«Развитие практических навыков и самостоятельной деятельности на уроках географии» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок-игра в курсе географии 11-го класса "По Канаде" 1 40.98kb.
Федеральный компонент Госстандарта образования направлен на развитие... 1 94.68kb.
2014 год Конспект урока письма в послебукварный период. Тема урока... 1 168.32kb.
Закрепление на практике имеющихся знаний в области путей и форм осуществления... 1 165.63kb.
1. Закрепление умения различать разные виды описания 1 49.44kb.
Сборник практических материалов Москва " Планета 2000" 2002 год Научный... 1 280.06kb.
Развитие креативности учащихся на уроках технологии посредством проектной... 1 173.35kb.
Вохтанцева Н. Применение здоровьесберегающих технологий на уроках... 3 801.58kb.
Урок по географии в 7 классе по теме Население Южной Америки Учитель... 1 67kb.
Урок по этой теме называется: «О вреде курения математическим языком» 1 88.19kb.
На уроках математики 1 58.92kb.
Что делать если вы отравились грибами 1 27.59kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

«Развитие практических навыков и самостоятельной деятельности на уроках географии» - страница №1/1


«Развитие практических навыков

и самостоятельной деятельности

на уроках географии»




Из опыта работы

Зиниры Альфритовны Шамсутдиновой

учителя географии

МОУСОШ №1 п.г.т. Актюбинский Азнакаевского муниципального района Республики Татарстан

Важный вопрос, который решает учитель на каждом уроке: как вызвать к жизни внутренние силы ученика, пробудить интерес к изучаемому, активизировать его стремление к постижению нового? Для этого он применяет разнообразные формы и методы как проведения урока в целом, так и отдельных его этапов. Эксперты уже давно заметили по результатам многочисленных экспериментов отчетливую сильную связь между методом, с помощью которого учащийся осваивал материал, и способностью вспомнить (восстановить) этот материал в памяти. Например, только четверть услышанного материала остается в памяти. Если учащийся имеет возможность воспринимать этот материал зрительно, то доля материала, оставшегося в памяти, повышается до одной трети. При комбинированном воздействии (через зрение и слух) доля усвоенного материала достигает половины, а если вовлечь учащегося в активные действия в процессе изучения, то доля усвоенного может составить 75%. Сформировать глубокие познавательные интересы к предмету у всех учащихся невозможно. Важно, чтобы всем ученикам на каждом уроке было интересно. Педагогическая деятельность по самой своей природе носит творческий характер. Деятельность людей в различных сферах духовного и материального производства включает в себя два неразрывно связанных между собой процесса: воспроизводящий и творческий. В воспроизводящей деятельности люди, как правило, ничего существенно нового в процесс создания ценностей не вносят, а лишь повторяют то, что в общественном и личном опыте уже сложилось. Они создают материальные и духовные ценности по сложившимся моделям и образцам. В творческой деятельности людей создается новый опыт, происходят качественные изменения, как в характере, так и в продукции труда. Одно дело скопировать ту или иную картину, и другое – ее создать. Одно дело овладеть той или иной теорией и другое – внести в эту теорию что-то новое, в науке еще неизвестное. Нечто подобное наблюдается и в обучении. Творческая деятельность учащихся в обучении должна развивать пытливость и самостоятельность учащихся, подготавливать их к самостоятельному приобретению знаний и творческому их применению на практике. Школьная география давно перестала быть «чисто номенклатурным предметом». Если в процессе обучения школьников будет использована система, позволяющая развивать творческий потенциал ребенка, то повысится качество образования выпускников и будет воспитана общественно-активная личность. В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается необычной формой.

Перед школой поставлены новые задачи: создание обучающей среды, мотивирующей учащихся самостоятельно добывать, обрабатывать полученную информацию, обмениваться ею, быстро ориентироваться в информационном пространстве; создание условий, способствующих развитию творческих способностей учащихся; снижение перегрузки учащихся. Проблема активного, творческого восприятия знаний как никогда остро стоит перед сегодняшней школой.

Моя задача сделать учебный процесс более увлекательным и интересным, раскрыть значение получаемых в школе знаний и их практическое применение в жизни. Решение этих задач вызвало необходимость применения мною новых педагогических подходов и технологий на уроках географии. И в этом мне помогает хорошо оборудованный и технически оснащенный кабинет, в котором наряду с классическими средствами обучения, имеются и современные, такие, как, компьютер, мультимедиапроектор, интерактивная доска, копировальная система Mimio- студио, различные печатные пособия:



  • карты мира;

  • карты России;

  • карты материков/регионов;

  • демонстрационные таблицы;

  • набор учебно-познавательной литературы: библиотека путешествий;

  • учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование (приборы, коллекции, натуральные объекты, гербарии, модели).

Информационно-коммуникационные средства:

  • комплект видеофильмов (Планета Земля- какой вы еще не видели);

  • комплект демонстрационных материалов (СД – РОМ) – интерактивные наглядные пособия;

  • комплект интерактивных карт;

  • комплект мультимедийных средств обучения (СД-РОМ).

В своей работе я применяю следующие инновационные педагогические технологии:

Проблемное обучение.



  • урок - деловая игра;

  • урок – практикум;

  • урок обобщения;

  • интегрированные уроки и др.;

  • исследовательская и поисковая технология обучения;

  • практико-ориентировочное обучение;

  • технологию игрового обучения;

  • информационные технологии.

Результатом использования различных технологий и методов обучения считаю:

  • успешная сдача ЕГЭ;

  • развитие исследовательских навыков;

  • повышение качества обученности.

Опыт преподавания своего предмета с 5-го по 11-й класс позволяет мне сказать, что использование на уроке стандартного и мультимедийного учебника одновременно позволяет намного повысить эффективность урока, так как:

  • делает процесс объяснения нового материала наглядным;

  • показывает изучаемые явления в развитии;

  • способствует формированию аналитических способностей;

  • осуществляет связи между учебными предметами;

  • позволяет чаще проводить проверку знаний;

  • облегчает организацию самостоятельной работы учащихся.

Основные направления использования мною компьютерных технологий и мультимедиа в преподавании географии:

-демонстрация на уроке материалов: карт, иллюстраций ландшафтов, географических объектов из источников не доступных всем ученикам;

-показ географических процессов, о которых должен иметь представление школьник.(Можно создавать свои презентации, веб-страницы, используя интернет, а можно воспользоваться электронными учебниками);

-на одном экране можно компоновать различную информацию, сопоставляя явления и процессы в наглядной демонстрации.( Например, в 6 классе, изучая тему "Реки", - использование человеком вод рек, типы питания рек используется прием сопоставления методом наложения. В 9-м классе при изучении вопросов экологии в отраслях экономики накладываются карты районов распространения загрязнения металлургическим, целлюлозно-бумажным комбинатами. При изучении темы "Исторические особенности заселения и освоения территории России" накладываются друг на друга карты разных периодов формирования территории Российского государства);

-при помощи компьютерных технологий на уроках провожу проверку знаний учащихся. (Это могут быть компьютерные тесты или использование вопросов из электронного учебника по географии, задания с CD "Подготовка к Единому экзамену по географии");

-для развития интереса к географии, для расширения кругозора учеников предлагаю творческие, самостоятельные домашние задания с использованием компьютерных технологий: создание презентаций. (Например, в 8 классе по теме "Природа Дальнего Востока", в 9-м классе – "Города России");

-при помощи компьютерных технологий создаю дидактические материалы для урока.

Мною создана система контрольных работ по географии, индивидуальных самостоятельных работ с целью определения качества овладения программными знаниями и умениями по итогам изучения тем, в том числе создан банк контрольно-измерительных материалов в форме тестов по всем уровням обучения географии (6 - 11 классы).

Изображение — это лишь один из инструментов передачи информации. Во время работы с интерактивной картой ученик воспринимает информацию одновременно и зрительно, и на слух. Такое сочетание получаемой информации создает благоприятные условия для понимания и усвоения изучаемого материала.

Опыт применения интерактивных карт в учебном процессе подчеркнул несомненные достоинства этого вида обучения, особенно при изучении материала, требующего большого количества наглядных пособий.

В своей работе я использую три основных вида работы с электронной картой:



  • работа со слоями карты;

  • работа с дополнительным материалом;

  • использование дополнительных возможностей программы (выполнение рисунков, надписей и др.).

Работа со слоями карты

Наиболее полезной функцией электронных карт на мой взгляд является возможность комбинирования их слоев. Это позволяет выявлять причинно-следственные связи и закономерности. Например, на карту строения земной коры можно наложить слой с рельефом и сделать вывод о соответствии крупных форм рельефа определенным структурам земной коры. Прием наложения карт актуален и при изучении отраслей хозяйства. Сопоставляя карты «Электроэнергетика России», «Топливные ресурсы» и «Плотность населения», ученики выявляют закономерности размещения электростанций разных типов по территории нашей страны.

Комбинируя слои карты, во-первых, можно снимать с нее информацию, которая неактуальна на данном уроке. Во-вторых, с помощью разного сочетания слоев на основе базовой карты можно создать целый набор специализированных карт, например, карты без названий (для организации индивидуальных ответов у доски и проведения географических диктантов); частично подписанные карты (к примеру, с названиями только объектов суши); контурные карты.

Работа с дополнительным материалом

Еще одной важной характеристикой электронных карт является наличие информационного блока. Этот блок отражает специфику карты, заостряя внимание на наиболее значимых особенностях географических объектов и территорий. Например, информационный блок к физической карте полушарий содержит сведения о крупнейших реках, озерах, формах рельефа Земли и т. д.

Большинство дополнительных материалов снабжено иллюстрациями. Это увеличивает наглядность пособия, а также дает возможность разнообразить формы работы на уроке. Например, на основе фотографий географических объектов и пунктов легенды мы обсуждаем смысл каждого условного знака карты, даем развернутое описание объекта, сравниваем объекты.

Сопоставление фрагментов карты и космических снимков позволяет лучше понять, что такое карта, а также хорошо иллюстрирует искажения, возникающие при переносе поверхности шарообразной Земли на плоскость (обсуждение этой проблемы можно построить на основе сравнения формы Австралии на карте и на спутниковой фотографии).



Использование дополнительных возможностей программы

Функция рисования значительно расширяет область применения электронных карт на уроке, увеличивает их наглядность. Появляется возможность выделять объект или группу объектов, на которые необходимо обратить внимание, добавлять на карту информацию (например, о направлениях ветров для объяснения схемы течений в океане) и т. д.

Функцию рисования мы используем при выполнении творческих заданий (например, по восстановлению формы объектов, относящихся к слоям, снятым с карты).

Возможность наносить на карту подписи облегчает процедуру организации географических диктантов (работ, посвященных проверке знания номенклатуры), позволяет ставить перед учениками задания на классификацию или сортировку объектов (например, расположить горы в порядке уменьшения их преобладающей высоты).



Особое место в моей педагогической работе принадлежит развитию самостоятельной деятельности и практических навыков учащихся на уроках географии. Цель моей работы - способствовать развитию самостоятельной деятельности школьников, формировать активное, самостоятельное мышление учащихся и осуществлять на этой основе постепенный переход обучения в самообучение и самоуправление. Это в свою очередь является необходимым условием для адаптации личности в современных условиях и проявления своих интеллектуальных и творческих возможностей. Самостоятельная деятельность школьников – важный аспект учебного процесса, а самостоятельная работа – сильнейшее средство повышения эффективности обучения. При правильной методике она исключает возможность «отсутствовать» на уроке, присутствуя на нем. Сущность самостоятельной работы – мыслительный поиск нового для конкретного ученика знания. Процесс этот не легкий, он предполагает решение как минимум двух проблем. Одна из них заключается в выборе учителем приемов и методов организации самостоятельной работы на уроке. Другая проблема кроется в индивидуальности каждого ребенка, в его природных способностях. С учетом этого я организовываю и руковожу самостоятельной работой учащихся на уроке. В методических трудах, посвященных этой проблеме, подчеркивается, что учителю необходимо четко осознавать, «какой должна быть деятельность на каждом этапе обучения: как она усложняется, обогащается, с помощью каких умственных действий выполняются те или иные формы работы; каково руководство учителя». Об этом я помню и при объяснении нового материала, и при закреплении, при повторении и обобщении. На своих уроках я часто применяю тестовые задания. Считаю, что это наиболее оперативная форма опроса. Особенно удобны тесты, когда необходимо опросить и вести систематический учет знаний большого количества ребят. А мы работаем как раз в таких условиях. Тесты удобны еще тем, что охватывают большой объем материала, их можно использовать при изучении нового материала на уроке, при последующей проверке знаний и умений школьников, на контрольно-обобщающих уроках. Тесты – это система заданий специфической формы, которые позволяют оценить степень овладения школьниками учебным материалом. Безусловно, тесты не являются единственной формой проверки материала. Но по сравнению с традиционными формами контроля (индивидуальный устный опрос, фронтальная письменная работа и т.д.) они имеют ряд преимуществ, причем с точки зрения не только учителя, но и учеников. Тесты являются эффективным заданием для самоконтроля. Они помогают учащемуся разобраться в том, что он знает, а чего не знает. И при неправильных ответах обнаруживается потребность уточнить, отыскать верный ответ, а в дальнейшем отстоять свою точку зрения, исправить ошибку. Думаю, что выполнение тестовых заданий в определенной мере способствует формированию мотива учения. И еще, что очень важно, ведь информация о степени усвоения учащимися учебного материала необходима, прежде всего, каждому учителю. Так как данные о результатах контроля знаний используются учителем для того, чтобы решить, как дальше строить обучение, а это позволяет повышать его качество. Повседневны в работе проверка знаний номенклатуры и ориентация по карте, разные виды географических диктантов по контурной карте, словарная работа.

При организации учебно-воспитательного процесса основополагающим в моей работе является дифференцированный подход. Именно он позволяет решить мне следующие задачи:



  • подготовить учащихся к усвоению новых знаний;

  • обеспечить их углубление, систематизацию, обобщение;

  • способствовать развитию познавательной самостоятельности школьников;

  • содействовать выравниванию уровня знаний и умение учащихся.



Моя задача как педагога – создать условия для развития личности: активной, энергичной, находящейся в поиске, творческой, чтобы она впоследствии была востребована в жизни. Этому способствует и внеклассная работа, которую я также строю на основе новых технологий. Прежде всего, это индивидуальный и дифференцированный подход, игровые технологии. Разнообразные виды и формы внеклассной работы: олимпиады, викторины, лингвистические и литературные конкурсы, КВН, брейн-ринги, устные журналы и многие другие, построенные на основе этих технологий, - способствуют развитию творческих способностей школьников, развитию познавательного интереса, активизируют мыслительную деятельность, воспитывают стойкий интерес к информатике. В процессе участия во внеклассных мероприятиях мои ученики получают и развивают умения самостоятельно подбирать материал к выступлениям, навыки правильной речи, публичного выступления, исследовательской работы, умение пользоваться поисковыми системами сети Интернет. Немаловажно, что привлечение школьников к внеклассным занятиям – это возможность найти самый короткий путь к сердцу каждого ребенка.

В области внеклассной работы моя деятельность направлена на поддержание, укрепление и углубление познавательных интересов. Поэтому я предлагаю поставленные во внеклассной работе задачи решать самыми различными формами:

  • вечера вопросов и ответов;

  • конкурсы смекалки;

  • КВН;

  • вечер веселой викторины;

  • диспуты;

  • исследования, наблюдения с определенным заданием или без него;

  • познавательные игры;

  • игры – путешествия.

Достижения учащихся в творческих конкурсах.

  • Нуруллина Розалина, 2009 год, I место в районном конкурсе рисунков, посвященных «Дню Воды»;

  • Старостина Наталья, 2009 год, I место в районном конкурсе «Экология родного края», в номинации «Эссе».

Я являюсь классным руководителем 10 класса. Как классный руководитель, я исхожу из задач, которые ставит перед воспитателем современное общество, - максимальное развитие каждого ребёнка, сохранение его неповторимости, раскрытие его талантов и создание условий для нормального духовного, умственного и физического совершенствования. Помочь учащимся класса справиться с достаточно сложным бременем ответственных задач, выпадающих на их долю, научиться не пасовать, а с честью выходить из критических ситуаций и при этом всегда оставаться человеком, достойным уважения, призвана воспитательная система моего класса “Стань Человеком!”. Создавая модель воспитательной системы для старшеклассников, нужно, прежде всего, увидеть модель самого выпускника современной средней общеобразовательной школы, то есть ясно представлять себе ожидаемый результат. Модель выпускника, который должен выйти из моего класса после окончания школы, представляется мне следующим образом: конкурентоспособная и жизнеспособная, самостоятельная, ответственная личность, способная успешно действовать в настоящем и добиться успехов в будущем. Моя воспитательная работа сконцентрирована по видам деятельности: воспитание нравственности, активности, духовности, желания творить добро, адаптивности. Особое место в воспитательной работе отвожу активной деятельности, направленной на нравственно-духовные ценности, заложенные в самом ребенке. Выходя за рамки отведенных классных часов, много внимания уделяю новым формам проведения внеклассных мероприятий. В глазах моих воспитанников мне хотелось бы видеть, прежде всего, заинтересованность. Личность человека всегда индивидуально окрашена, интересна своей непохожестью. Я смотрю на школьника через призму его своеобразия, учитывая эту непохожесть и неповторимость. Личностный подход предполагает постоянное изучение школьника, учёт его индивидуальных особенностей (возрастных, психологических). Один из методов изучения индивидуальных свойств личности в моей практике – анкетирование: анкеты, тесты по изучению типов темперамента, восприятия, мышления, характера неосознанной реакции на воздействие окружающей среды. А отсюда методы работы с детьми. Мой класс творческий, позитивный и креативный, что ярко проявляется в участиях в конкурсах - поселковом детском фестивале «Актюба зажигает звёзды», в районных акциях и мероприятиях. Традиционным в нашей школе стало проведение конкурса - презентации школьной формы «Школа + Стиль». Ученики с нетерпением ждут этот конкурс, готовятся к нему заранее, поэтому на этом конкурсе класс ежегодно занимает гран-при.

Я твёрдо убеждена в том, что включение личности ученика в значимую для неё деятельность – один из принципов воспитания. В этой деятельности, как в кристалле, сфокусирована идея, вытекающая из социально-деятельностного понимания природы личности. Изменение личностных смыслов, отношения к жизни происходят именно в совместной, значимой деятельности, а не только под влиянием уговоров, убеждений.



Здоровьесберегающие технологии в работе с классным коллективом – необходимое требование времени. Ведь малоподвижный образ, связанный с появлением компьютеров и другими факторами, психические нагрузки, нервные потрясения, уличный шум, громкая музыка на улице, в доме, наушники, сотовые телефоны – всё это приводит к различным негативным симптомам и отклонениям в здоровье ребёнка уже в школьном возрасте, а это в свою очередь ведёт к проблемам личного плана: отсутствие стойких интересов и увлечений, связанных с расширением собственного кругозора, агрессивность, замкнутость. Поэтому свою задачу я вижу в том, чтобы создать на уроке и во внеурочной деятельности атмосферу психологического комфорта, доброжелательности, веду активную пропаганду здорового образа жизни, опираться на семью, ведь именно семья может многое сделать для изменения подобной ситуации.

Работая в режиме педагогического поиска и творчества, я постоянно повышаю своё педагогическое мастерство и знания: посещаю открытые уроки опытных педагогов школ Азнакаевского района и города Азнакаево, знакомлюсь с новыми достижениями в области педагогики, психологии, методики преподавания географии, новыми информационными технологиями.

Как учитель-предметник я провожу большую работу по распространению своего опыта: обопщаю опыт своей работы на кустовых, школьных и районных семинарах методического объединений учителей географии, показываю открытые уроки.

Практические выходы обобщения и распространения опыта работы:


  • выступление-презентация на ШМО учителей географии, биологии и химии

« Метод проектов», 2009 год;

  • доклад на ШМО учителей биологии, химии и географии «Исследовательская деятельность на уроках географии », 2009 год;

  • урок-обобщение в форме игры - географическое лото: «Южные материки Земли» (7 класс) в рамках единого методического дня, 2008 год;

  • обопщение опыта работы на ШМО учителей биологии, химии и географии: «Информационные ресурсы на современном уроке географии», 2009 год;

  • открытое внеклассное мероприятие по географии: «По родной стране» в рамках проведения недели естественных наук, 2009 год;

  • доклад на РМО учителей географии на тему «Отбор содержания географического образования», 2009 год.




Каждый год я принимаю участие в различных конкурсах педагогического мастерства:



  • школьный этап Республиканского конкурса «Учитель года-2009»- II место, 2009 год;

  • районный этап Республиканского конкурса «Учитель года-2009», номинация «Молодой учитель», 1 место, 2009 год;

  • районный конкурс «Экология родного края», в номинации «Открытый урок»,

I место, 2009 год;

  • сетевой общероссийский конкурс «Новые педагогические практики с использованием нового оборудования (применение интерактивных досок в образовательной деятельности)», сертификат, 2009 год;

  • школьный смотр-конкурс творческой лаборатории учителя, I место, 2009 год;

  • школьный конкурс в «Гармонии с природой», номинация «Самый творческий кабинет», 2009 год;

  • школьный этап Республиканского конкурса «Классный руководитель года-2010»- I место, 2009 год;

  • школьный этап Республиканского конкурса «Учитель года-2010», I место, 2010 год;

  • кустовой этап Республиканского конкурса «Учитель года-2010», I место, 2010 год;

  • районный этап Республиканского конкурса «Учитель года-2010», I место, 2010 год.

Учитель географии З.А. Шамсутдинова

МОУСОШ №1 п.г.т. Актюбинский

Азнакаевского муниципального района



Республики Татарстан