Программа воспитательной работы - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
План воспитательной работы с учащимися 9А класса моу лицей №3 г 1 121.97kb.
Анализ учебно воспитательной работы за прошедший год 4 2069.4kb.
Программа повышения квалификации «эффективные методы организации... 1 475.15kb.
Тематический план воспитательной работы в 9 классе 1 83.01kb.
Тематический план воспитательной работы 2 415.49kb.
План воспитательной работы в группе продлённого дня на 2012 2013учебный год 1 106.64kb.
Анализ воспитательной работы за 2012-2013учебный год 1 312.51kb.
Образовательная программа дополнительного образования детей «Семейные... 1 311.01kb.
В теории и практике социально-воспитательной работы в настоящий момент... 3 482.39kb.
Программа кружка по технологии «Мастерица- рукодельница» 1 132.79kb.
Программа работы кружка «Юный стрелок» 1 171.44kb.
Как тренировать мышление 1 24.37kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа воспитательной работы - страница №1/1


Программа воспитательной работы

классного руководителя с коллективом класса.

Актуальность программы

(Обоснование необходимости создания программы).

Младший школьный возраст не просто период детства и один из многих этапов развития человека. Это чрезвычайно значимый период человеческой жизни.

Многие дети приходят к нам в начальную школу, не умея общаться и сотрудничать. Они не могут знакомиться, не знают, как вежливо обратиться к другому ребенку, как вежливо отказать. Плохо ориентируясь в понятиях «мое», «твое», «общее» способны брать без разрешения чужие вещи. Не умеют отличать искреннее непонимание или шутку от агрессии. Зачастую ребята совершенно не приучены чувствовать границы необходимой самообороны: в ответ на грубое слово могут затеять жестокую драку, на легкий толчок рукой – ударить.

Существует несколько причин отсутствия элементарных навыков взаимодействия.

До поступления в школу многие дети ограниченно общаются с ровесниками. Некоторые из них не ходят в детский сад, не гуляют во дворе, где у них могла бы сформироваться постоянная компания, и, естественно, имеют очень мало возможностей накапливать опыт взаимодействия.

К формированию у детей неадекватных навыков взаимодействия приводит увлечение телевизионными передачами и компьютерными играми. Поведение их героев часто не совпадает с нормами реальной жизни. Персонажи игр заменяют детям друзей и врагов, а со сверстниками они пытаются общаться «телевизионными», порой жестокими методами.

Школа становится для многих ребят первым местом, где они могут быть членами относительно стабильного коллектива. Отсутствие у детей необходимых навыков взаимодействия ведёт к тому, что их общение сразу делается конфликтным, причем конфликты эти они разрешать не способны. Это создает много проблем, как для самих ребят, так и для нас, педагогов.

Если мы – взрослые не поможем детям наладить общение, у них может сформироваться стойкое отрицательное отношение к сверстникам как к помехе, препятствию, источнику отрицательных эмоций. В дальнейшем это осложнит их формирование как членов общества и граждан.

Со всей остротой в начальной школе встает вопрос об активизации внутренних возможностей личности. Взаимодействие между учащимися является основой для успешного развития классного коллектива, в процессе создания которого формируется личность каждого ребенка.

Стать одной большой семьей, члены которой в любой момент готовы протянуть руку помощи, вместе обдумывать и решать коллективные вопросы, вместе организовывать классные мероприятия – вот главное условие успешного воспитания.

Задачу развития у учеников начальной школы навыков общения, взаимодействия и сотрудничества с ровесниками я считаю чрезвычайно важной. Решать ее необходимо с максимальной интенсивностью, сразу после поступления детей в школу, чтобы избежать формирования и закрепления отрицательных стереотипов. В центре внимания должно стоять воспитание у детей доброжелательного отношения к людям, эмоционального принятия их, готовности к обсуждению проблемных ситуаций и умения находить конструктивные решения.




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа опирается на использование групповых форм творческой деятельности детей на уроках и во внеурочное время.



Цель программы заключается в формировании у детей навыков общения, эффективного взаимодействия и сотрудничества. Работа проводится с учениками 1-4-х классов общеобразовательной школы. Программа включает задания разных типов (учебные и игровые; такие, для выполнения которых надо рисовать, конструировать, мастерить поделки, сочинять тексты и т.д.).

Однако чем бы ребята не занимались, критерием оценки успешности работы будет их умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели. Программа определяет способ организации работы детей. Тематика заданий может быть любой.



Задачи программы.

1. Создание мотивации (побуждения, направленности) сотрудничества.

Необходимо обеспечить детям такой опыт взаимодействия, который убедит их в следующем:

- работать сообща приятно и интересно;

- коллективная работа часто более эффективна, чем индивидуальная, и позволяет сделать то, с чем невозможно или очень трудно справиться самостоятельно;

- в совместной работе возникают тёплые чувства к партнёрам и хорошие отношения, которые сохраняются и по её окончании.

2. Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.

Опыт совместной работы со сверстниками должен позволить детям:

- принять тот факт, что хороший, вызывающий положительные эмоции результат работы может существенно отличаться от личных первоначальных замыслов;

- почувствовать, что вклад каждого обогащается лептой других участников.

3. Обучение правилам эффективной организации совместной работы.

Например:

- до начала выполнения работы и по ходу её обсуждать и согласовывать планы;

- знать и использовать правила эффективного обсуждения;

- распределять обязанности и средства, используя справедливые процедуры и объективные критерии.

4. Развитие эмоциональной сферы личности.

Для этого необходимо научить детей:

- распознавать эмоциональные состояния свои и партнёров, ориентируясь на вербальные проявления (жесты, мимику, позу, интонацию и др.);

- адекватными средствами выражать собственные чувства и говорить о предполагаемых чувствах партнёров.

Принципы программы:

1. Обучение в деятельности.

2.Предоставление всей возможной самостоятельности в деятельности.

3.Обеспечение позитивного опыта деятельности.

4.Работа педагога в стиле сотрудничества.

5.Приоритетное внимание учителя к отношениям, которые складываются между детьми по ходу работы.

6. Привлекательность содержания деятельности.

Средства и методы реализации программы:

Основное средство обучения детей взаимодействию и сотрудничеству – организация творческой деятельности в малых группах.

Форма творческой деятельности в группе имеет большой потенциал как раз для развития навыков общения, взаимодействия и сотрудничества у младших школьников. Это приводит к сплочению коллектива.

Организация работы по программе.

Программа рассчитана на систематическую работу. Предполагается, что дети выполняют хотя бы одно групповое задание в неделю. Темы и содержание работ могут быть любыми: они определяются общими целями образовательного и воспитательного процесса в школе.

Программу можно начинать с любого указанного класса. Но обязательно нужно придерживаться логики ее построения: от простых заданий, направленных в основном на формирование мотивации совместной деятельности, к сложным.

Предлагаются групповые формы работы с развернутым творческим компонентом по нескольким причинам.

1.При ее выполнении нет условий, провоцирующих развитие соперничества (конкуренции) внутри групп и между ними.

2. Такая работа содержит необходимые предпосылки для формирования между ее участниками отношений сотрудничества.

3. Это именно тот вид деятельности, который наиболее востребован в реальной жизни.

4. Подобная деятельность интересна детям и мотивирует их выполнение заданий, требующих взаимодействия.

Принимая решение, участники учитывают интересы другого человека наравне с собственными и стремятся гармонически сочетать их.

Таким образом, только сотрудничество ориентировано на наиболее полное удовлетворение интересов всех участников взаимодействия. Научить сотрудничать – значит научить добиваться желаемого, не ущемляя интересов других людей.

Не стоит полагаться на то, что, выполняя коллективные творческие работы, дети самостоятельно научатся сотрудничеству. Его нужно формировать целенаправленно и методично.

Для реализации программы требуется решить следующие задачи:

1-й год реализации программы (1-й класс):

Воспитательная работа в первом классе, основной целью которой является формирование качеств личности, строится с учетом тех потребностей и вопросов, с которыми ребенок приходит в школу:

- обеспечить успешную адаптацию учащихся на первом этапе образования;

- обеспечить положительный эмоциональный настрой учащихся к активной коллективной деятельности через проведение конкурсов, игр;

- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;

- использовать разнообразные формы организации работы с детьми;

- привлечь родителей к реализации данной программы.
Тема: Совместно-индивидуальная деятельность

Цель: формировать умение объединять продукт индивидуальной деятельности каждого члена группы-команды в единое целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности при руководящей роли педагога или родителей.

Задачи:

1.Создание у детей мотивации взаимодействия и сотрудничества.

2. Приобретение первичных навыков общения в группе.

Прогнозируемый результат:

- уметь вступать в процесс общения, проявляя толерантное отношение друг к другу;

- проявлять интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;

- делиться своими чувствами, интересами, настроением с партнерами по общению.

- обогащение друг друга новыми идеями в ходе взаимодействия.
2-й год реализации программы (2 класс):

Во 2-м классе уделяется внимание обучению коллективной деятельности:

- создать психолого-педагогические условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса, для развития личности, самоутверждение каждого ребенка, сохранения неповторимости и раскрытия потенциальных способностей;

- воспитывать коммуникативную культуру школьника – умение работать в паре, группе, коллективе;

- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- формировать у детей способности стремиться к здоровому образу жизни;

- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.
Тема: Совместно-последовательная деятельность.

Цель: формировать умение создавать продукт совместной коллективной творческой деятельности группы-команды, выполняя работу пошагово, в порядке очередности.

Задачи: Формирование привычки согласовывать личные интересы с интересами других.

Прогнозируемый результат:

- научиться придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять определенный объем работы, не уничтожать и не преобразовывать труд партнера без его разрешения);

- получить эмоциональный опыт взаимодействия;

- научиться различать давление и совет, адекватно реагировать на них;

- испытывать чувство принадлежности к группе.


3-й год реализации программы (3-й класс):

После заложенного начала формирования качеств личности и обучения коллективной деятельности основной целью работы в 3-м классе является формирование культуры личности:

- совершенствовать познавательную активность учащихся;

- нацеливать детей на успех через сотрудничество, настойчивость, личное старание и труд;

- воспитывать у учащихся потребность к расширению своего культурного кругозора;

- создавать условия для общения и коллективной творческой деятельности учащихся класса;

- формировать организационные умения учащихся;

- использовать разнообразные формы организации работы с детьми.


Тема: Создание совместных композиций.

Коллективное принятие решений.



Цель:

-формировать умение объединять личные результаты в одно целое – качественно новый продукт совместной коллективной творческой деятельности самостоятельно каждой группой-командой без помощи педагога или родителей;

- научить процедуре коллективного принятия решения.

Задачи:

1. Обучение правилам эффективной организации совместной работы.

2. Развитие эмоциональной сферы личности.

Прогнозируемый результат:

- уметь обсуждать и согласовывать совместную деятельность, распределять обязанности;

- приобретение опыта непосредственного физического и эмоционального контактов;

- уметь принять тот факт, что результат коллективной работы может быть неожиданным, непредсказуемым и не соответствовать личным представлениям и планам;

- получить опыт коллективного обсуждения и освоить соответствующие правила: обсуждай проблему, не переходя на личности; обосновывай свою точку зрения; не перебивай и др.;

- уметь уступать друг другу.


4-й год реализации программы (4 класс)

При условии доверительного отношения к классу и каждому ребенку в отдельности, основной целью воспитательной работы в 4-м классе становится формирование самосознания:

- обеспечивать устойчивую потребность у учащихся к совершенствованию способностей;

- поддерживать увлеченность учащихся различными видами внеурочной деятельности;

- обеспечивать формирование активной жизненной позиции через проведение внеурочных дел, участие класса в общешкольных мероприятиях.

Тема: Проектная деятельность

Цель: заложить основы групповой проектной деятельности у младших школьников при руководящей роли педагога.

Задачи:

1. Введение в образовательный процесс нового, более глубокого вида творческой деятельности учащихся – метода проектов.

2. Знакомство учащихся с основными требованиями к проекту, алгоритмом работы над ним.

3. Внедрение в практику различных типов групповых проектов в соответствии с возрастными особенностями младших школьников.



Прогнозируемый результат:

Формирование различных ключевых компетенций – комплексных свойств личности, включающие взаимосвязанные знания, умения, ценности, а также готовность мобилизовать их в необходимой ситуации:

- рефлексивные умения;

- поисковые (исследовательские) умения;

- навыки оценочной самостоятельности;

- умения и навыки работы в сотрудничестве;

- коммуникативные умения;

- презентационные умения и навыки.

Данная программа неразрывно связана с процессом обучения, где воспитательный аспект предусматривает развитие ребенка на уроках. Это особенность образовательного процесса в начальной школе, где обучение и воспитание связаны неразрывно.

Внедрение Программы в учебно-воспитательный процесс.

Совместно-индивидуальная деятельность.

Можно привести немало заданий, предусматривающих совместно-индивидуальную деятельность, которые выполняли мои ребята. Например:

- букет, сложенный из цветов «Подарок нашим мамам»;

-изготовление гирлянд из флажков для украшения класса к Новому году;

- «Аквариум» (техника оригами и аппликация);

- концерты, составленные из индивидуально подготовленных номеров;

С точки зрения обучения детей сотрудничеству эти задания позволяют эффективно решать первую из поставленных задач: создание у учащихся мотивации взаимодействия. Ребята убеждаются, что, объединив усилия, они получают качественно новый продукт, который не могли бы произвести самостоятельно. У них возникают положительные эмоции и чувство сопричастности к группе.

Совместно-последовательная деятельность.

Группа детей получает задание создать общее произведение (выполнить рисунок, сочинить рассказ, сказку, чистоговорку и др.), выполняя работу пошагово, в порядке очередности.

Вот некоторые примеры такой деятельности.

Сочинение сказок.

Цель задания. Развитие воображения, речи, умения слышать друг друга.

Организация работы. После создания общей композиции из природного материала, детям давалось задание сочинить сказку о том, что они изобразили вместе. После некоторого времени, данного на подготовку, ребята каждой группы рассказывают по очереди сказку, которая у них получилась. Далее текст сказки оформляется выбранным членами группы учеником и помещается на выставку творческих работ.

Детьми выполнялись также и другие задания совместно-последовательной деятельности. Например:

- придумывание продолжения рассказа;

- написание писем, пожеланий и поздравлений именинникам-одноклассникам и т.д..

Выполняя такие задания дети учатся принципиально важным, хотя и простым вещам.

1.Принять тот факт, что другие участники вносят свой вклад в разработку и реализацию замысла, и замысел от этого может претерпеть существенные изменения.

2. Убедиться, что результат такого совместного творчества привлекателен.

3. Получить эмоциональный опыт взаимодействия. Научиться различать давление и совет, адекватно реагировать на них.

4. Научиться придерживаться некоторых правил коллективной деятельности (соблюдать очередность, выполнять определенный объем работы, не уничтожать и не преобразовывать труд партнера без его разрешения).

5. Испытать чувство принадлежности к группе.



Создание совместных композиций.

Работа состоит из двух последовательных этапов: выполнения каждым ребенком индивидуального задания и совместной деятельности по объединению личных результатов в одно целое. Этот тип заданий похож на первый. Отличается тем, что при совместно-индивидуальной деятельности композиционное объединение элементов в одно целое выполнял учитель, а при создании совместных композиций такую задачу, в основном, решают сами дети.



Классный час. Создание стенгазеты.

Тема занятия. Выпуск стенгазеты к открытому классному часу «Мои друзья.

Цель задания. Развитие организационных и творческих умений, навыков работы в коллективе.

Выполняя задания этого типа дети учатся определенным вещам:

- получать опыт непосредственного физического и эмоционального контактов;

- обсуждать и согласовывать совместную деятельность, распределять обязанности;

- убеждаться, что в ходе совместной работы можно добиться впечатляющих результатов;

- принимать тот факт, что результат коллективной работы может быть неожиданным, непредсказуемым и не соответствовать личным представлениям и планам.

Групповая проектная деятельность младших школьников.

Групповой проект – совместная учебно-познавательная, исследовательская, творческая или игровая деятельность учащихся - партнеров, имеющая общие проблему, цель, согласованные методы и способы решения проблемы, направленная на достижение совместного результата.

Одна из крупнейших современных исследователей учебных проектов Е.С.Полат (Москва), считает, что метод проектов может быть эффективен лишь в сочетании с «технологией работы в группах сотрудничества».

Творческие краткосрочные проекты о дружбе.

Внеурочная деятельность

Опорный предмет: литературное чтение, технология.

Цели: издание газеты или коллажа, раскрывающих тему дружбы, творческая защита продукта совместной деятельности.

Ход проекта: Перед началом работы над проектом я предложила тему.

В каждой группе распределили роли (художники-оформители, поисковая деятельность, редакторы, творческое звено), обсудили план работы. В течение недели готовились к совместной деятельности по созданию газеты о дружбе: подбирали материал из разных источников (стихи, пословицы, свои сочинения, фотографии, иллюстрации), делали заготовки, консультировались у учителя, родителей, библиотекаря. На уроке технологии оформили газету, обсудили защиту. Далее на уроке литературного чтения провели творческую презентацию и совместно с учителем проанализировали проектную деятельность каждой проектной группы.



Работа с родителями – участниками образовательного процесса

Залогом успешной учебно-воспитательной деятельности с учащимися является сотрудничество классного руководителя с родителями, ведь семья оказывала и продолжает оказывать значительное влияние на процесс развития личности ребенка. А, следовательно, сделать родителей активными участниками образовательного процесса – это важная и ответственная задача педагога.

Данную задачу я решаю, применяя в своей практике технологию педагогической поддержки родителей младших школьников, которая включает в себя следующие направления деятельности классного руководителя:

- изучение семей учащихся;

- педагогическое просвещение родителей;

- обеспечение участия родителей в подготовке и проведении коллективных творческих дел в классе;

- педагогическое руководство деятельностью родительского комитета класса;

- индивидуальная работа с родителями;

- информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся.

Работа по каждому из перечисленных направлений складывается из определенной совокупности форм и способов деятельности. Их выбор обусловлен:



  • целями и задачами воспитательной работы;

  • личностными и профессиональными особенностями классного руководителя;

  • традициями школы и класса;

  • своеобразием состава учащихся и их родителей;

  • тенденциями развития воспитательных отношений в классном коллективе;

  • принципами взаимодействия учителя и родителя.

Направления деятельности классного руководителя

Формы и методы работы с родителями младших школьников

Изучение семей учащихся

Позволяет классному руководителю лучше узнать детей и их родителей, понять стиль жизни семьи, ознакомиться с домашними условиями развития личности ребенка:

  • посещение семей;

  • анкетирование;

  • сочинения «Моя семья», «Вечер в нашей семье» и т.п.;

  • педагогические мастерские;

  • деловые игры с родителями;

  • конкурсы семейных творческих работ;

  • формирование банка данных о семье и семейном воспитании и т.п.




Педагогическое просвещение родителей

Планируется в соответствии с возрастными особенностями детей, целями и задачами учебно-воспитательного процесса, конкретными проблемами, возникающими в ходе совместной деятельности учителя и родителей:

  • лекции по педагогике и психологии, праву, этике, физиологии и гигиене;

  • родительские собрания;

  • тематические консультации;

  • педагогические практикумы и тренинги по рассмотрению и анализу различных ситуаций воспитания ребенка в семье и школе;

  • обмен опытом воспитания детей в семье;

  • вечер вопросов и ответов;

  • день открытых дверей и т.п.




Обеспечение участие родителей в жизнедеятельности классного коллектива

Осуществляется классным руководителем с помощью включения их в такие виды взаимодействия как:

  • совместное планирование воспитательной работы в классе;

  • коллективные творческие дела;

  • праздники, вечера, концерты;

  • посещение театров, выставок, музеев и т.п;

  • прогулки, походы, поездки, экскурсии;

  • выставки творческих работ;

  • Дни здоровья;

  • помощь в ремонтных работах и эстетическом оформлении кабинета;

  • участие в оборудовании кабинета.



Индивидуальная работа с родителями

Позволяет установить непосредственный контакт с каждым членом семьи учащегося, добиться большего взаимопонимания в поиске путей развивающего влияния на личность ребенка

  • посещение семей;

  • индивидуальные беседы с родителями;

  • совместное определение перспектив и средств для развития ученика;

  • педагогические консультации;

  • индивидуальные поручения;

  • индивидуальная переписка в дневниках учащихся.




Информирование родителей о ходе и результатах обучения, воспитания и развития учащихся

  • тематические и итоговые родительские собрания;

  • индивидуальные консультации;

  • проверка дневников учащихся;

  • составление карт развития детей и таблиц результатов их учебной деятельности;

  • ведение дневников наблюдения за процессом развития ребенка, детских портфолио;



В своей педагогической деятельности я использую коллективные, групповые и индивидуальные формы взаимодействия с родителями, а также традиционные и нетрадиционные.


Приняв групповую работу как основную форму учебно-воспитательного процесса, обучение детей взаимодействию и сотрудничеству я углубляю от класса к классу. Учитывая возрастные особенности ребят и их предыдущий опыт, постепенно усложняю задания творческой деятельности от простых к более сложным.



Заключение.

Формирование у учащихся навыков общения, взаимодействия и сотрудничества является чрезвычайно важной проблемой. Работая над ней целенаправленно с первого класса, в своей педагогической деятельности я применяла Технологию организованного общения младших школьников.

Чтобы данная технология была результативной с точки зрения личностно-ориентированного образования, я старалась обеспечить ряд важных педагогических условий:

- организацию эффективного взаимодействия и сотрудничества в классе;

- обучение детей культуре общения;

- отношение девочек и мальчиков;

- предоставление детям возможности свободного выбора значимой для них деятельности, форм ее организации и общения;

Систематическая работа по формированию навыков группового взаимодействия имеет положительные результаты:

- умение договариваться между собой и дружно трудиться для достижения общей цели;

- уживчивость и терпимость друг к другу (толерантность);

- интерес к коллективной деятельности и радость от продукта совместного труда;

- умение радоваться не только своим успехам, но и успехам других;



- творчество и инициатива в совместной деятельности;

- взаимное уважение и доверие.