Программы отдельных учебных предметов развивающей системы Л. В - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
5. Программы отдельных учебных предметов, курсов 9 1339.72kb.
Муниципального образовательного учреждения средней общеобразовательной... 13 1714.22kb.
Создать условия для формирования у обучающихся предметной и учебно-исследовательской... 1 314.29kb.
С углублённым изучением отдельных предметов города Чебоксары Литературный... 1 129.86kb.
Химия относится к ряду учебных предметов, которые в федеральном компоненте... 1 308.49kb.
1 «Планируемые результаты освоения обучающимися ооп ооо» 4 1353.55kb.
Основной образовательной программы 13 2131.78kb.
Отчет по результатам егэ-2011 Москва, юао, 2010 2011 учебный год... 11 3451.93kb.
В царстве грибов 1 85.58kb.
150тыс рублей. Проведен монтаж автоматической пожарной сигнализации... 1 137.85kb.
Примеры опосредования ценностей и эстетизации ошибок в романе Набокова... 1 111.34kb.
Краткое содержание 3 I. >II. История вопроса 5 III. Критерии применения... 7 1228.65kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программы отдельных учебных предметов развивающей системы Л. В - страница №1/38


Оглавление


п/п

Раздел программы

Стр.

II. Содержательный раздел

1

Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования

2 - 17

2

Программы отдельных учебных предметов (развивающей системы Л.В. Занкова и «Начальная школа XXI века»), курсов

18 - 428

3

Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся ступени начального общего образования

428 - 443

4

Программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни

443 - 453

5

Программа коррекционной работы

454 - 460


2.1. Программа формирования универсальных учебных действий
Цель программы: обеспечить реализацию различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующий раздел Фундаментального ядра содержания.



Задачи программы:

  • установить ценностные ориентиры начального образования;

  • определить состав и характеристику универсальных учебных действий;

  • выявить в содержании предметных линий универсальные учебные действия и определить условия формирования в образовательном процессе и жизненно важных ситуациях.

Ценностные ориентиры начального общего образования конкре­тизируют личностный, социальный и государственный заказ системе образования, выраженный в Требованиях к результа­там освоения основной образовательной программы, и отра­жают следующие целевые установки системы начального об­щего образования:

  • формирование основ гражданской идентичности личности на базе:

- чувства сопричастности и гордости за свою Родину, на­род и историю, осознания ответственности человека за бла­госостояние общества;

- восприятия мира как единого и целостного при разно­образии культур, национальностей, религий; уважения исто­рии и культуры каждого народа;



  • формирование психологических условий развития об­щения, сотрудничества на основе:

- доброжелательности, доверия и внимания к людям, го­товности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;



  • развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма:

- принятия и уважения ценностей семьи и образователь­ного учреждения, коллектива и общества и стремления сле­довать им;

- ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития эстетических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;

- формирования чувства прекрасного и эстетических чувств через знакомство с мировой и отечественной ху­дожественной культурой;


  • развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию, а именно:

- развитие широких познавательных интересов, инициа­тивы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к органи­зации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);



  • развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия её самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положи­тельного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;

- развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;

- формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей и жизненного оптимизма;

- формирование нетерпимости и умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здо­ровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей.

Ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):

- любящий свой народ, свой край и свою Родину;

- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов начальной ступени

Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно-личностного, познавательного развития обучающихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной (формах дополнительного образования) деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности обучающихся.

Овладение обучающимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.




Название предмета

Формируемые УУД

Предметные действия

Предметы обязательной части учебного плана

1

Русский язык

Познавательные, коммуникативные и регулятивные действия

Ориентация в морфологической и синтаксической структуре языка и усвоение правил, строения слова и предложения, ориентировка ребёнка в грамматической и синтаксической структуре родного языка.

Знаково-символические действия моделирования

Усвоение правил строения слова и предложения, графической формы букв. Разбор слова по составу, путём составления схемы), преобразования модели (видоизменения слова), звуко-буквенный анализ, замещение (например, звука буквой).

Логические действия анализа, сравнения, установление причинно-следственных связей

Работа с текстом, осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме, поиск, сравнивание, классификация таких языковых единиц как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения. Письмо и проверка написанного.

2

Литературное чтение

Все виды универсальных учебных действий личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных (с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации)

Смыслообразование; самоопределения и самопознания гражданской идентичности нравственно-этическое оценивание



Прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов; прослеживание судьбы героя и ориентацию учащегося сравнения образа «Я» с героями литературных произведений посредством эмоционально-действенной идентификации; знакомство с историческим прошлым своего народа и своей страны, переживания гордости и эмоциональной сопричастности подвигам и достижениям её граждан; выявление морального содержания и нравственного значения действий персонажей:

-умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умение произвольно и выразительно строить контекстную речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя;

- умение устанавливать логическую причинно-следственную последовательность событий и действий героев произведения;

- умение строить план с выделением существенной и дополнительной информации.


Регулятивные и познавательные действия

Определение логической причинно-следствен­ной последовательности событий и действий героев произведения.

Составление плана с выделением существенной и до­полнительной информации.



Коммуникативные

действия:

- умение понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей;

- умение понимать контекстную речь с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные умения;

- понимать контекстную речь на основе воссоздания картины событий и поступков персонажей.


Отождествление себя с героями произведения, соотнесения и сопоставления их позиций, взглядов и мнений;

- воссоздание картины событий и поступков персонажей;

- формулирование высказываний с учётом целей коммуникации, особенностей слушателя, в том числе используя аудиовизуальные средства.


3

Математика

Познавательные действия:

логические и алгоритмические знаково-символические действия: замещение, кодирование, декодирование, а также планирование, моделирование. Формиро­вание элементов системного мышления и приобретение основ информационной грамотности; формирование общего приёма решения задач как универсального учебного действия.



Овладение различными математическими способами решения разнотипных задач; освоение предметных знаний: понятиями, определениями терминов, правилами, формулами, логическими приемами и операциями, применение математических знаний в повседневных ситуациях; работа с таблицами и диаграммами, извлечение из них необходимой информации; выполнение действий с числами. Измерение длин, площадей.

4

Иностранный язык

Коммуникативные действия:

-речевое развитие учащегося на основе формирования обобщённых лингвистических структур грамматики и синтаксиса;

- развитие письменной речи;

-формирование ориентации на партнёра, его высказывания, поведение, эмоциональное состояние и переживания; уважение интересов партнёра;

- умение слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать и обосновывать своё мнение в понятной для собеседника форме.


Говорение, аудирование, чтение. Участие в диалоге, составление высказываний, рассказов на определенную тему. Восприятие на слух речи собеседника.

Изучение культуры, традиций народов на основе изучаемого языкового материала. Личностные универсальные действия: формирование гражданской идентичности личности, преимущественно в её общекультурном компоненте, и доброжелательного отношения, уважения и толерантности к другим странам и народам, компетентности в межкультурном диалоге.

Смысловое чтение; прогнозирование развития сюжета; составление вопросов с опорой на смысл прочитанного текста; сочинение оригинального текста на основе плана.


5.

Окружающий мир

Личностные универсальные действия – формирование когнитивного, эмоционально-ценностного и деятельностного компонентов гражданской российской идентичности.

Принятие правил здорового образа жизни, понимание необходимости здорового образа жизни в интересах укрепления физического, психического и психологического здоровья;

общепознавательные универсальные учебные действия.

Логическими действиями: сравнение, подведение под понятия, аналогии, классификации объектов живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств; установления причинно-следственных связей в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края.



Определение государственной символики Российской Федерации и своего региона, описание достопримеча­тельностей столицы и родного края, определение на карте Российской Федерации, Москвы — столицы России, своего региона и его столицы; ознакомление с особенностями некоторых зарубежных стран;

определение исторического времени, различение прошлого, настоящего, будущего, ориентация в основных исторических событиях свое­го народа и России и ощущения чувства гордости за славу и достижения своего народа и России.

Освоение элементарных норм адекватного природосообразного поведения; норм и правил взаимоотношений человека с другими людьми, социальными группами и сообществами;

-исследовательская и проектная деятельность;

-поиск и работа с информацией в том числе и с использованием средств ИКТ.


6

Музыка

Личностные действия:

- эстетические и ценностно-смысловые ориентации обучающихся, создающие основу для формирования позитивной самооценки, самоуважения, жизненного оптимизма, потребности в творческом самовыражении;

формирование российской гражданской идентичности и толерантности как основы жизни в поликультурном обществе через приобщение к достижениям национальной, российской и мировой музыкальной культуры и тра­дициям.

Коммуникативные универсальные учебные действия на основе развития эмпатии;

-умения выявлять выраженные в музыке настроения и чувства и переда­вать свои чувства и эмоции на основе творческого самовыра­жения.


Пение, драматизация, музыкально- пластические движения, импровизация, взаимодействие в процессе ансамблевого, коллективного воплощение различных художественных образов, решение художественно- практических задач.

7

Изобразительное искусство

Личностные, познавательные, регулятивные действия.

Создание продукта изобразительной деятельности.

Различение по материалу, технике исполнения художественных произведений.

Выявление в произведениях искусства связи конструктивных, изобразительных элементов.

Передача композиции, ритма, колорита, изображение элементов и предметов.



Познавательные действия: замещение и моделирование в продуктивной деятельности обучающихся явлений и объектов природного и социокультурно­го мира.

Регулятивные действия: целеполагание как формирование замысла, планирование и организация действий в соответствии с целью, умению контро­лировать соответствие выполняемых действий способу, внесение корректив на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу.

Личностные действия: формирование гражданской идентичности личности, толерантности, эстетических ценностей и вкусов, по­зитивной самооценки и самоуважения обучающихся.


8

Технология

Личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные действия

Предметно-преобразовательная деятельность, способы обработки материалов

Моделирование, знаково- символическая деятельность

Решение задач на конструирование на основе системы ориентиров (схемы, карты модели) моделирование и отображение объекта и процесса его преобразования в форме моделей (рисунков, планов, схем, чертежей)

Регулятивное планирование, рефлексия как осознание содержания выполняемой деятельности.

Планомерно-поэтапная отработка предметно-преобразовательной деятельности, оценка выполненного изделия


Коммуникативная компетентность, развитие планирующей и регулирующей функции речи, формирование первоначальных элементов ИКТ-компетентности обучающихся

Совместно-продуктивная деятельность (работа в группах);

проектная деятельность, обработка материалов.




Регулятивные действия, включая целеполагание; планирование, прогнозирование, контроль, коррекция и оценка.

Проектные работы,

составление плана действий и применение его для решения задач; предвосхи­щение будущего результата



Личностные: мотивация, творческая саморегуляция

Предметно-преобразующая, символико- моделирующая деятельность с различными материалами

9

Физическая культура

Формирование личностных универсальных действий:

- основ общекультурной и российской гражданской иден­тичности как чувства гордости за достижения в мировом и отечественном спорте;

- освоение моральных норм помощи тем, кто в ней нуж­дается, готовности принять на себя ответственность;

- развитие мотивации достижения и готовности к преодолению трудностей на основе конструктивных стратегий совладания и умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы стрессоустойчивости;

- освоение правил здорового и безопасного образа жизни.


Освоение способов двигательной деятельности.

Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.



Регулятивные действия:

умение планировать, регулировать, контролировать и оценивать свои действия.

Планирование общей цели и пути её достижения; распределение функций и ролей в совместной деятельности; конструктивное разрешение конфликтов; осуществление взаимного контроля; оценка собственного поведения и поведения партнёра и внесение необходимых коррективов.


Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.

Коммуникативные действия: взаимодействие, ориентация на партнёра, сотрудничество и коопе­рация (в командных видах спорта).

Выполнение комплексов упражнений, подвижные игры, спортивные игры, соревнования, измерение показателей физического развития, занятие спортом.

При оценке сформированности УУД учитывается возрастная специфика, которая заключается в постепенном переходе от совместной деятельности учителя и обучающегося к совместно-разделённой.


Характеристики универсальных учебных действий на ступени начального общего образования

УУД - это учебные действия, которые обеспечивают способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию, путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта в процессе обучения. Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание обучающимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает  полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают:

- познавательные и учебные мотивы;

- учебную цель;

- учебную задачу;

- учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). «Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения обучающимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

В соответствии с ФГОС в программе представлено 4 вида УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные и ИКТ.

Личностные универсальные учебные действия – система ценностных ориентаций младшего школьника, отражающих личностные смыслы, мотивы, отношения к различным сферам окружающего мира.

Регулятивные универсальные учебные действия отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия – система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.

Коммуникативные универсальные действия – способность обучающегося осуществлять коммуникативную деятельность, использование правил общения в конкретных учебных и внеучебных ситуациях; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.

В том числе Чтение: работа с информацией (ИКТ)способность обучающегося работать с информацией: осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать её, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать её.





Планируемые результаты формирования универсальных учебных действий и система оценки. см. Приложение

Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД

Для мониторинга формирования универсальных действий программой предусмотрено применение типовых задач, модифицированных методик различных авторов, предложенных А.Г. Асмоловым в пособии для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия», М. «Просвещение» 2010.

Типовые диагностические задачи для обучающихся задачи

УУД

Типовые диагностические задания для обучающихся

1. Личностные универсальные учебные действия




Самоопределение

а) Внутренняя позиция школьника

Методика «Беседа о школе» (модифицированный вариант Т. А. Нежновой, Д. Б. Эльконина, А. Л. Венгера) -6,5-7 лет

б) Самооценка

«Лесенка»




Смыслоообразование

а) Мотивация учебной деятельности

Опросник Н.Лускановой, Диагностика мотивации и эмоционального отношения к учению (Андреева)

Нравственно- эстетические ориентации

«Что такое хорошо и что такое плохо» (анкета), «Незаконченные предложения» (анкета)

2. Регулятивные универсальные учебные действия

Организация учебной деятельности:

целеполагание, планирование, контроль, оценка



«Рисование по точкам», «Корректурная проба»

Г.В. Репкина, Е.В. Заика «Оценка уровня сформированности учебной деятельности»



3. Познавтельные универсальные учебные действия

б) Универсальные логические действия

1. «Найди отличия» - сравнение картинок.

2. Выделение существенных признаков.

3. Логические закономерности.

4. Исследование словесно- логического мышления.

Г.В. Репкина, Е.В. Заика «Оценка уровня сформированности учебной деятельности»


4. Коммуникативные универсальные учебные действия

а) Коммуникация как взаимодействие (интеракция)

Задание «Левая и правая стороны» (Ж. Пиаже).

Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)



б) Коммуникация как ко­операция.

Задание «Рукавичка» Г.А. Цукерман , «Совместная сортировка»

в) Коммуникация как условие передачи информации другим людям (интериоризация)

«Узор под диктовку», Задание «Дорога к дому» (модифицированный вариант), 8- 10 лет

Приложение 1




следующая страница >>