Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, состоящий из шести разделов: пояснительная записка, содержани - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Примерная Программа по технологии основного общего образования 1 307.23kb.
Сопельцева Екатерина Анатольевна Красногорское городское поселение... 1 244.13kb.
Проанализировать ошибки атрибуции в социальном познании и составить... 4 685.46kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Общая психология: ощущение... 2 608.56kb.
Пояснительная записка. Пояснительная записка рабочая программа составлена... 1 151.21kb.
Пояснительная записка Таланты будущих поколений могут быть охраняемы 1 127.21kb.
Д. Г. Балуев Учебно-методическое пособие представляет собой тематический... 12 657.33kb.
Пояснительная записка Нормативная основа программы: Рабочая программа... 1 292.05kb.
Пояснительная записка музыка 5-7 классы пояснительная записка рабочая... 1 203.83kb.
Фёдоров Василий Викторович (без категории) 11 класс 2013 2014 учебный... 3 594.46kb.
Ясыревой Светланой Михайловной, учителем иностранного языка г. 1 319.16kb.
Проблема взаимоотношения поколений («отцов и детей») 1 116.46kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, состоящий - страница №1/2





Статус документа

Настоящая программа по литературе для X класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования по литературе. Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.



Структура документа.

Рабочая программа по литературе представляет собой целостный документ, состоящий из шести разделов: пояснительная записка, содержание тем учебного курса, учебно-тематический план, требования к уровню подготовки учащихся, средства контроля, перечень учебно-методического обеспечения.


РАЗДЕЛ I . Пояснительная записка

Основу рабочей программы составляют следующие документы:



  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по литературе.

  2. Примерная программа основного общего образования по литературе.

  3. Программа для общеобразовательных учреждений, допущенная Министерством образования и науки Российской Федерации, под редакцией В.Я.Коровиной (М.: «Просвещение», 2006 г.)

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Общая характеристика учебного предмета

Литература - базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Изучение литературы на базовом уровне сохраняет фундаментальную основу курса, систематизирует представления учащихся об историческом развитии литературы, позволяет учащимся глубоко и разносторонне осознать диалог классической и современной литературы. Курс строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведений, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Данная рабочая программа сохраняет преемственность с Примерной программой для основной школы, авторской программой В.Я.Коровиной, опирается на традицию изучения художественного произведения как незаменимого источника мыслей и переживаний читателя, как основы эмоционального и интеллектуального развития личности школьника. Приобщение старшеклассников к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность ученика, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования.

Курс литературы опирается на следующие виды деятельности по освоению содержания художественных произведений и теоретико-литературных понятий:


  • Осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров.

  • Выразительное чтение.

  • Различные виды пересказа.

  • Заучивание наизусть стихотворных текстов.

  • Определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру.

  • Анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта.

  • Выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения.

  • Участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента.

  • Подготовка рефератов, докладов; написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.

Изучение литературы в старшей школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

  • воспитание духовно развитой личности, готовой к самопознанию и самосовершенствованию, способной к созидательной деятельности в современном мире; формирование гуманистического мировоззрения, национального самосознания, гражданской позиции, чувства патриотизма, любви и уважения к литературе и ценностям отечественной культуры;

  • развитие представлений о специфике литературы в ряду других искусств; культуры читательского восприятия художественного текста, понимания авторской позиции, исторической и эстетической обусловленности литературного процесса; образного и аналитического мышления, эстетических и творческих способностей учащихся, читательских интересов, художественного вкуса; устной и письменной речи учащихся;

  • освоение текстов художественных произведений в единстве содержания и формы, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий; формирование общего представления об историко-литературном процессе;

  • совершенствование умений анализа и интерпретации литературного произведения как художественного целого в его историко-литературной обусловленности с использованием теоретико-литературных знаний; написания сочинений различных типов; поиска, систематизации и использования необходимой информации, в том числе в сети Интернет.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом направлении приоритетными задачами для учебного предмета "Литература" на этапе среднего (полного) общего образования являются:



  • поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;

  • сравнение, сопоставление, классификация;

  • самостоятельное выполнение различных творческих работ;

  • способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;

  • осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);

  • владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;

  • составление плана, тезисов, конспекта;

  • подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;

  • использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;

  • самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

Количество учебных часов в год – 102, из них на развитие речи – 10.

Количество учебных часов в неделю – 3.
РАЗДЕЛ II . СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ УЧЕБНОГО КУРСА.

Введение (1 час).

Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные искания человека, обращение к народу в поисках нравственного идеала, «праведничество», борьба с социальной несправедливостью и угнетением человека). Художественные открытия русских писателей-классиков.



Литература первой половины XIX века (31 час)

Обзор русской литературы первой половины XIX века (3 часа)

Россия в первой половине XIX века. Классицизм, сентиментализм, романтизм. Зарождение реализма в русской литературе первой половины XIX века. Национальное самоопределение русской литературы.

Поэтические предшественники А.С.Пушкина: В.А. Жуковский и К.Н.Батюшков. Жизнь творчество (обзор)

А. С. Пушкин (10 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Погасло дневное светило...», «Свободы сеятель пустынный…», «Подражания Корану» (IX.«И путник усталый на Бога роптал…»), «Элегия» («Безумных лет угасшее веселье...»), «...Вновь я посетил...».

Стихотворения: «Поэт», «Пора, мой друг, пора! покоя сердце просит…», «Из Пиндемонти».

Художественные открытия Пушкина. "Чувства добрые" в пушкинской лирике, ее гуманизм и философская глубина. "Вечные" темы в творчестве Пушкина (природа, любовь, дружба, творчество, общество и человек, свобода и неизбежность, смысл человеческого бытия). Особенности пушкинского лирического героя, отражение в стихотворениях поэта духовного мира человека.

Роман в стихах «Евгений Онегин». Своеобразие жанра и композиции произведения. Понятие «онегинская строфа». Эволюция героев и эволюция автора. Развитие реализма в творчестве Пушкина.

Значение творчества Пушкина для русской и мировой культуры.

М. Ю. Лермонтов (10 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Молитва» («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою...»), «Как часто, пестрою толпою окружен...», «Валерик», «Сон» («В полдневный жар в долине Дагестана…»), «Выхожу один я на дорогу...», «Мой демон», «К∗∗∗» («Я не унижусь пред тобою...»), «Нет, я не Байрон, я другой...» (возможен выбор трех других стихотворений).

Своеобразие художественного мира Лермонтова, развитие в его творчестве пушкинских традиций. Темы родины, поэта и поэзии, любви, мотив одиночества в лирике поэта.

Роман «Герой нашего времени». Своеобразие жанра и композиции произведения. Романтизм и реализм в творчестве Лермонтова.

Н. В. Гоголь (8 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть “Невский проспект" (возможен выбор другой петербургской повести). Образ города в повести. Соотношение мечты и действительности.

Поэма «Мертвые души». Своеобразие жанра и композиции произведения. Приемы типизации социальных явлений. Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.


Литература второй половины XIX века (65 часов)
Обзор русской литературы второй половины XIX века (1 час)

Россия во второй половине XIX века. Общественно-политическая ситуация в стране. Достижения в области науки и культуры. Основные тенденции в развитии реалистической литературы. Журналистика и литературная критика. Аналитический характер русской прозы, её социальная острота и философская глубина. Проблемы судьбы, веры и сомнения, смысла жизни и тайны смерти, нравственного выбора. Идея нравственного самосовершенствования. Универсальность художественных образов. Традиции и новаторство в русской поэзии. Формирование национального театра. Классическая русская литература и ее мировое признание.



И. А. Гончаров (4 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Роман «Обломов». История создания и особенности композиции романа. Петербургская “обломовщина”. Глава “Сон Обломова” и ее роль в произведении. Система образов. Прием антитезы в романе. Обломов и Штольц. Ольга Ильинская и Агафья Пшеницына. Тема любви в романе. Социальная и нравственная проблематика романа. Роль пейзажа, портрета, интерьера и художественной детали в романе. Обломов в ряду образов мировой литературы (Дон Кихот, Гамлет). Авторская позиция и способы ее выражения в романе. Своеобразие

стиля Гончарова.

Сочинение по роману И. А. Гончарова “Обломов”.

А. Н. Островский (4 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Гроза». Семейный и социальный конфликт в драме. Своеобразие конфликта и основные стадии развития действия. Изображение “жестоких нравов” “темного царства”. Образ города Калинова. Катерина в системе образов. Внутренний конфликт Катерины. Народно-поэтическое и религиозное в образе Катерины. Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния. Смысл названия и символика пьесы. Жанровое своеобразие. Сплав драматического, лирического и трагического в пьесе. Драматургическое мастерство Островского.

Н. А. Добролюбов “Луч света в темном царстве”

Сочинение по драме А. Н. Островского “Гроза”.

И. С. Тургенев (7 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Отцы и дети». Творческая история романа. Отражение в романе общественно-политической ситуации в России. Сюжет, композиция, система образов романа. Роль образа Базарова в развитии основного конфликта. Черты личности, мировоззрение Базарова. "Отцы" в романе: братья Кирсановы, родители Базарова. Смысл названия. Тема народа в романе. Базаров и его мнимые последователи. “Вечные” темы в романе (природа, любовь, искусство). Смысл финала романа. Авторская позиция и способы ее выражения. Поэтика романа, своеобразие его жанра. “Тайный психологизм”: художественная функция портрета, интерьера, пейзажа; прием умолчания. Базаров в ряду других образов русской литературы.

Полемика вокруг романа. Д. И. Писарев. «Базаров» (фрагменты).

Сочинение по роману И. С. Тургенева “Отцы и дети”.

Ф. И. Тютчев (2 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Silentium!», «Не то, что мните вы, природа...», «Умом Россию не понять…», «О, как убийственно мы любим...», «Нам не дано предугадать…», «К. Б.» («Я встретил

вас – и все былое...»), «День и ночь», «Последняя любовь», «Эти бедные селенья…».

Поэзия Тютчева и литературная традиция. Философский характер и символический подтекст стихотворений Тютчева. Основные темы, мотивы и образы тютчевской лирики. Тема родины. Человек, природа и история в лирике Тютчева. Любовь как стихийное чувство и “поединок роковой”. Художественное своеобразие поэзии Тютчева.

А. А. Фет (3 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «Это утро, радость эта…», «Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад. Лежали…», «Еще майская ночь», «Одним толчком согнать ладью живую…», «Заря прощается с землею…», «Еще одно забывчивое слово…».

Поэзия Фета и литературная традиция. Фет и теория “чистого искусства”. “Вечные” темы в лирике Фета (природа, поэзия, любовь, смерть). Философская проблематика лирики. Художественное

своеобразие, особенности поэтического языка, психологизм лирики Фета.

Сочинение по поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета



Н. А. Некрасов (6 часов)

Жизнь и творчество (обзор).

Стихотворения: «В дороге», «Вчерашний день, часу в шестом…», «Мы с тобой бестолковые люди...», «Поэт и гражданин», «Элегия» («Пускай нам говорит изменчивая мода...»), «О, Муза! я у двери гроба…», «Я не люблю иронии твоей…», «Блажен незлобивый поэт…», «Внимая ужасам войны…».

Гражданский пафос поэзии Некрасова, ее основные темы, идеи и образы. Особенности некрасовского лирического героя. Своеобразие решения темы поэта и поэзии. Образ Музы в лирике Некрасова. Судьба поэта-гражданина. Тема народа. Утверждение красоты простого русского человека. Сатирические образы. Решение “вечных” тем в поэзии Некрасова (природа, любовь, смерть). Художественное своеобразие лирики Некрасова, ее связь с народной поэзией.

Поэма «Кому на Руси жить хорошо».

История создания поэмы, сюжет, жанровое своеобразие поэмы, ее фольклорная основа. Русская жизнь в изображении Некрасова. Система образов поэмы. Образы правдоискателей и “народного

заступника” Гриши Добросклонова. Сатирические образы помещиков. Смысл названия поэмы. Народное представление о счастье. Тема женской доли в поэме. Судьба Матрены Тимофеевны, смысл “бабьей притчи”. Тема народного бунта. Образ Савелия, “богатыря

святорусского”. Фольклорная основа поэмы. Особенности стиля Некрасова.

Сочинение по творчеству Н. А. Некрасова.

М. Е. Салтыков-Щедрин (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

«История одного города» (обзор). Обличение деспотизма, невежества власти, бесправия и покорности народа. Сатирическая летопись истории Российского государства. Собирательные образы градоначальников и “глуповцев”. Образы Органчика и Угрюм-Бурчеева. Тема народа и власти. Смысл финала “Истории”. Своеобразие сатиры Салтыкова-Щедрина. Приемы сатирического изображения: сарказм, ирония, гипербола, гротеск, алогизм.

Сказки Салтыкова-Щедрина. Художественное своеобразие сказок.



Л. Н. Толстой (13 час)

Жизнь и творчество.

Роман-эпопея «Война и мир». История создания. Жанровое своеобразие романа. Особенности композиции, антитеза как центральный композиционный прием. Система образов в романе и нравственная концепция Толстого, его критерии оценки личности. Путь идейно-нравственных исканий князя Андрея Болконского и Пьера Безухова. Образ Платона Каратаева и авторская концепция “общей жизни”. Изображение светского общества. “Мысль народная” и “мысль семейная” в романе. Семейный уклад жизни Ростовых и Болконских. Наташа Ростова и

княжна Марья как любимые героини Толстого. Роль эпилога. Тема войны в романе. Толстовская философия истории. Военные эпизоды в романе. Шенграбенское и Аустерлицкое сражения и изображение Отечественной войны 1812 г. Бородинское сражение как идейно-композиционный центр романа. Картины партизанской войны, значение образа Тихона Щербатого. Русский солдат в изображении Толстого. Проблема национального характера. Образы Тушина и Тимохина. Проблема истинного и ложного героизма. Кутузов и Наполеон как два нравственных полюса. Москва и Петербург в романе. Психологизм прозы Толстого. Приемы изображения душевного мира героев (“диалектики души”). Роль портрета, пейзажа, диалогов и

внутренних монологов в романе. Смысл названия и поэтика романа-эпопеи. Художественные открытия Толстого и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Л. Н. Толстого “Война и мир”.



Ф. М. Достоевский (9 часов)

Жизнь и творчество.

Роман «Преступление и наказание». Замысел романа и его воплощение. Особенности сюжета и

композиции. Своеобразие жанра. Проблематика, система образов романа. Теория Раскольникова и ее развенчание. Раскольников и его “двойники”. Образы “униженных и оскорбленных”. Второстепенные персонажи. Приемы создания образа Петербурга. Образ Сонечки Мармеладовой и проблема нравственного идеала автора. Библейские мотивы и образы в романе. Тема гордости и смирения. Роль внутренних монологов и снов героев в романе. Портрет, пейзаж, интерьер и их художественная функция. Роль эпилога. “Преступление и наказание” как философский роман. Полифонизм романа, столкновение разных “точек зрения”. Проблема нравственного выбора. Смысл названия. Психологизм прозы Достоевского. Художественные открытия Достоевского и мировое значение творчества писателя.

Сочинение по роману Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”.

Н. С. Лесков (3 часа)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Очарованный странник» (возможен выбор другого произведения). Особенности сюжета повести. Тема дороги и изображение этапов духовного пути личности (смысл странствий главного героя). Образ Ивана Флягина. Тема трагической судьбы талантливого русского человека. Смысл названия повести. Особенности лесковской повествовательной манеры.

А. П. Чехов (8 часов)

Жизнь и творчество.

Рассказы: «Студент», «Ионыч», «Человек в футляре», «Дама с собачкой», «Палата № 6», «Дом с мезонином». Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы "маленького человека" и ее отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Утверждение красоты человеческих чувств и отношений, творческого труда как основы подлинной жизни. Тема любви в чеховской прозе. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования, чеховский пейзаж, скрытый лиризм,

подтекст.

Пьеса «Вишневый сад». Особенности сюжета и конфликта пьесы. Система образов. Символический смысл образа вишневого сада. Тема прошлого, настоящего и будущего России в пьесе. Раневская и Гаев как представители уходящего в прошлое усадебного быта. Образ Лопахина, Пети Трофимова и Ани. Тип героя-"недотепы". Образы слуг (Яша, Дуняша, Фирс). Роль авторских ремарок в пьесе. Смысл финала. Особенности чеховского диалога. Символический подтекст пьесы. Своеобразие жанра. Новаторство Чехова-драматурга. Значение творческого наследия Чехова для мировой литературы и театра.

Сочинение по творчеству А. П. Чехова.



Контрольные уроки по курсу русской литературы XIX века (2 часа).
Обзор зарубежной литературы второй половины XIX века (3 часа)

Основные тенденции в развитии литературы второй половины XIX века. Поздний романтизм. Реализм как доминанта литературного процесса. Символизм.



Г. де Мопассан (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Новелла «Ожерелье». Сюжет и композиция новеллы. Система образов. Грустные раздумья автора о человеческом уделе и несправедливости мира. Мечты героев о высоких чувствах и прекрасной жизни. Мастерство психологического анализа.

Г. Ибсен (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Драма «Кукольный дом» (обзорное изучение). Особенности конфликта. Социальная и нравственная проблематика произведения. Вопрос о правах женщины в драме. Образ Норы. Особая роль символики в “Кукольном доме”. Своеобразие “драм идей” Ибсена как социально-психологических драм. Художественное наследие Ибсена и мировая драматургия.

О. де Бальзак (1 час)

Жизнь и творчество (обзор).

Повесть «Гобсек». Общечеловеческие проблемы в повести. Мастерство психологического анализа.


РАЗДЕЛ III . УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН


..

Содержание

Кол-во часов

Кол-во контрольных работ

Развитие речи

1

Введение

2







2

Поэтические предшественники Пушкина (Жуковский, Батюшков)

2







3

Александр Сергеевич Пушкин

8

1

1

4

Михаил Юрьевич Лермонтов

9




1

5

Николай Васильевич Гоголь

7

1




6

Федор Иванович Тютчев.

Афанасий Афанасьевич Фет.



4




1

7

Иван Александрович Гончаров

4







8

Александр Николаевич Островский

3

1




9

Иван Сергеевич Тургенев

6

1




10

Николай Алексеевич Некрасов

6







11

Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин

3







12

Лев Николаевич Толстой

10




2

13

Федор Михайлович Достоевский

7




2

14

Николай Степанович Лесков

3







15

Антон Павлович Чехов

7




1

16

Зарубежная литература

3







17

Итоговый зачет

2







18

Итоговые уроки

2







19

Резерв

2







20

Итого

90

4

8



Календарно-тематическое планирование



Тема урока




Кол-во ча-сов

Дата

Цели и задачи урока



1
2
3
4
5

6

7



8

9


10

11

12



13

14
15


16

17



18
19

20

21



22
23

24
25

26
27

28

29



30

31

32


33

34
35


36

37

38

39

40



41
42

43


44
45

46
47


48
49

50

51

52



53

54

55



56

57
58


59

60



61

62

63



64
65
66

67


68

69

70


71

72

73



74

75


76

78


79

80


81

82


83

84


85

86

87


88

89

90



91

92

93



94
95

96 97

98

99



100

101


102

Введение. Русская литература 19 в контексте мировой культуры.

Обзор русской литературы первой половины 19 века.


Поэтические предшественники Пушкина.
Личность и судьба В.А. Жуковского.

К.Н.Батюшков: страницы жизни и творчества. Философские и анакреонтические мотивы в лирике поэта.


А.С.Пушкин.

Личность и судьба. Страницы творческого пути.


Основные мотивы лирики Пушкина. Философская лирика поэта.


Роман в стихах «Евгений Онегин»: творческая история, особенности жанра и композиции. Онегинская строфа.

Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин».


Евгений Онегин: трагические итоги жизненного пути. Онегин и Ленский.


Татьяна Ларина – пушкинский идеал женщины. Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина.

Образ автора и его композиционная роль в романе «Евгений Онегин». Критики о романе «Евгений Онегин».


Р/Р Классное сочинение по роману «Евгений Онегин».


В.Ч. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери», проблемы трагедии.


«Борис Годунов». Композиция и язык первой реалистической трагедии русской литературы.
М. Ю. Лермонтов.
М.Ю.Лермонтов: личность, судьба, эпоха. Анализ стихотворений «Дума», «Как часто, пестрою толпою окружен..»

Основные мотивы лирики Лермонтова.

Роман «Герой нашего времени». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч».

«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера.

Дружба в жизни Печорина. Печорин в системе мужских образов.
Любовь в жизни Печорина. Печорин в системе женских образов.

Обобщающий урок по роману «Герой нашего времени». Роман «Герой нашего времени» в критике.


Р/Р Сочинение по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени».

Н. В. Гоголь

Слово о Н.В.Гоголе. «Петербургские повести» Образ города в «Петербургских повестях»


Замысел «Мертвых душ». Образ города в поэме «Мертвые души».

Образы помещиков в «Мертвых душах».

Чичиков – центральный герой поэмы. Образ дороги в «Мертвых душах».

Смысл названия поэмы. «Живые души» в поэме Гоголя.

Образ автора. Поэтика «Мертвых душ». Поэма «Мертвые души» в критике.

Обобщающий урок по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души» (контрольная работа или тестирование).

Общественно-политическая обстановка в России во второй половине 19 века.


И.А.Гончаров

Очерк жизни и творчества. Особенности композиции. Система персонажей.


Обломов – «коренной народный наш тип». «Обломовщина» как социальное явление. Обучение анализу эпизода «Сон Обломова».


Обломов и Штольц.

Обломов и Ольга Ильинская.

Оценка «обломовщины» в критике.

А. Н. Островский

Слово об Островском. Личность и судьба драматурга. Островский – основоположник русского театра.


История создания, система образов, приемы характеристики героев пьесы Островского «Гроза». Жестокие нравы города Калинова.

Катерина – трагическая русская героиня, нравственный идеал писателя. Всемогуще ли «темное царство»? Споры вокруг пьесы «Гроза».

Урок контроля по творчеству А.Н.Островского.

И.С. Тургенев
«Большое и благородное сердце». Жизнь и творчество писателя. «Записки охотника» и их место в русской литературе.
И. С. Тургенев – создатель русского романа. История создания романа «Отцы и дети».
Базаров – труженик науки, ученый и мыслитель – герой своего времени.

«Отцы» и «дети» в романе «Отцы и дети». Обучение анализу эпизода.

Любовь в романе «Отцы и дети». Базаров и Одинцова.

Смерть Базарова – итог его жизненного пути (анализ эпизода). Эпилог романа.


Р/р Сочинение по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».


Ф. И. Тютчев

«Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется…» Страницы жизни Тютчева. Философия природы в его лирике (Не то, что мните вы, природа…», «Еще земли печален вид..», «Природа – сфинкс..» и др.).


Любовная лирика Тютчева. Любовь как стихийная сила и «поединок роковой» («О, как убийственно мы любим…», «Я встретил вас – и все былое…» и др.).

А. А. Фет

Страницы жизни Фета. Пейзажная лирика Фета («Это утро, радость эта..», «Еще весны душистой нега..», «Летний вечер тих и ясен..», «Заря прощается с землею…» и др.).


Любовная лирика Фета («Шепот, робкое дыханье…», «Сияла ночь. Луной был полон сад…», «Певице…» и др.).
Р/Р Сопоставительный анализ произведений Тютчева и Фета. Особенности поэтического стиля поэтов.

Н. А. Некрасов

Жизнь и творчество Некрасова.

Гражданская лирика Некрасова. Некрасов о поэтическом труде.

Тема Родины в творчестве Некрасова. Новизна образов и стиля.

Тема любви в лирике Некрасова, ее психологизм и бытовая конкретизация («Мы с тобой бестолковые люди…», «Я не люблю иронии твоей…» и др.).

«Кому на Руси жить хорошо»: замысел, история создания, композиция поэмы. Анализ «Пролога», глав «Поп», «Сельская ярмонка».


Многообразие характеров крестьян и помещиков в поэме «Кому на Руси жить хорошо». Тема социального и духовного рабства.

Образы народных заступников в поэме. Гриша Добросклонов как герой времени.



М. Е. Салтыков – Щедрин

«Уста, вооруженные сатирой». Личность и творчество. Обзор романа «История одного города». Замысел, история создания, жанр и композиция романа. Образы градоначальников.


Сказки Салтыкова – Щедрина – синтез его творчества. Проблематика и поэтика сказок.



Л. Н. Толстой

По страницам великой жизни.

Народ и война в «Севастопольских рассказах» Толстого.

История создания романа – эпопеи «Война и мир». Особенности жанра. Анализ эпизода «Вечер в салоне А.П.Шерер».


Изображение войны 1805 – 1807 года. Шенграбенское и Аустерлицкое сражение.

Жизненные искания Андрея Болконского.


У.Р.Р. Изложение «Князь Андрей на Аустерлицком поле»

Путь духовных исканий Пьера Безухова.


Женские образы в романе «Война и мир». Наташа Ростова на пути к счастью.

«Мысль семейная в романе»


Изображение войны 1812 года. Бородинское сражение. Кутузов и Наполеон в романе.

«Мысль народная» в романе. Народ как ведущая сила исторических событий и источник настоящих норм морали.

Эпилог романа. «Какая сила управляет всем?»

Р/Р Сочинение по роману – эпопее «Война и мир».


Ф. М. Достоевский

Этапы биографии и творчества. Идейные и эстетические взгляды писателя.


История создания романа «Преступление и наказание». «Униженные и оскорбленные» в романе. Проблема социальной несправедливости и гуманизм писателя.

«Потрясенный, выбитый из колеи герой». Теория Раскольникова. Социальные и философские истоки его бунта.

«Двойники» Раскольникова.

«Вечная Сонечка». Значение образа Сони Мармеладовой.

Роль эпилога. Воскрешение человека в Раскольникове через любовь, нравственное очищение героя.

Р/Р Сочинение по роману Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание».


Н. С. Лесков

Жизнь и творчество писателя. Повесть «Очарованный странник» и ее герой Иван Флягин.


«Две Катерины» (по драме А. Островского «Гроза» и повести Н. Лескова «Леди Макбет Мценского уезда»).


А. П. Чехов

Общественно – политическая жизнь России в 80-90-ые годы 19 века и её отражение в литературе. Жизнь и творчество А.П.Чехова. Рассказы начала 80-х годов. Проблематика рассказов 90- х годов.

Маленькая трилогия. Идейно – художественное своеобразие рассказов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви».
Тайна гибели души в рассказе «Ионыч».
Особенности драматургии А.П.Чехова. «Вишневый сад»: история создания, жанр, система образов. Разрушение дворянского гнезда.

Сад как символ родины.

Своеобразие чеховского стиля.
Р/Р Сочинение по творчеству А.п.Чехова.
Обобщающий урок (зачет по курсу русской литературы 19 века)
Зарубежная литература.

Ги де Мопассан «Ожерелье».

Оноре де Бальзак «Гобсек».

Генрик Ибсен «Кукольный дом».


Итоговые уроки.

(резерв)


1
1

2

1
1


9+1

1

2


1

1


1

1



1

1

1




9+1
1

2

1


1

2


1
1

1

8

1

1
2
1



1

1

1


1

4

1


1
1

1

4



1

1

1



1

6+1
1

1

1
1


1
1

1

2



1

1
2


1

1

1


6

1

1



1

1
1

1

3

1



2

10+3

1

1


1
1

1


1

1

1


1

1

1



1

7+2


1

2

2



1

1


2

3

2


1


7+1

1

1



1

2


1

1
1


2

3

1



1

1


2





Знакомство с общей характеристикой и своеобразием русской литературы 19 в. с точки зрения литературы и истории, выявление значения русской литературы 19 в. в развитии русского и мирового литературного процесса.
Выявление основных закономерностей историко-литературного процесса.
Знакомство с основными этапами жизненного и творческого пути Жуковского, формирование у учащихся представлений об особенностях и художественном своеобразии элегии и баллады.
Знакомство с жанром «легкой поэзии» (элегией), выявление философских и анакреонтических мотивов в лирике Батюшкова.

Повторение пройденного в предыдущих классах материала о жизни и творчестве поэта, раскрытие своеобразия пушкинской эпохи, эволюции творческого метода поэта.


Знакомство с многообразием тем в творчестве Пушкина, продолжение знакомства с адресатами любовной лирики поэта, выявление основных черт любовной поэзии, эволюции образа любви. Знакомство с понятием «философская лирика», выявление философских проблем, над которыми размышляет Пушкин.
Расширение сведений, полученных учащимися ранее: история создания, художественные особенности и своеобразие жанра, разбор понятия «онегинская строфа». Анализ своеобразия представления эпохи на страницах романа. Выявление историзма и энциклопедизма романа.
Анализ образа главного героя романа, его места в раскрытии идейного содержания романа; сопоставление образов Онегина и Ленского.
Анализ образа главной героини романа, его места в раскрытии идейного содержания романа; сопоставление образов Татьяны и Ольги. Анализ взаимоотношений главных героев, объяснение причин эволюции в отношениях героев.
Выявление идейного значения образа автора в романе, автор в системе образов. Знакомство с мнениями критиков о романе, формирование умения формулировать и аргументировать свою точку зрения. Развитие навыка конспектирования.
Развитие умения строить письменное продуктивное высказывание, умения цитировать, доказывать, делать выводы, организовывать текст композиционно.
Расширение знаний об особенностях драматического произведения, знакомство с циклом «Маленькие трагедии», особенности времени его создания, выявление нравственной, философской проблематики трагедии, позиции автора.
Познакомить учащихся с трагедией (обзорно), доказать, что «Борис Годунов» является первой реалистической трагедией русской литературы.

Повторение основных этапов биографии поэта, раскрытие богатства и глубины поэтического мастерство поэта, своеобразия эпохи и ее влияния на человеческие судьбы, углубление понятия «лирический герой», характеристика лирического героя поэзии Лермонтова.


Знакомство с многообразием тем в творчестве Лермонтова, продолжение знакомства с адресатами любовной лирики поэта, выявление основных черт любовной поэзии, эволюции образа любви.Выявление характерных особенностей стихотворений о поэте и поэзии, осознание причин трагического положения истинных поэтов в России 30-х годов 19 века. Выявление эволюции темы Родины в лирике Лермонтова, особенности данной темы в итоговых (для развития темы) стихотворениях 1841 года, формирование навыка анализы лирического произведения.

Обзор содержания романа и его обсуждение, выявление читательской позиции учащихся, анализ образа главного героя через призму его отношений с другими персонажами.


Анализ композиционного своеобразия романа, повторение понятий «фабула» и «сюжет», продолжение анализа образа главного героя, развитие навыка монологической речи.
Повтор понятия «система образов», выявление значения дружбы для героя, продолжение анализа образа главного героя.
Анализ повести «Княжна Мери», сопоставление характеров Веры и Мери, роль женских образов в раскрытии образа Печорина, развитие навыка монологической и диалогической речи учащихся.

Знакомство с мнениями критиков о романе, формирование умения формулировать и аргументировать свою точку зрения. Развитие навыка конспектирования. Выявление уровня усвоения темы, формирование умения высказывать точку зрения и приводить аргументы, развитие монологической и диалогической речи учащихся.


Развитие умения строить письменное продуктивное высказывание, умения цитировать, доказывать, делать выводы, организовывать текст композиционно.

Раскрытие своеобразие Гоголя как писателя и человека, показать мрачную фантастичность гоголевского Петербурга, выявить всю гамму красок, с помощью которых Гоголь рисует различные картины города в «Петербургских повестях».


Знакомство с творческой историей создания поэмы, обзор содержания, обучение аналитическому пересказу. Анализ особенности изображения города в поэме, выявление роли детали в создании образа.
Выявление приемов описания характеров помещиков, логики создания образа, обучение умению определять принципы типизации социальных явлений, развитие навыка исследовательской деятельности.
Раскрытие средств создания образа Чичикова, анализ идейного значения образа главного героя, выявление авторского отношения к герою.

Раскрытие всестороннего изображения жизни народа на страницах поэмы, выявление идейного значения поэмы.


Выявление значения авторского присутствия, воззрений писателя, анализ лирических отступлений.

Знакомство с мнениями критиков о поэме, формирование умения формулировать и аргументировать свою точку зрения. Развитие навыка конспектирования.

Контроль знаний по изученной теме.
Познакомить учащихся с общественно-политической обстановкой в России второй половины 19 века, показать расстановку политических сил.

Познакомить учащихся с биографией И.А.Гончарова. Дать представление об особенностях творчества писателя, познакомить с сюжетом, основными образами, проблематикой романа «Обломов».


Дать характеристику Обломова, показать неисчерпанность художественного образа внешней характеристикой, помочь понять учащимся, что такое «обломовщина».

Проанализировать вторую часть романа. Дать сопоставительную характеристику Облома и Штольца.


Проанализировать третью часть романа, рассмотреть взаимоотношения героев с позиции русского классического романа. Познакомить с противоположными мнениями о романе, положившими начало интерпретации «Обломова» в критике, развитие навыка конспектирования.
Познакомить учащихся с жизнью и творчеством А.Н.Островского. Определить роль Островского в русской культуре.

Повторить особенности драматургических произведений. Проанализировать первое действие драмы, определить конфликт трагедии Островского. Определить кульминацию и развязку трагедии, проследить совпадает ли кульминация социального и нравственного конфликтов, понять, в чём смысл последнего явления драмы?


Дать характеристику образа Катерины, понять природу нравственного конфликта Катерины,

попытаться дать собственную оценку её поступку. Знакомство с мнениями критиков о драме, формирование умения формулировать и аргументировать свою точку зрения. Развитие навыка конспектирования.


Выявить уровень знаний, полученных при изучении темы.
Познакомить учащихся с личностью, жизнью и творчеством И.С.Тургенева, опираясь на изученные ранее произведения писателя; ввести их в историко-культурный контекст эпохи 1840-1850-х гг., рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов цикла, положительные и отрицательные начала в русской жизни.
Рассказать учащимся об истории создания романа, определить, какая проблема заложена в названии романа, вспомнить, в каких произведениях она уже поднималась, выяснить природу социального конфликта в 1861 году. Повторить, что такое «композиция», «конфликт».
Дать подробную характеристику образа Базарова. Познакомить учащихся с термином «нигилизм». Выявить роль «кривого зеркала» главного героя – Кукшиной и Ситникова.

Проанализировать главы романа, определить систему действующих лиц, дать краткую характеристику каждому герою, рассмотреть развитие социального конфликта в романе.


Проанализировать главы 14-19. Рассмотреть образ Одинцовой. Показать, как развитие отношений Базарова с Одинцовой приводят героя к сильнейшему психологическому кризису.
Проследить, как изменяется мировоззрение Базарова. Базаров – победитель или побеждённый?

Развивать умение учащихся создавать самостоятельную творческую работу по изученному произведению, проверить глубину и полноту усвоения материала.

Познакомить учащихся с биографией Тютчева, помочь осмыслить его философию, проанализировать пейзажную и философскую лирику, выявить особенности лирики Тютчева, ввести понятие «пантеизм».

Познакомить учащихся с любовной лирикой Тютчева, проанализировать «денисьевский» цикл, показать интенсивность жизни сердца Тютчева, воспринимающего любовь как изначально трагическое, губительное чувство.

Познакомить с биографией поэта, показать противоречивость личности Фета; путём анализа стихотворений выявить своеобразие стилистической манеры Фета.

Познакомить учащихся с любовной лирикой Фета, проследить на примере конкретных стихотворений своеобразие поэтического языка поэта.

Развивать аналитические навыки; сравнить пантеизм Фета и пантеизм Тютчева. Развивать у учащихся навык анализа стихотворения, способность создать самостоятельный творческий продукт.

Познакомить учащихся с биографией поэта, опираясь на полученные ранее знания. Через анализ стихотворений выявить круг «любимых» тем и образов поэта. Проанализировать стихотворения «Еду ль по улице», «В больнице», «Тройка» и т.д. Выявить, в чём состоит необычность и новизна образов и стиля.


Провести сопоставительный анализ стихотворения Пушкина «Поэт и толпа» и Некрасова «Поэт и гражданин», выяснить, в чём состоит принципиальное различие между пушкинской миссией поэта и гражданским служением Некрасова; проанализировать и прокомментировать стихотворения Некрасова, посвящённые гражданской тематике.

Проанализировать пейзажную лирику Некрасова,


Через анализ стихотворений «панаевского» цикла проследить историю непростых взаимоотношений Некрасова и Панаевой, определить черты характера героини «панаевского» цикла.

Познакомить учащихся с историей создания поэмы. Повторить особенности жанра, рассмотреть композицию поэмы, сюжет.

Через анализ и комментирование текста дать характеристику крестьян, проследить за изображением народной жизни в поэме, раскрыть богатство, сложность, противоречивость русского крестьянства, зреющий в народе стихийный протест. Проанализировать главы, посвящённые помещикам, раскрыть убогость и душевную пустоту «хозяев жизни».
Рассмотреть проблему – в чём же увидел Некрасов сущность изменений, происходящих в судьбе крестьянина после реформы, раскрыть образ Добросклонова, попытаться проанализировать авторский замысел и понять, почему не состоялась встреча Гриши с правдоискателями, показать, как в поэме решается вопрос о путях выхода к свободе и счастью; рассмотреть мастерство поэта, определить, в чём новаторство поэтики Некрасова.

Познакомить с этапами биографии и творчества писателя; раскрыть особенности художественного мира писателя-сатирика. Дать общее представление о романе «История одного города». Проанализировав главы, углубить восприятие, показать, что повесть Щедрина имеет гораздо большее значение, нежели пересмешничество минувшего.


Через анализ сказок «Дикий помещик», «Премудрый пескарь», «Рождественская сказка», «Пропала совесть» раскрыть художественное своеобразие творчества писателя.

Познакомить с биографией и мировоззрением писателя, показать, под влиянием каких факторов формировался характер Толстого.

Проанализировав «Севастопольские рассказы», понять отношение Толстого к войне.
Познакомить с историей написания романа, раскрыть его своеобразие, выявить особенности жанра (роман – эпопея). Продолжить развитие навыка анализа эпизода.

Выявить идейно-художественные особенности изображения войны, показать отношение Толстого к войне, его утверждение бессмысленности и бесчеловечности войны.

Провести синтез и углубление знаний по образу Андрея Болконского, проследить исторические процессы в стране через судьбу героя, его поиски смысла жизни, раскрыть глубину и своеобразие внутренней жизни.

Развить умение монологической речи, умение анализировать эпизод.

Раскрыть причины первого и второго духовных кризисов Пьера и выход из них.
Провести синтез и углубление знаний об образе главной героини романа, выявить противоречивые образы героинь Толстого, симпатии и идеал женщины автора.
На примере семей Ростовых и Болконских показать иные слои дворянства, с другими нормами жизни; выявить сопоставление и контраст как основной композиционный принцип романа.
Проследить изображение Отечественной войны, исходя из взглядов Толстого на историю; раскрыть их силу и слабость. Систематизация материала по образам Кутузова и Наполеона как подготовка к домашнему сочинению.
Проследить изображение народной войны и изменений, происшедших с героями, обобщить по всему роману роль народа в истории, выявить отношение автора к народу; проследить изображения народа как носителя лучших человеческих качеств, ведущую роль народа в истории, т.е. как реализуется в романе «мысль народная».
Проследить сходство и различие в изображении мирной жизни по т.2 и эпилогу; как завершается главная мысль романа о предназначении человека, показать, что толстовский идеал – патриархальная семья с её святой заботой старших о младших и младших о старших, с умением каждого в семье больше отдавать, чем брать; с взаимоотношениями, построенными на «добре и правде».
Проверить знания учеников, развивать умение писать сочинение.

Познакомить с биографией писателя, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества.

Познакомить с историей создания романа, показать, как создан в романе образ тупика, в котором оказались герои; как изображает писатель жизнь униженных и оскорблённых; подвести к осмыслению главного конфликта романа – конфликта между Раскольниковым и миром, им отрицаемым.
Раскрыть конфликт героя с миром, обрекающим большинство людей на бесправие; ввести учащихся в мир духовных исканий Раскольникова, раскрыть суть теории Раскольникова; разобраться в ведущих мотивах преступления. Показать, какую власть над человеком может иметь «теория», как ответственен человек за э идею, которой он руководствуется; подвести к выводу Достоевского о страшной опасности для человечества, которую таит осуществление индивидуальных идей и теорий.
Выяснить значение образов Лужина и Свидригайлова в раскрытии образа Раскольникова.

Выяснить, какое значение для понимания идейного замысла автора имеет образ Сонечки Мармеладовой. Осмыслить последние страницы романа, ответить на вопрос: как происходит открытие христианских ценностей Раскольниковым через любовь к Соне.

Проверить знание романа, степень усвоения материала, развить речь учащихся.

Познакомить учащихся с личностью Лескова, с отношением писателя к революции как бесовскому наваждению, дать краткую характеристику творчества, показать взаимоотношение Лескова с другими писателями. Познакомить с повестью.

Проанализировать произведение Лескова, ввести термин «праведничество», рассмотреть особенности композиции, систему образов.

Проанализировать повесть, дать характеристику главным героям, сопоставить Катерину Измайлову и Катерину Кабанову.

Дать представление об общественно-политической жизни 80-90-х годов 18 века, познакомить с термином «эпоха безвременья», помочь осознать роль творчества Чехова. Познакомить учащихся с биографией писателя, особенностями его творчества. Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов.

Рассмотреть идейно-художественное своеобразие рассказов.

Раскрыть трагизм повседневно-будничного существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Дать общую характеристику драматургического творчества Чехова, выяснить основные принципы «новой драмы». Рассмотреть историю создания пьесы «Вишнёвый сад», проанализировав первый акт, понять , в чём заключается завязка конфликта, познакомиться с главными и второстепенными персонажами. Выяснить своеобразие конфликта в комедии «Вишнёвый сад», рассмотреть особенности сюжетного построения пьесы, два сюжета пьесы.


Помочь учащимся осознать чеховское восприятие жизни. Раскрыть символическое значение образа сада.
Выявить особенности стиля произведений Чехова.
Развить письменную речь учащихся.
Контроль уровня знаний, полученных за курс 10 класса.

Познакомить с новеллой, особенностями жанра, выявить психологическую остроту сюжета: мечты о счастье, сочетание в них значительного и мелкого.


Помочь учащимся увидеть в повести общечеловеческие проблемы; закрепить и углубить представление о композиции.
Выявление тематики произведения – социальное неравенство и права женщины, лицемерие и цинизм социальных отношений, неразрешимость конфликта.




следующая страница >>