Рабочая программа по истории России для модуля экстерната и репетиторства - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа по географии к умк: «География России: природа... 1 223.61kb.
Рабочая программа по предмету «технология» умк «школа россии» (срок... 1 750.82kb.
Рабочая программа к курсу «Технология», 3 класс (для умк «Школа России») 1 371.45kb.
Рабочая программа модуля «Безопасность жизнедеятельности» 3 583.54kb.
Рабочая программа По истории Древнего мира для 5-х классов 1 268.28kb.
Рабочая программа по истории 1 282.33kb.
Рабочая программа по дисциплине конституционное право россии для... 2 377.75kb.
1. паспорт примерной программы профессионального модуля 1 368.35kb.
Инструкция для установки модуля тестирования 1 48.77kb.
Программа профессионального модуля 05 медико-социальная деятельность... 4 623.42kb.
Рабочая программа учебного предмета по биологии для 7 класса 2 722.84kb.
История: программа вступительных испытаний в кюи мвд россии для абитуриентов... 1 205.37kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Рабочая программа по истории России для модуля экстерната и репетиторства - страница №1/4

МОУ «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1»

Методическое объединение учителей истории и обществознания

Рабочая программа по истории России для модуля экстерната и репетиторства

Трегубова Ирина Константиновна

Учитель истории и обществознания,

высшая квалификационная категория,

«Почетный работник общего образования РФ»




Псков 2009

Пояснительная записка
Учебная программа по истории Отечества с древнейших времен до наших дней для модуля экстерната и репетиторства составлена на основе требований к Обязательному минимуму содержания исторического образования в средней (полной школе) и базовому учебному плану.

Главной целью программы является освоение стандарта среднего (полного) общего образования по истории. Основным критерием отбора фактов и явлений в программе является их значимость в историческом процессе, в развитии российской цивилизации.

Программа разрабатывалась с учетом возрастных особенностей учащихся, разным уровнем подготовленности учащихся, с учетом их способностей и небольшим количеством времени, отведенным на изучение предмета. Поэтому большое внимание уделяется деятельностному компоненту образования, делая акцент на самостоятельную работу учащихся и индивидуальные консультации. Но главной остается цель исторического образования – знание истории Отечества, формирование у учащихся гражданской ответственности, воспитание патриотизма, инициативности, самостоятельности, толерантности.

В результате изучения истории Отечества на базовом уровне ученик должен знать и понимать:

- основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность и системность отечественной и всемирной истории;

- периодизацию всемирной и отечественной истории;

- современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

- историческую обусловленность современных общественных процессов;

- особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

Уметь:

- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

- критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);

- анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

- различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

- участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

- представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;



Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

- использование навыков исторического анализа при критическом восприятии, получаемой извне социальной информации;


- соотнесение своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

- осознание себя как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.



Структура документа.

Программа включает разделы:пояснительная записка,тематическое планирование,основное содержание с распределением учебных часов, ресурсный материал для занятий курса(темы занятий,основные вопросы,вопросы для самостоятельного изучения,проверочные тесты,задания «Проверь себя!»-итоговый материал по курсам),требования к уровню подготовки,критерии оценки и приложение.


Цель рабочей программы:выстраивание системы преподавания курса «Истории России с древнейших времен до наших дней» 10,11,12кл.вечерней школы для заочно-интенсивного и модульного учебного плана.
Место предмета в учебном плане.

Программа рассчитана на 57часов(10ч.-10кл.,10ч.-11кл,37ч.-12кл) для групп интенсивного обучения(экстернат) в 10кл.,11кл.,12кл.


Оценка знаний и умений учащихся.

Аттестация учащихся производиться по итоговым оценкам за каждый раздел курса.

1 раздел «История Отечества с древнейших времен до к.17в»

2 раздел «История Отечества к.17в.-19в.»

3 раздел «История Отечества 20-н.21в.»




№ п/п

Ф.И.О.

Оценка за 1 раздел

Оценка за 2 раздел

Оценка за 3 раздел

Оценка за 4 раздел

Оценка за 5 раздел

Зачет

Общая оценка




















































































Инструкция по выполнению итоговых контрольных работ прилагается в конце каждого раздела. Текущий контроль (тестовый) осуществляется по однобальной системе за каждое задание.

Оценка «5» ставится при выполнении учащимся 85-90 % всех заданий

Оценка «4» ставится при выполнении учащимся 70-84 % всех заданий

Оценка «3» ставится при выполнении учащимся 51-69 % всех заданий

Оценка «2» ставится при выполнении учащимся менее 50 % заданий

Программа может быть использована для работы с учащимися очно-заочной формы обучения, а также для ликвидации задолженностей по предмету.

Содержание программы:

10 класс

История Отечества с древнейших времен до конца 17 в.

Начало Руси – 2 часа

Освоение человеком восточных и северных регионов Евразии. Каменный век. Переход от присваивающего хозяйства к производящему. Скотоводы и земледельцы. Появление металла. Индоевропейцы. Прародина славян. Восточнославянские племена и их соседи. Занятия, общественный строй, верования. Родовая и территориальная община. Усиление роли племенных вождей, имущественное расслоение. Возникновение государства у восточных славян. «Повесть временных лет». Дискуссия о происхождении Древнерусского государства. Начало династии Рюриковичей. Торговый путь «из варяг в греки». Походы на Византию. Принятие христианства.



Основные понятия: предыстория, религия, неолитическая революция, производящее хозяйство, матриархат, патриархат, военная демократия, род, племя, политеизм, дружина, вече, норманнская теория, хазары, язычество, предпосылки, государство, классы, племенная знать, христианство.

Русь в 11-12 вв. – 2 часа

Международные связи Древней Руси. Развитие норм права на Руси. Категории населения. Княжеские усобицы. Культура Древней Руси как один из факторов образования древнерусской народности. Причины распада Древнерусского государства. Крупнейшие земли и княжества Руси. Монархии и республики. Княжеские усобицы. Идея единства Русской земли. Особенности культурного развития русских земель.



Основные понятия: вотчина, поместье, Русская Правда, Русская земля, волости, феодализм, феодальная раздробленность, натуральное хозяйство, сепаратизм, удельное княжество, вече, посадник, тысяцкий.

Русь в 13-15 вв. – 2 часа

Образование Монгольского государства. Завоевательные походы Чингисхана. Нашествие на Русь. Система управления завоеванными землями. Влияние монгольского завоевания на культуру Руси. Русские земли в составе Великого княжества Литовского. Экспансия с Запада. Борьба с крестоносной агрессией.

Начало возрождения Руси. Восстановление экономики. Формы землевладения и категории населения. Причины превращения Москвы в центр объединения русских земель. Взаимосвязь процессов объединения русских земель и освобождения от ордынского владычества.

Завершение объединения русских земель и образование Российского государства. Становление органов центральной власти. Свержение Золотоордынского Ига. Изменение в социальной структуре общества и формах феодального землевладения. «Москва – третий Рим».



Основные понятия: Орда, Золотая Орда, баскак, ярлык, экспансия, агрессия, подсека, перелог, поместье, судебник 1497 г., русская автокефальная церковь, стояние на р. Угре, самодержец, Россия, идеологическая концепция «Москва-третий Рим», боярская дума, волостели, местничество, Юрьев день, пожилое.
Россия в 16 в. – 1 час
Установление царской власти. Складывание идеологии самодержавия. Реформы середины 16 в. Создание органов сословно-представительной монархии. Развитие поместной системы. Установление крепостного права. Опричнина. Учреждение патриаршества. Расширение территории России в 16 в. Ливонская война. Развитие культуры.

Основные понятия: регент, регентство, Избранная рада, реформа, местничество, Земский собор, Уложение о службе, Стоглавый собор, губа, сословно-представительная монархия, опричнина, бобыли, оппозиция, деспотия.

Россия в 17 в.- 3 часа.
Причины и характер Смуты. Пресечение правящей династии. Боярские группировки. Обострение социально-экономических противоречий. Феномен самозванства. Борьба с Речью Посполитой и Швецией. Восстановление независимости страны. Земский собор 1613 г. и восстановление самодержавия. Первые Романовы. Вхождение Левобережной Украины в состав России. Освоение Сибири. Участие России в войнах 17 в. Юридическое оформление крепостного права. Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка. Образование мануфактур. Социальные движения во второй половине 17 в. Церковный раскол. Старообрядчество. Культура народов России.

Основные понятия: семибоярщина, марионетка, шляхта, восстание Хлопка, интервенция, гетман, Земский собор, сословия, самодержавие, раскольники, патриарх, еретики, ереси, теократия, мануфактура, барщина, оброк, экстенсивный, товарное производство, абсолютизм.

11 класс

История Отечества с конца 17-19 вв.

Россия в к.17- 18 вв. – 3 часа

Петровские преобразования. Северная война. Реформы армии и флота. Создание заводской промышленности. Политика протекционизма. Новая система государственной власти и управления. Провозглашение империи. Превращение дворянства в государственное сословие. Отмена патриаршества. Россия в период дворцовых переворотов. Расширение прав и привилегий дворянства. Просвещенный абсолютизм. Законодательное оформление сословного строя.



Основные понятия: реформа, модернизация, ратуша, земские избы, империя, император, абсолютизм, бюрократия, протекционизм, коллегии, Сенат, Синод, провинция, дистрикт, Манифест о вольности дворянства, просвещенный абсолютизм, «Жалованная грамота дворянству и городам»,Уложенная комиссия.

Россия в первой половине 19 в.-3 часа
Попытки укрепления абсолютизма в первой половине 19 в. Реформы системы государственного управления. Движение декабристов. Консерваторы. Славянофилы и западники. Русский утопический социализм.

Особенности экономического развития России. Развитие капиталистических отношений. Начало промышленного переворота. Участие России в антифранцузских коалициях. Отечественная война 1812 г. и заграничный поход русской армии. Россия в Священном союзе. Крымская война. Культура народов России в первой половине 19 в.



Основные понятия: цивилизация, геополитика, стратегия, тактика, континентальная блокада, партизанское движение, декабристы, цензура, бюрократизация, апогей самодержавия, коррупция, западники, славянофилы, утопический социализм, панславизм, Восточный вопрос, мюридизм, имам, конвенция, интервенция

Россия во второй половине 19 в . -3 часа

Отмена крепостного права. Реформы 60-70- х гг. 19 в. Выступления разночинной интеллигенции. Народничество. Политический террор. Политика контрреформ. Утверждение капиталистической модели экономического развития. Завершение промышленного переворота. «Восточный вопрос» во внешней политике России. Россия и православные народы Балканского полуострова. Духовная жизнь российского общества во второй половине 19 в.



Основные понятия: свободные сельские обыватели, гражданские права, сельское общество, сельский сход, сельский староста, волость, волостной старшина, мировые посредники, временнообязанные, уставная грамота, отрезки, выкупные платежи, земство, земские собрания и управы, «третий элемент», городская дума, городской голова, присяжные заседатели, мировой суд, сословный волостной суд, автономия, геноцид, Антанта, урбанизация, промышленный переворот, выкупная операция, крестьянский банк, террор, народничество.
12 класс

История Отечества 20- начало 21 вв.

Российская империя 1900-1916 гг.-7 часов

Российский монополистический капитализм и его особенности. Сохранение остатков крепостничества. Роль государства в экономической жизни страны. Реформы С.Ю. Витте. Аграрная реформа П.А.Столыпина. Обострение экономических и социальных противоречий в условиях формированной модернизации. Политические партии и общественные движения в России на рубеже веков. Революция 1905-1907 гг. и ее итоги. Становление российского парламентаризма. Россия в системе военно-политических союзов конца 19- начала 20 в. Русско-японская война 1904-1905 гг. Россия в Первой мировой войне 1914-1918 гг. Общественно-политический кризис накануне 1917 г. Духовная жизнь российского общества на рубеже 19-20 вв.



Основные понятия: конкуренция, модернизация, монополии, финансовая олигархия, эшелон, геополитика, гонка вооружений, экспансия, Антанта, эсеры, эсдеки, марксизм, парламент, фракция, революция, партия, Государственная Дума, чересполосица, хутор, отруб, концессия, аннексия, мировая война, Серебряный век, декаданс, символизм, футуризм.
Советская эпоха – 23 часа

1. Россия в годы революций и гражданской войны. Советское государство в 20-30 е гг.

Февральская революция. Падение самодержавия. Временное правительство и Советы. Провозглашение России республикой. Приход большевиков к власти. Утверждение Советской власти. Первые декреты. Учредительное собрание. Брестский мир. Конституция 1918 г. Формирование однопартийной системы. Гражданская война и иностранная интервенция: причины, этапы, участники. Политика «военного коммунизма». «Белый» и «красный» террор. НЭП. Образование СССР. Концепция построения социализма в отдельно взятой стране. Культ личности Сталина. Массовые репрессии. Индустриализация. Коллективизация, Культурная революция. Конституция 1936 г. Внешнеполитическая стратегия СССР в 20-30-е гг. СССР накануне Великой Отечественной войны.



Основные понятия: двоевластие, коалиционное правительство, Всероссийский съезд Советов, ВЦИК, наркоматы, Учредительное собрание, национализация, культурная революция, сепаратный мир, гражданская война, интервенция, военный коммунизм, продразверстка, индустриализация, автономия, унитарное государство, федеративное государство, пятилетка, раскулачивания, репрессии, ГУЛАГ, коллективизация, фашизм, система коллективной безопасности, план «Барбаросса», Коминтерн.
2. СССР в годы Великой Отечественной войны.

Причины, этапы и итоги Великой Отечественной войны. Героизм народа на фронте и в тылу. Идеология и культура в годы войны. СССР в антигитлеровской коалиции. Цена победы. Роль СССР во второй мировой войне и решение вопросов о послевоенном устройстве мира.

Основные понятия: Блицкриг, оккупация, мобилизация, коренной перелом, эвакуация, антигитлеровская коалиция, лендлиз, капитуляция

3. СССР в 1945-1964 гг.

Социально-экономическое положение СССР после войны. Восстановление экономики. Холодная война и ее влияние на экономику и внешнюю политику страны. Военно-политические союзы в после6военной системе международных отношений. Формирование мировой социалистической системы. Идеологические компании в послевоенные годы. Политическая жизнь страны в середине 1950- х гг. Борьба за власть после смерти Сталина. XX съезд КПСС и осуждение культа личности. Концепция построения коммунизма. Духовная жизнь в послевоенные годы. Ужесточение партийного контроля над сферой культуры. Демократизация общественной жизни в период «Оттепели». Научно-техническое развитие СССР, достижения в освоении космоса.



Основные понятия: конверсия, «холодная война», реабилитация, десталинизация, волюнтаризм, диссиденты, ротация.

4. СССР в середине 60- х гг.- середина 80- х гг.
«Застой» как проявление кризиса советской модели развития. Теория развитого социализма. Конституционное закрепление руководящей роли КПСС. Конституция 1977 гг. Экономические реформы середины 60- х гг., причины их неудач. Замедление темпов экономического роста. Дефицит товаров народного потребления, развитие «теневой экономики», коррупция.

Социальная структура советского общества. Межнациональные отношения в СССР . Формирование партийно-государственной элиты. Возникновение диссидентского и правозащитного движения. СССР в глобальных и региональных конфликтах сер. 60- сер.80- х гг. СССР и политические кризисы в странах Восточной Европы. «Доктрина Брежнева». Достижение военно-стратегического паритета СССР и США. Хельсинский процесс. Политика разрядки. Афганская война. Советская культура середины 60- середины 80-х гг.



Основные понятия: экстенсивный путь развития, «доктрина» Брежнева, теневая экономика, номенклатура, схозрасчет, стагнация, коррупция, военный паритет, политика разрядки напряженности


5. СССР в 1985-1991 гг.

Попытки модернизации советской экономики и политической системы во второй половине 80- х гг. Курс на «ускорение». «Перестройка» и «гласность». Демократизация общественной жизни. Формирование многопартийности. Распад системы централизованного управления. Усиление центробежных тенденций в межнациональных отношениях. Декларация о суверенитете союзных республик. Августовские события 1991 г. Причины распада СССР. «Новое политическое мышление» и основанная на нем внешнеполитическая стратегия. Советско-американский диалог. Распад мировой социалистической системы.



Основные понятия: перестройка, «парад суверенитетов»,ускорение социально-экономического развития, гласность, многопартийность, референдум, плюрализм, новое политическое мышление, биполярная система.

Суверенная Россия (Российская Федерация)

Становление новой российской государственности. Политический кризис сентябрь – октябрь 1993 г. Принятие конституции РФ 1993 г. Общественно-политическое развитие России во второй половине 90-х гг. Складывание новых политических партий и движений. Межнациональные и межконфессиональные отношения в современной России. Чеченский конфликт. РФ и страны СНГ. Переход к рыночной экономике. «Шоковая терапия». Трудности и противоречия экономического развития 90-х гг. Поиск мировоззренческих ориентиров. Возрождение религиозных традиций в духовной жизни России в условиях становления информационного общества. Президентские и парламентские выборы. Курс на укрепление государственности, экономический подъем, социальную и политическую стабильность, упрочение национальной безопасности, достойное место России в мировом сообществе. Участие России в формировании современной международно-правовой системы. Россия в интеграционных процессах. Россия и вызовы глобализации.



Основные понятия: гражданское общество, либерализация цен, приватизация, рыночная экономика, конвертируемый рубль, суверенитет

История России с древнейших времен до н. 21в.

Тема

Содержание темы

История Отечества с древнейших времен до конца 17века.




I. Начало Руси




1. Праславяне в древности

2. Образование государства у восточных славян. Первые русские князья. Крещение Руси

Культура Киевской Руси (сам.из)

II. Русь в 11-12 вв.




1. Правление Ярослава Мудрого. Начало феодальной раздробленности.

2. Владимир Мономах – великий князь. Распад Руси. Основные княжества и земли.

III. Русь в 13-15 вв.




1. Борьба Руси за независимость

2. Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование единого государства России

Русская культура 14-15 вв.(сам.из)

IV. Россия в 16 в.




1. Политическое развитие России в первой пол.16 в Иван Грозный. Внутренняя и внешняя политика

V. Россия в 17 в.




1. Смутное время.

2. Политическое и социально-экономическое развитие России в 17 в.

3. «Бунташный век». Внешняя политика.

Культура и быт 16-17 вв.(сам.из)

История Отечества конец 17-19вв.




I. Россия в конце 17- 18в.




1. Россия во времена правления Петра 1.

2. Эпоха дворцовых переворотов

3. Золотой век Екатерины II

Культура и быт 18 в. (сам.из)

II. Россия в первой половине 19 в.




1. Россия в начале 19 в. Отечественная война 1812 г.

2. Внутренняя политика Александра 1 после Отечественной войны . Выступление декабристов.




3. Николай 1: внутренняя и внешняя политика.




«Золотой век» русской культуры (сам.из)

III. Россия во второй половине

19 в.




1. Александр 2. Отмена крепостного права в России

2. Реформы 60-70 гг 19 в.

3. Внешняя политика России

4. Россия в пореформенный период

Культура второй половины 19 в. (сам. из)

История Отечества 20 в. – начало 21 в.




Российская империя 1900-1916 гг.




1. Социально-экономическое развитие России в начале 20 в.

2. Политическое развитие России в начале 20 в.

3. Внешняя политика

4. Революция 1905-1907 гг.

5. Третьеиюньская монархия и реформы П.А.Столыпина.

6. Участие России в первой мировой войне.

7. Культура России в начале 20 в.

Советская эпоха




I. СССР в 1917-1930-е гг.




1. Февральская революция 1917 г. От Февраля к Октябрю.

2,3. Переход власти к большевикам. Становление Советской власти.

4,5. Гражданская война и иностранная интервенция.

6. НЭП

7. Образование СССР и его международное признание.

8,9. Модернизация страны. (индустриализация, коллективизация, культурная революция)

10. Политическая система сталинизма.

11. СССР накануне войны.

II. СССР в годы Великой Отечественной войны




1. Причины, характер, периодизация. Нападение Германии на СССР

2. Первый период ВОВ, превращение страны в единый военный лагерь.

3. Коренной перелом в войне

4. Заключительный этап войны.

5. Итоги войны. Цена Победы.

III. СССР в 1945-1964 гг.




1. СССР в первое послевоенное десятилетие.

2,3. СССР в 1953-1964 гг. Н,С,Хрущев «Оттепель»

IV.СССР в середине 60-х гг-середине 80-х гг.




1,2. СССР в середине 60-сер.80-х гг. Л,И,Брежнев «Застой»

Y. СССР в 1985-1991 гг.




М.С.Горбачев «Перестройка». Распад СССР

Суверенная Россия




1. Экономические преобразования

2. Политическое развитие

3. Россия на рубеже веков

4. Внешняя политика




1. Повторительно-обобщающий урок.




2,3. Подготовка к экзамену.




Итого : 37 ч.

Используемая литература

Основные учебники:

  1. А.Н.Сахаров, В.И.Буганов История России с древнейших времен, Москва, Просвещение, 2005.

  2. В.И.Буганов, П.Н. Зырянов История России конец 17-19 вв.Москва, Просвещение, 2005

  3. Н.В. Загладин, С.И.Козленко История Отечества 20-н.21 вв.Москва, Русское слово, 2005.


Дополнительная литература

Карамзин Н.М. История государства Российского.-М.1990

Ключевский В.О. Сочинение. Т. 1-9.-М. 1990

Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1-15. М.1959-1966

Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. – М.-1968

Рыбаков Б.А. Киевская Русь и русские княжества. – М.1982

Тихомиров М.Н.Древнерусские города.-М.1956

Кочетов Н.С.История России с древнейших времен до 2001 г.-Волгоград: Учитель, 2000

Гумилев Л.Н. От Руси до России. М – Айрис-Пресс.2002

Кочетов Н.С. История России XIX – XX вв. Волгоград – Учитель.2001

Кочетов Н.С. Нестандартные уроки в школе. Волгоград – Учитель 2001

Ресурсный материал для занятий курса.

История России с древнейших времен до конца 17века.

Учебник: А.Н.Сахаров,В.И.Буганов.История России с древнейших времен до конца17в. Москва «Просвещение» 2005.



Начало Руси – 2 часа

  1. Праславяне в древности - § 1,2,3,4

  1. Первобытное общество на территории нашей страны

  2. Формирование народов. Индоевропейцы

  3. Происхождение славян.

  4. Славяне в V-VII вв. Территория, хозяйство, быт , нравы, религия древних славян.

  1. Образование государства у восточных славян. Первые русские князья. Крещение Руси - § 5,6,7,8

  1. Предпосылки образования древнерусского государства.

  2. Норманнская и антинорманнская теории образования государства.

  3. Этапы формирования государственности у восточных славян.

  4. Вещий Олег – основатель древнерусского государства – Киевской Руси. Первые русские князья (Игорь, Ольга, Святослав)

  5. Русь во времена Владимира Святославича. Крещение Руси.

Тест по теме «Начало Руси».

  1. Перелог – это:

А) система земледелия у славян

Б) мера веса

В) орудие труда в земледелии

Г) вид ремесла

2. Основное занятие восточных славян:

А) гончарное ремесло

Б) ткачество

В) земледелие

Г) прядение

3. Центрами древнерусской государственности были:

А) Москва и Тверь

Б) Киев и Новгород

В) Смоленск и Владимир

Г) Киев и Чернигов

4.В каком году Рюрик начал княжить в Новгороде:

А) 862 г.

Б) 882 г.

В) 988 г.

Г) 962 г.

5. В каком году князь Олег захватил Киев и таким образом основал государство восточных славян – Киевская Русь:

А) 882 г.

Б) 982 г.

В) 898 г.

Г) 862 г.

6. Древнейшая русская летопись – это:

А) «Повесть временных лет»

Б) «Остромирово евангелие»

В) «Русская правда»

Г) «Слово о полку Игореве»

7. Впервые вопрос о происхождении государства восточных славян был поставлен:

А) Ломоносовым

Б) Летописцем Нестером

В) древнегреческим историком Геродотом

Г) римским историком Полибием

8. Соотнесите историческую личность и события:

1) восстание древлян

2) подписание договора с Византией в 911 г.

3) установление уроков и погостов

4) походы на хазар

А) князь Олег

Б) князь Игорь

В) княгиня Ольга

Г) князь Святослав

9. Крещение Руси произошло при князе:

А) Игоре

Б) Святославе

В) Владимире

Г) Я. Мудром

10. Крещение Руси произошло в:

А) 980 г.

Б) 988 г.

В) 990 г.

Г) 962 г.

11.Прочтите отрывок из произведения древнерусской литературы и ответьте на вопрос:

«Также и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а еще другие сели между Припятью и Двиною назвались полочанами, по речке, впадающей в Двину, по имени Полота, от нее и получили название полочане. Те же славяне, которые сели около озера Ильмена, прозвались своим именем – славянами, и построили город, и назвали его Новгородом».

Как называется произведение древнерусской литературы, в котором содержались приведенные сведения:

А) «Поучения детям»

Б) «Апостол»

В) «Русская Правда»

Г) «Повесть временных лет»



Русь в XI-XII вв. – 2 часа

I. Правление Ярослава Мудрого. Начало феодальной раздробленности - § 9,10,11,12

1. Усобица между сыновьями князя Владимира.

2. Ярослав Мудрый: внутренняя и внешняя политика. Русская Правда.

3. Начало феодальной раздробленности.

4. Складывание феодальных отношений.

II. Владимир Мономах – великий князь. Распад Руси. Основные княжества и земли – § 13,14,15,16

1. Владимир Мономах: внутренняя и внешняя политика.

2. Причины формирования самостоятельных феодальных княжеств на Руси.

3. Раздробленность Руси. Основные княжества и земли.



Тест по теме «Русь в XIXII вв.»

  1. Кого на Руси называли рядовичами?

А) наемного работника по договору

Б) рядового дружинника

В) слугу

Г) раба


2. Форма взимания дани в Киевской Руси:

А) барщина

Б) ясак

В) паломничество



Г) полюдье

3. Первый свод законов «Русская Правда» связан с именем:

А) В. Мономаха

Б) Я. Мудрого

В) Владимира Святославича

Г) Святослава Игоревича

4. Международное положение Киевской Руси с помощью династических браков укреплял князь:

А) В. Мономах

Б) Я Мудрый

В) Ю.Долгорукий

Г) Святослав Игоревич

5. Перу В. Мономаха принадлежит:

А) Домострой

Б) Поучение детям

В) Житие

Г) Повесть временных лет

6. Соотнесите термины и его объяснение:

А) холоп


Б) вервь

В) смерд


Г) тиун

1) крестьянин, владевший участком земли и небольшим имуществом

2) разорившийся человек, который продавал себя господину за деньги при свидетелях

3) управитель господского дома

4) община

7. Любечский съезд русских князей (1097 г.) принял решение :

А) об организации походов против половцев

Б) о порядке замещения киевского престола

В) каждому владеть отчиной своей и всем совместно охранять русскую землю

Г) ввести правила Юрьева дня

8. Причиной политической раздробленности Руси явилось:

А) ослабление натиска на Русь с юга

Б) господство натурального хозяйства

В) возникновение новых крупных новых центров Руси

Г) все выше названное

9. Определите города, где, в отличие от всех княжеств, установились своеобразные республиканские порядки:

А) Владимир

Б) Псков


В) Полоцк

Г) Новгород

10. Признаками феодального строя являются :

А) господство натурального хозяйства

Б) развитие товарно-денежных отношений

В) феодальные повинности крестьян (оброк и барщина)

Г) общинная собственность на землю

11. Организаторам похода русских князей против половцев в 1111 г. был:

А) В. Мономах

Б) Я.Мудрый

В) Ю Долгорукий

Г) А.Невский



Русь в 13-15вв. – 2 часа

I.Борьба Руси за независимость - § 19,20,22

1.Характеристика монгольской державы. Чингисхан. Завоевание монголов.

2.Монголо-татарское нашествие на Русь.

3.Вторжение крестоносцев.А .Невский.

4.Ордынское владычество на Руси.

5Борьба русского народа с монголо-татарским нашествием.

6.Последствие монголо-татарского ига.

II. Объединение русских земель вокруг Москвы. Образование единого государства России - §21,22,23

1.Хозяйство Руси и положение различных групп общества в 14-15в.в.

2.Возвышение Москвы. Иван Калита.

3.Д.Донской.Борьба с монголо-татарами.

4.Феодальные войны на Руси.

5. Предпосылки, причины образования русских земель вокруг Москвы.

6. Иван III. Объединение русских земель вокруг Москвы. Свержение ига Орды.

7. Создание новой системы управления.

8. Судебник 1497 г. Начало юридического оформления крепостного права.

Тест по теме «Русь в XIII-XV вв.»

1. Перед нападением на Русь монголо-татары были на уровне:

А) феодальной раздробленности

Б) распада первобытного общества

В) раннефеодального государства

Г) рабовладельческого государства

2. Организатором всемонгольского похода на Русь был:

А) Батый


Б) Чингисхан

В) Угедей

Г) Джучи

3. Первые столкновения русских с монголо-татарами произошло в районе реки:

А) Оки

Б) Угры


В) Вожи

Г) Калки


4. Кого в Золотой Орде называли баскаками:

А) дипломатов

Б) доверенных лиц хана

В) предводителей отрядов

Г) сборщиков дани с русской земли

5. Ярлыками в Золотой Орде называли:

А) товарный знак

Б) клеймо

В) кличка

Г) грамота на право княжения

6. Период 1240-1480 гг. вошел в историю:

А) как время установления господства Тефтонского ордена

Б)как период феодальной раздробленности

В) как время установления монголо-татарского ига

Г) как период борьбы с католической церковью

7. В мае 1238 г. Батый приказал стереть с лица земли и назвал злым городом:

А) Владимир

Б) Суздаль

В) Козельск

Г) Торжок

8. Отправляясь на Куликовскую битву, князь Д.Донской получил благословение:

А) Церковного собора

Б) своей матери

В) Константинопольского патриарха

Г) Сергия Радонежского

9. Соотнесите исторические события и даты:

1) битва на Куликовом поле

2) Невская битва

3) битва на Калке

4) Ледовое побоище

А) 1242 г.

Б) 1223 г.

В) 1380 г.

Г) 1240 г.

10. Каково историческое значение победы русских в битве на Чудском озере:

А) было сохранено единство Руси

Б) была сохранена независимость новгородских и псковских земель

В) было сохранено религиозное единство

Г) было утверждено господство католической церкви в северо-восточной Руси

11. Понятие «стояние на Угре» связано:

А) с падением монголо-татарского ига в 1480 г.

Б) с противостоянием Новгорода Москве

В) с битвой на Куликовом поле в 1380 г.

Г) с противостоянием Тверского и Московского княжеств

12. Каково историческое значение победы на Куликовском поле:

А) впервые монголо-татары потерпели поражение

Б) свергнуто монголо-татарское иго

В) ускорился процесс объединения русских земель

Г) завершилось объединение русских земель

13. Центром объединения русских земель стало княжество:

А) Владимирское

Б) Тверское

В) Московское

Г) Черниговское

14. Причиной победы Москвы над Тверью в борьбе за объединение русских земель:

А) поддержка политики Московских князей Золотой Ордой

Б) умная, дальновидная политика московских князей

В) поддержка другими русскими княжествами Москвы

Г) выгодность географического положения

15. Новгород был присоединен к московскому княжеству в результате:

А) подавления новгородского восстания Иваном Грозным

Б) вмешательство Золотой Орды

В) династического брака

Г) сражения на р. Шелони в 1471 г. и походов 1477-1478 гг.

16. Политическими причинами образования русского централизованного государства являются:

А) необходимость освобождения от монголо-татарской зависимости

Б) постоянная военная угроза от Литвы и усиливающегося Ливонского ордена

1) верно А

2) верно Б

3) верно А,Б

4) не верно ни А, ни Б

17. Отличие вотчины от поместья состоит в том, что она:

А) дается на время военной службы

Б) передается по наследству

В) крестьяне несут обязанности по отношению к своему господину

Г) сохраняется феодальная собственность на землю



Россия в XVI в. – 1 час

§25,26,27

1. Политическое развитие России в первой половине XVI в. Боярское правление.

2. Реформы Ивана Грозного

3. Внешняя политика Иван Грозного

4. В преддверии смуты

Тест по теме «Россия в XVI в.»

1. Первый в истории России Земский собор был создан по инициативе:

а) Ивана III

б) Василия II

в) митрополита Макария

г) Ивана IV

2. Последний из династии Рюриковичей:

А) Иван Васильевич

Б) Федор Борисович

В) Борис Федорович

Г) Федор Иванович

3. Главная задача Ливонской войны:

А) не допустить проникновение Швеции в Прибалтику

Б) ослабление Речи Посполитой

В) уничтожение Ливонского Ордена

Г) выход России к Балтийскому морю

4. Расположите события по хронологии:

А) Ям-Запольское перемирие

Б) героическая оборона Пскова

В) занятие русскими войсками почти всей территории Ливонии

Г) образование Речи Посполитой

6. Во время опричнины страна была разделена на 2 части:

А) опричнину и боярщину

Б) уезды и губернии

В) воеводство и уезды

Г) земщину и опричнину

7. Поход Ярмака в Сибирь был организован на средства :

А) Демидовых

Б) Строгановых

В) Шустова

Г) Шорина

8. Волостелями в XVI в. Называли:

А) волостных писарей

Б) крестьян, вышедших из общин

В) монахов

Г) бояр наместников, наделенных властью

9. Сословно-представительной монархией Россия стала после того, как:

А) ликвидировано местничество

Б) ввели опричнину

В) ликвидировали систему кормлений

Г) в Земских соборах стали участвовать представители черносошных крестьян и торгово-ремесленного посада

10. Кто из царей был писателем, шахматистом, сочинителем церковной музыки и знал несколько иностранных языков:

А) Б. Годунов

Б) Петр Первый

В) Алексей Михайлович

Г) Иван IV Грозный

11. Официально титул царя был принят:

А) Василием III

Б) Иваном III

В) Иваном IV

Г) Василием II

12.Судебник 1550 г. утверждал:

А) «урочные лета»

Б) Юрьев день

В) «Заповедные лета»

Г) пожилое

13. Стрелецкое войско отличалось от дворянского тем, что:

А) войско набиралось из городского населения

Б) являлось постоянной охраной царя

В) собиралось только во времена военных походов

Г) существовало на свои деньги

14. Вопросами внутренней безопасности страны занимался:

А) Посольский приказ

Б) Разрядный приказ

В) Разбойный приказ

Г) Казенный приказ

15. В VI в . в состав русского государства вошли:

А) Казанское ханство

Б) Балтийские земли

В) Западная Сибирь

Г) Астраханское ханство

Россия в XVII в. – 3 часа

I.Смутное время - § 27,30,31

1.Б. Годунов.

2.Первый самозванец.

3.Восстание Болотникова.

4.»Семибоярщина» и интервенция.

5.Борьба с польско-шведской интервенцией.

6.Конец Смуты. Итоги борьбы русского народа с интервентами. Начало династии Романовых.

II.Первые Романовы. Церковный раскол. Социально-экономическое развитие России в 17в. - § 32,33,34

1.Правление царей Михаила Федоровича иАлексея Михайловича.

2.Церковная реформа.Никон иАввакум.

3.Укрепление феодально-крепостнического строя зарождение капиталистического строя и зарождение капиталистических отношений.



III.»Бунташный век».Внешняя политика России в 17в. - § 35,36,37

1Народные волнения:Соляной бунт,Медный бунт,восстание Степана Разина.

2.Внешняя политика России в 17в.

-русско-польская война(Смоленская ) война.

-русско-польская война1654-1667г.г.

-русско-турецкая война. Чигиринские походы.

-присоединение Сибири. Не русские народы


Тест по теме «Россия в XVIIв.»

1.VII в.начался для России:

а)династическим кризисом

б)польско-шведской интервенцией

в)образованием всероссийского рынка

г)установлением абсолютной монархии.

2.Соотнесите события и даты, связанные со Смутным временем:

1) правление Федора Ивановича

2) восстание Хлопка

3) правление Василия Шуйского

4) восстание И.Болотникова

А) 1606-1607 гг.

Б) 1606-1610 гг.

В) 1603-1604 гг.

Г) 1584-1598 гг.

3. Лжедмитрий I заручился помощью Речи Посполитой, обещав:

А) освободить крестьян от крепостной зависимости

Б) Северские и Смоленские земли Речи Посполитой

В) распространить католицизм в России

Г) привести русских дворян к присяге королю Речи Посполитой

4. Первое ополчение потерпело неудачу, т.к.:

А) у ополченцев не было вооружения

Б) у ополченцев отсутствовало единство командования

В) руководитель ополчения П. Ляпунов умер

Г) верно все перечисленное

5. Второе ополчение против польско-шведской интервенции связано с именами:

А) К.Минина и Д.Пожарского

Б) П.Ляпунова и Хлопка

В) И.Болотникова и Ф.Романова

Г) И.Шуйского и В.Шуйского

6. Земский собор 1613 г. выбрал царем:

А) Михаила Романова

Б) Бориса Годунова

В) Василия Шуйского

Г) Григория Отрепьева

7. Прозвище «Тушинский вор» получил:

А) Лжедмитрий I

Б) И.Болотников

В) Лжедмитрий II
Г) Хлопок

8. Доказательством того, что Русская Православная Церковь стала самостоятельной и независимой, является:

А) учреждение в России патриаршества

Б) учреждение в России епископата

В) проведение церковной реформы

Г) принятие Стоглава

9. Церковный раскол связан с именем патриарха:

А) Иова


Б) Филарета

В) Гермогена

Г) Никона

10. Религиозное движение в XVII в., принявшее социальную окраску:

А) униатство

Б) иконоборчество

В) сектантство

Г) старообрядчество

11. Бессрочный сыск беглых крестьян узаконен:

А) Судебником 1497 г.

Б) Судебником 1550 г.

В) Соборным уложением 1649 г.

Г) специальным указом 1581 г.

12. Складывание всероссийского рынка происходит:

А) в 15 в.

Б) в 16 в.

В) в 17 в.

Г) в 18 в.

13. Российские мануфактуры использовали труд крепостных крестьян. Чем их труд отличался от труда наемных рабочих:

А) они получали зарплату

Б) ничем

В) улучшение бытовыми условиями

Г) получали личную свободу

14. Основная причина городских восстаний 17 в. :

А) ухудшение положения населения из-за введения косвенных налогов

Б) недовольство деятельностью приказной системы

В) дальнейшее закрепощение крестьян

Г) недовольство церковной реформой и расколом Церкви

15. Какие события связаны с «Бунташным веком»:

А) Соляной бунт

Б) Медный бунт

В) Восстание Степана Разина

Г) Восстание Емельяна Пугачева
Самостоятельное изучение.

Культура России с древнейших времен до конца XVI века.

.I.Культура Киевской Руси.

1)Культура древних славян.

2Культура Руси 10-13в.

-письменность, грамотность, школы

-летописи

-литература

-архитектура

-искусство

-фольклор

-быт народа

3)Общая характеристика и значение культура Киевской Руси



II. Русская культура XIY-XVв.в.

1)Развитие культуры как отражение исторической обстановки данной эпохи.

2)Культура и быт 14-15вв

-фольклор

-литература,историческая мысль

-зодчество,живопись,А.Рублев

-быт

3)Историческое значение культуры 14-15вв.



III.Культура и быт к.XV-XVIвв.

1)Характерные черты культуры к.15-16вв.

2)Культура к.15-16вв.

-фольклор

-просвещение

-научные знания

-литература

-архитектура

-живопись

-прикладное искусство

3)Историческое значение культуры к.15-16вв.

Тест по теме :»Культура России с древнейших времен до кXVIв.»

1.Общерусский летописный свод ,составленный в Киеве во втором десятилетии XIIвека:

А)»Повесть о горе-злосчастии»

Б)»Повесть о Петре и Февронии»

В)»Повесть временных лет»

Г)»Повесть о разорении Рязани Батыем»

2.Кто является автором концепции»Москва-третий Рим»?

А)Филарет

Гермоген

В)Иов


Г)Филофей

3.Книгопечатание в России началось в царствование:

А)ИванаIII

Б)ПетраI


В)Михаила Федоровича

Г)ИванаIV

4.Автором иконы «Троица»был:

А)Андрей Рублев

Б)Феофан Грек

В)Дионисий

Д)Даниил Галицкий

5.В честь какого исторического события в Москве был построен храм Василия Блаженного?

А)взятие Казани

Б)окончание Смуты

В)присоединение Западной Сибири

Г)венчание Ивана Грозного на царство

6.Произведение древнерусской литературы,посвященное Куликовской битве,-это:

А)Слово о погибели Русской земли»

Б)» Задонщина»

В» »Повесть временных лет»

Г)»Русская правда»
Проверь себя !

Итоговые задания по курсу «История России с древнейших времен до конца XVII в.»

Ответьте на вопросы

1. Назовите два центра объединения восточных племен.

2. Как называется древнейший письменный источник по истории Древней Руси?

3. Когда и при каком князе состоялось образование единого государства Русь?

4. Причины образования государства на Руси.

5. Кто впервые в Киевской Руси провел реформу сбора дани?

6. Какого князя называли «Александром Македонским» Восточной Европы?

7. Когда и при каком князе Русь приняла христианство?

8. Как назывался первый письменный свод законов на Руси?

9. Кто из русских князей пытался положить конец междоусобицам и сплотить свои силы в борьбе с половцами?

10. Причины феодальной раздробленности на Руси.

11. Кто объединил монголов в единое государство и стал первым великим ханом?

12. Каковы причины успешных завоевательных походов монголо-татарской армии?

13. Чем можно объяснить трагический для Руси исход битвы на Калке?

14. В каких сражениях А.Невскому удалось разбить шведских и немецких рыцарей и установить агрессию крестоносцев?

15. Почему Русь смогла одолеть противника в Куликовской битве?

16. Назовите основные формы землевладения феодалов

17. Перечислите основные повинности крестьян

18. Почему именно Москва стала центром объединения русских земель?

19. Каковы причины образования единого государства?

20. Когда впервые появляется название «Россия»?

21. Когда впервые было введено правило Юрьева дня?

22. Когда Русь окончательно сбросил монголо-татарское иго?

23. Назовите выдающегося живописца XV в., автора знаменитой иконы «Троица».

24. Когда в России появились первые представители органов власти – Земские соборы?

25. Оборона какого города спасла Россию от полного поражения в Ливонской войне?

26. Какие территории вошли в состав России во времена Ивана Грозного?

27. Что такое опричнина?

28. В чем суть указа об «урочных летах»?

29. С каким именем связано появление книгопечатание в России ?

30. Дайте определение понятия «Смута»?

31. Когда в России появилась новая династия царей Романовых?

32. Когда в России окончательно сложилось крепостное право (назовите документ, по которому сыск беглых крестьян стал бессрочным)?

33. В чем суть церковной реформы Никона?

34. Что такое мануфактура?

35. Почему XVII в. Называют бунташным?



Выполните тест:


следующая страница >>