Рабочая программа по лыжным гонкам на 2013-2014 учебный год - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Ясыревой Светланой Михайловной, учителем иностранного языка г. 1 319.16kb.
Фёдоров Василий Викторович (без категории) 11 класс 2013 2014 учебный... 3 594.46kb.
Образовательная программа на 2013-2014 учебный год 3 1152.57kb.
Образовательная программа основного общего образования на 2013-2014... 14 2812.18kb.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый... 1 131.78kb.
Годовые задачи на 2013-2014 учебный год 7 1149.62kb.
Программа по всеобщей истории, 5 класс, на 2014-2015 учебный год... 3 714.34kb.
Инструкция для учащихся по правилам безопасности на занятиях, соревнованиях... 1 69.78kb.
Семинар для руководителей предприятий, оказывающих услуги по химической... 1 74.25kb.
Базовый уровень) по литературе в 6 классе (ах) на 2013-2014 уч год... 2 230.89kb.
В. Т. Гречаная 2012г. План санитарно-просветительной работы для учащихся... 1 80.3kb.
- 1 460.53kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Рабочая программа по лыжным гонкам на 2013-2014 учебный год - страница №1/5


Муниципальное казенное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Детско-юношеская спортивная школа
УТВЕРЖДАЮ

Директор МКОУ ДОД ДЮСШ

________________Л.Д.Пономарёва

Приказ № 58 А от «05» сентября 2013 г.



Рабочая программа по лыжным гонкам

на 2013-2014 учебный год

Составитель:Дружинин Илья Михайлович

Тренер - преподаватель

Принята на методическом совете школы

05 сентября 2013 г.

2013

Ирбитское МО

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа разработана на основе директивных и нормативных до­кументов, регламентирующих работу Детско-юношеских спортивных школ, в соответствии с Федеральным Законом Российской Федерации от 01 сентября 2013 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Федеральным законом Российской Федерации от 14.12.2007 г. № 239-ФЗ «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», Приказом Минспорта России от «24» октября 2012 г. № 325, «О методических рекомендациях, по организации спортивной подготовки в Российской Федерации» и Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 29 августа 2013 г. № 1008 , "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам", Федерального стандарта спортивной подготовки по виду спорта «Лыжные гонки» от 14 марта 2013 г. № 111, Примерной программой спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва «Лыжные гонки» г. Москва 2005 г., нормативными документами по физической культуре и спорту. В основу учебной программы заложены основопо­лагающие принципы спортивной подготовки юных спортсменов, ре­зультаты научных исследований и передовой спортивной практики.

Данная программа позволяет решать задачи единого образовательного процесса на протяжении всех лет обучения в ДЮСШ. Формирует у занимающихся целостное представление об оздоровительном значении тренировочных занятий, их влиянии на повышение работоспособности, а главное воспитывает личность, способную к самостоятельной творческой деятельности. Технические приемы, тактические действия, и собственно лыжные гонки таят в себе большие возможности для формирования жизненно важных двигательных навыков и развития физических способностей ребят.

Основная тенденция программы — обучающая, заключающаяся в стремлении создать предпосылки для успешного обучения юных спортсменов широкому технико-тактическому арсеналу, достижения высокого уровня специальной физической подготовленности в процессе подготовке на последующих этапах многолетнего тренировочного процесса.

Воспитывающий характер процесса обучения позволяет решать на тренировочных занятиях задачи по воспитанию морально-волевых и эстетических качеств учащихся.

Развивающая направленность учебно-воспитательного процесса обеспечивает развитие физических способностей занимающихся, которые органически сочетаются с формированием у ребят определенных знаний. Активная мыслительная деятельность на учебно-тренировочных занятиях способствует быстрому прохождению изучаемого материала, а двигательные умения и навыки, приобретенные путем сознательного усвоения, оказываются более прочными. Говоря об интеллектуальном аспекте физического воспитания на занятиях лыжной подготовки, следует отметить наличие тесной связи между физическим и умственным развитием, их взаимообусловленность. Процесс усвоения любого, особенно координационно-сложного двигательного действия, неразрывно связан с активной умственной работой

Лыжный спорт в районах со снежной зимой — один из основных и наиболее массовых видов спорта. Он включен в программы физического воспитания средних школ, профессионально-технических училищ, техникумов, вузов.

Значение лыжного спорта определяется его воздействием на здоровье занимающихся, широким развитием физических, моральных и волевых качеств, привитием жизненно важных двигательных умений и навыков.

Оздоровительное значение лыжного спорта заключается в благотворной обстановке занятий, вовлечении в динамическую, разностороннюю работу при передвижении на лыжах всех основных групп мышц, активной деятельности органов дыхания и кровообращения, протекающей в благоприятной обстановке, возможности легко регулировать нагрузку.

Ходьба на лыжах доступна людям любого возраста. Это прекрасное средство отдыха. Лыжные прогулки на свежем воздухе оказывают положительное влияние на нервную систему, снижают утомление.

Виды лыжного спорта включают отдельные способы передвижения на лыжах и отдельные приемы техники. Систематизация сложившихся в спортивной практике видов лыжного спорта, способов передвижения на лыжах и отдельных приемов техники, а также деление их на группы позволяет:

представить, из чего складываются виды лыжного спорта;

определить взаимосвязь различных упражнений;

облегчить овладение классификацией;

изложить способы передвижения на лыжах в стройном порядке.

Основным признаком распределения способов передвижения на лыжах по различным группам являются его назначение и форма выполнения движений.

Единая терминология позволяет без разноречивых толкований разрабатывать учебные руководства, программы, различные методические материалы и облегчает процесс обучения и тренировки.



ОСНОВНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОГРАММНЫХ ТРЕБОВАНИЙ
На спортивно-оздоровительном этапе:

- стабильность состава занимающихся, посещаемость ими трени­ровочных занятий;

- динамика индивидуальных показателей развития физических качеств занимающихся;

- уровень освоения основ гигиены и самоконтроля.

На этапе начальной подготовки:

- стабильность состава занимающихся;

- динамика прироста показателей физической подготовленности;

- уровень освоения основ техники лыжных гонок. На учебно-тренировочном этапе:

- состояние здоровья, уровень физического развития занимаю­щихся;

- динамика уровня подготовленности в соответствии с индиви­дуальными особенностями занимающихся;

- освоение объемов тренировочных нагрузок, предусмотренных программой;

- освоение теоретического раздела программы.

Программа является основным государственным документом при проведи занятий в спортивных школах, однако она не должна рассматриваться как единственно возможный вариант планирования тренировочного процесса. Различные региональные и климатичес­кие условия, материальная база, тренажерные и восстановительные средства могут служить основанием для корректировки рекоменду­емой программы.

1.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МНОГОЛЕТНЕЙ



ПОДГОТОВКИ ЮНЫХ ЛЫЖНИКОВ-ГОНЩИКОВ

Многолетняя подготовка спортсмена строится на основе следую­щих методических положений.



  1. Единая педагогическая система, обеспечивающая преемствен­ность задач, средств, методов, организационных форм подготовки всех возрастных групп. Основным критерием эффективности многолетней подготовки является наивысший спортивный результат, достигнутый в оптимальных возрастных границах (табл. I).


Возрастные границы этапов подготовки и границы зоны первых больших успехов в процессе многолетней тренировки лыжников-гонщиков (лет)



Этап спортивно-оздоровительный

Этап начальной

подготовки

Этап тренировочный

Зона первых

больших успехов

Весь период обучения

7-11

12- 17

19-22

18-20

2. Целевая направленность по отношению к высшему спортивному мастерству в процессе подготовки всех возрастных групп.

3. Оптимальное соотношение (соразмерность) различных сто­рон подготовленности спортсмена в процессе многолетней тре­нировки.

4. Неуклонный рост объема средств общей и специальной подго­товки, соотношение между которыми постепенно изменяется: из года в год увеличивается удельный вес объема средств специальной подготовки.

5. Поступательное увеличение объема и интенсивности трениро­вочных и соревновательных нагрузок, их неуклонный рост на протя­жении многолетней подготовки. Каждый период очередного годич­ного цикла должен начинаться и завершаться на более высоком уров­не тренировочных нагрузок по сравнению с соответствующим пери­одом предыдущего годичного цикла.

6. Строгое соблюдение постепенности в процессе использования тренировочных и соревновательных нагрузок, особенно в занятиях с детьми, подростками, юношами и девушками. Всесторонняя под­готовленность неуклонно повышается лишь в том случае, если тре­нировочные и соревновательные нагрузки на этапах многолетней тренировки соответствуют возрастным и индивидуальным особен­ностям спортсмена.

Преимущественная направленность тренировочного процесса на этапах многолетней подготовки определяется с учетом сенси­тивных (чувствительных) периодов развития физических ка­честв. Вместе с тем необходимо уделять внимание воспитанию тех физических качеств, которые в данном возрасте активно не развиваются. Особенно важно соблюдать соразмерность в разви­тии общей выносливости, скоростных способностей и силы, т. е. тех качеств, в основе которых лежат разные физиологические ме­ханизмы. Оптимальными периодами для развития физических ка­честв у мальчиков являются: аэробные возможности организма -возраст от 8 до 10 лет и после 14 лет; анаэробно-гликолитические возможности - возраст 15-17 лет, анаэробно -алактатный меха­низм энергообеспечения - 16-18 лет. У девочек сенситивные пе­риоды формирования физических качеств наступают приблизи­тельно на один год раньше.

В программе для каждой категории занимающихся поставлены задачи, определены допустимые объемы тренировочных нагрузок по основным средствам, предложены варианты построения го­дичного тренировочного цикла с учетом возрастных особеннос­тей и должного уровня физической, функциональной подготов­ленности и требований подготовки лыжников-гонщиков высокого класса.


Режим тренировочной работы и требования по физической и технической подготовке

Этап подготовки

Год обучения

Минимальный возраст для зачисления

Минимальное число учащихся в группе

Максимальное кол-во учебных часов в неделю

Требования по физической, технической подготовке

Спортивно оздоровительный

Весь

период



7

15

6

-

Начальной подготовки

1

2


7

15

6

9


Выполнение нормативов по ОФП

Тренировочный

1

2

3



4

5


-

-

12

12

14



16

18


Выполнение нормативов по ОФП, СФП и технической подготовке


Таблица 3

Учебный план на 52 недели тренировочных занятий в ДЮСШ по лыжным гонкам (ч)


№ п/п

Содержание занятии

Этап спортив­но-оздорови­тельный

Этап начальной подготовки

Этап тренировочный

Весь период

Год обучения

I

II

I

II

III

IV

V

I.

Теоретическая подготовка

17

17

20

25

25

25

30

30

I I.

Практическая подготовка

-

-

-

-

-

-

-

-

1.

Общая физическая подготовка

176

176

259

336

336

343

300

300

2.

Специальная физическая подготовка

60

60

100

130

130

490

284

350

3

Техническая подготовка

40

40

60

70

70

70

70

70

4.

Участие в соревнованиях (интегральная подготовка)

15

15

25

35

35

50

80

110

III.

Углубленное медицинское обследование

4

4

4

8

8

8

8

И

IV.

Восстанови­тельные меро­приятия

-

-

-

20

20

30

30

45

V.

Инструктор­ская практика

-

-

-

-

-

12

20

20


Таблица 4

Соотношение средств физической и технической подготовки по годам обучения (%)


Средства подготовки

Этапы подготовки

начальной подготовки

учебно-тренировочный

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Общая физическая

57

57

56

40

Специальная физическая

19

21

22

37

Техническая

13

13

12

9

Интегральная

5

5

5

11

Теоретическая

6

4

4

4


Показатели соревновательной нагрузки в годичном цикле

(количество соревнований)



Таблица 5

Вид соревно­ваний

Этапы подготовки

начальной подготовки

учебно-тренировочный

До года

Свыше года

До двух лет

Свыше двух лет

Контрольные

2-3

3-6

6-8

9-10

Отборочные

-

2-3

4-5

5-6

Основные

-

;-

2-3

3-4


2.

СПОРТИВНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Задачи и преимущественная направленность тренировки:

- укрепление здоровья;

- улучшение физического развития;

- приобретение разносторонней физической подготовленности;

- привитие стойкого интереса к занятиям спортом;

- воспитание черт спортивного характера;

- овладение основами техники передвижения на лыжах;

- приобретение навыков контроля состояния здоровья и физичес­кой работоспособности.



Таблица б

Примерный тематический план тренировочных занятий для групп начальной подготовки, ч


№ п/п

Тема

Объем работы (ч)

/. Теоретическая подготовка

1.

Вводное занятие. История развития лыжного спорта. Российские лыжники на Олимпийских играх

2

2.

Техника безопасности на занятиях лыжным спортом. Гигиена, Накаливание, режим тренировочных занятий и отдыха. Питание, самоконтроль. Оказание первой помощи при травмах

4

3.

Лыжный инвентарь, выбор, хранение, уход за ним. Лыжные мази, парафин

2

4.

Основы техники способов передвижения на лыжах

5

5.

Правила соревнований по лыжным гонкам

2

6.

Основные средства восстановления

1

7.

Оценка уровня знаний по теории лыжного спорта

1

И т о г о

17

П. Практическая подготовка

1.

Общая и специальная физическая подготовка

236

2.

Техническая подготовка

40

3.

Контрольные упражнения

15

4.

Углубленное медицинское обследование

4

Итого

312


ПРОГРАММНЫЙ МАТЕРИАЛ
/. Теоретическая подготовка

1. Вводное занятие. История развития лыжного спорта. Рос­сийские лыжники на Олимпийских играх.

Содержание работы секции. Возникновение, развитие и распрост­ранение лыж. Краткие исторические сведения об Олимпийских иг­рах. Российские лыжники на Олимпийских играх. Виды лыжного спорта.



2. Техника безопасности на занятиях лыжным спортом. Ги­гиена, закаливание, режим тренировочных занятий и отды­ха. Питание, самоконтроль. Оказание первой помощи при травмах.

Поведение на улице во время движения к месту занятия. Выбор места для проведения занятий и соревнований. Особенности орга­низаций занятий на склонах. Помощь при ушибах, растяжении, об­морожении. Личная гигиена спортсмена. Гигиенические требования к одежде и обуви лыжника. Значения и способы закаливания. Сос­тавление рационального режима дня с учетом тренировочных нагру­зок. Значение питания как фактора сохранения и укрепления здоровья. Недопустимость употребления алкоголя, курения при заняти­ях лыжным спортом. Значение и содержание самоконтроля в про­цессе занятия лыжным спортом. Объективные и субъективные пока­затели самоконтроля. Дневник самоконтроля.



3. Лыжный инвентарь, выбор, хранение, уход за ним. Лыж­ные мази, парафин.

Выбор лыж. Способы обработки скользящей поверхности лыж. Выбор лыжных палок. Уход за лыжным инвентарем. Свойства и назначение лыжных мазей и парафинов. Факторы, влияющие на вы­бор мази. Обувь, одежда и снаряжение для лыжных гонок.



4. Основы техники способов передвижения на лыжах.

Понятие о технике лыжного спорта. Классификация способов пе­редвижения на лыжах. Структура скользящего шага. Техника ходов, спусков, подъемов, торможений, поворотов на месте и в движении. Ошибки при выполнении способов передвижения на лыжах и их исправление.



5. Правила соревнований по лыжным гонкам.

Положение о соревновании. Выбор мест соревнований, подготов­ка трасс, оборудование старта и финиша. Организационная работа по подготовке соревнований. Состав и обязанности судейских бри­гад. Обязанности и права участников. Система зачета в соревнова­ниях по лыжным гонкам.



6. Основные средства восстановления.

Спортивный массаж, самомассаж и их применение в тренировочном процессе. Основные приемы самомассажа. Гидромассаж и его применение. Водные процедуры как средство восстановления.



7. Оценка уровня знаний по теории лыжного спорта.

В спортивно-оздоровительной группе осваивается большое количе­ство различных двигательных действий как из лыжного, так и из дру­гих видов спорта (легкая атлетика, спортивные игры, спортивная гим­настика). Успешность овладения новыми двигательными действиями во многом будет зависеть от сформированности представления об изу­чаемом двигательном действии. Для формирования и контроля специ­альных знаний по теоретико-методическим основам лыжного спорта рекомендуется использовать теоретические тесты, включающие воп­росы истории лыжного спорта, гигиены, лыжного инвентаря, техники выполнения различных способов передвижения на лыжах (ходов, спусков, торможений, поворотов, подъемов). На каждый вопрос теста приводится 2-3 варианта ответа, из которых один правильный.

В качестве примера приводятся тесты на знание техники выпол­нения поворота переступанием в движении, одновременного бес­шажного хода и торможения «плугом».


ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ТЕХНИКИ ОДНОВРЕМЕННОГО БЕСШАЖНОГО ЛЫЖНОГО ХОДА

1. Цель отталкивания палками: а) увеличить скорость; б) сохра­нить скорость; в) сохранить равновесие.

2. Цель свободного скольжения: а) увеличить скорость; б) сохра­нить скорость; в) как можно меньше терять скорость.

3. При выносе рук и палок вперед.

ЗА. Движение рук начинается: а) с плечевого сустава; б) с лок­тевого сустава; в) с запястья.

3.2. Напряженность рук: а) руки расслабленны; б) руки напряжены; в) руки расслабленны в конце выноса вперед.

3.3. Палки находятся в отношении лыж: а) под острым углом по ходу движения; б) под тупым углом.

3.4. Тяжесть тела переносится: а) на пятки; б) на пальцы стоп; в) распределяется равномерно по всей стопе.

3.5. При выносе рук вперед происходит: а) выдох; б) вдох; в) задержка дыхания.

3.6. Руки поднимаются: а) выше головы; б) до уровня глаз; в) до уровня груди.



4. Исходная поза отталкивания палками.

4.1. Постановка лыжных палок на опору: а) впереди крепле­ний; б) на уровне креплений; в) позади креплений.

4.2. Локтевые суставы: а) разогнуты; б) немного согнуты; в) отведены в сторону; г) находятся внизу.

4.3. Палки наклонены: а) только вперед; б) вперед и нару­жу; в) вперед и внутрь.

4.4. Тяжесть тела: а) на носках стоп; б) на пятках; в) распре­деляется равномерно по всей стопе.

5. Отталкивание палками.

5.1. Отталкивание: а) только туловищем; б) туловищем и рука­ми; в) только руками.

5.2. Тяжесть тела переносится больше: а) на пятки; б) на носки стоп; в) распределяется равномерно по всей стопе.

5.3. Кисти рук по отношению к коленным суставам: а) ниже; б) выше; в) на уровне.



6. Поза окончания отталкивания палками.

6.1. Палки: а) составляют прямую с руками; б) не составляют прямую с руками.

6.2. Держание палок: а) положение палок контролируется большим и указательным пальцами; б) палки зажаты в «ку­лак». 14

Лыжные гонки Спортивно-оздоровительный этап

15

6.3. Тяжесть тела распределяется: а) равномерно по всей стопе; б) на пятках.



6.4. Ноги находятся в отношении лыжни: а) вертикально; б) отклонены назад.

ТЕСТ НА ЗНАНИЕ

ВЫПОЛНЕНИЯ ТОРМОЖЕНИЯ «ПЛУГОМ»

1. Применяется при спуске: а) прямо; б) наискось.

2. Носки лыж: а) на одном уровне; б) один носок лыжи впереди другого.

3. Пятки лыж: а) обе отводятся в сторону; б) только одна отво­дится в сторону.

4. Лыжи ставятся: а) на внутренние канты; б) на внешние канты; в) на всю скользящую поверхность (не закантовываются).

5. Давление на лыжи: а) равномерное; б) неравномерное.

6. Неравномерность в давлении на лыжи: а) приводит к соскальзыванию в сторону менее загруженной весом тела лыжи; б) приводит к соскальзыванию в сторону более загруженной весом тела лыжи; в) не вызывает одностороннего соскальзывания.

7. Неравномерность в кантовании лыж: а) приводит к соскаль­зыванию в сторону менее закантованной лыжи; б) приводит к со­скальзыванию в сторону более закантованной лыжи; в) не вызывает одностороннего соскальзывания.

8. Сгибание ног: а) ноги согнуты в коленях; б) ноги выпрямлены.

9. Колени: а) подаются вперед; б) не подаются вперед.

10. Положение рук: а) согнуты в локтях на уровне пояса; б) под­нимаются выше головы; в) отведены назад.

11. Кольца лыжных палок: а) вынесены вперед; б) отведены на­зад; в) отведены в стороны.

12. Лыжные палки: а) прижаты к туловищу; б) не прижаты к ту­ловищу.
ТЕСТ НА ЗНАНИЕ ТЕХНИКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОВОРОТА ПЕРЕСТУПАНИЕМ В ДВИЖЕНИИ
1. Поворот переступанием в движении применяется (здесь и да­лее рассматривается только поворот переступанием с внутренней лы­жи): а) на равнине; б) на пологом склоне; в) на крутых склонах.

2. Скорость при выполнении поворота переступанием: а) увели­чивается; б) сохраняется; в) уменьшается.

3. Поворот выполняется на спуске: а) в низкой стойке; б) в сред­ней стойке; в) в высокой стойке.

4. В начале выполнения поворота вес тела переносится: а) на внешнюю лыжу; б) на внутреннюю лыжу; в) распределяется равно­мерно на обеих лыжах.

5. Лыжа при отталкивании ставится: а) на внутренний кант; б) на внешний кант; в) всей поверхностью.

6. В начале отталкивания лыжей нога: а) согнута в коленном суставе; б) выпрямлена в коленном суставе.

следующая страница >>