Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности направление подготовки 230700 прикладная информатика - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1страница 2
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Рабочая программа дисциплины физика направление подготовки: 021000... 5 891.38kb.
Рабочая программа дисциплины анатомия центральной нервной системы... 3 912.21kb.
Рабочая программа модуля «Безопасность жизнедеятельности» 3 583.54kb.
Учебно-методический комплекс по дисциплине « Б. 4» «Информатика»... 4 1027.45kb.
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности (базовый... 1 131.78kb.
Рабочая программа дисциплины «Особенности технологии и организации... 1 264.58kb.
Рабочая программа по предмету информатика и информационно-коммуникационные... 1 221.18kb.
Рабочая программа дисциплины «Бухгалтерский учет» для специальности... 2 471.98kb.
Рабочая программа учебной дисциплины анатомия и физиология человека 1 569.46kb.
Рабочая учебная программа подготовки водителей к управлению транспортными 7 937.32kb.
Рабочая программа учебной дисциплины 11 1948.47kb.
Информационная безопасность 18 4037.14kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Рабочая программа дисциплины безопасность жизнедеятельности направление подготовки - страница №1/2




Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ПСИХОЛОГО-СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФАКУЛЬТЕТ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

_________________С.Г. Дембицкий

"_____"__________________20___ г.

Рабочая программа дисциплины

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Направление подготовки



230700 – ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА

Профиль подготовки



Прикладная информатика (в экономике)

Квалификация (степень) выпускника



Бакалавр

Форма обучения



очная, заочная


Рекомендовано Ученым советом НОУ ВПО «МПСУ»

(протокол № ___ от 20__г.)

Одобрено кафедрой естественнонаучных дисциплин

(протокол № от 20 г.)

Зав.кафедрой _______________________________

Москва


2012

Рыбалов Леонид Борисович, кандидат биологических наук, доцент

Кафедра «естественнонаучных дисциплин»


Программа предназначена для студентов обучающихся по направлению 230700 «Прикладная информатика» для студентов очного и заочного отделения. В рабочей программе представлен тематический план изучения дисциплины, программа, задания для самостоятельной работы, современные образовательные технологии, приводятся вопросы для подготовки к зачету. Особое внимание уделено методическим указаниям для студентов, изучающих данную дисциплину, и преподавателей, читающих курс «Безопасность жизнедеятельности».


Рецензенты: Березина Т.Н. доктор биологических наук, профессор,

Холодова М.В. докт. биоло наук, с.н.с.


1. Цели освоения дисциплины

Основной целью образования по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» является формирование профессиональной культуры безопасности (ноксологической культуры). Под культурой безопасности понимается готовность и способность личности использовать в профессиональной деятельности приобретенную совокупность знаний, умений и навыков для обеспечения безопасности в сфере профессиональной деятельности, характера мышления и ценностных ориентаций, при которых вопросы безопасности рассматриваются в качестве приоритета.

Цели, задачи дисциплины и требования к знаниям, представлениям, умениям и навыкам студента отвечают характеристике профессиональной деятельности бакалавров по направлению подготовки 230700 Прикладная информатика.



Задачи учебной дисциплины

Основными обобщенными задачами дисциплины (компетенциями) являются:

приобретение понимания проблем устойчивого развития, обеспечения безопасности жизнедеятельности и снижения рисков, связанных с деятельностью человека;

овладение приемами рационализации жизнедеятельности, ориентированными на снижения антропогенного воздействия на природную среду и обеспечение безопасности личности и общества;

формирование:

- культуры безопасности, экологического сознания и риск-ориентированного мышления, при котором вопросы безопасности и сохранения окружающей среды рассматриваются в качестве важнейших приоритетов жизнедеятельности человека;

- культуры профессиональной безопасности, способностей идентификации опасности и оценивания рисков в сфере своей профессиональной деятельности;

- готовности применения профессиональных знаний для минимизации негативных экологических последствий, обеспечения безопасности и улучшения условий труда в сфере своей профессиональной деятельности;

- мотивации и способностей для самостоятельного повышения уровня культуры безопасности;

- способностей к оценке вклада своей предметной области в решение экологических проблем и проблем безопасности;

- способностей для аргументированного обоснования своих решений с точки зрения безопасности.



2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата

Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» входит в Прфессиональный цикл основной образовательной программы – Б.3, в базовую (ощепрофессиональную) часть, изучается в 1-м семестре.

Приступая к изучению данной дисциплины, студент должен обладать знаниями по основам безопасности жизнедеятельности в рамках учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», изучаемой на уровне среднего (полного) общего образования, а также иметь базовые знания в области естественных и гуманитарных наук.

По своим особенностям курс «Безопасность жизнедеятельности» содержательно связан с другими дисциплинами учебного плана: Информационная безопасность, Психология, Правоведение, Экология и др.


3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В процессе изучения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» формируются компетенции – динамичная совокупность знаний, умений навыков, способностей и личностных качеств студента.



Студент должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способен работать в коллективе, нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений (ОК-3);

способен понимать сущность и проблемы развития современного информационного общества (ОК-7);

способен применять основные методы защиты производственного персонала и населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, технику безопасности на производстве (ОК-14);



Студент должен обладать следующими профессиональными компетенциями (ПК):

способен использовать основные законы естественнонаучных дисциплин в профессиональной деятельности и эксплуатировать современное электронное оборудование и информационно-коммуникационные технологии в соответствии с целями образовательной программы бакалавра (ПК-3);

способен проводить оценку экономических затрат на проекты по информатизации и автоматизации решения прикладных задач (ПК-15);

способен анализировать и выбирать методы и средства обеспечения информационной безопасности (ПК-18);

способен применять системный подход и математические методы в формализации решения прикладных задач (ПК-21).
В результате освоения дисциплины «Безопасность жизнедеятельности студент должен:

знать: основные природные и техносферные опасности, их свойства и характеристики, характер воздействия вредных и опасных факторов на человека и природную среду, методы защиты от них применительно к сфере своей профессиональной деятельности;

уметь: идентифицировать основные опасности среды обитания человека, оценивать риск их реализации, выбирать методы защиты от опасностей применительно к сфере своей профессиональной деятельности и способы обеспечения комфортных условий жизнедеятельности;

владеть: законодательными и правовыми основами в области безопасности и охраны окружающей среды, требованиями безопасности технических регламентов в сфере профессиональной деятельности; способами и технологиями защиты в чрезвычайных ситуациях; понятийно-терминологическим аппаратом в области безопасности; навыками рационализации профессиональной деятельности с целью обеспечения безопасности и защиты окружающей среды.
4. Структура и содержание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы 72 часа.


4.1 Тематический план учебной дисциплины
Очная форма обучения (срок обучения 4 года)



п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Введение в безопасность. Основные понятия и определения

1

3

1










2







устный опрос

2

Человек и техносфера

1

5

1










4







Проверка домашних заданий

3

Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания

1

14

4




4




6







Компьютерное тестирование

4

Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного,

антропогенного и техногенного происхождения



1

14

4




4




6







Проверка домашних задания

5

Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека

1

8

2










6







Проверка домашнего задания

6

Психофизиологические и эргономические основы безопасности

1

6

2










4







устный опрос

7

Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

1

12

2




6




4







Проверка домашнего задания, устный опрос

8

Управление безопасностью жизнедеятельности

1

10

2




4




4







Проверка домашних заданий компьютерное тестирование




ИТОГО




72

18




18





36







Зачет

Заочная форма обучения (срок обучения 5 лет)





п/п

Разделы и темы

дисциплины

Семестр

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости

Форма промежуточной аттестации

(по семестрам)

ВСЕГО

Из них аудиторные занятия

Самостоятельная работа

Контрольная работа

Курсовая работа

Лекции

Лаборатор.

практикум

Практическ.занятия / семинары

Интерактив

1

Введение в безопасность. Основные понятия и определения

1

3

0,5










2,5







устный опрос

2

Человек и техносфера

1

5

0,5










4,5







Проверка домашних заданий

3

Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания

1

14

0,5










13,5







Компьютерное тестирование

4

Защита человека и среды обитания от

вредных и опасных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения



1

14

0,5




1




12,5







Проверка домашних задания

5

Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека

1

8

0,5










7,5







Проверка домашнего задания

6

Психофизиологические и эргономические основы безопасности

1

6

0,5










5,5







устный опрос

7

Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

1

12

0,5










11,5







проверка домашнего задания , устный опрос

8

Управление безопасностью жизнедеятельности

1

10

0,5




1




8,5







проверка домашних заданий компьютерное тестирование




ИТОГО




72

4




2




66







Зачет



4.2. Содержание дисциплины:

Наименование раздела

Содержание

Тема 1

Введение в безопас-ность. Основные понятия и определе-ния


Характерные системы "человек - среда обитания". Производственная, городская, бытовая, природная среда. Взаимодействие человека со средой обитания. Понятия «опасность», «безопасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Экологическая, промышленная, производственная безопасности, пожарная, радиационная, транспортная, экономическая, продовольственная и информационная безопасности как компоненты национальной безопасности. Вред, ущерб, риск – виды и характеристики. Чрезвычайные ситуации – понятие, основные виды. Безопасность и устойчивое развитие. Безопасность как одна из основных потребностей человека. Значение безопасности в современном мире. Причины проявления опасности. Роль человеческого фактора в причинах реализации опасностей. Аксиомы безопасности жизнедеятельности. Постиндустриальное общество как общество риска. Концепция общества риска. Значение компетенций в области безопасности для обеспечения устойчивого развития социума. Безопасность и демография. Место и роль безопасности в предметной области и профессиональной деятельности.

Тема 2

Человек и техносфера

Понятие техносферы. Структура техносферы и ее основных компонентов. Генезис техносферы. Современное состояние техносферы и техносферной безопасности. Критерии и параметры безопасности техносферы. Виды, источники основных опасностей техносферы и ее отдельных компонентов.

Тема 3

Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания.

Классификация негативных факторов природного, антропогенного и техногенного происхождения. Вредные и опасные негативные факторы. Системы восприятия и компенсации организмом человека вредных факторов среды обитания. Предельно-допустимые уровни опасных и вредных факторов – основные виды и принципы установления. Параметры, характеристики основных вредных и опасных факторов среды обитания человека, основных компонентов техносферы и их источников. Воздействие основных негативных факторов на человека и их предельно-допустимые уровни.

Тема 4

Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природ-ного, антропоген-ного и техногенного происхождения.

Основные принципы защиты от опасностей. Системы и методы защиты человека и окружающей среды от основных видов опасного и вредного воздействия природного, антропогенного и техногенного происхождения. Методы защиты от вредных веществ, физических полей, информационных потоков, опасностей биологического и психологического происхождения. Общая характеристика и классификация защитных средств. Методы контроля и мониторинга опасных и вредных факторов. Основные принципы и этапы контроля и прогнозирования. Методы определения зон действия негативных факторов и их уровней.




Тема 5 Обеспечение комфортных усло-вий для жизни и деятельности чело-века

Взаимосвязь условий жизнедеятельности со здоровьем и производительностью труда. Комфортные (оптимальные) условия жизнедеятельности. Климатическая, воздушная, световая, акустическая и психологическая среды, влияние среды на самочувствие, состояние здоровья и работоспособность человека. Психофизиологические и эргономические условия организации и безопасности труда. Принципы, методы и средства организации комфортных условий жизнедеятельности.

Тема 6

Психофизиологичес-кие и эргономии-ческие основы безопасности


Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Психические процессы, психические свойства, психические состояния, влияющие на безопасность. Основные психологические причины ошибок и создания опасных ситуаций. Инженерная психология. Психодиагностика, профессиональная ориентация и отбор специалистов операторского профиля. Факторы, влияющих на надежность действий операторов. Виды и условия трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды. Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека. Система «человек — машина — среда». Антропометрическая, сенсомоторная, энергетическая, биомеханическая и психофизиологическая совместимость человека и машины. Организация рабочего места.

Тема 7 Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

Основные понятия и определения, классификация чрезвычайных ситуаций и объектов экономики по потенциальной опасности. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Поражающие факторы источников чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Классификация стихийных бедствий (природных катастроф), техногенный аварий. Характеристика поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного характера. Техногенные аварии – их особенности и поражающие факторы. Чрезвычайные ситуации мирного и военного времени и их поражающие факторы. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Терроризм и террористические действия. Методы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях. Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в чрезвычайных ситуациях. Основы организации защиты населения и персонала в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация. Организация эвакуации населения и персонала из зон чрезвычайных ситуаций. Мероприятия медицинской помощи. Средства индивидуальной защиты и порядок их использования. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях.



Тема 8

Управление безопасностью жизнедеятельности


Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Системы законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы экологической, промышленной, производственной безопасности и безопасности в чрезвычайных ситуациях, гражданской обороны.

Характеристика основных законодательных и нормативно-правовых актов: назначение, объекты регулирования и основные положения. Экономические основы управления безопасностью. Современные рыночные методы экономического регулирования различных аспектов безопасности: позитивные и негативные методы стимулирования безопасности. Понятие экономического ущерба, его составляющие и методические подходы к оценке. Материальная ответственность за нарушение требований экологической, промышленной и производственной безопасности. Страхование рисков: экологическое страхование, страхование ответственности владельцев опасных производственных объектов, страхование профессиональных рисков, социальное страхование Основные понятия, функции, задачи и принципы страхования рисков.



Органы государственного управления безопасностью: органы управления, надзора и контроля за безопасностью, их основные функции, права и обязанности, структура. Система РСЧС и гражданской обороны. Корпоративный менеджмент в области экологической безопасности, условий труда и здоровья работников: основные задачи, принципы и системы менеджмента (экологический менеджмент, менеджмент безопасности труда и здоровья работников).


4.3 Программа лекционных занятий



п/п


Темы лекций

Кол-во часов

Формы текущего контроля успеваемости



Введение в безопасность. Основные понятия и определения

2

устный опрос



Классификация негативных факторов среды обитания человека

2

устный опрос проверка домашних заданий



Воздействие параметрических факторов на человека и среду обитания

2

контрольная работа



Ионизирующее излучение

2

устный опрос



Химические и биологические факторы среды и защита от них

2

устный опрос



Обеспечение комфортных условий жизнедеятельности. Микроклимат

2

устный опрос



Физиология труда и комфортные условия жизнедеятельности

2

творческое задание



Чрезвычайные ситуации: характеристика, классификация

2

устный опрос, творческое задание



Правовые и организационные основы безопасности и охраны труда

2

устный опрос, проверка домашних заданий




Всего:

18




4.4 Тематический план практических и семинарских занятий





п/п


Темы семинарских занятий

Кол-во часов

Формы текущего контроля успеваемости



Проблема отходов и расчёт полигона твёрдых бытовых отходов

2

устный опрос, проверка расчётов



Обеспечение работающих специальной одеждой, специальной обувью и средствами защиты (практическое занятие)*

2

проверка правильности применения СИЗ, работа в малых группах, устный опрос,



Основы пожарной безопасности*

2

эвристическая беседа



Категорирование помещений изданий по взрывопожароопасности

2

устный опрос, проверка выполнения задания



Методика разработки инструкций по охране труда

2

устный опрос, проверка выполнения задания


Организация обучения безопасности труда *

2

устный опрос, проверка выполнения задания



Расследование и учет несчастных случаев на производстве

2

устный опрос, проверка выполнения задания



Спасение и оказание первой помощи пострадавшим*

2

деловая игра



Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера*

2

эвристическая беседа




Всего:

18




* учебные занятия с использованием активных и интерактивных методов и приемов обучения.
4.5 Тематический план самостоятельной работы


Наименование темы

Кол-во часов

Виды самостоятельной работы

Формы контроля самостоятельной работы

1. Введение в безопасность. Основные понятия и определения

2

Подготовка к лекционному, занятию, к контрольной работе, выполнение домашних заданий.

Устный опрос студентов на занятии, проверка домашних заданий,

2. Человек и техносфера

4

Подготовка к лекционному, практическому занятию

Устный опрос студентов на занятии

3. Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среды обитания

6

Подготовка к практическому занятию, к контрольной работе, выполнение домашних заданий.

Устный опрос студентов на занятии, проверка домашних заданий, индивидуальное собеседование, контрольная работа в тестовой форме

4. Защита человека и среды обитания от

вредных и опасных факторов природного,

антропогенного и техногенного происхождения


6

Подготовка к лекционному, практическому занятию, к контрольной работе, выполнение домашних заданий.

Устный опрос студентов на занятии, проверка домашних заданий, индивидуальное собеседование, контрольная работа в тестовой форме

5. Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека

6

Подготовка к лекционному, практическому, выполнение домашних заданий.

Проверка домашних заданий, индивидуальное собеседование,

6. Психофизиологические и эргономические

основы безопасности



4

Подготовка к лекционному, практическому занятию, выполнение домашних заданий.

Устный опрос студентов на занятии, индивидуальное собеседование,

7. Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации

4

Подготовка к лекционному, практическому, семинарскому занятию, выполнение домашних заданий.

Устный опрос студентов на занятии, проверка домашних заданий,

8. Управление безопасностью жизнедеятельности

4

Подготовка к лекционному, практическому занятию, к контрольной работе, выполнение домашних заданий.

Устный опрос студентов на занятии, проверка домашних заданий, индивидуальное собеседование, контрольная работа в тестовой форме

Всего:

36








4.6. Основные понятия и категории

АВАРИЯ - разрушение сооружений и/или технических средств, применяемых на опасном производственном объекте, неконтролируемые взрыв и/или выброс опасных веществ.

БЕЗОПАСНОСТЬ – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз во всех сферах жизнедеятельности.

БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗЕНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ - наука о комфортном и безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

БЕЗОПАСНЫЕ УСЛОВИЯ ТРУДА – условия труда, при которых воздействие на работающих вредных и/или опасных производственных факторов исключено либо уровни их воздействия не превышают установленных нормативов.

БИОСФЕРА - природная область распространения жизни на Земле, включающая нижний слой атмосферы, гидросферу и верхний слой литосферы, не испытавших техногенного воздействия.



В ней протекает 2 процесса:

Геологический - океан даёт суше биологические вещества. Биологический - циркуляция веществ между растениями, почвой и животными на основе фотосинтеза.

Третий процесс - производит продукты жизнедеятельности и блага для биосферы.

БУРЯ – ветер, скорость которого составляет 20-32 м/с (70-115 км/ч).

ВЗРЫВ – кратковременный процесс превращения вещества с выделением большого количества энергии в ограниченном объеме.

ВИАДУК – сооружение мостового типа, возводимое на пересечении дороги с глубоким оврагом, лощиной, горным ущельем и т.д.

ВИБРАЦИЯ - малые механические колебания возникающие в упругих телах или телах, находящихся под воздействием переменного физического поля.

ВОСПЛАМЕНЕНИЕ - начало пламенного горения под воздействием источника зажигания. В отличие от возгорания, воспламенение сопровождается только пламенным горением.



ВРЕДНЫЕ ВЕЩЕСТВА - вещества, которые при контакте с человеческим организмом в случаях нарушения требования безопасности могут вызвать производственные травмы, профессиональные заболевания, или отклонения в состоянии здоровья, обнаруживаемые современными методами исследования как в процессе работы, так и в отдельные сроки жизни настоящего и последующего поколения.

ВРЕДНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его заболеванию.

ГИДРОДИНАМИЧЕСКАЯ АВАРИЯ – происшествие, связанное с выходом из строя (разрушением) гидротехнического сооружения или его частей с последующим неуправляемым перемещением больших масс воды.

ГИПОКИНЕЗИЯ (греч. hypo - понижение, уменьшение, недостаточность; kinesis - движение) - особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности. В ряде случаев это состояние приводит к гиподинамии.

ГИПОДИНАМИЯ (греч. hypo - понижение; dinamis - сила) - совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии. Это атрофические изменения в мышцах, общая физическая детренированность, детренированность сердечно-сосудистой системы, понижение ортостатической устойчивости, изменение водно-солевого баланса, системы крови, деминерализация костей и т.д.

ГОРЕНИЕ - экзотермическая реакция окисления вещества, сопровождающаяся по крайней мере одним из трех факторов: свечением, пламенем, выделением дыма.

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской федерации от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

ДИОКСИД УГЛЕРОДА - (СО2) - твердая его фракция при использовании в огнетушителях сразу переходит в газ минуя жидкую фазу. Реализует несколько механизмов прекращения горения, очень эффективен. Рекомендуется использовать для тушения электроустановок под напряжением, хотя способен прекратить горение почти всех горючих материалов, за исключением металлического натрия и калия, магния и его сплавов.

ЕСТЕСТВЕННЫЙ РАДИАЦИОННЫЙ ФОН – доза излучения, создаваемая космическим излучением и излучением природных радионуклидов, естественно распределенных в земле, воде, воздухе, других элементах биосферы, пищевых продуктах и организме человека.

ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – способ существования людей, включающий повседневную деятельность и все виды отдыха.

ЗАЗЕМЛЕНИЕ - преднамеренное электрическое соединение корпуса электрической установки с заземляющим устройством (заземляющее устройство - металлические пластины, закопанные в землю, поскольку Земля обладает большой емкостью).

ЗАНУЛЕНИЕ - преднамеренное электрическое соединение корпуса электрической установки с нулевым защитным проводником.

ЗДОРОВЬЕ – естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием каких-либо болезненных изменений

ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ – подземные толчки и колебания земной поверхности, возникающие в результате внезапных смещений и разрывов в земной коре или верхней части мантии и передающиеся на большое расстояние в виде упругих колебаний.

ИОНИЗИРУЮЩЕЕ ИЗЛУЧЕНИЕ – излучение, которое создается при радиоактивном распаде, ядерных превращениях, торможении заряженных частиц в веществе и образует при взаимодействии со средой ионы разных знаков.

ИСКУССТВЕННОЕ ОСВЕЩЕНИЕ - это освещение помещений прямым или отраженным светом искусственного источника света.

КОСМОС - источник высоко проникающей радиации, которая является результатом термоядерных реакций на солнце и составляет 40 млн. тонн/сек. Космос влияет на жизнедеятельность человека с расстояния 2000 км.

ЛОКАЛЬНАЯ ЧС - это ЧС, в результате которой пострадало не более 10, но не более, либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100, либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс., минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы территории объекта производственного или социального значения.

МЕСТНАЯ ЧС - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 10, но не более 50 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы населенного пункта, города, района.

МИКРОКЛИМАТ - это искусственно создаваемые климатические условия в закрытых помещениях для защиты от неблагоприятных внешних воздействий и создания зоны комфорта.

МОЛНИЯ - искровой разряд, напряжение в котором может достигать 200 млн. кВт, а температура 20 тыс. оС.

МОНИТОРИНГ - постоянное отслеживание количественных и качественных показателей процесса.

НАВОДНЕНИЕ – затопление водой значительных территорий (местности) в результате подъема воды выше обычного уровня.

НООСФЕРА - сфера разума, разумна и организована. Интеллект будет рассматриваться как решающий природный ресурс. Если всю историю человечества представить в виде суток, то жизнь человека будет не больше минуты.

ОБВАЛ – внезапное (быстротечное) отделение массы горных пород на крутом склоне с углом больше угла естественного откоса, происходящее вследствие потери устойчивости склона под влиянием различных природных и производственных факторов.

ОЗОНОВЫЙ СЛОЙ - располагаясь на высоте 20 -22 км, поглощает наиболее жёсткое ультрафиолетовое излучение, которое может уничтожить жизнь на Земле.

Атмосфера (наличие кислорода и азота). Кислорода становится меньше в больших городах. Азот в обычных условиях нейтрален, может содержаться в организме человека, но при повышении давления вызывает азотное отравление. СО2 (углекислый газ) - 3% в атмосфере. При возрастании концентрации вызывает парниковый эффект. Водяной пар конденсируется в облаках.

ОПАСНОСТЬ – негативное свойство живой и неживой материи, способное причинить ущерб самой материи: людям, природной среде, материальным ценностям.

ОПАСНЫЙ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЙ ФАКТОР – производственный фактор, воздействие которого на работника может привести к его травме.

ОПАСНЫЙ ФАКТОР ПОЖАРА (ОФП) - фактор пожара, воздействие которого может привести к людскому и (или) материальному ущербу.

ОПОЛЗЕНЬ – скользящее смещение массы горных (земляных) пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

ОХРАНА ТРУДА – система факторов, обеспечивающая условия сохранения жизни и здоровья работника в процессе трудовой деятельности.

ПАНДЕМИЯ – повальная эпидемия, охватывающая население целой области, страны или ряда стран.

ПЕРЕУТОМЛЕНИЕ – это патологическое состояние, болезнь, которое не исчезает после обычного отдыха и требует специального лечения.

ПОЖАР - неконтролируемое горение, причиняющее материальный ущерб, вред жизни и здоровью граждан, интересам общества и государства. Горение под контролем человека не является пожаром, если оно не наносит ущерб.

ПРЕДЕЛЬНО ДОПУСТИМАЯ КОНЦЕНТРАЦИЯ (ПДК) – такая концентрация, которая при установленной продолжительности работы в течение всего рабочего стажа не может вызвать заболеваний или отклонений в состоянии здоровья. Это концентрация является максимально разовой.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.

ПРИЕМЛЕМЫЙ РИСК – это риск, приемлемый с точки зрения здоровья человека, но вынужденный, с точки зрения социально-экономического развития общества.

ПРИЧИНА – событие, предшествующее и вызывающее другое событие, именуемое следствием.

ПРОТИВОПОЖАРНЫЙ РЕЖИМ – правила поведения людей, порядок организации производства и/или содержания помещений (территорий), обеспечивающие предупреждение нарушений требований пожарной безопасности и тушение пожаров.



«ПЫЛЕВАЯ ШУБА» - формируется снизу из-за извержения вулканов и загрязнений (копоти, пыли).

РАБОТНИК – лицо, работающее по трудовому договору и подчиняющееся внутреннему трудовому распорядку организации.

РАБОТОСПОСОБНОСТЬ – потенциальная возможность человека выполнять на протяжении заданного времени и с достаточной эффективностью работу определенного объема и качества.

РАБОЧЕЕ МЕСТО – место, где работник должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой и которое прямо или косвенно находится под контролем работодателя.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ЧС - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 0,5 млн, но не более 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС охватывает территорию двух субъектов Российской Федерации.

РЕЖИМ ТРУДА И ОТДЫХА - это устанавливаемые для каждого вида работ порядок чередования работы и отдыха и их продолжительность.

РЕЖИМ РАЦИОНАЛЬНЫЙ - такое соотношение и содержание периодов работы и отдыха, при которых высокая производительность сочетается с высокой и устойчивой работоспособностью без признаков чрезмерного утомления в течение длительного времени.

РИСК - мера опасности, учитывающая как вероятность появления опасности, так и наносимый ею ущерб.

САМОВОЗГОРАНИЕ - возгорание в результате самоинициируемых экзотермических процессов.

САНИТАРНО-ЗАЩИТНАЯ ЗОНА – территория вокруг источника ионизирующего излучения, на которой уровень облучения людей в условиях нормальной эксплуатации данного источника может превысить установленный предел дозы облучения для населения. В санитарно-защитной зоне запрещается постоянное и временное проживание людей, вводится режим ограничения хозяйственной деятельности и проводится радиационный контроль.

СЕЙСМИЧЕСКИЕ ВОЛНЫ – упругие колебания, распространяющиеся в земле от очагов землетрясений.

СЕЛЬ (селевой поток) – внезапно формирующийся в руслах рек временный поток воды с большим содержанием камней, грязи, песка и ила, возникающий в результате интенсивного таяния снега (льда), обильных продолжительных дождей, а также при прорыве воды из моренных озер.

СМЕРЧ – вихревое движение воздуха, возникающее в грозовом облаке и распространяющееся в виде гигантского черного рукава или хобота.

СНЕЖНАЯ ЛАВИНА (снежный обвал) – массы снега, пришедшие в движение под воздействием силы тяжести и низвергшиеся по горному склону.

СРЕДА БЫТОВАЯ - совокупность условий и факторов, позволяющих человеку на территории населенных пунктов осуществлять свою непроизводственную деятельность.

СРЕДА ОБИТАНИЯ - окружающая человека среда, обусловленная совокупностью факторов (физических, химических, биологических, социальных), способных оказывать прямое или косвенное, немедленное или отдаленное воздействие на деятельность человека, здоровье его и его потомство.

СРЕДА ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ - пространство, в котором совершается трудовая деятельность человека.

СРЕДСТВА ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ (СИЗ) и СРЕДСТВА КОЛЛЕКТИВНОЙ ЗАЩИТЫ (СКЗ) – технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и(или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

СТАНДАРТ - как нормативно-технический документ устанавливает комплекс нормативных правил, требований к объекту стандартизации и утверждается компетентными органами.

СТИХИЙНОЕ БЕДСТВИЕ – катастрофическое природное явление (или процесс), которое может вызвать многочисленные жертвы, значительный материальный ущерб и другие тяжелые последствия.

ТАЙФУН – ураган огромной разрушительной силы, образующийся в океане и сопровождающийся интенсивными ливневыми дождями.

ТЕПЛОВОЙ УДАР - это состояние человека, характеризующееся нарушением дыхания, деятельности системы кровообращения и центральной нервной системы в результате общего перегревания организма.

ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЧС - это ЧС, в результате которой пострадало свыше 50, но не более 500 человек, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС не выходит за пределы субъекта Российской Федерации.

ТЛЕНИЕ - беспламенное горение материала.

ТРАНСГРАНИЧНАЯ ЧС – это ЧС, поражающие факторы которой выходят за пределы РФ, либо ЧС, которая произошла за рубежом и затрагивает территорию Российской Федерации.

УРАГАН – ветер, скорость которого составляет более 32 м/с (115 км/ч).

УСЛОВИЯ ТРУДА – совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника.

ФЕДЕРАЛЬНАЯ ЧС – это ЧС, в результате которой пострадало свыше 500, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 1000 человек, либо материальный ущерб составляет свыше 5 млн минимальных размеров оплаты труда на день возникновения ЧС и зона ЧС выходит за пределы более двух субъектов Российской Федерации.

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей

ЭВАКУАЦИЯ – вывоз (вывод) населения, учреждений, имущества из опасных местностей (во время военных действий, стихийных бедствий), перевозка раненых с театра военных действий в тыл, вывод войск из ранее занимавшихся ими районов.

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ БЕДСТВИЕ (ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КАТАСТРОФА) – это чрезвычайное событие особо крупных масштабов, вызванное изменением состояния суши, атмосферы, гидросферы и биосферы и отрицательно повлиявшее на здоровье людей, их духовную сферу, среду обитания, экономику или генофонд. Экологические бедствия часто сопровождаются необратимыми изменениями природной среды.

ЭКСТРЕМАЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ – это неординарная, критическая ситуация, требующая для ее преодоления или выхода из нее нейтральных (необыденных, оригинальных) решений.



ЭЛЕКТРОТРАВМА - травма, полученная в результате воздействия электрического тока или электрической дуги.

ЭПИДЕМИЯ – широкое распространение какой-нибудь заразной болезни.

ЭПИЗООТИЯ – массовое распространение заразной болезни среди животных, скота.

ЭПИЦЕНТРАЛЬНОЕ РАССТОЯНИЕ – расстояние от эпицентра до данной точки на земной поверхности.

ЭРГОНОМИКА – наука, которая занимается комплексным изучением и проектированием трудовой деятельности с целью оптимизации орудий, условий и процесса труда, а также профессионального мастерства.

ЭФФЕКТИВНАЯ ДОЗА – это величина воздействия ионизирующего излучения, используемая как мера риска возникновения отдельных последствий облучения организма человека и отдельных его органов с учетом их радиочувствительности.


5. Образовательные технологии

При проведении аудиторных занятий по дисциплине «Безопасность жизнедеятельности» используются активные и интерактивные методы и приемы обучения.




Аудиторные занятия

Аудиторные занятия в активной и интерактивной форме

Всего часов

в %

в часах

26

38

10

следующая страница >>