Программа тренинга «Развитие учителя как толерантной личности» - korshu.ru o_O
Главная
Поиск по ключевым словам:
страница 1
Похожие работы
Название работы Кол-во страниц Размер
Программа Социально – психологического тренинга: «Формирование толерантной... 1 349.44kb.
Всестороннее развитие личности ребенка основная цель семьи и школы. 1 136.37kb.
Влияние семейного воспитания на развитие личности подростка 2 262.37kb.
Программа по внеурочной деятельности «Кукольный театр» 1 268.74kb.
«Успешность как непременное условие развития личности школьника» 1 19.64kb.
«Развитие кадрового потенциала» 1 160.77kb.
Конспект урока по информатике учителя информатики моу «сош №4» г. 1 117.5kb.
Обеспечение психологической безопасности личности ребенка 1 118.13kb.
Самообразования «Формирование у младших школьников стремления к самопознанию... 1 352.59kb.
Тема: Как здорово, что все мы здесь сегодня собралисьЦел и 1 77.6kb.
Внеклассное мероприятие «Три святыни, три имени в мире…» 1 54.69kb.
- 14 3452.83kb.
Инструкция по работе с сервисом «sms-платеж» 1 218.94kb.

Программа тренинга «Развитие учителя как толерантной личности» - страница №1/1


Программа тренинга

«Развитие учителя как толерантной личности» толерантного общения»
Разработчик программы: Кожухарь Галина Сократовна, канд. психол. наук, доцент кафедры теоретических основ социальной психологии МГППИ.
Методологической и теоретической основой тренинговой программы явились современные представления об установках толерантного сознания и поведения, теория транзактного анализа Эрика Берна, акмеологический подход к развитию личности, фундаментальные положения технологий группового тренинга, личностно-ориентированного образования (И. С. Якиманская, И. А. Зимняя, Л. А. Бондаревская и др.), синтетического контекстного обучения (А. А. Вербицкий, Н. В. Борисова, А. П. Ситников и др.), теории учебной деятельности, которая включает переживание как основу методики обучения (И. Л. Вахнянская).

Цель тренинга создание условий для становления и развития Интегрированного Взрослого как личности толерантного типа, способной вступать в глубокие близкие отношения на основе толерантного поведения.

Достижение цели обеспечивается решением следующих общих задач:

1)осознанием участниками своих личностных особенностей, которые проявляются в непосредственном опыте группового общения;

2)проектированием идеального образа Интегрированного Взрослого как личности толерантного типа и идеальных типов взаимоотношений и взаимодействия для данного контингента;

3)приобретением нового опыта взаимодействия с целью рефлексии и выбора стратегий поведения, соответствующих идеалу толерантной личности; самоопределение и саморазвитие в процессе взаимодействия с другими людьми.

Программа тренинга предназначена для слушателей курсов переподготовки и повышения квалификации, практических психологов, педагогов-психологов в системе образования, воспитателей детских дошкольных учреждений, студентов психологических факультетов.

Основные методы, использованные в программе: групповая дискуссия, ситуационно-ролевые игры, психогимнастика, транзактный анализ, проективный рисунок, гештальт-метод пустого стула.

Продолжительность тренинга составляет три дня по восемь часов. Всего двадцать четыре часа. Содержание программы рассчитано на динамичную работу группы. При слабой динамике количество упражнений может быть сокращено.

Количество участников – 12-15 человек.

Структура программы включает три блока.

Первый блок называется «Представления о личности в транзактном анализе. Интегрированный взрослый как личность толерантного типа». Его цель - анализ психологических особенностей эго-состояний личности «Родитель», «Взрослый», «Ребенок» (структурный анализ) и разработка модели Интегрированного Взрослого.

Второй блок направлен на исследование особенностей конструктивного и деструктивного межличностного взаимодействия методом транзактного анализа, выявление жизненных позиций участников и анализ установок толерантного поведения. Его название: «Анализ транзакций, жизненных позиций и установок толерантного поведения».

Третий блок связан с анализом игр как непродуктивным видом взаимодействия и выработкой оптимальных поведенческих паттернов, которые являются проявлением толерантного сознания и соответствующих установок. Поскольку данный блок является завершающим, он включает три подраздела: анализ игр, заключение контракта на саморазвитие и, наконец, практическую реализацию модели Интегрированного Взрослого. Его название: «Интегрированный взрослый – способ бытия личности толерантного типа».

Таким образом, структура тренинга включает следующие три блока: 1.«Представления о личности в транзактном анализе. Интегрированный взрослый как личность толерантного типа».



2.«Анализ транзакций, жизненных позиций и установок толерантного поведения».

3.«Интегрированный взрослый – способ бытия личности толерантного типа».

Каждый из блоков организован по следующей логической схеме:

1) предварительная мотивация и целеполагание участников;

2)практический опыт, активизирующий стереотипные переживания, мысли, способы реагирования в игровой ситуации;

3) проживание, переживание и осознание типичных личностных особенностей и паттернов взаимодействия с партнером;

4) индивидуальная и групповая работа, направленная на выделение наиболее общих механизмов разных видов и стратегий взаимодействия, а также базовых потребностей и установок, детерминирующих как особенности протекания общения, так и его последствия;

5) постановка новых целей толерантного поведения во взаимосвязи с ценностями, ценностными ориентациями и средствами их достижения;

6) приобретение нового опыта толерантного взаимодействия как возможности применения осознанного материала с целью расширения поведенческого репертуара, увеличения гибкости, пластичности, адекватности его применения в разнообразных ситуациях общения, сравнение проживаемого опыта на разных этапах тренинговой программы;

7) саморазвитие в результате ассимиляции приобретенного опыта толерантного взаимодействия, социальная реабилитация как способность применения эмоционально-ценностных знаний в ситуациях реальной жизнедеятельности.
Содержание программы тренинга «Развитие личностного толерантного общения»

Блок 1. (Первый день).

«Представления о личности в транзактном анализе. Интегрированный взрослый как личность толерантного типа».
1. Целеполагание и знакомство. Ведущий рассказывает о цели тренинга и его структуре. Участники представляются и осуществляют первичное самоопределение, сформулировав свои ожидания и цели участия в тренинге.

2. Психогимнастическая разминка. Цель - снижение уровня напряженности и создание благоприятной атмосферы. Упражнение «Африканская деревня». Ход упражнения. Участники передвигаются в свободном пространстве и приветствуют друг друга невербальными способами в следующей последовательности: глазами, локтями, бедрами, спинами, глазами. Обсуждение: обратная связь от членов группы о переживаниях и мыслях в процессе выполнения упражнения, рассмотрение динамики контактов и групповой атмосферы. Анализируются установки на невербальные контакты в контексте принятия – непринятия, динамики отношений от поверхностных скольжений взглядом до глубокого взгляда «глаза в глаза».

3. Заполнение теста «Родитель – Взрослый – Ребенок» (см. Прил.1). Результаты теста обсуждаются после знакомства с основными теоретическими положениями теории Э. Берна (Прил. Часть 1).

Мини-лекция на тему: «Транзактный анализ Э. Берна. Часть 1».

Содержание лекции построено по следующему плану: цели транзактного анализа, структурный анализ. (Тезисное содержание мини-лекции см. Прил.2.). Цель – теоретическое знакомство с основными целями теории и представлениями о структуре личности.



6. Анализ и обсуждение результатов теста «Родитель – Взрослый – Ребенок» с точки зрения соответствия одной из целей транзактного анализа – достижения состояния Интегрированного Взрослого. Участники строят индивидуальные эго-граммы. Рассматривается вопрос об оптимальной эго-грамме Интегрированного Взрослого по схеме: Взрослый – Ребенок – Родитель. Члены группы осуществляют самоопределение относительно возможных изменений соотношения эго-состояний в структуре своей личности, решая тем самым одну из задач саморазвития.

7.Короткое сообщение ведущего о содержании понятия «толерантность» и его проявлениях в процессе общения. Групповая дискуссия о значении толерантности во взаимодействии людей. Результат – очерчивание границ понятия «толерантность», выделение характеристик толерантного поведения.

8. Упражнение 1. Цель – осознание вербальных проявлений эго-состояний и соотнесение их с характеристиками толерантного поведения. Ход упражнения: участникам дается короткий текст, в котором следует соотнести содержание фраз или их частей с тем эго-состоянием, из которого оно произносится. Студентка говорит о своей подруге:

«Это глупая, безответственная, легкомысленная девчонка. Мне приходится вместо своих проблем заниматься ее делами. Иногда мне это представляется бессмысленным, но ведь я должна помогать другим, меня же мама этому учила. Однако иной раз мне так хочется ей сказать, чтобы она от меня отвязалась». (Ответ см. Прил.3)

Обсуждение предполагает анализ наиболее типичных вербальных и невербальных проявлений каждого из структурных составляющих личности, а также соотнесение их с проявлениями толерантного поведения. Группа фиксирует вербально-невербальные комплексы проявлений каждого эго-состояния с целью дальнейшей идентификации этих структурных составляющих личности в повседневном взаимодействии.

9. Упражнение 2. Цель – проживание состояний Родитель, Взрослый, Ребенок. Ход упражнения: участники тренинга делятся на двойки или тройки в зависимости от общего количества. Каждый из участников по очереди вспоминает реально произошедшую значимую ситуацию общения с близким человеком. Рассказывает о том, как отреагировал в ней. Затем демонстрирует вербальную и невербальную реакцию последовательно из трех эго-состояний. Обсуждаются наиболее значимые характеристики чувств, мыслей и поведения эго-состояний и анализируется, какое или какие эго-состояния доминировали в реальной ситуации. Проводятся аналогии с толерантным и интолерантным поведением и последствиями, к которым оно приводит.

10. Упражнение 3. Цель - закрепление представлений о содержании эго-состояний Родитель, Взрослый, Ребенок и их проявлении в единстве чувств, мыслей и поведения. Ход упражнения: участникам дается задание продумать и написать типичные мысли, чувства и поступки, которые диктуются их Контролирующим и Заботливым Родителями, Взрослым, а также Адаптированным и Свободным Ребенком в разных ситуациях общения. В обсуждении рассматриваются устойчивые комплексы чувств, мыслей и поведения, характерные для каждого эго-состояния и последствия, к которым приводит их актуализация. Формулируется вывод об оптимальном соотношении лучших характеристик из каждого структурного элемента личности в Интегрированном Взрослом.

11. Групповая дискуссия, целью которой является разработка групповой модели Интегрированного Взрослого как личности толерантного типа. Результат – описание модели интегрированного взрослого как единства аффективной, когнитивной и поведенческой составляющих, а также выделение личностных особенностей, характеризующих проявление толерантных отношений, установок и поведения.

12. Психогимнастика. Упражнение «Ладушки». Цель – снятие эмоционального напряжения и создание благоприятной атмосферы. Ход упражнения – участники делятся по парам и становятся во внутренний и внешний круг лицом друг к другу. Группа начинает играть в ладушки по установленным правилам. По команде ведущего внешний круг передвигается по часовой стрелке, меняя партнеров. Упражнение заканчивается, когда первоначально образованные пары встречаются вновь. Обсуждение направлено на осознание переживаний и мыслей, вызванных участием в упражнении. Формулируется вывод о роли толерантных установок в любых, даже самых простых контактах.

13. Завершение дня. Участники по кругу делятся впечатлениями о прошедшем дне по схеме: 1) что они хотели бы взять с собой и использовать в дальнейшей жизни, 2) чего не хватало в процессе работы в течение дня.
Блок 2. (Второй день).

«Анализ транзакций, жизненных позиций и установок толерантного поведения».

14. Психогимнастическая разминка. Цель – снятие напряжения и создание благоприятной эмоциональной атмосферы. Ход упражнения: все участники становятся в круг и по очереди не вербально представляют свое эмоциональное состояние в данный момент. Человек, демонстрирующий не вербально свое состояние группе, делает шаг вперед в круг. Затем становится на свое место. В это время вся группа одновременно делает шаг вперед в круг и при этом повторяет то, что продемонстрировал предыдущий участник. После каждого человека группа «зеркалит» его самопредъявление. Обсуждение предполагает выражение переживаний, сопровождающих выполнение упражнения, а также высказывание и анализ мыслей, появившихся в процессе работы, связанных с некоторыми психологическими особенностями и механизмами восприятия и понимания людьми друг друга, трудностями самопрезентации, вызванными страхом оценки, интолерантного отношения.

15. Мини-лекция на тему: «Транзактный анализ Э. Берна. Часть 2.» Цель – теоретическое знакомство с транзактным анализом взаимодействий и типами жизненных позиций (Тезисное содержание мини-лекции см. Прил.2, Часть 2).

16. Упражнение 4. Цель – анализ видов транзакций. Ход упражнения – участники делятся на тройки и получают задание найти в своей жизни пример каждой из следующих транзакций: а) дополнительной, б) перекрестной, в) скрытой; продемонстрировать их и обсудить в микрогруппе. Сформулировать выводы о прогнозе динамики отношений взаимодействующих сторон в зависимости от применяемых транзакций. Обсуждение психологических особенностей транзакций разных видов и последствий их использования.

17. Упражнение 5. Цель – анализ транзакций, применяемых в игровой ситуации взаимодействия, их динамики, и, в зависимости от этого, исхода ситуации общения. Ход упражнения. 1). В качестве желающих разыграть значимую жизненную ситуацию приглашаются два участника группы. Распределяются роли, и дается установка реагировать спонтанно, так, как захочется в ответ на воздействие партнера. Группа отслеживает, из каких эго-состояний и какие транзакции используют участники ситуационно-ролевой игры. Обсуждение нацелено на обучение дифференцированию эго-состояний и транзакций в процессе общения и прогнозированию последствий. 2). Тем же самым участникам дается задание взаимодействовать из позиции Взрослый или Интегрированный Взрослый для оптимального разрешения проблемной ситуации. Обсуждение предполагает осознание характеристик Интегрированного Взрослого и преимущества реагирования из этой позиции, обеспечивающего продуктивность общения. Анализируется интолерантность в спонтанном реагировании и повышение уровня толерантности в позиции Взрослого.

18. Психогимнастика. Цель – снятие напряжения и повышение уровня групповой сплоченности. Ход упражнения: участники располагаются сидя на стульях по кругу таким образом, чтобы руки каждого члена группы лежали ладонями вниз на коленях соседа слева и справа. Суть игры заключается в том, чтобы как можно быстрее и слаженнее последовательно передать легким хлопком ладони по колену движение по кругу. В обсуждении затрагиваются вопросы, связанные с факторами, повышающими уровень сплоченности, переживанием единства.

19. Упражнение 6. Цель – обучение гибкому переходу из одного эго-состояния в другое и закрепление позиции интегрированного Взрослого. Ход упражнения. Группа делится на тройки: два участника и один наблюдатель. В тройках каждый по очереди рассказывает значимую для себя ситуацию общения, и она разыгрывается двумя участниками по схеме: а) спонтанное поведение, б) реагирование из позиции «интегрированный Взрослый». Наблюдатель фиксирует динамику эго-состояний и особенности транзакций. Эффективность взаимодействия и удовлетворенность процессом общения обсуждается в тройках, затем в общем круге. Анализируются конкретные характеристики, продемонстрированные участниками в ходе выполнения упражнения, которые могут рассматриваться как корреляты толерантного поведения.

10. Упражнение 7. Цель – обсуждение жизненных позиций участников тренинга и знакомство с данным концептом теории Э. Берна. Ход упражнения. Участникам тренинга предлагаются незаконченные предложения с просьбой завершить их на основе самой первой реакции.

Незаконченные предложения:

По сравнению с окружающими людьми я…

Как правило, в жизни мне…



Другие люди представляются мне…

Я такой человек, который…


Далее анализируются окончания предложений с целью выявления тенденции каждого из участников к одной или двум позициям из четырех возможных (см. Прил. 2, Часть 2). В групповом обсуждении анализируются психологические особенности каждой из позиций и индивидуальные тенденции. Рассматриваются возможности и затруднения проявлений толерантности в разных жизненных позициях.

21. Психогимнастика. Цель – снижение эмоционального напряжения. Ход упражнения: участники становятся в круг, с силой сжимают кулаки (руки согнуты в локтях) и по счету «раз, два, три» резко выбрасывают руки вперед и вниз со звуком «хо-о-о-о». Упражнение повторяется несколько раз (в зависимости от состояния напряжения членов группы).

22. Групповая дискуссия на тему «Толерантный тип личности в контексте транзактного анализа». Цель – интеграция опыта, связанного с транзактным анализом, разработанной моделью толерантной личности и установками и характеристиками толерантного поведения. Обсуждение предполагает постановку акцентов на психологических характеристиках интегрированного взрослого как толерантного типа личности и обобщает полученные участниками тренинга теоретические знания и практически опыт.

23. Упражнение 8. Цель – осознание индивидуальных особенностей взаимодействия эго-состояний в структуре личности. Ход упражнения: после демонстрации ведущим использования гештальт-метода пустого стула для интеграции эго-состояний Ребенок-Родитель в состояние Взрослого, участники делятся на пары или тройки (клиент, консультант и наблюдатель) и тренируются в применении метода пустого стула. Суть метода в том, что эго-состояния рассаживаются мысленно на пустые стулья и вступают во взаимодействие. Каждый из участников должен выступить в роли клиента. Обсуждение осуществляется по схеме: выражение переживаний и мыслей, появившихся в процессе использования данного метода в контексте «здесь и сейчас».

24. Завершение работы. Цель – интеграция опыта и создание положительного эмоционального фона. Ход упражнения: члены группы становятся в круг и перебрасывают друг другу мяч, называя имя выбранного партнера и качество личности или отношений, которое они хотели бы подарить группе и унести с собой для дальнейшей жизни.

Блок 3. (Третий день).

«Интегрированный взрослый – способ бытияличности толерантного типа».
25. Психогимнастическая разминка. Упражнение «Фруктовый салат». Цель – создание положительной эмоциональной атмосферы, активизация групповой работы. Ход упражнения. Каждый член группы получает одно из трех имен, например, яблоко, груша, слива. Все садятся в круг. Один из участников стоит на месте отсутствующего стула и в роли ведущего дает команды. Предположим, что его зовут «яблоко». Если он произносит «Груши», все груши перебегают на другие места. По команде «Сливы». Перемещаются сливы. Когда ведущий произносит «Фруктовый салат» - все члены группы покидают свои места и занимают другие. В этот момент ведущий имеет право захватить свободный стул. Кроме того, он может сесть, называя собственное имя «Яблоко». Следующий участник, оказавшийся в роли ведущего продолжает игру. Игра длится 5-10 минут в зависимости от потребности участников. Обсуждение – выражение чувств и мыслей, анализ факторов, обеспечивающих положительный эмоциональный настрой группы.

26. Мини-лекция на тему «Транзактный анализ Э. Берна. Часть 3». Цель – знакомство с анализом игр (тезисное содержание см. Прил. 2.Часть 3).

27. Упражнение 8. Цель – дифференциация скрытых трансакций. Ход упражнения: участники делятся по парам и придумывают одну ситуацию, в которой демонстрируются разные виды транзакций, в том числе и скрытая. Затем ситуации разыгрываются перед группой каждой парой по очереди; участники должны определить скрытую транзакцию и назвать социальный и психологический уровень ее проявления. Обсуждаются психологические особенности скрытых транзакций и последствия их применения.

28. Упражнение 9. Цель – анализ формулы игры на практике (см. Прил. 2, Часть 3). Ход упражнения. Участникам предлагается вспомнить неприятную или конфликтную ситуацию взаимодействия с каким-либо человеком и расписать ее по следующей схеме: а) как ситуация начиналась, б) как развивалась, в) чем закончилась, г) чувства участника в ситуации и после ее завершения, д) предполагаемые или известные чувства партнера в ситуации и после. Обсуждение: осуществляется анализ ситуации по формуле игры, участники осознают свои «болевые точки», воздействие на которые запускает механизм игры, формулируются выводы об основных факторах включения в игру и о типичных играх для членов группы.

29. Упражнение 10: «Надпись на майке». Цель – осознание механизмов включения в игру и типа игры. Каждый член группы придумывает себе название на майке: на груди пишется текст, который соответствует открытому выражению социального уровня; на спине надпись, раскрывающая содержание того, что в обыденной жизни скрывается и является скрытым психологическим подтекстом. Например: впереди надпись «Я все делаю для твоего блага», скрытый подтекст «Будет так, как я хочу»; или на груди написано «Я тебе доверяю», в то время как на спине майки фраза «Буду контролировать каждый твой шаг». Обсуждение: анализируется влияние скрытого подтекста на особенности взаимодействия и факт проявления подтекста в момент переключения по формуле игры. Формулируемый вывод: если надписи на майке совпадают на груди и на спине, то есть имеют один смысл – игры не будет. Рассматривается вероятность проявления толерантности в контексте игр и при выходе из игр. В заключение формулируется вывод о том, что игры не будет, если скрытый смысл становится видимым, если партнерам ясны как социальный, так и психологический уровень транзакции.

30. Психогимнастика. Передача ритма по кругу. Цель – концентрация внимания и создание доброжелательной атмосферы. Ход упражнения. Один из участников выстукивает ритм ладонями. Данный ритм передается по кругу в любую сторону по договоренности. Упражнение повторяется несколько раз, начинают разные участники. Обсуждение. Выражение чувств и мыслей. Анализ степени проявленного внимания друг к другу, к выполнению задания, уровня групповой сплоченности.

31. Упражнение 11. «Драматический треугольник 1». Цель – осознание ролей, которые поддерживают игру. Ход упражнения. Ведущий вызывает трех желающих. Каждый из них выбирает одну из ролей: один рассказывает какую-то свою проблему, второй помогает ему, а третий обвиняет. Члены группы выступают в качестве наблюдателей. В процессе обсуждения выявляется факт непроизвольной смены ролей участников тройки. Группа пытается дать название ролям.

32. Упражнение 12. «Драматический треугольник 2». Цель – осознание индивидуальных особенностей принятия роли и ее реализации. Ход упражнения: группа делится на тройки, в которых разыгрывается «Драматический треугольник». Роли вначале не обозначаются: дается установка одному участнику рассказывать свою проблему, другому – стараться ему помочь, третьему – произносить обвинения. В процессе выполнения упражнения происходит спонтанная смена позиций. Обсуждение – анализ ролей, которые принимали на себя члены группы, самостоятельные попытки дать наблюдаемым ролям названия.

33. Сообщение ведущего о «Драматическом треугольнике», в который входят Жертва, Спаситель и Преследователь (см. Прил. 2, Часть 3). Цель – знакомство с ролями, препятствующими выходу из игр. Обсуждение включает сопоставление приобретенных знаний с опытом предыдущего упражнения, выделение типичных характеристик каждой из ролей, а также обнаружение возможностей не принимать ни одну из ролей как выход из игры.

34. Проективный рисунок. Задание: нарисовать Я-реальное и Я-идеальное. При этом Я-идеальное - Интегрированный Взрослый как личность толерантного типа. Цель – актуализация бессознательных составляющих представлений о Я-реальном и Я-идеальном как Интегрированном Взрослом, объединение осознанных и неосознанных компонентов. Ход упражнения: участникам раздаются листы бумаги и цветные мелки. Дается установка рисовать обязательно не ведущей рукой. Вначале изображается Я-реальное, затем – Я-идеальное. После окончания рисования участники распределяются по парам, в которых каждый рассказывает о своих рисунках и делится безоценочными впечатлениями о рисунках партнера. Затем все рисунки раскладываются на полу по кругу и обсуждаются всей группой. Обсуждение. Анализируется дополнительное содержание, выявленное благодаря рисованию не ведущей рукой, что позволило проявиться бессознательным компонентам Я-реального и Я-идеального в качестве формы, композиции, цвета, неожиданных элементов, и т.п. Участники осознают и переживают Я-реальное и Я-идеальное, наполняют дополнительным содержанием представления об Интегрированном взрослом как личности толерантного типа.

35. Упражнение 13. «Заключение контракта». Цель – достижение конкретных перемен в своей личности, саморазвитие в определенном направлении. Ход упражнения.

Контракт с самим собой заключается по следующей схеме в виде ответов на вопросы:

Что бы вы хотели именно для себя такого, что сделало бы вашу жизнь более счастливой?

Что надо сделать, чтобы так и получилось?

Что конкретно вы готовы сделать?

Как вы сами и другие поймете, что эта цель достигнута?

Какие индивидуальные способы вы применяете, чтобы саботировать работу над собой?



Обсуждение. После индивидуального заключения контракта его содержание обсуждается в круге. Каждый участник по очереди зачитывает свой контракт, который анализируется всеми участниками с точки зрения его конкретности и возможностей практической реализации. Содержание корректируется в направлении от абстрактных формулировок (например, «стать более общительным», «быть более эмоциональным»), к описанию через конкретные действия (например, «поговорить с человеком Икс, с которым избегал общения на работе», «открыто выражать свои чувства и переживания мужу и ребенку, спрашивать об их чувствах в ситуации»). Анализируется включение или не включение в контракт коррекции и развития качеств, связанных с проявлением толерантности.

36. Подведение итогов тренинга. Групповая дискуссия с целью ассимиляции опыта, приобретенного в групповой работе. Обсуждение обновленных представлений об Интегрированном Взрослом как личности толерантного типа, способной к толерантному поведению на основе толерантных установок. В заключение каждый участник приводит пример, как в повседневной жизни он будет применять приобретенные знания, умения и навыки.

37. Круг рефлексии. Цель – получение обратной связи от группы об участии в тренинге. Резюмирование опыта. Ход упражнения. Каждый человек по кругу рассказывает о том, что за дни работы явилось для него наиболее полезным, что показалось лишним.

38. Заключительное упражнение «Сбор чемоданчика в дорогу». Цель – создание положительной эмоциональной атмосферы, связанной с прощанием с группой. Ход упражнения. Группе предлагается представить, что каждый собирает чемоданчик в дальнюю дорогу – Жизнь. В него можно положить два качества или отношения личности, которые за дни участия в тренинге стали для человека очень ценными и обязательно нужны ему в Жизни. Кроме того, два качества или отношения, затрудняющие проявления Интегрированного Взрослого как личности толерантного типа можно навсегда оставить здесь, не забирая их с собой. Далее каждый участник по очереди называет две характеристики, которые он унесет с собой в чемоданчике и две, которые оставит в прошлом.

39. Минута молчания, стоя в круге и взявшись за руки.
Приложение 1.

Тест «Родитель – Взрослый – Ребенок».1

Оцените приведенные высказывания в баллах от 0 до 10. Ноль баллов свидетельствует об отсутствии данной характеристики. Десять баллов являются выражением максимального ее проявления. Вы можете выбрать любой балл от 0 до 10 в зависимости от того, в какой степени предложенное описание поведения свойственно вам.

Участникам тренинга раздается бланк для ответов, на котором рядом с порядковым номером вопроса проставляется балл.

1- , 4- , 7- , 10- , 13- , 16- , 19- ,

2- , 5- , 8- , 11- , 14- , 17- , 20- ,

3- , 6- , 9- , 12- , 15- , 18- , 21- .



Тест.

Мне порой не хватает выдержки.

Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять.

Родители, как более зрелые люди, должны устраивать жизнь своих детей.

Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

Меня провести нелегко.

Мне бы понравилось быть воспитателем.

Бывает, мне хочется подурачиться как маленькому.

Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

Каждый должен выполнять свой долг.

Нередко я поступаю не как надо, а как хочется.

Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия.

Младшее поколение должно учиться у старшего поколения, как ему следует жить.

Я, как и многие люди, бываю обидчив.

Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

Я – увлекающийся человек.

Мой основной критерий оценивать человека – объективность.

Мои взгляды непоколебимы.

Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

Правила оправданы лишь до тех пор, пока они полезны.

Люди должны соблюдать правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте отдельно сумму баллов по строкам следующей таблицы:

1, 4. 7, 10, 13, 16, 19 – «Ребенок»;

2, 5, 8, 11, 14, 17, 20 – «Взрослый»;

3, 6, 9, 12, 15, 18, 21 – «Родитель».

Расположите соответствующие символы в порядке убывания веса.

На основании полученных баллов, которые переводятся в проценты умножением на 10, строиться эго-грамма. Например:





Приложение 2.
Мини-лекция «Транзактный анализ Эрика Берна».

Часть 1.

Основными целями транзактного анализа являются достижение состояния интегрированного взрослого, при котором человек становится а) осознанным, спонтанным, способным к интимности, б) автономным, а также обретение жизненной позиции Я – ОКей, Ты – ОКей. Э.Берн писал: «Каждое человеческое существо рождается принцем или принцессой; полученный в раннем возрасте опыт убеждает людей в том, что они – лягушки, и это убеждение лежит в основе их патологического развития» (Э.Берн, 1966). Поэтому метафорически цель транзактного анализа заключается в том, чтобы, во-первых, стать более довольными лягушками, а во-вторых, превратиться в принцев и принцесс благодаря осознанности, спонтанности, интимности и автономности.

Структурный анализ личности рассматривает человека в единстве трех компонентов, трех особых функциональных структур: Родителя, Взрослого и Ребенка. Родитель – состояние Я, сходное с образами родителей, Взрослый – состояние Я, автономно направленное на объективную оценку реальности. Ребенок – действующие с момента фиксации в раннем детстве состояния Я, представляющие архаические пережитки.

Каждое эго-состояние выполняет определенные функции. Родительская часть несет ответственность за сохранение энергии и уменьшение тревоги, воспитание, а также установление границ в виде нормативов, эталонов, стереотипов и т.д. Функции Взрослого эго-состояния – продуктивная адаптация к окружающей действительности, организация активности, интеллект, рациональность, вероятностный подход к жизни, фактологичность и оценка реальности на ее основе. Ребенок в общей структуре личности выполняет функции мотивации Взрослого с целью получения максимального удовлетворения от жизни, осуществляет самоподавление, обеспечивает спонтанность, творческость и достижение интимности как глубоких близких отношений с другими людьми.



Родительское эго-состояние подразделяется на Контролирующего Родителя и Заботливого Родителя.

Контролирующий Родитель требует, ориентируется на жесткие нормы, долженствования, стереотипы, контролирует каждый шаг, критически оценивает, имеет низкий уровень развития эмпатии. Естественно, что в контексте тренинга актуализация данного состояния соотносится с проявлением интолерантности, прежде всего, в силу жесткости требований и нормативов, стремлением «втиснуть» всех в определенные рамки.

Заботящийся Родитель поддерживает других людей, успокаивает, проявляет заботу, для него характерно волнение, переживание о близких, эмпатия в определенных пределах, ограниченных его функциями. В некоторых случаях Родитель из данной позиции способен к демонстрации толерантности. В тоже время, для Родителя в целом характерна позиция «сверху», которая предполагает от партнера по общению реакцию эго-состояния Ребенок, может фиксировать ее, тем самым блокируя развитие Взрослой части личности.

Ребенок также может проявлять себя двумя способами.

Адаптированный Ребенок изменяет свое поведение под влиянием Родителя и ведет себя либо зависимо (Приспосабливающийся Ребенок) и не по годам самостоятельно (Бунтующий Ребенок), либо «уходит в себя» (Избегающий Ребенок).

Для Свободного Ребенка характерно спонтанное поведение, творчество, интуиция и радость от жизни. Это самая продуктивная часть личности, которая побуждает к самореализации, получению удовлетворения и радости от жизни.



Взрослый, как уже отмечалось, отвечает за объективную переработку информации, ему свойственны рациональность, вариативный подход к решению проблем, альтернативность мышления, ориентация на факты, осуществление окончательного выбора в ситуации «здесь и сейчас». Он способен четко осознавать свои цели, мотивы, интересы и т.п., а так же выяснять и учитывать потребности, цели, мотивы, интересы партнера по общению, кем бы он ни являлся.

Часть 2.

Анализ транзакций. Э. Берн называет транзакцией единицу общения. Цель простого транзактного анализа – выявить, какое эго-состояние ответственно за стимул, то есть элементарное воздействие на партнера в виде, например, приветствия, и какое эго-состояние осуществило ответную реакцию. На представленных ниже рисунках изображены виды транзакций. Стрелка влево обозначает стимул, стрелка вправо – реакцию. На схемах буква Д символизирует эго-состояние Ребенок (Дитя). На Рис. 1 изображена дополнительная транзакция первого типа (параллельная). Рис. 2 символизирует дополнительную транзакцию второго типа. Берн сформулировал правило, согласно которому взаимодействие будет протекать гладко и долго, пока транзакции дополнительны. Процесс коммуникации будет прерван при пересекающейся транзакции (см. Рис.3). В данном примере стимул направлен Взрослому состоянию Я, однако реакцию выдает Родительское эго-состояние.
Рис. 1 Рис. 2 Рис. 3







Более сложными являются скрытые транзакции (рис. 4). Они включают два уровня: открытый, социальный, который представлен в виде вербального текста, и скрытый психологический подтекст, как правило, выражающийся невербальными средствами общения. Именно эта категория транзакций составляет основу игр. Типичный пример скрытой транзакции, по мнению Э. Берна – это флирт. В скрытых транзакциях участвуют четыре Я.
Рис. 4

Социальный



уровень


Психологич.



уровень


Жизненные позиции. Одним из важнейших концептуальных понятий теории Э. Берна является представление о жизненной позиции человека, которая является результатом родительского программирования (как уже отмечалось, анализ сценариев, и, соответственно, родительского программирования не включен в цели данного тренинга). Берн выделил четыре возможных позиции. В их содержание включены: а) биполярная характеристика партнера по общению «хороший/плохой и б) сравнение себя с ним.

Первая позиция Я ОКей – Ты ОКей, характеризует Победителя в жизни, это позитивная позиция уверенности.

Вторая позиция Я ОКей – Ты не ОКей, связана с переживанием превосходства над другими людьми, приписыванием им ущербности и неполноценности.

Третья позиция Я не ОКей – Ты ОКей подчеркивает переживание своего несовершенства, ничтожности по сравнению с окружающими, невезения и неудачливости.

Четвертая позиция Я не ОКей – Ты не ОКей скрывает депрессивное и безысходное отношение к жизни в целом, к себе и другим людям в частности.

Вторая, третья и четвертая позиции характеризуют, по мнению Берна, Неудачника. Поэтому одна из целей транзактного анализа, как уже отмечалось, приобрести «ОКейную» позиция, то есть занимать позитивную позицию как по отношению к самому себе, так и по отношению к другим людям. В принципе, возможны различные сочетания всех позиций. При этом наиболее часто встречается одновременное проявление установок Я ОКей – Ты не ОКей и Я не ОКей – Ты ОКей.



Часть 3.

Анализ игр. Игра является одним из способов структурирования времени, но по причине своего психологического содержания она препятствует установлению близких отношений с другими людьми, являются неотъемлемой и динамичной составляющей бессознательного плана жизни человека. Суть ее в то, что люди бессознательно порождают в процессе взаимоотношений двойные транзакции. Итак, игра – это серия следующих друг за другом скрытых дополнительных транзакций с четко определенным предсказуемым исходом. Основными характеристиками игр являются а) скрытые мотивы, б) наличие психологического выигрыша. Игры могут быть нечестными и часто завершаются драматичным исходом.

Игра может быть представлена в виде следующей формулы:

«Крючок» + «Клев» = «Реакция» + «Переключение» + «Смущение» + «Расплата».

Расшифровка формулы заключается в следующем. Один из игроков забрасывает «крючок» в виде, например, высказывания. Если на него «клюет» партнер по общению, то, таким образом, он становится тоже игроком. Далее следует серия стимулов и реакций, в результате которых происходит «переключение» с одной роли на другую, что взывает у «клюнувшего» партнера-игрока переживания негативного характера. Пережив смущение, игрок получает расплату в виде трех возможных вариантов. Первый - рассказывает о случившемся событии окружающим, вновь и вновь проживая неприятную ситуацию. Второй – не делится ни с кем, переживая внутри себя. Третий вариант – попадает в операционную, морг или суд. Игрок, инициировавший процесс в результате приобретает психологический выигрыш в виде утверждения в своей правоте и продолжения существования в замкнутом круге так и нерешенной проблемы.



«Драматический треугольник». Э. Берн ввел в психологию понятие «драматический треугольник», которое раскрывает простейшие «повороты» и «переключения» в кризисные моменты взаимоотношений между людьми. Подобно герою в драме, человек в жизни может принять на себя одну из трех ролей: Спасителя, Преследователя и Жертвы. Главная психологическая особенность Жертвы – ее ранимость и игнорирование собственных способностей справиться с проблемой. Спаситель проявляет сочувствие, но при этом отрицает способности другого человека самостоятельно справиться с решением проблемы. Преследователь отличается силой, игнорируя достоинство и саму жизнь партнера по общению.

Схема 1.

Преследователь Спаситель


Жертва

В кризисной ситуации участники могут сдвигаться по периметру треугольника, меняя роли, осуществляя «повороты» или «переключения», которые отражены на простейшей схеме 1. Жертве надоедает находиться в этой роли, и она становится Преследователем, Преследователь превращается в Спасителя, а тот переходит на позицию Жертвы. Берн отмечал, что жизненная борьба представляет собой движение по Драматическому треугольнику в согласии с требованиями жизненного сценария. Постоянное переключение в рамках треугольника как переход от роли к роли является замкнутым кругом игры, в которую можно играть бесконечно. Именно поэтому выход за рамки «Драматического треугольника» и непринятие ни одной из ролей является важной рекомендацией для выхода из игр.


Приложение 3.
«Это глупая, безответственная, легкомысленная девчонка. (Контролирующий Родитель). Мне приходится вместо своих проблем заниматься ее делами. (Заботливый Родитель). Иногда мне это представляется бессмысленным, (Взрослый) но ведь я должна помогать другим, меня же мама этому учила. (Адаптированный Ребенок). Однако иной раз мне так хочется ей сказать, чтобы она от меня отвязалась». (Свободный Ребенок).
Литература.


  1. Берн Э. Люди, которые играют в игры. Игры, в которые играют люди. – М.: Фаир-Пресс, 2001. – 480 с.

  2. Гулдинг М., Гулдинг Р. Психотерапия нового решения. Теория и практика. – М.: Независимая фирма «Класс», 1997. – 288 с.

  3. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. – Ростов-на-Дону.: РИО АО «Цветная печать». – 88 с.

  4. Психогимнастика в тренинге /Под ред. Н.Ю. Хрящевой. – Спб.: «Речь», Институт тренинга, 2000. – 256 с.

  5. Психология общения. – Йошкар-Ола, 1996. – С.36-37.

1 Психология общения. – Йошкар-Ола, 1996. – с. 36-37.