Программа вступительного испытания по русскому языку для абитуриентов, поступающих на базе основного общего образования - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа модуля «Русский язык» 4 1119.93kb.
Настоящая программа по русскому языку для XI класса создана на основе... 1 700.66kb.
Программа по русскому языку для абитуриентов москва 2013г 1 97.38kb.
Рабочая программа составлена для изучения русского языка учащимися... 1 329.37kb.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы основного... 1 270.27kb.
Программа вступительных испытаний по биологии для лиц, поступающих... 1 177.06kb.
Образовательная программа основного общего образования на 2013-2014... 14 2812.18kb.
Программа дополнительного курса по предмету «Риторика» в кадетском... 1 55.38kb.
Рабочая программа по технологии для неделимого 6 класса разработана... 5 350.34kb.
Тематическое планирование составлено: на основе федерального компонента... 1 293.12kb.
Пояснительная записка 9 класс Рабочая программа составлена на основе... 1 77.83kb.
Подготовка к 1 сентября 1 37.71kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа вступительного испытания по русскому языку для абитуриентов, поступающих - страница №1/1

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова»

(ХГУ им. Н.Ф. Катанова)
Колледж педагогического образования, информатики и права



Программа

вступительного испытания

по русскому языку

для абитуриентов, поступающих на базе основного общего образования

Абакан 2012
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.

Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей студента, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

Содержание обучения русскому языку на базовом уровне, как и на предшествующем этапе, структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим у абитуриентов должны быть развиты коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.



Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно- коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Программа ориентирован на синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся. Русский язык представлен в примерной программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок примерной программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, примерная программа создает условия для реализации углубления деятельностного подхода к изучению русского языка.



Ц е л и обучения русскому языку

Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению родному языку:



  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности

В результате абитуриент должен

знать / понимать:

  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

уметь:

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

аудирование и чтение

  • использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

говорение и письмо

  • создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

Порядок проведения вступительного испытания

Вступительное испытание по русскому языку проводится в форме тестирования. Экзаменационная работа оценивается по 100 балльной шкале; минимальное количество баллов, которое необходимо набрать в ходе тестирования составляет 30 баллов.



Содержание программы дисциплины

содержание, обеспечивающее формирование языковой и Лингвистической (языковедческой) компетенций

Введение в науку о языке

Язык как общественное явление.

Основные функции языка: коммуникативная, когнитивная (познавательная), кумулятивная (культуроносная), эстетическая.

Общее представление о развитии русистики. Виднейшие ученые-лингвисты и их работы.

Понятие о современном русском литературном языке и его диалектах.

Языковая норма, ее основные признаки и функции. Кодификация нормы; фиксация нормы в грамматиках, словарях, справочниках. Основные виды норм современного русского литературного языка.

Типичные ошибки, вызванные отклонением от литературной нормы.

Фонетика и орфоэпия

Классификация фонетических единиц русского языка. Звук речи. Позиционные чередования звуков речи. Ударение в русском языке. Роль букв Е,Ё,Ю,Я в слове

Орфоэпические нормы русского языка

Лексика и лексикология

Слово и его лексическое значение. Системные отношения в лексике русского языка; их выражение в многозначности, омонимии, синонимии, антонимии, паронимии. Лексика русского языка с точки зрения ее происхождения, активного и пассивного запаса, сферы употребления, стилистической дифференциации.

Фразеологические единицы русского языка: фразеологические сочетания, пословицы и поговорки, крылатые выражения. Основные признаки фразеологизмов. Источники фразеологизмов.

Лексические средства выразительности речи: тропы и фигуры речи ( метафора, метонимия, синекдоха, литота, гипербола, эпитет, сравнение, олицетворение, анафора, эпифора, инверсия, оксюморон, градация, антитеза, риторические фигуры)



Морфемика и словообразование

Морфемы корневые и аффиксальные, словоизменительные и словообразовательные. Система современного русского словообразования. Продуктивные способы образования частей речи в русском языке.

Основа слова. Окончание (флексия). Понятие о морфеме. Значимые морфемы: приставка, корень, приставка (префикс), суффикс. Аффиксы. Постфиксы. Соединительная гласная. Международные словообразовательные элементы.

Морфологические способы словообразования:



  • аффиксация (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный);

  • безаффиксный (беспредел, отгул);

  • словосложение (звездолёт);

  • аббревиация, или сокращение основ (ОМОН, АО, колхоз, вуз).

Неморфологические способы словообразования:

  • переход слова из одной части речи в другую: дежурный, столовая;

  • лексико-синтаксический: сего дня—сегодня;

  • лексико-семантический: дворник, мышь, молния.

Морфология

Грамматические категории, грамматические значения и грамматические формы. Основные способы выражения грамматических значений.

Проблема классификации частей речи в русистике. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические признаки знаменательных частей речи. Самостоятельные части речи и их грамматические признаки: имя существительное, имя прилагательное, имя числительное, местоимение, наречие, глагол, причастие и деепричастие. Служебные части речи и их грамматические признаки: союз, предлог, частица. Слова, находящиеся вне системы частей речи. Грамматическая омонимия. Переходные явления в области частей речи.

Синтаксис

Синтаксические единицы. Синтаксические связи и их типы. Средства выражения синтаксической связи.

Словосочетание. Типы подчинительной связи в словосочетании: согласование, управление, примыкание.. Синонимия словосочетаний.

Предложение как единица синтаксиса. Интонационные и грамматические признаки предложения. Порядок слов в простом предложении, его коммуникативная и экспрессивно-стилистическая роль.

Предикативная (грамматическая) основа предложения. Трудные случаи координации подлежащего и сказуемого. Трудные случаи квалификации второстепенных членов предложения: дополнение, определение, обстоятельство.

Типы простых и сложных предложений. Двусоставное и односоставное простое предложение. Типы односоставных предложений. Полное и неполное предложение Вопрос о классификации сложноподчиненных предложений (изъяснительные, определительные, обстоятельственные). Виды подчинений: однородное, параллельное, последовательное.

Прямая и косвенная речь. Несобственно-прямая речь.

Синонимия синтаксических конструкций.

Синтаксис текста. Целостность и связность как конструктивные признаки текста. Средства их выражения. Сложное синтаксическое целое (сверхфразовое единство) как семантико-синтаксическая единица текста. Абзац как композиционно-стилистическая единица текста. Разновидности ССЦ: с цепной зависимостью компонентов, с параллельной связью, смешанного типа.

Изобразительные средства синтаксиса: синтаксический параллелизм; риторический вопрос, восклицание и обращение; повторяющиеся союзы и бессоюзие и т. п.



Система функциональных разновидностей современного русского языка

Лингвистические особенности научных, официально-деловых, публицистических текстов и их основных жанров.

Разговорная речь и ее особенности.

Язык художественной литературы и литературный язык. Язык художественной литературы в отношении к разговорному языку и функциональным стилям.

Особенности типов речи: повествование, описание, рассуждение.

Средства словесной образности.

Тропы, стилистические фигуры и особенности их использования.

Художественный текст как объект лингвистического анализа



Правописание: орфография

Разделы современной русской орфографии и основные принципы написания: 1) правописание морфем; 2) слитные, дефисные и раздельные написания; 3) употребление прописных и строчных букв; 4) правила переноса слов; 5) правила графического сокращения слов.

Классификация безударных гласных в корне слова: безударные гласные проверяемые и не проверяемые ударением, чередующиеся гласные. Правописание корней с непроверяемыми безударными гласными (словарные слова).

Правописание корней с чередованием, зависящих от ударения ( гор-гар, зор-зар, клан-клон, плав-плов, твор-твар); правописание корней с чередованием, зависящих от наличия-отсутствия суффикса (кос-кас, бир-бер и т.п.), правописание корней с чередованием, зависящих от значения корня (мак-мок, равн-ровн), правописание корней с чередованием, зависящих от согласного в корне (лаг-лож, раст-ращ-рос, скак-скоч).

Изучение исключений из указанных правил: выгарки, зоревать, пловец, пловчиха, отрасль, росток и др

Правописание звонких, глухих, непроизносимых согласных. Изменения в правописании под влиянием произношения (свадьба-сватать, диагноз-диагностика) и в результате чередования согласных (доска-дощатый, воск-вощёный, но-резче, несчастный).

Правописание непроверяемых согласных (ресницы, кафтан) и слов, правописание которых объясняется этимологией (яства, ровесник, сверстник).

Правописание двойных согласных в русских словах на стыке морфем. Редкие случаи удвоения согласных в корнях русских слов (жж, сс). Правописание удвоенных согласных в иноязычных словах.

Правописание ча-ща, чу-щу, жи-ши. Правописание Ы-И после Ц.

Буквы О, Е (Ё) после шипящих и Ц в корнях и других частях слова. Единые правила правописания О, Е в суффиксах и окончаниях именных частей речи. Написание суффикса –ёр-.

Буква Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях отглагольных образований.

Трудные случаи правописания О-Ё после шипящих (ожог-ожёг).

Правописание заимствованных слов, оканчивающихся на –ция.

Умение определять части слова, морфологическую принадлежность; различать корни, проверяемые ударением, и корни с чередующимися гласными.

Функциональное сходство роли Ъ и Ь как разделительных. Место разделительного Ъ.

Совершенствование навыка определения русских и иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную. Употребление в первой части слова числительных двух-, трёх-, четырёх.

Разделительный Ь в русских и заимствованных словах (воробьи, медальон). Сложносокращённые слова (иняз, детясли). Расширение лексического запаса слов с Ъ и Ь (адъютант, конъюнктура и др.).

Написание Ь после шипящих и на конце слов.

Правописание неизменяемых приставок (от-, ото-, о-, об-, обо-, по-, под-, в-, на-, за-, у-, с-, и др.). Правописание изменяемых приставок на –з, и –с. Правописание приставок с чередованием гласных раз-рас, роз-рос. Правописание приставок пре-, при-. Правописание словарных иноязычных слов (президиум, президент, привилегия, приоритет).

Буквы И, Ы после русских и иноязычных приставок.

Умение определять лексическое значение слова для выбора приставки ПРЕ-, ПРИ- (приходящий поезд—преходящий успех, презирать-призирать, приложить—непреложный).

Правописание гласных в суффиксах с уменьшительно-ласкательными, увеличительными и пренебрежительными значениями.

Правописание неизменяемых суффиксов имён существительных: -отн, -овн, -от, -ость, -ет, -есть, -еств, -изн, -ин, -инств. Правописание изменяемых суффиксов существительных: -чик -щик, -ек-ик, ец-иц, -ышк-ушк-юшк.

Правописание окончаний существительных в зависимости от типа склонения. Морфологические нормы употребления окончаний существительных единственного и множественного числа.

Склонение имён прилагательных. Правописание гласных в падежных окончаниях с основой на шипящую. Правописание кратких прилагательных с основой на шипящую.

Правописание падежных окончаний имён прилагательных: -чив-, -лив-, -ев-ив, -к-, -ск-, Н и НН в суффиксах прилагательных, образованных от имён существительных. Слитное и дефисное правописание сложных прилагательных.

Соотношение местоимений с другими частями речи: существительными, прилагательными, числительными и наречиями. Разряды местоимений по значению. Морфологические признаки и синтаксические свойства местоимений различных разрядов. Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Слитное правописание местоимений с отрицательными приставками НЕ-, НИ-. Раздельное правописание местоимений с отрицательными частицами. Дефисное написание местоимений. Отличие местоимений от омонимичных наречий. Различие написаний: не кто иной, как; не что иное, как; никто иной, ничто иное.

Правописание сложных количественных числительных, правописание составных числительных, правописание дробных числительных, правописание Ь в числительных. Склонение составных числительных.

Правописание суффиксов глаголов –ова-ева-, -ыва-ива-. Правописание тематической гласной глагола перед суффиксом –л- в форме прошедшего времени.

Правописание личных окончаний глагола первого и второго спряжения. Правописание глаголов-исключений. Правописание –ться и –тся в глаголах.

Склонение причастий и правописание гласных в их падежных формах. НЕ с причастиями.

Правописание суффиксов действительных причастий настоящего времени –ущ-, -ющ-, -ащ-, -ящ-. Правописание суффиксов страдательных причастий настоящего времени –ем-, -им-. Правописание н и нн в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных.

Правописание НЕ с наречиями на –о, -е. НЕ и НИ в наречиях. Правописание суффиксов –о, -а на конце наречий. Употребление Ь в наречиях на шипящий.

Дефисное написание предлогов (из-за, из-под, по-за, по-над). Умение правильно употреблять предлоги В и НА, С и ИЗ. Правильное употребление существительных с предлогами ПО, БЛАГОДАРЯ, СОГЛАСНО, ВОПРЕКИ.

Правописание производных предлогов: в течение, в продолжение, в виде, в связи, по мере, ввиду, вместо, вследствие, наподобие, насчет. Отличие написания производных предлогов от омонимичных падежных форм существительных.

Слитное написание союзов чтобы, тоже и также, итак, зато, причем и притом. Отличие написаний от омонимичных местоимений и наречий. Раздельное написание союзов как будто, потому что, так как, так что, как только, то есть.

Раздельное и дефисное написание частиц.

Значения частиц НЕ и НИ.

Правописание НЕ и НИ с разными частями речи. Трудные случаи правописания НЕ и НИ.



Правописание: пунктуация

Принципы современной русской пунктуации. Разделы русской пунктуации и система правил, включенных в каждый из них: 1) знаки препинания в конце предложений; 2) знаки препинания внутри простого предложения; 3) знаки препинания между частями сложного предложения; 4) знаки препинания при передаче чужой речи; 5) знаки препинания в связном тексте. Абзац как пунктуационный знак, передающий смысловое членение текста. Сочетание знаков препинания. Авторское использование знаков препинания. Трудные случаи орфографии и пунктуации.

Союзы при однородных членах. Запятая, двоеточие и тире при однородных членах предложения. Обобщающие слова при однородных членах предложения.

Понятие об обращении. Знаки препинания при обращении.

Понятие об обособленных определениях. Согласованные обособленные определения, выраженные причастными оборотами и прилагательными с зависимыми словами, знаки препинания при них. Несогласованные обособленные определения, выраженные именами существительными и сравнительной степенью сравнения прилагательного, знаки препинания при них.

Понятие об обособленных обстоятельствах. Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами, знаки препинания при них. Обособленные обстоятельства, выраженные именами существительными с зависимыми словами. Уточняющие обстоятельства. Сравнительные обороты

Понятие о вводных словах, предложениях, вставных конструкциях. Отличие вводных слов от членов предложения. Знаки препинания при вводных словах, предложениях, вставных конструкциях.

Запятая, тире и точка с запятой в сложносочиненном предложении.

Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными. Запятая между частями сложноподчиненного предложения

Запятая, точка с запятой, двоеточие и тире в бессоюзном сложном предложении.

Знаки препинания при прямой речи и при диалоге. Знаки препинания при цитатах, заимствованных выражениях и словах, употребляемых в ироническом значении.

содержание, обеспечивающее формирование Коммуникативной компетенции

Речевое общение как форма взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. Виды речевого общения: официальное и неофициальное, публичное и непубличное. Вербальные и невербальные средства общения.

Речевая ситуация и ее компоненты (говорящий и слушающий, их социальная и речевая роли, речевые намерения; условия и обстоятельства). Официальные и неофициальные ситуации общения.

Правила успешного речевого общения. Выбор речевой тактики и языковых средств, адекватных характеру речевой ситуации. Причины коммуникативных неудач, их предупреждение и преодоление.

Текст как продукт речевой деятельности. Совершенствование умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров.

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический.

Понятие о коммуникативной целесообразности, уместности, точности, ясности, чистоте, логичности, последовательности, образности, выразительности речи.

Основные жанры научного стиля. Основные жанры официально-делового стиля. Форма и структура делового документа.

Формирование культуры публичной речи. Основные жанры публичной речи. Совершенствование культуры разговорной речи. Основные жанры разговорной речи. Анализ разговорной речи, содержащей грубо-просторечную лексику, жаргонизмы, неоправданные заимствования и т. п.

Совершенствование умений оценивать устные и письменные высказывания/тексты с точки зрения языкового оформления, уместности и эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.



Содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции

Взаимосвязь языка и культуры. Русский язык как одна из основных национально-культурных ценностей русского народа. Диалекты как историческая база литературных языков.



Русский язык в контексте русской культуры. Слова с национально-культурным компонентом значения. Национальная специфика русской фразеологии.

Список рекомендуемой литературы

  1. Бройде М.Е. Русский язык в упражнениях и играх. – М.: Рольф, 2001.

  2. Космарская И.В., Руденко А.К. Русская грамматика в тестах. 8-11 классы. – М.: Аквариум, 1997.

  3. Милославский И.Г. Как собрать и разобрать слово: книга для учащихся. – М.: Просвещение, 1993.

  4. Откупщиков Ю.В. К истокам слова: рассказы о науке этимологии. – М.: Просвещение, 1986.

  5. Первова В.М. Задания по русскому языку для учащихся-заочников: 9 –11 классы. – М.: Просвещение, 1988.

  6. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. – М.: Рольф, 2002.

  7. Русский язык: Теория. Тесты: Практическое пособие для подготовки к ЕГЭ // Фоломьева С.О., Окулич Н.М. – Абакан, Из-во ХГУ им. Н.Ф.Катанова, 2007

  8. Ткаченко Н.Г. 300 диктантов для поступающих в ВУЗы. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2009.

  9. Ткаченко Н.Г. Тесты по грамматике русского языка : В 2 ч. – М.: АЙРИС-ПРЕСС , 2003.

  10. Темиз Я.В. Практикум по русскому языку: Интенсивный курс. – М.: АЙРИС-ПРЕСС, 2000.

  • *Для подготовки можно использовать все школьные УМК

Словари и справочники

  1. Александрова З.К. Словарь синонимов русского языка / под ред. П.А. Чешко. – М.: Русский язык, 1986.

  2. Ахманова О.С. Словарь синонимов русского языка. – М.: Русский язык, 1986.

  3. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения / отв. редактор В.П. Вомперский. – М.: Правда, 1986.

  4. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.М. Слитно или раздельно: опыт словаря-справочника. – М.: Русский язык, 1987.

  5. Жуков В.П. Школьный фразеологический словарь русского языка. – М.: Русский язык. – М.: 1980.

  6. Лапатухин М.С. Школьный толковый словарь русского языка / под ред. Ф.П. Филина.- М.: Просвещение, 1981.

  7. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка / под ред. Л.А. Новикова. – М.: Русский язык, 1985.

  8. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка / под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1985.

  9. Орфографический словарь русского языка. – М.: Русский язык, 1993.

  10. Орфоэпический словарь русского языка / под ред. Р.И. Аванесова. – М.: Русский язык, 1985.

  11. Панов Б.Т., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М.: Просвещение, 1991.

  12. Потиха З.А. Школьный словарь строения слов русского языка. – М.: Просвещение, 1987.

  13. Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник / Под ред. В.В.Лопатина.- М.: Эксмо, 2007.

  14. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь-справочник лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1976.

  15. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1984.

  16. Розенталь Д.Э. Прописная или строчная? (опыт словаря-справочника) / отв. Редактор Л.К. Чельцова. – М.: Русский язык, 1986.

  17. Словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1988.

  18. Современный словарь иностранных слов. – М.: Русский язык, 1992.

  19. Фелицина В.П., Прохоров Ю.Е. Русские пословицы, поговорки и крылатые выражения: лингвистический словарь. - М.: Русский язык, 1988.

  20. Фразеологический словарь русского языка / под ред. А.И. Молоткова. – М.: Русский язык, 1986.

  21. Шанский Н.М., Боброва Т.А. Этимологический словарь русского языка. – М.: Прозерпина, 1994.

  22. Штудинер М.А. Словарь образцового русского ударения.- М.: Айрис-пресс, 2008

  23. Энциклопедический словарь юного филолога: языкознание / составитель М.В. Панов. – М.: Энциклопедия, 1984.



Перечень ключевых слов (основных понятий и терминов)

по разделам дисциплины

1. Русский язык как язык русского народа и один из языков межнационального общения. Общенародный язык и его разновидности: литературный (книжный, разговорный, язык художественной литературы), территориальные диалекты, профессиональные и социальные жаргоны, просторечие. Культура русской речи.

2. Фонетика, орфоэпия, звуки речи, согласные звуки, типы согласных (твердые, мягкие), (сонорные, шумные (звонкие, глухие)). Исторические чередования согласных.

3.Морфемика, морфема, основа слова (производная, непроизводная, членимая, нечленимая), флексия, корень слова (связанный, свободный), префикс (приставка), суффикс, постфикс, морфемный разбор.

4.Лексика. Лексическое и грамматическое значение слова. Многозначность слова. Метафора и метонимия. Фразеологизмы. Омонимы. Синонимы. Антонимы. Паронимы.

Заимствованная лексика. Устаревшие слова: историзмы и архаизмы Неологизмы. Общенародная лексика. Диалекты. Профессионализмы. Жаргонная лексика. Этимология.

5.Орфография, орфограмма, орфографическое правило. Разделы орфографии.

6.Словообразование, морфологический способ словообразования, префиксальный способ, суффиксальный способ, постфиксальный способ, префиксально-суффиксальный способ, словосложение, аббревиация, неморфологические способы словообразования, словообразовательный разбор.

7. Морфология, часть речи, самостоятельные части речи (их виды и типы), служебные части речи (их виды и типы), звукоподражательные слова, модальные слова, междометия. Классификация частей речи в современном русском языке.

Имя существительное, лексико-грамматические разряды имен существительных: собственное – нарицательное. Одушевленное – неодушевленное существительное. Род имен существительных (женский род, мужской род, средний род, общий род, существительные, не имеющие рода). Принципы родовой отнесенности имен существительных. Определение рода существительных иноязычного происхождения. Колебания в роде существительных.

Глагол, инфинитив, вид глагола, совершенный вид глагола, несовершенный вид глагола, переходный глагол, непереходный глагол, наклонение глагола, изъявительное наклонение, сослагательное наклонение, повелительное наклонение, время глагола, настоящее время глагола, прошедшее время глагола, будущее время глагола, лицо глагола, спряжение глагола, разноспрягаемые глаголы, безличные глаголы.

Имя прилагательное. Разряды прилагательных: прилагательные качественные, относительные и притяжательные. Краткие и полные формы прилагательных. Степени сравнения прилагательных.

Имя числительное. Количественные числительные. Дробные числительные. Собирательные числительные. Порядковые числительные

Местоимение.

Причастие. Причастия действительные и страдательные

Деепричастие

Наречие.

Слова категории состояния.

Служебные части речи. Предлоги. Союзы. Частицы.

Модальные слова.

Междометие.

8. Синтаксис. Словосочетание.

Предложение. Предикативная основа предложения. Подлежащее. Сказуемое. Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство, приложение Односоставные предложения. Глагольные односоставные предложения: определенно-личные, не определенно-личные, обобщенно-личные, безличные, инфинитивные. Именные односоставные предложения. Нечленимые предложения.

Полные и неполные предложения.

Однородные члены предложения.

Обособленные члены предложения.

Вводные компоненты. Обращения.

Сложное предложение. Сложносочиненные предложения: Сложноподчиненные предложения. Бессоюзные сложные предложения. Сложные многочленные предложения. Монологическая и диалогическая речь.

Синтаксическое строение текста.

Сложное синтаксическое целое.

9.Пунктуация.

Знаки препинания (точка, восклицательный знак, вопросительный знак, запятая, двоеточие, тире, точка с запятой, кавычки, скобки)

10.Текст, типы текста: описание, рассуждение, повествование.

Стили речи: художественный стиль, разговорный стиль, публицистический, официально-деловой, научный.



Средства художественной выразительности в поэтическом произведении: тропы (метафора, метонимия, гипербола, литота, олицетворение и др.) и фигуры (градация, оксюморон, парцелляция, инверсия и т.д.).