Рабочая программа дисциплины - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Рабочая программа дисциплины - страница №3/3

3.3Интерактивные занятия


п/п

Тема занятия

Краткое содержание

Кол. часов

О/З

1

Формирование поведения животных

Основные составляющие поведения. Поведенческий акт. Инстинкты. Обучение. Рассудочная деятельность. Роль рассудочной деятельности в приспособлении к внезапным изменениям внешней среды.. Роль обучения в эволюции. Потребность. Мотивация. Эмоции. Норма реакции применительно к поведенческим признакам. Интеграция поведения. Унитарные реакции. Сложные интеграции поведения. Типы активности. Биологические формы поведения. Формирование биологической формы поведения на примере охотничьего поведения волков. Формирование разных форм поведения домашних собак на основе охотничьего поведения волка.

2

0.4

2

Биологические формы поведения

Пищедобывательное поведение. Сложные формы поведения, связанные с питанием. Изобретение новых способов добывания пищи. Симбиозы. Орудийные действия. Строительная деятельность, связанная с питанием. Изменение пищедобывательного поведения под воздействием внешних условий. Запасание корма. Причины, вызывающие запасание корма. Изменчивость поведения, связанного с запасанием корма. Использование животными чужих запасов. Экспериментальное изучение пространственной ориентации птиц, делающих запасы. Комфортное поведение. Определение комфортного поведения. Типы комфортного поведения. Оборонительное поведение. Формирование оборонительного поведения. Агрессия. Определение агрессии. Классификация типов агрессии. Внутривидовая агрессия. Территориальная и межгрупповая агрессия. Межвидовая агрессия. Немотивированная агрессия. Роль агрессии во взаимоотношениях животных. Строительное поведение. Беспозвоночные (кроме насекомых). Простейшие. Черви. Моллюски. Пауки. Насекомые. Ручейники. Паутинные убежища личинок насекомых. Защитные сооружения из пены. Одиночные пчелы и осы. Бумажные осы. Медоносные пчелы. Муравьи. Термиты. Рыбы. Земноводные. Пресмыкающиеся. Птицы. Гнезда древнейших птиц. Типы птичьих гнезд. Млекопитающие.

1

0.4

3

Социальное поведение

Структура сообщества и механизмы ее поддержания. Роль агрессии в поддержании структуры сообщества. Ритуализация поведения. Роль ритуализации в иерархических отношениях. Ритуалы и демонстрации. Иерархия. Роль территориальности в установлении иерархии. Системы иерархии. Смена иерархии. Сообщества животных. Одиночный образ жизни. Основные типы сообществ. Анонимные сообщества. Организация поведения в анонимном сообществе. Агрегации, или скопления. Индивидуализированные сообщества. Иерархия ролей и "разделение труда" в социальных группировках. Структура популяций и внутрипопуляционные отношения. Основные представления о структуре популяции. Роль этологической структуры в популяции. Основные принципы построения популяции. Интенсивное использование пространства. Оседлость. Индивидуальный участок. Экстенсивное использование пространства. Кочевой образ жизни. Группы эквипотенциального типа. Группы, построенные по принципу лидерства. Вожаки. Особенности построения групп животных разных видов. Физиологические основы становления вожака. Роль подражания в стадах, руководимых вожаком. Территориальность стад доминантно-иерархического типа. Усложнение этологической структуры групп, ведущих кочевой образ жизни.

2

0.3

4

Поведение, связанное с размножением

Способы размножения. Репродуктивная изоляция. Строительство гнезд и их охрана до рождения потомства. Родительское поведение рыб. Земноводные. Причины разнообразия родительского поведения. Особенности размножения амфибий. Пресмыкающиеся. Особенности размножения рептилий. Птицы. Особенности размножения птиц. Моногамия у птиц. Объединения птиц на период выращивания потомства. Коллективная инкубация яиц. Гнездовые колонии пингвинов. Млекопитающие. Подготовка к родам. Взаимодействие с подрастающими детенышами. Защита потомства. Усыновление чужих детенышей. Распад семей. Расселение молодняка.

1

0.3

5

Онтогенез поведения

Особенности онтогенеза разных таксономических групп. Периодизация онтогенеза. Пренатальный период. Особенности пренатального развития животных. Акустические контакты между птенцами и родителями у птиц. Постнатальный период. Особенности развития поведения в постнатальный период. Ранний постнатальный период. Роль постнатального периода в жизни животного. Период социализации. Ювенильный период. Особенности ювенильного периода. Роль игры в процессе развития поведения. Воспитание детенышей родителями. Становление полового поведения. Формирование материнского поведения. Период полового созревания. Период морфофизиологической зрелости. Периоды онтогенеза у копытных. Обучение в процессе онтогенеза. Врожденное поведение. Врожденное узнавание. Облигатное научение. Запечатление. Натуральные условные рефлексы. Опосредованное обучение. Сигнальная преемственность. Факультативное обучение и онтогенез. Врожденное и приобретаемое в индивидуальном развитии поведения

1

0.3

6

Сравнительная психология

Предмет сравнительной психологии.

Истоки психики живых существ.

Концепция Леонтьева - Фабри. Низший уровень сенсорной психики. Простейшие. Движения. Ориентация. Светочувствительность. Кишечнополостные. Плоские черви. Моллюски. Перцептивная психика. Низший уровень развития перцептивной психики. Насекомые. Головоногие моллюски. Рыбы. Амфибии. Общая характеристика низшего уровня перцептивной психики. Высший уровень перцептивной психики. Пути эволюции перцептивной психики. Развитие нервной системы высших позвоночных. Ориентировочно-исследовательская активность животных. Уровень интеллекта. Проблема интеллекта животных. Сравнительная характеристика и морфофизиологические основы мышления животных. Поведение обезьян.

Сравнительный анализ психики человека и высших антропоидов. Обучение обезьян языкам-посредникам.



2

0.3

ИТОГО:

10

2



4Самостоятельная работа





п/п

Содержание самостоятельной работы

Кол. часов О/З

Форма контр.

1

Изучить материалы и подготовить конспект по теме «История изучения поведения животных»

3

3

Устный отчет

2

Изучить материалы и подготовить конспект по теме «Основные направления в изучении поведения животных»

3

3

Письменный отчет

3

Изучить материалы и подготовить конспект по теме «Исследования поведения животных в природе»

3

5

Письменный отчет

4

Изучить материалы и подготовить конспект по теме «Физиологические основы поведения»

3

5

Устный отчет

5

Изучить материалы и подготовить конспект по теме «Коммуникации животных»

4

5

Подготовка доклада

6

Изучить материалы и подготовить конспект по теме «Инстинктивное поведение»

4

5

Устный отчет

7

Изучить материалы и подготовить конспект по теме «Обучение»

4

5

Устный отчет

8

Изучить материалы и подготовить конспект по теме «Рассудочная деятельность. Элементарное мышление животных»

4

5

Письменный отчет

9

Изучить материалы и подготовить конспект по теме «Формирование поведения животных»

4

5

Письменный отчет

10

Изучить материалы и подготовить конспект по теме «Биологические формы поведения»

4

5

Устный отчет

11

Изучить материалы и подготовить конспект по теме «Социальное поведение»

4

5

Подготовка доклада

12

Изучить материалы и подготовить конспект по теме «Поведение, связанное с размножением»

4

5

Устный отчет

13

Изучить материалы и подготовить конспект по теме «Онтогенез поведения»

4

5

Устный отчет

14

Изучить материалы и подготовить конспект по теме «Сравнительная психология»

4

5

Письменный отчет

ИТОГО:

52

66



5ТЕМЫ КУРСОВЫХ РАБОТ и УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ

5.1Ассоциативное обучение и методы его исследования. История изучения ассоциативного обучения.

5.2Сравнительный анализ классического обуславливания, инструментального и оперантного научения: методы и результаты.

5.3Формирование поведения по методу Скиннера. Режимы подкрепления, промежуточные стимулы, размер подкрепления.

5.4Общие характеристики различных форм ассоциативного обучения: дифференцирование, генерализация, угашение.

5.5Основные научные школы в развитии теории обучения. Современные тенденции и современные исследователи.

5.6Инсайт. Характеристика, методы исследования, основные результаты.

5.7Латентное обучение. Характеристика, методы исследования, основные результаты.

5.8Формирование установки на обучение, Характеристика, методы исследования, основные результаты.

5.9Способности к абстрагированию и экстраполированию. Характеристика, методы исследования, основные результаты.

5.10Связь высших психических функций с особенностями строения нервной системы.

5.11Когнитивные карты: методология и перспективы экспериментальных исследований.

5.12Коммуникация, язык и речь: критерии различия.

5.1318. Методологические подходы к исследованию языка. Таблица Хоккета. Анализ лингвистических достижений антропоидов.

5.14Формы и уровни социальности у животных. Подходы к классификации сообществ.

5.15“Альтруизм” в сообществах животных, различные формы его проявления.

5.16Теория отбора родичей Гамильтона и объяснение возможных эволюционных истоков альтруизма.

5.17Теория родительского вклада (Трайверс). Применение подхода, основанного на оценке инвестиций к исследованию социальных взаимодействий животных.

5.18Особенности иерархических отношений в анонимных и индивидуализированных сообществах.

5.19Ролевая иерархия, разделение ролей, разделение функций в сообществах.

5.20Социальное обучение, критерии и методы экспериментального исследования этой формы поведения.

5.21Орудийная и инструментальная деятельность животных. Критерии и формы орудийной деятельности. Распространение этих форм поведения у разных видов.

5.22Импринтинг: характеристика и отличия этой формы поведения от инстинктивного и от ассоциативного научения.




6ТРЕБОВАНИЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ


Форма итоговой аттестации: экзамен

Перечень практических заданий для оценки степени владения компетенциями (ПК-9; ПК-12):

  1. Описание поведения животных (составление этограмма)

При описании поведения животного составить этограмм. Полученные результаты запишите в таблицу и сделайте вывод.



Название поз и действий

Объяснение с расшифровкой

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

...15

 

 




  1. Провести эксперимент по изучению поведения мышей (или другого животного) в лабиринте. Поместите в одну из «комнат» лабиринта пищу. Выпустите со стартовой площадки мышь (или другое животное). Зарегистрируйте время, в течение которого мышь найдет пищу. Повторите эксперимент 3 раза. Проведите такой же эксперимент с другой мышью. Сделайте вывод.

Животное

Время поиска пищи (в мин.)

Примечания, особенности

1

2

3

4

1 мышь

 

 

 

 

 

2 мышь

 

 

 

 

 




  1. Изучение двигательной активности белки обыкновенной

Для определения количества различных движений и расстояние, пробегаемое белкой обыкновенной за определённое время. Подсчитать различные действия белки в течение 1 минуты 3 раза, затем по среднему значению рассчитать количество действий в час. Измерить длину клетки и высчитать, какое расстояние пробегает белка. Сделать выводы.

Действия

Количество действий в минуту

В час

1

2

3

Среднее




Пробег в клетке

 

 

 

 

 

Пробег выше середины высоты клетки

 

 

 

 

 

Умывание

 

 

 

 

 

Питание

 

 

 

 

 

Заход в домик

 

 

 

 

 

Сидит

 

 

 

 

 




  1. Проведите эксперимент по оценке ориентировочно-исследовательского поведения. В террариуме создайте внутреннюю обстановку (веточки, камешки, бумага и т.д.), поместите в террариум сначала лягушку, проследите за её поведением, опишите. Затем, убрав лягушку, поместите в террариум мышь, проследите за её поведением, опишите. Проведите наблюдения за реакцией хомяка и птицы, помещая в их клетки новые предметы. Такой же опыт проведите с любым животным. Сделайте вывод о результатах наблюдения.

Животное

Результаты наблюдения

Лягушка

 

Хомяк

 

Птица

 

Мышь

 

 

 




  1. Изучение гнездостроительного инстинкта у декоративных крыс

Для сравнения интенсивности проявления гнездостроительного инстинкта у крыс разного пола и возраста. Изучение гнездостроительного инстинкта основано на одном из его проявлений – запасании гнездового материала. Крысе через решетку клетки предлагают по 1 штуке полоски бумаги одинакового размера так, чтобы кончик каждой последующей бумажки появлялся у решётки сразу, как только крыса возьмёт предыдущую, и подсчитывают, сколько штук она возьмёт за определённое время, сколько возьмёт всего и сколько времени будет брать бумагу. Сделать выводы.

Показатели

крысы

Средн. значен. (для 4-6)

1

2

3

4

5

6  


1. пол

 

 

 

 

 

 

 

2. примерный возраст

 

 

 

 

 

 

 

3. окраска шерсти

 

 

 

 

 

 

 

4. количество взятых полосок за 1 минуту

 

 

 

 

 

 

 

5. общее количество взятых полосок

 

 

 

 

 

 

 

б. общее время запасания материала

 

 

 

 

 

 

 




  1. Определение степени прирученности животных (S)

Провести наблюдение за животным и описать его поведение, используя предложенную таблицу, в следующих ситуациях: спокойно подходя к клетке, стоя около клетки, прикладываю руку к решетке клетки, открываю клетку. Рассчитайте формулу степени прирученности животных, сделайте выводы.

Действия человека

Поведение животного

Кол-во

баллов


(А)

Описание

Кол-во



Спокойно подходит к клетке

Проявляет явные признаки беспокойства: забивается в угол, прячется в убежище или мечется по клетке

 

0

Прерывает начатую деятельность и, почти не меняя позы, напряженно следит за человеком

 

1

Занимается своими делами, искоса поглядывая на человека

 

2

Внимательно и открыто следит за человеком

 

3

Всеми доступными средствами пытается привлечь внимание человека

 

4

Стоит около клетки и наблюдает за животным

Проявляет явные признаки беспокойства: забивается в угол, прячется в убежище или мечется по клетке

 

0

Почти не меняя позы, напряженно следит за человеком

 

1

Занимается своими делами, искоса поглядывая на человека

 

2

Внимательно и открыто следит за человеком

 

3

Всеми доступными средствами пытается привлечь внимание человека

 

4

Прикладывает руку к решетке

Прерывает начатую деятельность и, почти не меняя позы, напряженно следит за человеком

 

1

Занимается своими делами, искоса поглядывая на человека

 

2

Внимательно и открыто следит за человеком

 

3

Всеми доступными средствами пытается привлечь внимание человека

 

4

Открывает клетку

Проявляет явные признаки беспокойства: забивается в угол, прячется в убежище или мечется по клетке

 

0

Почти не меняя позы, напряженно следит за человеком

 

1

Занимается своими делами, искоса поглядывая на человека

 

2

Внимательно и открыто следит за человеком

 

3

Всеми доступными средствами пытается привлечь внимание человека

 

4



7УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

7.1Основная литература


п/п

Перечень литературы

1

Гагарин А.В. Зоопсихология и сравнительная психология: Курс лекций, дидактические и учебно-методические материалы, рабочая тетрадь. – Москва, 2013.

2

Зорина З.А., Полетаева И.И. Зоопсихология. Элементарное мышление животных. М., 2010. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru

3

Моисеева Л. А. О природе живого: зоопсихология и сравнительная психология.

Ин-т психоанализа, Ин-т высш. нервной деятельности и нейрофизиологии РАН. Москва, 2009. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru



4

Филлипова Г.Г. Зоопсихология и сравнительная психология: учебник для студ.высш.учеб.заведений. – Москва, 2012. Сер. Бакалавриат. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru

7.2Дополнительная литература


п/п

Перечень литературы

1

Ладыгина-Котс Н. Н. Дитя шимпанзе и дитя человека в их инстинктах, эмоциях, играх, привычках и выразительных движениях. Российская акад. образования, Московский психолого-социальный ин-т. Москва, 2011. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru

2

Никольская А.В. Зоопсихология и межвидовая психология: учебник. – Москва, 2011. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru

3

Филипьечев А.О., Воронин М.Ю., Демина И.В. Зоопсихология и сравнительная психология животных (краткий курс лекций): учеб. пособие для студентов психологического факультета. – Саратов, 2011. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru

4

Юцлер-Киндерман Х. Могут ли животные думать? книга о разуме и нраве животных: [перевод с немецкого]. – Москва, 2011. Интернет-ресурс/http://www.iprbookshop.ru

8ИНформационно-методическое обеспечение (УМК, компьютерные программы, электронные учебники, Интернет-ресурсы)


Основная

п/п

Перечень

1

http://www.ido.edu.ru/psychology/animal_psychology/index.html - зоопсихология

2

http://window.edu.ru/window/catalog?p_rubr=2.2.77.2.3 сравнительная психология

3

http://www.ethology.ru/ - зоопсихология

4

http://teach-you.ucoz.ru/index/zoopsikhologija/0-16 - сравнительная зоопсихология человека и животных


ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ

2-й учебный год (2013/2014) действия рабочей программы















Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___
3-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___
4-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___
5-й учебный год (______/______) действия рабочей программы











Автор рабочей программы ______________________________________»__»________20__

Зав кафедрой »__»________20___


<< предыдущая страница