Районный этап. Районная олимпиада по биологии. 9 класс. Задания. Задание 1 - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Районный этап. Районная олимпиада по биологии. 9 класс. Задания. Задание 1 - страница №1/2

Районный этап.

Районная олимпиада по биологии. 9 класс. Задания.


Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1. Детеныш какого позвоночного растет со скоростью 2 мм/час?
а) землеройки;
б) анаконды;
в) синего кита;
г) саламандры.

2. Что такое аквакультура?
а) культура потребления воды;
б) культивирование водных организмов;
в) водные виды физкультуры и спорта;
г) навыки работы с акварельными красками.

3. Из сока какого растения первые североамериканские переселенцы добывали сахар?
а) малина;
б) клен;
в) сахарный тростник;
г) сахарная свекла.

4. Автор знаменитого "Толкового словаря" В. И. Даль, приводит в качестве примера к слову "орех"
плоды лещины и грецкого ореха. Прав ли автор?

а) да, настоящим орехом являются оба плода;
б) нет, оба плода не являются настоящими орехами;
в) нет, настоящим орехом является только плод грецкого ореха;
г) нет, настоящим орехом можно назвать только плоды лещины.

5. Как приблизительно оценить степень теневыносливости растения, например, комнатного?
а) по величине листьев (у светолюбивого они меньше);
б) по цвету листьев;
в) по длине стебля;
г) по форме прилистников.

6. Арахнология - это...
а) наука о пауках;
б) агротехника выращивания арахиса;
в) раздел археологии;
г) наука, изучающая технологию приготовления блюд из экзотических плодов.

7. Кошара - это...
а) загон для овец;
б) поселок на Алтае;
в) большая дикая кошка;
г) вид шерстяной ткани.

8. Майоран - это...
а) воинское звание в Шотландии;
б) шотландское название весеннего пения птиц;
в) пряное растение;
г) окаменелости древних организмов, используемые для поделок.

9. Пестун - это...
а) крупный старый медведь, не залегший в спячку;
б) годовалый медведь;
в) морской котик;
г) заласканный ребенок.

10. Жерлянка - это...
а) птица семейства славковых, живущая около вулканов;
б) лекарственное растение;
в) лягушка;
г) бабочка.

    Максимальная оценка 10 баллов.



Задание 2. Занимательные вопросы. Выберите один правильный ответ. "Что если...":

1. Проплывая по Тихому океану, Вы пробуете выпить кока-колу из Кубка Нептуна?
а) Нептун обидится и устроит для Вас небольшой шторм баллов в 9;
б) в одиночку Вам не справиться, так как кубок очень большой и вручается победителю в гонке океанских яхт вокруг света;
в) вам это не удастся сделать, потому что в этом кубке кока-кола просто не удержится.

2. Если в турбюро Вам порекомендуют отправиться в круиз на португальском кораблике, вы...
а) откажитесь, так как не любите военные корабли;
б) откажитесь, так как усомнитесь в психическом здоровье сотрудников турбюро;
в) согласитесь.

3. Если вы повстречались с дерезой, то...
а) убежите от нее поскорее;
б) убегать не станете, так как она вас равно догонит;
в) аккуратно отцепитесь от нее.

4. Если Вы собрались в путешествие в джунгли Мадагаскара, опытные друзья советуют вам в
знойный полдень отыскать "дерево путешественников" потому что:

а) в пазухах его листьев вы можете найти чистую дождевую воду, утолить жажду, наполнить флягу;
б) это дерево защитит вас от солнца своей обширной тенью;
в) оно дает прочные волокна, из которых можно сплести гамак для отдыха.

5. Во время путешествия по Восточной Африке на вас напала гарпия. Ваши действия:
а) отсосать яд из ранки, перевязать руку жгутом и срочно бежать к врачу;
б) сложить руки на груди и прочитать последнюю молитву;
в) взять ружье и застрелить наглую тварь;
г) все это выдумка, такого быть не может.

    Максимальная оценка 5 баллов.



Задание 3. Найдите соответствие:

А. Группы организмов

Примеры

I. Первичноводные (виды, у которых все предки жили в воде).
II. Вторичноводные (виды, имеющие сухопутных предков).

1. аллигатор;
2. ручьевая безлегочная саламандра;
3. белуха;
4. водяной уж;
5. вьюн;
6. морская звезда;
7. морская корова;
8. морской слизень;
9. паук-серебрянка;
10. плавунец;
11. пресноводная гидра;
12. прудовик;
13. ихтиозавр;
14. суповая черепаха;
15. циклоп.

    Максимальная оценка за часть А 15 баллов.

Б. Группы птиц

Примеры

III. Образуют постоянные пары
IV. Образуют пары на один сезон
V. Заботу о потомстве осуществляет один пол

1. аист;
2. беркут;
3. ворон;
4. выпь;
5. глухарь;
6. горихвостка;
7. дрозд;
8. зимородок;
9. клест;
10. перепел;
11. славка;
12. филин.

Форма записи ответа:
I: ............... (перечислить номера примеров)
II: ..............
III: .............
и т. д.
    Максимальная оценка за часть Б 12 баллов.
    Максимальная оценка за задание 27 баллов.

Задание 4. Заполните таблицу. Поставьте "+" там, где есть орган, структура или вещества и "-", если их нет.

 

ламинария

кукушкин лен

папоротник

можжевельник

паслен

жилки

 

 

 

 

 

крахмал

 

 

 

 

 

ризоиды

 

 

 

 

 

семена

 

 

 

 

 

стебель

 

 

 

 

 

устьица

 

 

 

 

 

хлорофилл

 


 

 

 

 

эндосперм

 

 

 

 

 

    Максимальная оценка 20 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ).



Задание 5. Известно, что содержание углеводов в листьях и клубнях растений составляет 90% сухого веса, в клетках мышц и печени животных - до 5%, а в прочих клетках - до 1%. Чем можно объяснить такую разницу? Какова биологическая функция этих углеводов?

    Максимальная оценка 8 баллов.



Задание 6. Проиллюстрируйте графически следущие данные:


Выживаемость яиц бабочки - озимой совки максимальна при tњ = 25њС, если диапазон благоприятных температур составляет 10 градусов, при этом максимальная выживаемость яиц в 10 раз превышает таковую при нижней границе диапазона толерантности (5њС).

Примечание: в нижней границе диапазона толерантности к фактору выживает минимум особей.

    Максимальная оценка 6 баллов.

Задание 7. Укажите номера верных высказываний.

1. Дизентерийная амеба паразитирует в клетках печени человека.


2. Аскариды не имеют органов пищеварения, то есть питаются готовой переваренной пищей.
3. Тело моллюсков покрыто кожистой складкой-мантией.
4. Все клещи - паразиты животных и вредители растений.
5. Ноги у насекомых находятся на брюшке и груди.
6. Бабочка капустница питается нектаром цветов.
7. Ноздри рыб не сообщаются с ротоглоткой.
8. Большинство видов рыб сохраняется в природе благодаря откладыванию огромного количества икринок.
9. Среди земноводных самое крупное животное - нильский крокодил.
10. Обмен веществ птиц намного интенсивнее, чем пресмыкающихся.

    За каждое правильное указанное высказывание - 1 балл.



Задание 8. Какие, на Ваш взгляд, самые значительные открытия, разработки в области биологии были сделаны в XX веке? Каково значение этих открытий?

    За каждый обоснованный элемент ответа присуждается 2 балла.



наверх 
Районная олимпиада по биологии. 9 класс. Ответы.


Задание 1.

1 - в; 2 - б; 3 - б; 4 - г; 5 - б; 6 - а; 7 - а; 8 - в; 9 - б; 10 - в.

    Максимальная оценка 10 баллов.

Задание 2.

1 - в; 2 - б; 3 - в; 4 - а; 5 - г.

    Максимальная оценка 5 баллов.

Расшифровка правильных ответов:
1 - в. Кубок Нептуна - крупнейшая из морских губок, достигающая в высоту 1,5 метра и диаметром 0,75 м.
2 - б. Физалия или португальский военный кораблик - кишечнополостное колониальное животное. Питающие колонию особи - гастрозоиды - располагаются внизу и свешивают в воду по одному щупальцу со стрекательными клетками, которые парализуют жертву.
3 - в. Дереза - род растений семейства пасленовых. В род дереза входит около 100 видов колючих кустарников, некоторые из которых на юге нашей страны разводят для изгородей.
4 - а. "Дерево путешественников" - однодольное растение порядка имбирных. Имеет ствол высотой до 15 м, увенчанный на верхушке веером из 25 - 30 листьев. В длинных закрытых влагалищах находится большое количество жидкости, выделяемой тканями растения.
5 - г. Гарпия - крупная дневная хищная птица отр. Соколообразных. Живет в южной Америке, питается обезьянами, ленивцами и другими млекопитающими. В Африке гарпий нет.

Задание 3.

А. I - 2, 5, 6, 8, 11.
II - 1, 3, 4, 7, 9, 10, 12, 13, 14, 15.
    Максимальная оценка за часть А 15 баллов.
Б. III - 1, 2, 3, 4, 12.
IV - 6, 7, 8, 9, 11.
V - 5, 10.
    Максимальная оценка за часть Б 12 баллов.

    Максимальная оценка за вопрос 27 баллов.



Задание 4.

 

ламинария

кукушкин лен

папоротник

можжевельник

паслен

жилки

-

+

+

+

+

крахмал

-

+

+

+

+

ризоиды

+

+

+

-

-

семена

-

-

-

+

+

стебель

-

+

+

+

+

устьица

-

+

+

+

+

хлорофилл

+

+

+

+

+

эндосперм

-

-

-

+

+


Примечание: запасные вещества у бурых водорослей - ламинарий, маннит.

    Максимальная оценка 20 баллов (за каждый правильный ответ - 0,5 балла).



Задание 5. Углеводы - источник энергии для растений и животных, но животные больше тратят энергии, так как передвигаются, им целесообразно накапливать жир, как более энергетически ценное вещество, чтобы облегчить вес. Растениям вес не столь важен. Углеводы же им нужны для синтеза белков и жиров, а у животных белки и жиры поступают с пищей. Таким образом, различия животных и растений обусловлены различием в их питании и в подвижности.
   Роль углеводов растений - запас питательных веществ. У животных гликоген в печени необходим для регуляции уровня глюкозы в крови, а в мышцах - как вещество для получения энергии.

    Максимальная оценка 8 баллов.



Задание 6.


    Максимальная оценка 6 баллов.

Задание 7. Верные высказывания даны под номерами: 3, 6, 7, 8, 10.

    Максимальная оценка 5 баллов (за каждое правильно указанное высказывание - 1 балл).



Задание 8. Свободный ответ.

    За каждый обоснованный элемент ответа присуждается 2 балла.



наверх 
Районная олимпиада по биологии. 10 класс. Задания.


Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1. Детеныш какого позвоночного растет со скоростью 2 мм/час?
а) землеройки;
б) анаконды;
в) синего кита;
г) саламандры.

2. Что такое аквакультура?
а) культура потребления воды;
б) культивирование водных организмов;
в) водные виды физкультуры и спорта;
г) навыки работы с акварельными красками.

3. Из сока какого растения первые североамериканские переселенцы добывали сахар?
а) малина;
б) клен;
в) сахарный тростник;
г) сахарная свекла.

4. Автор знаменитого "Толкового словаря" В. И. Даль, приводит в качестве примера к слову "орех"
плоды лещины и грецкого ореха. Прав ли автор?

а) да, настоящим орехом являются оба плода;
б) нет, оба плода не являются настоящими орехами;
в) нет, настоящим орехом является только плод грецкого ореха;
г) нет, настоящим орехом можно назвать только плоды лещины.

5. Как приблизительно оценить степень теневыносливости растения, например, комнатного?
а) по величине листьев (у светолюбивого они меньше);
б) по цвету листьев;
в) по длине стебля;
г) по форме прилистников.

6. Арахнология - это...
а) наука о пауках;
б) агротехника выращивания арахиса;
в) раздел археологии;
г) наука, изучающая технологию приготовления блюд из экзотических плодов.

7. Кошара - это...
а) загон для овец;
б) поселок на Алтае;
в) большая дикая кошка;
г) вид шерстяной ткани.

8. Майоран - это...
а) воинское звание в Шотландии;
б) шотландское название весеннего пения птиц;
в) пряное растение;
г) окаменелости древних организмов, используемые для поделок.

9. Пестун - это...
а) крупный старый медведь, не залегший в спячку;
б) годовалый медведь;
в) морской котик;
г) заласканный ребенок.

10. Жерлянка - это...
а) птица семейства славковых, живущая около вулканов;
б) лекарственное растение;
в) лягушка;
г) бабочка.

    Максимальная оценка 10 баллов.



Задание 2. Заполните таблицу, отметив знаками "+" наличие, а "-" отсутствие у животных органов, структур или соединений.

 

акула

аллигатор

осьминог

трубочник

скарабей

веки

 

 

 

 

 

гемоглобин

 

 

 

 

 

капилляры

 

 

 

 

 

легкие

 

 

 

 

 

мозжечок

 

 

 

 

 

мочевой пузырь

 

 

 

 

 

нервные узлы

 

 

 

 

 

предсердие

 

 

 

 

 

    Максимальная оценка 20 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ).



Задание 3. Известно, что в южных странах - в тропиках и субтропиках - национальные блюда чрезвычайно сдобрены острыми специями, продукты обычно жарят в масле. В умеренных широтах, напротив, потребляют более "спокойные", по сравнению с южными, блюда. Для людей умеренного пояса южные кушанья слишком остры и жирны. Но на юге никогда не думали перейти на "спокойную" пищу. Предложите несколько объяснений этого.

    Максимальная оценка 4 балла.



Задание 4. Проиллюстрируйте графически следующий факт:


Икра лосося развивается только в интервале температур от 0њ до 20њС.

    Максимальная оценка 3 балла.



Задание 5. Выберите один правильный ответ:

1. Наиболее общим для всех известных уровней организации жизни является:
а) сложность строения системы;
б) закономерности, действующие на каждом уровне;
в) элементы, составляющие систему;
г) качества, которыми обладает данная система.

2. Структурной фотосинтетической единицей растений является:
а) клетка;
б) лист;
в) хлоропласт;
г) тилакоид.

3. Признаки высших растений:
а) тело не дифференцированно на органы;
б) дифференциация тела на ткани и органы; закономерная смена поколений, наличие многоклеточных органов полового размножения;
в) расчленения тела на органы, гаметофит и спорофит чередуются нерегуляторно, однако, органы полового размножения как одноклеточные, так и многоклеточные.
г) расчленение тела, наличие тканей, в клетках есть хроматофоры, размножение семенами.

4. Расположите в правильной последовательности события, происходящие при росте корня:
1. деление клеток;
2. ответвление боковых корней от главного корня;
3. дифференцировка клеток;
4. растяжение клеток
   а) 1 2 3 4; б) 1 3 4 2; в) 1 4 3 2; г) 1 4 2 3.

5. Основные признаки всех плоских червей:
1. первичная полость тела заполнена паренхимой;
2. есть кожно-мускульный мешок;
3. тело покрыто ресничным эпителием;
4. есть органы чувств;
5. развиты органы фиксации;
6. гермафродитизм;
7. прямое развитие.
   а) 1+3+7; б) 1+2+6; в) 2+4+5; г) 1+2+5.

6. Из перечисленных насекомых питаются насекомыми:
1. богомолы;
2. стрекозы;
3. водные клопы;
4. муравьи;
5. божьи коровки;
6. тараканы;
7. термиты;
8. жужелицы.
   а) 1+2+3+4+6; б) 2+3+4+5+8; в) 1+2+3+4+7; г) 2+4+5+6+7.

7. Укажите последовательность прохождения крови по кровеносной системе у рыб:
1. желудочек;
2. предсердие;
3. аорта;
4. капилляры;
5. вены;
6. артерии.
   а) 2 1 5 4 6 3; б) 2 1 3 6 4 5;
   в) 2 1 6 3 4 5; г)  2 1 4 6 3 5.

8. Какие отделы головного мозга пресмыкающихся наиболее развиты?
а) передний и средний мозг;
б) передний и продолговатый мозг;
в) передний мозг и мозжечок;
г) продолговатый и средний мозг.

9. Наименее приспособленными к жизни рождаются детеныши у:
а) норных животных;
б) животных, не делающих нор или других укрытий;
в) млекопитающих, обитающих на открытых пространствах;
г) древолазающих животных.

10. Плацентарные млекопитающие в Австралию:
а) проникли самостоятельно, через острова;
б) были завезены человеком и акклиматизировались там;
в) произошли от местных сумчатых млекопитающих;
г) произошли от яйцекладущих млекопитающих.

    Максимальная оценка 10 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).



Задание 6. Обоснуйте необходимость сохранения видового разнообразия органического мира на нашей Земле. Какие существуют способы и приемы сохранения видового разнообразия флоры и фауны?

    Максимальная оценка 20 баллов.



Задание 7. Какова роль личиночной стадии в развитии разных групп животных?

    Максимальная оценка 12 баллов.



Задание 8. Практика показывает, что если в момент цветения яблонь, груш и других плодовых деревьев температура воздуха внезапно понижается, оплодотворение в цветках (если это понижение не произошло до закритической величины) практически не изменяется и урожай не страдает. Объясните, как растениям удается сохранить свое потомство, если всем хорошо известно, что представители фитоцарства не являются "теплокровными", и скорость всех процессов в их организме сильно зависит от температуры окружающей среды.

    Максимальная оценка 4 балла.



наверх 
Районная олимпиада по биологии. 10 класс. Ответы.


Задание 1.

1 - в; 2 - б; 3 - б; 4 - г; 5 - б; 6 - а; 7 - а; 8 - в; 9 - б; 10 - в.

    Максимальная оценка 10 баллов.

Задание 2.

 

акула

аллигатор

осьминог

трубочник

скарабей

веки

-

+

+

-

-

гемоглобин

+

+

-

+

-

капилляры

+

+

+

+

-

легкие

-

+

-

-

-

мозжечок

+

+

-

-

-

мочевой пузырь

-

+

-

-

-

нервные узлы

+

+

+

+

+

предсердие

+

+

+

-

-

    Максимальная оценка 20 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ).



Задание 3. На юге больше кишечных паразитов и инфекции, их активность и жизнестойкость выше, чем у "родственников" в умеренных широтах, условия для распространения кишечных инфекций лучше. Чтобы случайно не заразиться, людям приходится обрабатывать пищу соответствующим образом: tњ кипения масла 250њС, а воды 100њС.
   Острота "южной" пиши может иметь несколько объяснений. С одной стороны, отмечается торможение желудочной секреции в жару, добавка острых приправ усиливает ее.
   С другой стороны, чем обильнее выделяется желудочный сок, тем выше его кислотность - повышается содержание соляной кислоты, а она оказывает антибактериальное действие.

    Максимальная оценка 4 балла.



Задание 4.

    Максимальная оценка 3 балла.



Задание 5.

1 - б; 2 - г; 3 - б; 4 - в; 5 - б; 6 - б; 7 - б; 8 - в; 9 - а; 10 - б.

    Максимальная оценка 10 баллов (по 1 баллу за каждый правильный ответ).

Задание 6. Свободный ответ учащихся.
   Основные тезисы - мысли:
- Конференция ООН по окружающей среде и развитию 1992 года;
- Роль живых организмов как источника экологического, генетического, социального разнообразия для сохранения жизни на Земле;
- Живые организмы - продуценты, консументы, редуценты, взаимосвязь организмов, устойчивость экосистем;
- Сохранение генофонда.
Меры: заповедники, заказники, национальные парки. Дополнительные меры: восстановление видов, численность которых падает, выращивание в искусственных условиях, расселение растений и животных;
- Запрещение сбора и отстрела растений и животных, создание банка семян и спермы.

    Максимальна оценка 20 баллов.



Задание 7.
   Личиночная стадия характерна только для многоклеточных животных. Это одна из стадий индивидуального развития животных. Продолжительность данной стадии различна: от нескольких часов у личинок сосальщиков до 16 - 17 лет у 17 - летней цикады.
   Роль личиночной стадии многообразна:
1. Личинки малоподвижных животных или паразитических обеспечивают их расселение (губки, кишечнополостные паразитические черви);
2. Это стадия, на которой происходит питание животных, неспособных к питанию во взрослой стадии (поденки, оводы кожные, желудочные);
3. Личиночная стадия у насекомых (и паукообразных) - единственная стадия роста;
4. Личиночная стадия позволяет некоторым группам животных освоить иные, чем у взрослых форм, среды жизни (некоторые насекомые - стрекозы, комары; земноводные). Такое различие сред обитания личинок и взрослых животных снижают конкуренцию, обеспечивая выживание;
5. Иногда личинки животных, переходя в стадию покоя (клещи), переносят неблагоприятные условия (например, зимнее понижение температуры);
6. У некоторых животных на личиночной стадии происходит размножение (аксолотль - личинка амбистомы - способна к размножению). Это явление носит название неотонии.

    Максимальная оценка 12 баллов.



Задание 8.
   При понижении температуры деревья начинают усиленно дышать. Это приводит к значительному увеличению количества протекающих в их организме окислительно-восстановительных реакций. Данные процессы сопровождаются выделением большого объема дополнительного тепла, которое резко повышает вероятность оплодотворения в цветках.

    Максимальная оценка 4 балла.



наверх 
Районная олимпиада по биологии. 11 класс. Задания.


Задание 1. Выберите один правильный ответ.

1. Детеныш какого позвоночного растет со скоростью 2 мм/час?
а) землеройки;
б) анаконды;
в) синего кита;
г) саламандры.

2. Что такое аквакультура?
а) культура потребления воды;
б) культивирование водных организмов;
в) водные виды физкультуры и спорта;
г) навыки работы с акварельными красками.

3. Из сока какого растения первые североамериканские переселенцы добывали сахар?
а) малина;
б) клен;
в) сахарный тростник;
г) сахарная свекла.

4. Автор знаменитого "Толкового словаря" В. И. Даль, приводит в качестве примера к слову "орех"
плоды лещины и грецкого ореха. Прав ли автор?

а) да, настоящим орехом являются оба плода;
б) нет, оба плода не являются настоящими орехами;
в) нет, настоящим орехом является только плод грецкого ореха;
г) нет, настоящим орехом можно назвать только плоды лещины.

5. Как приблизительно оценить степень теневыносливости растения, например, комнатного?
а) по величине листьев (у светолюбивого они меньше);
б) по цвету листьев;
в) по длине стебля;
г) по форме прилистников.

6. Арахнология - это...
а) наука о пауках;
б) агротехника выращивания арахиса;
в) раздел археологии;
г) наука, изучающая технологию приготовления блюд из экзотических плодов.

7. Кошара - это...
а) загон для овец;
б) поселок на Алтае;
в) большая дикая кошка;
г) вид шерстяной ткани.

8. Майоран - это...
а) воинское звание в Шотландии;
б) шотландское название весеннего пения птиц;
в) пряное растение;
г) окаменелости древних организмов, используемые для поделок.

9. Пестун - это...
а) крупный старый медведь, не залегший в спячку;
б) годовалый медведь;
в) морской котик;
г) заласканный ребенок.

10. Жерлянка - это...
а) птица семейства славковых, живущая около вулканов;
б) лекарственное растение;
в) лягушка;
г) бабочка.

    Максимальная оценка 10 баллов.



Задание 2. Заполните таблицу, отметив знаками "+" наличие, а "-" отсутствие у животных органов, структур или соединений.

 

акула

аллигатор

осьминог

трубочник

скарабей

веки

 

 

 

 

 

гемоглобин

 

 

 

 

 

капилляры

 

 

 

 

 

легкие

 

 

 

 

 

мозжечок

 

 

 

 

 

мочевой пузырь

 

 

 

 

 

нервные узлы

 

 

 

 

 

предсердие

 

 

 

 

 

    Максимальная оценка 20 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ).



Задание 3. Найдите соответствие:

Структуры клетки

Функции

а) клеточная мембрана;
б) клеточная стенка;
в) хлоропласт;
г) гладкая ЭПС;
д) ядро;
е) рибосомы;
ж) митохондрии;
з) аппарат Гольджи;
и) цитоскелет.

1. место синтеза белка;
2. создание тока жидкости внутри клеток;
3. жесткий защитный покров некоторых клеток;
4. фотосинтез;
5. синтез липидов;
6. синтез АТФ;
7. хранение генетической информации;
8. регуляция поступления веществ из клетки и в нее;
9. накопление и выведение в цитоплазму клеточных продуктов.

Форма записи ответа:
а - N функции ............
б - N функции ............
и т. д.

    Максимальная оценка 9 баллов.



Задание 4. Проиллюстрируйте на графике следущие данные:



Куколки яблонной плодожерки погибают при сочетании температуры 15њС и 40% влажности или при 37њС и 100% влажности.

    Максимальная оценка 6 баллов.




Задание 5. Дополните схему пищевой сети, включив в нее необходимые организмы: коршун, кузнечик, паук, зяблик, травы, бактерии - детритофаги.

    Максимальная оценка 6 баллов.



Задание 6. Дайте характеристику изображенной клетки по следующему плану:



а) плоидность;


б) генотип;
в) соматическая или половая;
г) варианты гамет.

    Максимальная оценка 5 баллов.



Задание 7. Решите задачу.
   Шестипалый мужчина женился на женщине с нормальным количеством пальцев. Определите характер наследования признака и генотипы всех лиц, показанных на схеме родословной.

    Максимальная оценка 4 балла.



Задание 8. Выберите один правильный ответ.

1. Заросток - половое поколение:
а) водорослей;
б) грибов;
в) мхов;
г) папоротников.

2. Гермафродитом не является:
а) дождевой червь;
б) аскарида;
в) планария;
г) большой прудовик.

3. Трахейное дыхание присуще:
а) мухе;
б) беззубке;
в) прудовику;
г) ланцетнику.

4. В сердце у окуня кровь:
а) артериальная;
б) венозная;
в) смешанная;
г) в предсердии - артериальная, а в желудочке - смешанная.

5. Исключительно гуморальным путем регулируется:
а) половая система;
б) обмен веществ;
в) мышечная система;
г) все ответы неверны.

6. К гомологичным органам следует отнести:
а) лапу тигра и конечность мухи;
б) глаза человека и глаза паука;
в) крыло бабочки и крыло летучей мыши;
г) чешую змеи и перья птиц.

7. Первые организмы на Земле были:
а) эукариотами:
б) прокариотами;
в) многоклеточными;
г) фотосинтетиками.

8. Биогенетический закон сформулирован:
а) Т. Морганом;
б) А. И. Опариным;
в) М. Шлейденом и Т. Шванном;
г) Э. Геккелем и Ф. Мюллером.

9. Межвидовые гибриды:
а) отличаются повышенной плодовитостью;
б) бесплодны;
в) всегда женского пола;
г) всегда мужского пола.

10. Движущая сила эволюции по Ж. Б. Ламарку:
а) наследственная изменчивость;
б) естественный отбор;
в) наследование благоприятных признаков;
г) модификационная изменчивость.

    Максимальная оценка 10 баллов.



Задание 9. Какие, на Ваш взгляд, открытия XX века в области биологии наиболее значимы? Обоснуйте свое мнение.

    За каждый обоснованный элемент ответа присуждается по 2 балла.



наверх 
Районная олимпиада по биологии. 11 класс. Ответы.


Задание 1.

1 - в; 2 - б; 3 - б; 4 - г; 5 - б; 6 - а; 7 - а; 8 - в; 9 - б; 10 - в.

    Максимальная оценка 10 баллов.

Задание 2.

 

акула

аллигатор

осьминог

трубочник

скарабей

веки

-

+

+

-

-

гемоглобин

+

+

-

+

-

капилляры

+

+

+

+

-

легкие

-

+

-

-

-

мозжечок

+

+

-

-

-

мочевой пузырь

-

+

-

-

-

нервные узлы

+

+

+

+

+

предсердие

+

+

+

-

-

    Максимальная оценка 20 баллов (по 0,5 балла за каждый правильный ответ).



Задание 3.

а - 8; б - 3; в - 4; г - 5; д - 7; е - 1; ж - 6; з - 9; и - 2.

    Максимальная оценка 9 баллов.

Задание 4.

    Максимальная оценка 6 баллов.



Задание 5.

    Максимальная оценка 6 баллов.



Задание 6.
а - диплоидная;
б - ааВвДД;
в - соматическая;
г - а ВД; авД.

    Максимальная оценка 5 баллов.



Задание 7. Ген полидактилии доминирует. Все "больные" гетерозиготны. Все здоровые люди
гомозиготны по рецессивному признаку.

    Максимальная оценка 4 балла.



Задание 8.

1 - г; 2 - б; 3 - а; 4 - б; 5 - г; 6 - г; 7 - б; 8 - г; 9 - б; 10 - в.

    Максимальная оценка 10 баллов.

Задание 9. Свободный ответ.

    За каждый обоснованный элемент ответа присуждается по 2 балла.



наверх 

Областной этап.



Областная олимпиада по биологии. 9 класс. Задания.


Задание 1. Задание включает 40 вопросов, к каждому из них предложено 4 варианта ответа. На каждый вопрос выберите только один ответ, который вы считаете наиболее полным и правильным. Около индекса выбранного ответа поставьте знак "+". В случае исправления знак "+" должен быть продублирован.

1. Гриб лишайника получает от водоросли:
а) воду;
б) минеральные соли;
в) органические вещества;
г) воздух.

2. Эндосперм голосеменного растения:
а) гаплоидный;
б) диплоидный;
в) триплоидный;
г) имеет неклеточное строение.

3. Запасающую функцию в зерновках выполняет ткань:
а) покровная;
б) проводящая;
в) основная;
г) образовательная.

4. На рисунке изображена клубнелуковица гладиолуса. Укороченный стебель обозначен номером:
а) 1; б) 2; в) 4; г) 6.

5. У плаунов ветвление:
а) боковое;
б) дихотомическое;
в) верхушечное;
г) симподиальное.

6. Женским гаметофитом у покрытосеменных растений является:
а) семяпочка;
б) пестик;
в) пыльцевая трубка;
г) зародышевый мешок.

7. Придаточные почки побега могут быть расположены на:
а) листе или в пазухе листа;
б) листе и междоузлии;
в) листе и верхушке побега;
г) верхушке побега и в пазухе листа.

8. В металлургии, пиротехнике и медицине раньше применяли споры:
а) папоротников;
б) мхов;
в) хвощей;
г) плаунов.

9. Вещества, придающие окраску лепесткам венчика цветка, в основном содержатся в:
а) цитоплазме;
б) оболочке;
в) ядре;
г) клеточном соке.

10. Рассыпчатость спелого яблока объясняется:
а) разрушением части клеток;
б) появлением в процессе созревания межклетников;
в) прекращением роста клеток;
г) разрушением межклеточного вещества.

11. Роль санитаров выполняют бактерии:
а) уксуснокислого брожения;
б) гниения;
в) болезнетворные;
г) клубеньковые.

12. Споры на пластинках плодового тела образуются у:
а) белого гриба;
б) мукора;
в) рыжика;
г) трутовика.

13. Гриб пыльная головня поселяется на:
а) листьях злака;
б) стебле злака;
в) корнях злака;
г) соцветии злака.

14. Источником энергии для развивающегося зародыша у цветковых растений служит:
а) гаплоидный эндосперм;
б) тапетум, выстилающий слой;
в) свет, проникающий через покров семени;
г) триплоидный эндосперм.

15. Гельминтами называют:
а) всех червей;
б) всех червей, паразитирующих в организме животных и человека;
в) только плоских червей, паразитирующих в организме животных и человека;
г) только круглых червей, паразитирующих в организме животных и человека.

16. Аскарида выделяет вредные для человека продукты метаболизма через:
а) кожу;
б) почки;
в) протонефридии;
г) ротовое отверстие.

17. Дыхание у дождевого червя:
а) осуществляется при помощи трахей;
б) осуществляется при помощи легочных мешков;
в) осуществляется через кожу;
г) не происходит вообще, так как он живет в почве, где нет кислорода.

18. На рисунке изображены основные системы органов белой планарии. Под номером 3 представлена:
а) пищеварительная;
б) выделительная;
в) нервная;
г) половая.

19. Медузы размножаются:
а) только половым путем;
б) только бесполым путем;
в) половым и бесполым путями;
г) некоторые виды только половым, другие - половым и бесполым путями.

20. У моллюсков кровь очищается от отработанных продуктов
обмена в:

а) сердце;
б) печени;
в) почке;
г) желудке.

21. Вторая пара конечностей у паукообразных:
а) антеннулы;
б) мандибулы;
в) хелицеры;
г) педипальпы.

22. Из мезодермы у круглых червей образуется:
а) паренхима;
б) продольные мышцы;
в) кожа;
г) кольцевые мышцы.

23. Гормон, стимулирующий превращение глюкозы крови в гликоген печени:
а) адреналин;
б) глюкагон;
в) инсулин;
г) окситоцин.

24. Отходы пищеварения у кишечнополостных удаляются через:
а) порошицу;
б) поры в теле;
в) анальное отверстие;
г) ротовое отверстие.

25. Нервная система у бычьего цепня:
а) диффузная;
б) в виде нервной цепочки;
в) представлена нервными стволами;
г) в виде нервной трубки.

26. Антитела образуются:
а) всеми лимфоцитами;
б) Т-лимфоцитами;
в) В-лимфоцитами;
г) фагоцитами.

27. Сухожилия, при помощи которых мышцы соединяются с костями, образованы соединительной
тканью:

а) костной;
б) хрящевой;
в) рыхлой волокнистой;
г) плотной волокнистой.

28. На рисунке стрелками показаны возможные варианты направления движения нервного импульса
по нейрону. Правильные варианты:

а) 1, 2; б) 1, 3; в) 2, 3; г) 2, 4.

29. Объем воздуха, который можно вдохнуть после спокойного выдоха
называют:

а) резервным объемом вдоха;
б) дыхательным объемом;
в) резервным объемом выдоха;
г) остаточным объемом.

30. Гормон гастрин стимулирует обильную секрецию:
а) слюны;
б) желудочного сока;
в) желчи;
г) кишечного сока.

31. Железа внутренней секреции, управляющая большинством гормональных процессов в организме человека:
а) щитовидная;
б) поджелудочная;
в) надпочечники;
г) гипофиз.

32. Нерв, обеспечивающий поворот глазного яблока у человека:
а) тройничный;
б) отводящий;
в) лицевой;
г) зрительный.

33. Вкус, воспринимаемый вкусовыми луковицами задней трети языка, является:
а) сладким;
б) кислым;
в) соленым;
г) горьким.

34. Коленный сустав по форме является:
а) мыщелковым;
б) седловидным;
в) эллипсовидным;
г) шаровидным.

35. Эритроциты вырабатываются в:
а) красном костном мозге;
б) печени;
в) селезенке;
г) лимфатических узлах.

36. Волокнистый хрящ образует:
а) хрящевую часть ребра;
б) ушную раковину;
в) межпозвоночный диск;
г) надгортанник.

37. Свет в глазном яблоке последовательно проходит через следующие его элементы:
а) роговица - хрусталик - зрачок - передняя камера - стекловидное тело - сетчатка;
б) роговица - передняя камера - зрачок - хрусталик - стекловидное тело - сетчатка;
в) роговица - передняя камера - хрусталик - зрачок - стекловидное тело - сетчатка;
г) роговица - зрачок - хрусталик - передняя камера - стекловидное тело - сетчатка.

38. Концентрация этого вещества в Боуменовых капсулах здоровой почки равняется 0.1, в то время
как концентрация данного вещества в моче в норме равна нулю. Это вещество:

а) фосфат кальция;
б) глюкоза;
в) мочевина;
г) хлористое железо.

39. Передние рога серого вещества спинного мозга образованы:
а) вставочными нейронами;
б) телами чувствительных нейронов;
в) аксонами чувствительных нейронов;
г) телами двигательных нейронов.

40. Центры защитных рефлексов - кашля, чихания, рвоты находятся в:
а) мозжечке;
б) спинном мозге;
в) промежуточном отделе головного мозга;
г) продолговатом отделе головного мозга.

следующая страница >>