Разработала: учитель нач классов моу сош №1 - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Моу «Красночетайская сош» Учитель начальных классов 1 52.23kb.
Я учитель начальных классов моу сош №11 имени Германа Степановича... 1 60.78kb.
Из опыта работы учителя начальных классов моу «Шайковская сош №1»... 1 145.56kb.
Окажи внимание другу 19 января среди 2 и 4 классов в Саланчикском... 1 7.69kb.
Жакулина Ирина Валентиновна, учитель начальных классов моу-оош №23 г. 1 77.26kb.
Публичный доклад моу «сош №99» г. Перми за 2009-20010 уч год 6 1787.37kb.
Сборник конспектов уроков Из опыта работы введения курса «Основы... 2 716.69kb.
Программа элективного курса Реализация регионального компонента на... 5 598.23kb.
Старшина – связист. Работа Веселова Александра, 1 41.69kb.
Л. П. Леткеман учитель начальных классов маоу «сош№2», г. Краснокамск. 1 89.45kb.
Конспект урока по биологии 6 класс Тема: Плод. Разнообразие и значение... 1 78.01kb.
Рабочая программа по дисциплине конституционное право россии для... 2 377.75kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Разработала: учитель нач классов моу сош №1 - страница №1/1


Спецкурс: «Учись писать грамотно»

Разработала: учитель нач. классов МОУ СОШ № 1

Малова Ю.А.

Применение на практике:


Обучение грамотному письму в 1,2,3,4 классах

Устранение пробелов в знаниях у учащихся 3,4,5 классов.

Оказание платных услуг по развитию навыков грамотного письма (индивидуальные занятия, групповые занятия)

Введение.




Грамотность - знание законов и правил родного языка в сочетании с твёрдыми навыками пользования ими в устной и письменной речи.

Начальная школа призвана обеспечить формирование прочных навыков грамотного письма. Проблема формирования навыков грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка.


1. Какой объём знаний необходимо иметь учащимся, чтобы писать орфографически грамотно?

2. Есть ли резервы совершенствования навыка грамотного письма?

3. Как обучать грамотному письму?

4. Каковы способы усвоения этого навыка?

5. Каковы причины ошибок и пути их устранения?

Это самые волнующие учителя вопросы, если он по настоящему задумывается над тем, как добиться орфографической и каллиграфической грамотности младших школьников.


Грамотное письмо – это не просто движения пишущей руки, слуховые и зрительные представления, а особая речевая деятельность.
Русское письмо, как и письмо большинства народов мира ,передаёт содержание речи путём обозначения звуковой стороны языка условными письменными знаками – буквами на основе определённых норм, предписываемых правилами орфографии.

Такой вид письма носит название звукового письма.


В решении задачи по обучению грамотному письму осуществляется связь всех сторон изучаемого языка – его фонетики, графики, словообразования, грамматики, семантики, лексики.

В начальной школе выделяют 3 линии овладения правописанием (они взаимосвязаны) – на основе:




  1. соотнесения звука (фонемы) и буквы с учётом позиции звука и состава слова на основе развития фонематического (речевого) слуха учащихся;




  1. запоминания буквенного состава слов, воспроизведения слов каллиграфически правильно без пропусков, замен, искажений;




  1. применения правил, решения грамматико – орфографических задач, знания морфемного состава слов, проговаривания и списывания, активизации словаря, записи под диктовку и использования слов в собственных текстах и устной речи.

Писать согласно с правилами орфографии - значит писать грамотно орфографически.

Умение писать грамотно должно переходить в устойчивый навык. Орфографические навыки приобретаются детьми по мере развития их речи, навыков чтения и письма.

Следовательно, для прочного навыка грамотного письма необходимо:

1. развитие у учащихся фонематического слуха, произношения (фонетика);


  1. развитие мелкой моторики рук, умение правильно воспроизводить зрительный образ буквы (каллиграфия);

  2. знание правил, орфограмм, алгоритмов (орфография).



ГРАМОТНОЕ ПИСЬМО



ФОНЕТИКА КАЛЛИГРАФИЯ ОРФОГРАФИЯ


Наука о звуках речи. Искусство писать чётким, Совокупность правил,

правильным красивым устанавливающих на-

почерком. писание слов и их форм.

Организация работы.


В целом работа по формированию навыков грамотного письма должна вестись по 3 направлениям параллельно:

Каллиграфия

Фонетика

Орфография.

Но по мере накопления у учащихся знаний по грамматике и в зависимости от класса работа по направлению «орфография» постепенно расширяется и увеличивается по объёму и количеству заданий.

Задания по направлению «каллиграфия» с 1 класса и далее постепенно индивидуализируется и сокращается по количеству заданий и времени проведения.



Задания по направлению «фонетика» обязательны и не меняются по времени проведения. Меняется лишь содержание и уровень сложности материала.
Распределение работы на занятии по времени.


класс

каллиграфия

фонетика

орфография

1

20 мин.------10 мин.

7-10 мин.

3 мин.----- 10 мин.

2

10 мин.------ 5 мин.

7-10 мин.

10 мин.----- 20 мин.

3

5 мин. ------- 3 мин.

7-10 мин.

20 мин.----- 25 мин.

4

3 мин. ----- индивид. р

7-10 мин.

25 мин.----- 30 мин.

ВИДЫ ЗАДАНИЙ.



каллиграфия

фонетика

орфография


1.Разукрашивание частей рисунка с заданной буквой.

1.Найди букву и назови звуки.

1.Письмо с проговариванием.

2.Конструирование буквы из проволоки, пластилина, ниток, палочек.

2.Найди звук в словах.

2.Письмо с комментированием.

3.Поиск буквы в ряду других букв, сравнение.

3.Что лишнее?

3.Заучивание правил с помощью игровых приёмов.

4.Штриховка по заданию.

4.Работа со словами имеющими одинаковые буквы, обозначающие разные звуки.


4.Орфографические минутки (слово + проверочное)

5.Прописывание элементов букв.

5.Рифмованные предложения и тексты.

5.Подбор родственных слов (группы)

6.Прописывание буквы и соединений с другими буквами.

6.Запись транскрипций звуков, слов.

6.Составление таблиц, алгоритмов, схем- опор.

7.Прописывание узоров без отрыва по кальке, по образцу.

7.Запись слов по данной транскрипции.

7.Работа по перфокартам.

8.Прописывание буквы в сочетании с узором.

8.Фонетический разбор.

8.Текст с «окошечками»

9.Прописывание слогов и слов.

9.Слуховые диктанты.

9.Текст. Найти орфограммы.

10.Прописывание букв и слов с данной буквой.

10.Артикуляционные зарядки.

10.Текст для красного карандаша (с ошибками)

11.Прописывание с заданиями:

Что лишнее? Что общего? Чем отличаются? Добавь до целого. Составь из частей.



11.Фонетические задачи.

11.Мини - диктанты (предупредительный, объясни-тельный, комментированный, выборочный, свободный, творческий, с обоснованием, словарные.

12.Пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз.

12.Слоговые аукционы.

12.Разбор слов по составу.

13.Списывание с письменного текста- образца.

13.Звук заблудился.

13.Орфографические игры.

14.Письмо образца для товарища.

14.Чистоговорки.

14.Орфографические задачи.

15.Самооценка, самоанализ, выбор лучшего образца.

15.Скороговорки.

15.Творческие работы.

Без выявления причин, вызывающих трудности в овладении навыком грамотного письма невозможна эффективная работа по их преодолению.

Н.П. Локалова выделяет основные группы трудностей при обучении школьников грамотному письму и их психологические причины и представляет психодиагностические таблицы как средство выявления психологических причин данных трудностей.

Данные таблицы помогут учителю:
1. определить причины трудностей в усвоении знаний и формировании навыков грамотного письма;

2. выбрать нужные для устранения трудностей задания и упражнения, предложенные в разработанном курсе «Учись писать грамотно», интегрировать, дополнить и варьировать эти упражнения в работе.


ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ ТАБЛИЦА.


Педагогическая типология трудностей.

Педагогическая симптоматика

Психологические причины

трудностей



1.Несформирован-ность умений и навыков.

2. Несформирован-ность граммати-ческих понятий.



1.Замена согласных букв, близких по акустическим или артикуляционным признакам, пропуск гласных букв (напр., «зуки» вместо «жуки»,

«шапаги» вместо «сапоги», «панка» вместо «банка»)


2.Пропуск букв и слогов, недопи-сывание слов и предложений (напр., «трва» вместо «трава», «кродил» вместо «крокодил», «красны» вместо «красный»)
3.Трудности с употреблением мягкого знака и правильным написанием мягких согласных (напр., «васелки» вместо «васильки», «кон» вместо «конь»,

«смали» вместо «смяли»)


4.Ошибки на определение места звука в слове, на выделение звука из слова.

5.Трудности при выделении слова из предложения, при определении количества названных слов.


Неразличие звуков в слове, выделение только акустически сильных.
6.Затруднение при определении последовательности звуков в слове.

7.Неразличие при письме сходных по начертанию букв (б-в, н-п, м-л, ш-т и др.)

8.Лишняя вставка букв, удваивание букв (напр., «тарава» вместо «трава»)

9.Перестановка букв и слогов в словах (напр. «звял» вместо «взял»)


10. «Зеркальное» написание букв, неузнавание букв.

11.Замена букв по пространствен-ному сходству (с-е, д-б, н-п, и-п)


12.Высота букв не соответствует высоте рабочей строки, затрудне-ния при усвоении правильного начертания букв, наклон. Искажение почерка (нестабиль-ность графических форм) Тремор(дрожание руки)

13.Неряшливое письмо, грязь в тетради, неумение правильно «надавливать» на ручку.
14.Очень медленный темп письма.

15.Списывает с ошибками с доски.

16.Трудности в удержании и воспроизведении элементов речи(звуков, слов, предложений).

17.Появление или возрастание ошибок к концу работы.

18.Количественные ошибки (преувеличение или преуменьшение количества элементов букв)

19.Затруднение в употреблении заглавной буквы. Неумение выделить предложение из текста, слитное написание предложений.



Недоразвитие фонетико- фонематического анализа

Недостатки в развитии процессов произвольного внимания.

Не усвоены правила правописания.

Недостаточность звукобуквенного анализа.

Неустойчивость внимания.

Сниженная работоспособность.


Недостатки в развитии фонетико – фонематического анализа.

Не усвоены правила правописания.

Несформированность фонетико-фонематического анализа.

Недостаточность развития анализа пространственных отношений.
Недостатки в развитии вербального анализа.

Несформированность понятия числа.

Недоразвитие фонетико- фонематического анализа.

Недостатки в развитии звукового анализа.

Слабое развитие слуховой памяти.
Недостаточность зрительного анализа.

Несформированность навыков каллиграфии.


Неустойчивость произвольного внимания.

Несформированность звуко-буквенного анализа.


Недостаточность зрительного анализа.

Недостаточность звуко-буквенного анализа.

Неустойчивость произвольного внимания.
Недостаточность зрительного анализа.

Отсутствие прочной связи между зрительным и двигательными образами буквы.


Недостаточность зрительного анализа.

Недостаточное развитие анализа пространственных отношений.


Не сформированы зрительно- двигательные координации.

Слабо развита мелкая моторика рук.

Несформированность дифференци-рованных зрительных образов букв.

Недоразвитие макро- и микромоторики.

Неумение дифференцировать мышечные усилия.

Несформированность личностных качеств аккуратности и прилежности.


Несформированность зрительно- двигательных координаций.

Недостаточное развитие микромоторики. Трудности в произвольном управлении движениями. Инертность нервных процессов.


Несформированность процессов зрительного анализа.

Неустойчивость произвольного внимания.

Неумение поэлементарно воспроизводить образец.
Недоразвитие кратковременной памяти.

Недостаточное владение произвольным запоминанием.

Поверхностная обработка материала при запоминании.

Недостатки в развитии произвольного внимания.


Постепенное ослабление самоконтроля.

Недостаточный уровень развития процессов саморегуляции.

Ослабление процессов произвольного внимания.

Астеническое состояние.


Недостаточность зрительного анализа.

Инерция возбудительного процесса или преждевременная заторможенность.


Недостаточное развитие вербального анализа. Недостаточная гибкость мыслительной деятельности. Не усвоено правило.




http://www.mgn.ru/~gmc/child_a.html