Работа над материалом Ерохиной Т., 22. 06 - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Работа над материалом Ерохиной Т., 22. 06 - страница №1/1




Rev.1_В.Баберя_22.06.2007, 16:00_Знаков: 12 758

Работа над материалом Ерохиной Т., 22.06.07

(фиолетовым цветом выделены выносы)

Путь к материалу: мое сетевое окружение – kidalka на k 505-4 – папка ЛГО 5 (статьи) – «Иметь или быть»
ЛГО № 5/2007 Рубрика: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Алена Маслакова (Зн.: 12 805)
ИМЕТЬ ИЛИ БЫТЬ?



Фото автора




Первым детальным исследованием в данной области стала книга замечательного психолога Эриха Фромма «Иметь или быть?» («To Have or to Be?»). Ее можно рекомендовать не только психологам, родителям, но и подросткам, стремящимся к самоидентификации личности. Суть проблемы: в сегодняшнем обществе сфера обладания легко подменяет собой бытие. Это означает, иметь может показаться единственным и безальтернативным вариантом построения собственной судьбы.

Человек, как минимум, должен знать, что возможен и другой вариант
Кем ты хочешь быть? Хочу быть начальником, и чтобы у меня была огромная машина, личная охрана, дом на Рублевке, и чтобы я всеми распоряжался и ездил, куда захочу. Хочу выйти замуж за миллионера. Хочу быть успешным и богатым бизнесменом. Хочу быть королевой красоты. Хочу иметь свой ресторан банк, яхту. Собираюсь уехать в США и получить американское гражданство.

Перед вами – реальные, не придуманные ответы школьников на традиционный вопрос, и они уже предполагают сделанный когда-то в раннем детстве однозначный выбор – иметь, а не быть. «А что плохого? – удивляются некоторые родители. – Мы всю жизнь в бедноте, пусть хоть они поживут по-человечески!»

Человек, выбирающий обладание, – настоящий экстремал, и он должен быть предупрежден о риске.

* * *
Первый закон жизни: любое обладание подвержено естественному износу

Если я выбираю обладание, то становлюсь тем, что я имею. Карьера, успех, слава, богатство, дом, машина, наконец, муж, дети – это и есть я. И если я это теряю – кто я теперь? Никто. Жизнь останавливается до получения новой должности, крупной суммы денег, нового мужа. Человек, ориентированный на обладание, очень уязвим. Он вечно в тревоге, боится воров, дефолта, болезни, смерти, любви, свободы, любых изменений. Боится что-то потерять. И неизбежно теряет.
Вынос 1:

Человек, ориентированный на обладание, крайне уязвим. Он вечно в тревоге, боится любых изменений. Боится потерять. И неизбежно теряет. Выбрав обладание, становишься тем, что имеешь. А когда теряешь – кто ты тогда? Никто.
Вы купили домашний кинотеатр последней модели с плазменным экраном. Всем похвастались. Вам позавидовали. А через год – он уже не лидер в своем сегменте. Через три –кончилась гарантия. Через пять – вещь уже не престижна. Через десять – снята с производства.

Даже такое, казалось бы, надежное обладание, как хороший и любящий муж – тоже не вечно. Любовь может умереть. Муж может разлюбить, изменить, оказаться или показаться уже не таким хорошим, как поначалу.

Всеобщий закон. Обладание всегда стремится к уменьшению. Бесконечная гонка, непрерываемый поиск новой собственности, сопровождаемые (непроходящим) непреходящим страхом и предчувствием потери. А когда потеря становится реальностью, на обломках благосостояния остается поверженный, опустошенный человек.
Второй закон жизни: бытие увеличивается по мере его реализации

Что же происходит с тем, кто выбирает «быть»?

Заметьте, быть хорошей матерью, хорошей женой – отнюдь не то же самое, что иметь хорошего ребенка, мужа с должностью. Петь и стать знаменитой певицей. Работать и получать зарплату.

Конечно, указанные понятия прекрасно совмещаются. Нужно только правильно расставлять приоритеты. Именно от них зависит наша судьба.

Если я выбираю быть, тогда я то, что я собой представляю, а не то, чем обладаю. Моя жизнь зависит от меня. Центр моего существования находится во мне самом. Никто и ничто не может лишить меня чувства идентичности.
Вынос 2:

Если выбираешь быть, то ты есть то, что собой представляешь, а не то, чем обладаешь. Все в твоей жизни зависит от тебя. Неожиданные решения или нестандартные ситуации не лишат тебя смысла жизни или, как говорят, не выбьют почву из-под ног.
Бытие имеет тенденцию увеличиваться по мере его реализации. Важнейшие потенции – способность любить, мыслить, творить – возрастают тем быстрее, чем полнее мы их используем.

Если человек, ориентированный на быть, теряет работу, он спокойно и без паники находит другую – настоящий специалист нужен всем. Лишившись дома или средств, он прилагает усилия, решает проблемы, а не лезет в петлю. Измена мужа или, скажем мягко, его неожиданное решение не лишают такого человека смысла жизни. Можно сожалеть, огорчаться, но оставаться собой. Выбор мужа не отменит роли жены и матери, не (снимает) снимет ответственности за близких. Следует сказать, что абсолютная идентичность сама по себе настолько привлекательна, что и муж, скорее всего, будет (в последствии) впоследствии сожалеть о произошедшем больше вас.

Получается, человек, выбравший быть, абсолютно неуязвим? Нет, есть одна опасность, которая, опять же, таится внутри самого человека) – недостаточная вера в себя и свои силы. А еще – лень или готовность отдать другим, пусть даже очень близким людям, право принимать решения и распоряжаться вашей жизнью.
Третий закон жизни: близкие люди не принадлежат мне настолько же, насколько я не принадлежу им. Мы просто любим друг друга

В некоторых сферах нашего бытия грань настолько тонка, что можно «переступить и не заметить». В любви, например. Любить – не то же самое, что принадлежать! Любить – это идти на уступки, потому что я так хочу, потому что для меня это не вопрос жизни и смерти, потому что я хочу сделать приятное любимому человеку. А вовсе не потому, что этого хочет только он. Но как только моя шкала ценностей попадет под удар, ни о каких уступках не может быть и речи.


Вынос 3:

Любить – не то же самое, что принадлежать. Те, кого я люблю, имеют те же права. Значит, я не могу сказать ребенку: «Ты должен делать только так».
А если так, если меня любовь не лишает права быть собой и принимать решения, значит, те, кого я люблю, имеют те же права, не правда ли? Значит, никто не вправе рыться в чужих карманах и читать чужие письма.

Значит, я не могу сказать ребенку: «Ты должен делать только так». С какой стати? Они не принадлежат мне настолько же, насколько я не принадлежу им. Мы просто любим друг друга. И в этой реализации своего бытия мы так же равны, как в любой другой сфере.

Беда, если близкий человек осуществляет свой выбор между быть и иметь не так, как вы. Беда, но не крах. Потому что вы остаетесь собой и оставляете за близкими право быть другими.

По сути, культура – это умение принимать другого как иной мир.


* * *

Посмотрим, как выбор между иметь или быть отражается на учебе.


Четвертый закон жизни: для учащихся, у которых обладание является главным способом существования, не остается другого выхода, кроме как руками и ногами держаться за то, что они выучили

Студенты, ориентированные на иметь, слушают лекцию, воспринимают сказанное и понимают его смысл, они тщательно записывают все, о чем идет речь. Они сдают экзамены на «отлично». Но содержание, к сожалению, не будет ими «присвоено», не станет частью их собственной системы мышления.

Как бы тщательно ни был составлен конспект, между студентом и содержанием лекций не возникнет устойчивой связи.

Потом научный руководитель удивляется, что в приличной, казалось бы, дипломной работе теория существует отдельно от анализа (от) конкретного материала. Что же удивительного? Студент ориентирован на иметь, а не на быть. Вот и имеет полный набор необходимых сведений как по теоретической, так и по практической части. Не являясь настоящим ученым, творцом своего знания. Самое распространенное замечание по отношению к сегодняшним дипломникам.

Для учащихся, у которых обладание является главным способом существования, нет другого выхода, кроме как руками и ногами держаться за то, что они выучили. Им и в голову не приходит создавать нечто новое, придумывать несуществующее. Творческие задания вызывают у них беспокойство. Новая идея, ставящая под сомнение надежную сумму знаний, воспринимается ими в штыки.

В самом деле, человека, для которого обладание является основным способом его взаимоотношений с миром, пугают идеи, суть которых нелегко зафиксировать в нескольких словах на странице тетради. Такого человека пугает все, что развивается и изменяется, а потому не поддается контролю.


Вынос 4:

Когда обладание – основной способ взаимоотношений с миром, человека пугают идеи, если их суть нелегко зафиксировать в нескольких словах на странице тетради. Такого человека пугает все, что развивается и изменяется, а потому не поддается контролю.
Вы встречали подобных (экземпляров) людей? Держу пари – да! И не только среди учащихся, но и среди преподавателей любого звена.
Совершенно иначе протекает процесс усвоения знаний у тех, кто выбрал быть и сделал этот принцип главным в своих взаимоотношениях с миром.

Даже на первую лекцию они никогда не приходят в качестве tabula rasa. Они уже размышляли над разными проблемами и, безусловно, касались когда-нибудь тех, которые вы будете рассматривать на занятиях. Ведь быть – непростая работа, требующая осмысления сущностей. Увидев в расписании новый предмет, они, безусловно, уже подумали не его тему, у них уже возникли свои соображения. Такие студенты – не пассивная тара для упаковки обргосстандарта.

Те, кто выбрали быть, не только слушают, но и слышат, а главное – реагируют. Это позиция субъекта. Активная, продуктивная. Ваши слова порождают в них вопросы и идеи. Для таких людей учеба – живой процесс – естественный и жизненный.
Вынос 5:

Те, кто выбрал быть, не только слушают, но и слышат, а главное – реагируют. Воспринимаемые слова стимулируют в них собственные размышления, порождают вопросы, идеи. Для таких людей учеба – живой процесс – естественный и жизненный. А знание как новый виток бесконечной спирали развития.
После лекции такой студент уже чуть отличается от человека, который вошел в аудиторию полтора часа назад. Такие учащиеся несоизмеримо повышают чувство ответственности преподавателя.

Конечно, все это происходит только в том единственном случае, если лектор выбрал в свое время быть преподавателем, а не двухмесячный отпуск и работу рядом с домом в сочетании с властью над бесправными учениками.

Если же не повезло, и преподаватель повторяет прописные истины, зафиксированные в учебнике, студентам, ориентированным на быть, тут же становится неинтересно. Они уходят в собственные мысли, и, кстати, правильно делают – ведь пустое «отбывание» для них в принципе невозможно.

* * *


Фромм вкладывает в понятие «быть» более широкий смысл и глубокое значение по сравнению с привычным для нас использованием этого слова.

Быть означает принимать мир, стремиться, интересоваться, ощущать себя неотъемлемой частью общего мира.
Вынос 6:

Быть означает принимать мир, стремиться, интересоваться, ощущать себя неотъемлемой частью общего.
В заключение скажу, что потребление – наиболее распространенная в современном общества форма обладания. Как и все в этом мире, оно противоречиво. Потребление дает чувство удовлетворения, ощущение собственной успешности. Но поскольку любое обладание стремится к уменьшению, оно вынуждает потреблять и потреблять, не останавливаясь на достигнутом, что порождает неудовлетворенность. Именно на такую нелегкую, полную опасностей и огорчений жизнь обрекают себя те, кто выбирает иметь.
Вынос 7:

Потребление дает чувство удовлетворения и ощущение собственной успешности, но вынуждает потреблять и потреблять. Постоянное стремление к обладанию порождает неудовлетворение. Выбирая «иметь», обрекаете себя на нелегкую, полную опасностей и огорчений жизнь.