Рабочая программа художественно-эстетического направления - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Образовательная программа кружка по художественно-эстетическому творчеству 2 322.76kb.
Программа дисциплины «Культура и политика»  для направления 030200. 1 203.62kb.
Программа дисциплины «Иностранный язык (английский)»  для направления... 1 405.49kb.
Программа кружка по технологии «Мастерица- рукодельница» 1 132.79kb.
Программа дисциплины «Введение в специальность» для направления 031600. 7 598.26kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 11 1948.47kb.
Ясыревой Светланой Михайловной, учителем иностранного языка г. 1 319.16kb.
Рабочая программа учебного предмета по биологии для 7 класса 2 722.84kb.
Рабочая учебная программа дисциплины 3 569.58kb.
Рабочая программа составлена для изучения русского языка учащимися... 1 329.37kb.
Рабочая учебная программа разработана на основе Федерального компонента... 1 408.35kb.
Юрий козловский: "хочу летать!" 1 84.25kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Рабочая программа художественно-эстетического направления - страница №1/1


МОУ Агаповская

средняя общеобразовательная школа №2

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

художественно-эстетического направления

«Лепкопластика»

для 1 класса

1 час в неделю; всего – 33 часа

2011 г.
Пояснительная записка

Учебный курс общеэстетического отделения школы искусств по лепке рассчитан на пятигодичное отделение детей 1-5 классов средней образовательной школы.

Содержанием курса является формирование необходимых теоретических знаний и практических умений и навыков в лепке глиной.

Основная задача занятий – развить интерес к предмету и дать навыки работы в лепке. Это дает импульс для творческой инициативы, развивает эстетическое и образное мышление, наблюдательность, зрительную память, понимание скульптурных материалов.

Определяет возможные пути для дальнейшего обучения в школе искусств.

В вопросе освоения предмета по лепке дети младших классов на разных возрастных этапах реализуют себя по разному, согласно психофизиологическим особенностям возраста и индивидуального развития. Изобразительная деятельность протекает преимущественно на эмоционально-чувственной основе. Но уже в 4 классе начинается постепенный переход к пространственно-объемному изображению. Весь первый год обучения посвящен введению в общие способы создания и восприятия целостности – основы художественной формы всех видов искусств. Со второго по пятый класс формируется способность к обобщенному восприятию целостности.

Начинаем лепку с простых объемных геометрических тел - шар, куб, плавно переходящих к простейших объемным предметам яблока, груши. Они же затем трансформируются в плоское декоративное яблоко и грушу, с последующей после обжига в печи, росписью.



На занятиях использую два вида учебной работы: лепка с натуры (куб, шар, орнамент, листик и др.), второй – лепка по представлению и на основах фантазии, но большее предпочтение в начальных классах отдается урокам лепки по представлению. Урок это общение с учащимися в ходе которого они вовлекаются в процесс совместного мышления, совместной деятельности. Каждый ребенок должен быть уверен, что его мнение обязательно будет услышано и его маленькие творческие победы не останутся без внимания. На каждом занятии перед практической работой, когда дети переминают глину, провожу небольшую вступительную беседу с разъяснением заданием и последовательностью этапов выполнения изделия. Детям предлагаю зрительный ряд, включающий репродукции профессиональных художников и скульпторов, работы самих детей. Такая организация становится стимулом к художественной творческой активности учащихся. Кабинет лепки и выставочные стенды оформляются лучшими детскими работами по лепке.



В дальнейшем даю общие понятия о скульптуре, что она имеет объемную трехмерную форму и существует в пространстве, а не на плоскости, это дает возможность обойти ее со всех сторон. Лепка животных, птиц, яблоко, груша и т.д. знакомлю детей с рельефом (вид скульптуры). Рельеф – объемное изображение на плоскости, в переводе с латинского означает “поднимаю”. Важнейшим свойством рельефа является развертывание объемной композиции на плоскости, возможности перспективного построения пространственных планов, создание иллюзии полного объема.

Последовательность изготовления рельефа:


  1. Начинаем работу с плинта – пласта.

  2. Наносим на пласт стеком рисунок четкими неглубокими линиями.

  3. После хорошо выполненного рисунка приступаем к работе объемом:

  • первая стадия – черновой набор объема. Наложим на пласт слой глины общей высоты изделия.

  • вторая стадия – проработка деталей, при которой необходимо учитывать сокращения или трансформацию объема в условном пространстве рельефа. Учить соблюдению единства рельефа его пластической цельности, соблюдения соотношения высот отдельных деталей.

  • третья стадия – обобщение рельефа, подчинение деталей большим формам. Завершение работы.

Таким образом последовательность работы проходит в три этапа: 1 – работа на целым, 2 – от общего к частному, 3 – от частного к целому. Данная последовательность ведения работы в лепке является общей для всех заданий.

Особого внимания заслуживает лепка местного народного промысла – Чернышенская игрушка, упоминание о которой относится к 16 веку. Игрушка создана для общения старшего и младшего поколения. Маленький человек узнает окружающий мир с помощью игрушки. Обобщенный образ игрушки дает возможность домысливать игрушку по своему. Народная игрушка была плодом коллективного творчества женщин-мастериц. Она учит любить родину и знать свои корни. В народной игрушке отразились представления наших древних предков о мире магическом и обрядовом. Со временем они утратили свою обрядовую функцию и затем бытовали как предметы игры. Только свистульки наиболее долго сохраняли свою обережную функцию. В чернышенской игрушке много свистулек: кукушки, коньки, всадники, всадницы. Светлые, пластичные, податливые к вытягиванию и заглаживанию глины давали возможность лепить разнообразную чернышенскую игрушку. Лепилась игрушка быстро, споро, умелыми отработанными движениями, чтобы не занимать много времени и усилий, поэтому в пластике нет ничего лишнего. Светло-розовые чернышенские игрушки не грунтовались. Их сразу после обжига в печи расписывали по черепку полосатыми орнаментами в 3-4 цвета. Роспись лаконична, условна, подчинена росписи кукушке. Каждое изображение, каждый элемент орнамента заключает в себе определенный смысл и связан с мировоззрением наших далеких предков. Игрушка связана с обрядовостью. Связь человека с землей. Похороны и крещение кукушки. Для полного понимания лепки и росписи чернышенской используют дидактические пособия. Это таблицы с возможными вариантами народной символики, образцы работ. Лепка чернышенской игрушки вытекает из народных начал. А народная педагогика – это обучение без лишних слов и назиданий, но терпелива, последовательна, неторопливо взрослые передавали то что сами умели, хранили, берегли как память. Начинаем лепить чернышенскую игрушку в 1 классе с кукушечки и заканчиваем в 5 классе чернышенской барыней.



В начальных классах очень важно как можно чаще показывать детям, чего они достигли, чему научились. Поэтому в конце урока в течении 5 минут подвожу итоги проделанной работы, даю общую характеристику достижения всего класса и демонстрирую удачные изделия.

Таким образом, методические основы программы определяют следующие задачи образовательного процесса:


  1. Знакомство с местным народным промыслом Чернышенской игрушкой.

  2. Обучение детей разнообразным художественным техникам в работе с глиной, лепка изделия из одного куска, лепка при помощи пласта и др., роспись изделия ангобами, акварелью, гуашью, роспись по объемному изделию и плоскому и т.д.

В занятия внесены игровые элементы. Программа предполагает использовать на занятиях музыкальное сопровождение, что побуждает к творчеству.



  1. Курс предполагает освоение учащимися следующих знаний, умений, навыков: Формирование представлений о лепке из глины.

  2. Овладение разнообразными приемами лепки.

  3. Умение использовать полученные знания при выполнении творческих заданий.

  4. Умение обобщать, стилизовать животные и растительные формы.

  5. Ознакомление с местным народным промыслом Чернышенской игрушкой а также узнать о других ведущих промыслах России.

  6. Умение трансформировать объемное изделие в плоское и наоборот.

  7. Умение анализировать свою работу, исходя из полученных знаний, выделять главное, правильно ставить творческую задачу, умело используя приемы и изобразительные формы.



1 класс

п/п

Наименование темы

Цель. Задачи

Оборудование материалы

Кол-во часов

1

2

3

4

5

1

Беседа. Охрана труда. Материалы инструменты.

Беседа о глине, ее свойствах, инструменты необходимые для лепки, элементы техники безопасности.

Глина, стеки, бумага, иллюстративный материал

1

2

Лепка шара

Организация объемной. Формы. Понятие симметрии. Развитие пространственного мышления.

Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.

1

3

Лепка куба

Развитие наблюдательности, чувство объема, пропорции.

Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.

1

4

Лепка яблока

Освоение приема лепки из целого куска глины.

Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, мулежи.

1

5

Лепка груши

Понятие о построении объемного предмета в пространстве

Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ, мулежи.

1

6

Лепка медальона “Цветок”

Освоение приема работы с пластом, с использованием приема прилепов капельками, листиками при помощи глиняного клея “жижеля”.

Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.

1

7

Лепка чернышенской игрушки. Кукушечки.

Знакомство с народным промыслом Чернышенская игрушка. Лепка из одного куска. Умение соблюдать пропорции при лепки кукушечки.

Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ. Народная музыка

2

8

Лепка орнамента в полосе.

Знакомство с системой построения орнамента в полосе. Повторение предыдущей темы, прилепы в лепке орнамента. Понятие симметрии, равновесия, баланса.

Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ.

1

9

Лепка чернышенской игрушки. Конек.

Беседа-рассказ о игрушке. Характерные особенности в лепке Чернышенского конька. Конек прост, но многозначен.

Глина, дощечка, вода, стеки, тряпочка, образцы работ. Народная музыка

2

10

После обжига в печи. Роспись яблока

Первый этап – грунтовка изделия водоэмульсионной краской.

Второй этап – роспись акварелью или гуашью.



Изделие обожженное, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

1

11

Роспись груши

Концентрация внимания на качество исполнения. Законченность, воспитание чувства цвета.

Изделие, кисть, акварель, палитра, образцы работ.

1

12

Роспись медальона “Цветок”

Навыки работы акварелью, гуашью по объемной форме.

Изделие обожженное, вода, тряпочка, кисть, акварель, гуашь, палитра, образцы работ, муляжи.

1

13

Роспись кукушечки

Продолжение знакомства с чернышенской игрушкой и ее росписью. Полосатость, праздничность, близость к родной природе.

Изделие, кисть, акварель, палитра, образцы работ.

1

14

Роспись конька

Используя навыки работы с красками по выбору: акварель, гуашь, ПВА, выкрасить полосатую кукушечную роспись чернышенского конька.

Изделие, кисть, акварель, палитра, образцы работ.

1

15

Подведение итогов, выставка-просмотр

Итоговая, годовая выставка детских работ.

 

1

2 класс

п/п

Наименование темы

Цель. Задачи

Оборудование материалы.

Кол-во часов

1

Ввод урок. Беседа. Вводное занятие.

Беседа о глине, народной игрушки.

Иллюстративный материал, образцы работ.

1

2

Лепка птички

Лепка из куска глины. Организация цельного гармоничного, законченного изделия. Внимание на деталировку, декоративность изделия. Тщательное заглаживание изделия.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.

1

3

Лепка чернышенской игрушки. Кукушечка

Сравнительная характеристика между фантазийной птичкой слепленной на прошлом уроке и чернышенской игрушкой. У кукушечки – обобщенность формы по законам народной эстетики, система приемов работы с материалом, которым свойственна предельная простота, наивность. Все это близко и понятно детям.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Народная музыка.

1

4

Лепка чернышенской игрушки. Конек.

Умение повторить с образца чернышенского конька. Показать детям главные качества игрушки, торжественность, простоту до эмбриональности по Глаголеву, далекий от натуры. Обобщенность по законам народной эстетики.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Народная музыка.

2

5

Лепка на свободную тему

Обобщить полученные знания и использовать их в свободной теме. Правильно поставить композиционную задачу. Выделить главное. Решить мысль в материале. Уметь декорировать, загладить изделие.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

1

6

Лепка плоского декоративного яблока

Дать понятие различий между объемным изделием и трансформации его в плоско-декорированную композицию.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

1

7

Лепка плоской декоративной груши.

Освоение приемов лепки пластом и приемом прилепа, при помощи глиняного клея “жижеля”.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.

1

8

Лепка куклы на конусе.

Умение использовать различные приемы в лепке куклы. Лепка пластом, лепка на конусе. Прием прилепов, форма куклы предельно проста, тщательно обработана и заглажена.

Конус гипсовый, глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.

2

9

Роспись куклы после обжига в печи.

Научить последовательности росписи куклы.

  • грунтовка изделеия водоэмульсионкой.

  • выполнение рисунка карандашом.

  • подмалевок.краски яркие, сочные.

  • работа над деталями.

Краски, ПВА, водоэмульсионка,кисти, палитра,вода, тряпочка,образцы работ. Иллюстративный материал.

4

10

Роспись декоративного яблока

Воспитание чувства цвета в ходе самостоятельной работы над декоративной композицией.

Краски, ПВА, водоэмульсионка,кисти, палитра,вода, тряпочка,образцы работ. Иллюстративный материал.

1

11

Роспись декоративного груши

Овладение навыков работы с акварелью, гуашью в декоративной композиции, цветовым решением фактуры.

Краски, ПВА, водоэмульсионка,кисти, палитра,вода, тряпочка,образцы работ. Иллюстративный материал.

1

12

Обобщающая лепка на свободную тему

Развитие фантазии, умение анализировать, зрительная память.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

1

 

3 класс

п/п

Наименование темы

Цель. Задачи

Оборудование материалы

Кол-во часов

1

Вводное занятие

Беседа “Основы народного искусства”

Глина, образцы работ. Иллюстративный материал.

 

2

Анималический жанр. Лепка зверей и птиц.

Развитие наблюдательности. От простой геометрической формы (цилиндр, шар) к фигуре животного или птицы.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Иллюстративный материал.

1

3

Изразцы. История возникновения. “Фантастическая птичка”.

Выполнение декоративной пластины. Невысокий рельеф. Выполнение эскиза композиции, создание несложной орнаментальной композиции “плоскость, линия”, условность объема, использование музыки.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ,дощечка. Иллюстративный материал. Музыка.

1

4

Роспись ангобами плитки, “Фантастическая птичка”

Знакомство с красками из глины.использование музыки.

Карандаши, кисти, ангобы.

3

5

Лепка чернышенской игрушки. Кукушечка.

Приобретение навыков в лепке Чернышенской игрушки.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.

1

6

Лепка пряничных птиц. Петух

Понимание выразительности силуэта, вписанного в заданную форму (круг, квадрат).

Глина, стеки, тряпочка, вода, дощечки, образцы работ. Иллюстративный материал.

1

7

Лепка пряничных животных. Кот.

Выполнение эскиза пряника по мотивам резьбы по дереву. (Пряничные доски).

Глина, стеки, тряпочка, вода, дощечки, образцы работ. Иллюстративный материал.

1

8

Роспись ангобами.

Приобретение навыков в работе с ангобами.

Карандаши, кисти, ангобы.

1

9

Ветка рябины в круге. Рельеф.

Умение обобщать и работать с мелкими деталями.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.

2

10

Лепка чернышенской игрушки. Всадник.

Развитие зрительной памяти. Освоение лепки чернышенской игрушки.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.

1

11

Лепка украшений. Бусы. Кулон.

Развитие фантазии. Освоение понятия ритма.

Глина, стеки, тряпочка, вода.

1

12

Роспись кукушечки после обжига в печи.

Освоение росписи Чернышенской игрушки.

Карандаши, кисти, краски, акварель, гуашь, акрил.

1

13

Роспись петуха

Умение работать красками по рельефу.

Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти.

1

14

Роспись ветки рябины в круге.

Развитие фантазии, выразительности, цветового решения.

Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти.

1

15

Роспись украшений

Воспитание чувства цвета в ходе самостоятельной творческой работы.

Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти.

1

4 класс

п/п

Наименование темы

Цель. Задачи

Оборудование материалы

Кол-во часов

1

Вводное занятие

Ознакомление с задачами лепки в четвертом классе.

Иллюстративный материал.

1

2

Лепка чернышенской игрушки. Кукушечка с крылышками.

Освоение лепки чернышенской игрушки.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.

1

3

Лепка изразца. Имитация, рельеф. “Фантастический лев”.

Умение фантазировать, стилизовать, искать выразительные средства для решения данной темы.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ,дощечка. Иллюстративный материал. Музыка.

2

4

Роспись рельефа.

Навыки работы цветными глинами.

Карандаши, кисти, краски.

1

5

Знакомство с игрушкой Плешковской.

Беседа. История. Особенности и технология изготовления Плешковской игрушки. Зарисовки Плешковской и Чернышенской игрушки.

Бумага, карандаши, краски, кисти.

1

6

Лепка шкатулки.

Передать основные пропорции. Понимание кругового обзора.

Глина, стеки, тряпочка, вода,

2

7

Лепка листика (береза, дуб, клен, на свой выбор)

Умение использовать все приемы и навыки в лепке листика.

Глина, стеки, тряпочка, вода, дощечки, бумага, образцы работ. Иллюстративный материал.

1

8

Лепка чернышенской игрушки. Всадница.

Освоение лепки чернышенской игрушки.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ. Музыка.

2

9

Роспись чернышенской игрушки после обжига. Кукушечка, всадница.

Освоение росписи чернышенской игрушки.

Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти, вода, палитра, ПВА.

2

10

Роспись шкатулки после обжига.

Передача выразительности решения орнамента композиции в цвете.

Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти, вода, палитра, ПВА.

3

11

Роспись листика.

Поиск цветовой гармонии.

Краски: акварель, гуашь, акрил, кисти, вода, палитра, ПВА, Иллюстративный материал.

1

5 класс

п/п

Наименование темы

Цель. Задачи

Оборудование материалы

Кол-во часов

1

Вводное занятие

Ознакомление с задачами лепки в пятом классе.

Иллюстративный материал.

1

2

Лепка насекомых (Бабочка, божья коровка, пчела, паук).

Передача характерных особенностей насекомых.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.

1

3

Лепка сосуда “Рыбка”.

Развитие образной памяти.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ, дощечка. Иллюстративный материал. Музыка.

1

4

Лепка чернышенской игрушки. Барыня.

Поэтапное освоение лепки “Барыни”. Пропорции. Декорирование.

Конус гипсовый, Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ.

2

5

Народная сказка. Лепка героев сказки.

Развитие фантазии. Добиться остроты персонажа. Лепка человека, животных, птиц.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ, дощечка. Иллюстративный материал. Музыка.

1

6

Лепка медальона “Ящерица, хозяйка медной горы”.

Развитие фантазии.

Глина, стеки, тряпочка, вода, образцы работ, дощечка. Иллюстративный материал. Музыка.

1

7

Лепка блюдца.

Умение работать пластом глины на гипсовой форме.

Глина, стеки, тряпочка, вода, дощечки, бумага, образцы работ. Иллюстративный материал.

1

8

Роспись насекомого после обжига в печи.

Передача цветовых особенностей насекомых.

Краски, кисти, Иллюстративный материал.

1

9

Роспись чернышенской игрушки. Барыня.

Освоение росписи чернышенской игрушки. Барыня.

Краски, кисти, вода.

2

10

Роспись блюдца ангобами.

Особенности работы цветными глинами на блюдце.

Ангобы, кисти, образцы работ.

2

11

Роспись медальона “Ящерица, хозяйка медной горы”.

Навык работы с гуашью.

Краски, кисти, Иллюстративный материал.

2

12

Роспись сосуда “Рыбка”.

Использовать прием выполнения различных фактур.

Карандаши, кисти, краски, фломастеры, иллюстрации.

2