Ректор нгпу им. Козьмы Минина А. А. Федоров " " 20 г - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Ректор нгпу им. Козьмы Минина А. А. Федоров " " 20 г - страница №1/14




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Нижегородский государственный педагогический

университет имени Козьмы Минина

___________________________________________________________
Психолого-педагогический факультет

Кафедра коррекционной педагогики

УТВЕРЖДАЮ

Ректор НГПУ им. Козьмы Минина

______________ А.А. Федоров

“____”_____________20____г.

М.П.

О Т Ч Е Т


О САМООБСЛЕДОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ

"СПЕЦИАЛЬНОЕ (ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКОЕ) ОБРАЗОВАНИЕ",

ПРОФИЛЬ "ОЛИГОФРЕНОПЕДАГОГИКА"

Декан психолого-педагогического факультета О.В. Глуздова
Заведующий кафедрой коррекционной

педагогики С.Н. Каштанова

Нижний Новгород, 2013

ВВЕДЕНИЕ


Целью самообследования является определение готовности ФГБОУ ВПО «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» к общественно-профессиональной аккредитации направления 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» (бакалавриат) и соответствия качества подготовки выпускников образовательной программы стандартам  и критериям общественно-профессиональной аккредитации Нацаккредитцентра.

Общественно-профессиональная аккредитация направления 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» (бакалавриат) проводится в соответствии с программой стратегического развития Мининского университета на 2012-2015 гг., целями университета в области качества на 2013 год.

Самообследование по направлению осуществляется на основе приказа ректора от 18.12.2012 №447/12 «Об организации общественно-профессиональной аккредитации».

Отчет о самообследовании утвержден решением Ученого Совета от 12.02.13 г. (протокол № 2).



Сокращения, принятые в тексте отчета:

АПИМ - аттестационные педагогические измерительные материалы;

ВКР – выпускная квалификационная работа;

ФГБОУ ВПО «ВГИПУ» – Волжский государственный инженерно-педагогический университет;

ВПО – высшее профессиональное образование;

ГБОУ ДПО – государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования;

ГСЭ – гуманитарные и социально-экономические дисциплины;

ЕГЭ – единый государственный экзамен;

ЕН – естественнонаучные дисциплины;

ИГА – итоговая государственная аттестация;

ФГБОУ ВПО «НГПУ» – Нижегородский государственный педагогический университет;

НОО – начальное общее образование;

ЛВС – локальная вычислительная сеть;

МБОУ – муниципальное бюджетное образовательное учреждение;

НИР – научно-исследовательская работа;

НИРС – научно-исследовательская работа студентов;

ППС – профессорско-преподавательский состав;

ППФ – психолого-педагогический факультет;

ОВЗ – ограниченные возможности здоровья;

ООП – основные образовательные программы;

ОПД – общепрофессиональные дисциплины;

ОРД – организационно-распорядительные документы;

ОУ – образовательное учреждение;

СОШ – средняя общеобразовательная школа;

СПО – среднее профессиональное образование;

УИРС – учебно-исследовательская работа студентов;

ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт;

ФПА – форма промежуточной аттестации;

ЦМКО – Центр менеджмента качества образования (ранее ЦКПС – Центр качества подготовки специалистов);

ЦСТВиОП – Центр содействия трудоустройству выпускников и организации практик;

ЭБС – электронно-библиотечная система.

ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СТРУКТУРНОМ ПОДРАЗДЕЛЕНИИ И ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ, РЕАЛИЗУЮЩЕЙ АККРЕДИТУЕМУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ ПРОГРАММУ

Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина по организационно-правовой форме является федеральным государственным бюджетным образовательным учреждением высшего профессионального образования Российской Федерации, имеет лицензию Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации на право ведения образовательной деятельности в сфере высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования.

Документы, составляющие организационно-правовую основу деятельности и правовую основу реализации образовательной программы Университета, представлены на сайте вуза (http://mininuniver.ru/about/documents).



Историческая справка: Университет образован в 1911 году как Нижегородский учительский институт в 1918 году распоряжением Наркомпроса РСФСР вуз был преобразован в Нижегородский педагогический институт.

Приказом министерства образования Российской Федерации от 26 июля 1993 г. №312 институт реорганизован в Нижегородский государственный педагогический университет.

Основные этапы развития университета:


  1. Нижегородский учительский институт (1911-1918).

  2. Нижегородский педагогический институт (1918-1919).

  3. Институт народного образования (1919-1921).

  4. Нижегородский педагогический институт (1921-1926).

  5. Педагогический факультет Нижегородского университета (1926-1930).

  6. Нижегородский (Горьковский) государственный педагогический институт (1930-1993).

  7. Нижегородский государственный педагогический университет (с 1993 г.).

(подробная информация представлена на сайте http://mininuniver.ru/about/history)

8. В 2011 году Университет начал процедуру реорганизации (Приказ Министра образования и науки РФ А.А. Фурсенко от 07.04. 11г. № 1466 «О реорганизации государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет» (НГПУ) и государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Волжский государственный инженерно-педагогический университет» (ВГИПУ) в форме присоединения ВГИПУ к НГПУ).

9. 7 сентября 2011 года вузу было присвоено имя Козьмы Минина (распоряжение Правительства Нижегородской области от 07.09 11. № 1775-р).

Общее руководство университетом возложено на Ученый совет, председателем которого является ректор. Ректор университета -  доктор философских наук, профессор Александр Александрович Федоров. Образовательная деятельность университета осуществляется на 12 факультетах, обучающих более 12000 студентов по 26 направлениям высшего профессионального образования и 2 специальностям среднего профессионального образования.

Структура университета на 01.01.13 представлена в Приложении 1.

Психолого-педагогический факультет, реализующий образовательную программу по направлению 050700.62 «Специальное (дефектологическое) образование» (бакалавр), возглавляет кандидат психологических наук, доцент кафедры социальной психологии Глуздова Ольга Викторовна. Факультет образован на базе педагогического факультета и в настоящий момент объединяет 11 кафедр (http://mininuniver.ru/training/psychology)

Выпускающей по направлению «Специальное (дефектологическое) образование», профиль «Олигофренопедагогика» является кафедра коррекционной педагогики, которую возглавляет доктор психологических наук, профессор, Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации Каштанова Светлана Николаевна.



Характеристика обследуемой образовательной программы:

Уровень реализации: бакалавриат

Срок освоения: 4 года

Форма освоения: очная

Квалификация выпускников: бакалавр

Число мест приема на первый курс 23, в т.ч. бюджетных мест: 20

Число мест приема на основе направлений от предприятий, организаций: 2.

Структура учебного плана с кратким описанием: Учебный план включает график учебного процесса с указанием сроков теоретического обучения, числа экзаменационных недель, продолжительности учебных и производственных практик, а также каникул и сроков итоговой государственной аттестации. В учебный план включены гуманитарный, социальный и экономический; естественнонаучный; профессиональный учебные циклы. Во всех циклах имеется базовая и вариативная часть, включая курсы по выбору. Представлены разделы: физическая культура, учебная и производственная практики.

Взаимодействие с организациями: партнерами кафедры в рамках реализации основной образовательной программы являются базы практик студентов (специальные (коррекционные) школы 1, 2, 3, 4, 6, 8-го вида; муниципальные дошкольные образовательные учреждения компенсирующего, комбинированного вида и др.), службы психолого-медико-педагогических комиссий, научно-исследовательские и образовательные учреждения (МГПИ им. М.Е. Евсевьева (Саранск), Институт коррекционной педагогики РАО и др.).

Международная деятельность реализуется в соответствии с Уставом. В НГПУ осуществляется подготовка иностранных граждан из 35 иностранных государств по специальностям и направлениям. В НГПУ ежегодно проводится фестиваль национальных культур иностранных студентов «Все флаги в гости к нам!». Заключены договоры по набору студентов из других стран для учебы в НГПУ с ООО «Российско-арабский Центр по университетским услугам (RACUS)», с Сычуаньским университетом и педагогическим университетом, с Пекинской компанией «Цзиньцзиле», Вильнюсским университетом, Винницким университетом, Мелитопольским университетом, Щяуляйским университетом, Барановическим университетом. Преподаватели НПГУ участвуют в 6 международных программах (корпорация «Прожект Хармони ИНК» (США), сотрудничают с Департаментом образования штата Нью-Йорк, сотрудничают с голландским фондом «Миллениум» в сфере дополнительного естественно-научного образования, принимают участие в проекте Британского Совета «Телескопы Фолекса», Международном дистанционном школьном проекте-конкурсе «Звездная Одиссея» совместно с Казахстаном, Международном проекте «Темпус» - «Разработка и введение устойчивых структур по воспитанию предпринимательского духа в РФ и Таджикистане»).

В 2011/2012 учебном году в НГПУ обучались около 200 иностранных граждан (из них около 50 – на подготовительном отделении).

На психолого-педагогическом факультете работают преподаватели, читающие лекции на английском языке, что является ресурсом для языковой практики преподавателей и студентов. НГПУ имеет все возможности для осуществления международных обменов и обеспечения академической мобильности преподавателей и студентов.

Преподаватели кафедры коррекционной педагогики участвуют в международных конференциях и проектах по профилактике насилия в рамках грантов.
Стандарт 1. Политика (цели, стратегия развития) и процедуры гарантии качества образовательной программы
Миссия и концепция развития

В НГПУ определена миссия вуза и стратегические цели и задачи его развития (Приложение 2).

Разработка стратегии университета осуществляется на четырех организационных уровнях: корпоративная стратегия университета; бизнес-стратегия для каждого направления деятельности; функциональная стратегия для подразделений в рамках каждого направления деятельности; оперативная стратегия для институтов, факультетов и крупных центров университета.

Миссия психолого-педагогического факультета: Стать признанным российскими и международными профессиональными сообществами конкурентоспособным образовательным и научно-исследовательским центром подготовки, переподготовки и повышения квалификации профессионалов новой формации в области психологии, педагогики и дефектологии, ориентированных на участие в решении актуальных задач развития Нижегородской области и Российской Федерации, и позицию лидера в своем профессиональном и личностном развитии.

Стратегической целью развития ППФ на период до 2020 г. является становление факультета как ведущего научного и образовательного центра по психолого-педагогической подготовке и формированию через эффективную организацию и высокое качество образовательного и научно-исследовательского процессов лидирующей позиции в области психологической, педагогической и дефектологической подготовки в Приволжском федеральном округе и соответствие запросам потребителей, а также российским и международным стандартам высшего профессионального образования.

При достижении поставленных целей психолого-педагогический факультет развивается в следующих стратегических направлениях:



  • формирование единого пространства психологической, педагогической и дефектологической науки, образования и практики;

  • развитие фундаментальных и прикладных научных исследований и создание продуктивных связей с российскими и европейскими образовательными организациями и научными школами;

  • развитие инновационной деятельности и новых образовательных технологий через поддержку научно-прикладных психолого-педагогических школ и продуктивных идей субъектов образовательного пространства;

  • развитие и углубление связей с организациями – потенциальными работодателями и подготовка специалистов «под заказ» в соответствии с потребностями рынка труда;

  • формирование позиционной профессиональной общности преподавателей и студентов, ориентированных на креативную и лидерскую активность в решении актуальных для Нижегородского региона задач;

  • формирование корпоративной культуры, ценностно-мотивационным центром которой является стремление к профессиональному и личностному развитию, желание работать в команде и стремление побеждать в конкурентной среде.

Миссия ООП по направлению подготовки 050700.62 Специальное (дефектологическое) образование по профилю «Олигофренопедагогика» – обеспечить рынок труда конкурентоспособными специалистами, ориентированными на непрерывное самообразование и саморазвитие и гибко реагирующими на изменения социально-экономических условий.

Цель ООП: формирование у студентов комплекса общекультурных и профессиональных компетенций в соответствии с требованиями ФГОС ВПО, обеспечивающих высокое качество профессиональной готовности к решению профессиональных задач; воспитание гражданской ответственности, стремления к постоянному профессиональному росту и формированию профессионально значимых личностных качеств.

Цели и задачи образовательной программы отражены на сайте НГПУ, в концепции кафедры коррекционной педагогики, в стратегическом плане развития, в положении о кафедре. Доступность информации обеспечивается ее расположением на сайте кафедры (блог) и на информационном стенде кафедры.

Корректировка целей и задач обучения

Цели и задачи обучения корректируются с учетом анкетирования, опросов и рекомендаций заинтересованных сторон.

Мнения студентов, преподавателей и работодателей учитываются через регулярное анкетирование по вопросам качества. Результаты анкетирования отражены в научно-методических изданиях вуза (Приложение 3).

Мониторинг потребностей Нижнего Новгорода и области в специалистах дефектологического направления подтвердил востребованность специалистов-олигофренопедагогов, в подготовку которых включены курсы, соответствующие современным запросам рынка труда Нижегородского региона, специалистов, способных высокопрофессионально работать с детьми, имеющими сложные нарушения развития, выраженные недоразвитием интеллекта и т.д., а также с их семьями. В связи с этим с 2011 г. на кафедре коррекционной педагогики ведется подготовка таких специалистов по новому учебному плану, включающему в себя практикоориентированные дисциплины по выбору. А также продолжается подготовка специалистов – дефектологов по профилю «Олигофренопедагогика», которая ведется с 1996 г.

Качество образовательной программы обеспечивается общей СМК университета, действующей на основе требований государственных органов по лицензированию, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений, стандартов и рекомендаций ENQA, требований и рекомендаций международных стандартов ГОСТ Р ИСО 9001. Гарантиями качества выступают:


  • на уровне вуза: документально оформлены стратегия, миссия, политика и цели в области качества (Приложение 2); с 2005 г действует Центр качества подготовки специалистов (в настоящее время ЦМКО) и функционирует внутривузовская система контроля качества подготовки специалистов (сертификация СМК запланирована в первом полугодии 2013 г.); для повышения качества образовательных услуг с 2008 г. введена рейтинговая оценка деятельности ППС и кафедр, рейтинговая система оценки деятельности студентов, ППС и кафедр; для определения удовлетворенности качеством образования с 2008 г. проводится ежегодное анкетирование студентов и выпускников; регулярно проводится информирование и обучение персонала вуза по вопросам менеджмента качества (Приложение 3); установлено стратегическое партнерство по вопросам качества с ЛЭТИ, с 2012 г. НГПУ является участником проекта «ENQA.ru». Дополнительной гарантией качества является регулярное участие НГПУ в конкурсах качества (2006 г., 2010 г; 2012 г – НГПУ финалист конкурса качества «Системы качества подготовки выпускников образовательных учреждений профессионального образования»);

  • на уровне факультета: документально оформлены и представлены концепция развития факультета, цели образовательной программы, цели в области качества; комплекс ОРД, регулирующий деятельность факультета как структурного подразделения вуза; номенклатура дел;

  • на уровне кафедры: документально оформлены и представлены концепция развития кафедры, цели образовательной программы, цели в области качества. Кафедра, организовывая учебную и педагогическую практику студентов в организациях – базах практик, запрашивает отзывы руководителей баз практик о качестве профессиональной подготовки студентов, которые анализируются и освещаются на отчетных конференциях по практике и заседаниях кафедры.


следующая страница >>