Рабочая программа по географии к умк: «География России: природа и население» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Урок по географии в 7 классе по теме Население Южной Америки Учитель... 1 67kb.
Рабочая программа по предмету «технология» умк «школа россии» (срок... 1 750.82kb.
Рабочая программа к курсу «Технология», 3 класс (для умк «Школа России») 1 371.45kb.
Рабочая программа по умк «Перспектива» 27 4701.03kb.
Рабочая программа дисциплины физика направление подготовки: 021000... 5 891.38kb.
Урок географии в 10 классе Учитель: Кутинская Ольга Владимировна... 1 84.07kb.
Рабочая программа по дисциплине конституционное право россии для... 2 377.75kb.
Рабочая программа по технологии на 2011-2012 учебный год 3 374.12kb.
Основная образовательная программа начального общего образования... 8 2972.86kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 11 1948.47kb.
Культурно-историческая роль России на евразийском пространстве 3 410.02kb.
В лагере с дневным пребыванием детей «Олимпийская деревня» 1 484.92kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Рабочая программа по географии к умк: «География России: природа и население» - страница №1/1

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1»



Рассмотрено на заседании МО

иностранных языков

Руководитель МО естественных наук

__________________________________

«___» _______________________2013 г.


Утверждаю

Директор МБОУ «В(С)ОШ №1»

__________________________________

«____» _______________________2013 г.



Рабочая программа по географии

к УМК: «География России:природа и население» под ред.

А.И. Алексеева

для 8 класса общеобразовательных учреждений



Программу составила:

Филиппова Т.В. учитель географии-экономики



Содержание

Пояснительная записка.

Курс «География России» завершает базовое географическое образование, создает у учащихся образ страны во всем ее многообразии и целостности. Его содержание связано с ключевыми экономическими, экологическими и социальными проблемами, решаемыми Россией на данном этапе ее развития, возрождением России как великой евроазиатской державы. Данный курс служит одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма  будущих граждан России, их уважения к культуре и истории своей Родины и населяющих ее народов, экономического и эстетического образования школьников.

Рабочая программа разработана на основе Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002). Курс «География России» состоит из двух частей. Данная программа посвящена первому разделу курса, изучаемому в 8 классе – природа и население России. Программа рассчитана на 36 часов (1 час в неделю).

Программа включает четыре раздела, каждый из которых разделяется на отдельные темы. В курсе предусмотрено выполнение 6 практических работ. Для отслеживания результатов обучения помимо поурочного контроля предусмотрен промежуточный контроль (зачётный тест №1, №2)

Рабочая программа подготовлена для работы по следующему учебно-методическому комплекту: Учебник: под ред.  А.И. Алексеев. География России: природа и население. Москва, Дрофа, 2010

Цель курса: Формирование представления о России как целостном географическом регионе и одновременно как о субъекте мирового (глобального) географического пространства, в котором динамически развиваются как общепланетарные, так и специфические региональные процессы и явления. Развитие представления о своем географическом регионе, в котором локализуются и развиваются все географические процессы и явления;

Создание образа своего родного края, сравнение его с другими регионами России и с различными регионами мира;

Вооружение школьников необходимыми практическими умениями и навыками самостоятельной работы с различными источниками географической информации, а также прогностическими, природоохранными и поведенческими умениями:

-Понимать специфику географического положения России;

-Знать особенности рельефа, климата, вод, растительности и животного мира Российской Федерации;-Оценивать последствия экологических и социально-экономических проблем России, их влияния на уровень и качество жизни населения;

-Применять географические знания о своей Родине для активной адаптации к быстро меняющейся природной и социально-экономической среде;

Задачи курса: Подготовка учащихся к ориентации в российском пространстве, к умению адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной). В то же время сама среда жизнеобитания быстро меняется, и современный человек должен быть готов быстро переориентироваться в ней: получать другие трудовые навыки или вообще менять профессию, по-другому организовывать свою жизнь и т.д.

ОБЩЕУЧЕБНЫЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ

Категория ОУУН

8 класс

Учебно-организационные умения и навыки

 Вносить изменения в последовательность и содержание учебной задачи;

 Выбирать наиболее рациональную последовательность выполнения учебной задачи;

 Оценивать свою работу в  сравнении с существующими требованиями


Учебно-логические умения и навыки

 Классифицировать в соответствии с выбранными признаками.

 Систематизировать информацию.

 Искать пути решения учебных и реальных проблемных ситуаций.

 


Учебно-информационные умения и навыки

 Представление информации в различных формах (письменная и устная) и видах;

 Работа с текстом и внетекстовыми компонентами: составление тезисного плана, выводов, перевод информации из одного вида в другой (текст в таблицу, карту в текст и т.п.),


использовать различные виды моделирования, исходя из учебной задачи.

Учебно-коммуникативные умения и навыки

 Выступать перед аудиторией, придерживаясь определенного стиля при выступлении, соблюдая логику темы;

 Уметь вести дискуссию.






















Учебно-тематический план 8 класса:




раздела

Наименование разделов

Всего часов

1

Пространства России

4

2.

Природа и человек

11

3.

Природные зоны России

7

4.

Рациональное природопользование. Охрана природы

1

5

Население России


6

6

Повторение и зачёты

7 (5+2)




ИТОГО

36


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Раздел №1 Пространства России

Россия на карте мира. Границы России. Россия на карте часовых поясов. Формирование территории России.



Практические работы: №1 Нанесение на контурную карту границ России и определение крайних точек. №2 Решение задач на определение поясного времени.
Раздел №2 Природа и человек.

Строение земной коры на территории России. Важнейшие особенности рельефа России. Современное развитие рельефа. Использование недр. Общая характеристика климата. Циркуляция воздушных масс. Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны. Распределение температуры и осадков. Типы климата. Реки. Озёра. Подземные воды, болота, ледники, многолетняя мерзлота. Почвы. География почв России. Рациональное использование и охрана почв.



Практические работы: №3 Определение возраста горных пород своей местности. №4 Составление характеристики основных типов климата. №5 По описаниям определить тип почв.
Раздел №3 Природные зоны России

Понятие о ПТК. Свойства ПТК. Учение о природных зонах. Арктические пустыни. Тундра. Тайга. Лесная зона. Лесостепи.Степи. Полупустыни. Пустыни. Субтропики. Высотная поясность. Использование гор.



Практическая работа №6-9 Составление характеристики природной зоны.

Раздел №4Рациональное природопользование и охрана природы

Природная среда.Природные условия. Природные ресурсы. Рациональное природопользование. Охрана природы и охраняемые территории.




Раздел №5 Население России

Численность населения. Воспроизводство населения.Половой и возрастной состав населения. Миграции. Человек и труд. Этнический состав населения. Религии народов России. Плотность населения. Расселение и урбанизация. Города России. Сельская Россия.



Практические работы

№10 Определение по возрастно-половым пирамидам возрастного и полового состава населения. №11 Сравнение плотности населения разных районов России.




Темы для зачёта №2

  1. Природно-территориальный комплекс: понятие, свойства, примеры.

  2. Природные зоны России: заполнить таблицу

    Название зоны

    Местораспо

    ложение

    Особенности климата

    Растительность

    Животный мир

    з

    Занятия людей



















  3. Природа гор: высотная поясность, особенности гор, человек и горы.

  4. Природопользование и охрана природы.

  5. НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ (§43-57 ): численность, воспроизводство, возрастной и половой состав, миграции, этнический состав и религии, плотность, расселение и урбанизация.

(учебник География России. 8 класс/ под ред. А.И. Алексеева-М. : Дрофа, 2005 §28-42)


Требования

  1. На оценку «3» иметь конспекты этих тем, решать контрольный тест на «3».

  2. На оценку «4» иметь конспекты этих тем, решать контрольный тест на «4».

  3. На оценку «5» иметь конспекты этих тем, решать контрольный тест на «5» (при посещаемости занятий не менее 50%) +текущие оценки (средний балл-4,5 и выше)

  4. Автоматический зачёт при посещаемости занятий 90-100%.




Темы для зачёта №1

  1. Россия на карте мира, границы.

  2. Россия на карте часовых поясов (уметь определять поясное время)

  3. Главные особенности рельефа и строения земной коры.

  4. Основные месторождения полезных ископаемых.

  5. Общая характеристика климата.

  6. Внутренние воды России.

  7. География почв России.

  8. Растительный и животный мир России (уметь называть самые распространённые виды)

. (учебник География России. 8 класс/ под ред. А.И. Алексеева-М. : Дрофа, 2005 §1-27)




Требования

  1. На оценку «3» иметь конспекты этих тем, решать контрольный тест на «3».

  2. На оценку «4» иметь конспекты этих тем, решать контрольный тест на «4».

  3. На оценку «5» иметь конспекты этих тем, решать контрольный тест на «5» (при посещаемости занятий не менее 50%) +текущие оценки (средний балл-4,5 и выше)

  4. Автоматический зачёт при посещаемости занятий 90-100%.

Содержание зачётов

Тематическое планирование



Темы групповых консультаций

темы для самостоятельного изучения, домашнее задание

формы контроля за усвоением знаний на гр/к и тем с/и

Использование ИКТ




1. Пространства России. Контрольный срез -0

 

 







2. Россия на карте мира. Границы России.

1. Географическое изучение территории России (§5)

Практическая работа

СД-диск




3. Россия на карте часовых поясов

Конспект, задачи

Практическая работа

СД-диск




4. Формирование территории России

Таблица

Самостоятельная работа

СД-диск




ПРИРОДА И ЧЕЛОВЕК

 

 







5. Строение земной коры на территории России

Конспект, §6

Карточки







6. Важнейшие особенности рельефа России. Современное развитие рельефа

§7-8 Конспект

Опрос по карте

СД-диск




7. Использование недр

§9

Таблица







8. Общая характеристика климата. Циркуляция воздушных масс.

2. Климат и человек (§14)

Схемы

СД-диск




9. Распределение температур и осадков

§ 12

Тесты

СД-диск




10. Типы климата нашей страны

§13

Практическая работа







11. Внутренние воды

§15-16

 







 

3. Человек и вода §17

Фронтальный опрос







12. география почв России

§18-19

 







 

4. Почвы и урожай. Рациональное использование и охрана почв. §20-21

таблица







13. Зачёт №1

 

Контрольный тест.







14. География лесов России. Лес и окружающая среда.

§22-23

индивид. Опрос







15. Животный мир России

 

 

СД-диск




16. Контрольная работа №1

5. Безлесные просторы России §24-26

конспект







17. Понятие о ПТК. Свойства ПТК

§28-29

Диктант







 

Человек в ландшафте (§30)

 







18 Учение о природных зонах

§31

 







19. "Безмолвная Арктика". Чуткая субарктика.

§32-33

Фронтальный опрос

СД-диск




20. Таёжная зона

Таблица

Практическая работа

СД-диск




21. Зона смешанных и широколиственных лесов

6. Лесостепи и степи §36

таблица

СД-диск




22. Полупустыни, пустыни, субтропики.

Таблица

 

СД-диск




23. Высотная поясность. Человек и горы.

Конспект

Индивид. Опрос







24. Природопользование и охрана природы.

§42

Самостоятельная работа







НАСЕЛЕНИЕ РОССИИ

 

 







25. Численность и воспроизводство населения.

 

Фронтальный опрос







26. Половой и возрастной состав населения России.

 

Тесты. Практическая работа







27. Миграции населения России

 

 

СД-диск




28. География рынка труда

 

Практическая работа







29. Этнический состав населения. Религии народов России.

7. Города России. Сельская Россия§56-57

Конспект







30. Плотность населения. Расселение и урбанизация.

 

 







31 Зачёт №2

 

Контрольная работа







32. Повторение

 

 







33. Контрольный срез №2

 

 







34-36 Повторение

 

 







Контрольно-измерительные материалы

Итоговый тест по географии 8 класс. ЗАЧЁТ №1

1. Укажите крайнюю  южную  точку России:

А. Мыс Челюскин;                                                      В. Мыс Дежнева;

Б. Гора Базардюзю;                                                   Г. Мыс Флигели

2. Самая короткая граница России с государством:

А. Грузия;                                                                            В. КНДР;

Б. Азербайджан;                                                                 Г. Китай.

3. С какой страной Россия не имеет сухопутных границ:

         А. Украина;                               В. Белоруссия;

          Б. Армения;                                    Г. Азербайджан

4. Выявите, какое время показывают часы в Хабаровске(IX часовой пояс), если известно, что в г. Челябинске (IV часовой пояс) в данный момент 7 ч.

А. 16 ч.;             Б. 24 ч.;              В. 12 ч.;               Г. 13ч.

5. Участок древней платформы, где кристаллический фундамент выходит на дневную поверхность земли это –          

  А. Щит,            Б. Горст,              В. Грабен,            Г. Морена

6. Русский землепроходец, открывший морской путь между Евразией и Америкой?

А. Атласов.          Б. Беринг.        В. Челюскин.         Г. Дежнёв.

7. В каком климатическом поясе расположена большая часть территории России?

А. арктическом       Б.  умеренном.       В. субарктическом       Г. Субтропическом

8. Ежегодно повторяющийся подъём уровня воды в реке – это:

А. паводок,        Б. режим,        В. межень,        Г. половодье.

9. какой тип климата отличается большой амплитудой колебания температур?

   А. умеренно-континентальный,                 Б. континентальный,

   В. резко-континентальный,                      Г. муссонный.

10.Определите, какие из перечисленных рек относятся к бассейну Северного Ледовитого океана

          А. Дон, Кубань;        Б. Волга, Терек, Урал;        В. Амур;        Г. Лена, Енисей, Обь

11. Заполненное водой крупное естественное понижение земной поверхности – это:

         А. болото          Б. река          В. водохранилище           Г. озеро

12.Избыточно увлажнённый участок суши с влаголюбивой растительностью – это:

А  водохранилище.          Б. река          В. болото           Г. озеро

13. Высшая точка России:

А) Белуха         Б)Эльбрус        В) Победа         Г) Казбек

14. Действующие вулканы в России расположены:

А) в Сихотэ-Алинь       Б) в Саянах    В) на Камчатке    Г) на Урале

15. Самое холодное место в России:

А)Верхоянск     Б) Оймякон     В) Якутск    Г ) Земля Франса-Иосифа

16. Самое большое по площади пресноводное озеро:

А) Ладожское      Б) Байкал     В) Каспийское     Г)  Таймыр

17. Большинство рек России относятся к бассейну:

А) Атлантического океана                    Б) Тихого океана  

В) Северного ледовитого океана         Г) внутреннего стока

18. Самое глубокое море у берегов России:

А) Охотское    Б) Японское      В) Черное       Г) Берингово

19. Плодородие почвы главным образом обеспечивается наличием в ней:

А) воздуха    Б) минеральных веществ      В) почвенной влаги      Г) гумуса

20. Зональные типы почв сменяются от тундро- глеевых до чернозёмов:

А) с севера на юг.       Б) с юга на север       В) с запада на восток     Г) с востока на запад

21.Плодородие почвы главным образом обеспечивается наличием в ней:

А) воздуха б) минеральных веществ в) почвенной влаги г) гумуса

22.В условиях холодного климата, при длительном переувлажнении образуются почвы:

А) подзолистые б) тундрово-глеевые в) сероземы г) каштановые

23. Самое холодное место в России:

А)Верхоянск б) Оймякон в) Якутск г) Земля Франса-Иосифа

24.На западе с территорий России граничат:

А.Норвегия, Швеция, Финляндия

Б.Украина, Грузия, Белоруссия

В.Белоруссия, Молдавия, Украина

Г.Финляндия, Норвегия, Белоруссия

25. Заполненное водой крупное естественное понижение земной поверхности – это:

         А. болото          Б. река          В. водохранилище           Г. озеро

26..Избыточно увлажнённый участок суши с влаголюбивой растительностью – это:

А  водохранилище.          Б. река          В. болото           Г. озеро

27.. Высшая точка России:

А) Белуха б)Эльбрус в) Победа г) Казбек

28. Самое большое по площади пресноводное озеро:

А) Ладожское б) Байкал в)Каспийское г) Таймыр

29.Большинство рек России относятся к бассейну:

А) Атлантического океана б) Тихого океана в) Северного ледовитого океана г) внутреннего стока

30. Самое глубокое море у берегов России:

А) Охотское б) Японское в) Черное г) Берингово

ЗАЧЁТ №2


Контрольная работа по теме: «Природные зоны России» 8 кл.

Отметить верные признаки.

1. Арктические пустыни.

 а) зона расположена на островах Северного Ледовитого океана;  б)несколько месяцев длиться полярная ночь;

 в) избыточное увлажнение, много озер и болот;

 г) значительные площади заняты ледником;

 д) лето короткое и холодное;

е) зона протянулась вдоль побережья Северного Ледовитого океана.

2. Зона тундры.

 а) средняя температура июля +5-10°С;

 б) выпадает много осадков;

 в) увлажнение избыточное;

 г) почвы подзолистые;

д) сильные ветры;

 е) территория зоны - огромные пастбища домашних оленей.

3. Зона тайги.

а) увлажнение избыточное, много болот, озер, рек;

 б) главная ценность плодородные почвы;

 в) преобладают хвойные деревья: ель пихта, сосна;

 г) зима холодная, лето теплое;

 Д) преобладают подзолистые почвы;

Е) самая большая по площади природная зона России.

4. Зона смешанных и широколиственных лесов.

         а) суровая зима;

         б) почвы дерново-подзолистые, серые лесные, бурые лесные;

в) леса сильно пострадали из-за хозяйственной деятельности людей

           г) растут дуб, клен, ясень, липа;

         д) увлажнение недостаточное;

         е) растения - амурский бархат, женьшень, маньчжурский орех.

5. Зона степей.

 а) зона расположена на юге Русской равнины и Западной Сибири;

     б) увлажнение не достаточное

     в ) значительная часть зоны распахана;     г) почвы черноземы;

 д) растительность - травы: ковыль, типчак;

 е) почвы  плодородны.

6. Полупустыни и пустыни.

       а) растения: бук, граб, каштан, бамбук;

б)        встречаются опасные насекомые: скорпионы, каракурты;

в)        почвы представлены солончаками;

г)        реки полноводные, много озер;

д)        растения имеют длинные корни, листья превратились в колючки;

е)        встречаются глинистые участки-такыры



II. Географический диктант на проверку понятий, терминов

         Написать названия терминов

Закономерная смена природных зон и природных условий в горах

Безлесная природная зона с растительностью из мхов, лишайников и стелющихся кустарников.

Лесная зона умеренного пояса с преобладанием хвойных деревьев.

Природные богатства, которые можно использовать для развития хозяйства.

Территория, на которой охраняется в естественном состоянии растительный и животный мир.

Органическое вещество, входящее в состав почвы, являющееся продуктом распада остатков растений и животных.

Безлесная зона умеренного пояса с преобладанием трав.

Территория со схожими почвами, растениями, животными, климатом.

Найди лишнее. Тундра: клюква, морошка, мох, осина.

Найди лишнее. Тайга: лиственница, дуб, сосна, пихта, ель.

Найди лишнее. Степь: черника, ковыль, типчак, кострец.

12.        Найди лишнее. Пустыня: полынь, саксаул, джузгун, морошка.



Население России.

1 Численность населения России составляет:

А. 225 млн.чел.

Б. 142 млн.чел.

В. 145 млн.чел.

2. Для России характерен тип воспроизводства населения:

А. традиционный

Б. архаический

В. современный.

3. Основные периоды демографических кризисов в России приходятся на:

А. 1914-1922г.г.   и   1980-1985г.г.

Б. 1933-1934г.г.   и   1991-1996г.г.

В. 1925-1930г.г.   и   1950 и 1955г.г.

4.Наиболее высокие темпы естественного прироста населения наблюдались:

А. в конце 1920-х гг.

Б. в конце 1960-х гг.

В. в конце 1980-х гг.

5. Высокий естественный прирост населения наблюдается в республиках:

А. Саха и Ингушетия

Б. Карелия и Коми

В. Северная Осетия и Удмуртия.

6 Максимальная доля лиц пенсионного возраста наблюдается в:

А. Магаданской обл.

Б. Дагестане

В. Приморском крае.

7.Установите соответствие:

    Регион России                                                     Характеристика

                                                                      демографической ситуации

1)Псковская обл.                                   а. максимальная рождаемость

2)Дагестан                                             б. минимальная рождаемость

3)Чукотский АО                                    в. максимальная смертность

4)Санкт – Петербург                             г. минимальная доля пожилых людей.

         

9 Средняя продолжительность жизни в России в последние 10 лет:

А. увеличилась, при этом у мужчин она меньше, чем у женщин;

Б. увеличилась, при этом у мужчин она больше, чем у женщин;

В. уменьшилась и у мужчин, и у женщин.

10 Соотношение полов в России:

А. примерно равное

Б. незначительно преобладают мужчины

В. значительно преобладают женщины.

11 Численность мужского населения преобладает в:

А. Москве

Б. Ивановской обл.

В. Саратовской обл.

Г. Магаданской обл.

12 Миграционный прирост:

А. миграция  

Б. прирост населения

В. разница между числом прибывших  в страну и выбывших из неё.

.

13.Число жителей на единицу площади:



А. плотность населения

Б. естественный прирост

В. миграция.  

           



Список Литературы

1.Программы А.И.Алексеева и др. «География России» (Программы для общеобразовательных учреждений. География, 6-11 классы. – Москва, Дрофа, 2002)



2. Учебник: под ред.  А.И. Алексеев. География России: природа и население. Москва, Дрофа, 2010

3. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2699 (ФГОС по географии)