«Программирование на языке Паскаль». Разработчик Афонина Е. В. – учитель информатики Урок 1-2 - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
«Программирование на языке Паскаль». Разработчик Афонина Е. В. – учитель информатики - страница №1/3






Разработки уроков

информатики по теме:

«Программирование

на языке Паскаль».

Разработчик

Афонина Е.В. – учитель информатики

Урок 1-2

Тема: Правила ТБ. Этапы решения задач на ЭВМ. Алгоритм. Свойства алгоритма. Исполнитель алгоритма.

Цель: повторить правила ТБ при работе в компьютерном классе,

Определить этапы решения задач на ЭВМ,

Ввести понятие алгоритма и его свойств.


  1. Правила ТБ. Заполнить журнал по ТБ.

  2. Новый материал

  • Задача в информатике

  • Этапы решения задачи

  1. Постановка задачи

  2. Математическая формализация

  3. Составление алгоритма

  4. Запись алгоритма на языке программирования

  5. Исполнение программы

  6. Анализ результатов и корректировка алгоритма, в случае необходимости.

  • Алгоритм – четкая последовательность действий.

  • Исполнитель алгоритма

  • Игра Баше. Имеется 15 предметов. Соперники ходят по очереди, за каждый ход любой из играющих может взять 1, 2 или 3 предмета. Проигрывает тот, кто вынужден взять последний предмет.

Алгоритм выигрыша для первого игрока имеет вид:

  1. взять 2 предмета

  2. второй и последующие ходы делать так, чтобы количество предметов, взятых вместе с соперником за очередной ход, в сумме составляло 4.

Данный алгоритм приводит к выигрышу для 7, 11, 15, 19 предметов.

15 пр.

2

4-x

4-y

4-z

x

y

z

1




21

x

y

z

c

d

1

4-x

4-y

4-z

4-c

4-d




  • Задумайте натуральное число

  1. Умножите его на 5

  2. Прибавить 8

  3. Сумму умножить на 2

Алгоритм отгадывания числа

  1. вычесть из результата 16

  2. отбросить крайнюю правую цифру, получим искомое число.

(x*5+8)*2=y

10x = y-16





  • Свойства алгоритма

          • Дискретность

          • Точность

          • Понятность

          • Конечность

          • Массовость

  1. Решение задач.

    1. Составить алгоритм, как набрать из реки 7л воды, если имеются сосуды емкостью 3л и 8л.




1

2

3

4

5

6

7

8



0

3

0

3

0

2

2

3



8

5

5

2

2

0

8

7




    1. Алгоритм Евклида (НОД)

    1. Если числа равны, то взять любое из них в качестве ответа, иначе продолжить выполнение алгоритма.

    2. Найти большее из чисел.

    3. Заменить большее число разностью большего и меньшего чисел.

    4. Начать сначала.

    1. Исполнитель умеет:

Умножать число на 2;

Увеличивать число на 1.

Составить для этого исполнителя алгоритм получения числа 100 из единицы.



    1. Исполнитель умеет из дроби a/b получать любую из дробей (a-b)/b, (a+b)/b, b/a. Как получить из дроби ½ дробь ¼ ?



4. Итог урока.
5. Домашнее задание. § 38(авт. И.Г. Семакин. Информатика 7-9), записи в тетради.

Составить алгоритм.

    1. Некий человек должен перевезти в лодке через реку волка, козу и капусту. Каждый раз он может перевезти только либо волка, либо козу, либо капусту. На одном берегу нельзя оставить вместе козу и волка, а также козу и капусту. Составить алгоритм переправы на другой берег.

    2. Разведывательный дозор в составе двух человек подошел к реке. Мост был разрушен, а река слишком глубока и широка, чтобы переправить через нее вброд или вплавь. Около берега в маленькой лодке проплывали два мальчика. Как переправиться на этой лодке через реку, если она может выдержать только либо одного взрослого, либо двух мальчиков?


Урок 3-4

Тема: Алфавит языка Паскаль. Типы данных. Арифметические операции. Арифметические выражения. Структура программы на языке Паскаль. Основные операторы.

Цель: познакомить со средой программирования Паскаль; познакомить с основными типами данных и основными операциями над данными, определить структуру программы.


  1. Опрос.

  • Назовите этапы решения задач на ЭВМ.

  • Дайте определение алгоритма. Назовите свойства алгоритма. Привести пример алгоритма.

  • Прочитать алгоритм к задаче про волка, козу, капусту.

  1. Новый материал.

    • Паскаль был разработан в 1968-1970 гг. Н.Витером. Турбо Паскаль появился в 1984 году.

    • Алфавит

    • Латинские прописные и строчные буквы

    • Цифры 0-9

    • Знаки + - * / \ < > ^ , . ; : ‘ () _

    • Служебные слова.

    • Константы – числа, символы, строки, которые не изменяют своего значения в процессе выполнения программы.

CONST e=2.71 (число Эйлера)

Р=3.14


  • Переменные – величины, которые меняются в процессе выполнения программы. Объявляя переменную заданного типа, вы отводите в памяти место, где будет хранится ее значение.

Типы данных в Паскале:

    1. Простые

    2. Структурированные

    3. Ссылочные

    4. Процедурные

    5. Объектные


Простые типы данных

Порядковые Вещественные

Целый


Логический

Символьный

Ограниченный

Перечисляемый


Целочисленный тип


Тип




Диапазон значений

Формат

Shorting

Короткий

-128..127

1 байт

Integer

Целый

-32768..32867

2 байта

Longint

Длинный

-2 147 483 648..2 147 483 647

4 байта

Вещественный тип




Тип




Точность

Формат

Real

Вещественный

11-12 знаков

6 байт

Double

Двойной точности

15-16 знаков

8 байт




  • Арифметические выражения и операции.

Арифметическое выражение состоит из операндов, скобок, знаков операций.


Сложение

+

Вычитание

-

Умножение

*

Деление

/

Целочисленное деление 11 div 5=2

Div

Остаток от деления 11 mod 5=1

Mod

Арифметические функции




|x|

abs(x)

x2

sqr(x)



sqrt(x)



pi

sin x

sin(x)

cos x

cos(x)




  • Записать математические выражения на языке Паскаль:

, , , .

  • Перевести из линейной записи в обычную.

a/b/c; a*b/c; a+b/c; (a+b)/c; a+b/b+c; (a+b)/(b+c).



  • Основные операторы.

  • Read (a1, a2,…,an) – оператор ввода данных

Readln (a1, a2,…,an)

Readln – переход на новую строку при вводе данных, используют, если необходимо задержать исполнение программы до нажатия Enter.

  • Write (a1, a2,…,an) – оператор вывода данных

Writeln (a1, a2,…,an)

Writelnпереход на следующую строку.

  • := оператор присваивания. Вычисляет значение выражения, стоящего справа и присваивает переменной стоящей слева. Нельзя с помощью одного оператора присваивания присвоить нескольким переменным одно и то же значение. Например: нельзя записать i:=j:=k:=0; необходимо: i:=0; j:=0; k:=0.




  • Структура программы.

program имя программы; {заголовок программы}

uses имя модуля1,..; {раздел библ. модулей}

label имя метки 1,..; {раздел меток}

const имя константы = значение константы; {раздел констант}

type ; {раздел типов}

var ; {раздел переменных}

begin

операторы



end.


  1. Решение задач.

  • Составить программу вычисления периметра и площади прямоугольника.

Program z1;

Var a, b, p, s: real;

Begin

Writeln(‘b’);



Readln (a, b);

P:= 2*(a+b);

S:=a*b;

Writeln (p, s);



Readln;

End.


  1. Итог урока.

  2. Домашнее задание. Выучить конспект.

Записать данные выражения на Паскале: , , , , .


Урок 5-6

Тема: Составление линейных алгоритмов.

Цель: учить составлять линейные алгоритмы, реализовывать их на компьютере,

учить тестировать программу, находить ошибки, корректировать программу.




  1. Проверка домашнего задания.

  2. Письменный опрос




I вариант

  1. Назовите этапы решения задач с помощью ЭВМ.

  2. Перечислите стандартные функции на Паскале

  3. Запишите выражение на языке Паскаль

II вариант

  1. Алгоритм и его свойства.

  2. Перечислите основные операторы на Паскале

  3. Запишите выражение на языке Паскаль



  1. Решение задач.

1. Вычислить сторону ромба, если известны две его диагонали.

Program z2;

Var a, d1, d2: real;

Begin

Writeln (‘Введи диагонали’);



Readln (d1, d2);

a:= sqrt(sqr(d1/2)+ sqr(d2/2));

Writeln (‘a=’,a);

Readln;


End.
2. Вычислить периметр и площадь ромба, у которого сторона и меньшая диагональ равны а. ()

4. Итог урока.

5. Домашнее задание.


    1. Вычислить длину окружности и площадь круга по заданному радиусу.

    2. Вычислить площадь прямоугольного треугольника по его катетам.


Урок 7-8

Тема: Составление линейных алгоритмов.

Цель: учить составлять линейные алгоритмы, реализовывать их на компьютере,

учить тестировать программу, находить ошибки, корректировать программу.




  1. Проверка домашнего задания.

    1. Вычислить длину окружности и площадь круга по заданному радиусу.

Program z1;

Var r, c, s: real;

Begin

Writeln (‘Введи радиус’);



Readln (r);

c:= 2*3,14*r;

s:=3,14*sqr(r);

Writeln (‘c=’,c);

Writeln (‘s=’,s);

Readln;


End.


    1. Вычислить площадь прямоугольного треугольника по его катетам.

Program z2;

Var a,b,s: real;

Begin

Writeln (‘Введи катеты’);



Readln (a,b);

s:=1/2*a*b;

Writeln (‘s=’,s);

Readln;


End.



  1. Решение задач.

    1. Даны два целых числа. Найти их среднее арифметическое и среднее геометрическое.

    2. Даны длины сторон прямоугольного параллелепипеда. Найти объем и площадь боковой поверхности.

V = abc

S = 2(a+b)c


    1. Найти сумму кубов корней уравнения x2 - ax - 2 = 0.




    1. Найти целую часть и остаток от деления а на b. а и b целые числа.

Program z5;

Var a, b, c, d: Integer;

Begin

Writeln (‘Введи числа’);



Readln (a, b);

c:= a mod b ;

d:= a div b;

Writeln (‘остаток’,c);

Writeln (‘целая часть’,d);

Readln;


End.

3. Итог урока.

4. Домашнее задание.

  1. Вычислить периметр прямоугольного треугольника по его катетам.

  2. От полуночи минутная стрелка описала угол в k градусов. Какое время показывают часы.

Program z7;

Var k, ch, min: Integer;

Begin

Writeln (‘Введи угол’);



Readln (k);

ch:= k div 360 ;

min:= k mod 360 div 6;

Writeln (ch, ‘часов’, min, ‘минут’);

Readln;

End.


Урок 9-10

Тема: Решение линейных задач. Контрольная работа № 1 «Решение линейных задач»

Цель: закрепить навык составления линейных алгоритмов,

контроль знаний учащихся




  1. Проверка домашнего задания.

  2. Решение задач.

1. Устная работа

  • Найти ошибки:

  1. A:= 25+B;

  2. 4-B:=A;

  3. ABS(A):= B;

  4. 4:=B;

  5. B:=SQR(A);

  6. B:=A;

Ошибки в задании b), c), d).

  • Определить значения x, y.

x:=1.2; y:=x*2;

y:=y-5*x;

x:=ABS(y);

Writeln (x, y);

Ответ: х=3.6; y=-3.6.

  • Определить значения x, y.

a:=-7; b=a/2;

a:=(a+b)/2;

b:=a-b;

Writeln (a,b);

Ответ: а=-5.25; b=-1.75.


    1. Определить объем цилиндра и площадь его полной поверхности, если известны радиус основания и высота цилиндра.

Формулы: V=πr2h; S=2πr(r+h).


    1. Найти сумму цифр заданного трехзначного числа.

Program z6;

Var n, a1, a2, a3, s: Integer;

Begin

Writeln (‘Введи число’);



Readln (n);

a1:= n div 100 ;

a2:= n div 10 mod 10;

a3:= n mod 10;

s:= a1+a2+a3;

Writeln (‘сумма’, s);

Readln;

End.
4. Дано трехзначное число. Найти число, полученное при прочтении его цифр справа налево. (123321)



Program z8;

Var n, a1, a2, a3, n1: Integer;

Begin

Writeln (‘Введи число’);



Readln (n);

a1:= n div 100 ;

a2:= n div 10 mod 10;

a3:= n mod 10;

n1:= a3*100+ a2*10+a1;

Writeln (‘новое число’, n1);

Readln;

End.
3. Контрольная работа №1 «Решение линейных задач»





1 вариант

2 вариант

1. Дайте определение алгоритма. Перечислите свойства алгоритма

  1. Перечислите этапы решения задач на ЭВМ.

2. Указать значения величин S и k после выполнения следующих операторов присваивания:

s:=14

k:=-3


d:=s+1

s:=d


k:=2*S

s:=0

k:=30


d:=k-5

k:=2*d


s:=k-100

3. В каком из примеров допущены ошибки и какие именно?

Var A, B: real;

  1. A:= 5 – B;

  2. A+B:=5;

  3. Sqrt(A):=B;

  4. A:=B;

  5. 5:=A;

  6. A:=5;

Var A, B: integer;

  1. A:= B+7;

  2. A-B:=4

  3. Abs(A):=5-B

  4. B:=A

  5. A:=-7

f) A:= Sqrt(B)

4. Записать выражение по правилам языка Паскаль





5. Вычислите площадь треугольника по известным длинам его сторон. Воспользуйтесь формулой Герона: где .

5. Определите расстояние, пройденное телом за время t, если известны его начальная скорость и постоянное ускорение. Формула: .

6. Найти высоту равностороннего треугольника, если сторона равна a.


6. Найти боковую сторону равнобедренного треугольника, если основание a, высота к основанию h.



Урок 11-12

Тема: Операторы условного и безусловного перехода на Паскале.

Цель: Познакомить с операторами условного и безусловного перехода, правилами записи условий.
1. Анализ контрольной работы.

2. Новый материал.
Если в программе после выполнения очередного оператора надо выполнить не следующий по порядку, а другой, помеченный для этого меткой, используется оператор безусловного перехода GOTO. Он осуществляет переход к инструкции, перед которой стоит метка, объявленная в разделе меток Label.


следующая страница >>