Рассказу В. Солоухина - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Рассказу В. Солоухина - страница №1/1



Месть или прощение?

(По рассказу В.Солоухина «Мститель»)


Месть – намеренное причинение зла с

целью отплатить за обиду, возмездие

за что-нибудь.

Из словаря С.И.Ожегова.


Цели урока:1).На примере рассказа показать, что месть – желание, разрушительное для человека.

2).Подвести учащихся к пониманию, что месть не способствует разрешению, а, наоборот, затягивает конфликт.

3).Помочь ученикам сделать правильный выбор: отомстить за обиду или отказаться от мести.

Задачи урока:1)развивать мыслительную и речевую деятельность учащихся;

2)повышать нравственную и духовную культуру подрастающего поколения;

3)формировать у шестиклассников активную гражданскую позицию;

4)развивать у учащихся информационную и коммуникационную культуру.
Методические приёмы: вступительное слово учителя, комментированное чтение, беседа, составление кластеров и сэнквейнов, применение ИКТ.
Оборудование к уроку: текст рассказа В.Солоухина «Мститель», мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Ход урока.


1.Организационный момент.

2.Вступительное слово учителя.

Что такое месть и что такое прощение… Слова всем хорошо знакомые. Каждый человек в своей жизни сталкивается с этими явлениями. Особенно актуальна проблема правильного нравственного выбора между местью и прощением в наш жестокий век, когда человеческая жизнь обесценилась. Массированная атака против нравственности и духовности идёт со всех сторон, что особенно опасно для нравственного формирования подрастающего поколения. Молодые люди должны научиться делать правильный выбор между таким понятиями, как «хорошо» и «плохо».

(Все необходимые схемы, кластеры и сэнквейны, иллюстрации к рассказу представлены в виде слайдов и проецируются во время обсуждения темы на экран).

-1-

Тема нашего урока «Месть и прощение». Мы постоим урок по рассказу В.Солоухина «Мститель». Эпиграфом к уроку взято определение слова «месть» из словаря И.С.Ожегова. (Тема и эпиграф записываются в тетрадях, все дальнейшие схемы, сэнквейны и кластеры также необходимо записывать).
Что такое месть?

Месть – одно из сложнейших, противоречивых явлений в жизни человеческого общества. В разные эпохи понимание мести было разное. В древности месть за родича считалась настоящим подвигом, а самого мстителя называли героем. Достойный мститель считался образцовым гражданином. Однако в наши дни вопросы, связанные с таким явлением, как месть, по-прежнему волнуют людей.

Как поступит человек: подчинится ли жажде мщенья и встанет на тропу войны или сможет побороть это разрушительное желание? Побороть это чувство мести непросто, потому что в минуту страшной обиды и боли человек порой готов убить обидчика. Только по-настоящему сильный и мужественный человек может удержаться и отказаться от мести.

Познакомимся с героем рассказа В.Солоухина «Мститель», вашим ровесником, который оказывается в сложной ситуации выбора: отомстить обидчику или удержаться от этого желания. Какие чувства овладевают обиженным человеком? От чего зависит окончательное решение: мстить или отказаться от мести? Именно эти вопросы в центре внимания в рассказе В.Солоухина «Мститель».


2.Чтение учителем рассказа.
3.Обсуждение прочитанного текста.

выбор


Отомстить обидчику отказаться от мести

1).Когда происходят события, описанные в рассказе? По каким признакам мы узнаём о времени действий? («Денёк стоял на редкость: тихий, тёплый, сделанный из золотого с голубым…серебряные ниточки паутинок, летающие в золотисто-голубом.»)

2).О каком настроении героя рассказа говорят эти краски? (Настроение самое радостное, и краски самые яркие, светлые, как на сердце у мальчика.)

3).Как меняются краски и с чем эта перемена связана? («Наверное, небо по- прежнему было голубым, а солнце красное. Но я уж не видел ни…солнца, ни неба. В горле у меня стоял горький комок, на душе черно от обиды и злости, а в голове зародилась мысль отомстить Витьке..).

4).Как быстро рождается чувство мести в герое? ( Мгновенно, как вспышка молнии).

5).Действительно ли это «маленькое происшествие»? (Нет, для кого-то, может, и незначительное происшествие, но для мальчика это большая обида: получить удар от друга, который и физически слабее, и рассказчик всегда за него заступался. А тут Витька его ударил).

6) .Какие этапы в своих чувствах и рассуждениях проходит «мститель»? Составляем логическую цепочку .
-2-
Этапы чувств и рассуждений мстителя
Обида и злость

План мести

Нечаянно заманить в лес

Мысли о мести

Норка шмеля

Рыжики, за солью

Теплинка (небольшой костёр)

Витька НЕ такой плохой мальчишка

Очень НЕ хотелось сразу идти домой

Очень НЕпросто ударить человека


7).Что повлияло на изменение первоначального плана мести? Какой момент во внутреннем монологе можно считать кульминационным, поворотным? Почему? («Витька улыбнулся от уха до уха», то есть искренне. « Под ложечкой у меня начинает ныть и сосать… Витька доверчиво идёт впереди».)

8).Какое чувство испытывает рассказчик в конце повествования?(« …злости я уж не слышу в себе. Так хорошо на душе после этой речки…Мне делается легко от принятого решения не бить Витьку»).

9)Какую роль играют образы теплинки и речки в рассказе? (Теплинка словно растопила лёд на сердце мстителя, а чистая вода в речке смыла все дурные, злые, чёрные мысли о мести. Мальчики вышли из воды очищенные, осветлённые.) Кто из мальчиков испытал большую радость от прогулки в лесу и почему? (Сам рассказчик испытал большую радость оттого, что его больше не душит чувство мести, он сбросил тяжёлый камень с души. Он больше не мститель, он сумел простить Витьке обиду).

Таким образом, рассказчик сделал мужественный выбор: он отказался от мести. На душе стало легко и радостно, и в село мальчики вошли уже как дружки-приятели.


Выбор рассказчика

Обида и злость






Чувство мести
Доверчивость Витьки обезоруживает



Прощение
Радость и счастье
-3-

Что несут собой месть и прощение?
Месть Прощение



обида и злость радость и добро

боль и ненависть счастье

вражда кровь тепло мир

тьма свет


грех милость

(смерть) (жизнь)
Произнесите, пожалуйста, вслух слова «месть» и «прощение». Как вы их произносите? Обратите внимание: когда мы произносим слово «месть», лицо становится злым и страшным, а мышцы все напряжены. А когда произносим слово» прощение, лицо растягивается в улыбке, хотим мы этого или нет, мышцы расслабляются, никакой напряжённости.
Месть существовала во все времена как в мире взрослых, так и среди детей. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. Месть и лесть всегда отыщут уголок в человеческом сердце в любом возрасте.

Выбери, на что похожа месть и дополни своими сравнениями:



пожар в лесу
смерч

Месть похожа на

бумеранг
водоворот

(Учащиеся приводят свои примеры, с чем ещё можно сравнить месть, и аргументируют свои ответы).



Итак, на примере рассказа «Мститель» мы убедились, что месть действительно разрушительное для человека явление, что она не способствует разрешению конфликта, а, наоборот, глубже затягивает конфликт. Герой рассказа сумел побороть в себе чувство ненависти и мести и сделал правильный выбор: отказался от мести своему другу. Мальчики могли стать врагами, но остались по-прежнему друзьями. И это нас радует и служит хорошим примером. Герой рассказа уберёг свою душу от разрушения и остался человеком, что главное в жизни.

-4-

Результаты анкетирования среди шестиклассников.
Были предложены два вопроса: 1) Хотелось ли вам мстить кому-нибудь?

2) Что вы выбираете: месть или прощение?

В опросе принимали участия 26 человек.

Хотелось мстить – положительно ответили 12 мальчиков (из 15) и 9 девочек (из 11)

Не хотелось мстить – ответили 3 мальчика и 2 девочки.

Я выбираю месть – положительно ответили 2 мальчика, среди девочек ни одна не выбрала месть.

Я выбираю прощение – по 11 мальчиков и девочек.

(Данные анкетирования, сколько мальчиков и сколько девочек выбрали месть и сколько из них выбрали прощение, представлены в виде диаграмм).

Хочется верить, что после нашего урока те, кто раньше выбрал месть, пересмотрят свои взгляды и отдадут предпочтение прощению.

5).Вывод: нужно ли останавливать «эстафету» мщенья? Что для этого необходимо?

Для этого необходимо: понимание
согласие (компромисс)
умение договариваться

прощение


Месть существовала во все времена как в мире взрослых, так и среди детей. Месть или отказ от мести – выбор, перед которым может оказаться каждый из нас. Месть и лесть всегда отыщут уголок в человеческом сердце в любом возрасте.
Месть живёт только среди людей, животные не знают, что такое месть. И прощать умеет только человек, для этого ему дан разум.
Нужно оставаться человеком !
Оставайтесь добрыми, милосердными, человечными и учитесь прощать.
Домашнее задание: нарисуйте, какими вы представляете месть и прощение, подумайте, какие краски для этого вы подберёте.

- 5-
Список использованной литературы:


1. Вокруг тебя – Мир…Книга для ученика. 6 класс. К.Сухарев-Дериваз, В.Ю.Выборнова, Ю.Ф.Гуголев, Н.Н.Кубышина, Т.Н. Пискунова, М.,1999.
2.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М, 1989 .
3.Этикет. Учебно- методическое пособие для образовательных учреждений. (Сост. Л.Пегеева). Чебоксары, ЧРИО,2003.
4.Карнеги Д. Как завоёвывать друзей. М. Прогресс, 1990.
5.Мы живём среди людей. Кодекс поведения. М. Политиздат, 1989.
6. Лихачёв Д.С. Раздумья. М, 1991.