«Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Нашего урока: «Строение цветка». Мы познакомимся со строением цветка... 1 48.94kb.
Конспект занятия по краеведению в подготовительной к школе группе... 1 48.51kb.
Нашего исследования 1 401.22kb.
Образовательная программа кружка по художественно-эстетическому творчеству 2 322.76kb.
Среднее специальное, окончил Краснодарские курсы повышения квалификации... 6 1420.21kb.
Планируемые результаты освоения обучающимися образовательной программы... 1 148.26kb.
Там на Кубани. Народные песни черноморских казаков. Запись с грп 27 3142.07kb.
С незапамятных времен человечество преследуют различные напасти:... 1 62.1kb.
Программа элективного курса по истории для учащихся 9-х классов «Изображение... 1 165.13kb.
«Виды чеснока. Способы выращивания» 1 63.76kb.
Изучение темы «Виды информации» в 8 классе 1 42.87kb.
Пьеса в семи сценах Перевод с французского Ирины Мягковой 6 1146.27kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

«Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани» - страница №1/1


Тема: «Различные виды исторических промыслов и ремесел на Кубани»

Цели и задачи: Познакомить детей с трудом наших предков, расширять знания детей о народных ремеслах, воспитывать уважение к труду и людям труда.

Материалы: Иллюстрации, сюжетные картины, глиняная посуда, вязаные салфетки, рушник, образцы красивых узоров кубанской росписи, деревянные ложки, шкатулка, ступка.

Ход занятия:

Дети под фонограмму русской народной песни «Во кузнице» подходят к кубанскому уголку, рассматривают предметы народных промыслов, иллюстрации. По окончании музыки Воспитатель предлагает детям сесть.

Воспитатель: Сейчас, ребята, вы очень внимательно рассматривали предметы быта. Я вижу по вашим лицам, что все вы немного удивлены. У нас на кухне такой посуды нет, мы ей не пользуемся. Но в прошлом наши предки не могли без этих вещей обходиться и поэтому изготавливали их своими руками. На картинках вы тоже могли увидеть предметы народных ремёсел. Народные промыслы и ремесла – важная часть народной культуры. Издавна кубанская земля славилась своими мастерами, одаренными людьми. При изготовлении любой вещи народный мастер думал не только о её назначении, но и о красоте. Из простых природных материалов: дерева, камня глины, металла – создавались произведения искусства. Одним из старейших промыслов на Кубани было гончарное ремесло. Гончарное ремесло особенно хорошо развивалось в тех районах, где поблизости залегала хорошая, вязкая глина. Вы знаете уже, что делали из глины?

Дети: Из глины делали посуду.

Из глины делали детские игрушки.

Из глины изготавливали кирпич.

Из глины делали черепицу для крыш.

Воспитатель: Правильно, ребята, гончарное ремесло было очень распространенным. Первыми умелыми мастерами-гончарами стали Иван Шестидесятый и Никифор Гончар. Давайте назовем предметы посуды, которые делали гончары.

Дети: Миски, кувшины, макитры, махотки, чугунок, глэчик.

Воспитатель: Молодцы, много знаете старинных названий. В каждой кубанской семье имелась необходимая глиняная посуда. А можете назвать какая посуда для чего предназначалась?

Дети: В чугунке варили картошку, кашу, щи.

В кувшин набирали и пили из него воду.

В глэчике держали сметану, варенье, молоко.

В макитре замешивали тесто – это большой глиняный горшок.

Воспитатель: А знаете ли вы, что особенное место среди глиняной посуды занимал кувшин?

Дети: Да, если в сильную жару вода в кувшине оставалась прохладной, значит кувшин дышал.

Воспитатель: Не все мастера могли изготовить такую посуду. Для этого требовалось большое умение и навык. Поэтому настоящих гончаров ценили и уважали среди народа. А вы как думаете, достойны эти мастера почета?

Дети: Да, конечно.

Воспитатель: А я думаю, что вы достойны похвалы, вы так много знаете; если где-либо встретите глиняную посуду, то сможете её назвать и рассказать о том, как она использовалась.А теперь посмотрите, что тут у меня. (Достаю из шкатулки салфетки с вышивкой и кружева, показываю детям). Ребята, мы с вами уже много говорила о Том, как жили в старину у нас на Кубани, как отдыхали, как трудились. Скажите, а чем зимой занимались кубанские женщины?

Дети: Они вышивали, вязали, шили.

Воспитатель: Зимними вечерами люди занимались рукоделием, вязали, ткали, мастерили игрушки. А почему все это они делали зимой?

Дети: Потому, что летом, весной и осенью у них было много другой работы.

Люди трудились в поле, огороде, они сажали, убирали урожай, хлеб, это занимало все их время. А зимой они такой работы не делали.

Воспитатель: (Показываю скатерть, рушник, фартук с вышивкой). Посмотрите, какая красивая вышитая скатерть, а каково её старинное название?

Дети: Настольник, её клали на стол.

Воспитатель: А как на Кубани называли полотенце? (Показываю рушник, даю полюбоваться вышивкой).

Дети: Рушник.

Воспитатель: Какие узоры вышивали на рушниках рукодельницы?

Дети: Они вышивали птиц, цветы, животных. Они вышивали то, что видели в природе рядом с собой.

Воспитатель: Какие цвета они использовали?

Дети: Красный и черный.

Воспитатель: Вышитыми рушниками украшали хату, а самый красивый вешали в красный угол, туда, где висела икона. А ещё с наступлением весны девушки выходили с рушниками на улицу встречать весну. Это старинный обряд. Женщины же пекли «жаворонков» или «пташек», которых раздавали детям. Дети ели эти угощения, радовались приходу весны, играли в игры. Вот и мы сейчас тоже с вами поиграем.

Игра «Кружева».

Играющие выбирают двух водящих. Один – «челнок», другой – «ткач». Остальные дети встают парами, образуя круг. Пары берут друг друга за руки и делают «ворота». «Челнок» встает у первой пары, а «ткач» – у второй . «Челнок» по сигналу начинает бегать змейкой, не пропуская ни одни ворота, а «ткач» его догоняет. Если «ткач» догонит «челнок» прежде, чем он добежит до конца круга, то он становится «челноком», а «ткач» выбирается из других играющих. Воспитатель: Одним из важных промыслов было ткачество. Ткали материал для одежды и для украшения жилища. В казацких семьях уже с 7-9 лет девочек приучали к ткачеству, прядению. Ребята, а вот еще один промысел. В быту казаки часто использовали плетеные изделия. А вот из какого материала плели изделия и как они назывались?

Дети: Плели из камыша, тальника, тростника.

Мастерили столы, стулья.

Делали корзины, лукошки, кузова.

Изготавливали плетень.

Воспитатель: До сих пор плетеные изделия очень популярны, потому что красивы и удобны. В магазинах и на рынках Краснодара можно найти и купить изделия на любой вкус – мебель, хлебницы, этажерки, шкатулки, настенные панно.

Ребята, а еще какое-нибудь ремесло вы вспомните?

Дети: Казаки занимались кузнечным делом.

Воспитатель: Это было одним из самых любимых и уважаемых ремесел среди казаков. Что ковали кузнецы?

Дети: Кузнецы ковали орудия труда, оружие, а ещё красивые решетки, крылечки, делали подковы лошадям.

Воспитатель: Из какого материала выполняли изделия кузнецы?

Дети: Из металла.

Воспитатель: А в современной жизни мы встречаем кованые изделия?

Дети: Да, перила на лестницах, заборы, спинки на лавочках, решетки в парках.

Воспитатель: Да, конечно. Металл – это очень прочный и крепкий материал, поэтому делать такие изделия нелегко. Этому надо долго учиться, быть сильным, выносливым и любить свою работу. А теперь представьте, что вы тоже немного научились кузнечному ремеслу. Вставайте, поиграйте в игру «Кузнецы».

Игра «Кузнецы».

Дети, стоя в кругу, говорят считалку:

«Конь ретивый, долгогривый

Скачет полем, скачет нивой.

Кто того коня поймает,

С нами в салочки играет».

По считалке выбирается «кузнец». Остальные – «жеребцы». Они подходят к «кузнецу» и говорят:

«Эй, кузнец-молодец!

Расковался жеребец.

Ты подкуй его опять».

«Кузнец» отвечает:

«Отчего не подковать?

Вот – гвоздь, вот – подкова.

Раз-два – и готово!»



«Жеребца на слове «готово» убегают, а «кузнец» их ловит.

Воспитатель: Ребята, мы узнали много нового и интересного о том, как жили люди в старину, чем занимались. Я надеюсь, что в дальнейшей вашей жизни вы будете проявлять такой же интерес к истории своего народа. Потому что без корней нет и ветвей, а без истории нет и будущего.