Риттер Владимир Яковлевич г. Вольск. Моу «Лицей г. Вольска Саратовской области» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План воспитательной работы с учащимися 9А класса моу лицей №3 г 1 121.97kb.
Директор моу лицей №7 г. Солнечногорска Московской области, Почетный... 5 1042.13kb.
Жакулина Ирина Валентиновна, учитель начальных классов моу-оош №23 г. 1 77.26kb.
«Мой путь в профессию» 1 72.76kb.
«Старинная архитектура моего края». Знакомство с храмовой архитектурой г. 1 75.67kb.
Старшина – связист. Работа Веселова Александра, 1 41.69kb.
Коренев Владимир 1 29.21kb.
Ф. К. Ахунзянова (директор мобу лицей №4), специалист по связям с... 1 302.43kb.
Митрополит Ташкентский и Среднеазиатский Владимир (Иким) 32 8257.04kb.
В течение 2013 года управлением проводился мониторинг социально-политических... 2 524.25kb.
Положение о требованиях к одежде и внешнему виду обучающихся в маоу... 1 80.98kb.
Влияние музыки и запахов на учащихся 1 93.52kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Риттер Владимир Яковлевич г. Вольск. Моу «Лицей г. Вольска Саратовской области» - страница №1/4

Риттер Владимир Яковлевич.

г. Вольск.

МОУ «Лицей г. Вольска Саратовской области»

Преподаваемые предметы: история, обществознание, экономика.

Телефон: 89271175414

E-mail: vladimir-ritter@bossmail.ru

Номинация: «Элективные курсы для предпрофильной подготовки учащихся основной школы»

Пояснительная записка
Программа краткосрочного (12 часов) ориентационного элективного курса рассчитана на обучающихся 9-ых классах гимназий, лицеев и школ, преимущественно избравших для себя предпрофильную социально-гуманитарную траекторию образования. Предполагается, что у слушателей курса достаточно высокая мотивация на освоение нового материала, выходящего за рамки школьной программы. Однако, являясь межпредметным, курс может быть востребован и склонными к выбору других профилей, в частности, химико-биологического направления для расширения знаний о проблемах становления человека и человеческого в человеке, приобретения и закрепления умений по самостоятельной работе с различными видами источников.

Программа и учебно-методические материалы позволяют осуществить обучающимся пробы, оценить свои потребности и возможности в поисковой и исследовательской работе, сделать обоснованный выбор будущего профиля обучения в 10 – 11 классах или направления продолжения образования в учреждениях профессионального обучения.

Курс опирается на предметные знания по истории, обществознанию, биологии. Являясь профориентационным, курс призван по возможности дать чёткое представление о том, чем придётся заниматься обучающемуся, намеревающемуся в будущем связать свою жизнь с гуманитарной профессией. Данный курс – своеобразная профессиограмма, дающая информацию об особенностях профессии историка, антрополога, археолога, философа, культуролога, этнографа.

Курс призван познакомить девятиклассников с такими важными для понимания общества и человека областями философского знания как философская антропология – учением о сущности и природе человека, о специфически человеческом способе бытия, а также социальной философией, предметом которой выступает совместная деятельность людей в обществе.

Слушателям курса предлагается материал, выходящий за рамки базовых программ, расширяющий и углубляющий представления о человеке и обществе.

Курс представляет два самостоятельных логически связанных между собой модуля. В изучении каждого обучающиеся реализуют свои познавательные интересы и вырабатывают исследовательские компетенции. Умения по поиску, систематизации и обработке самостоятельно извлекаемой из различных источников информации формируются в рамках двух концентров. При изучении первого модуля – первый концентр формирования исследовательской и коммуникативной компетенций, предусматривающий значительную роль учителя на всех стадиях работы. При изучении второго модуля – деятельность учителя ограничена консультативными функциями. Переход от знаниевой к компетентностной парадигме образования требует активного вовлечения учащихся в самостоятельную поисково-исследовательскую деятельность. Становления новых, партнёрских, отношений между учителем, переставшим быть единственным источником знания, и учащимися, которые становятся равноправными соучастниками образовательного процесса.




Цели курса:


  • Формирование многовариантных подходов к проблемам антропо- и социогенеза.

  • Ознакомление с различными точками зрения, гипотезами, теориями, касающимися появления человека (дарвинизм, креационистское учение о молодой земле, теистическая эволюция, прогрессивный креационизм, функциональный креационизм, неокреационизм, теория разумного замысла, теория разрыва в сотворении мира, теория формального креационизма, теория творения по дням-эпохам).

  • Развитие устойчивого интереса к поисковой работе; умений самостоятельного выбора, фиксации и обработки информации на основе методик написания конспектов, исследовательских работ; умений представлять собственную точку зрения, вести дискуссию.

  • Создание единого образовательно-воспитательного пространства занятий, в котором информационный компонент воздействует на формирование современной креативной личности.

  • Развитие исследовательской компетенции, методов научного познания и умений соответствующего оформления результатов познавательной деятельности.

  • Развитие умения работать в группе.

Задачи курса:

  • Научить собирать информацию из различных источников.

  • Научить пользоваться мультимедийной презентацией для представления итогов работы.

  • Формирование у участников проекта основ исторического мышления.

  • Развитие аксиологического компонента (оценочного) образованности (индивидуального результата) как каждого из лицеистов в отношении себя, так и других


Планируемые результаты:


  • Приобретение конкретно-исторических сведений об этапах антропогенеза и социогенеза и культурогенеза.

  • Приобретение информации по истории важнейших археологических открытий, связанных со становлением антропологии как науки.

  • Овладение историко-библиографической информацией.

  • Развитие умений, связанных с работой с научно-популярной и справочной литературой (аннотирование, составление карточек, таблиц, схем, реферирование литературы по избранной теме).

  • Создание слушателями курса мультимедийных презентаций для представления итогов работы.

  • Подготовка некоторыми слушателями курса проблемно-реферативных работ, справочников и проектов.

  • Выработка умений рефлексии как тренировки способности к самопознанию и самокоррекции. Рефлексии как универсального механизма изменения и развития личности.


Организация учебного процесса

Развивающей направленности курса более других подходит организация учебного процесса в форме педагогической мастерской. Так как из действующих педагогических методов работы мастерская в значительной степени приближается к исследовательским и проблемным методам обучения, делая акцент на процессе творчества.

Технология педагогических мастерских позволяет решить задачи:

• личностного саморазвития;

• образовательной мотивации: повышения интереса к процессу обучения и активного восприятия учебного материала;

• функциональной грамотности и креативности: навыков и умений творческого постижения и осмысления нового знания;

• культуры речи: навыков аргументированного говорения и письма;

• социальной компетентности: коммуникативных навыков и ответственности за знание.
Педагогическая мастерская - это такая форма обуче­ния детей и взрослых, которая создает условия для восхождения каждого участника к новому знанию и но­вому опыту путем самостоятельного или коллективного открытия. Основой открытия в любой сфере знаний, включая самопознание, в мастерской является творче­ская деятельность каждого и осознание закономерно­стей этой деятельности. В мастерской построения зна­ний она может быть представлена так: творческий процесс - творческий продукт - осознание его законо­мерностей - соотнесение полученного с достижения­ми культуры - коррекция своей деятельности - новый продукт и т. д.

В мастерской достигается максимальное приближе­ние к реальному опыту истинно научного или художест­венного постижения мира, потому что каждый ее участ­ник движется от осознания личного опыта к опыту национальной и общечеловеческой культуры в свобод­ной деятельности. Эта деятельность имитирует метод проб и ошибок, но реализуется по строгим правилам мастерской, что и гарантирует нравственно-валеологи­ческую охрану каждого. Внутри же установленных рамок всем участникам предоставляется право свободного вы­бора. Это и создает условия, необходимые для творчества.

Другой особенностью мастерской является реализа­ция идеи диалога во всех его аспектах. Происходит обмен мнениями, знаниями, творческими находками

Припципы и правила ведения мастерской

1. Ценностно-смысловое равенство всех участников, включая мастера - руководителя мастерской.

2. Право каждого на ошибку: самостоятельное преодоление ошибки - путь к истине.

3. Безоценочная деятельность: отсутствие критиче­ских замечаний в адрес любого участника мастерской создает условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успе­ха». Оценка заменяется самооценкой и самокоррекци­ей.

4. Предоставление свободы в рамках принятых пра­вил реализуется, во-первых, в праве выбора на разных этапах мастерской (обеспечивается руководителем); во-­вторых, в праве не участвовать в работе на этапе «предъ­явления продукта»; в-третьих, в праве действовать по своему усмотрению, без дополнительных разъяснений руководителя.

5. Значительный элемент неопределенности, неяс­ности, даже загадочности в заданиях. Неопределен­ность рождает, с одной стороны, интерес, а с другой­ психологический дискомфорт, желание выйти из него и таким образом стимулирует творческий процесс. Так же как право выбора обеспечивает ощущение внутренней свободы.

6. Диалоговость как главный принцип взаимодейст­вия, сотрудничества, сотворчества. Не спор, даже не дискуссия, а диалог участников мастерской, отдельных групп, диалог с самим собой, диалог с научным или художественным авторитетом - необходимое условие личностного освоения элементов культуры, условие вос­хождения к новым истинам.

7. Рефлексия. «В психологии различают два типа реф­лективных процессов: авторефлексию, то есть осознание собственных мыслей, чувств, поступков (я осознаю, что я думаю о чем-то), и рефлексию как отражение того, о чем думает другой человек (или группа людей) .

В педагогической мастерской постоянно действуют оба типа рефлексии. Однако рефлексивная деятельность обоих типов протекает для каждого участника мастер­ской своеобразно (несинхронно, индивидуально). Надо говорить о непрерывном рефлексивном процессе, сопровождающем все виды деятельности («делаю - осознаю, чувствую, вдумываюсь, что со мной ... »), и о специаль­ных этапах, соответственно названных промежуточной и заключuтельной рефлексией.

В ходе мастерской происходит постоянное чередова­ние бессознательной деятельности и ее последующего осознания. Это сближает учебный процесс с процессом настоящего научного и художественного открытия. Та­ким образом, происходит не передача готовых знаний, а приобретение ценностного опыта разносторонней ду­ховной деятельности, в том числе по самопознанию. Это, по-видимому, и создает условия для формирования истинной культуры.

Во время заключительной рефлексии происходит ос­мысление не столько процесса творчества, проектирова­ния, получения новых знаний, сколько осознание своих внутренних перемен и «разрывов», своего интеллекту­ального и эмоционального движения. Это необходимый элемент мастерской в валеологическом отношении, так как невысказанность, отсутствие осмысления перегру­жают человека эмоционально. Отчасти эта проблема может быть решена в заключительном творческом тексте. Для подростков этап рефлексии важен не только сам по себе, но и для приобретения тренировки способности к самопознанию и самокоррекции. Это уме­ние может превратиться в постоянно действующий на­вык саморегуляции.

Рефлексия, таким образом, является универсальным психологическим механизмом изменения и развития личности.

Разрыв. Психологическое состояние участника мас­терской, при котором ему внезапно открывается новое видение предмета, закона, явления, образа, отношения. Путем «озарения» он приходит к качественно новому повороту истины. Если на обычном уроке ученик приво­дится учителем к новому логично, постепенно, много­ступенчато и доказательно, то в мастерской самостоя­тельный вывод, обобщение, закономерность или новый образ появляются чаще всего как nрозренuе. Происхо­дит разрыв между старым и новым знанием.

«Разрыв» - необходимый и важнейший элемент мас­терской, ее ядро. Главный «разрыв» заранее планируется руководителем мастерской. Технология создания усло­вий для «разрыва» состоит в подборе парадоксального содержания, предлагаемого участникам мастерской для осмысления. Переживание парадокса приводит мысль.

«Разрыв» предусматривает сопоставление слушателей курса своих работ с работами ребят из других групп, с научными текстами (культурно-историческими образцами) и внутреннее осознание участниками мастерской неполноты своих знаний, что приводит к эмоциональному конфликту, познавательной напряженности и потребности в получении нового знания. Важно, чтобы источник новой информации был достаточно авторитетен. Ситуация разрыва создает предпосылки для принятия учащимися решения о продолжении своей деятельности:

1) развития своего образовательного продукта (если он оказался идентичным культурно-историческому аналогу);

2) преобразовании своего продукта.
Творческий процесс в мастерской является главным технологическим средством достижения цели обучения: открытия закона, формулирования правил, создания текста, накопления фактических знаний, приобретения опыта исследования, выработки определенного отноше­ния к явлению, осознания ценностных ориентаций и др. Этапами творческой деятельности являются деконст­руция и реконструкция выбранного участниками мастерской материала: слов, текстов, кра­сок, образов, веществ, фактов, явлений, любого мате­риала в зависимости от темы и типа мастерской. Иначе говоря, материал выбирается, а затем создается нечто новое. На следующем этапе происходит осмысление за­кономерностей процесса.
По целям и способам деятельности выделяются:

- мастерские творческого письма;

- мастерские построения знаний;

- мастерские по самопознанию;

- мастерские отношений и ценностных ориентаций

и ряд других.

Практически мастерские каждого типа объединяют­ся задачами предметного преподавания, но несут в себе огромные возможности интегрированного обучения, так как реализуют цели образования комплексно. Особая роль при этом принадлежит творческому письму и вооб­ще работе со словом, которая важна на всех предметах и на всех этапах деятельности в мастерской.

Большую роль в создании творческого процесс а в ма­стерской играет побуждение к ассоциативному мышле­нию. Ассоциации - это «спонтанное соединение идей, восприятий, образов, фантазий, сообразно определен­ным личным и психологическим темам, мотивам, сход­ствам, противоположностям или причинным связям. Само слово может обозначать процесс установления та­ких связей (посредством ассоциации) или выделять одно звено в такой цепи, то есть какую-то одну ассоциацию».

Ассоциации в педагогической мастерской использу­ются для актуализации личного опыта участников, «от­крывают» в какой-то мере работу воображения и тем самым содействуют развертыванию творческого процес­са деятельности каждого. Работа с ассоциациями может быть использована в любом виде мастерской: это один из главных технологических приемов индивидуализации работы даже при наличии большого числа участ­ников.

Опора на ассоциативное мышление требует четкости руководства и строгого временного ограничения.

Мастерская, так же как и урок, предполагает изуче­ние новой информации, но в отличие от урока новая информация предъявляется в мастерской по мере посту­пления запроса на нее от самих участников в тот мо­мент, когда возникает информационное голодание. Са­мые разнообразные педагогические приемы работы с информацией - от элементов игры до работы со слова­рем – могут быть включены в мастерскую. Но все это ­в рамках правил и определенного алгоритма мастер­ской, которые не допускают преждевременного введе­ния мастером готовой информации. Обычно это проис­ходит на втором этапе процесса.

По временной продолжительности мастерские разде­ляются на « одноактные » (от одного часа до 3-4 учебных часов подряд) и на мастерские длительного действия, когда работа прерывиста, может продолжаться неделю (метод «погружения») или даже в течение нескольких месяцев.

Особенностью применения педагогической мастерской в предлагаемом элективном курсе является то, что предусмотрено проведение двух мастерских, каждая из которых рассчитана на 6 часовых занятий.
У участников рабочих групп формируются навыки сотрудничества: каждый этап работы мастерской, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включён в определённый этап работы; в рамках группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения задач в целом.

Основные принципы второго модуля
Методическая рекомендация

Материал, связанный с изучением искусства и культуры, тради­ционно причисляется к наиболее проблемным разделам школьной програм­мы. Часто это объясняется недостатком литературных текстов, слайдов, диафильмов, кино и видеофрагментов, пластинок, СD и DVD-дисков, аудиозапи­сей и соответствующего оборудования. В то же время корни неэффектив­ности преподавания тем по искусству глубже – в неотчетливом понимании места и роли изучения вопросов художественной культуры в школьных курсах истории, в недостаточном владении методикой работы с таким специфическим материалом, как искусство.

Методологической основой преподавания искусства в школе являет­ся положение об искусстве как особой форме общественного со­знания, имеющей образно-личностную природу и отличающейся от со­знания исторического. Методология диктует выбор методической стра­тегии, в основе которой - отбор средств, технологий, приемов обучения, адекватных специфической природе искусства.

Исходя из этих утверждений, можно кратко обозначить некоторые основопо­лагающие принципы изучения явлений художественной культуры и методические требования к организации занятий.



1. Принцип относительной суверенности. Историческое знание и искусство рассматриваются как суверенные области духовной жизни че­ловека и общества. История художественной культуры как часть истори­ческого процесса имеет свою логику развития, соотносимую с историче­ской, но не совпадающую с ней. Постижение искусства школьниками спо­собствует воссозданию более глубокой, многомерной картины мира, в ко­торой художественные произведения не выступают иллюстрацией эпизодов истории. Получая возможность посмотреть на события глазами ху­дожников, ученик создает в своем воображении яркий, подчас противо­речивый, но запоминающийся образ той или иной эпохи. Особенно это относится ко времени возникновения искусства вообще, ко времени становления человека как творца нового, никогда ранее не существовавшего. Ко времени, когда у человека возникла потребность отразить окружающий мир в образах, несущих отпечаток его субъективно-личностного восприятия.

В методическом аспекте важно обратить внимание на то, чтобы изучение вопросов, связанных с искусством, на уроке происходило в контексте художественного (а не исторического) процесса, образцы произведений древних авторов не рас­сматривался отдельно или вне художественных средств, языка, которым говорит искусство.



2. Принцuп единства познавательного и эмоционально-ценно­стного. Постижение искусства не может быть сведено к накоплению обучающимися суммы знаний о фактах существования произведений наскальной живописи или иных форм искусства, особенностей их создания, историях, связанных с открытием образцов первобытной куль­туры (хотя важность и значимость этих сведений в ином, более широ­ком контексте очевидна). Вне эмоционального отклика («без посредни­ка») на увиденное, услышанное, прочитанное невозможно говорить о достаточно полном восприятии искусства как отдельной сферы человеческого сознания.

В соответствии с этим принципом должны определяться приоритеты занятий элективного курса: с создания оптимальных условий для усвоения знаний акцент должен быть перенесен на организацию «диалога» с искусством, программиро­вание такой деятельности слушателей курса, которая организует освоение феномена культуры палеолита (мезолита, неолита) через «проживание» и сопереживание. Методичес­кие ситуации, создаваемые в процессе обучения, призваны стимулиро­вать не только запоминание и воспроизведение услышанной (прочитанной) ин­формации, а выражение эмоций, впечатлений, настроений самих учени­ков по поводу объекта исследования.



3. Личностный принцип. Искусство по своей природе многомерно и неоднозначно, предполагает и допускает наличие различных толкова­ний, прочтений одного и того же произведения, множественность ин­дивидуальных трактовок внутри смыслового художественного поля. Восприятие произведений искусства зависит от личности человека (его возраста, жизненного опыта, взглядов на мир и пр.) и может претерпе­вать cущественныe изменения в процессе общения с культурными цен­ностями.

Складыванию личностного опыта восприятия произведений искусства адекватны диалогические методы организации урока (стимулирующие умение видеть своеобразие памятника культуры, артефакта, его взаимосвязь с эпо­хой, выделять наиболее характерные черты и особенности творческого метода) и коллективные формы осмысления произведений во время занятий (поз­воляющие соотносить и корректировать собственное мнение с мнением других). Педагог должен избегать навязывания готовых оценок, катего­ричных утверждений, однозначных трактовок, «правильных» ответов, рав­но как и унифицирования мнений учеников, сведения их к общему зна­менателю.



4. Принцип наглядности. Формирование собственного мнения и отношения к произведению возможно только при общении с ним, в про­цессе вдумчивого рассматривания, прочтения, прослушивания, раз­мышления. Произведения, о которых идет речь на уроках искусства, долж­ны быть представлены литературными текстами, слайдами, аудиозапися­ми музыкальных произведений (их фрагментами). Также , необходимо учи­тывaть степень технических искажений при воспроизведении и сводить их к минимуму.
Система оценки достижений обучающихся
Одним из принципов ведения мастерской является безоценочная деятельность: отсутствие критических замечаний в адрес любого участника мастерской создаёт условия эмоционального комфорта и творческой раскованности, реализуя принципы «педагогики успеха». Оценка заменяется самооценкой и самокритикой.

Однако приемлемая и не нарушающая принципы мастерской формализованная фиксация успешности возможна в рейтинговой системе (с учётом самооценки).

Возможная таблица рейтинговой оценки выступления на одном из этапов контроля.


Объявление цели

и задач


Глубина

проработки

материала


Актуальность

информации и её значимость для раскрытия

избранной

темы работы



Аргументация

и обоснован-ность

выводов


Особенности речи,

смысловые и стилистические ошибки. Наличие слов- паразитов, затянутых пауз.



Ответы на вопросы

Кол-во баллов

0-2

0-10

0-3

0-10

+ - 0-10

0-10




Краткая характеристика источника ин-

формации


Кол-во

Использо ванной литературы



Использование метода сравнительного анализа при подготовке выступления

Манера держаться во время выступления

Участие в работе

семинара: вопросы, дополнения, уточнения,

замечания


Оригинальность вопросов

Кол-во баллов



0-5

5-10

5-10


0-10

0-10

0-10






Образовательные результаты обучения данного элективного курса могут быть выявлены в рамках следующих форм контроля:

  • Текущий контроль (начисление рейтинговых баллов самооценки)

  • Тематический контроль (самооценка по итогам завершения изучения модуля).

  • Обобщающий контроль (презентация личных достижений: самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, докладов и сообщений, описаний выполненных работ в форме отчёта, справочника информационных ресурсов, с указанием важности знаний, содержащихся в том или ином источнике).



Система оценки знаний: рейтинговая.

Существующая пятибалльная оценка не способна охватить все виды учебного

процесса, в котором участвуют слушатели курса. Нужен более гибкий механизм оценивания знаний, умений и показателей индивидуального роста достижений отдельного учащегося.

Применение рейтинговой системы оценки обусловлено также и тем, что большинство ВУЗов в настоящее время перешли на 10—100 - балльнуюсистему определения уровня подготовки абитуриентов к дальнейшему обучению с целью получения высшего образования. Имеется положительный опыт рейтинговой оценки, предложенный организатором национальной образовательной программы «Интеллектуально-творческий потенциал России», стимулирующий различные виды творчества учащихся:



Звание/ранг

базовый

высший

элитный

Искатель


50

100

150

Эрудит

250

350

450

Знаток

600

800

1100

Талант

1500

2000

2600

Интеллектуальный

лидер


3300

4100

5000


Для данного элективного курса целесообразно применение следующего начисления баллов с учётом дифференциации деятельности:

Вид деятельности

Баллы

1

Посещение всех занятий

50

2

Составление таблицы самооценки

50

3

Составление таблицы оценки товарищей по группе

50

4

Отчет о проделанной работе

50

5

Написание и выступление с докладом

1000

6

Написание и защита реферата

2000

7

Работа в группе

100

8

Составление информационно-аналитического сборника

500

9

Аннотация статьи

200

10

Составление информационных карточек

100

11

Составление информационных таблиц

100

12

Создание презентации

1000

13

Подготовка и защита проекта

1000 - 3500

Виды дифференциации деятельности слушателей элективного курса:




Вид деятельности

Уровень сложности

1

Составление плана (простого и сложного).

А (начальный)

2

Умение анализировать исторический материал: расчленять содержание рассказа на законченные части, выделять главную мысль в отрывке текста, выделять существенные признаки и связи исторических явлений, выяснять их классовую сущность, рассматривать общественное явление в развитии с выделением основных причин и следствий; применять для анализа и объяснения однородных фактов обобщенные знания: о признаках понятий, о логической последовательности их рассмотрения; анализировать новые исторические факты с опорой на усвоение закономерностей и законов общественного развития.


А

3

Умение синтезировать и обобщать исторический материал: описывать факты, давать характеристику изучаемых явлений и выдающихся деятелей, обобщать изученные факты, обобщать причинно-следственные связи исторических явлений

А

4

Умение сопоставлять и сравнивать однородные исторические факты: выявлять в них общее и различия, устанавливать изменения, происшедшие в развитии общественного явления от одного этапа к другому; составлять сравнительные характеристики исторических явлений, процессов, деятелей.


А

5

Самостоятельные работы по образцу (воспроизводящие);

В (средний)




Реконструктивные работы;


В




Творческие работы.

В

6

Третий уровень - продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных раннее знаний, которая требует применения приемов мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, выделения главного, обобщения, способности к индуктивным и дедуктивным выводам. Данному уровню соответствуют задания познавательно-поискового (эвристического) типа. На данном уровне начинает формироваться творческая личность обучающегося. Постоянный поиск новых решений, обобщения и систематизации полученных знаний, делают знания школьников более гибкими, вырабатывают интерес к изучаемому процессу и желание продолжить самостоятельное изучение. Творческая познавательная деятельность предполагает поиск нового знания с помощью самостоятельно выбранных или придуманных способов. Наиболее распространенной разновидностью творческой самостоятельной работы является решение познавательных, проблемных задач, где проявляется способность школьников применять эффективные приемы учебной работы, предложенные в задании или найденные самостоятельно; умение отобрать в историческом материале самое главное, существенное, необходимое и достаточное для доказательства сформулированного вывода или обоснования собственной версии, оценки или отношения к фактам прошлого; умение оперировать соответствующими понятиями; умение выстроить свой ответ в логической последовательности, облечь его в адекватную форму. К самому высокому уровню сложности необходимо отнести все виды творческой активности, применённые в комплексе. В том числе подготовку и демонстрацию при помощи современных компьютерных технологий образовательного продукта.


С (высокий)

следующая страница >>