Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги» Секция «Русский язык и литература» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Районная открытая конференция школьников Секция: 1 32.91kb.
Успешно прошла 6 декабря в г. Жуков 16-ая районная научно-практическая... 1 13.27kb.
Республики казахстан национальный центр тестирования единое национальное... 4 662.04kb.
Программа модуля «Русский язык» 4 1119.93kb.
Программа Учебники Цифровые образовательные ресурсы Учебно- методические... 3 541.02kb.
Учебно-методический комплекс По дисциплине «Страноведение» для студентов... 5 452.78kb.
«Ты и твоя родословная. Первые шаги к исследованию» 1 308.71kb.
К рабочей программе по русскому языку 5-9 класс Рабочая программа... 1 44.37kb.
Программа курса «Русский язык» 59 6873.32kb.
Справочно-информационный портал «Русский язык» 1 100.01kb.
Учебников «Школа 2100» 10 3457.31kb.
Викторина  в чьём кабинете Германия объявила нашему послу о начале... 1 203.45kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги» Секция «Русский - страница №1/1

Районная учебно-исследовательская конференция школьников «Первые шаги»

Секция «Русский язык и литература»

Употребление и роль сложносокращённых слов в современном русском языке

Автор: Петров Анатолий Сергеевич,

8 класс, МОУ Белосельская СОШ,

с. Белое, Пошехонский МР,

Ярославская обл.

Научный руководитель: Галкина

Валентина Александровна, учитель

русского языка и литературы

МОУ Белосельской СОШ.

С.Белое – 2012г.

Содержание

Введение.



  1. Человек, народ, язык.

  2. Язык – изменяющееся явление.

  1. Теоретическая часть.

1.1.Вопрос о сложносокращённых словах в научной литературе.

1.2.Возникновение сложносокращённых слов.

1.3.Группы сложносокращённых слов по способу образования.

1.3.1.Разновидности аббревиатур.

1.3.2. Виды сложносокращённых слов.

2.Употребление сложносокращённых слов в современном русском языке. Практи –

ческие результаты.

2.1. Материалы и методы исследования.

2.2. Муниципальная газета «Сельская новь».

2.3. Региональная газета «Северный край».

2.4. Центральный орган печати «Российская газета».

2.5. Газета для детей «Добрая Дорога Детства».

3. Сравнительные таблицы результатов.

4. Выводы.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения.

Русский язык в умелых руках и в опытных

устах – красив, певуч, выразителен, гибок,

послушен, ловок и вместителен…

А.И.Куприн

Введение

Русский язык… Это мой родной язык, это родной язык моих родителей, моих современников, моих предков, далёких и близких. Это великий, бесценный дар, который мы получаем при рождении. Родной язык не выбирают, как не выбирают отца и мать, место и время рождения. Но именно то, что мы не выбираем, во многом определяет нашу судьбу. Счастье или несчастье человека зависит от его взаимоотношений с близкими людьми, и взаимоотношения с родным языком тоже очень важны в жизни.

Если человек испытывает бессильную тоску перед чистым листом бумаги, не умея грамотно изложить собственные мысли, то для него закрыты десятки профессий. Для такого человека слишком сложным может оказаться содержательный текст, и поэтому прекрасная русская литература может «пройти» мимо него. Неспособность воспринимать и осмысливать тексты сделает человека беззащитным перед напором рекламы и политиков, которые легко могут увести его не в ту сторону.

Знание родного языка делает человека не только образованным, но и помогает ему занять своё место в обществе, наиболее полно развить и реализовать природные способности. Занятия русским языком раздвигают перед человеком горизонты знания, погружают его в мир чудесных превращений, увлекают чёткой и красивой логикой, уводят в даль истории и открывают завесу будущего, так как система нашего языка нисколько не меньше интересна, чем строение Вселенной или устройство молекулы белка.

Русский язык действительно «…великий и могучий…», и понимание этого даёт нам не только право гордиться им, но и налагает ответственность изучать и знать его. Каждый из нас должен помнить об этой ответственности перед прошлыми поколениями, перед современниками и перед нашими потомками. Учиться языку необходимо постоянно, потому что он «живой, как жизнь…» изменяется постоянно.(8)

Языком мы пользуемся в течение всей жизни, а она не стоит на месте; вместе с изменениями в жизни происходят изменения и в языке. Наиболее чутко и оперативно на изменения окружающей жизни реагирует лексика: уходят из жизни предметы, понятия, явления – вместе с ними уходят слова; на смену приходят новые определения, открытия, достижения – появляются новые слова, обозначающие их. Обогащение лексики происходит за счёт заимствований, появления неологизмов, расширения значения имеющихся слов, но самым интересным пластом в нашей лексике я считаю сложносокращённые слова. Почему? Во-первых, они с точки зрения значения являются загадкой, во-вторых, не всегда легко расшифровываются, в-третьих, интересна сфера и необходимость их употребления.

Цель исследования – выявить роль сложносокращённых слов в русском языке и сферу их употребления.

Задачи:


1.изучить историю возникновения сложносокращённых слов; 2. познакомиться с их группами по значению и способу образования; 3.провести лингвистический анализ текстов различных периодических изданий; 4.выяснить роль и сферу употребления сложносокращённых в современном русском языке.



  1. Теоретическая часть.

1.1.Вопрос о сложносокращённых словах в научной литературе.

Сложносокращённые слова и буквенные аббревиатуры – широко распространённый тип слов в языке советской эпохи, поэтому вопрос о данной группе слов достаточно широко изучался именно в 20 веке. В 20-е годы группу учёных-лингвистов возглавил видный языковед П.Х.Спасский. На основе изучения периодической печати, научной, художественной и общественно-политической литературы был составлен и издан «Словарь советских терминов» под редакцией П.Х.Спасского, Н.-Новгород, 1924.

Работа данной группы учёных была продолжена в 60-е годы коллективом лингвистов в составе И.Г.Гозмана, Д.А.Алексеева, Г В.Сахарова. Они изучили сложносокращённые слова со стороны образования, показали их структурное своеобразие и многообразие, а также самую технику их конструирования. Итогом работы стал «Словарь сокращений русского языка» под общей редакцией В.Ф.Корицкого, Москва, 1963г.

Вопросами сокращений слов русского языка занимались и зарубежные лингвисты: американец А.Розенберг, который в 1957г. выпустил справочник «Русские аббревиатуры» и немецкий лингвист Е.Шайц, издавший в 1961 году справочник «Русские аббревиатуры и сокращённые слова».

Наиболее информативным является «Словарь сокращений русского языка», так как он не только расшифровывает слова, но и даёт сведения о произношении аббревиатур, определяет ударения, указывает категорию рода.(4)

1.2. Возникновение сложносокращённых слов.

Сложносокращённые слова применялись издавна у всех народов, обладавших письменной формой языка. Впервые они были отмечены в античных надписях, позднее появились и в рукописях. Цель сокращений – экономия места на носителях: берёсте, керамических табличках, пергаменте – и быстрота написания часто употребляемых слов и выражений.

С помощью так называемой «суспензии», то есть использования только начальной буквы, древние римляне сначала сокращали имена собственные (Q – Quintus), а затем и другие слова (cos/ - consul). Повторение одной и той же буквы обозначало множественное число (coss. – consules). Аналогичные аббревиатуры встречаются в греческих папирусах и надписях на монетах.

Аббревиатуры использовались также для сокращения единиц меры и веса. Римские юристы так часто прибегали к сокращениям, что были составлены своды сокращений и системы сокращений букв, которые дошли до Средневековья. Одна из них – система «Тироновых значков» стала основой Римской тахиграфии (быстрописи). Древние римские аббревиатуры встречаются на средневековых монетах, куда они пришли вместе с латинским языком, а затем в рукописях, начиная с 11 века, а также в грамотах, из которых не исчезают вплоть до 16 века.(3)


1.3. Группы сложносокращённых слов по способу образования.

1.3.1. Разновидности аббревиатур.

Сложносокращённые слова и аббревиатуры представляют большой интерес со стороны образования. Они имеют много словообразовательных моделей.

а). Буквенная – составлена из алфавитного названия начальных букв исходного словосочетания: КГБ – комитет государственной безопасности; США – (сэ-шэ-а) – в составе русских буквенных аббревиатур чтение некоторых названий букв может не совпадать с общепринятым.

б). Звуковая (акроним) – образована из начальных звуков исходного словосочетания: ТАСС - Телеграфное агентство Советского Союза.

в). Буквенно-звуковая (бэкроним) - образована частично из названий начальных букв, частично из начальных звуков исходных слов: ГИБДД (ги-бэ-дэ-дэ).

г). Рекурсивная – расшифровка включает и саму аббревиатуру.
1.3.2. Модели сложносокращённых слов.

а). Сложение начальных частей двух и более слов: комсомол – коммунистический союз молодёжи.

б). Сложение начала первого слова с целым словом: теракт – террористический акт.

в). Сложение начальной части первого слова с формой косвенного падежа второго слова: завкафедрой.

г). Сложение начала первого слова с концом второго: мопед – (мо)тоцикл, велоси(пед ).

д). Графические сокращения: и т. д.

е). Смешанные сокращения: Белаз – Белорусский автомобильный завод.

ж). Тавтологическое сокращение. Плеоназм: ВИЧ-инфекция, вирус-ВИЧ.

з). Заимствованные слова, бывшие в своём языке сокращениями: интернет, лазер, квазар.
2. Употребление сложносокращённых слов в современном русском языке.

Практические результаты.


2.1.Материалы и методы исследования.

Сокращения – факты языка. Особенно интенсивно они возникают в языке в связи с важными общественно-политическими событиями, например, огромный пласт сокращённых слов появился в русском языке после Великой Октябрьской социалистической революции и нашёл употребление в различных сферах жизни общества.

Какое место в русской лексике занимают сложносокращённые слова в настоящее время? Где употребляются? Какое имеют значение? Какие социальные группы людей ими пользуются?

Для ответа на эти вопросы произведён лингвистический анализ материалов периодической печати, подсчитано количество употреблённых слов, определено их значение.

На основании полученных результатов сделаны соответствующие выводы о роли сложносокращённых слов в современном русском языке.
2.2.Муниципальный орган периодической печати – газета «Сельская новь» от 02.12.2009 г. – №112(11346) .

В газете употреблено 27 сокращений: 22 аббревиатуры, 5 сложносокращённых слов.

Сложносокращённые слова – сельхозколледж, метеостанция, жилплощадь, предоплата, комбикорм.

17 буквенных аббревиатур – ОРВИ - острая респираторная вирусная инфекция.

МР - муниципальный район. ЦРБ - центральная районная больница. ЕГЭ - единый государственный экзамен. ДК - дом культуры. РФ - Российская Федерация. МЧС - министерство чрезвычайных ситуаций. ЯО - Ярославская область. ПМР – Пошехонский муниципальный район. ФЦП – федеральная целевая программа. ПО – программное обеспечение. ВОВ – Великая Отечественная война. МСЭ – медицинская социальная экспертиза. ЭКГ – электрокардиограмма. МТС - машинно-тракторная станция. КПСС – Коммунистическая партия Советского Союза. ООО – общество с ограниченной ответственностью.

4 звуковые аббревиатуры – СОШ – средняя общеобразовательная школа. ВОИ - всероссийское общество инвалидов. ВТЭК – врачебно-трудовая экспертная комиссия.

AFG - Фельдшерско – акушерский пункт.

1 смешанная аббревиатура – ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.


2.3. Ярославская областная ежедневная газета «Северный край» от 18. 12. 2009г. – № 235 (25532).

В газете употреблено 36 сокращений: 7 сложносокращённых слов и 29 аббревиатур. Сложносокращённые слова: зарплата, «Славнефть», сельхозакадемия, «Ленком», Минприроды, замруководителя, телекоммуникации.

15 буквенных аббревиатур: РЖД – российские железные дороги. ТНК - Тюменская нефтегазовая компания, БТИ - бюро технической инвентаризации. СНГ – содружество независимых государств. НПЗ – нефтеперерабатывающий завод. СССР – Союз Советских Социалистических Республик. ВСРФ – Вооружённые Силы Российской Федерации. РПЦ – Русская православная церковь. ОРВИ – острая респираторно-вирусная инфекция. РФ – Российская Федерация. МО – Московская область. ВТО – Всемирная торговая организация. ОЭСР – организация экономического сотрудничества и развития. «СК» - «Северный край». ВТБ – Внешнеторговый банк.

14 звуковых аббревиатур: ОАО – открытое акционерное общество. НИИ – научно –исследовательский институт. ГУП – государственное унитарное предприятие. МУП – муниципальное унитарное предприятие. НИИМСК – научно-исследовательский институт мономеров и синтетического каучука. МЭСИ – Московский Государственный университет экономики, статистики, информации. ЗАО – закрытое акционерное общество. ООО – общество с ограниченной ответственностью. ФАС – федеральная антимонопольная служба. ООН – Организация Объединённых Наций. ГРЕКО – группа стран по борьбе с коррупцией. МАУ – муниципальное автономное учреждение. ЗАГС – запись актов гражданского состояния. УАЗ – Ульяновский автомобильный завод.


2.4. Центральный орган периодической печати «Российская газета» от 26.06 2009г. №116 (4940).

Один лист «Российской газеты» содержит 37 сокращёний.

11 сложносокращённыехслов: Минздравсоцразвития, нацпроект, господдержка, госструктура, главврач, хозрасчёт, Газпромбанк, Росрыболовство, «Росатом», теракт, сельхозпродукты.

Звуковые аббревиатуры – 7: ООН – Организация Объединённых Наций. МУП – муниципальное унитарное предприятие. РАН – Российская Академия наук. ЮАР – Южно-Африканская республика. ФАС – Федеральная антимонопольная служба. СМИ – средства массовой информации. РАМН – Российская Академия медицинских наук.

Смешанные аббревиатуры – 1: ЦСКА – Центральный спортивный клуб армии.

Буквенные аббревиатуры – 18: СНГ – Содружество независимых государств. РФ – Российская Федерация. «РГ» - «Российская газета». США – Соединённые Штаты Америки. ЦБ – центральный банк. МВД – министерство внутренних дел. ФСБ - федеральная служба безопасности. СССР – Союз Советских Социалистических Республик.

АК – акционерная корпорация. ЦРБ – центральная районная больница. НГМУ - Новосибирский государственный медицинский университет. БМП – боевая машина пехоты. КХЛ – континентальная хоккейная лига. НХЛ – национальная хоккейная лига. НКО – Некоммерческая организация. ГД – Государственная Дума. ВВП – внутренний валовый продукт. ВАЗ – Волжский автомобильный завод.


2.5. Всероссийская газета «Добрая Дорога Детства» от 04.03.2012г. № 15.
В газете употреблено 19 сокращённых слов.

Звуковые аббревиатуры – 2: МОУ СОШ – муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа. ЮИД – юный инспектор движения.

Смешанные аббревиатуры – 2: ОГИБДД – Отдел государственной инспекции безопасности дорожного движения. ГИБДД – Государственная инспекция безопасности дорожного движения.

Буквенные аббревиатуры – 13: ОВД - отдел внутренних дел. ДДД - добрая дорога детства. УМВД – управление министерства внутренних дел. МУВД – межмуниципальное управление внутренних дел. ПДД - правила дорожного движения. МВД – министерство внутренних дел. ДПС – дорожно-патрульная служба. КВН – клуб весёлых и находчивых. РФ – Российская Федерация. ПНД – психо-неврологический диспансер. КДН – комиссия по делам несовершеннолетних. ДЮСШ – детско-юношеская спортивная школа. ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности.

Сложносокращённые слова – 3: автошкола, автоград, госавтоинспекция.

Лексическое значение сокращений в русском языке очень разнообразно: названия государств, административно-территориальных единиц, органов государственного управления, структурных подразделений; наименования организаций, учреждений, производственных и творческих объединений, научная терминология, сокращения по разным отраслям деятельности человеческого общества.


3.Сравнительные таблицы результатов.

3.1. Употребление сокращений в периодической печати.




Типы сокращений

Наименование изданий

«Сельская

Новь»


«Северный

Край»


«Российская

Газета»


«Добрая

Дорога


Детства

Сложносокращенные слова

5

7

11

3

Аббревиатуры: * звуковая

4

14

7

2

  • буквенная

17

15

18

12

  • смешанная

1

-

1

2

Всего:

27

36

37

19

На основе данных, приведённых в таблице, можно сделать вывод о том, что наиболее употребляемыми во всех изданиях являются буквенные аббревиатуры (65), затем следуют звуковые (27) и сложносокращённые слова (26). Эту таблицу мы представили в виде диаграмм.


Газета «Сельская Новь»



Газета «Северный Край»





«Российская Газета»

Газета
«Добрая Дорога Детства»

3.2. Тематические группы сложносокращенных слов.



Тематические группы




Наименование изданий

«Сельская

Новь».


«Северный

Край»


«Российская

Газета»


«Добрая

Дорога


Детства»

Названия государств

-

3

4

1

Территориально - административные единицы.

3

1

-

-

Учреждения, организации.

10

19

12

4

Научные термины

3

2

1

2

Государственные органы управления

1

1

4

1

Структурные подразделения

1

2

3

8

Другие

9

8

13

3

Всего:

27

36

37

19

Данные таблицы свидетельствуют, что наиболее востребованы в речевой практике сокращения, являющиеся названиями учреждений, организаций (45), на втором месте слова, называющие различные структурные подразделения (14), затем – названия государств (8).


4.Выводы.

На основе проведённого исследования материалов периодической печати, адресованной различным социальным и возрастным группам людей, можно сделать следующие выводы:

1). Возникнув в глубокой древности, сложносокращённые слова прочно вошли в сло-варный состав русского языка и этот пласт лексики беспрерывно пополняется.

2). Словообразовательные модели сокращений очень разнообразны и вызывают большой интерес.

3). Лексическое значение сокращений отличается многообразием: они употребляются во всех отраслях знаний и человеческой деятельности.

4).Благодаря краткости, но большой информативности практика употребления сокращений систематически растёт.

Заключение
Благодаря проведённому исследованию я убедился, что моё представление о словарном богатстве русского языка без сложносокращённых слов и аббревиатур было бы неполным: собирание и изучение этого интересного пласта русской лексики дало мне возможность узнать много нового о мире, об окружающей жизни.

Я значительно расширил своё представление о составе родного языка, приобрёл хорошие навыки работы с различными словарями, справочниками, ресурсами интернет.

Работа с лексикой изменила моё отношение к периодической печати: раньше я интересовался только развлекательными материалами, не подозревал, что серьёзные газеты содержат так много интересной. Полезной информации для подростка; теперь я подробно изучаю содержание всех газет, которые выписывает моя семья.

Сложносокращённые слова увлекли меня настолько, что я теперь обращаю внимание на них везде, где бы они ни встретились, и расшифровываю их как кроссворды, а русский язык я стал любить ещё больше.



Использованная литература


  1. Баранникова Л.И. Основные сведения о русском языке. М.; Просвещение. 1982.

  2. Бирюков В.Г. и др. Толковый словарь русского языка. Пособие для учащихся нац. школ. – Л.: Просвещение, 1981.

  3. Википедия. Свободная энциклопедия. /Ресурсы интернет./

  4. Корицкий Б.Ф. Словарь сокращений русского языка. М.: Гос. изд-во иностр. и нац. словарей. 1963.

  5. Михневич А.Е. Рассказы о русском языке. М-н.: Народная асвета, 1985.

  6. Ожегов С.И. Словарь русского языка. Изд. 5-е, М., ГИС, 1963.

  7. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка. М., ОГИЗ, 1935-1940.

  8. Энциклопедия для детей. Т. 10. Языкознание. Русский язык. М.: Аванта. 2001.

  9. Газета «Сельская новь» от 02.12.2009г - №112(11346).

  10. Газета «Северный край» от18.12.2009г. - №235(25532).

  11. «Российская газета» от 26.06.2009г. - №116(4940).

  12. Всероссийская газета «Добрая Дорога Детства» от 04.03.2012г.


Приложения