Рабочая программа по технологии для 6 классов на основании программы для общеобразовательных учреждений - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
II. Пояснительная записка. Данная рабочая программа составлена на... 1 542.19kb.
Пояснительная записка музыка 5-7 классы пояснительная записка рабочая... 1 203.83kb.
5 Английский язык 6 657.07kb.
Рабочая программа по технологии на 2011-2012 учебный год 3 374.12kb.
Программа по футболу составлена для Детской юношеской спортивной... 1 322.43kb.
Рабочая программа по технологии для 7 класса разработана на основе... 1 188.38kb.
Рабочая программа разработана на основе федерального компонента государственного... 1 224.63kb.
Рабочая программа дисциплины «Особенности технологии и организации... 1 264.58kb.
Инструкция по организации и проведению туристских походов, экспедиций... 21 6809.18kb.
Программа этико-правового курса "я и мой мир" для 1-3 (4)-х классов... 3 452.26kb.
Анализ результатов гиа и егэ в Санкт Петербурге, гбоу сош №136 в... 5 686.7kb.
Под таким заголовком здесь приводится письмо Фёдора Григорьевича... 1 158.03kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Рабочая программа по технологии для 6 классов на основании программы для общеобразовательных - страница №1/1


Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 10 г. с углубленным изучением

отдельных предметов Щёлковского муниципального района

Московской области

«СОГЛАСОВАНО» «УТВЕРЖДАЮ» Заместитель директора по УВР Директор школы № 10

Красноштан Т.Н. Метрик Е.В.

Рабочая программа

по технологии для 6 классов

на основании программы

для общеобразовательных учреждений;

автор-составитель В.Д.Симоненко


Учитель: Стародубцева Е.И.


Обсуждена и согласована на Принята на

ШМО предметов естественно- педагогическом совете

математического цикла Протокол № _1__

Протокол № _1_ от « 30 » августа 2011 г.

от «30» августа 2011 г.
2011 год


ВВЕДЕНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Важность привития молодежи технологической культуры в настоящее время признается во всем мире: ЮНЕСКО разработана программа «2000+» (Международный проект по научной и технологической грамотности для всех).

Технология определяется как наука о преобразовании и использовании материи, энергии и информации в интересах и по плану человека.

Главная цель образовательной области «Технология» - подготовка учащихся к самостоятельной трудовой жизни в условиях рыночной экономики.

Это предполагает:


  1. Формирование у учащихся качеств творчески думающей, активно действующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для деятельности в новых социально-экономических условиях, начиная от определения потребностей в продукции до ее реализации.

Для этого учащиеся должны быть способны:

    • определять потребности в той или иной продукции и возможности своего участия в ее производстве;

    • находить и использовать необходимую информацию;

    • выдвигать идеи решения возникающих задач (разработка конструкции и выбор технологии);

    • планировать, организовывать и выполнять работу;

    • оценивать результаты работы на каждом из этапов, корректировать свою деятельность и выявлять условия реализации продукции.

II. Формирование знаний и умений использования средств и путей преобразования материалов и информации в конечный потребительский продукт или услуги в условиях ограниченности ресурсов и свободы выбора.

III. Подготовку учащихся к осознанному профессиональному самоопределению в рамках дифференцированного обучения и гуманному достижению жизненных целей.

IV. Формирование творческого отношения к качественному осуществлению трудовой деятельности.

V. Развитие разносторонних качеств личности и способности профессиональной адаптации к изменяющимся социально-эко­номическим условиям.


Задачи нового учебного предмета.

В процессе преподавания предмета «Технология» должны быть решены следующие задачи:

а) формирование политехнических знаний и экологической культуры;

б) привитие элементарных знаний и умений по ведению до­машнего хозяйства;

в) ознакомление с основами современного производства и сферы услуг;

г) развитие самостоятельности и способности учащихся ре­шать творческие и изобретательские задачи;

д) обеспечение учащимся возможности самопознания, изу­чения мира профессий;

е) воспитание трудолюбия, предприимчивости, коллекти­визма, человечности и милосердия, обязательности, честности, ответственности и порядочности, патриотизма, культуры пове­дения и бесконфликтного общения;

ж) использование в качестве объектов труда потребительских изделий и оформление их с учетом требований дизайна и деко­ративно-прикладного искусства для повышения конкуренто­способности при реализации. Развитие эстетического чувства и художественной инициативы ребенка.

Базовое содержание нового учебного предмета учитывает имеющийся в нашей стране опыт, материальное и кадровое обеспечение трудового обучения в школе, зарубежный опыт преподавания предмета «Технология» и других родственных дисциплин, а также достижения научно-технической револю­ции.

При изучении разделов предмета «Технология» следует подчеркивать, что чело­век в своей деятельности постоянно собирает, анализирует, хра­нит и использует различную информацию, которую он получает из бесед, опросов, книг, газет, справочников, журналов, с по­мощью вычислительной техники.

Основная часть учебного времени (не менее 70%) отводится на практическую деятельность — овладение общетрудовыми уме­ниями и навыками.

Наряду с традиционными методами обучения рекомендует­ся применять метод проектов и кооперированную деятельность учащихся.

В течение периода обучения «Технологии» каждый уча­щийся выполняет по одному проекту в год. Под проектом понимается творческая, завершенная ра­бота, соответствующая возрастным возможностям учащегося. Важно, чтобы при выполнении проектов, начиная с младших классов, школьники участвовали в выявлении потребностей се­мьи, школы, общества в той или иной продукции и услугах, оценке имеющихся технических возможностей и экономичес­кой целесообразности, в выдвижении идей разработки конст­рукции и технологии изготовления продукции (изделия), их осу­ществлении и оценке, в том числе возможностей реализации.

Большое внимание в программе уделяется информационным технологиям. С помощью ПЭВМ целесообразно проводить изучение разделов «Технологии обработки конструкционных материалов с элемен­тами машиноведения», «Культура дома, технологии обработка ткани и пищевых продуктов».

При отсутствии в школе необходимой вычислительной тех­ники изучение информационных технологий можно заменить художественной обработкой материалов или выполнением учеб­ных проектов.

Приведенные далее программы различных разделов образо­вательной области «Технология» рассчитаны на городские шко­лы. Рассмотренное в данной работе базовое содержание предме­та «Технология» содержит федеральный компонент, который необходимо изучать в инвариантной части базисного учебного плана. Выбор практических работ должен учитывать региональ­ный фактор и имеющиеся для обработки материалы.

Для реализации дифференцированного обучения и обеспе­чения возможности самореализации учащихся предусмотрены два варианта примерного планирования часов: вариант 1-е преобладанием разделов «Технологии обработки конструкцион­ных материалов» и «Электрорадиотехнологии»; вариант II— с преобладанием разделов «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов». * Раздел «Культура дома» для мальчиков и девочек может вести один и тот же учитель.

В соответствии с новыми программами возможна реализация следующих разделов на имеющейся в школах мате­риальной базе:

в средней школе: технологии обработки конструкционных материалов и элементы машиноведения, культура дома, техно­логии обработки ткани и пищевых продуктов, художественная обработка материалов, строительные и ремонтно-отделочные работы, информационные технологии (при наличии дисплей­ного класса), выполнение проектов;

в старших классах: домашняя экономика и основы предпри­нимательства, производство и окружающая среда, обществен­ное производство и профессиональное самоопределение, инфор­мационные технологии (при наличии дисплейного класса), ху­дожественная обработка материалов, техническое творчество, введение в художественное конструирование (по выбору), вы­полнение проектов.

Вариант II (девочки)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Этот раздел является основным для варианта II программы образовательной области «Технология».

Данная программа является частично скорректированной программой трудового обучения учащихся 5-8 классов, разработанной в соответствии с основными положениями реформы общеобразовательной и профессиональной школы Российской Федерации.

Кроме общих задач предмета «Технология», перечисленных во введении, при изучении данного раздела необходимо решать следующие дополнительные задачи:

совершенствование практических умений и навыков учащихся в экономном ведении домашнего хозяйства, заготовке и хране­нии продуктов, уходе за жилищем;

ознакомление с различными видами декоративно-приклад­ного искусства, народного творчества и ремесел;

развитие художественной инициативы;

воспитание привычки к чистоте, сознательному выполнению санитарно-гигиенических правил в быту и на производстве;

воспитание уважения к народным обычаям и традициям; ознакомление учащихся с профессиями по обработке тканей и пищевых продуктов, с профессией дизайнера.

Большой объем учебного материала, заложенный в програм­ме этого раздела, предполагает организацию самостоятельной работы школьников в виде выполнения проектов. В зависимости от уровня теоретической и практической подготовки учащимся могут быть предложены различные по сложности темы проек­тов, например: «Сервировка праздничного стола», «Торт ко дню рождения», «Спортивный костюм», «История народных реме­сел, обрядов и традиций региона» и т. д.

Творческая деятельность школьников помогает им в усвоении учебного материала и орга­низации досуга. Работа, которая требует больших затрат време­ни, может быть выполнена в домашней обстановке; тем самым закладываются возможности для общения детей и родителей на качественно ином уровне — взаимопонимания и взаимоуваже­ния.

При изучении раздела «Культура дома, технологии обработ­ки ткани и пищевых продуктов» учителю необходимо постоян­но уделять внимание экологическим вопросам, формировать у учащихся систему экологических знаний о взаимодействии при­роды, общества и человека, об экологических проблемах и спо­собах их разрешения, о негативных последствиях влияния тру­довой деятельности человека на окружающую среду и здоровье. Необходимо также воспитывать у учащихся:

привычку экологи­чески целесообразного поведения, стремления к активной прак­тической деятельности по охране окружающей среды,

убежде­ния в необходимости и возможности решения экологических проблем,

включения экологической деятельности в систему жизненных мотивов, потребностей, идеалов каждого школьни­ка,

развивать практические умения по изучению, анализу, оценке и способам улучшения состояния окружающей среды своего края, области, города, села.

В содержании экологического образова­ния должны учитываться условия и реальное состояние окружа­ющей среды, традиции и экологическая культура населения дан­ной местности.

В содержании этого раздела программы информационные технологии должны занять прочное место. В ходе их изучения учащиеся знакомятся с общими принципами и способами по­иска, хранения, систематизации и получения информации, с источниками и носителями информации, с организацией банка данных. Наличие в школе вычислительной техники создает до­полнительные возможности для накопления информации, ус­коряет ее поиск, способствует интеллектуальному развитию уча­щихся. С помощью вычислительной техники осуществляется расчет количества продуктов и стоимости блюда, поиск нужного рецепта кулинарного блюда, составление технологической кар­ты его приготовления, поиск информации о сроках и способах хранения продуктов, а также информации по различным стан­дартам на швейные изделия, ткани, размерным признакам фи­гур и т. п.

Другим аспектом применения ЭВМ в курсе «Технология» может стать система автоматического проектирования (САПР), использующая графические дисплеи и планшетные графопост­роители, что, наряду со значительной экономией учебного вре­мени на конструирование и моделирование швейных изделий за счет устранения непроизводительного ручного труда по вычер­чиванию выкроек, значительно повышает интерес школьников к предмету.

Одним из ведущих подразделов программы является «Кули­нария», которая включает в себя обучение навыкам:

приготовле­ния пищи наиболее простыми способами — варкой и жареньем, а также ознакомление с основами физиологии питания, техно­логией приготовления различных блюд из овощей, рыбы, мяса, молока и других продуктов, с наиболее простыми способами заготовки продуктов, с правилами сервировки стола к завтраку и ужину, с приготовлением пищи в походных условиях.

Но в связи с тем, что школа не располагает необходимыми условиями для проведения практических работ, то по этому подразделу дается только теоретический материал.

Задачам трудового и эстетического воспитания посвящены подразделы «Интерьер жилого дома» и «Рукоделие». При изуче­нии их учащиеся знакомятся:

с творчеством народных умельцев своего края, области, села, с материалами и инструментами, применяемыми в традиционных художественных ремеслах, со способами оформления интерьера кухни, столовой, жилой ком­наты, с ролью комнатных растений и способами их размещения в интерьере, учатся вышивать несложные узоры, вязать крюч­ком, изготавливать изделия в технике лоскутной пластики.

Работе на швейной машине в данной программе отводится значительно больше учебного времени, чем прежде, так как овладение навыками этой работы — обязательное условие даль­нейшего успешного выполнения программы, залог высокого качества швейных изделий.

Для того чтобы навыки работы на швейной машине были более прочными, предусмотрена тема «Лоскутная пластика». Ее изучение предоставляет достаточно возможностей для практи­ческого овладения техникой выполнения стачных швов.

Знания основных видов и свойств тканей, получаемые школьниками при изучении подраздела «Элементы материаловедения», необходимы при конструкторской разработке моделей и изго­товлении швейных изделий. На занятиях по конструированию учащиеся учатся читать и строить чертеж, пользоваться чертежными инструментами, знакомятся с особенностями строения женской и детской фигуры, правилами снятия мерок и их ус­ловными обозначениями.

На занятиях по моделированию учащиеся узнают о различ­ных способах разработки моделей, видах отделки швейных изде­лий, творчески применяя знания, полученные ими на занятиях по рукоделию. При этом следует учитывать художественные осо­бенности национальной одежды: колорит и рисунок тканей и отделок.

Прежде чем приступить к изготовлению изделия, учащиеся выполняют практические работы на лоскутах ткани, отрабаты­вая технику выполнения швов и отдельных технологических опе­раций. Как показывает многолетняя практика, введение трени­ровочных операций позволит обеспечить хорошее качество швей­ных изделий.

В конце программы приведен примерный перечень швейных изделий, из которого учитель может выбрать конкретное изделие для изготовле­ния его учащимися. При выполнении практических работ уча­щиеся могут шить образцы пооперационной обработки и швей­ные изделия как в натуральную величину, так и уменьшенные.

Самое серьезное внимание следует уделять соблюдению уча­щимися правил санитарии и гигиены, безопасным приемам труда с оборудованием и инструментами. Учителю следует напоминать учащимся об этих правилах в начале изучения каждой новой темы, при работе или демонстрации нового оборудования, во время выполнения практических работ.

Приведенный в программе перечень основных знаний и прак­тических умений, которыми должны овладеть учащиеся, помо­жет учителю правильно расставить акценты в обучении, более объективно оценить работу школьников.

При разработке данной программы осуществляется ее преемственность с ранее действующей программой, что по­зволяет в максимальной степени использовать имеющийся опыт преподавания трудового обучения, учебно-материальную базу мастерских общеобразовательных школ, имеющиеся в них сред­ства обучения и тенденцию их развития.

Более глубокому освоению содержания программы спо­собствуют конкурсы и выставки творческих работ учащихся, участие школьников в школьных, районных и городских олим­пиадах по трудовому обучению.

Выполнение проектов входит в подраз­дел «Проектирование и изготовление одежды».
ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ,

ФОРМИРУЕМЫХ У УЧАЩИХСЯ

VI класс

Учащиеся должны знать:

возможности использования ЭВМ в информационных тех­нологиях;

санитарные требования к помещению кухни и столовой; пра­вила работы с горячими маслами и жирами, мытья посуды;

общие сведения о значении минеральных солей и микроэле­ментов в жизнедеятельности организма, о кулинарном значе­нии, питательной ценности и химическом составе молока; спо­собы определения качества молока, способы сохранения свеже­го молока, технологию приготовления молочных супов и каш;

общие сведения о пищевой ценности рыбы и нерыбных про­дуктов моря, о возможности кулинарного использования рыбы разных пород, методы определения качества рыбы;

способы первичной обработки рыбы, технологию приготов­ления рыбной котлетной массы и рыбных полуфабрикатов, спо­собы тепловой обработки рыбы;

виды жаренья продуктов, их отличительные особенности, посуду и инвентарь для жаренья;

технологию приготовления кулинарных блюд из рыбы и не­рыбных продуктов моря, способы определения готовности и правила подачи рыбных блюд к столу;

правила варки крупяных каш различной консистенции, осо­бенности приготовления блюд из бобовых и макаронных изде­лий, соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жидкости при варке каш и гарниров;

способы приготовления теста, виды пищевых разрыхлителей теста, технологию выпечки блинов, оладий, блинчиков;

виды и кулинарные свойства крахмала, технологию при­готовления компотов и киселей; правила сервировки стола к ужину;

общие сведения о процессах, происходящих при солении и квашении овощей, технологию квашения капусты, засолки огур­цов, помидоров, грибов, зелени, мочения яблок;

значение композиции в интерьере, способы оформления интерьера, роль освещения в интерьере, санитарно-гигиениче­ские требования к уборке жилых и производственных помеще­ний;

правила санитарии, гигиены, безопасной работы с колю­щим и режущим инструментом, с электрооборудованием, элек­тронагревательными приборами;

основы семейного уюта;

традиционные и семейные праздники, правила соблюдения траура, выражение соболезнования;

способы получения натуральных волокон животного происхождения, получение нитей из этих волокон в условиях пря­дильного производства и в домашних условиях, свойства натуральных волокон животного происхождения, нитей и тканей на их основе, саржевые и атласные переплетения;

принцип действия механизмов преобразования движения, их обозначения на кинематических схемах; назначение, устройство и принцип действия регуляторов швейной машины;

композицию, ритм, орнамент, раппорт в вышивке, холод­ные, теплые, хроматические и ахроматические цвета, способы увеличения и уменьшения рисунка;

эксплуатационные, гигиенические и эстетические требова­ния к легкому женскому платью, материалы и отделки, приме­няемые при изготовлении юбок, основные конструкции юбок, правила снятия мерок и их условные обозначения, основные приемы моделирования конических и клиньевых юбок, правила подготовки выкройки к раскрою;

назначение, конструкция, условные графические обозначения и технология выполнения следующих швов: настрочного с открытым срезом, настрочного с одним закрытым срезом, шва встык, накладного с двумя закрытыми срезами, основные тех­нологические приемы обработки юбки;

правила подготовки ткани к раскрою и технологию раскроя ткани, технологическую последовательность обработки юбки;

основные требования по уходу за одеждой и обувью;

санитарно-гигиенические требования к предметам и средствам ухода за волосами; требования к прическе.



Учащиеся должны уметь:

использовать ЭВМ для хранения и получения необходимой информации; проводить визуальную оценку экологического состояния водоемов;

работать с бытовыми электроприборами, с моющими и чистящими химическими веществами, мыть посуду, применять мо­ющие и дезинфицирующие средства для мытья посуды;

определять качество молока, проводить его тепловую обработку, готовить молочные супы и каши, оценивать качество го­товых блюд;

определять качество рыбы, оттаивать мороженую и вымачи­вать соленую рыбу, проводить первичную обработку рыбы, при­готавливать рыбную котлетную массу с помощью мясорубки, варить и жарить рыбу и рыбные полуфабрикаты, готовить блюда из рыбной котлетной массы, определять готовность рыбных блюд, подавать их к столу;

проводить первичную обработку круп, бобовых и макарон­ных изделий; варить крупяные рассыпные, вязкие и жидкие каши, готовить запеканки, крупеники, котлеты, биточки из круп, варить бобовые и макаронные изделия;

приготавливать тесто и выпекать блины, оладьи, блинчики, варить компоты и кисели;

готовить ужин, сервировать стол к ужину, принимать гостей;

квасить капусту, проводить первичную обработку и засолку огурцов, томатов, зелени, грибов;

выполнять эскизы интерьера детской комнаты, проводить сухую и влажную уборку, пользоваться пылесосом и другими электробытовыми приборами;

определять раппорт саржевого и атласного переплетения, лицевую и изнаночную стороны и дефекты ткани;

регулировать качество машинной строчки, устанавливать иглу в швейную машину, подбирать иглу и нить в зависимости от вида ткани, определять неполадки швейной машины, вызван­ные неправильной установкой иглы, чистить и смазывать швей­ную машину;

подбирать одежду к традиционным праздникам, строить сим­метричный узор, орнамент в квадрате, в полосе, определять размер и место узора на изделии, подбирать нитки по цвету, тональности, насыщенности, выполнять счетные швы и свобод­ную вышивку по рисованному контуру;

подбирать ткань и отделку для изготовления юбки, снимать и записывать мерки, читать и строить чертежи конической и клиньевой юбок, моделировать конические и клиньевые юбки, подготавливать выкройки юбок к раскрою;

выполнять на швейной машине:

настрочной шов с открытым срезом, настрочной шов с одним закрытым срезом, шов встык, накладной шов с двумя закрытыми срезами, обрабатывать клнньевую и коническую юбки (обработка пояса юбки корсажной тесьмой, обработка застежки тесьмой «молния», застежки на крючки и петли, обработка низа юбки ручным и машин­ным способами, обметывание швов);

готовить ткань к раскрою, выполнять экономную раскладку выкройки на ткани, раскраивать коническую и клиньевую юбки,

подготавливать детали кроя к обработке, обрабатывать детали кроя, проводить примерку, определять и исправлять дефекты, выполнять окончательную отделку и определять качество готового изделия;

выполнять простейший ремонт подкладки и карманов, отпарывать и пришивать фурнитуру, подшивать низ брюк тесьмой.

Тематический план (базовый)

VI класс (68 ч)

Подразделы и темы




Количество учебных часов

подраздел

тема

1

2

3

Вводное занятие

2




Кулинария

14




Физиология питания




1

Блюда из молока




1

Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря




2

Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий




2

Блины, оладьи, блинчики




2

Сладкие блюда (компоты, кисели)




2

Сервировка стола к ужину. Элементы этикета




2

Заготовка продуктов




2

Гигиена девушки. Косметика

4




Интерьер жилого дома

4




Элементы материаловедения

2




Элементы машиноведения. Работа на швейной машине

4




Рукоделие

8




Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды

4




Проектирование и изготовление конической или клиньевой юбки

26




Конструирование и моделирование конической и клиньевой юбок




6

Технология изготовления конических и клиньевых юбок




20

Итого, включая выполнение проекта

68



Ввиду того, что программа носит рекомендательный характер, поэтому корректировку содержания программы предусматриваю примерно на 20%. Например, полагаю, что конические юбки идут не всем девочкам, поэтому знакомство предполагаю только теоретически, возможно в виде рефератов, а в практическую часть работы включаю конструирование и изготовление прямой юбки.


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО КЛАССАМ

6 класс (2 часа в неделю)

занятия


Раздел, тема

Кол-во часов

Число

1

2

3

4

1

Вводный инструктаж по технике безопасности, правилам поведения в кабинете «Технологии», санитарно-гигиенические требования.

1







Технология ручной вышивки. Технология изготовления изделий из лоскутков.

9




1

Подготовка шаблонов и ткани к работе для изготовления грелки на чайник. Т/б.

1




2

Прямая раскладка в лоскутном шитье. Т/б.

2




3

Соединение задней части грелки с утепляющей прокладкой. Т/б.

2




4

Технология выполнения петельного шва при украшении деталей грелки. Т/б.

2




5

Отделка лицевой стороны грелки. Соединение частей грелки. Т/б.

2







Основы материаловедения

2




6

Натуральные волокна животного происхождения. Свойства шерстяных и шелковых тканей. Т/б.

2







Элементы машиноведения.

4




7

Регуляторы швейной машины. Устройство и установка машинной иглы. Т/б.

2




8

Виды машинных швов. Технология выполнения накладного и настрочного швов. Т/б.

2







Проектирование швейного изделия (юбки)

10




9

История юбки. Юбка в русском народном костюме. Снятие мерок для построения юбки. Т/б.

2




10

Расчет конструкции прямой юбки. Построение чертежа прямой юбки в М:1:4. Т/б.

2




11

Описание фасона юбки. Моделирование прямой юбки в М:1:4. Т/б.

2




12

Построение чертежа прямой юбки в натуральную величину. Т/б.

2




13

Моделирование прямой юбки в натуральную величину. Подготовка выкройки к раскрою. Т/б.

2







Технологическая последовательность изготовления прямой юбки и оформление творческого проекта «Юбка с запахом»

20




14

Изготовление схемы-раскладки на бумаге. В М:1:4. Расчет количества ткани. Последовательность обработки юбки. Т/б.

2




15

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка лекал юбки на ткани и раскрой юбки. Т/б.

2




16

Подготовка деталей кроя юбки к обработке. Т/б.

2




17

Подготовка юбки к примерке. Проведение примерки. Исправление дефектов. Т/б.

2




18

Соединение и обработка боковых срезов. Т/б.

2




19

Обработка подбортов юбки с запахом. Т/Б.

2




20

Обработка верхнего среза юбки подкройной обтачкой. Т/б.

2




21

Обработка петли и пришивание пуговицы. Т/б.

2




22

Обработка нижнего среза юбки. Окончательная отделка изделия. Т/б.

2




23

Завершающая стадия выполнения проекта. Защита проекта. Т/б.

2







Технология изготовления сумочки-кармана.

12




24

История кармана. Изготовление шаблонов для сумочки-кармана. Т/б.

2




25

Раскладка деталей на ткани и раскрой сумочки-кармана. Т/б.

2




26

Подготовка деталей кроя к обработке, выстегивание частей сумочки на машине. Т/б.

2




27

Втачивание «молнии» для застежки сумочки. Т/б.

2




28

Соединение сторон сумочки, обработка уголков. Т/б.

2




29

Обработка навесных петель из ткани и соединение их с сумочкой-карманом. Т/б.

2







Уход за одеждой.

2




30

Ремонт одежды. Пришивание фурнитуры. Т/б.

2







Технология обработки пищевых продуктов.

6




31

Виды круп, молоко и молочные продукты. Макаронные изделия. Изделия из жидкого теста. (Урок-лекция). Т/б.

2




32

Рыба и морепродукты. Сладкие блюда и напитки. Заготовка продуктов. (Урок-лекция). Т/б.

2




33

Элементы этикета. Сервировка стола к ужину. Хлеб на столе. Т/б.

2




34

Гигиена девушки. Т/б.

1




34

Интерьер жилого дома. Итоговый урок.

1







ИТОГО:

68






ПРОГРАММА

VI класс

Вводное занятие (1 ч)

Саморегуляция экологических систем. Влияние промышлен­ного и сельскохозяйственного производства на состояние водо­емов. Способы очистки сточных вод (механические, химиче­ские, биологические). Влияние экологического состояния во­доема на количество и качество рыбы. Определение качества воды.


Кулинария (6 ч)

Физиология питания

Минеральные соли, макроэлементы, микроэлементы, ульт­рамикроэлементы, содержание их в пищевых продуктах. Роль минеральных веществ в жизнедеятельности организма.

Соли кальция, калия, натрия, железа, йода. Их значение для организма человека. Суточная потребность в солях. Методы со­хранения минеральных солей в продуктах при их кулинарной обработке.

Практическая работа.

Составление меню, обеспечиваю­щего суточную потребность организма в минеральных солях.



Блюда из молока

Товароведение молока. Значение молока и молочных про­дуктов в питании человека. Кулинарное значение молока и мо­лочных продуктов. Питательная ценность молока. Химический состав молока (жиры, белки, молочный сахар, витамины).

Домашние животные, молоко которых используется в пище человека (коровы, козы, овцы, буйволицы, кобылицы, верб­людицы, самки яка, важенки (северный олень), самки зебу).

Ассортимент питьевого молока. Способы определения каче­ства молока. Условия и сроки его хранения.

Первичная обработка молока. Способы очистки молока (про­цеживание, фильтрация, сепарация). Способы сохранения све­жего молока. Обеззараживание молока с помощью тепловой об­работки (кипячение, пастеризация). Изменение состава молока при нагревании.

Приготовление блюд из молока. Безопасные приемы работы с кухонным оборудованием, инструментами, кипящими жид­костями, горячим маслом и жирами.

Санитарно-гигиенические требования при приготовлении блюд из молока. Приготовление топленого молока. Технология приготовления молочных супов и каш из обыкновенного и кон­сервированного (сухого или сгущенного) молока. Посуда для варки молочных блюд.

Оценка качества готовых блюд. Подача их к столу.



Блюда из круп, бобовых и макаронных изделий

Подготовка к варке круп, бобовых и макаронных изделий. Правила варки крупяных рассыпных, вязких и жидких каш (греч­невой, перловой, пшенной, овсяной и др.). Краткая характери­стика блюд из каш: запеканок, крупеников, котлет, биточков и др. Технология приготовления котлет и биточков (варка вязкой каши, заправка каши сырыми яйцами, разделка и обжарка). Время тепловой обработки и способы определения готовности.

Правила приготовления блюд из бобовых. Кулинарные при­емы, обеспечивающие сохранение в них витаминов группы В.

Способы варки макаронных изделий. Процессы, происходя­щие при варке круп, бобовых и макаронных изделий. Причины увеличения веса и объема при варке.

Соотношение крупы, бобовых и макаронных изделий и жид­кости при варке каш различной консистенции и гарниров.

Посуда и инвентарь, применяемые при варке каш, бобовых и макаронных изделий. Способы определения готовности. Подача готовых блюд к столу.



Примерный перечень блюд.

1. Каша гречневая из поджаренной крупы с маслом.

2. Пшенная каша с тыквой.

3. Овсяная каша.

4. Рисовая каша с маслом.

5. Биточки пшенные.

6. Фасоль в томате.

7. Пюре из гороха или чечевицы.



Блины, оладьи, блинчики

Первичная обработка муки. Способы приготовления теста для блинов, оладий и блинчиков. Пищевые разрыхлители теста, их роль в кулинарии. Блины на опаре. Блины скороспелые. Техноло­гия выпечки блинов, оладий и блинчиков. Блины с приправами.

Оборудование, посуда и инвентарь для замешивания теста и выпечки блинов. Подача блинов к столу.

Примерный перечень блюд.

1. Блины скороспелые.

2. Блинчики с творогом.

3. Оладьи с яблоками.

4. Блины из блинной муки.



Блюда из рыбы и нерыбных продуктов моря

Товароведение рыбы и нерыбных продуктов моря. Понятие о пищевой ценности рыбы и нерыбных продуктов моря для орга­низма человека. Пищевая ценность речной рыбы в зависимости от времени года. Содержание в рыбе белков, жиров, углеводов, витаминов. Изменение содержания этих веществ в процессе хра­нения и кулинарной обработки.

Возможности кулинарного использования рыбы разных пород, рыбной икры и нерыбных продуктов моря. Рыбные полуфабрикаты. Условия и сроки хранения живой, свежей, мороже­ной, копченой, вяленой, соленой рыбы и рыбных консервов. Шифр на консервных банках.

Методы определения качества рыбы (по запаху, по цвету жабр, по глазам и др.).



Первичная обработка рыбы. Санитарные требования к поме­щению кухни и столовой, к посуде и кухонному инвентарю. Правила мытья посуды ручным способом и в посудомоечных машинах. Применение моющих и дезинфицирующих средств для мытья посуды. Санитарные условия первичной обработки рыбы и рыбных продуктов.

Краткая характеристика сырья: живая, свежая, мороженая, соленая рыба. Правила оттаивания мороженой рыбы. Вымачива­ние соленой рыбы. Обработка рыбы с костным скелетом. Спосо­бы разделки в зависимости от породы рыбы, ее размеров и ку­линарного использования (очистка, отрубание плавников, от­резание головы, потрошение, снятие кожи или удаление че­шуи, промывка).

Разделка соленой рыбы (вымачивание, потрошение, снятие кожи, удаление костей, пластование на чистое филе).

Ознакомление с составом и соотношением составных частей рыбной котлетной массы и их назначением. Приготовление рыб­ной котлетной массы с помощью мясорубки.

Краткая характеристика оборудования, инвентаря, инстру­ментов, посуды, применяемых при первичной обработке рыбы и приготовлении рыбных полуфабрикатов.

Сбор, обработка, хранение и использование пищевых рыб­ных отходов.



Приготовление блюд из вареной и жареной рыбы и нерыбных продуктов моря. Правила безопасности при работе с бытовыми электроприборами.

Способы тепловой обработки рыбы. Правила варки рыбы в целом виде, звеньями, порционными кусками.

Знакомство с видами жаренья: обжаривание, поджаривание, пассерование, жаренье во фритюре, жаренье в парах масла, на углях.

Виды растительных масел и кулинарных жиров. Перекалива­ние масла и его роль в процессе жаренья. Оборудование, посуда, инвентарь для жаренья.

Способы жаренья рыбы и рыбных полуфабрикатов. Роль па­нировки в процессе жаренья. Приготовление панировки (муч­ной, красной, белой, сухарной) и льезона.

Блюда из рыбной котлетной массы: котлеты, тефтели, биточки. Знакомство с приемами выбивания котлетной массы, формования из нее полуфабрикатов и их панирования.

Кулинарное использование нерыбных продуктов моря: кре­веток, кальмаров, белковой пасты «океан» и др.

Время приготовления блюд из рыбы. Способы определения готовности. Требования к качеству готовых блюд. Правила пода­чи рыбных блюд к столу. Сервировка стола к ужину.



Примерный перечень блюд.

1. Треска отварная с картофелем.

2. Лещ вареный цельный.

3. Суп рыбный.

4. Крупные ерши в кляре.

5. Вареные раки (креветки).

6. Камбала, жаренная во фритюре.

7. Караси, жаренные со сметаной.

8. Котлеты из судака, щуки, хека, минтая и др.

9. Салат из крабов или кальмаров.

10. Сельдь с овощами.

Сладкие блюда (компоты и кисели)

Сахар, его роль в кулинарии и в питании человека. Техноло­гия приготовления компота из свежих, сушеных, мороженых фруктов и ягод. Виды крахмала (картофельный, кукурузный, пшеничный, рисовый) и его свойства. Приготовление киселей различных консистенций (жидкий, средний, густой). Условия сохранения витаминов при первичной и тепловой обработке фруктов и ягод.



Практические работы. Приготовление двух сладких блюд — компота и киселя.

Примерный перечень блюд:

1. Компот из свежих ягод, яблок, груш, апельсинов, черно­слива, дыни, крыжовника и др.

2. Компот из сушеных фруктов.

3. Кисель клюквенный, молочный, овсяный, из ревеня, из малины, красной и черной смородины, молочный из маисовой муки и др.



Сервировка стола к ужину. Элементы этикета

Составление меню на ужин из двух-трех блюд. Расчет коли­чества продуктов, времени приготовления блюд. Особенности сервировки стола к ужину. Набор столовых приборов и посуды для ужина. Правила подачи десерта. Освещение и музыкальное оформление ужина. Культура использования звуковоспроизво­дящей аппаратуры. Правила приема гостей. Приглашения и по­здравительные открытки. Как дарить и принимать цветы и по­дарки. Этика и такт во взаимоотношениях в семье. Семейный уют.



Заготовка продуктов

Процессы, происходящие при солении и квашении. Консер­вирующая роль молочной кислоты. Необходимые условия жиз­недеятельности молочнокислых бактерий (наличие сахара в ово­щах, температура, стерильность тары и инвентаря). Сохранность витаминов в соленых и квашеных овощах.



Квашение капусты. Первичная обработка капусты перед ква­шением (сортировка, очистка, удаление кочерыжек, шинкова­ние). Подготовка тары для квашения. Укладка шинкованной ка­пусты, соли и приправ в тару. Пропорции соли и приправ при квашении капусты. Время ферментации (брожения) до готовно­сти. Условия и сроки хранения квашеной капусты.

Засолка огурцов и томатов. Первичная обработка огурцов и томатов перед засолкой (сортировка, мойка). Пряности и травы, применяемые при засолке (укроп, чеснок, листья хрена, чер­ной смородины, вишни, стручковый и душистый перец, пет­рушка, сельдерей, кориандр, базилик и др.). Подготовка тары для засолки. Приготовление рассола, укладка и заливка огурцов и томатов. Особенности засолки томатов разной степени зрелос­ти. Условия ферментации. Хранение соленых огурцов и томатов, средства борьбы с плесенью на поверхности рассола.

Мочение яблок. Сорта яблок, пригодные для мочения. Первичная обработка яблок перед мочением (сортировка, мойка). Правила укладки яблок в бочки. Приготовление и заливка рассола. Условия ферментации и хранения моченых яблок.

Крепкий посол зелени. Заготовка пряной зелени без квашения. Подготовка тары. Первичная обработка зелени. Пропорции соли и зелени в крепком сухом посоле. Кулинарное использование соленой зелени. Условия и сроки хранения.

Засолка грибов. Виды грибов, используемых для холодной и горячей засолки. Первичная обработка грибов (сортировка, очи­стка, вымачивание или бланширование, промывка). Подготов­ка тары. Технология холодной и горячей засолки. Сроки готовно­сти к употреблению. Пряности, употребляемые для засолки гри­бов.

Практические работы.

1. Засолка огурцов или томатов.

2. Квашение капусты «провансаль».

3. Горячая засолка грибов.


Интерьер жилого дома (1 ч)

Понятие о композиции в интерьере. Характерные особенно­сти интерьера жилища, отвечающие национальному укладу и образу жизни.

Организация зон отдыха, приготовления пищи, столовой, спален, детского уголка. Использование современных материа­лов в отделке квартиры.

Оформление интерьера эстампами, картинами, предметами декоративно-прикладного искусства. Подбор штор, занавесей, портьер, накидок, ковров, мебели, обоев, салфеток и т. д. Сис­тематизация и хранение коллекций и книг. Значение предметов ручного труда в интерьере. Сближение форм материальной куль­туры в современном искусстве.

Роль освещения в интерьере. Естественное и искусственное освещение. Использование общего и местного освещения. Виды и формы светильников.

Санитарно-гигиенические требования, предъявляемые к убор­ке жилых и производственных помещений. Повседневная и ге­неральная уборка помещений. Влажная и сухая уборка. Приме­нение бытовой техники (пылесос, полотер и др.) в уборке по­мещений. Мойка окон, раковин, умывальников и т. п. Моющие и чистящие препараты, инструменты и приспособления.

Подготовка жилья к зиме, утепление окон и дверей.

Практическая работа. Выполнение эскиза планировки городской квартиры, сельского дома, детской комнаты.
Гигиена девушки. Косметика (1 ч)

Общие сведения о волосах, уход за волосами, элементы при­чески (коса, волна, пробор, жгут, локон). Средства и инстру­менты для ухода за волосами.

Требования к прическе школьницы. Подбор прически с уче­том типа лица и структуры волос. Коррекция типа лица с помо­щью прически.
Элементы материаловедения (2 ч)

Натуральные волокна животного происхождения (шелк, шерсть, пух). Способы их получения. Получение нитей из этих волокон в условиях прядильного производства и в домашних условиях. Свойства натуральных волокон животного происхож­дения, а также нитей и тканей на их основе.

Саржевые и атласные переплетения нитей в тканях. Понятие о раппорте переплетения. Лицевая и изнаночная сторона ткани. Дефекты ткани.

Сравнительные характеристики свойств хлопчатобумажных, льняных, шелковых и шерстяных тканей. Краткие сведения об ассортименте тканей.



Примерный перечень лабораторно-практических работ.

1. Распознавание волокон и нитей из хлопка, льна, шелка, шерсти.

2. Определение тканей саржевого и атласного переплетений из коллекции тканей.

3. Определение лицевой и изнаночной стороны тканей сар­жевого и атласного переплетений.


Элементы машиноведения, работа на швейной машине (4 ч)

Механизмы преобразования движения. Принцип их действия и обозначения на кинематических схемах.

Назначение, устройство и принцип действия регуляторов уни­версальной швейной машины (длины стежка, прижима лапки, натяжения верхней и нижней нитей). Регулировка качества ма­шинной строчки путем изменения силы натяжения верхней и нижней нитей. Устройство машинной иглы. Установка иглы в швейную машину. Подбор толщины иглы и нитей в зависимости от вида ткани. Неполадки в работе швейной машины, вызывае­мые дефектами машинной иглы или неправильной ее установ­кой. Уход за швейной машиной, чистка и смазка.

Примерный перечень практических работ.

1. Регулировка качества машинной строчки для различных видов тканей.

2. Замена иглы в швейной машине.
Рукоделие (8 ч)

Традиции, обряды, семейные праздники. Подготовка одеж­ды к традиционным праздникам. Отделка изделий вышивкой, тесьмой, изготовление сувениров к праздникам. Вышитые и пле­теные пояса, одежда, сумки, кошельки, чехольчики для клю­чей или очков, салфетки, рушники и др.

Композиция, ритм, раппорт, орнамент. Симметричное по­строение узора в художественной отделке вышивкой. Определе­ние места и размера узора на изделии, отдельных его частей, пропорции элементов, выполнение в цвете и т. д.

Теплые и холодные цвета. Цветовой тон. Яркость и насыщен­ность цвета. Хроматические и ахроматические цвета.

Способы увеличения и уменьшения рисунка.

Технология выполнения счетных швов (роспись, крест, на­бор, счетная гладь, косая стежка и др.).

Свободная вышивка по рисованному контуру узора (гладьевые швы, контурные и простейшие швы).

Примерный перечень практических работ.

1. Составление альбома летописи края, области, села: обря­дов, песен, костюмов, традиционных блюд, ритуалов и др.



2. Изготовление сувенира.

3. Изготовление образцов счетных швов.

4. Изготовление образцов вышивки по рисованному контуру.

5. Отделка швейного изделия вышивкой.


Уход за одеждой и обувью. Ремонт одежды (2 ч).

Ассортимент и эксплуатационные свойства подкладочной ткани. Ремонт подкладки и карманов. Виды фурнитуры, приме­няемые при пошиве белья и верхней одежды. Приемы отпарыва­ния и пришивания фурнитуры. Способы подшивания низа брюк тесьмой.

Правила ухода за одеждой из кожи, замши, велюра.

Чистка кожаной обуви. Пасты, эмульсии и кремы для ухода за обувью. Смазывание (пропитка) кожаной обуви жирами или касторовым маслом. Гидрофобные смазки для придания обуви большей водостойкости. Специальные салфетки для чистки обуви одноразового и многоразового пользования. Дезодорация внут­ренней поверхности обуви.

Приемы сохранения формы обуви. Правила сушки обуви. Допустимая температура сушки.

Чистка замшевой обуви. Способы восстановления ворса у зам­шевой и велюровой обуви.

Правила ухода за обувью из лакированной кожи, обувью с верхом из ткани и резиновой обувью. Растяжка обуви в домашних условиях.

Примерный перечень практических работ.

I. Ремонт подкладки низа рукава.

2. Пришивание пуговиц, крючков и т. п.

3. Подшивание низа брюк тесьмой.


Проектирование и изготовление прямой юбки (30 ч)

Конструирование и моделирование прямой юбки (10 ч)

Эксплуатационные, гигиенические и эстетические требова­нии к легкому женскому платью. Ткани и отделки, применяемые для изготовления юбок.

Конструкции юбок (прямые, клиньевые, конические). Чте­ние чертежей прямой, конических и клиньевых юбок. Мерки, необходи­мые для построения основы чертежа прямой юбки. Условные обозначения мерок. Правила снятия мерок. При­бавки к меркам на свободу облегания. Зависимость величины прибавок от назначения изделия, силуэта, ткани.

Последовательность построения чертежа основы прямой юбки. Расчетные формулы. Построение ос­новы чертежа юбки в масштабе 1:4 в рабочей тетради с печатной основой и в натуральную величину.

Разновидности юбок по силуэту (прямые, зауженные или расширенные книзу, длинные или короткие, в форме колокола и др.). Способы моделирования прямых юбок (горизонтальные разрезы, расширение или сужение клина от линии бедер, расширение клина от линии талии, расшире­ние дополнительными клиньями и др.). Выбор модели юбки. Моделирование юбки. Выбор ткани и отделки. Подготовка выкройки к раскрою.

Примерный перечень практических работ.

1. Снятие мерок и запись результатов измерений.

2. Расчет конструкции юбки по формулам.

3. Построение основы чертежа юбки в масштабе 1:4 и в нату­ральную величину по своим меркам.

4. Зарисовка эскизов различных моделей прямых юбок. Выбор модели юбки.

5. Моделирование юбки выбранного фасона.

6. Подготовка выкройки юбки к раскрою.
Технологии обработки прямой юбки (20 ч)

Назначение соединительных швов: настрочного с открытым срезом, настрочного с одним закрытым срезом, шва встык, на­кладного с двумя закрытыми срезами. Их конструкция, технология выполнения и условные графические обозначения.

Правила выполнения следующих технологических операций: обработки пояса юбки корсажной тесьмой, обработки застежки на крючки и петли, тесьмой «молния», обработки низа юбки ручным и машинным способом, разметки и пришивания пуговиц вручную или на швейной машине, обметывания швов, застрачивания резинки.

Подготовка ткани к раскрою. Раскладка выкройки на ткани. Обмеловка. Раскрой ткани. Перенос контурных и контрольных линий выкройки на ткань. Подготовка деталей кроя к обработке.

Обработка деталей кроя. Подготовка юбки к примерке (скалыва­ние и сметывание).

Примерка юбки, выравнивание низа изделия, выявление и исправление дефектов, подгонка изделия по фигуре.

Стачивание юбки. Обработка нижнего среза юбки швом вподгибку с закрытым срезом. Обработка верхнего среза юбки подкройной обтачкой.

Художественная отделка изделия. Влажно-тепловая обработ­ка юбки (внутрипроцессная и окончательная). Контроль каче­ства готового изделия.



Примерный перечень практических работ.

1. Отработка техники выполнения соединительных швов на лоскутах ткани.



2. Изготовление образцов поузловой обработки для изготов­ления юбки.

3. Раскладка выкройки и раскрой ткани.

4. Прокладывание контурных и контрольных линий и точек на деталях кроя.

5. Обработка деталей кроя.

6. Скалывание и сметывание деталей кроя.

7. Проведение примерки, исправление дефектов.

8. Окончательная отделка и влажно-тепловая обработка из­делия.

9. Определение качества готового изделия.



Примерный перечень изделий. Юбка прямая, коническая, клиньевая (по выбору).

Учитель технологии Стародубцева Е.И.

Предмет

Технология (5-8 классы)

Программа, по которой работает учитель

1). «Культура дома, технологии обработки ткани и пищевых продуктов». Автор – Симоненко В.Д..

2).«Художественная обработка материалов». Автор – Симоненко В.Д.



Учебник и учебные пособия

Технология: 6 кл. (Для девочек) / Под ред. В. Д. Симо­ненко. — М.: Вентана-граф, 2004.

Кожина О. А., Кулакова Е. Н.,Маркуцкая С. Э. Техноло­гия. Обслуживающий труд: Учеб. 6 кл. — М.: Дрофа, 2004.

Чернякова В. Н. Технология обработки ткани: 6 кл. — М.: Просвещение, 2003.


Методическая тема, над которой работает учитель

Информационное обеспечение уроков технологии

Тема, проблема, по которой нужна помощь

Подключение мультимедийного устройства


Список литературы (основной и дополнительной) для обучающихся и учителя

№ п/п

Наименование




Основная литература:

1

Технология: 6 кл. (Для девочек) / Под ред. В. Д. Симо­ненко. — М.: Вентана-граф, 2004.

2.

Кожина О. А., Кулакова Е. Н.,Маркуцкая С. Э. Техноло­гия. Обслуживающий труд: Учеб. 6 кл. — М.: Дрофа, 2004.

3.

Чернякова В. Н. Технология обработки ткани: 6 кл. — М.: Просвещение, 2003.




Дополнительная литература:




1. Абрамов, Д. С, Кочегаров, И. И, Юдин, А. М. Азбука домо­водства. - М., 1995.

2. Все о рукоделии: популярное изделие / ред. Е. Борисова, С. Коверьянова, 3. Рогова. - М.: Внешсигма, 2000. - (Серия «Эн­циклопедия современной женщины».) - ISBN 5-86290-368-2.

3. Ермакова, В. Й. Кулинария. - М.: Просвещение, 1993. -192 с: ил. - ISBN 5-09-004726-Х.

4. Егорова, Р. И., Монастырская. В. II. Учись шить: кн. для учащих­ся средн. шк. возраста. - 2-е изд. - М.: Просвещение, 1989. - 160 е.: 8 л. ил.

5. Краткая энциклопедия домашнего хозяйства. - Изд. 6-е, дополн. / Отв. секр. А. Л. Грекулова. - М.: Советская энциклопе­дия, 1979. - 1408 с: ил.

6. Современная энциклопедия. Том «Мода и стиль» / под ред. В. Володина, А. Черновой, Т. Евсеевой. - М.: Аванта +, 2002. - 476 с: ил.

7. Тарасова, А. П. Трудовое обучение и домоводство. - СПб.: Издательский Дом «МиА» ИКФ «МиМ - Экспресс», 1998. -221 с. - ISBN 5-7838-0665-Х.

8. Уткин, П. IE, Королева, Н. С. Народные художественные промыслы: учебник для проф. учеб. заведений. - М: Высшая шко­ла, 199. - 159 с. - ISBN 5-06-001970-5.

9. Хозяюшка / авт.-сост. Н. П. Мазина. - Элиста: ММРИП «БОТХН», 1993. - 352 с: ил. - ISBN 5-87024-010-7.

10. Трудовое обучение для 6 класса: Пробное учебное пособие для 6 кл. сред, школы / А. К. Бешенков, Е. В. Васильченко, А. И. Воловиченко и др.; под ред. П. Р. Атутова, В. А. Полякова. -М., 1989.