Рабочая программа дисциплины - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Рабочая программа дисциплины - страница №1/3


ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ, БИЗНЕСА И ПРАВА

frame1§
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

Б3.Б.10

Зоопсихология и сравнительная психология




(индекс)

(наименование)



НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ

030300.62


Психология




(шифр)

(наименование)



ПРОФИЛЬ


Общий







(наименование)




АКАДЕМИЯ




Управления




КАФЕДРА




Психология и управление персоналом










(наименование)




ПЛАНОВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ


Очная форма

форма обучени

Заочная форма

Всего часов на освоение учебного материала по учебному плану

72

72

Число аудиторных занятий всего

20

6

Число лекций с разбивкой по семестрам




8 - 2 с




2 - 2 с

Число практических занятий с разбивкой по семестрам




12 - 2 с




4 - 2 с

Число интерактивных занятий с разбивкой по семестрам




10 - 2 с




2 - 2 с

Часов самостоятельной работы

52

66

Число контрольных работ с разбивкой по семестрам










1

Число курсовых работ с разбивкой по семестрам













Число зачетов с разбивкой по семестрам




1 – 2с.




1 – 2с.

Число экзаменов с разбивкой по семестрам













Число кредитов

2

2

Число модулей

1




Автор рабочей программы Молохина Галина Анатольевна__

(подпись) (Ф.И.О.)



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА СОСТАВЛЕНА НА ОСНОВАНИИ:

1. Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «_____________________________» от _________________________________

(дата утверждения)

2..Учебного плана направления подготовки _________________________________от ___________________

(название) (дата утверждения)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБСУЖДАЛАСЬ И СОГЛАСОВАНА

КАФЕДРОЙ:

Психология и управление персоналом Пищик В.И.__

(наименование) (подпись зав. каф.) (Ф.И.О.)


Протокол заседания кафедры №_______________ от _______________________________________
УМС:____________________________________________________________________________________

(наименование) (подпись председателя УМС) (Ф.И.О.)


Протокол УМС №_______________ от ______________________________________________________

1ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ


Цели изучения дисциплины.

Цель курса – дать студентам основы зоопсихологии (изучение психологии животных) и сравнительной психологии (изучение психики животных и человека), включающие общую характеристику психической деятельности животных, социальное поведение животных, закономерности эволюции психики, специфику развития интеллекта у животных и человека.

Задачи изучения дисциплины.

Задачами изучения дисциплины является следующее:



  • дать студентам развернутое представление о специфике зоопсихологии и сравнительной психологии в системе современной науки;

  • ознакомить студентов с биологическими особенностями развития животного мира и с материальными предпосылками развития психики;

  • изучить биологические факторы психического развития в онтогенезе и филогенезе;

  • привести основные характеристики стадий развития психики;

  • представить историю и обзор современных сравнительно-психологических исследований;

  • исследовать проблему врожденного и приобретенного в индивидуальном развитии;

  • рассмотреть проблемы поведения, научения и интеллектуальной деятельности животных.



2ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ УСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ


В процессе изучения дисциплины студенты должны:

Овладеть компетенциями:




  • применению знаний по психологии как науки о психологических феноменах, категориях и методах изучения и описания закономерностей функционирования и развития психики (ПК-9);

  • проведению стандартного прикладного исследования в определенной области психологии (ПК-12).


Знать:, общие аспекты филогенеза и онтогенеза; основные достижения ученых в зоопсихологических и сравнительных исследований

Уметь: ориентироваться в различных классификация животных и охарактеризовать различные сферы зоопсихологических исследований.

3АУДИТОРНАЯ РАБОТА

3.1Лекции


п/п

Тема лекции

Краткое содержание

Кол. часов

О/З

1

Предмет, задачи и методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии

Два подхода к проблеме психической деятельности животных. Методы исследования в зоопсихологии и сравнительной психологии. Специфика зоопсихологического исследования. Наблюдение и эксперимент в зоопсихологии. Систематика методологии В.Н. Дружинина. Наблюдение и эксперимент в зоопсихологии. Метод «открытого поля». Метод «лабиринта». Метод «обходного пути». Метод «условных рефлексов»: рефлексы с положительным подкреплением и с отрицательным. Метод «проблемной клетки».

0,5

0.2

2

Поведение животных. Уровни поведения и эволюция.

Пять уровней поведения животного. Простейшие формы поведения. Таксисы. Простейшие рефлексы. Рефлексы у животных и человека. Теория И.П. Павлова. Инстинктивное поведение. Инстинктивная деятельность человека и животных. Миграция лососевых рыб. Врожденные пусковые механизмы сложного инстинктивного поведения. Импринтинг.

0,5

0.2

3

Процесс научения. Способность к умозаключениям у высших животных.

Общая характеристика процесса научения. Облигатное и факультативное научение. Навык как основная форма обучения. Различные способы обучения. Развитие способности к умозаключениям в процессе эволюции.

1

0.2

4

Эволюция психики и уровни психического отражения.

Проблемы происхождения многообразия видов живых существ. Неодарвинизм. Синтетическая теория эволюции. Альтернативные взгляды на происхождение многообразия живых существ. Теория А.Н. Леонтьева о психике как отражение. Сенсорный и перцептивный уровни психической организации. Низший и высший уровень сенсорной психики.

1

0.2

5

Врожденное и приобретенное в индивидуальном развитии.

Проблема соотношения врожденного и приобретенного. Опыты американского ученого Циин Янг Куо по изучению развития куриных эмбрионов. Роль генетически фиксированных программ. «Эмбриональное обучение». Три стадии онтогенеза поведения. Манипулятивные игры, совместные игры. Исследовательское поведение и игры.

1

0.2

6

Социальное поведение животных.

Понятие о социальном поведении животных. Наука зоосоциологии. Что такое социальное поведение. Исследования Н. Тинбергеном поведения социальных животных. Временная и пространственная синхронизация поведения. Ухаживание. Семейное и групповое поведение социальных животных. Преимущества группового образа жизни.

1

0.2

7

Агрессия и содружество в животном мире.

Драки у животных. Причины драк. Установление иерархии в группе животных. «Порядок клевания» у птиц. Социальное содружество внутри вида и отношения между различными видами. Основные формы межвидового поведения. Запуск необходимых реакций. Мимикрия и защитная окраска.

1

0.2

8

Интеллектуальная деятельность у млекопитающих и птиц.

Проявления интеллекта у животных. Тесты диагностики интеллектуальной активности у животных. Рассудочная деятельность животных. Опыты Л.В. Крушинского. Интеллектуальная деятельность у птиц. Особенности интеллектуальной деятельности птиц. Интеллектуальные способности врановых.

0,5

0.2

9

Сравнительная характеристика психической деятельности высших приматов и человека.

Предмет и задачи сравнительной психологии. Сравнительная психология как наука о закономерностях происхождения и развития психики человека и животных. Эволюция психики и антропогенез. Ч. Дарвин и эволюция человека. Особенности антропогенеза. Сравнительная характеристика психической деятельности у высших приматов и человека. Интеллектуальные особенности низших обезьян, высших обезьян и человека.

0,5

0.2

10

Сравнительная психология. Филогенетический обзор становления психики животных. Психика животных и человека

В.А. Вагнер – основоположник сравнительной психологии. Биопсихология (биологические основания сравнительной психологии). Монистическая теория «сверху» и «снизу». Объективные методы исследования биопсихологии. Филогенетический метод изучения биопсихологии. Родословное дерево и уровни психического развития животных (по К.Э. Фабри, 1976). Сравнительные аспекты становления психики животных и человека.

1

0.2

ИТОГО:

8

2




следующая страница >>