Программу подготовила Евдокимова А. С., учитель химии мкоу - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Программу подготовила Евдокимова А. С., учитель химии мкоу - страница №1/1


Программа элективного курса

«Химия вокруг нас»
Программу подготовила Евдокимова А.С., учитель химии МКОУ «СОШ №1» г. Николаевска Волгоградской области

1. Пояснительная записка

Программа элективного курса по химии «Химия вокруг нас» предназначена для учащихся 9 классов.

Программа рассчитана на 16 часов.

Данная программа элективного курса относится к предметно-ориентированному виду программ.



Цель программы: создание условий для реализации задачи предпрофильной подготовки, для ориентации учащихся в выборе естественнонаучного профиля обучения.

Задачи:

  1. показать необходимость химических знаний для решения глобальных проблем современности, развития различных отраслей науки, промышленности, сельского хозяйства, медицины и сферы обслуживания;

  2. совершенствовать технику химического эксперимента;

  3. развивать их учебную мотивацию;

  4. формировать навыки самостоятельного исследования теоретического материала, развитие творческих способностей;

  5. применять полученные знания в учебном курсе для исследования важнейших природных и промышленных продуктов в повседневной жизни;

  6. формировать коммуникативных навыков, которые способствуют развитию умений работать в группе, вести дискуссию, отстаивать точку зрения.

  7. дать учащимся возможность проявить себя и добиться успеха.

Все меньше времени в основной школе уделяется ученическо­му химическому эксперименту. Освоение приемов лабораторной техники, навыков использования химической посуды, нагреватель­ных приборов в сочетании с соблюдением требований техники безо­пасности требует особенно много времени. Курс построен таким образом, что каждое занятие должно включать в себя теоретические знания по изучаемой теме, демонстрационный эксперимент и обязательное практическое занятие.

Настоящий, глубокий интерес к предмету начинается с воспитания у учеников привычки и стремления к серьезному умственному труду. Из этой привычки развивается потребность в творческой самостоятельности. Самостоятельная работа школьников, способствующая активизации их мыслительной деятельности, связана во многом с выполнением химического эксперимента. Поэтому в программе спецкурса "Химия вокруг нас" большое значение уделяется формированию экспериментальных умений и навыков.

Все темы дополняют, расширяют знания учащихся; реализуют возможность межпредметных связей с биологией, экологией; полученные знания позволяют учащимся видеть роль химических знаний в развитии материальной культуры человечества. Для опытов отобраны знакомые для школьников вещества, применяемые в быту, жизни, что позволяет выявлять и развивать способности учащихся к экспериментированию с веществами.

Занятия по элективному курсу можно проводить в виде лекций, бесед, сопровождающими демонстрацией опытов, лабораторных и практических работ; выполнения мини-проектов с последующей их защитой, решения проблемных ситуаций, подготовки докладов, рефератов, используя различные источники информации, в том числе и Интернет.

Таким образом, у учащихся, прослушавших этот курс, будет сформировано целостное представление о веществах, которые окружают их в повседневной жизни, развит познавательный интерес, что приводит к повышению успеваемости по химии, повысит информационную и коммуникативную компетентность школьников и поможет им профессионально определиться в жизни.

Кроме того по окончании курса учащиеся должны:



  • иметь представление об общих теоретических основах аналитической химии, качественном анализе, знать технику проведения лабораторных работ;

  • уметь осуществлять монтаж лабораторных приборов, получать растворы, продукты питания и др., наблюдать химический эксперимент, описывать его проведение, составлять отчёт о выполненной работе.

  • владеть навыками работы в коллективе, в паре, индивидуально, защищать результаты выполненной работы.

Отслеживание результатов прохождения курса:

1. Наблюдение и беседа с учащимися.

2. В ходе многих занятий запланированы викторины, проблемные групповые задания.

3. Защита мини-проектов.

4. На итоговом последнем занятии будет проводиться анкетирование и тестирование учащихся.


  1. Структура и содержание курса

Модуль 1: Введение. Правила техники безопасности. Химическое оборудовании (1 час)

Цель: знакомство с содержанием курса, изучение специализированной химической посуды и лабораторных принадлежностей, правил мытья и сушки химической посуды, изучение правил по ТБ.

Правила ТБ при работе в химической лаборатории.

Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием и реактивами».

Модуль 2: Химия в природе (5 часов).

Цель: изучение строения и состава почвы; атмосферы, природных вод. Знакомство с методами качественного химического анализа, анализ катионов и анионов, входящих в образцы природной и водопроводной воды. Знакомство с методами получения газов, входящих в состав воздуха и качественными реакциями на них.

Почва и ее состав. Загрязнение почвы, влияние на нее хозяйственной деятельности человека. Вода в природе. Состав природных вод. Жесткость воды. Загрязнение воды. Воздух и его состав. Загрязнение воздуха. Парниковый эффект, кислотные дожди. Практическая работа № 2 "Изучение различных образцов почв".

Практическая работа №3 «Исследование качества питьевой воды, органолептические показатели воды».

Практическая работа № 4 «Определение катионов и анионов в водопроводной воде»

Практическая работа №5 «Получение и распознавание кислорода и углекислого газа»

Модуль 3: Химия в быту(6 часов)

Цель: изучение веществ, используемых в быту; использование знаний химии для приготовление изделий, пищевых продуктов, средств гигиены, косметики в лабораторных условиях.

Состав пищи. Углеводы: сахар, глюкоза, крахмал, целлюлоза. Практическая работа № 6 "Зеркало из глюкозы". Практическая работа №7 « Качественная реакция на крахмал»

Белок. Вегетарианство и его последствия для растущего организма. Практическая работа № 9 "Ищем белок в пищевых продуктах (качественная реакция на белок)".

Сода. Мел, мрамор, яичная скорлупа. Практическая работа № 8 "Как очистить яйцо, не разбив скорлупы".

Краски. Чернила. Практическая работа № 10 "Получение акварельных красок".

Мыло. Почему мыло пенится и моет. Практическая работа № 11 "Получение мыла из жиров". Практическая работа № 12 « Получение парафиновой свечки из мыла»

Синтетические моющие средства и шампуни, косметика. Практическая работа № 13 "Сравнение моющей способности мыла и СМС в воде различной жесткости".

Практическая работа № 14 "Изучение состава шампуней, зубных паст, крема, пудры, теней".



Модуль 4: Домашняя аптечка (3 часа)

Цель: изучение основных групп лекарственных средств, входящих в состав домашней аптечки.

Дезинфицирующие средства (йод, перекись водорода, марганцовка, ляпис). Практическая работа №15 «Разложение перекиси водорода, перманганата калия». Антибиотики и противовоспалительные средства, их вред и польза. Практическая работа № 16 «Получение фараоновых змей»

Лекарственные средства для желудочно-кишечного тракта. Практическая работа №17 «Изучение природы лекарства от изжоги».


  1. Тематический план.

Тематический план:

Модуль

Количество часов

Темы занятий

Вид занятия, формы работы

Введение. Правила техники безопасности. Химическое оборудование


1

Правила техники безопасности. Химическое оборудование

Беседа

Практическая работа № 1 «Знакомство с лабораторным оборудованием и реактивами» с использованием Виртуальной лаборатории,

групповые проверочные задания


Химия в природе

5

Состав почвы. Влияние на почву хозяйственной деятельности человека.

Рассказ

Практическая работа №2 «Изучение различных образцов почв»

Беседа


Состав природных вод. Загрязнение воды.

Беседа. Презентация проекта «Что таит в себе вода?». Викторина.

Методы качественного химического анализа. Оценка качества питьевой воды. Жесткость воды.

Мини-лекция, беседа.

Практическая работа №3 «Исследование качества питьевой воды»

Практическая работа № 4 «Определение катионов и анионов в водопроводной воде»


Состав воздуха.

Беседа.

Практическая работа №5 «Получение и распознавание кислорода и углекислого газа»

Викторина.


Причины и последствия загрязнения воздуха.

Выполнение и защита мини-проекта «Воздух загрязнен? Нам грозит опасность!»

Химия в быту

6

Состав пищи. Углеводы.

Беседа.

Практическая работа № 6 "Зеркало из глюкозы». Практическая работа №7 « Качественная реакция на крахмал»

Групповые проверочные задания.


Состав пищи. Белки.

Беседа.

Практическая работа № 9 "Ищем белок в пищевых продуктах (качественная реакция на белок)".




Сода. Мел, мрамор, яичная скорлупа.

Решение проблемных ситуаций, вопросов. Работа в группах.

Практическая работа № 8 "Как очистить яйцо, не разбив скорлупы".




Краски. Чернила.

Мини-лекция, демонстрация веществ с различной окраской.

Практическая работа № 10 "Получение акварельных красок".




Мыло. Синтетические моющие средства и шампуни.

Объяснение, демонстрация.

Практическая работа № 11 "Получение мыла из жиров".

Практическая работа № 12 « Получение парафиновой свечки из мыла».

Практическая работа № 13 "Сравнение моющей способности мыла и СМС в воде различной жесткости".



Косметика.

Выполнение и защита мини-проекта «Состав косметических средств»

Практическая работа № 14 "Изучение состава шампуней, зубных паст, крема, пудры, теней".




Домашняя аптечка

3

Дезинфицирующие средства.

Беседа, решение проблемных заданий.

Практическая работа №15 «Разложение перекиси водорода, перманганата калия».



Антибиотики и противовоспалительные средства

Демонстрация проекта «Антибиотики: за и против»

Практическая работа № 16 «Получение фараоновых змей»

Решение проблемных вопросов.


Лекарственные средства для желудочно-кишечного тракта

Мини-лекция. Решение проблемной ситуации.

Практическая работа №17 «Изучение природы лекарства от изжоги».



Итоговое занятие. Подведение итогов.

Рефлексия



Анкетирование, тестирование.



  • Список рекомендуемой литературы:

Для учителя

  • Астафуров В.И. Основы химического анализа. Учеб. пособие по факультативному курсу для учащихся 9-10 кл.- М.: Просвещение, 1977.

  • Занимательные опыты по химии. Сост. М.И. Шкурко. - Минск: Народная асвета, 1968.

  • Нифантьев Э.Е. и др. Основы прикладной химии: Учеб. пособие для студ. пед. вузов. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002

  • Ольгин. О. Опыты без взрывов. - М.: Химия, 1995г.

  • Совмиз М.А. Занимательные опыты по химии. - М.: Просвещение, 1999.

Для учащихся

  1. Энциклопедия для детей. Химия.- М.: Аванта- плюс, 2003.

  2. Пичугина Г.В. Повторяем химию на примерах из повседневной жизни. Сборник заданий для старшеклассников и абитуриентов с решениями и ответами. - М.: АРКТИ, 2000.

  3. Электронное издание. Виртуальная химическая лаборатория.

  4. Мультимедийный учебник «Химия. 8-9» Урок 15.

Приложение

  • Список литературы, использованной при подготовке программы:

    1. Арефьев И.П. Подготовка учителя к профильному обучению старшеклассников // Педагогика. – 2003. - №5. – С. 49-55.

    2. Артемова Л.К. «Профильное обучение»: опыт, проблемы, пути решения // Школьные технологии. – 2003. - №4. – С. 22-31.

    3. Артемова Л. К. Профиль обучения диктует региональный рынок труда // Народное образование. – 2003. - №4. – С. 84-88.

    4. Аршанский Е.Я. Специальная методическая подготовка будущего учителя химии к работе в условиях профильного обучения // Химия: методика преподавания в школе. – 2003. - №6. – С. 3-11.

    5. Методические рекомендации по разработки элективных курсов для профильной подготовки учащихся

    6. О различных вариантах моделей «портфеля образовательных достижений» («портфолио») выпускников основной школы. Министерство образования Российской Федерации, 25.08.2003

Синько Т.П. Элективные курсы. Естественнонаучное образование в школе: теория и практика //Имидж №4: МОУ экономический лицей, г. Новосибирск, 2004