Рабочая программа учебного предмета по биологии для 7 класса - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по природоведению для 3 класса разработана на основе... 1 94.93kb.
Рабочая программа учебного предмета 1 231.74kb.
Рабочая программа для 7-го класса по биологии 2 часа в неделю (68... 3 421.85kb.
Рабочая программа учебного предмета «Технология» по направлению «Технология... 1 231.44kb.
Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ... 2 635.05kb.
Пояснительная записка Нормативная основа программы: Рабочая программа... 1 292.05kb.
Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе... 1 700.66kb.
Рабочая программа к курсу «Технология», 3 класс (для умк «Школа России») 1 371.45kb.
Рабочая программа составлена для изучения русского языка учащимися... 1 329.37kb.
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента... 1 408.35kb.
Рабочая программа по технологии (предмет) для 1 класса 1 152.79kb.
Інтернет Сервіс нтц інтернет Сервіс 1 23.6kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Рабочая программа учебного предмета по биологии для 7 класса - страница №1/2


МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

КОЧЕРДЫКСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА



« Рассмотрено на заседании МО»
Руководитель
МО______________________
«_____»__________________2013

« Согласовано»

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе


Тимакова Л.А._______________
«_____»_______________2013

« Утверждаю»

Директор МКОУ Кочердыкская сош

В.Б. Евкайкина

_____________________


«_____»___________2013


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

по__________БИОЛОГИИ_______________
для________7________класса

__Таужанова Галина Владимировна_

( разработчик (и )учебной программы)


2013-2014 учебный год

Пояснительная записка

к рабочей программе по изучению биологии

в 7-ом классе общеобразовательных учреждений

Рабочая программа по биологии составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования

Курс биологии 7 класса направлен на формирование у учащихся представлений об отличительных особенностях животных, как части живой природы, их многообразии и эволюции. Основу изучения курса биологии 7 класса составляют эколого-эволюционный и функциональный подходы, в соответствии с которыми акценты в изучении многообразия животных переносятся с рассмотрения особенностей строения отдельных представителей на раскрытие процессов их жизнедеятельности и усложнение в ходе эволюции, приспособленности к среде обитания, роли в экосистемах.

Цели курса

Изучение биологии в 7 классе направлено на достижение следующих целей:



  • освоение знаний о животных, как части живой природы, присущих им закономерностях; строении, жизнедеятельности и средообразующей роли животных; о роли животных природе и в практической деятельности людей;

  • овладение умениями применять биологические знания для объяснения процессов и явлений живой: природы, жизнедеятельности животного организма; использовать информацию о современных достижениях в области биологии и экологии, работать с биологическими приборами, инструментами, справочниками, проводить наблюдения за биологическими объектами, биологические эксперименты;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе проведения наблюдений за живыми организмами, биологических экспериментов, работы с различными источниками информации;

  • воспитание позитивного ценностного отношения к живой природе, собственному здоровью и здоровью других людей, культуры поведения в природе,

  • использование приобретенных знаний и умений в повседневной жизни для ухода за домашними животными, заботы о собственном здоровье, оказания первой помощи себе и окружающим; оценки последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей, для соблюдения правил поведения в окружающей среде, норм здорового образа жизни, профилактики заболеваний.

Рабочая программа разработана на основе федерального базисного учебного плана для образовательных учреждений РФ, в соответствии с которым на изучение курса биологии в 7 классах отводится 68 часов (по 2 часа в неделю).

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными для учебного предмета «Биология» на ступени основного общего образования являются: распознавание объектов, сравнение, классификация, анализ, оценка.



Результаты обучения

Результаты изучения курса «Биология» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практикоориентированного и личностно ориентированного подходов: освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.



Тематическое планирование составлено на основе авторской программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 6 – 11 классы. – М.: Дрофа, 2006. – 138 с., Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.
Учебник: Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2008

Дополнительная литература:

    • Никишов А.И. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по зоологии. - М.: ТЦ «Сфера», 1999.

    • Я иду на урок биологии: Зоология: Беспозвоночные: Книга для учителя, - М.: Изд-во «1 сентября», 1999.

    • Теремов А., Рохлов В.- Занимательная зоология. Книга для учащихся, учителей и родителей, - М.: АСТ - ПРЕСС, 1999.

    • Тарасов А.К. Ботаника, зоология, химия. Книга для учащихся и учителей. - Смоленск: Русич, 1991

    • Тематическое и поурочное планирование по биологии: 7 касс: к учебнику В.Б. Захарова, Н.И. Сонина «Биология. Многообразие живых организмов 7 класс»\ Н.Ю. Захарова. – М.: Издательство «Экзамен», 2008. – (Серия «УМК»)


Количество  часов  распределено  следующим  образом

№ п/п

Название раздела

Количество часов

По программе

По КТП

1

Введение

2

2

2

Царство Прокариоты.

3

3

3

Царство Грибы

4

4

4

Царство Растения

16

16

5

Царство Животные

39

39

6

Царство Вирусы

2

2

7

Экскурсии

-

-




Итого

65

65




Резервное время

3

3



СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

Введение (1 ч)

Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Экосистемы. Биосфера – глобальная экологическая система; границы и компоненты биосферы. Причины многообразия живых организмов. Эволюционная теория Ч. Дар­вина о приспособленностик разнообразным условиям среды обитания. Естественная система классификации как отражение процесса эволюции организмов.



  1. ЦАРСТВО ПРОКАРИОТЫ (3 ч)

Многообразие, особенности строения и происхождение

прокариотических организмов

Происхождение и эволюция бактерий. Общие свойства прокариотических организмов. Многообразие форм бактерий. Особенности строения бактериальной клетки. Понятия о типах обмена у прокариот. Особенности организации и жизнедеятельности прокариот; распространённость и роль в биоценозах. Экологическая роль и медицинское значение (на примере представителей царства настоящие бактерии).



Демонстрация

Строение клеток различных прокариот.



Лабораторные и практические работы

Зарисовка схемы строения прокариотической клетки.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • строение и основные процессы жизнедеятельности бактерий;

  • разнообразие и распространение бактерий и грибов;

  • роль бактерий и грибов в природе и жизни человека;

  • методы профилактики инфекционных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику бактерий;

  • характеризовать формы бактериальных клеток;

  • отличать бактерии от других живых организмов;

- объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидактическими материалами, составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

  • готовить устные сообщения и письменные рефераты на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

  • пользоваться поисковыми системами Интернета.

II. ЦАРСТВО ГРИБЫ (4ч)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГРИБОВ (3 ч)

Происхождение и эволюция грибов. Особенности строения клеток грибов. Основные черты организации многоклеточных грибов. Отделы: Хитридиомикота, Зигомикота, Аскомикота, Базидиомикота, Оомикота; группа Несовершенные грибы (знание учащимися систематических таксонов не является обязательным). Особенности жизнедеятельности и распространение. Роль грибов в биоценозах и хозяйственно деятельности человека.

Демонстрация

Схемы строения представителей различных систематических групп грибов, различные представители царства Грибы, строение плодового тела шляпочного гриба.



Лабораторные и практические работы

Строение плесневого гриба мукора.

Распознавание съедобных и ядовитых грибов.

ЛИШАЙНИКИ (1ч)

Понятие о симбиозе. Общая характеристика лишай­ников. Типы слоевищ лишайников; особенности жизнедеятельности, распространённость и экологическая роль лишайников.

Демонстрация

Схемы строения лишайников, различные представители лишайников.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • основные понятия, относящиеся к строению про- и эукариотической клеток;

  • строение и основы жизнедеятельности клеток гриба;

  • особенности организации шляпочного гриба;

  • меры профилактики грибковых заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику бактерий и грибов;

  • объяснять строение грибов и лишайников;

  • приводить примеры распространённости грибов и лишайников;

  • характеризовать роль грибов и лишайников в биоценозах;

  • определять несъедобные шляпочные грибы;

  • объяснять роль бактерий и грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • работать с учебником, рабочей тетрадью и дидак­тическими материалами;

  • составлять конспект параграфа учебника до и/или после изучения материала на уроке;

  • пользоваться биологическими словарями и справоч­никами для поиска определений биологических терминов;

  • разрабатывать план-конспект темы, используя разные источники информации;

  • готовить сообщения на основе обобщения информации учебника и дополнительных источников;

  • пользоваться поисковыми системами Интернета.

ЦАРСТВО РАСТЕНИЯ (16 ч)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАСТЕНИЙ (1 ч)

Растительный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов растений. Регуля­ция жизнедеятельности растений; фитогормоны. Особеннос­ти жизнедеятельности растений. Фотосинтез. Пигменты. Систематика растений; низшие и высшие растения.

Демонстрация

Рисунки учебника, показывающие особенности строения и жизнедеятельности различных представителей царства растений. Схемы, отражающие основные направления эволюции растительных организмов.

НИЗШИЕ РАСТЕНИЯ (3 ч)

Водоросли как древнейшая группа растений. Общая характеристика водорослей. Особенности строения тела. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Многообразие водорослей: отделы Зелёные водоросли, Бурые водоросли, Красные водоросли. Распространение в водных и наземных биоценозах, экологическая роль водорослей. Практическое значение.



Демонстрация

Схемы строения водорослей различных отделов.



Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения водорослей.

ВЫСШИЕ СПОРОВЫЕ РАСТЕНИЯ (5 ч)

Происхождение и общая характеристика высших растений. Особенности организации и индивидуального развития высших растений. Споровые растения. Общая характеристика, происхождение. Отдел Моховидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Плауновидные; особенности организации, жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Хвощевидные; особенности организации жизненного цикла. Распространение и роль в биоценозах. Отдел Папоротниковидные. Происхождение и особенности организации папоротников. Жизненный цикл папоротников. Распространение и роль в биоценозах.



Демонстрация

Схемы строения и жизненных циклов мхов, хвощей и плаунов, различные представители мхов, плаунов и хвощей схемы строения папоротника; древние папоротниковидные схема цикла развития папоротника, различные представители папоротниковидных.



Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения мха.

Изучение внешнего строения папоротника.

ОТДЕЛ ГОЛОСЕМЕННЫЕ РАСТЕНИЯ (2 ч)

Происхождение и особенности организации голосеменных растений; строение тела, жизненные формы голосеменных. Многообразие, распространённость голосеменных, их роль в биоценозах и практическое значение.

Демонстрация

Схемы строения голосеменных, цикл развития сосны различные представители голосеменных.



Лабораторные и практические работы

Изучение строения и многообразия голосеменных расте­ний.

ОТДЕЛ ПОКРЫТОСЕМЕННЫЕ (ЦВЕТКОВЫЕ) РАСТЕНИЯ (5 ч)

Происхождение и особенности организации покрытосеменных растений; строение тела, жизненные формы покрытосеменных. Классы Однодольные и Двудольные. Основные семейства покрытосеменных растений (2 семейства однодольных и 3 семейства двудольных растений). Многообразие, распространённость цветковых, их роль в биоценозах, в жизни человека и его хозяйственной деятельности.



Демонстрация

Схема строения цветкового растения; строения цветка, цикл развития цветковых растений (двойное оплодо­творение), представители различных семейств покрытосеменных растений.



Лабораторные и практические работы

Изучение строения покрытосеменных растений.

Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:


  • основные методы изучения растений;

  • основные группы растений (водоросли, мхи, хвощи, плауны, папоротники, голосеменные, цветковые), их строе­ние, особенности жизнедеятельности и многообразие;

  • особенности строения и жизнедеятельности лишайников;

  • роль растений в биосфере и жизни человека;

  • происхождение растений и основные этапы развития растительного мира.

Учащиеся должны уметь:

  • давать общую характеристику растительного царства;

  • объяснять роль растений в биосфере;

  • давать характеристику основных групп растений (водорослей, мхов, хвощей, плаунов, папоротников, голосеменных, цветковых);

  • объяснять происхождение растений и основные этапы развития растительного мира;

  • характеризовать распространение растений в различных климатических зонах Земли;

  • объяснять причины различий в составе фитоценозов различных климатических поясов.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • выполнять лабораторные работы под руководством учителя;

  • сравнивать представителей разных групп растений, делать выводы на основе сравнения;

  • оценивать с эстетической точки зрения представителей растительного мира;

  • находить информацию о растениях в научно-популярной литературе, биологических словарях и справочниках анализировать и оценивать её, переводить из одной формы в другую.

IV. ЦАРСТВО ЖИВОТНЫЕ (39 ч)

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЖИВОТНЫХ (1 ч)

Животный организм как целостная система. Клетки, ткани, органы и системы органов животных. Регуляция жизнедеятельности животных; нервная и эндокринная регуляции. Особенности жизнедеятельности животных, отличающие их от представителей других царств живой природы. Систематика животных; таксономические категории; одноклеточные и многоклеточные (беспозвоночные и хордовые) животные. Взаимоотношения животных в биоценозах; трофические уровни и цепи питания.

Демонстрация

Распределение животных и растений по планете: биогеографические области.



Лабораторные и практические работы

Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • признаки организма как целостной системы;

  • основные свойства животных организмов;

  • сходство и различия между растительным и животным организмами;

  • что такое зоология, какова её структура.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять структуру зоологической науки, основные типы её развития, систематические категории;

  • представлять эволюционный путь развития животного мира;

  • классифицировать животные объекты по их при­надлежности к систематическим группам;

  • применять двойные названия животных при подготовке сообщений, докладов, презентаций;

  • объяснять значение зоологических знаний для сохра­нения жизни на планете, разведения редких и охраняемых животных, выведения новых пород животных;

  • использовать знания по зоологии в повседневной жизни.

ПОДЦАРСТВО ОДНОКЛЕТОЧНЫЕ (2 ч)

Общая характеристика простейших. Клетка одно­клеточных животных как целостный организм; особенности организации клеток простейших, специальные органоиды. Разнообразие простейших и их роль в биоценозах, жизни человека и его хозяйственной деятельности. Тип Саркожгутиконосцы; многообразие форм саркодовых и жгутиковых. Тип Споровики; споровики - паразиты человека и живот­ных. Особенности организации представителей. Тип Инфузории. Многообразие инфузорий и их роль в биоценозах.



Демонстрация

Схемы строения амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки, представители различных групп одноклеточных.



Лабораторные и практические работы

Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • признаки одноклеточного организма;

  • основные систематические группы одноклеточных и их представителей;

  • значение одноклеточных животных в экологических системах;

  • паразитических простейших, вызываемые ими заболевания у человека и соответствующие меры профилактики.

Учащиеся должны уметь:

  • работать с живыми культурами простейших, и используя при этом увеличительные приборы;

  • распознавать одноклеточных возбудителей заболеваний человека;

  • раскрывать значение одноклеточных животных в природе и жизни человека;

  • применять полученные знания в повседневной жизни.

ПОДЦАРСТВО МНОГОКЛЕТОЧНЫЕ (1 ч)

Общая характеристика многоклеточных животных; типы симметрии. Клетки и ткани животных. Простейшие многоклеточные - губки; их распространение и экологическое значение.



Демонстрация

Типы симметрии у многоклеточных животных, многообразие губок.

ТИП КИШЕЧНОПОЛОСТНЫЕ (3 ч)

Особенности организации кишечнополостных. Бесполое и половое размножение. Многообразие и распространение кишечнополостных; гидроидные, сцифоидные и коралловые полипы. Роль в природных сообществах.



Демонстрация

Схема строения гидры, медузы и колонии коралловых полипов. Биоценоз кораллового рифа. Внешнее и внутреннее строение кишечнополостных.



Лабораторные и практические работы

Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры.

ТИП ПЛОСКИЕ ЧЕРВИ (2 ч)

Особенности организации плоских червей. Свободноживущие ресничные черви. Многообразие ресничных червей и их роль в биоценозах. Приспособления к паразитизму у плоских червей; классы Сосальщики и Ленточные черви. Понятие о жизненном цикле; циклы развития печеночно­го сосальщика и бычьего цепня. Многообразие плоских червей-паразитов; меры профилактики паразитарных заболеваний.



Демонстрация

Схемы строения плоских червей, ведущих свободный и паразитический образ жизни. Различные представители рес­ничных червей. Схемы жизненных циклов печёночного со­сальщика и бычьего цепня.



Лабораторные и практические работы

Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня.

ТИП КРУГЛЫЕ ЧЕРВИ (2 ч)

Особенности организации круглых червей (на приме­ре человеческой аскариды). Свободноживущие и парази­тические круглые черви. Цикл развития человеческой аска­риды; меры профилактики аскаридоза.



Демонстрация

Схема строения и цикл развития человеческой аскариды. Различные свободноживущие и паразитические формы круглых червей.



Лабораторные и практические работы

Жизненный цикл человеческой аскариды.

ТИП КОЛЬЧАТЫЕ ЧЕРВИ (2 ч)

Особенности организации кольчатых червей (на при­мере многощетинкового червя нереиды); вторичная полость тела. Многообразие кольчатых червей; многощетинковые и малощетинковые кольчатые черви, пиявки. Значение кольчатых червей в биоценозах.



Демонстрация

Схема строения многощетинкового и малощетинкового кольчатых червей. Различные представители типа Коль­чатые черви.



Лабораторные и практические работы

Внешнее строение дождевого червя.

ТИП МОЛЛЮСКИ (2 ч)

Особенности организации моллюсков; смешанная полость тела. Многообразие моллюсков; классы Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие моллюски. Значение моллюсков в биоценозах. Роль в жизни человека и его хозяйственной деятельности.



Демонстрация

Схема строения брюхоногих, двустворчатых и головоногих моллюсков. Различные представители типа моллюсков.



Лабораторные и практические работы

Внешнее строение моллюсков.

ТИП ЧЛЕНИСТОНОГИЕ (7 ч)

Происхождение и особенности организации членистоногих. Многообразие членистоногих; классы Ракообразные, Паукообразные, Насекомые и Многоножки. Класс Ракообразные. Общая характеристика класса ракообразных на примере речного рака. Высшие и низшие раки. Многообразие и значение ракообразных в биоценозах. Класс Паукообразные. Общая характеристика паукообразных. Пауки, скорпионы, клещи. Многообразие и значение паукообразных в биоценозах. Класс Насекомые. Многообразие насекомых. Общая характеристика класса насекомых; отряды насекомых с полным и неполным превращением. Многообразие и значение насекомых в биоценозах. Многоножки.



Демонстрация

Схема строения речного рака. Различные представители низших и высших ракообразных. Схема строения паука крестовика. Различные представители класса Паукообразные. Схемы строения насекомых различных отрядов.



Лабораторные и практические работы

Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих.


Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • современные представления о возникновении многоклеточных животных;

  • общую характеристику типа Кишечнополостные;

  • общую характеристику типа Плоские черви;

  • общую характеристику типа Круглые черви;

  • общую характеристику типа Кольчатые черви;

  • общую характеристику типа Членистоногие.

Учащиеся должны уметь:

  • определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

  • наблюдать за поведением животных в природе;

  • работать с живыми животными и фиксированными препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

  • объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

  • понимать взаимосвязи, сложившиеся в природе, и их значение для экологических систем;

  • выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания;

  • оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных;

  • использовать меры профилактики паразитарных забо­леваний.

ТИП ИГЛОКОЖИЕ (1 ч)

Общая характеристика типа. Многообразие иг­локожих; классы Морские звёзды, Морские ежи, Голоту­рии. Многообразие и экологическое значение.



Демонстрация

Схемы строения морской звезды, морского ежа и го­лотурии. Схема придонного биоценоза.

ТИП ХОРДОВЫЕ. ПОДТИП БЕСЧЕРЕПНЫЕ (1 ч)

Происхождение хордовых; подтипы бесчерепных и позвоночных. Общая характеристика типа. Подтип Бесче­репные: ланцетник; особенности его организации и распространения.



Демонстрация

Схема строения ланцетника. Схема метаморфоза у асцидий.

ПОДТИП ПОЗВОНОЧНЫЕ (ЧЕРЕПНЫЕ).

НАДКЛАСС РЫБЫ (2 ч)

Общая характеристика позвоночных. Происхожде­ние рыб. Общая характеристика рыб. Классы Хрящевые (акулы и скаты) и Костные рыбы. Многообразие костных рыб: хрящекостные, кистепёрые, двоякодышащие и лучепёрые. Многообразие видов и черты приспособленности к среде обитания. Экологическое и хозяйственное значение рыб.

Демонстрация

Многообразие рыб. Схема строения кистепёрых и лучепёрых рыб.



Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения рыб в связи с образов жизни

КЛАСС ЗЕМНОВОДНЫЕ (2 ч)

Первые земноводные. Общая характеристика земноводных как первых наземных позвоночных. Бесхвостые хвостатые и безногие амфибии; многообразие, среда обитания и экологические особенности. Структурно-функциональная организация земноводных на примере лягушки. Экологическая роль и многообразие земноводных.



Демонстрация

Многообразие амфибий. Схемы строения кистепёрых рыб и земноводных.



Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни

КЛАСС ПРЕСМЫКАЮЩИЕСЯ (2 ч)

Происхождение рептилий. Общая характеристика пресмыкающихся как первичноназемных животных. Структурно-функциональная организация пресмыкающихся на примере ящерицы. Чешуйчатые (змеи, ящерицы и хамелеоны), крокодилы и черепахи. Распространение и многообразие форм рептилий; положение в экологических системах. Вымершие группы пресмыкающихся.



Демонстрация

Многообразие пресмыкающихся. Схемы строения земноводных и рептилий.



Лабораторные и практические работы

Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи.

КЛАСС ПТИЦЫ (4 ч)

Происхождение птиц; первоптицы и их предки; нас­тоящие птицы. Килегрудые, или летающие; бескилевые, или бегающие; пингвины, или плавающие птицы. Особен­ности организации и экологическая дифференцировка ле­тающих птиц (птицы леса, степей и пустынь, открытых воз­душных пространств, болот, водоёмов и побережий). Охрана и привлечение птиц; домашние птицы. Роль птиц в природе, и жизни человека и его хозяйственной деятельности.



Демонстрация

Многообразие птиц. Схемы строения рептилий и птиц.



Лабораторные и практические работы

Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни

КЛАСС МЛЕКОПИТАЮЩИЕ (5 ч)

Происхождение млекопитающих. Первозвери (утко­нос и ехидна). Низшие звери (сумчатые). Настоящие звери (плацентарные). Структурно-функциональные особенности организации млекопитающих на примере собаки. Эколо­гическая роль млекопитающих в процессе развития живой природы в кайнозойской эре. Основные отряды плацентар­ных млекопитающих: Насекомоядные, Рукокрылые, Грызу­ны, Зайцеобразные, Хищные, Ластоногие, Китообразные, Непарнокопытные, Парнокопытные, Приматы и др. Значе­ние млекопитающих в природе и хозяйственной деятельнос­ти человека. Охрана ценных зверей. Домашние млекопи­тающие (крупный и мелкий рогатый скот и другие сель­скохозяйственные животные).



Демонстрация

Схемы, отражающие экологическую дифференцировку млекопитающих. Многообразие млекопитающих. Схемы строения рептилий и млекопитающих.



Лабораторные и практические работы

Изучение строения млекопитающих.

Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни чело­века.

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:


  • современные представления о возникновении хордовых животных;

  • основные направления эволюции хордовых;

  • общую характеристику надкласса Рыбы;

  • общую характеристику класса Земноводные;

  • общую характеристику класса Пресмыкающиеся;

  • общую характеристику класса Птицы;

  • общую характеристику класса Млекопитающие.

Учащиеся должны уметь:

  • определять систематическую принадлежность животных к той или иной таксономической группе;

  • работать с живыми животными и фиксированным препаратами (коллекциями, влажными и микропрепаратами, чучелами и др.);

  • объяснять взаимосвязь строения и функций органов и их систем, образа жизни и среды обитания животных;

  • понимать и уметь характеризовать экологическую роль хордовых животных;

  • характеризовать хозяйственное значение позвоночных;

  • наблюдать за поведением животных в природе;

  • выделять животных, занесённых в Красную книгу, и способствовать сохранению их численности и мест обитания.

  • оказывать первую медицинскую помощь при укусах опасных или ядовитых животных.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

  • давать характеристику методов изучения биологических объектов;

  • наблюдать и описывать различных представителей животного мира;

  • находить в различных источниках необходимую информацию о животных;

  • избирательно относиться к биологической инфор­мации, содержащейся в средствах массовой информации;

  • сравнивать животных изученных таксономических групп между собой;

  • использовать индуктивный и дедуктивный подходы при изучении крупных таксонов;

  • выявлять признаки сходства и различия в строении, образе жизни и поведении животных;

  • обобщать и делать выводы по изученному материалу;

МНОГООБРАЗИЕ, ОСОБЕННОСТИ СТРОЕНИЯ

И ПРОИСХОЖДЕНИЯ ВИРУСОВ (1 ч)

Общая характеристика вирусов. История их открытия. Строение вируса на примере вируса табачной мозаики. Взаимодействие вируса и клетки. Вирусы - возбудители опасных заболеваний человека. Профилактика заболевания гриппом. Происхождение вирусов.

Демонстрация

Модели различных вирусных частиц. Схемы взаимо­действия вируса и клетки при горизонтальном и вертикаль­ном типе передачи инфекции. Схемы, отражающие процесс развития вирусных заболеваний.



Предметные результаты обучения

Учащиеся должны знать:

  • общие принципы строения вирусов животных, рас­тений и бактерий;

  • пути проникновения вирусов в организм;

  • этапы взаимодействия вируса и клетки;

- меры профилактики вирусных заболеваний.

Учащиеся должны уметь:

  • объяснять механизмы взаимодействия вирусов и кле­ток;

  • характеризовать опасные вирусные заболевания чело­века (СПИД, гепатит С и др.);

  • выявлять признаки сходства и различия в строении вирусов;

- осуществлять на практике мероприятия по профи­лактике вирусных заболеваний.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- обобщать и делать выводы по изученному мате­риалу;

- работать с дополнительными источниками информации, использовать для поиска информации возможности Интернета;

- представлять изученный материал, используя возможности компьютерных технологий.



Резервное время — 3 ч.

Тематическое планирование составлено на основе рабочей программы для общеобразовательных учреждений. Природоведение. 5 класс. Биология. 5 – 9 классы. – М.: Дрофа, 2013. – 384 с., Программа допущена Министерством образования и науки Российской федерации.
Учебник: Биология. Многообразие живых организмов. 7 класс: учеб. Для общеобразовательных учреждений/ В.Б. Захаров, Н.И. Сонин. – М.: Дрофа, 2009
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ ПРОГРАММЫ:

ЛАБОРАТОРНЫЕ РАБОТЫ.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА



В 7 классе проводится 19 лабораторных работ:


    • лабораторная работа № 1 «Зарисовка схемы строения прокариотической клетки»

    • лабораторная работа № 2 «Строение плесневого гриба мукора. Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

    • лабораторная работа № 3 «Изучение внешнего строения водорослей»

    • лабораторная работа № 4 «Изучение внешнего строения мха. Изучение внешнего строения папоротника»

    • лабораторная работа № 5 «Изучение строения и многообразия голосеменных расте­ний»

    • лабораторная работа № 6 «Изучение строения покрытосеменных растений. Распознавание наиболее распространённых растений своей местности, определение их систематического положения»

    • лабораторная работа № 7 «Анализ структуры различных биомов суши и мирового океана на схемах и иллюстрациях»

    • лабораторная работа № 8 «Строение амёбы, эвглены зелёной и инфузории туфельки»

    • лабораторная работа № 9 «Изучение плакатов и таблиц, отражающих ход регенерации у гидры»

    • лабораторная работа № 10 «Жизненные циклы печёночного сосальщика и бычьего цепня»

    • лабораторная работа № 11 «Жизненный цикл человеческой аскариды»

лабораторная работа № 12 «Внешнее строение дождевого червя»

  • лабораторная работа № 13 «Внешнее строение моллюсков»

  • лабораторная работа № 14 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»

лабораторная работа № 15 «Особенности внешнего строения рыб в связи с образов жизни»

лабораторная работа № 16 «Особенности внешнего строения лягушки, связанные с её образом жизни»



  • лабораторная работа № 17 «Сравнительный анализ строения скелетов черепахи, ящерицы и змеи»

  • лабораторная работа № 18 «Особенности внешнего строения птиц, связанные с их образом жизни»

  • лабораторная работа № 19 «Изучение строения млекопитающих. Распознавание животных своей местности, определение их систематического положения и значения в жизни чело­века»


Календарно - тематическое планирование биология 7 класс


№ урока в теме (разделе)

Да та проведения

Тема урока

Домашнее задание

Планируемый результат

Лабораторные и практические работы

Набор методов и приемов

Государственный стандарт


Программа


Основные знания, умения, навыки

Тема I: Введение (2 часа)

1




Многообразие живых организмов

с.5 - 9


Многообразие органического мира. Прокариоты. эукариоты


Мир живых организмов. Уровни организации жизни. Основные положения эволюционной теории Чарльза Дарвина. Особенности многообразия, строения, жизнедеятельности растений и животных Алтайского края

Знать: разнообразие форм жизни, длительность ее существования на Земле, взаимосвязи живых организмов во времени и пространстве.

Уметь: объяснять разнообразие форм жизни, взаимосвязи организмов во времени и пространстве; работать с текстом учебника извлекая из него необходимую информацию



1. «Вспомним?!»

2. Анализ рисунков учебника и таблиц

3. Словарная работа

4. «Ответь-ка»



2.




Многообразие живых организмов. Наука систематика.

с.9-10


Систематика. Основные систематические (таксономические) единицы (категории): вид, род, семейство, отряд (порядок), класс, тип (отдел), царство. Вид – основная единица классификации.

Систематика – наука о разнообразии и классификации живых организмов

Знать: разнообразие форм жизни, научную систему их классификации.

Уметь: объяснять разнообразие форм жизни, взаимосвязи организмов во времени и пространстве; работать с текстом учебника извлекая из него необходимую информацию



1. «Ответь-ка»

2. Словарная работа

3. Составление схемы

4. «Подумай и ответь»




следующая страница >>