашего Университета. Не случайно Ваш университет называется Евразийским. Евразийская Идея как теория была рождена в прошлом веке. Но, уве­рен, что Евразийская Идея, как практика организации новой жизни, бу­дет воплощена в этом веке. Евразийство – одна из главных идей 21-го века. И вы это скоро поймёте и увидите. И духовной столицей, сердцем Евразии может стать Астана, а самым сокровенным центром этого сердца – наш Евразийский Университет в Астане» [7].

Этими словами, Президент Республики Казахстан, возложил на Евра­зийский университет историческую миссию, которая заключается в ста­новлении и развитии университета как образовательного и исследовательского центра по подготовке высококвалифицированных кадров для государственной службы, образования и науки, которые внесут свой вклад в развитие и процветание Казахстана в XXI веке. Наряду с этим, Евразийский университет стал своего рода «научной базой» для исследо­ваний Евразийской идеи Президента. С этой целью в университете был создан исследовательский институт «Евразия», действует музей-кабинет Л.Н. Гумилева, реализуются научно-исследовательские проекты, и ведется научная работа.

Новый этап развития университета начался в 2004 году с переходом университета к международным стандартам образования и реализацией Концепции и Программы развития образования Республики Казахстан. Будучи одним из ведущих вузов Республики Казахстан и получив статус «национального вуза», Евразийский национальный университет имени Л.Н. Гумилева вносит свой вклад в реализацию национальных программ и стратегий, имеющих значение для социально-экономического процве­тания Республики Казахстан в XXI веке, и активно развивает партнер­ские отношения с вузами других государств.

Основными документами, на основании которых университет осуществляет международное сотрудничество, являются двусторонние соглашения с зарубежными университетами, межправительственные соглашения, соглашения с фондами и законодательные акты.

В целом межвузовское сотрудничество осуществляется на двух уровнях: национальном и международном. Университет заинтересован в налаживании и укреплении связей не только с зарубежными партне­рами, но и с казахстанскими вузами.

Импульс к более тесному сотрудничеству с национальными вузами придала инициатива двух ведущих вузов страны: Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева и Казахского национального университета имени аль-Фараби. Это также способствует развитию единого образовательного пространства в республике.

Сотрудничество с национальными вузами подразумевает осуществление программ по обмену студентами, научными сотрудниками и преподавателями, разработку и реализацию серии мероприятий по укрепле­нию взаимодействия между отечественными учеными, исследователями, такие как ставшими традиционными дней университетов в партнерских вузах, учреждение стипендий для одаренной молодежи из университе­тов-партнеров. Имеют место отдельные примеры разработок и издатель­ства совместных учебников, публикации совместных научных работ и проведение тематических семинаров, участия в совместных проектах по фундаментальным и экспериментальным исследованиям, членства уче­ных из партнерских вузов в диссертационных советах, существующих при университетах. В дальнейших планах университета – установление и углубление сотрудничества и с другими отечественными вузами.

Что касается международного аспекта межвузовского сотрудничества ЕНУ, он более широк и разнообразен. В данное время ЕНУ им. Л.Н.Гумилева имеет 117 соглашений с зарубежными вузами и организациями. Среди партнеров ведущие вузы России, Турции, Китая, Южной Кореи и Японии. Определенные направления отношений с зарубежными университетами отличаются особой активностью и разнообразием форм сотрудничества:



  • Сотрудничество с европейскими вузами, по большей части реализуется в рамках программ ЕС, таких как Эрасмус Мундус и Темпус. На сегодняшний день широко распространено участие сту­дентов и преподавателей в программах стажировок в вузах ЕС.

  • Открытие при университете Института Конфуция ускорило динамику взаимоотношений с китайскими коллегами. Ведутся перего­воры по разработке совместных и дистанционных образователь­ных программ.

  • Видимый результат дают совместные магистерские программы.

В целом, программы подготовки магистров реализуются по 37 направлениям и являются значимым звеном в целостной трехступенчатой модели подготовки кадров с профессиональным высшим образованием (бакалавриат – магистратура – докторантура), осно­ванной на аккумули-рующей кредитной системе обучения. С 2005 года по специальности «Экология» осуществляется проект совместной подготовки магистров со специализацией «Инженерная за­щита и управление окружающей средой» совместно с Университе­том Нью-Мексико (США). В реализации данного проекта участвуют ведущие ученые Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева и Университета Нью-Мексико. Целью совместного проекта является подготовка магистров наук в облас­ти управления и охраны окружающей среды и изучение промыш­ленных загрязняющих агентов, передаваемых воздушным и вод­ным путем. В 2007 году состоялся первый выпуск магистров в количестве 9 человек. В 2008 году по данной программе универ­ситет окончили еще 9 магистров. Выпускникам вручены дипломы о присуждении степени магистра экологии Евразийского нацио­нального университета имени Л.Н. Гумилева и Университета Нью-Мексико (США).

Особое внимание заслуживает программа подготовки докторов философии. ЕНУ им. Л.Н.Гумилева был выбран базовым универ­ситетом для экспериментального внедрения государственной про­граммы подготовки докторов философии. Четвертый год осуще­ствляется реализация докторской программы Ph.D по 13 специальностям совместно с ведущими зарубежными вузами, с которыми заключены договоры о совместной подготовке докто­ров философии. На данный момент в докторантуре Ph.D обучает­ся 130 докторантов. С января 2005 года университет посетили бо­лее 50 зарубежных профессоров для проведения семинаров, тренингов для сотрудников и преподавателей по внедрению маги­стерских и докторских программ, чтения лекций для докторантов. Во время визита с ними были подписаны Меморандумы о взаимо­понимании и Соглашения о совместном руководстве научной ра­ботой докторантов. Результатами заключенных меморандумов и соглашений явились приглашения и организация стажировок док­торантов философии в вузах-партнерах.

Одной из важнейших форм сотрудничества стало открытие, по инициативе Главы государства, филиала Московского государст­венного университета имени М.В.Ломоносова при ЕНУ им. Л.Н. Гумилева.

Данный аспект сотрудничества был особо отмечен Президентом, который сделал ударение на том, что наличие филиала Московского государственного университета при ЕНУ им. Л.Н. Гумилева играет большую роль в продвижении имиджа ЕНУ как вуза с международной репу­тацией. Более того, филиал оценивается как «путь к синхронизации и согласованности работы университетов» евразийского пространства [13, с. 11]. А это, внесет свой непосредственный вклад в расширение масштабов межвузовского сотрудничества в странах СНГ и активизи­рует деятельность Евразийской ассоциации университетов.

Евразийская ассоциация, на наш взгляд, является самой перспективной платформой для развития межвузовского сотрудничества и реализации евразийской интеграции в сфере высшего образования.

V. Евразийская Ассоциация Университетов как платформа для межвузовского сотрудничества стран СНГ

Международные организации, занимающиеся проблемами высшей школы, несомненно, должны обращать больше внимания на протекаю­щие региональные процессы в мире и вырабатывать соответствующую стратегию для получения синергии из взаимодействия участников интеграционного процесса. Управление в сфере высшего образования претерпело качественные изменения во всем мире всего за несколько лет. Университеты перенимают опыт и взаимодействуют в рамках профессиональных объединений и ассоциаций. Одним из таких объединений является Евразийская ассоциация университетов, которая уже на про­тяжении 20 лет функционирует «с целью координации и организации совместной работы университетов в области совершенствования учеб­но-методической, научно-исследовательской, культурно-просвети­тельской и общественной деятельности университетов Евроазиатского региона» [14, с. 3].

Бесспорен тот факт, что за два десятилетия, наряду с развитиями в политической и экономической сферах постсоветских государств, кардинальные изменения произошли и в области высшего образования. В этот трудный период все находились в поиске решений большого количества жизненно важных задач. В частности вузы столкнулись с новыми труд­ностями и проблемами, что не только сильно повлияло на их качество, но поставило многие вузы под угрозу прекращения своей деятельности. Университетам стоило немало усилий, чтобы сохранить накопленные го­дами наработки, опыт, а самое главное профессиональные кадры.

Позднее, со стабилизацией экономики и пересмотром государственной политики многие государства постсоветского пространства опреде­лили индивидуальные стратегии социально-экономического развития, в частности начали разрабатываться новые концепции в области высшего образования. Университеты также разработали новые стратегии развития и стали более активными участниками многих международных процес­сов. Вузы были заинтересованы в применении зарубежного опыта и са­мостоятельном развитии международного сотрудничества.

Тем не менее, ЕАУ не потеряла свою актуальность и остается сво­его рода связующим звеном вузов когда-то союзных республик. С этой целью, несмотря на все трудности, Евразийская ассоциация не только сохранила, но и расширила свои контакты. ЕАУ, с удивительной на­стойчивостью и целеустремленностью, смогла сохранить свои функции евразийской площадки для диалога между вузами постсоветского про­странства. Эта твердая позиция прослеживается в работе всех десяти съездов ЕАУ.

Особо можно выделить Х Съезд, который подвел итоги двадцатилетней работы Евразийской ассоциации. Именно об этом, в своей при­ветственной речи на открытии Х-го Съезда, говорил президент Евразий­ской ассоциации университетов, ректор МГУ им.М.В. Ломоносова, В.А. Садовничий, чьи заслуги в работе Евразийской ассоциации университетов и бесценный вклад в ее развитие широко известны и признаны научно-педагогической общественностью многих стран.

Мы уверены, что работа ЕАУ за двадцатилетний период и дальнейшие, более четкие и целенаправленные шаги для укрепления и расши­рения возможностей межвузовского сотрудничества непременно дадут системный эффект в будущем и придадут импульс динамике развития общего образовательного пространства СНГ.

На наш взгляд, именно ЕАУ может стать тем локомотивом для межвузовского сотрудничества, который задаст новый темп развития межвузовских отношений и создаст плодотворную почву для совмест­ных образовательных проектов между университетами евразийского пространства.

Символичным станет XI Съезд Евразийской ассоциации университетов, который в юбилейный год Ассоциации пройдет именно в сте­нах Евразийского национального университета имени Л.Н. Гумилева, в самом сердце Евразии – Астане.

Верим, что Съезд станет началом нового этапа в дальнейшем развитии Евразийской ассоциации, которая в свою очередь придаст импульс к более продуктивному межвузовскому сотрудничеству, и, следова­тельно, развитию общего образовательного пространства, к которому мы стремимся.



следующая страница >>