Работа над текстом как один из способов формирования общеучебных универсальных действий на уроках словесности - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Информационно-коммуникационные технологии инструментарий универсальных... 1 122.26kb.
Программы отдельных учебных предметов развивающей системы Л. 38 12648.94kb.
Сегодня в моде здоровый образ жизни. Один из способов придерживаться... 1 86.78kb.
Шерстобитова И. А. Работа с текстом в полиэтническом классе. 1 162.81kb.
Практическая работа №6 Тема: Использование выражений, выполнение... 1 104.07kb.
Как тренировать мышление 1 24.37kb.
На уроках русского языка и литературы антикоррупционное образование... 1 304.09kb.
В наши дни проблема формирования творческих способностей у подростков... 1 115.86kb.
Реферат по теме: «Опричнина при Иване Грозном» 1 367.26kb.
Конспект открытого занятия элективных курсов Работа со слоями Провела... 1 25.21kb.
Наше казино это место, где каждый человек, кто честен, смел и безызвестен... 1 429.53kb.
Неизвестная история человечества/ Пер с англ. В. Филипенко. 13 5533.88kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Работа над текстом как один из способов формирования общеучебных универсальных действий - страница №1/1


Работа над текстом как один из способов формирования общеучебных универсальных действий на уроках словесности.

К универсальным учебным действиям, введённых во ФГОС 2 поколения, педагогика активно подходила последние 30 лет. За этот период были освоены и введены в практику работы такие важные понятия как компетентностный, деятельностный и метапредметный подходы. В преподавании русского языка и литературы некоторые содержательные линии неразрывно связаны и интегрированы. В первую очередь это касается текстов, так как один из метапредметных результатов освоения выпускниками основной школы являются следующие:

- умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и и жанров с учётом замысла и ситуации общения;


- способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие темы и др.), адекватно выражать своё отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному.

Работая над этим видом метапредметного результата (работа над текстом), на уроках словесности, мы формируем и УУД.

Один из приёмов, который я использую – написание собственного текста- пейзажа к какому- либо эпизоду в художественном произведении. Обратимся к рассказу А.П.Платонова «Юшка», возьмём эпизод «Смерть Юшки».

Зная основную роль пейзажа в тексте, необходимо создать такой текст- пейзаж, который усилил бы произошедшую на дороге трагедию.



А.П.Платонов «Юшка» (отрывок).
Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился
и не поднялся.

__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
__________________________________________________
Вскоре проходил один человек, столяр из мебельной мастерской.
Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во тьме
белые открытые неподвижные глаза Юшки. Рот его был черён;
столяр вытер уста Юшки ладонью и понял, что это была
спёкшаяся кровь. Он опробовал ещё то место, где лежала голова
Юшки лицом вниз, и почувствовал, что земля там была сырая, её
залила кровь, хлынувшая горлом из Юшки.

Результатом работы у учащихся получаются следующие тексты.



  1. Вечер лохматой тьмой окутал поникшие от зноя кусты. Птицы умолкли, а с неба одна маленькая одинокая звёздочка грустно- грустно смотрела на землю. (Н.Настя)

  2. Но поднялся ветер и стал печально заглядывать в уснувшие рощи, покачал цветы с травами, словно хотел их разбудить. Но все уже спали спокойным равнодушным сном. (Ч.Катя)

При данном виде работы у учащихся формируются следующие УУД:
- личностные действия: они делают учение осмысленным (идёт осмысление произошедшего), позволяют сориентироваться в нравственных нормах и выработать свою позицию по отношению к миру, т.е. учащиеся в данной ситуации учатся сострадать, сопереживать, дают свою собственную оценку окружающему миру;
- регулятивные универсальные действия в данной ситуации обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности: во- первых, целеполагания как постановки учебной задачи на основе соотнесения того, что известно (текст А.Платонова) и того, что должно быть. Во- вторых, коррекция- внесение необходимых дополнений, корректив в свою творческую работу; в- третьих, формируется волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, направленных на преодоление препятствий.
Следующий приём, направленный на формирование УУД- это приём «Противоречие», который эффективно работает в следующих позициях: 1)столкновение противоречивых, противоположных мнений,
2)противоречие, выраженное союзом НО.
Обратимся к противоречию- мнению «Роль пейзажа в современной литературе» и выскажем свою точку зрения по поводу двух полярных мнений по данному вопросу.

«Современная жизнь, требующая от человека активности и больших затрат времени, дарит ему драгоценные минуты встречи если уж не с самой природой, то с художественными описаниями, дающими возможность вдохнуть непередаваемый аромат очищенного грозой воздуха, всмотреться в далёкую, загадочно мерцающую звезду на тёмно- фиолетовом горизонте, вдохнуть обжигающий морозом воздух в торжественно дремлющем лесу. Тихо, романтично, спокойно душе и сердцу.Замечательно, что это есть в произведениях…» (В.Селезнёв).


«Ускоренные ритмы жизни, большой объём информации, нехватка времени… Но это не мешает читателям взять в руки книгу и увлечься захватывающими событиями. Вот тут мы и встречаемся с пейзажем, который отвлекает нас от сюжетной линии и отнимает драгоценное время. Современная литература должна отвечать духу времени, поэтому пейзажных зарисовок в ней не должно быть». (П.Скаредников)


Вторая позиция- противоречие, выраженное союзом НО. Проиграем ситуацию исходя из темы нашего доклада.
Продолжим тексты, приведём свои доводы, рассуждения, выскажем мысли по следующим смысловым ситуациям:
1) Каждому современному педагогу необходимо работать над формированием у учащихся УУД, НО…

2) Формированию универсальных личностных действий

(- ориентирование в нравственных нормах,
- осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов,
- оценка самого себя в окружающем мире)
педагоги уделяют достаточно много времени, НО…

При приёме «Противоречие» формируются следующие виды коммуникативных действий: умение слушать, слышать, участвовать в обсуждении проблемы, умение достаточно полно и точно выражать мысли в соответствии с учебными задачами. Также здесь идёт формирование таких значимых познавательных универсальных действий как логические действия, т.к. здесь учащиеся анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки, устанавливают причинно- следственные связи, ищут доказательства или выдвигают гипотезы.


Итак, работа над письменной и устной речью формирует все четыре составляющие УУД. Рассмотрим, как при работе над текстом идёт формирование познавательного блока, где мы будем учить учащихся понимать природу слова, грамотно использовать в речи изобразительно- выразительные средства, при этом уметь самовыражаться через творческий поиск.

Почувствовать силу воздействия и очарования слов и выработать навык обращения с ними поможет экспериментально-творческая лаборатория на уроках.

Для экспериментальной деятельности необходимо взять один и тот же – стартовый – текст, состоящий из трёх–четырёх предложений.

Осень.


Пришла осень. Дует ветер и срывает листья с деревьев.

Всё чаще и чаще идут дожди.

После знакомства с темой «Эпитет как средство выразительности» и тренинг-минимума по закреплению знаний необходимо предложить задание к тексту: распространить предложения, используя эпитеты. Получившийся текст явится тем творческим продуктом, который путём анализа поможет познать тайны и законы слова.

На втором занятии учащиеся после создания текста к теме «Олицетворение» проводят сравнительно-сопоставительный анализ текстов:

Тема «Эпитеты» ( текст №1 )

Осень.


Пришла ненастная осень.

Дует резкий ветер и срывает жёлтые и багряные листья с

деревьев. Всё чаще и чаще идут затяжные дожди.

( Катя Ч. )

Тема «Олицетворение» ( текст № 2 )

Осень.


Опять захозяйничала осень.

Сердится злой ветер и срывает листья с деревьев.

Всё чаще и чаще плачут дожди.

( Маша Т. )

После тренинг-минимума учащиеся довольно легко справляются с творческими заданиями, при сопоставлении текстов определяют роль и значение изобразительных средств. Без затруднений находят общие и отличительные черты текстов относительно их эмоционально-образного фона, тонко чувствуют словесный материал.

С усиливающимся интересом экспериментируют, продолжая наблюдения за изменениями при работе с одной и той же темой, придумывая свои оригинальные языковые находки.


Тема «Сравнение» ( текст № 3 )

Осень.


Пришла осень, точно гневная царица.

Дует ветер и срывает с деревьев листья, как

расхулиганившийся мальчишка. Чаще и чаще идут

дожди, словно кто-то сверху через сито воду

процеживает.

( Марина Н. )

Тема «Метафора» ( текст № 4 )

Осень.


Пришла осень. Ветер крыльями сбивает ворохи листьев

с деревьев. Всё чаще и чаще стали отплясывать дожди

свои монотонные танцы.

( Катя Ч. )

Подобные метаморфозы текста развивают у учащихся речевое и языковое чутьё и влияют на эмоционально-образную природу учеников.

Следующим этапом лабораторных исследований будет сравнительный анализ текстов, передающих разное настроение: грусти, радости, очарования…

Текст №5 ( ср. с текстом № 1).

Осень.


Пришла яркая осень. Дует озорной ветер и весело

срывает с деревьев разноцветные листья. Всё чаще и

чаще наведываются дожди.

( Маша К. )

После изучения четырёх-пяти изобразительно-выразительных средств необходимо показать их одновременное использование в тексте.

Активно работая со словами, наблюдая, как текст на одну и ту же тему, подобно калейдоскопу, меняется в зависимости от


В заключение хочется провести рефлексию по теории супрематизма. Супрематизм позволяет выразить своё отношение к миру ,к событиям, явлениям через основные фигуры – треугольник, круг, квадрат. Мы же их расширим и вырвемся за пределы этих геометрических фигур, т.к. наша жизнь это решение задач, составление схем …

Из хаоса создать порядок, гармонию – вот самое высокое предназначение человека.


Пейзаж.

Пейзаж- это художественное изображение природы.

Роль пейзажа в литературном произведении:

- изображение особенностей той или иной местности;

- эстетическое назначение (красота природы);

- более глубокое раскрытие внутреннего мира героя или происходящего


события.

Задание.
Прочитай высказывания Владимира Селезнёва и Петра Скаредникова. Чья точка зрения вам ближе, почему?

1. «Современная жизнь, требующая от человека активности и больших затрат времени, дарит ему драгоценные минуты встречи если уж не с самой природой, то с художественными описаниями, дающими возможность вдохнуть непередаваемый аромат очищенного грозой воздуха, всмотреться в далёкую, загадочно мерцающую звезду на тёмно- фиолетовом горизонте, вдохнуть обжигающий морозом воздух в торжественно дремлющем лесу. Тихо, романтично, спокойно душе и сердцу. Замечательно, что это есть в произведениях…» (В.Селезнёв).


2. «Ускоренные ритмы жизни, большой объём информации, нехватка времени… Но это не мешает читателям взять в руки книгу и увлечься захватывающими событиями. Вот тут мы и встречаемся с пейзажем, который отвлекает нас от сюжетной линии и отнимает драгоценное время. Современная литература должна отвечать духу времени, поэтому пейзажных зарисовок в ней не должно быть…» (П.Скаредников)


___________________________________________________________________________
Пейзаж.

Пейзаж- это художественное изображение природы.

Роль пейзажа в литературном произведении:

- изображение особенностей той или иной местности;

- эстетическое назначение (красота природы);

- более глубокое раскрытие внутреннего мира героя или происходящего


события.

Задание.
Прочитай высказывания Владимира Селезнёва и Петра Скаредникова. Чья точка зрения вам ближе, почему?

1. «Современная жизнь, требующая от человека активности и больших затрат времени, дарит ему драгоценные минуты встречи если уж не с самой природой, то с художественными описаниями, дающими возможность вдохнуть непередаваемый аромат очищенного грозой воздуха, всмотреться в далёкую, загадочно мерцающую звезду на тёмно- фиолетовом горизонте, вдохнуть обжигающий морозом воздух в торжественно дремлющем лесу. Тихо, романтично, спокойно душе и сердцу. Замечательно, что это есть в произведениях…» (В.Селезнёв).


2. «Ускоренные ритмы жизни, большой объём информации, нехватка времени… Но это не мешает читателям взять в руки книгу и увлечься захватывающими событиями. Вот тут мы и встречаемся с пейзажем, который отвлекает нас от сюжетной линии и отнимает драгоценное время. Современная литература должна отвечать духу времени, поэтому пейзажных зарисовок в ней не должно быть…» (П.Скаредников)


Пейзаж.
Пейзаж- это художественное изображение природы.

Роль пейзажа в литературном произведении:

- изображение особенностей той или иной местности;

- эстетическое назначение (красота природы);

- более глубокое раскрытие внутреннего мира героя или происходящего
события.
Задание. Прочитай внимательно отрывок из рассказа.
Напиши такой образ природы, который поможет более глубоко
понять происходящее событие.
Назови детали, которые ты используешь при изображении пейзажа,
объясни свой выбор.


А.П.Платонов «Юшка» (отрывок).
Полежав, Юшка повернулся вниз лицом и более не пошевелился
и не поднялся.

______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
______________________________________________________________________
Вскоре проходил один человек, столяр из мебельной мастерской.
Он окликнул Юшку, потом переложил его на спину и увидел во тьме
белые открытые неподвижные глаза Юшки. Рот его был черён;
столяр вытер уста Юшки ладонью и понял, что это была
спёкшаяся кровь. Он опробовал ещё то место, где лежала голова
Юшки лицом вниз, и почувствовал, что земля там была сырая, её
залила кровь, хлынувшая горлом из Юшки.


Формированию универсальных личностных действий

(- ориентирование в нравственных нормах,
- осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов,
- оценка самого себя в окружающем мире)
педагоги уделяют достаточно много времени, НО…

___________________________________________________________________________


Формированию универсальных личностных действий

(- ориентирование в нравственных нормах,
- осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов,
- оценка самого себя в окружающем мире)
педагоги уделяют достаточно много времени, НО…

___________________________________________________________________________


Формированию универсальных личностных действий

(- ориентирование в нравственных нормах,
- осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов,
- оценка самого себя в окружающем мире)
педагоги уделяют достаточно много времени, НО

___________________________________________________________________________


Формированию универсальных личностных действий

(- ориентирование в нравственных нормах,


- осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов,
- оценка самого себя в окружающем мире)
педагоги уделяют достаточно много времени, НО

___________________________________________________________________________


Формированию универсальных личностных действий

(- ориентирование в нравственных нормах,


- осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов,
- оценка самого себя в окружающем мире)
педагоги уделяют достаточно много времени, НО…

___________________________________________________________________________


Формированию универсальных личностных действий

(- ориентирование в нравственных нормах,
- осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов,
- оценка самого себя в окружающем мире)
педагоги уделяют достаточно много времени, НО…

___________________________________________________________________________


Формированию универсальных личностных действий

(- ориентирование в нравственных нормах,


- осознание и принятие жизненных ценностей и смыслов,
- оценка самого себя в окружающем мире)
педагоги уделяют достаточно много времени, НО…

Каждому современному педагогу


необходимо работать над но
формированием у учащихся УУД
_____________________________________________________________
Каждому современному педагогу
необходимо работать над но
формированием у учащихся УУД
_______________________________________________________________

Каждому современному педагогу


необходимо работать над но
формированием у учащихся УУД
______________________________________________________________
Каждому современному педагогу
необходимо работать над но
формированием у учащихся УУД
__________________________________________________________________
Каждому современному педагогу
необходимо работать над но
формированием у учащихся УУД
______________________________________________________________